В истории освоения Ту22 май памятен первыми вылетами в строевых частях:
18 мая 1961 г. экипаж заместителя командира 203 тбап ппка Болысова Алексея Ивановича, Ту22А.
19 мая 1961 г. экипаж летчика-инспектора ОБП штаба ДА ппка Вахнова Владимира Сергеевича, Ту22А.
20 мая 1965 г. экипаж Кожинина Павла Петровича, 30 ОДРАП ЧФ, Ту22Р.
23 мая 1966 г. экипаж командира 341 тбап, ппка Чеснокова Владимира Васильевича, Ту22Р.
Как сложилась судьба этих офицеров, имена членов экипажей?
Кто знает?
Морскую авиацию не забывайте - самостоятельно вылетели:
15 ОДРАП 02.06.1962 экипаж комэска майора Дорошенко Дмитрия Петровича (живет в Чкаловске, вот он на юбилее полка в 2018 году - https://youtu.be/vdTXP56ueKI?t ... экипаж майора Переведенцева Н.А (погиб в катастрофе Ту-22Р - 28.08.1962)
Кто слышал о несчастном случае с Ту22 в Калининграде, при гонке двигателей?
Есть очевидцы?
Это произошло не на полетах.....
"На общей групповой стоянке размешалось 10-12 самолетов.
Расстояние между концами крыльев 15-20 метров. В этом проме-
жутке располагался передвижной источник электроэнергии (АПА),
снабжающий два самолета, или стационарный электропреобразо-
ватель (АГПС).
Был обычный день работы на технике и подготовки к полетам.
На одном из самолетов предстояла гонка двигателей. К этой про-
цедуре из лиц инженерно-технического состава обычно допуска-
лись наиболее подготовленные и опытные. Но на этот раз пробу
двигателей поручили молодому выпускнику академии, недавно
назначенному на должность начальника технико-эксплуатацион-
ной части. В вооруженных силах тогда поощрялось, чтобы смелее
выдвигать молодых, особенно с высшим образованием.
Этот «академик» показал на деле свою ученость – знай наших!
Не проверил готовность самолета к столь ответственной операции,
а бегом в кабину; садится на место летчика и... поехали! Все шло
штатно, пока он не включил одному двигателю максимальный ре-
жим. Когда включил, самолет перепрыгнул через не стянутые тор-
мозные колодки и рванул вперед. Видно, растерявшись, этот ин-
женер сделал движение ногами, и от этого движения развернулось
переднее управляемое колесо и самолет, развернувшись на 90 гра-
дусов вправо, пошел крушить соседние самолеты! А они под то-
ком, в кабинах работали люди. От столкновений загорелись сразу
два самолета и из прорванных баков начал течь керосин прямо на
бетон. Все стало гореть! Люди выбегали из самолетов, бежали по
горящему керосину и загорались сами.
После того, как загорелся третий самолет, максимальный ре-
жим двигателя как-то выключился, и эта мясорубка прекратилась.
А виновник трагедии покинул кабину и тоже получил очень силь-
ные ожоги.
Тем временем пожар начал набирать силу, на землю вылилось
около 140 тонн топлива, которое быстро воспламенялось и, расте-
каясь по бетону, стекало в дренажную систему аэродрома. На вы-
ходе из труб дренажа оно догорало на другом конце аэродрома.
Страшно было слушать очевидцев этого ЧП. Черный столб ды-
ма высоко тянулся вверх. Тушить пожар приехали все машины
города. Погибло пять человек, многие обгорели."
Это так называемый "чкаловский пожар": погибло 5 человек, полностью сгорело 3 самолета Ту-22Р, повредило еще один. После этого сняли все руководство полка.
24.12.1964 г. вот воспоминания очевидцев:
"24 декабря 1964 года по метеоусловиям были отбиты дневные полеты, личному составу поступила команда идти на диспансеризацию, кто ее не прошел. На самолете старшего техника самолета (корабля) С.А.Семенова №23 (с нарисованной чайкой, на борту самолета), специалистами проводились работы по устранению неисправности.
