Все форумы |
Авиационный |
Сослуживцы |
Авторские |
16 пользователей сделали закладку на эту тему форума | ↓ ВНИЗ |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
← На главную страницу |
Все форумы |
Авиационный |
Сослуживцы |
Авторские |
Реклама на сайте | Обратная связь/Связаться с администрацией |
Ввиду большого количества паролей по разным направлениям, из-за установленной тридцать лет назад коллекции склерозов, вход на форум под своим ником "Ветеран ГА" сейчас для меня закрыт. Прошу извинить за анонимность.
Пользуясь обеденным перерывом, рад случаю пожелать Вам Доброго дня и крепкого здоровья.
Материал у меня есть, но как-то он не в тональности беседы.
Но не могу удержаться от реплики в связи со стихами уважаемого "Из бывших".
2Из бывших:
Хоть у меня, как у второго пилота в середине пятидесятых была совсем другая судьба - учили летать с первого полета и за год сделали командиром самолета (1 марта 1957 года - первый производственный полет, в сентябре 1958 года утвержден командиром самолета Ан-2),
по опыту знаю, что описанное в стихах явление не единично. А красочность и глубина раскрытия проблемы просто поражают.
На крайних страницах проявилась некоторая депрессия в наших рядах. Дорогие мои, у всех у нас за долгие годы что-то случилось. И у меня - в том числе. После 42-х лет совместной жизни похоронил супругу после двухлетней болезни. Скачанный SERDG: материал как-то вернул меня в то время. Но жить постоянно под давлением этих обстоятельств нельзя, если уж мы остались жить. А наши посиделки - эффективное лекарство от депрессии.
2Моргун. Николай, жаль, если не заглянешь на ветку и не вспомнишь что-то из своей богатой жизненной практики.Поверь мне, десяток лет руководившему отделом ПАНХ и МВЛ в МГА, что твой опыт уникален, а умение его изложить - редкостное в среде пилотов. Об этом я уже писал в начале ветки.
Виктору, Палычу, другим братьям по "чайной" - спасибо за беспокойство по поводу моего отсутствия. Забегаю и слушаю. Но у меня очень трудо- и время- емкое хобби - видео. Не все клеится, а хочется сделать хорошие фильмы. Очень много отснятого материала за многие десятилетия увлечения.
По поводу моих старых записей начала шестидесятых годов - не в тему беседы, а может быть как-то прилепится их продолжение. Но сначала небольшой комментарий, скорее для тех собеседников с меняющимися никами, которые нас считают зомбированными роботами или кого-то и(или) что-то предавшими.
Нас иногда втягивают в политическую дискуссию, иногда обвиняют в развале прежнего государства. Нас – это поколение, которое сознательную трудовую жизнь прожило в период от Сталина до Ельцина. Что-то в этих обвинениях соответствует действительности, если иметь в виду моего земляка Горбачева, его соратников по ЦК, развязавших борьбу с партийными комитетами на местах, того же Ельцина, в отместку за обиды развалившего державу и отдавшего Россию-матушку на разграбление будущим олигархам.
С тем же успехом можно обвинить и обвиняющих нас: в нынешней нищете пенсионеров, учителей, врачей и другого медперсонала поликлиник, в разгуле взяточничества и т.д.
Бесполезное это дело – судействовать по глобальным вопросам. Лучше говорить о себе и об отношении к жизни в тот или иной период.
А в связи с этим, вернусь к неустроенной жизни пилота северной автономной республики, которая сегодня стала Якутией (Саха). Были мы живыми людьми, тяжело переживали трудности, радовались успехам и подаркам от жизни.
Тот, кто представляет нашу жизнь, как коллективное хождение с флагами и плакатами, как это пытаются преподнести некоторые фильмопекари, по меньшей мере ошибаются. Многого нам не хватало. Много лучше бы не было. Но и многое мы потеряли. Особенно – в уверенности в будущем. Тогда с каждым годом что-то становилось лучше и завтрашний день с уверенностью воспринимался светлее вчерашнего. Сегодня мы не уверены. Знаем, что обчистят, но не знаем где. То ли рубли с пенсионного счета слямзят дефолтом, то ли доллары в «банке» (стеклотара для беспроцентного хранения сбережений) с еврой накроются. Неизвестно, как сохранить средства на пару зубов.
А как жили тогда – вот они - рядовые будни.
2 апреля 1962 г.
Второй день без полетов. Написал письма, сходил в кино. Лучше целыми днями летать, чем в этой неустроенности отдыхать. Гостиница в аэропорту – проходной двор. Другого места, где бы можно было посидеть с книгой, нет.
