Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

деды, "на рюмку чая"

16 пользователей сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..241242243..278279

Алексеевич
Старожил форума
26.11.2017 10:46
Виктор Степанович! Хотелось бы, чтобы ветка "не скучала".
Вам спасибо, за её постоянную поддержку! Надеюсь, что наполнится
стол гостями за горячим самоварчиком и польётся теплый разговор
о житье - бытье и прожитой жизни.
К вечерку, соберусь с мыслями и поведаю об участии в крупных учениях,
когда поднялись в воздух почти 200 самолётов в едином боевом порядке.
Алексеевич
Старожил форума
27.11.2017 10:32
Вот, и новая неделя с понедельничка. Дачные работы давно закончились,
а народ медленно подтягивается на огонёк.
Может сказывается отстранение Шурика от хозяйствования?
Шумят на соседних ветках. К нам не заглядывают.
Постепенно, погода везде к зиме склоняется.
В самый раз присесть к теплому самоварчику.
Viktor49A
Старожил форума
27.11.2017 11:07
Алексеевич
Вот, и новая неделя с понедельничка. Дачные работы давно закончились,
а народ медленно подтягивается на огонёк.
Может сказывается отстранение Шурика от хозяйствования?
Шумят на соседних ветках. К нам не заглядывают.
Постепенно, погода везде к зиме склоняется.
В самый раз присесть к теплому самоварчику.
Доброго здоровья, всем сюда заглядывающим!

2Алексеевич:

Все старые ветки потихоньку засыпают.
И Сашины усилия - как электростимуляция
одряхлевшему телу.
Изговорился народ. Всё рассказал, всё поведал.
А кто не привык рассказывать, переключился на
другие, интересные дела. У кого внуки, у кого
дача, а кто и с болячками ведет борьбу.

А там где шумят, редко бывают разговоры мирными...

У нас все горы заволокло свинцовыми тучами, снеговыми.
Но город не тронуло. А западней 180 км, перевал на
Фрунзе. - в снегу по колено. Зима близко, да только и
до Весны недалеко:)

Всем - хорошего настроения!
Viktor49A
Старожил форума
27.11.2017 12:14
Эпизод, из рассказа Василия Васильевича Ершова "Тяготы", зацепивший за душу.

(С)
Наступает весенне-летний период, ВЛП. Работа по летнему расписанию, все рейсы ранние, очень ранние, почти еще вчерашние. Вылеты в утренних сумерках, зеваючи во весь рот… Тишина, покой, город только просыпается, а у нас вовсю ревут моторы. Разбег по серой полосе, стук замков шасси, земля в туманной дымке уходит вниз, последние звезды гаснут на западе, плоская тускло-красная коврига солнца выползает на северо-востоке… пошел рабочий день.
Пошел рабочий день, пошел второй рабочий день, пошел третий рабочий день… Рабочие дни все длиннее, рабочие ночи, ранние вылеты, поздние вылеты, ночные вылеты, задержки, авралы, саннорма, продленка…
Мы вьемся вокруг родного аэродрома, как пчелы возле улья. Сезон.
Май, июнь, июль, август, сентябрь… Сто двадцать, сто сорок часов в месяц… Некуда записывать такой переналет, нельзя его записывать… его и не записывают, пишут норму, сто часов.
Мы здоровые, крепкие ребята, нам по 25-27 лет, мы терпеливо переносим тяготы летной службы, надеясь, что все это временно, что надо набрать налет, ввестись командиром, потом набрать командирский налет, минимум: 700 часов, – и на серьезную технику! Вытерпим!
А Кириллыч с Василичем приспосабливаются. Дремлют в полетах по очереди, приглядывая за мной краем глаза; я стараюсь, из шкуры лезу, чтобы мне стали доверять. Но я у них не первый… всяких видали; поглядывают. А уж при малейшей, микроскопической возможности, – заваливаются спать. И тогда на сцену выходит никогда не встречавшийся мне в жизни фактор: стариковский храп смертельно уставших от жизни людей.
Они тянут, тянут, тянут свою летную жизнь. Только бы не на пенсию! Ну, еще годик… полгодика…
И в тесных профилакторских комнатушках гремит мощный, неповторимый, особенный, стариковский храп.
Я терплю. Я считаю овечек, решаю в уме задачи… господи, ну немыслимо же! Мне ведь тоже хочется спать! Но я не могу.
Все в жизни человеку надо выстрадать. По молодости я еще не понимаю простой вещи. Когда экипаж спит – это так прекрасно, так спокойно, так здорово!
Спать захочешь – уснешь.
Потом, сам уже на пороге свежей старости, я пойму спокойную удовлетворенность от того, что мои мужики, уставшие до последней степени человеческого терпения, падают, наконец, в койки и – храпят, храпят, храпят!
Я прислушаюсь: все ли храпят? Кажется, все… И тогда я облегченно вздохну и сам захраплю под аккомпанемент своих небесных братьев – как под самую лучшую колыбельную.

Алексеевич
Старожил форума
27.11.2017 14:29
Когда читаю Ершова В.В., всегда поражаюсь его способности словами
так передать чувства, что, кажется, и я чувствую то же самое.
Вот, каково! :
"Разбег по серой полосе, стук замков шасси, земля в туманной
дымке уходит вниз, последние звезды гаснут на западе, плоская
тускло-красная коврига солнца выползает на северо-востоке… пошел рабочий день."..

Виктор!
В интернете трудно вести спокойные обсуждения. Здесь не краснеют
люди от своей культуры общения. Вот и шумят, заканчивая всё одним
результатом раздражения.
Я уже писал Вам, что на этой ветке удалось сохранить уважение
друг к другу. В этом, немалая Ваша заслуга. Надеюсь,
что появятся те люди, которые захотят спокойного и уважительного
общения. Вот, я и предложил, тему известной цитатой : "Бойцы вспоминают минувшие дни..."
Damalei
Старожил форума
27.11.2017 15:14
Доброго дня всем!
Степаныч, огромное спасибо за содействие!
Получил таки я книгу от Эльмиры!
Прошу передать ей мои слова признательности.
Viktor49A
Старожил форума
27.11.2017 15:20
Алексеевич:

Вот и я поражаюсь тому же. Дан талант человеку, да и
поработал он с редактором наверняка, считая, что раз
выкладывает свои работы на всеобщее обозрение, то должно
быть изложено грамотно и с соблюдением всех приемов речи.
Так что потрудился Васильич, на славу и на память нам.