Самолеты стояли на общей стоянке в оду линеечку, расстояние между консолями плоскостей не более метра, а то и меньше, стремянки и водила сзади тоже в одну линеечку на тросах и замках, чтобы не утащили.
На одном из самолетов 2АЭ Ту-22Р (№13-05) вышел срок прогонки двигателей. Для прогонки двигателей, самолет необходимо перекатить на специальную стоянку.
Молодой начальник ТЭЧ отряда, прибывший из академии, решил это дело упростить. Выкатил самолет на рулежную полосу и развернул его под углом к стоящим самолетам, так что между носовыми частями самолета было расстояние 2-3 метра. Выходные сопла двигателя были направлены в сторону взлетной полосы. Техником самолета, который стоял на связи, был ст. лейтенант Ю.Табакапуло.
Запустили двигатели на самолете, стали добавлять обороты двигателю и самолет потихоньку пополз, на стопорных колодках, с разворотом в строну рулежной полосы. За ним бежит техник самолета, привязанный шнуром СПУ (самолетное переговорное устройство). Согласно инструкции по эксплуатации самолета и двигателей, положено, когда производится гонка двигателей, техник должен находиться на связи в районе двигателей.
Видим, это происходит так быстро, что сделать ничего нельзя. Вот этот самолет вывернул плоскостью переднюю стойку шасси новейшей спарке, отрубает нос другому самолету и врезается во второй бак самолета № 23, а в баках самолета 16 тонн керосина. Весь керосин выливается на бетонку, обливает работающих специалистов в отсеках, они выскакиваю уже горящими факелами Средств тушения нет, мы начинаем их тушить ручными пожарными баллонами, не помогает. Накрываем чехлами, пламя тухнет, чехол снимает – опять вспыхивает. Даже страшно сейчас, когда вспомнишь, бегающие факелы. Сгорело пять человек, несколько человек обгорело.
Инженер, который производил гонку двигателей, каким-то образом выпрыгнул в левую форточку кабины летчика. Попал руками в керосин, они обгорели, пришлось ампутировать.
"
вираж
Старожил форума
02.12.2020 19:06
Печальная история. Но какие новости про возобновление производства? Про Ту-160 уже всё ясно, в "сосисочном режиме", а с Ту-22 пока тишина...
Сергей Плетнев... Шокирующее сообщение, сразу и не найдешь, что сказать. Скорбно промолчишь, глотая горечь...
Однополчанин по Тарту, коллега по ТУ-22, отличный парень, добросовестный, увлеченный полётами, самолётом, службой, работой с личным составом. Точнее сказать для Сергея - работой с людьми. На МАКС-2017 встретились, пообщались, сделали фото на память. Светлую, добрую память.
Вечный полет Сергею.
Ty22
Старожил форума
21.12.2020 18:39
Да, Паша. И не сказать. Ошеломительная новость. Еще на прошлой неделе я с ним обсуждал перенос 80-летия полка с июня 2020 на июнь 2021. Как, что, куда, а как лучше, а кого не забыли и t.p. Взносы собирал я, а в БССР на его карту... Мы с ним давно знакомы, соседями в общаге в 1979-81, полеты... Интересный человек, всегда собран, влетан. Это он забирал самолет Миши Чижова обратно из Маров после знаменитого полета. Знал много и о многих. Если и говорил о ком, то всегда хорошо, достойно или ничего. Большой кусок моей интересной жизни на Ту22 связан с ним.
Ty22
Старожил форума
23.12.2020 21:07
Ребята, мы публикуем воспоминания Никонова A.Я. Летчика-испытателя Ту22. Его взгляд на некоторые катастрофы, свидетелем которых он был сам.
Подскажите как можно найти ролик катастрофы Ту-22 на посадке, когда после череды исправлений отклонений при посадке самолет "показал крест".
По моему это было размещено у кого-то в "мемуарах". Раньше видел этот ролик, а теперь не знаю как найти.
sartec
Старожил форума
12.02.2021 17:14
Это катастрофа экипажа Варваричева. Насмотрелись уже.
