Всем здравствуйте, долгожданное!
Спасибо, что не вычеркнули из списка друзей.
Наливаю чаю по случаю возвращения блудного сына.По мере возможности внесу
национальный колорит в дедовскую компанию.
Но моё отсутствие на скорость полёта не повлияло, ветку добротно поливали и подкармливали.
Мастерство ветеранов не пропьёш и это правильно.Вот только технику обронённую жалко.
Ежили её сейчас просто в металлолом сдать, вы бы обмеллионерились.Дорога ныне дюраль и медь.
Ну это к слову...
В канун праздника СА и ВМФ надо отчёт держать.
МАЛАЯ ВЫСОТА.
Эту оказию мне пришлось испытать молодым вторым штурманом в составе экипажа морского
волка майора с красивой фамилией БУБНОВ А.И.
Малая высота для ТУ-16 по КБП была днём 60 метров и ночью 100 метров.
Поскольку я получал провозные, вывозил меня штурман-инструктор по своему характеру зануда
и любитель подЕ... и унизить.
Именно поэтому я тщательно готовился к маршруту, обращая внимание на свж на малых высотах.
Погода в лётную смену удалась.Солнышко просто пекло, а ветерок лёгким бризом ласкал огрубевшие
лица морских лётчиков.Экипаж принял технику и в ожидании зелёных свистков, травил под крылом
байки.
Момент настал, взвились зелёные, экипаж залез в раскалённую солнцем кабину и с богом.
Вэлетели, набрали высоту и с отворотом на маршрут 2.40.в море.В кабине уже установилась терпимая
температура и мы каждый приступили к выполнению плановых заданий.Надо отметить, что плановые
задания в экипаже всегда были в изобилии и смотреть по сторонам было некогда.Ну а если прощёлкал
или техника была не в режиме пиши пропала, самолёт летит а здесь и следующее задание.
Выходим на прямой участок снижения до малых высот и начинаем.
Сверяем высотомеры, включаем высотомеры малых высот и с отсчётом высот идём на снижение.
100 метров доклад о работе техники и командир снижается дальше.
Смотрю проходим 60 и снижаемся дальше.Решил напомнить: командир.... в ответ вижу два кулака в
шевретовых перчатках-командира и штурмана-инструктора.Затыкаюсь и бдю.
Корма докладывает: командир бурун!
Вижу командир показывает мне: вверх.Поднимаюсь на своём плавающем троне под блистер и......
Картина неописуемая.Волнения моря не видно, спошная голубая лагуна с выгнутыми у горизонта
вверх краями.Очарован.В душе твориться что-то неповторимое:восторг, смятение и ликование.Мальчишеский азарт распирает.
Командир сквозь гул(а он усиливается значительно)орёт: ну как? Показываю большой палец.
Время полёта на малой высоте истекло и идём в набор.
И здесь слышу в СПУ голос штурмана-инструктора: 2й штурман, наше место?
Хочеться матюкнуться но вежливо говорю: секундочку, уточняюсь!
Потом много раз приходилось видеть голубые чаши сверхмалых высот, но эту первую буду помнить всю жизнь.
После полёта командир отозвал меня в сторону и сказал: это тебе подарок от меня!
Много приходилось потом мне летать с этим командиром, которого я в шутку называл: КОМАНДОР,
и прятно было смотреть как в казалось бы безвыходном положении он уверенно хладнокровно находил
единственное грамотное решение.А ещё он очень уважал людей, относился к ним бережно с вниманием
и пониманием ситуации.
Вот такой у меня был командир и такую высоту он мне подарил.Так что высота не всегда бывает большой.
Всего вам доброго ув А, Ф.
Zhenja:
Подсветите мыло пожалуйста или черкните мне пару строк. У меня есть сборник старых рецептов, собранных в один том, по лечению различных заболеваний народными способами.
Может быть, найдем что-то.
Алексей Павлович Крынин:
Палыч, это не упаднические настроения, ей ! Я действительно "выговорился" за два года
на форуме, написав почти 220 страниц рассказов. Если что-то будет в тему веточки или просто появится "свежая-старая мысль":о), обязательно напишу.
Oldeng:
У нас причина "оброненного" вертолета, была от неудачной дачи тренировки проверяющим, как позже выяснилось =:о)
Публикую рассказ, написанный ещё на первой веточке, и уцелевший, как и многие рассказы, благодаря скрупулезности Саши - Кама-27, - нашему арихивариусу форума :)
Ничего особенного, обычный полет.
«Просто рассказ»:
Как фамилия ? - спрашиваю молодого парня, моего пасажира.
Мне положено вписывать фамилии пассажиров, в список, взятых на борт не в аэропорту, а на точках. Парень называет мою фамилию и смотрит на меня, а я - на него.
Да, говорю, это моя фамилия, а как ваша ?
Повторяет снова и до меня доходит, что он, мой однофамилец.