Что касается темы предложенной Вами, только - "за".
Учитывая, что на этой веточке раньше постили свои
воспоминания и военные и гражданские рассказчики, эту
черту или особенность веточки, надо бы возродить.
Viktor49A
Старожил форума
27.11.2017 15:22
Damalei
Доброго дня всем!
Степаныч, огромное спасибо за содействие!
Получил таки я книгу от Эльмиры!
Прошу передать ей мои слова признательности.
Здравствуй, Беслан!

Ну слава Богу! Владей, и помни нашего
интеллигентного, но простого собеседника
и старшего Товарища...

Передам конечно.

Сибарит
Старожил форума
27.11.2017 15:25
Алексеевич
Когда читаю Ершова В.В., всегда поражаюсь его способности словами
так передать чувства, что, кажется, и я чувствую то же самое.
Вот, каково! :
"Разбег по серой полосе, стук замков шасси, земля в туманной
дымке уходит вниз, последние звезды гаснут на западе, плоская
тускло-красная коврига солнца выползает на северо-востоке… пошел рабочий день."..

Виктор!
В интернете трудно вести спокойные обсуждения. Здесь не краснеют
люди от своей культуры общения. Вот и шумят, заканчивая всё одним
результатом раздражения.
Я уже писал Вам, что на этой ветке удалось сохранить уважение
друг к другу. В этом, немалая Ваша заслуга. Надеюсь,
что появятся те люди, которые захотят спокойного и уважительного
общения. Вот, я и предложил, тему известной цитатой : "Бойцы вспоминают минувшие дни..."
Как принято у нынешней молодёжи, неистово плюсую !
Замечу, что в книгах Ершова В.В. его мысли и чувства передаются не только авиаторам, но и обычным обывателям, профессионально далёким от неба (я сам - ходячий пример этого).
И к добрыми словами в адрес Виктора Степаныча полностью присоединяюсь )) Создание атмосферы на ветке - его заслуга ))

P.S. А кто-нибудь в курсе, насколько долго здесь принято в "бане" держать народ ? Заглянув в "Правила", я конкретики по сроками не увидел...
Viktor49A
Старожил форума
27.11.2017 16:03
Зря вы меня в краску вгоняете, друзья: здесь собрались
люди повидавшие жизнь и ценящие мирное существование.
И, конечно, старающиеся поддерживать эту атмосферу.

++++++

Насчет "бани", Юра, я не в курсе точно. Но когда попадал
однажды, ненадолго, в сообщении адресованном мне, был
указан "срок":)
Damalei
Старожил форума
27.11.2017 17:17
Может не надо об этом?
На этой ветке - 242 страницы.
И каких!
Будет обидно, если всё это пропадёт.
Viktor49A
Старожил форума
27.11.2017 17:41
Damalei
Может не надо об этом?
На этой ветке - 242 страницы.
И каких!
Будет обидно, если всё это пропадёт.
Что ты имеешь в виду, Беслан?
Damalei
Старожил форума
27.11.2017 17:54
См. 3.10. )))
Прецедентов уже было достаточно.
Viktor49A
Старожил форума
27.11.2017 17:56
Damalei
См. 3.10. )))
Прецедентов уже было достаточно.
Я не понимаю, о чем ты.
Viktor49A
Старожил форума
27.11.2017 18:25
Перегоняли мы начале 70-х, в Омск, в АРЗ, Ми-4. Долетели, слава
Ему, быстро.
Правда на разводке от Семска до Павлодара попотеть пришлось.
(Разводка - это двухсторонний маршрут от Семска на Павлодар и
обратно, для бортов идущих навстречу друг-другу).
Уж больно мудреная она была тогда. Ну да ладно, не об этом речь.

Сели на заводе и устроившись в гостинице, в порту, я убежал
делать места на рейс домой, оставив командира и бортача в
номере. У нас кончались деньги и командир последний отрезок
пути, всё напоминал, чтобы я постарался взять места на обратный
рейс.

В кассах работала добродушная женщина, которая сжалилась над
нами и вписала в служебные билеты с открытой датой, места на
ближайший рейс. До него оставалось что-то около пары часов, и
наскоро купив чего-нить перекусить, мчусь в гостиницу.

Забегаю в номер и вижу картину маслом: оба, уже в дым. Блин!
Командир спит на диване упав навзничь, поперек, а бортач
ещё шевелится.
Тормошу командира и когда тот приоткрыл один глаз, быстро
говорю: мужики, нам бы надо собираться - сдать номер и скоро
на регистрацию двигать.

Кивают: поняли! Но, с места не двигаются и пытаются принять
горизонтальное положение. Пока командира в чувство приводил
брызгая водой в лицо и хлопая по щекам, бортач уснул.
Оставил командира сидеть на кровати и прислонив к стенке, сам
двинулся к бортовому. Он быстро открыл глаза и стал активно,
как ни странно, собираться. Успокоенный, поворачиваюсь к
командиру. Ё-маё! Тот уже опять храпит, завалившись вбок. Я
к бортачу за помощью - и он, прикрыв глаза и сев назад на
кровать, тихонько заваливается в крене.Гляжу на часы - подходит
время регистрации. Что делать?!

Попытку идти с ними в вокзал на регистрацию - отмел как
невозможную. Дело было летом и я, набрав в рот воды опрыскал
рубашки и морды лица, экипажу. Пока они очнувшись начали
возмущаться и спрашивать что случилось - метнулся в вокзал.
Но, зарегистрировать наши билеты без экипажа, мне отказали.

Вернувшись, застал прежнюю картину "умиротворенного сна".