Добрый вечер, друзья. Признаюсь, мне не хотелось превращать тему нашей ветки из жизнеутверждающей на другую.
Последнее время особенно остро чувствуется уход дорогих нам всем людей.
Вот и сегодня, 18 октября, в Мачулищах ушёл заслуженный ветеран 121 тбап, первоклассный штурман Ту22 и прекрасный товарищ.
Шкода Пётр Лукьянович.
Может немного не по теме, но навеяло.... Был старшим техником в Нежине потом 2 УАЦа в Зябровке . И всегда вспоминается взаимоотношение между летным и техническим экипажем.ДОВЕРИЕ! Без него этот самолёт эксплуатировать невозможно. И ещё вспомнился случай . Работали на С300, посадка в Сары- Шагане, база , как и столовая отвратительные.Коридор на вылет 30 минут. Запустить двигатели невозможно, ветер в хвост и заброс температуры газов, 4 попытки и бесполезно даю команду взять с походного БВ чехол и накинуть на сопло.Двигатель пошел и чехол скинул. Самолёт вырулил на РД и запустил второй двигатель. Хворов дал всем медали за пуски а нам хрен.
Ty22
Старожил форума
23.12.2021 12:55
Друзья! Сегодня, в день рождения Дальней авиации, исполняется 102 года Василию Васильевичу Решетникову! Этот необычный день с особым смыслом. Каждому из нас желаю дожить до такого возраста и уважения!
Слава Пичугин
Старожил форума
01.01.2022 12:55
С Новым годом, друзья! С вашим 22-м годом, ребята с 22-х!
Ty22
Старожил форума
15.01.2022 13:38
С Новым годом, друзья! Наступил 2022! Всем желаю здоровья и долгих лет вместе!
Может немного не по теме, но навеяло.... Был старшим техником в Нежине потом 2 УАЦа в Зябровке . И всегда вспоминается взаимоотношение между летным и техническим экипажем.ДОВЕРИЕ! Без него этот самолёт эксплуатировать невозможно. И ещё вспомнился случай . Работали на С300, посадка в Сары- Шагане, база , как и столовая отвратительные.Коридор на вылет 30 минут. Запустить двигатели невозможно, ветер в хвост и заброс температуры газов, 4 попытки и бесполезно даю команду взять с походного БВ чехол и накинуть на сопло.Двигатель пошел и чехол скинул. Самолёт вырулил на РД и запустил второй двигатель. Хворов дал всем медали за пуски а нам хрен.
Привет, Павел. Что-то не вижу своего ответа. Уже отвечал на Ваш пост.
Подтверждаю отношения ИТС и лётчиками. До сих пор дружим.
А ситуация с медалями и орденами знакома, Павел. Встречался с ней не один и не два раза.
Сам в УАЦе преподавал в 1983-84 гг. Возможно, встречались.
Как жизнь?
Ty22
Старожил форума
02.02.2022 18:07
У кого есть книга ОСОБЕННОСТИ АЭРОДИНАМИКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЁТОВ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ, 1965г?
Может немного не по теме, но навеяло.... Был старшим техником в Нежине потом 2 УАЦа в Зябровке . И всегда вспоминается взаимоотношение между летным и техническим экипажем.ДОВЕРИЕ! Без него этот самолёт эксплуатировать невозможно. И ещё вспомнился случай . Работали на С300, посадка в Сары- Шагане, база , как и столовая отвратительные.Коридор на вылет 30 минут. Запустить двигатели невозможно, ветер в хвост и заброс температуры газов, 4 попытки и бесполезно даю команду взять с походного БВ чехол и накинуть на сопло.Двигатель пошел и чехол скинул. Самолёт вырулил на РД и запустил второй двигатель. Хворов дал всем медали за пуски а нам хрен.
Паша, привет!
Пишет Борис, твой одноклассник. Как здоровье? Где ты сейчас?
Саша, привет!
