Будте более терпимы друг к другу - это делает жизнь ярче и интереснее! Представте что было бы если бы мы все были злыми - да перекусали бы друг друга в том же трамвае при поездке на работу...Ведь мы здесь собрались только для того, чтобы хлопнуть "рюмку чая" и поговорить за жисть! Не забывайте этого.
По поводу клавиатуры: тоже стучу целый день, рихтую РЛЭ АК1-3 (это такой геликоптэр, созданный полтавчанами, заходи www.aerocopter.com.ua), пишу Методику техники пилотирования вертолета АК1-3.
Но, давайте продолжим.
Пока шла эвакуация полярной станции самолет Ил-24Н и вертолет Ми-8 произвели ледовую разведку в район Северного полюса, до которого было рукой подать - всего 212 миль. Несколько раз заседал штаб экспедиции, Артур Николаевич связывался с Москвой: Быть рядом с ПОЛЮСОМ и не побывать на нем, этого никто не мог себе представить. Из свободных от вахты людей были сформированы бригады, которым поставлены конкретные задачи. Такой слаженной работы я не видел, пожалуй, нигде. И вот закончена эвакуация, которая проходила очень организованно и быстро. В это же время получено 'добро' из Москвы на посещение самой макушки Земли. Сколько поколений мечтали побывать здесь! Сколько людей рвалось в эту точку! Сколько судеб было подчинено идее посещения Северного полюса! Сколько надежд разбилось об эту недоступность!
С большим трудом, но и ещё с большим упорством, мы продвигались к заветной цели! Почти постоянно наш палубный вертолет Ми-2, сменяя экипажи, вел проводку судна. Только умелые действия моряков, напряженная работа авиаторов, большой опыт гидрологов и четкое руководство штаба экспедиции под руководством Артура Николаевича Чилингарова, позволили успешно добраться до земной оси. 25 мая 1987 года в 20.00 по московскому времени атомный ледокол 'Сибирь' вышел в географическую точку Северного полюса. Это было установлено с помощью спутниковой системы определения места положения, которая уже тогда была задействована на борту ледокола. Над полюсом взвился флаг нашей Родины! Вокруг флагштока с помощью оранжевого фальшвеера и обычного морского каната был нарисован круг, все свободные от вахты встали на него, взялись за руки и пошли по кругу, пересекая ВСЕ МЕРЕДИАНЫ Земли. Было открыто отделение почты, на котором производилось специальное гашение марок и почтовых конвертов, после чего, в присутствии всей команды, почтовый штемпель был потоплен. Много работы было у экипажа вертолета Ми-2, необходимо было поднять в воздух всех заявленных фотокорреспондентов и кинооператоров для увековечивания для потомков на пленке всего, что происходило на льду. Затем к работе подключились ученые, которые провели множество замеров, заборов снега, льда и воздуха, выполнили комплекс научных исследований льда, воды, дна и атмосферы. Все эти важные исследования проводились на значительных удалениях от атомохода и были выполнены в кратчайший срок исключительно благодаря неустанной работе вертолетчиков. Необходимо отметить, что магнитные компасы в районе полюса использовать совершенно не возможно и все вертолетовождение выполнялось совершенно по другим методикам, которые не применяются на материке. Но перед рейсом мы прошли подготовку по СВЖ у очень опытного штурмана, кандидата технических наук, который защищал кандидатскую именно по выполнению самолетовождения в высоких широтах, старшего штурмана Мурманского ОАО - Пузакова Виктора Николаевича, это нам здорово помогло!
С макушки Земли ледокол взял курс на Диксон, чтобы высадить полярников СП-27 и взять грузы, оборудование и новых зимовщиков, для организации СП-29. И снова нас сопровождала тяжелая ледовая обстановка. Оба экипажа вертолета Ми-2, сменяя друг друга, безостановочно вели а/л 'Сибирь'. И, конечно же, огромный опыт и глубокие знания гидрологов значительно облегчали это движение. В районе мыса Желания была оказана помощь каравану под проводкой дизельного ледокола 'Красин'.
На Диксоне полярники пересели на Ан-26, который доставил их и все материалы годовой экспедиции в Ленинград. Улетел и командир звена Холодняк В.Г. Ми взяли на борт груз и персонал новой СП-29 во главе с В.В.Лукиным (ныне начальник института Артики и Антарктики в С.Петербурге) и 4 июня ушли через пролив Вилькицкого в море Лаптевых.