Повторяю прием с обрызгиванием водой и когда очнувшиеся
мужики начали делать телодвижения для разбирательств,
подхватываю их и делаю пару шагов к двери. В обеих руках
у меня по сумке - моя и командира. Рюкзак бортача - за
спиной. Можете себе представить мучения, пока они не обняли
меня за шею с двух сторон, освободив мне руки?! Удержать
равновесие было делом непростым - оба были под девяноста
кэгэ весом, и нас штормило неслабо. Понимающие граждане
СССР уступали дорогу видя ситуацию - дай бог им здоровья!

Как дошли в вокзал, на регистрацию и как её проходили -
помню смутно. Но уши горели, от взглядов на нас. Мы ведь,
все были в форме л\с ГА...

На всю жизнь запомнил реакцию экипажа стоявшего возле своего
Ан-24: они, увидев такое дело, кинулись навстречу как к родным!!!
Подхватили "орлов" под руки и минуя "посадочную", моментом увели
мужиков в салон, поближе к выходу.

Моей благодарности не было границ и пошарив в рюкзаке бортача,
нащупал целехонький "стеклянный билет" приготовленный на случай,
если не будет мест и придется проситься.
Мужики дрыхли до самой посадки. Когда сели в Алма-ате и зарулили
на перрон, дождался покидания салона пассажирами и попытался отдать
экипажу "пузырь". На что они деловито сказали: оставь на опохмелку,
сынок! А то, как домой-то добираться на больную голову будут?
Ещё ориентировку потеряют.

Надо отдать должное - мон капитен и бортач, приняв по пятьдесят капель
словно живой воды, активно и деловито собрали манатки и похлопав по
плечу, уверили, что они - в полной боевой форме, а затем двинули, к
автобусам в город...
Viktor49A
Старожил форума
27.11.2017 18:39
Из сборника рассказов. Их мне прислал товарищ военный, с которым
познакомились здесь на форуме. Имя его озвучивать не буду, а
те, кто узнает - улыбнутся:)

(С)
Армия - школа жизни.

Пришел с нами в полк правачок. Приличный парень, летать умел, с товарищами быстро сдружился. Но не без недостатков. Он не пил, не курил, не матерился, по девкам не бегал. И попал он в экипаж к будущему орденоносцу, будущему 'Заслуженному военному летчику', будущему 'Летчику-снайперу', будущему командиру полка. Ничего плохого я о его командире сказать не могу, мы все время вместе прослужили, вместе и уволились.
Так вот. Все произошло как в песне:
'А мне, непьющему тогда ещё,
попались пьющие товарищи:.'.
Через некоторое время Серега начал выпивать, закурил, из трех слов два были матерными. Появилась дурацкая привычка любое предложение начинать словом 'Бл:'. Как-то раз, когда он был уже майором, нач. КП, генерал его о чем-то спросил. Серега, задумавшись, так и начал ответ генералу - 'Бл:., товарищ генерал:'. Генерал не сразу и понял, кто здесь это слово.
Серега холостяковал. Но по девкам, как я уже говорил, не бегал. Просто не умел. Мой родственник, хорошо подготовленный холостяк, решил помочь Сереге. Выпили, пошли на танцы, познакомились. Потом брат проинструктировал Серегу, пожелал ему счастливого пути, пошел к себе. А Серега пошел домой к объекту. Мы с братом выпили, посидели с ребятами, ждали Серегу. Серега пришел. Но надо было видеть его в момент возвращения. Дело было зимой. Так вот, Серега вернулся из боя в одном коричневом шерстяном белье и резиновых сапогах на 'босу ногу'. Шапки, куртки, костюма, на нем не было. Мы кинулись его отогревать доступными средствами. Только через час Серега смог произнести свое любимое слово.
А все оказалось очень просто. Пришел Сереге в деревянный многоквартирный дом, удобства - на улице. Когда время подошло, Серега разделся, и решил быстренько сбегать на улицу, в удобства. Чтобы 'сделать это по-быстрому', он всунул ноги в резиновые сапоги у двери, и побежал в одном белье. На дворе ночь, никто не увидит. Надо заметить, что выпил Серега к тому времени очень даже слишком, чтобы не стесняться. Вот и забыл и номер квартиры, и этаж. Потыкался в двери, где 'послали', где не открыли:. Замерзнув, Серега помчался через весь гарнизон в общагу. Больше он по девкам не ходил, а просто женился. Но вещи к нему не вернулись, так как Серега так и не смог вспомнить ни девушку, ни адрес.
Алексеевич
Старожил форума
27.11.2017 19:02
Ну, вот! Разговорились мужики!
Виктор Степанович! "Суровую" закалку Вы прошли!
Военные, пожалуй, тут послабее были. Я имею ввиду
эру реактивных аэропланов. Заботились все о здоровье.

Замечу одну особенность у нашего брата. Как только
соберутся авиаторы за столом, первые воспоминания
о хмельных подвигах.
Следующая тема, конечно, о женщинах. У нас, эта глава,
тоже, в классическом ключе.
Переходим к полётам...
Viktor49A
Старожил форума
27.11.2017 19:07
Алексеевич
Ну, вот! Разговорились мужики!
Виктор Степанович! "Суровую" закалку Вы прошли!
Военные, пожалуй, тут послабее были. Я имею ввиду
эру реактивных аэропланов. Заботились все о здоровье.

Замечу одну особенность у нашего брата. Как только
соберутся авиаторы за столом, первые воспоминания
о хмельных подвигах.
Следующая тема, конечно, о женщинах. У нас, эта глава,
тоже, в классическом ключе.
Переходим к полётам...
Давайте, Эдуард Алексеич:)
Переходим.
Viktor49A
Старожил форума
27.11.2017 19:13
Вы пока готовьте свои рассказы, друзья, а мне,
труба поет: "от-бо-ой, от-бо-ой, от-бо-ой":)
Алексеевич
Старожил форума
27.11.2017 19:29
Помилуйте! Я собираюсь с мыслями. Давайте, сначала,
соберём за столом с самоварчиком всех единомышленников
по дружескому общению. Послушаем всех. Может, определится тема,
которую можно обсудить. Хорошо бы, чтобы к людям можно было обращаться
по имени и отчеству. Как то неудобно обращаться к глупому нику.
Надеюсь, на понимание.
Сибарит
Старожил форума
27.11.2017 19:36
Damalei
См. 3.10. )))
Прецедентов уже было достаточно.
Опасения Ваши понял. ;-) Ну мы, в общем-то, действия администратора не обсуждаем и не оцениваем. Просто хотелось бы знать, насколько долго потребуется терпеть отсутствие Главного дежурного по чайхане, её вдохновителя, балагура и знатного кошатника. Прочитанные мною добросовестно правила форума, увы, не вносят ясности в этом вопросе.
Сибарит
Старожил форума
27.11.2017 20:10
Viktor49A,
Виктор Степаныч, оба рассказа вынудили и посочувствовать, и посмеяться, оставляя при этом неизменное ностальгически тёплое впечатление ))))))))
А вот тут надо бы поставить смайлик с большим пальцем кверху :-)
Viktor49A
Старожил форума
28.11.2017 09:29
Доброго здоровья, всем сюда входящим!