Пишет Борис. Служили вместе в Барановичах, Зябровка УАЦ. Как здоровье? Где сейчас? Как дела?
Привет, Боря! Помню тебя очень хорошо. В 121 полк прибыли вместе в 1978г. Спасибо, всё хорошо. 25 отслужил и 24 в ГВФ.
Пиши: tupolev22@yandex.ru
Ty22
Старожил форума
18.02.2022 22:42
Ребята, это о ком? Полк, ФИО, подробности кто знает?
Катастрофа самолета Ту-22Р 12.04.78 г.
Метеоусловия: облачность 5—8 баллов, высота нижней границы облаков 1500 м, верхней — 3000м, видимость 10 км.
Обстоятельства
Экипаж командира отряда капитана М., военного летчика 1-го класса, выполнял полет для воздушного фотографирования авиаполигона Повурск днем в ПМУ в составе пары с временным интервалом 1 мин и превышением 300 м, на эшелоне 4800 м и на скорости 750 км/ч. При полете по маршруту ведомый следовал сзади слева на дистанции 5—8 км и наблюдался оператором РТС самолета ведущего визуально и с помощью РТС. Для уточнения выхода на цель ведущий выполнил два доворота влево на 10 и 20°, его оператор все время наблюдал ведомого визуально. Через 54 мин полета, пройдя правее цели 2 км, ведущий начал разворот вправо. Ведомый вышел в сектор обзора командира корабля и оператора РТС ведущего самолета и тоже начал разворот, но с энергично увеличивающимся правым креном и снижением. На высоте 3000 м он вошел в облака и, находясь в крутой правой спирали, на скорости более 800 км/ч, упал в болото. В сложившейся аварийной обстановке экипаж катапультировался, но на высотах и скоростях, не обеспечивающих благополучного исхода.
Ведущий пары доложил РП на полигоне и по его разрешению снизился до высоты 1500 м, выполнил два прохода для отыскания места падения самолета и приземления членов экипажа. Не обнаружив экипаж и самолет, ведущий доложил на РЦ УВД Львова и РП на аэродроме. По команде РЦ УВД к месту падения самолета были направлены поисково-спасательные вертолеты и самолет.
Из рапорта командира эскадрильи капитана Давыдова, ведущего пары:
«При удалении до цели 50—60 км я вызвал М. по УКВ, но ответа не получил. На неоднократные запросы ответа не было. С полигона сообщили, что идем правее цели. По команде штурмана начал выполнять первый разворот. Повернув голову влево, увидел самолет капитана М. на траверзе, на удалении 3—4 км с креном 45—50°. На запросы он не отвечал. Потом самолет с увеличивающимся креном пошел отвесно к земле. Я кричал по радио, чтобы прыгали. Самолет вошел в облака, и я его больше не видел. Доложил на полигон о случившемся, запросил снижение до1500м и сделал два захода для поиска экипажа и самолета, но обнаружить их не удалось».
Причина
Не установлена из-за отсутствия объективных данных вследствие невозможности извлечения разрушившегося самолета с большой глубины торфяного болота.
Павел M
Старожил форума
18.02.2022 23:22
Есть данные об этом происшествии в открытых источниках. Ссылка не проходит, цитирую (орфогрфия сохранена):
"12 апреля 1978г. катастрофасамолета Ту-22Р №91, КК командир отряда к-н Михалёв, военный летчик 1-го класса, штурман Кудрявцев, оператор Кагукин.199 ОДРАП"
Есть данные об этом происшествии в открытых источниках. Ссылка не проходит, цитирую (орфогрфия сохранена):
"12 апреля 1978г. катастрофасамолета Ту-22Р №91, КК командир отряда к-н Михалёв, военный летчик 1-го класса, штурман Кудрявцев, оператор Кагукин.199 ОДРАП"
Спасибо, Андреич.
А этот случай?
Поломка самолета Ту-22Р 06.07.87 г.
Метеоусловия: малооблачно, видимость 6—10 км, ветер слева 20°, 3 м/с.
