SERDG
Дорогой коллега, приходилось заходить в ваш гостеприимный (как и все северные населенные пункты) Певек. Подтверждаю радость встречи и горжусь тем, что был участником событий, дававших возможность людям в тех далеких краях жить и работать дальше, ведь завозилось всё, не буду даже пытаться перечислять. Приходилось как-то с рейда Певека слетать на "двоечке" в стадо к оленеводам. С нами шел один корреспондент столичной газеты, писал(прошу читать правильно) очерки, постоянно их передавал, много снимал фото и видео(что было тогда ещё не массово, видика ещё дома не имел), у меня и сейчас есть эта запись: взлет с палубы, через сопки в ближайшее стойбище (я по телефону консультировался с местным КВС вертолета), интервью, фото, наши подарки и назад с их подарками! А сухогрузы-города ледового класса в Мрм тоже все зовут "морковками". Я очень любил (если приходилось добираться на попутках к своему ледоколу или уходить в Мрм) именно эти суда. Там есть все условия идти с комфортом, команда всего 28 чел, что тоже удобно и 601ая каюта, которая располагается рядом с мостиком, она всегда пуста, т.к. предназначена для лоцмана (а его я видел только в Кольском заливе). Почему сухогруз-город? Дело в том, что были серии: "полководцы", "капитаны"(Капитан Чухчин, Капитан Богун и др), "пионеры"(Пионер Валя Котик, Пионер Павлик Морозов и т.д), "города"(Архангельск, Тикси, Никель и др) и т.д. После успешной проводки, когда уже прибыл сменщик, перед заходом на посадку, выходишь в эфир на корабельной частоте 122, 5 "прошу капитана Архангельск на связь", он отвечает, просишь подбросить в Мурманск, он конечно же не отказывает. Сменщик доставляет на сухогруз. Садились мы обычно на крышку среднего трюма, между кранами. Ставишь вертолет перпендикулярно борту корабля, уравниваешь скорости, на высоте пол метра въезжаешь в этот проем, 1, 5м слева, 1, 5м справа, пара метров сверху, причем это все в движении, причем так делали все (слетать за забугорными сигаретами, шмотками, новыми видеофильмами, в т.ч. и порнухой - ведь много всего везли из-за бугра; а мы им рыбки, пушнинки, из теплицы свежих овощей, иногда за деньги) будь то по чистой воде (что намного легче и риска меньше) или во льдах. Причем НИКТО И НИ РАЗУ НЕ ОШИБСЯ! Вот как далеко ушли воспоминания от Тикси.
А на экскурсию пускали всегда, показывали все (кроме реактора и емкостей с водой и топливом), кормили всегда и вручали ледокольные подарки, в основном изготовленные умельцами в наших мастерских.
anatolynz
ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЛЕТАВШИМ НА ЛЕДОВУЮ РАЗВЕДКУ Ил-14, только благодаря им, мы могли идти более легким маршрутом, а уж только частности были за нами. Отдельное СПАСИБО за льдины для дрейфующих СП! И заметьте: они летали, прокладывали генеральный кур караванам, находили огромные ледяные массивы для годичного дрейфа, обслуживали прыгающих ледовиков, и все это без GPS, а в пасмурную погоду без солнца и звезд - только благодаря огромному опыту, большим знаниям и неописуемой преданности своему делу!
Действительно (SERDG) не привыкли к новым праздникам, я никак не могу запомнить дату Дня авиации Латвии, знаю, что во второй половине июля, а отмечаемую сегодня тем более. Более родные: 9 февраля - День Аэрофлота и конечно-же 18 августа, не зависимо от даты 3-го воскресения августа.
В связи с Междунорадным днем ГА вспомнилось пару случаев из моей авиационной жизни.
После наступления капиталистического времени мне пришлось несколько лет работать в частной латвийской авиакомпании. Эксплуатировали 2 Ту-154М и Ту-134Б, пока ЕС (Евросоюз) не запретил эксплуатацию ВС советского производства на территории ЕС. Помимо основной работы на земле по организации чартерных рейсов иногда в качестве небольшого отдыха позволялось в составе экипажа поучаствовать в роли флайт-менеджера, а проще говоря возить большой кошелек с наличкой и расчитываться в зарубежных аэропортах и отелях. Для того, чтобы все деньги не таскать с собой, временно ненужную сумму в период отстоя самолета в ожидании туристов и отдыха экипажа бортинженер прятал за панель приборной доски, предварительно ее демонтировав. Самолет закрывали, опечатывали и свободны! Думаю, что прием не уникален, все русские так поступают и сейчас. Перехожу к международному повествованию. Выполнялся чартерный полет из Риги в Момбасу (Кения). Стоять там должны были неделю и не воспользоваться такой возможностью я не мог. Полет был через Луксор по 4, 5 часа, всего 9 л.часов, ничего особенного не было, кроме пересечения экватора. Всем пассажирам мы вручили соответствующие сертификаты и налили шампанского.
В отеле на берегу океана из-за его незагруженности экипаж расселили по одному человеку в 2-х местных номерах по договоренной ранее цене как за двоих. Естественно после расселения собрались все вместе в номере у 2-го КВС Саши Зенкина - экипаж, б/проводники, а/техники - 11человек - и отметили первый этап путешествия.
На следующее утро "Толик" (почему "Толик", расскажу ниже), убирающий в номерах, очень эмоционально доказывал, что столько алкоголя пить не стоит. "Толику" и в голову не могло прийти, что русские ходят в гости друг к другу и номер не является "крепостью". Естественная мысль, что Саня все это выпил один.
Почему "Толик". В Африканских, да и не только, странах слово НЕГР стало ругательным и оскорбительным, а звучит на всех языках примерно одинаково, по крайней мере на слух ясно о ком идет речь. Русские нашли выход из этого щекотливого положения. Находясь как-то в ЮАР в Кейптауне в местном баре, куда заходят моряки и прочие неафриканцы, местный русский, занимающийся организацией различных коммуникаций между местными организациями и русскоязычными экипажами, подозвал обслуживающего негра, назвав его "Толиком". На это имя негр откликался с радостью. На наш вопрос, почему он Толик, откуда такое родное имя, наш мужик ответил, что это не истинное имя, а обозначение негров - черный как ТОЛЬ! В дальнейшем мы тоже взяли на вооружение это определение и со словом НЕГР за границей больше проблем не было.
Продолжу про отель. Перед отелем был прекрасный пляж с коралловым песочком, можно было полежать в тени кокосовых пальм тут-же, за 1USD Толик из обслуги с радостью лазил на пальму и приносил кокосовые орехи, предварительно обрубив ножем кчерыжку и проделав в нем отверстие. Просто рай! На территории везде висели таблички с просьбой не кормить обезьян, но в отношении русских это мало помогало - любое запрещение превращается в азарт, после завтрака все наши туристы тащили с собой вкусненькое и раздавали угощение ожидающим у входа мартышкам. На территорию отеля туземному населению входить запрещалось, за этим строго следили полицейские, тоже Толики, одетые в черную форму (это на их жаре!) и нарушителей били резиновыми палками без жалости. Туземцы стояли строго на границе территории пляжа, галдели и попрошайничали. Граница обозначена не была, но они ее знали прекрасно. Как-то раз на вопрос одному из наших техников, читал-ли он таблички о запретах по кормлению обезьн, ответил, показавая на толпу аборигенов, что строго выполнеят требования администрации отеля.
В следующий раз продолжу рассказ про Момбассу, да и не только, ведь Международный день ГА, а зарубежье очень большое и случаев уйма.
Здоровья и счастья всем участникам нашего форума!