Всё течет, всё изменяется. Выйдет Саша из "бани"
рано или поздно, смею надеяться. И подключится
к общению на ветке и форуме.

Прошу прощения за резкое покидание "чайханы", вчера.
Таблетка, которую принимаю на ночь, начала своё
действие и нужно было срочно принять горизонтальное
положение. Иначе, до двух-трех часов, глаз не сомкнуть.


Эдуард Алексеевич, собирайтесь с мыслями и выкладывайте
всё, чем Вам захочется поделиться. К сожалению, часовые
пояса разделяющие нас во времени, вряд ли надолго позволят
оставаться одновременно на связи...


Юра я рад, что "копипасты" с других веток дали возможность
улыбнуться:)
Выкладывайте любые истории, невзирая на тему. Главное -
не забывайте добавлять в них юмора - главного лекарства
в нынешнее время:))

Всем - доброго дня!


Алексеевич
Старожил форума
28.11.2017 10:42
Доброе утро, всем, сюда входящим! Пообещал рассказать о полётах,
но у меня, в основном, всё по военным проблемам.
Ранее, с помощью Виктора Степановича, я нашёл рассказ
командира корабля из Тюмени Касаткина . Он был в том Ил-76,
который был поражён ракетой "Стингер" на подходе в Кабул.
Предлагаю его вашему вниманию.(прокрутите немного вниз)

http://www.proza.ru/2015/12/09/674
Сибарит
Старожил форума
28.11.2017 11:14
Алексеевич
Доброе утро, всем, сюда входящим! Пообещал рассказать о полётах,
но у меня, в основном, всё по военным проблемам.
Ранее, с помощью Виктора Степановича, я нашёл рассказ
командира корабля из Тюмени Касаткина . Он был в том Ил-76,
который был поражён ракетой "Стингер" на подходе в Кабул.
Предлагаю его вашему вниманию.(прокрутите немного вниз)

http://www.proza.ru/2015/12/09/674
Всем доброго дня !

Алексеевич, спасибо за ссылку ! Там целая эпопея о моих земляках.... Чувствую, надолго подсяду теперь ))
Viktor49A
Старожил форума
28.11.2017 12:01
Доброе утро, всем сюда входящим!

2Алексеевич:
Вторю Юре, Эдуард Алексеевич:
Испытываю большое удовольствие и гордость за всех, о ком
читаю.
Спасибо за ссылочку!!!
Алексеевич
Старожил форума
29.11.2017 12:11
Доброе утро, всем читателям! В дополнение к рассказу Касаткина
скажу следующее: я был на этом самолёте Ил-76 в Кабуле, через
насколько дней после его посадки. Действительно, пробоина
в кабине штурмана была в диаметре 1, 5 метра. После посадки
тяжёлого самолёта на грунт, а это каменистое плато, нижняя
часть самолёта была разрушена. Восстановить самолёт, в тех условиях,
было не возможно.(В ВТА был случай посадки Ил-76 на бетон без шасси.
Забыли выпустить. Восстановили самолёт за неделю и он ещё долго летал)
После доклада Министру Обороны о том, что экипаж после поражения ракетой
остался жив, МО приказал наградить экипаж, что и было сделано.
Когда разобрались авиационные инспекции с работой экипажа,
то "прослезились". Психологический фактор сыграл значительную
роль в потере самолёта.
После этого полёта, по-моему, никто из экипажа больше не летал.
Viktor49A
Старожил форума
29.11.2017 12:17
Алексеевич
Доброе утро, всем читателям! В дополнение к рассказу Касаткина
скажу следующее: я был на этом самолёте Ил-76 в Кабуле, через
насколько дней после его посадки. Действительно, пробоина
в кабине штурмана была в диаметре 1, 5 метра. После посадки
тяжёлого самолёта на грунт, а это каменистое плато, нижняя
часть самолёта была разрушена. Восстановить самолёт, в тех условиях,
было не возможно.(В ВТА был случай посадки Ил-76 на бетон без шасси.
Забыли выпустить. Восстановили самолёт за неделю и он ещё долго летал)
После доклада Министру Обороны о том, что экипаж после поражения ракетой
остался жив, МО приказал наградить экипаж, что и было сделано.
Когда разобрались авиационные инспекции с работой экипажа,
то "прослезились". Психологический фактор сыграл значительную
роль в потере самолёта.
После этого полёта, по-моему, никто из экипажа больше не летал.
Доброго здоровья, всем сюда входящим!

Здравствуйте, Эдуард Алексеевич!
А в чем был прокол экипажа, расскажите пожалуйста.

Я же, прочитав про посадку ИЛ-76 только покачал головой,
уважительно...

Зачитываюсь рассказами вертолетчика. Тем более,
попадаются и фамилии однокашников.
Алексеевич
Старожил форума
29.11.2017 16:28
Террористы поджидали тот самолёт, который должен был доставить военных афганцев
после их подготовки в наших центрах. К назначенному времени
вылета их собрать не смогли. Вот и пропустили, в это время,
Ил-76 Касаткина.
Гражданский экипаж не был подготовлен к действиям
в опасной зоне полёта. Он летел строго по линии заданного пути,
проложенной на карте, в то время, как, военные экипажи постоянно
меняли траекторию полёта, обходя вершины гор с солнечной стороны,
внимательно наблюдая за наземной обстановкой. Заметив пуск ракеты,
радист был в полной готовности к отстрелу тепловых ловушек.