Постепенно меняется характер погоды. Сорока- и пятидесяти- градусные морозы этой зимы позади. С потеплением усилились ветры, снежные заряды встречаются почти в каждом полете, а иногда и с сильным обледенением в осадках, мгновенно нарастающим корявым ребром на передних кромках и расчалках. Не за горами – таяние снега и размокание площадок. В ожидании первого якутского лета придется еще довольно долго испытывать себя и самолет в слякоти на земле и в воздухе.
В эскадрилье солидный состав экипажей. Из моего выпуска в Бугуруслане – Черных Олег. Считается самым опытным в эскадрилье. Примечательно, что он местный – уроженец Олекминска, молчаливый и скромный. По делу скажет пару слов, добавив сибирское «однако», емко и четко, и никаких пустых разговоров. Живет в городе в своем доме. Охотник и рыбак. С осени наморозил уток, другой живности и рыбы во дворе на всю долгую зиму. Его не мучают наши консервные проблемы.
Шибаев из ВВС. Летать командиром только начал, но уже считает себя асом.
Заиграев пришел с Ми-4. Много вертолетов стоит без лопастей. С налетом создались проблемы. Решил перейти на Ан-2. Толковый парень.
Валентин Ломарев пришел из Запорожья на месяц раньше меня. Успел на коротком дне получить минимум 2/2 днем и ночью. Мне придется ждать этот минимум до осени.
Командир эскадрильи Черепок, мой тезка - Михаил. Белорус. Любит поговорить, богато окрашивая речь пословицами и поговорками. Несмотря на молодой возраст – около 30 лет – летать не любит. Художник.
Старший штурман отряда Шаповаленко Петр Гаврилович – уникальный человек. Только благодаря ему личный состав отряда получает награды за безаварийный налет и другие поощрения, хотя это дело начальника штаба. Летал с ним далеко на юг на границу с Читинской областью в Усть-Нюкжу. Садились на остров Ытыылаах на реке Олекме. Одно удовольствие летать с таким штурманом и проверяющим.
Штурман Ваня Савченко совсем молод. Секретарь комсомольской организации.
Штурман нашей эскадрильи Черныш (Примечание 28.02.08: в 1986 году в одной группе получили почетное звание заслуженных. В это время он был главным штурманом Якутского управления гражданской авиации). Летал с ним в Якутск.
Штурман Чирихин живет в гостинице с женой и ребенком. Странный мужик. И жена с завихрениями.
Два дня без полетов в гостиничном одиночестве, вдали от семьи и домашнего уюта вогнали меня в жестокую тоску. Только полеты, сложные, с непредсказуемой погодой, несмотря на прогноз синоптиков, с непредсказуемыми условиями при посадке на таежные площадки, выводят из этого состояния.
Была бы отдельная комната, занялся бы чем-либо. Хоркин В.В. – заместитель командира отряда – все свободное время отдает моделированию. Золотые руки. Занят делом.
Почему-то семейный уют, удобства быта считаются мещанством. А мне хочется этого «мещанства». В семейной жизни и быту – я частник, что явно является отрицательной чертой для человека на пороге коммунизма. И те, кто кричит о «мещанстве», коллективности всех сторон жизни, сами тянут все подряд в свое гнездо, прикрываясь громкими фразами.
Впрочем, у меня сейчас плохое настроение и с ним не стоит ковыряться в устоях нашего общества. У меня есть жена и сын и я хочу жить в нормальных условиях. Если это мещанство – то даешь мещанство.
А если нет для отдельного человека нормальных условий, то и от него ничего нормального не получишь, в том числе и нормальных полетов.
Оно, конечно, нынешнее мое «бытие» определило такое «сознание». Будет другое бытие, наверняка сформируется и соответствующее сознание.
3 апреля 1962 г.
С утра слетал в Мухтую. После обеда вылетел в Мирный. Задержка с посадкой пассажиров в Мухтуе не позволила вернуться в Олекму. Ночуем в Мирном. В аэропорту гостиницы нет. В городе поселились в комнатенку типа карцера. Город только начал строиться, но будущее у него есть. Алмазы – дело серьезное.
По сравнению с Олекминском снабжается город отлично. Много фруктовых и овощных консервов. Есть колбаса, сливочное масло.
Это то место, где совсем недавно разыгралась трагедия с геологами, открывшими алмазные месторождения. В результате лесного пожара вся экспедиция, лишенная пищи, одежды и радиосвязи, погибла. Только полузамерзший начальник экспедиции на льдине был найден с картой на реке Вилюй.
Теперь здесь все изрезано дорогами и просеками.