Вписываю в список пассажиров, спрашиваю: летал когда-нибудь ?
Нет, мотает головой.
Тогда слушай и смотри и, объясняю, что делать, как выходить из вертолёта, куда идти и прочее.
Понял ?
Понял, отвечает.
Ну, поехали.
Мы взлетаем на западной окраине г. Алма-ата и идём по довольно продолжительному маршруту,
практически, по всей Алма-атинской области - собираем пробы воды на геохимических скважинах, в радиусе 150-170 км, облетаем все точки стационарных замеров и дежурства. Они сильно разбросаны – несколько в горах, несколько в предгорьях, в долине реки Или, у подножья хребта Алтын-эмель, на противоположном берегу р. Или, северо-восточнее 170 км от Алма-аты, и на южной стороне р. Или, недалеко от г. Капчагай.
Мы идём, сначала вдоль гор, на восток, на точку, в предгорье Заилийского Алатау, под названием с.Курам. Проходим мимо ДОСААФовского аэродрома и отработав с ними и получив разрешение на пролёт, идём к горам.
Всё-таки, интересны способы применения вертолёта в народном хозяйстве(ПАНХ), что только на них не делают, разве что не пашут, в прямом смысле этого слова.
И кабель с вертолётов МИ-8 разматывали, мне ребята рассказывали,
рыбу с озера, мы со льда возили когда лёд был уже ненадёжный, соль баранам в горы возили, строили канатку, ставили вышки, химичили, искали обрывы ЛЭП, вывозили пострадавших, летали с КГБ шниками, МВД шниками, медиками, пожарниками, противочумная лаборатория нас нанимала для облётов и учёта популяций мышей-полёвок, покойников возили, людей с затопленного посёлка в море разлившейся реки на севере целиноградской области с железной дороги, возвышающейся над степью вывозили.
Главное дело, когда железную и автомобильную дороги здесь, в р-не г.Атбасар, 180 км северо-западнее Целинограда, проектировали и строили, учитывали весенние разливы рек, а посёлки строили прямо в центре разливов.
Не планировали что ли?
Один председатель колхоза на свой страх и риск, возвёл своими силами вокруг посёлка
дамбу и посёлок никогда не бедствовал. Так его чуть не засудили, почему разрешения не спросил ?!
Дурдом !
Каждый год, этот район затапливает и каждый год туда летит комиссия, сначала самый младший чин, потом постарше и т.д. И дежурит вертолёт, который влетает в большую копеечку государству.
Мы садимся с тёзкой, возле кривобокого домика, на площадке, у отрожка горы.
Домик, банька, - всё покривилось и наклонилось, вот вот завалится, наверно, всё вокруг народное, всё вокруг моё, но мне оно и на хрен не нужно, получается.
Как здесь люди живут – привыкший к чудесам цивилизации и горячей воде, смотрю во все глаза на это жилище. Человек может выжить везде, но за что, его заставляют выживать, ведь Юра уже в космос слетал ? Значит, деньги есть, только где ?!
Забираем пробы воды и направились на север, к горам Алтын-эмель, - красивым, с заснеженными, белыми пиками, горам. Там, отыскиваем в поле скважину рядом с добротным, двухэтажным домом, вокруг которого видно приложение рук человеческих ко всему: и двор ухожен и огород зеленеет всходами; ограда и та, ровненькая , видно, что латали , но всё как по линейке.
Оказывается, человек, живущий здесь постоянно, а не вахтой - непоседа и мастер на все руки, а жена, тихая, улыбчивая женщина, как тень мелькающая по квартире и придворью, радушная хозяйка.
Напоили нас чаем с вареньем, очень вкусное, необыный терпкий кисло-сладкий вкус. Поговорили о житье-бытье:...живут здесь давно, нравится, дети уже все взрослые, разъехались по свету, а мы с хозяйкой здесь век свой коротаем, улыбнулся хозяин, загорелый, крепкий ещё мужик, неопределённого возраста.
Не скучно, спрашиваю ?
Нет, не скучно, дружно отвечают.
Видно, от нас самих зависит, скучно нам жить на этом свете или мы всегда найдём себе занятие по сердцу, обстановку по душе и сможем, если захотим, поддерживать мир в СВОЁМ доме.
Поблагодарили хозяев за радушный приём, записали, что им привезти в следующий раз
и пошли дальше, по маршруту: прыг-скок-посадка, - берём пробы, пять-семь минут обмена информацией, взлёт, на следующий курс.
Идём через исскуственное озеро, море, как его здесь называют - Капчагайское водохранилище, ветра почти нет и сквозь отстоявшуюся за годы воду, видны практически размытые очертания затопленных при строительстве ГЭС, посёлков.
Здесь, уходят под воду остатки асфальтированной дороги Алма-ата – Талдыкурган, скрылась в пучине станция Или с затоном, где мы с пацанами облазили все катера и буксиры, поставленные на вечный прикол. Явственно вспомнился, сладковатый запах цветущей джигиды, - колючего кустарника, с твёрдой древесиной и вкусными, вязкими плодами, трудно сравнимыми с чем-либо по вкусу.