Спасло экипаж ил-76 то, что боевой заряд ракеты был облегченным
для увеличения дальности её действия. Специальная группа, поднявшись
на высоту 4-5 км смогла произвести пуск по воздушному кораблю, который
шёл на эшелоне. Взрыв не разрушил силовые элементы конструкции самолёта.
Повредив обшивку, в районе кабины штурмана, и электрические кабели,
осколки были выброшены воздушной волной разгерметизации за пределы кабины.
Штурман, находившийся в 1м от этого места, не пострадал. Оборудование и
системы самолёта тоже остались в работоспособном состоянии. О дальнейших
своих действиях рассказывает КВС.
Viktor49A
Старожил форума
30.11.2017 10:20
Из рассказов Снижко И.И. (Тюменские рассказы по ссылке Алексеевича)

Где бы не летал, какие бы сложные работы и тренировки не выполнял, школа Коровина Михаила Павловича всегда была под рукой. Наверное, она заложила фундамент молниеносного решения последовательной и уверенной реализации безопасного исхода. Сознание никогда не покидала мысль нюансов первой вынужденной. Михаил Павлович отлетал со мной программу ввода в строй командиром вертолета Ми-4. Поставили мне штамп в пилотском и допустили к самостоятельным полетам на вертолете в составе экипажа.
Самостоятельно, командиром вертолета МИ-4, налетал часов сорок в Правдинске, в экспедиции Героя Социалистического труда Салманова Ф.К., первооткрывателя Сибирских недр. Организация работ в его экспедиции была изумительной. Вот, и направляли туда для работ вновь введенный молодняк, молодых командиров вертолета, чтобы не отвлекался на организацию погрузки и разгрузки вертолета, а точил и совершенствовал свою технику пилотирования до наступления осенних капризов погоды. Но погода не всегда капризничала только осенью. Капризничала всегда, когда ей хотелось.
Забросил очередную вахту буровиков. Забрал сменившуюся вахту. Погода, откровенно сказать –«не в дугу». Летим на Правдинск, а облачность все ниже и ниже. Уже ниже и некуда. Выход один – набирать безопасную высоту и выходить на привод. Набрал безопасную высоту четыреста метров в облаках, вышел на привод. Зашел по схеме и сел на заправочную площадку. Не допущен был к полетам в таких метеоусловиях. Получается, что нарушил минимум. Впереди ждет разбирательство и суровое наказание. Если мою вынужденную посадку не заметят, втихаря заправлюсь, и на Правдинск. Пассажиры курят в сторонке, а я задворками на метео и к диспетчеру. Все тихо и никаких настораживающих предвестников. Почти пронесло. И вдруг, на последнем этапе упираюсь в начальника Тюменского Управления Х_хлова И.Т.

Viktor49A
Старожил форума
30.11.2017 10:24
Остолбенел, остановился и все онемело. Как же, он узнал, что я нарушил минимум погоды? Когда успел прилететь из Тюмени, чтобы возвести меня на эшафот и вырезать собственноручно талон нарушения №1 из пилотского свидетельства? Наверно он меня уже поджидал, я и поздоровался уважительно первым, чтобы уважение показать. А по лицу вижу, что он вроде бы ко мне претензий не имеет.
Мне бы конечно, проскочить в этот момент к диспетчеру, а он стоит на дороге и спрашивает:
- Как погода, Снижко? Сколько налетал самостоятельно?
- Да, строго по минимуму товарищ начальник. А налетал почти 50 часов.
Приврал немного для убедительности.
- А минимум то-какой у тебя, Снижко?
-«Триста на три», товарищ начальник.
-Снижко, да ты в своем уме?
- Я, начальник Управления ГА, у меня минимум «сто на тысячу». Меня уже двое суток на Березово не выпускают, а ты рассекаешь по Тюменской области с налетом в 50 часов и минимумом «триста на три».
У меня речь отняло, ноги онемели. Как бы не упасть, от страха. Я же тещи, так не боялся, как начальника Управления. Ну, все, думаю, конец связи, ночь.
- Кто командир эскадрильи?
- Рудой Алексей Иванович.
- Давай его сюда.
Еле разыскал Алексея Ивановича. Не торопится он к начальнику, ждет, чтоб начальство остыло. Вижу, что говорят не очень тепло и пожалел, что в Ханты залетел.
- Снижко, давай командира отряда сюда.
Еле нашел, ведь быстро надо, а он Михаил Петрович Евстратов, где-то прятался, еле привел. Видимо тоже начальника боялся не меньше меня.
- Почему вы Снижко с таким минимумом «триста на три» держите, он на запасной прилетел и сел без проблем. Еще и удрать намеревался после заправки. Почему до сих пор минимум не понизили?
-Тренировали при вводе в строй под шторками: облаков не было. Да мы его оттренируем. товарищ начальник, в облаках и понизим минимум. - Ответили они хором.
-Да что его тренировать, вон у него люди на Правдинск ждут. Он уже сам оттренировался и доказал, что летать может в таких условиях. Пишите срочно приказ о понижении минимума и отпускайте. Вертолет простаивает.
Я сразу взбодрился, настроение поднялось, слава Богу, пронесло. Штамп в пилотском, сразу при Х-хлове, поставили. А приказ уже без меня писали.
Как же теперь с Салмановым утрясти непроизводительный налет, из-за «крючка»: час с лишним налетали, посадка на запасной.
После посадки бежим в столовую в Правдинске. Салманов на крылечке поджидает:
- Здорово, командир! Ты где же, Сусанин, то потерялся? Работы полно, вертолет, как воздух, нужен.
-Да вот погоду плохую встретил, пришлось в Ханты уйти на запасной, да заодно и минимум понизить.
- А что раньше нельзя было догадаться туда, за минимумом, слетать?
Я как на свет народился от счастья. Сколько за день ям на пути встретил, и так лихо пронесло.