4 апреля 1962 г.
С утра – трехкилометровая прогулка из Мирного в аэропорт. Сами подогрели двигатель и вылетели в Олекминск. И снова – Олекма-Мухтуя-Олекма.
6 апреля 1962 г.
Сегодня были сложные площадки. Ытыылаах еще не так сложна. Деревья, мешающие нам взлетать прошлый раз, геологи взорвали. Три трубки с аммонитом привязывают вокруг ствола – и нет лиственницы. Живут эти ребята в палатке. Всего восемь человек. Их житуха, пожалуй, похуже моей в гостинице. И не стонут. Мне даже как-то стыдно стало перед собой за жалобы на жизнь и неустроенность. Кое-что им выгрузили и порулили на исполнительный старт. Не останавливаясь, начинаем разбег.
Снег на площадке глубокий и тяжелый. Лыжи погружаются в снег, а его весенняя плотность чувствительно уменьшает нарастание скорости. Держусь колеи, сделанной при посадке. Но малейший выход из нее дергает самолет по направлению. Наконец, вытащили лыжи из снега и дело пошло веселей. Впереди – Кедровый на горЕ с неизвестным состоянием снежного покрова.
А вот и наша горка с площадкой на склоне. Снег приглажен волокушей из бревен, но ветерок, по признакам на земле, довольно сильный. И направление неприятное – под 90 гр. к посадочному курсу. Здесь нет выбора: посадку в гору, взлет под уклон.
Прикрылись креном до неприличия. С трудом удерживаю самолет на посадочном курсе. Уменьшаю крен с доворотом в сторону ветра. Колю Сухина прошу держать температуру головок цилиндров для уверенного ухода на второй круг на взлетном режиме в случай чего.
Площадка приглажена, так что боком по сугробам не понесет. Выравниваю. Бело внизу. Как бы не прозевать выровнять самолет в посадочное положение из этого «крено-углосносового» состояния. Хорошо еще, что при приглаживании полосы остались видимыми полоски и комья в «междурядьях». Но встречной составляющей ветра нет. Самолет несется, хоть и в гору. А, возможно, и попутная составляющая появилась. Гора, она и есть гора. Только и жди от нее сюрпризов в весеннюю пору. Закрылки при таком ветре опасны. Двадцать выпустил, хотя и это для бокового ветра много. Не выскочил бы предкрылок с одной стороны. Прекращаю добор штурвала, ногою ставлю самолет по курсу посадки и убираю крен. Основные лыжи прилепились к поверхности полосы. Торможу. Но что такое - тормоз на лыжах. Царапает гребенка снег чуть-чуть. Нет эффекта торможения. Лучше работает на нас движение вверх по склону. Со снижением скорости поворачиваю больше штурвал в сторону ветра. Элероны помогают рулю направления держать самолет на курсе и работают дополнительным сопротивлением. Наконец, скорость погасла до рулежной. Впереди осталось еще метров семьдесят разглаженного пространства, к кромке которого мы уже едем, чтобы стать для разгрузки и последующего взлета.
Все просто, а чуть-чуть сделаешь что-то не так, чуть упустил момент – собирай самолет в кучу в виде фрагментов. В Руководстве по летной эксплуатации и в НПП все четко и ясно расписано: все соответствует – лети, делай, садись; не соответствует – возвращайся, не лети, не садись. А в жизни эти границы размыты. И вот ты пролетел пятьсот километров, встретился с границей между «нельзя» и «льзя», колышущейся к «нельзя». Здесь то и требуется умение профессионально оценить ситуацию, степень риска и варианты действий, если ситуация будет развиваться неблагоприятно.
А если уж подойти по всем правилам, то и летать здесь на самолете Ан-2 нельзя. Даже на МВЛ много площадок менее 600 м. Есть и менее 500 м, а уж о подходах и речь не идет. Какие там тангенсы-катангенсы.
Вот такие записи сорокапятилетней давности. И сегодня по Якутии несутся самолеты и вертолеты. Многократно реже, но летят в том же диком и жестком нижнем воздушном пространстве. Может быть им полегче с навигацией и связью, но условия жизни, по сообщениям, еще хуже чем было в середине прошлого века. Летают там и «деды». Так бы хотелось свежего, сегодняшнего материала на нашу ветку. А, судя по другим веткам, «якуты», бывшие и настоящие, посещают форум активно.
Движемся к 85-летию ГА. Наша доля в этом стаже и деле солидная. Выше нос, деды.
Доброго Вам здоровья, хорошего настроения и хороших новостей!
Ваш Ветеран ГА.