Проходим городок Капчагай, он раньше назывался Новоилийск, где жили с родителями в финском домике, собранном из двух половинок, очень тёплый и уютный, отсюда я уехал учиться в 8-10 классы в Алма-ату.
Мой пассажир вертит головой, - ищет дом в необъятной степи, юго-западнее Капчагая, там должна быть очередная точка. Долго кружим в поисках и наконец, присаживаемся возле лога, у какой то лачуги, от которой тянется струйкой ручеёк. Дымок вьется из кривой трубы и мы решаем, что она - обитаема. Пассажир убежал, чтобы спросить про геохимическую станцию.
Смотрю, машет мне, здесь, мол, нашли.Выключаюсь и иду полюбопытствовать.
Домик - сколочен из досок от ящиков, обит толью и фанерой, внутри обшит - картоном от продовольственных коробок, есть топчан, колченогий стол, заваленный всякой всячиной, табуретка, невесть откуда взявшаяся среди этой разрухи и, ящик из под молока, вместо "пуфика", у топчана.
Хозяин, - молодой парень со всклокоченными волосами, весь в наколках, суетливо объясняет что-то моему тёзке и мы, забрав пробы, выходим из жилища.
Когда то, в далёких пятидесятых, я видел, как пришедший с войны, обездоленый человек, потерявший и семью и кров, спокойно и размеренно строил рядом с маслозаводом, где его определили на работу, землянку.
Построена она была по всем правилам, в ней всегда тепло, сухо и уютно, мы иногда с пацанами играя, забегали к дядечке, имени уже не помню и я всегда поражался порядку и чистоте в землянке. Там стояла буржуйка, обложенная кирпичом и добротно сработанный деревянный топчан, на котором можно в футбол играть.
Мда-а. После дома, с радушными хозяевами, хоромы парня вызвали у нас гнетущее впечатление.
Олег, так зовут моего пассажира, говорит: парень недавно освободился, а сюда, в это место, никто не пойдёт работать, вот мы его и взяли, может, обустроится.
Когда его сюда отправляли, говорят, была только палатка в степи, а сейчас, уже что-то слеплено из подручных материалов.
Мы взлетели и взяли курс на западную границу города, где я подобрал моего пассажира и отработав с МДП, перешел под управление «старта».
Олег что-то спросил у меня, я наклонился, чтобы переспросить и, в этот момент, наверху, раздался сильнейший удар, будто ударили битой для игры в городки по кабине, в районе правого двигателя.
Звук был настолько силен и неожиданен, что Олег, подчиняясь реакции, откинулся назад и сорвав с креплений раскладывающееся кресло справа для пассажира, улетел назад.
У меня в ушах стоит звон.
Быстро осматриваю всё, что поддаётся контролю и осмыслению, - никаких отклонений, тряски, вибрации и т.д.
Вспоминаю мгновения перед ударом – как будто, что-то мелькнуло в этот момент, сверху вниз, справа, как молния.
Наверно, всем приходилось видеть, как в глазах продолжает светиться картинка, когда внезапно выключается телевизор, вот так и у меня, что углом зрения засёк, то и вспоминается.
Думаю, сесть и посмотреть что-ли ? - но я уже в зоне круга, где моя посадка
контролируема и будет расцениваться, как вынужденная, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Делать нечего, докладываю диспетчеру: так мол и так, сильный удар в передней, верхней части кабины пилота, силовая установка работает без отклонений, шум, вибрация отсутствуют, подозрение на столкновение с птицей, помощь не нужна.
Старт принял информацию и разрешил заход и посадку.
Я не мог дождаться, когда наконец остановится несущий винт, выпрыгиваю из кабины и обхожу вертолёт. К вертолёту начинает стекаться народ, - прошла информация от диспетчера.
Ничего нет, т.е. вообще ничего, ни крови, ни вмятины. Стою в растерянности, раздумываю, как поступить и делаю ошибку, - ухожу от вертолёта, не опечатав и не дождавшись комиссии.
За что был, естесственно "выпорот" на разборе, выдумал мол, столкновение с птицей, геройствуешь.
Ясно, бум помалкивать в следующий раз.
А через несколько дней, техник, который меня выпускал тогда, протягивает чёрное пёрышко и говорит: дарю на память от стрижа.
От какого стрижа, спрашиваю.
От такого, отвечает, с которым ты "не поделил дорожку".
Вот, нашёл под двигателем, когда раскапотил и вмятину нашёл – она на стыке стекла и кабины, - вверху.
И на передней носовой крышке, справа, полоска краски снизу-вверх или наоборот, шоркнута, как шкуркой наждачной.
Но, «походку» мне, комиссия уже "подправила клизмой" и я помалкиваю, быстрее забудут....