Viktor49A
Старожил форума
30.11.2017 10:24
Возвращался с вахтой буровиков на МИ-4, за 68 километров от Правдинска, где базировался. Погода звенит! Все работает отлично. Настроение - душа поет. И вдруг, в полете, заклинила гидросистема. Ручка управления вертолетом стояла колом, двигаясь только влево. Вертолет шел с периодическим заваливанием влево. Когда выходил из виража, я его опять устанавливал на курс следования. По радио попросил, диспетчера Правдинска, чтобы убрали вертолеты в сторону с площадки, где должен приземлиться с пробегом.
Диспетчер передал, что экипажи ушли на обед. Моторы машин остыли, нужно время для прогрева. Пришлось уходить на второй круг. Бортмеханик вдруг забеспокоился:
- Иваныч, хоть и не зима на улице, а вода в Иртыше еще холодная.
После посадки позвонил в Ханты и поздравил с очередным особым случаем. Не обрадовались. Вертолет только вышел после регламентных работ, выполнил ряд посадок на болота без выключения трансмиссии, а тут отказ гидросистемы, это же ЧП.
До приезда комиссии обязали слить из фильтров гидросистемы отстой, на отсутствие воды в гидрожидкости. Если в сливе отстоя воды не окажется, нет необходимости тащить банки (40л) с гидрожидкостью для ее замены. Прилетела комиссия, взяли объяснительные и улетели. Через час, смотрим, вертолет летит, комиссии возвращается. Оказывается, их вернул начальник управления Х-хлов, с целью определения истинной причины отказа.
Нашли стружку из резьбы соединения фильтра с трубопроводом на фильтре гидросистемы, а мне «благодарность»: строгий выговор за нетребовательность к экипажу, бортмеханику выговор, за то, что выполнил мой приказ и слил отстой из фильтров.
Причиной отказа было попадание стружки в бустер управления, когда техники соединяли фильтр с трубопроводом. Она и заклинила командные золотники при затяжке выходной гайки. Я, все равно был доволен, что пассажиры остались живы и весь экипаж порадует семьи счастьем жизни. А « строгач» только первый, самый трудный. Остальные пролетают уже со свистом, и не замечаешь.
Viktor49A
Старожил форума
30.11.2017 10:26
Ну надо же! Фамилию Х_хлов фильтр не пропускает. А матерные слова - пжалсята:)
Viktor49A
Старожил форума
30.11.2017 10:38
Пришла весна, Обь разлилась по пойме на сто километров, а я с бригадой врачей спешил по санзаданию в сторону Березово. Двигатель, прогреваясь, продолжал увеличивать температуру цилиндров, из-за чего поползла вверх температура масла в двигателе. Ни в положении « автомат», ни врукопашную створки двигателя не открывались. По руслу Оби еще плыл лед, и купаться в ледяной воде желания не возникало. До берега километров пятьдесят, пока «догребу», двигатель заклинит.
Попросил у бортмеханика лом. Открыл сдвижной блистер двери кабины. Поставил переключатель створок маслорадиатора на
«открыто» и начал концом лома через дверь, на весу, стучать по створкам капота, провоцируя их на открытие. Если лом отводил в сторону для размаха и удара, его потоком сразу же отбрасывало во встречный поток. Можно было выронить лом, не удержав на вытянутой руке. Стучать стал мелкими ударами и створки открылись. Долетели до места вызова без приключений.
Бортмеханик на земле сразу же устранил дефект, внесенный техниками. Створки двигателя нельзя затягивать до упора, иначе образуется перекос капота, и электромеханизмы не могут открывать створки. Из-за такой оплошности авиатехников, мог организовать коллективное купание раньше лета, да и вертолету бы досталось.