Обстоятельства
Экипаж командира отряда капитана Б., военного летчика 1-го класса, выполнял перелет днем с оперативного аэродрома Борисполь на базовый аэродром Нежин. В целях выработки топлива до нормальной посадочной массы экипаж выполнил четыре захода на посадку в закрытой кабине. В предпоследнем заходе на посадку после открытия шторок на высоте 120 м и уходе на второй круг по команде штурмана корабля «Шасси, закрылки» командир корабля кратковременно дал импульс на уборку шасси, что было достаточно для снятия их с замков выпущенного положения. В дальнейшем, выполняя полет по кругу с заходом на посадку в открытой кабине, летчик трижды докладывал руководителю полетов и дважды в экипаж о выпуске шасси и горении зеленых сигнальных ламп выпушенного положения шасси, не убедившись в его практическом выпуске. Приземление самолета произведено на недовыпущенное шасси на БВПП с расчетом 400 м, на скорости 320 км/ч, с перегрузкой 1, 3. В ходе движения на БВПП правая стопка шасси складывалась быстрее. Командир, поняв это, дал правую ногу для схода на грунт. Самолет с полностью убранным шасси на удалении 1050 м под углом 20° сошел на грунт и на расстоянии 1450 м от начала БВПП, в 110 м правее ее оси, остановился. Экипаж самостоятельно через аварийные люки покинул самолет.
Причина
Недисциплинированность командира корабля, выразившаяся в невыполнении требований инструкции экипажу и Курса боевой подготовки, что привело к неграмотным действиям летчика с арматурой кабины и посадке самолета с недовыпущенным шасси.
Виновники
Командир отряда капитан Б., не выполнивший требований инструкции экипажу, Курса боевой подготовки и игнорировавший указания РП о выполнении полета без снижения на посадочном курсе.
Штатный руководитель полетов, выдавший неграмотную команду на выполнение полета по кругу с выпущенным шасси и не добившийся выполнения экипажем полета без снижения на посадочной прямой.
Павел M
Старожил форума
19.02.2022 13:47
Из того же открытого источника, сайт "Авиафорум" (есть такой), раздел "Авиация, как хобби", подраздел "Реестр" (в нём тоже есть деление) "Реестр по типам ВС", в котором есть "Реестр Ту-22", на стр. 26 имеется следующее от пользователя под ником "Бумбараш" (привожу выдержку):
"...199-го ОДРАП
06.07.87 г. Поломка самолета Ту-22Р №37 КК к-н Белошкурский..."
Эти данные пока что в памяти и без "реестра".
Товарищи офицеры, дорогие друзья, наступил наш Праздник - День Советской Армии и ВМФ СССР! Поздравляю всех нас. Будьте здоровы, любите семью и не сдавайтесь! Долгих вам лет, ребята!
В коридорах ФАЛТа есть модель Ту22. А там это каким боком, Виктор?
Ну, как это каким боком? Ветка про Ту22, и модель Ту22!
А вот "КАЗ приступит к строительству новых ракетоносцев Ту-22М4 с двигателями НК-32-02, как у Ту-160М2" вроде бы к Ту22 никакого отношения (прямого!) не имеет.
Ну, как это каким боком? Ветка про Ту22, и модель Ту22!
А вот "КАЗ приступит к строительству новых ракетоносцев Ту-22М4 с двигателями НК-32-02, как у Ту-160М2" вроде бы к Ту22 никакого отношения (прямого!) не имеет.
Всё правильно. Ветка про него, родимого. На вашем факультете было о нём известно? Вообще или изучали?
К Ту22М, Ту160 и Ту154 он имеет отношение как родитель семейства. Не было бы его, не были бы они так успешны.
Амирьянц сказал мудро.
Всё правильно. Ветка про него, родимого. На вашем факультете было о нём известно? Вообще или изучали?
К Ту22М, Ту160 и Ту154 он имеет отношение как родитель семейства. Не было бы его, не были бы они так успешны.
Амирьянц сказал мудро.