С помощью спутника, в море Лаптевых была выбрана льдина для СП-29, а с самолета Ан-26 был на неё сброшен радиобуй (чтобы нам было легче её обнаружить). Но, как всегда, вмешалась природа. Видимость в этом районе была не больше пары кабельтовых - с вертолетной площадки, которая находится на корме ледокола, совершенно не было видно нос корабля. А для того, чтобы не промахнуться, надо бы было взлететь повыше и с помощью АРК запеленговать радиобуй, который постоянно выдавал морзянкой две буквы 'ММ' (я их запомнил на всю оставшуюся жизнь). Но и это не все - было сильнейшее обледенение. Вот и думай командир как взлететь, но еще больше думай - как сесть: Конечно, моряки могут найти эту льдину и сами, немного побродив по ледовым полям, но это будет не так просто, будет много нехороших мыслей в нашу сторону, да и хлеб, который я ем на ледоколе не полезет в горло. С гидрологом разрабатываем порядок действий, схему взлета, маршрут полета, все тщательно просчитываем, расписываем схему захода на посадку. Принимаю решение лететь. Взлетаем. Увеличиваем поступательную скорость в сторону канала от ледокола, так как это всегда происходит с просадкой, а там нет торосов, переходим в набор. Интенсивно обледеневаем, но на высоте 600 метров выскакиваем над облаками. Можно перевести дыхание. Набираем 1000 метров и пеленгуем радиобуй с помощью АРК, идем к нему. Над радиобуем снижаемся до тех пор, пока не попадаем в зону захвата ледокольного локатора. Дело в том, что локатор на корабле предназначен для обнаружения кораблей и захват происходит до определенной высоты (в зависимости от расстояния), вот и пришлось снова нырять в плохую погоду. Когда моряки определились с пеленгом и расстоянием, мы получили добро на возврат. Набираем высоту над облаками, выходим на привод ледокола, снижаемся по схеме до высоты 60 метров (самая высокая точка ледокола - 50м надо льдом), но чуть дальше от кормы, поперек курсу ледокола. Пересекая курс движения корабля и, пройдя 60сек., разворачиваюсь на 1800 и продолжаю снижение до 5 метров, следую до визуального обнаружения темной полосы - это канал прошедшего ледокола. Зависаю над ним, поворачиваю в сторону, где должен быть корабль и перемещаюсь на скорости 20 км/час. Из тумана вырисовывается огромная, такая родная корма а/л 'Сибирь', набор высоты до уровня площадки, посадка. Мы дома! Вышли из вертолета, а прикурить не могу - руки не слушаются:
Когда корабль подошел к льдине, радиобуй уже молчал - разрядился аккумулятор, Но теперь была хорошая погода и мы его нашли визуально в координатах N80015/ Е113027/. Пока шла разгрузка оборудования, нам поступило задание - в кратчайшие сроки выполнить гравиметрическую съемку. Берем специалистов с приборами, высаживаем в первой точке, взлетаем и уходим от чувствительных приборов, они производят замер, подлетаем, перевозим в другую точку, выполняем то же самое. 4 точки расположены в квадрате, затем они удваиваются и т.д. Всего 64 точки, без GPS, только с листом ватмана, на котором вручную нанесены меридианы и широты, взятые с корабельных карт (ориентиров-то все равно никаких нет). Работали мы ровно 21 час, отдых только во время заправки. Затем крепкий сон в течении суток, что на ледоколе не допустимо - должен быть за столом на каждом приеме пищи (так контролируется наличие команды, никого ли не смыло с палубы, все ли живы).
Я очень кратко рассказал о работе бортового вертолета Ми-2. Рассказал то, о чем знаю, участником событий, которых был сам. А ведь не менее напряженная и ответственная работа велась экипажем вертолета Ми-8 и самолета Ил-24Н. В районе Северного полюса, когда мы все валились с ног от усталости, причем не так от физической как от моральной нагрузки, командир Ил-24Н вышел на связь на нашей частоте и передал привет от супруги и детей, которые нашли его перед вылетом и попросили об этом. Это было что-то!!! Это приветствие очень окрылило и придало дополнительных сил! Спасибо тебе незнакомый командир!
Обратный путь домой ничем особенным не выделялся - обычная работа. 19 июня 1987 года мы прибыли в Мурманск. Более 40 суток напряженной работы. Около 140 часов налета двумя экипажами. Три важных и больших дела: эвакуация СП-27; научные исследования на Северном полюсе; высадка и оборудование новой СП-29!
Негоже вам, как пацанам, собачится на столь уважаемой ветке. У каждого есть свое отношение к прошедшему времени, в т.ч. и обязательному атрибуту - секретарям разного ранга. Я поддерживаю Viktora о недопустимости проявления грубости, особенно когда за эту грубость ничего не грозит. Будьте мудрее!