За время работы в Хантах приобрел большой опыт самостоятельных полетов командиром вертолета МИ-4 при предельных метеоусловиях днем и ночью, стал пилотом второго класса гражданской авиации.
Ранним летним днем 1969 года, пришла радиограмма из Тюмени с предложением переучивания на вертолет МИ-6 с последующим переводом в 255 отряд. Занятия проводились по плотной программе, в аудиториях жара не продохнуть. Сижу на лекции преподавателя аэродинамики Яцуновича М.С. и, втихаря, переписываю конспект лекции у соседа, которую я пропустил, отпросившись у руководства на поездку к родственникам в Александрию.
Вдруг Яцунович произносит мою фамилию, а я никак не «врублюсь» в причину внимания в мой адрес. Оказывается он говорил, что с отказом продольного управления на вертолете сел только один летчик. Аудитория ему напомнила фамилию и удивила его тем, что летчик этот в его группе переучивания и сейчас находится на занятиях.
-Как же вы сели с отказом продольного управления, поинтересовался он. Только в этот момент я сориентировался и пришел в себя.
-Вертолет выполнял полет, периодически увеличивая тангаж с гашением скорости, затем уменьшал тангаж, скорость нарастала. Относительно других осей координат управлялся нормально. Подвел шагом его к земле в тот момент, когда гашение закончилось, и начинался цикл самопроизвольного разгона. В метре от земли выключил двигатель. Выполнил посадку по-самолетному.
Инженеры не закрутили болт в управлении. По-тихому нашли причину и устранили. Я их не продал, как и они меня со сливом отстоя, за что и получил выговор «за нетребовательность к экипажу».
Яцунович мне подарил свою книгу с автографом по аэродинамике вертолета МИ-6 и оценку экзамена, который еще только предстоял. Разрешил его занятия не посещать. Сказал:
-«Мне с вами по аэродинамике говорить нечего».
Алексеевич
Старожил форума
30.11.2017 13:02
Вот, в авиации сколько различных интересных историй!
Тем и интересна эта сфера деятельности, что здесь
люди живут по особым законам.
Иногда, эти законы не вписываются в реалии жизни.
Приходится выкручиваться.
Радует, когда всё хорошо кончается.
Viktor49A
Старожил форума
30.11.2017 13:04
Помимо летной подготовки пилотов постоянно привлекали в следственные органы в качестве пилота-эксперта. Работа интересная тем, что для оценки виновности летчика (человеческий фактор), нужно перелопатить многие науки, высшую математику в том числе, чтобы сделать правильный и профессиональный вывод.
Использовать эти науки в повседневной деятельности не было необходимости. Знания оставались невостребованными, а от них зависела судьба человека. Зачастую вешали виновность на летчика, если случай расследовала необъективная комиссия. А уж если летчик погибал, то быть правым он никогда не имел права.
Вот этот внутренний протест, крик души двигал совестью, не давая ей покоя. От этого приходилось зарываться в науки с потрохами и, какое счастье они приносили, когда по итогам расследования вина летчика не усматривалась. По итогам расследования математика становилась «героем» в его пользу.
Приведу самый простой пример. Зимой на взлете около буровой упал вертолет МИ-4. На счастье, свидетель с буровой вышки видел оторвавшуюся деталь в районе несущего винта. Зимой всегда есть снежный вихрь, что оторвалось в вихре определить трудно. Без снежного вихря на Севере зимы не бывает.
Председателем комиссии расследования был назначен начальник инженерно-авиационной службы. О выводах комиссии при таком председательстве говорить не приходится, нет слов справедливости в их адрес, только диалект. Вину повесили на командира: « Потеря пространственного положения на взлете. Поломка рулевого винта, в результате касания его о землю и опрокидывание вертолета на правый борт». Чистейшая чушь. Летчик такой вывод никогда бы не сделал.
Уже здесь к комиссии возникла масса вопросов. Наблюдатель с буровой вышки хорошо видел всю траекторию взлета с большого расстояния. Если пилот видит с вертолета на такое же расстояние, то вихрь снега можно считать условным, он взлету не помеха. Вихрь зимой есть всегда. Следующий вывод комиссии еще более абсурдный.
На взлете рулевой винт находится высоко вверху, так как тангаж отрицательный. Иначе вертолет не разгонит скорость и не будет лететь вперед. При таких условиях рулевой винт никогда не может коснуться земли. Рулевой винт ломают при посадке, а не на взлете. В том случае хвостовая балка опущена из-за положительного угла тангажа. Но и это еще не апогей.
Когда ломается рулевой винт, касаясь земли, его концы разлетаются на мелкие части в плоскости вращения. На земле, в плоскости вращения рулевого винта, по траектории движения вертолета остаются его мелкие детали на расстоянии в несколько метров. Мелкая щепа рулевого винта, в нашем случае, вообще отсутствовала. Значит, никакого соударения с землей винтом не было.
Рулевой винт разбросал на одинаковые расстояния, под одинаковыми углами между ними целые ровные куски своих конечных частей. Математика утверждает, что такое возможно только в том случае, когда винт вращается не в вертикальной плоскости а в горизонтальной и разрушение его происходит одновременно от плоского удара о землю.
Поэтому детали лопастей разлетаются на одинаковые расстояния. По этим данным траекторная задача может рассчитать даже обороты винта в момент удара. Вот и получается вывод, что вывод комиссии сплошная галиматья. Нужно на комиссию заводить уголовное дело о необъективном расследовании. Вырисовывается картина набора скорости на взлете с высоко поднятым рулевым винтом, который занимает горизонтальное положение по непонятным причинам.
До причин комиссия не дошла, повесила лапшу на уши раньше времени, все равно никто не докопается и не докажет. Найденный кусок конца лопасти несущего винта длиной более метра, все расставил на места. Лопасть несущего винта, которую заметил свидетель с вышки, ударила по хвостовой балке и перерубила ее. Ведь ее скорость вращения около звуковой. А импульс силы будет еще больше, потому что представляет произведение массы на ее скорость.
Рулевой винт за счет своей тяги разворачивается в горизонтальную плоскость и разрушается от плоского удара о землю, разбрасывая свои куски на одинаковое расстояние и под одинаковыми углами. Теперь уже встает вопрос причины соударения лопасти несущего винта с балкой и разрушением последней:
1. Плоский флаттер (не путать с классическим, который всем знаком).
2.Разрушение законцовок лопастей несущего винта, которые увеличивают маховые движения при изменении формы профиля в плоскости обтекания.
3. Оклейка передней кромки лопастей изоляционной лентой, предотвращала абразивный ее износ от песка пыльного вихря. Отклеивающаяся часть ленты наклейки работает как закрылок крыла и увеличивает маховые движения лопасти. Увеличенная амплитуда маховых движений приводит к удару лопасти по ее жесткому упору, прогибу от соударения и повреждению хвостовой балки.
Осмотр законцовок лопастей не выявил подозрений их непригодности. На предмет существования плоского флаттера, инженерная служба с глубокими знаниями аэродинамики, была незнакома. А нужно было всего-то: снять и взвесить каждую лопасть и сравнить ее вес с записью в формуляре.
По взвешенному весу легко рассчитывается изменение ее центровки даже в уме. Перемещение центровки лопасти к кромке обтекания ведет к увеличению маховых движений и соударению с балкой. Это причина плоского флаттера. Конструктор давит плоский флатер семью параметрами, но стоит поместить на ребро обтекания лопасти грузики весом 70 -100 грамм - и лопасть провоцируется на плоский флаттер.
Выпадение лопасти из общего конуса не вовлекает в колебания остальные лопасти и не чувствуется на управлении. Сама конструкция лопастей способствует накоплению в сотах заполнителя влаги, исключает ее испарение и ведет к плоскому флаттеру, который никто не расследует, так как сама конструкция пустотелой лопасти провоцирует флаттер. Для исключения проявления флаттера надо было ввести периодическое взвешивание лопастей, особенно тех, которые уже наработали значительный ресурс.
Сколько невинных пилотов не обосновано понесли наказания за аварии и поломки вертолетов за самовращение на висении, которые скрыл конструктивно-производственный дефект конструктор. После командировки я доложил Х_хлову И.Т. о неоспоримых результатах расследования. Он с моими выводами был абсолютно согласен.
- А что ты, Снижко, там за бумаги в другой руке держишь?
- Рапорт на перевод, в рядовые командиры по собственному желанию, на случай, если вы пойдете против математики и примкнете к председателю комиссии.
Он сказал мне, при всех, куда посылать тех, кто с выводами не согласится, но я стесняюсь пересказать вам куда, потому что слова не литературные.
Я поговорил с командиром вертолета и обрисовал ему предстоящую картину:
- Суд восстановит тебя на летной работе, вернут пилотское свидетельство, приказ о наказании признают ошибочным и аннулируют, оплатят среднемесячную зарплату за вынужденные прогулы. Моя к тебе просьба: не ходи по поселку с баяном на случайные заработки, иначе подловят завистники. Тебе лучше перевестись в другое управление и не мозолить здесь глаза.
- Спасибо, Иваныч, я никогда не рассчитывал, что кто - либо это раскрутит. А тут теперь и лошади все ясно. С Тягичевым мы больше никогда не встречались.
Viktor49A
Старожил форума
30.11.2017 13:06
Алексеевич
Вот, в авиации сколько различных интересных историй!
Тем и интересна эта сфера деятельности, что здесь
люди живут по особым законам.
Иногда, эти законы не вписываются в реалии жизни.
Приходится выкручиваться.
Радует, когда всё хорошо кончается.
Да, Эдуард Алексеевич, стараются жить по Законам,
а суровая действительность - подкидывает подлянки.