Ну, в мое время (1971-1977) там не больно-то изучали современную боевую технику. Более-менее "подробно" (хоть и в общих чертах) - только МиГ-21, да и то - на военной кафедре.
Но тот, кто этим интересовался, знали чуть больше. Мне в этом смысле было чуть проще: батя всю жизнь проработал прочнистом (и не рядовым) у Туполева (база, Томилино, "завод" в Москве, последние 7 лет - создавал и возглавлял Ульяновский филиал ОКБ).
Про катастрофу Ту22 с Ю.Т.Алашеевым в 1959г. узнали в тот же день (матушка работала в Жуковской гор. больнице, а туда подобные новости приходили очччень быстро! :( ).
Кстати, и с сыновьями Ю.Т. (Олегом и Андреем) был знаком (но это уже off-topic).
С Амирьянцем согласен, в принципе. Хотя так можно сказать о любой (почти) линейке самолетов.
А вот с названиями "22М3", "22М4" не согалсен. "22М3" и "22" - уж больно разные самолеты! Не зря же и в КБ, и на заводах "22М" всегда называли "45-я" , 45М2, 45М3 (реже - "145-я").
Я вообще названия "22М2", "22М3" услашал впевые где-то в начале 0-х. До этого знал только 45, 45М2, 45М3.
Ну, в мое время (1971-1977) там не больно-то изучали современную боевую технику. Более-менее "подробно" (хоть и в общих чертах) - только МиГ-21, да и то - на военной кафедре.
Но тот, кто этим интересовался, знали чуть больше. Мне в этом смысле было чуть проще: батя всю жизнь проработал прочнистом (и не рядовым) у Туполева (база, Томилино, "завод" в Москве, последние 7 лет - создавал и возглавлял Ульяновский филиал ОКБ).
Про катастрофу Ту22 с Ю.Т.Алашеевым в 1959г. узнали в тот же день (матушка работала в Жуковской гор. больнице, а туда подобные новости приходили очччень быстро! :( ).
Кстати, и с сыновьями Ю.Т. (Олегом и Андреем) был знаком (но это уже off-topic).
С Амирьянцем согласен, в принципе. Хотя так можно сказать о любой (почти) линейке самолетов.
А вот с названиями "22М3", "22М4" не согалсен. "22М3" и "22" - уж больно разные самолеты! Не зря же и в КБ, и на заводах "22М" всегда называли "45-я" , 45М2, 45М3 (реже - "145-я").
Я вообще названия "22М2", "22М3" услашал впевые где-то в начале 0-х. До этого знал только 45, 45М2, 45М3.
45М2 или 45М3 не слышал. Это новость для меня, хоть 7 лет и возглавлял ИАС полка, вооружённого самолётами Ту22М3.
Слышал и встречал в переписке только 4502 или 4503. В общем случае, изд. 45.
145 тоже не слышал.
Насчёт разницы между 22 и 22М здесь и у Амирьянца говорено немало.
Почитайте наши воспоминания этой ветки сначала. Вам будет интересно.
Пытался выходить на Олега.
Наши несколько призывов упали вникуда. Жаль.
С годами имя Алашеев стало бронзоветь.
Мы хотели оживить человека через сына. Уверен, что 10 летний пацан знал, а с годами темой владел.
Взгляд изнутри нужен.
Пока вывод один. Его не интересует эта тема.
Victor N.
Старожил форума
27.02.2022 01:11
Ty22:
"45М2 или 45М3 не слышал. Это новость для меня, хоть 7 лет и возглавлял ИАС полка, вооружённого самолётами Ту22М3.
Слышал и встречал в переписке только 4502 или 4503. В общем случае, изд. 45.
145 тоже не слышал."
Да, верно, тут я ступИл: машинально скопипастил с 22М3 в 45М3. Сорри!
Насчет "145": я тоже редко это слышал. уже б и забыл давно, но в памяти осталась коротенькая дискуссия бати с Б.ганцевским, где то пытался обозвать это изделие как "145", а для бати было привычнее "45".