Некоторые моменты, о которых Снежко рассказывает,
знакомы и нам. Вообще, эти рассказы можно в УТО
давать читать слушателям.
Алексеевич
Старожил форума
30.11.2017 13:29
Виктор Степанович! Молодость учится на своих ошибках.
Мемуары бывших авиаторов, часто, пылятся на полках без
востребованности. Техника стремительно развивается и диктует
новые правила и законы.
А, вот, расследование лётных происшествий - это тонкая материя.
Viktor49A
Старожил форума
30.11.2017 13:33
Согласен.....
Алексеевич
Старожил форума
30.11.2017 20:31
Одесский юмор перед сном https://youtu.be/xlCUWbC2m68?l ...
Viktor49A
Старожил форума
02.12.2017 08:21
Доброго здоровья, всем сюда входящим!

Я по уважительной причине помалкиваю: внучка в гостях
с ночевкой, и мы с бабушкой в полной боевой готовности:)

У нас туман и солнышко спряталось где-то высоко. Но снега
пока нет, хотя на улице мерзопакостно и народ, нах_хлившись,
стоит на остановках дожидаясь общественного транспорта...

Добрых выходных и с началом ЗИМЫ, всех!
Осталось немного продержаться, да чуть-чуть
простоять и, сами знаете, что будет;)


Алексеевич:
Спасибо за позитивный ролик! Правда событие о котором вчера
узнали - омрачило состояние душ, понимающих неизбежность
происходящего на нашей Земле-Матушке....
Но, жизнь продолжается и "навстречу похоронам едет свадебный
кортеж"...

Будем жить и мы, ценя каждое мгновение этой скоротечной жизни
и принимая все её проявления.
Viktor49A
Старожил форума
02.12.2017 08:22
Еле фильтр пропустил пост...
А всё было, в слове которое вы видите в тексте.
Алексеевич
Старожил форума
02.12.2017 12:28
Что же, так омрачило Вас? Мы привыкли уже жить, отстраняясь от
общественной мишуры. СМИ подают сенсации негативного порядка.
Это несёт глубокий разлад в душу. Семья, дети, маленькие семейные
радости, - стали основой интересов нашего поколения.
Viktor49A
Старожил форума
02.12.2017 13:18
Алексеевич
Что же, так омрачило Вас? Мы привыкли уже жить, отстраняясь от
общественной мишуры. СМИ подают сенсации негативного порядка.
Это несёт глубокий разлад в душу. Семья, дети, маленькие семейные
радости, - стали основой интересов нашего поколения.
Вот ссылка, Эдуард Алексеевич.
Очень уважал эту женщину, хоть и не был знаком лично.

https://www.forumavia.ru/t/199 ...
Алексеевич
Старожил форума
02.12.2017 13:50
Виктор Степанович! Уходит эпоха наших современников:
лётчики, артисты. Кажется, они всегда были рядом, а печальные
вести стали всё чаще напоминать о неизбежном течении времени.

Впереди выходные. Дети и внуки с Вами. Будем жить!
Viktor49A
Старожил форума
02.12.2017 14:00
Алексеевич
Виктор Степанович! Уходит эпоха наших современников:
лётчики, артисты. Кажется, они всегда были рядом, а печальные
вести стали всё чаще напоминать о неизбежном течении времени.

Впереди выходные. Дети и внуки с Вами. Будем жить!
Будем жить Эдуард Алексеевич!
Алексеевич
Старожил форума
03.12.2017 12:00
Воскресный кинозал. Кинофильм "Время первых".

http://smotri.pro/video/742794 ...

Смотрел этот фильм в полнометражном кинозале. Впечатление
потрясающее, если не придавать значение киношным ляпам.
Думаю, интересно для наших "дедов"
познакомиться с содержанием этого фильма и показать своим внукам.
Садитесь поудобнее, кино начинается.
Алексеевич
Старожил форума
03.12.2017 12:05
В РФ к/ф "Время первых" можно смотреть здесь
http://www.kino-teatr.ru/kino/ ...
Wen
Старожил форума
03.12.2017 20:09
Алексеевич
В РФ к/ф "Время первых" можно смотреть здесь
http://www.kino-teatr.ru/kino/ ...
Добрый день (вечер) честнОму народу!
"Время первых" обсуждают рядом, уже 9 страниц
https://www.forumavia.ru/t/198 ...

Смотрел этот фильм на большом экране, в хорошем кинозале.
Впечатление двойственное.
Много киношных несуразностей и накладок.
И после книг Чертока, Голованова и др. как-то немного по-деццки:)
Но, думаю, молодёжи смотреть надо!
Viktor49A
Старожил форума
04.12.2017 10:01
Доброго здоровья, всем сюда входящим!

2Алексеевич:
Спасибо за ссылочку! Выберем время - посмотрим.

2Wen:
Вениамин, не вспомнил ли "что-нибудь этакое"?:)

Новая неделя началась приближая нас к празднованию НГ,
которое почему-то с каждым годом всё грустнее проходит.
(если дети-внуки не нагрянут:) - что и радует.

Всем - доброй недели!
Делитесь новостями, ссылками, рассказами. Слух прошел,
что Саша одевается, на выходе из "бани":)
1..241242243..278279




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru