Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

деды, "на рюмку чая"

16 пользователей сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..101112..278279

Ветеран ГА
05.07.2007 12:35
SERDG:

Спасибо. Он только вернулся с переучивания на МД.

Oldeng:
... я тоже не выбрасываю годовые блокноты, не раз они меня выручали в разматывании назад истории того или иного вопроса.

Многое выброшено. А жаль. Не ценим мы текущую информацию, которая с годами становится бесценным материалом.
Многое забылось, особенно имена людей, хотя образ и дела помнятся. Визуально помню лица работников 78 авиаотряда в Ростове. Более доброжелательных людей я не встречал в предприятиях, разве что в Академии ГА. А фамилии многие забыты.
Бугурусланское летное училище восстановлено в лицах благодаря В.Хайрюзову, Ж.Шишкину и другим бугурусланцам, оставившим будущим авиационным поколениям свои бесценные воспоминания и воспоминания выпускников.
Ставрополь и Якутия ближе по времени. Мое становление состоялось там. В обоих случаях в конфликте поколений, чего не было в Ростове.
Но так мало сохранилось документов и записей по Ставрополю.
Зато Якутия - вся в дневниковых записях, а МГА - в документах (приказах, заданиях на командировку, отчетах о командировке, грамотах и телефонных книгах). Садись и работай. Но пока не получается уйти в прошлое. Держит сегодняшний день.

Виктор, перечитал петушиный рассказ, не упустив главного: как и в каких условиях... Иное и вспоминать можно, только вооружившись твоим оптимистичным восприятием прошлых трудностей, и вектор "оптимизма" направить из прошлого в будущее. Все-таки, будем надеяться, что будущее у нас еще есть.
Андрей
05.07.2007 14:31
Мужики, Краснокутские есть?
Ветеран ГА
05.07.2007 15:26
Был председателем ГЭК в 1976 г. Красный Кут тогда выпустил 600 пилотов. Шесть вечеров вручал дипломы. Это был первый выпуск без Диденко И.Ф. В это время он был в Красном Куте, но не светился. Отдыхал.
Жили мы с ним в гостинице Аэрофлот. Я - год, он чуть меньше.
Так получилось, что в 1995 году я сменил его на посту председателя ВКК.
С 75-летием и 80-летием поздравляли его на даче. Почти десять лет Мария Петровна его держала после очень сложной операции. И сам он мужик крепкий был.
Ли2
05.07.2007 16:01
В фоновом режиме смотрел "Два капитана" первый. Стоко натальных кадров живых Ли2!!!!
Ли2
05.07.2007 16:03
В фоновом режиме смотрел "Два капитана" первый. Столько натуральных кадров живых Ли2!!
Ветеран ГА
05.07.2007 16:06
Автор этой юморески активный участник вертолетных веток. Я без его разрешения перенес его рассказ сюда для тех кого отпугивает техника, у которой над головой все вертится. Не примите его как хулиганство или ненормативность. Речь идет об основном приборе на воздушном судне, независимо от типа. Барышням и несовершеннолетним просьба остановиться на этих словах.
Автора прошу меня простить за самовольство. Готов нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области авторского права.

KudretsA:

Про жопу
Эх, и навернулся я, соплеменники, перед вылетом. Растаяло-подморозило, скользко, однако, ну, и не удержался я на скользкой планете ногами, и об её-матушку, со всего размаху. И ведь что характерно, нет бы чем-нибудь другим, а то самым жизненно важным органом лётчиков - жопой. Больно, значит мне, а вида не подаю, что ж экипаж скажет, и так вон, проходимцы, кулаками рты закрывают.
Сел в кабину, благо, на парашюте мягкая поролоновая прокладка, ничего сгодиться терпеть можно.
Запустились, полетели всё в норме, только вот прижимать стало нижний край да и ночь на дворе. Слышу, с земли бают, что мол не пущать никого велено в небо Заполярья, а тех ненормальных, что парят ещё, посадить в кротчайшее время.
Вы будете смеяться, но ситуация повторяется, как говорится, в виде фарса. Мы после четвёртого разворота тангаж 3, крен 0, скорость 140, высота 600, вертикальная 3, удаление 12, левее 70, на глиссаде.
И тут я вспоминаю о том, что основной-то прибор, которым, я перед вылетом навернулся, в отказе. И он не только не определит в случае чего изменение тангажа на 1-2 градуса, вертикальной на 1м/с и отклонение от посадочного на 50м, но и предательски смолчит в более сложной ситуации. Мне бы шторку открыть, дык открыта она, и только проблесковый маяк по ночным облакам сигналит: 'отказ жопы'. Ну вот, придётся дублирующие включать.
Мозги не подвели, включились практически сразу.
По разности воздушной и путевой скоростей по ДИСС определил, что ветер встречный и немного справа, значит та срань до земли, о которой говорило метео, идёт с того края полосы, должны успеть. Штурман отсчитывает высоту и скорость и предупреждает, что АРК врёт, верь курсоглиссаднику. Верю. Идем дальше. Посадочный пересекает залив, здесь почти всегда изменение ветра по силе и направлению, поэтому при постоянном тангаже отклонения по воздушной скорости +- 20 это нормальное и постоянное явление, по этой же причине показания ДИСС неустойчивые. Верь ПКП, держи тангаж постоянным и не допускай больших кренов для исправления по направлению, шагом не дёргай, а услышал : 'ниже глиссады'- в горизонт и пока до соответствующего удаления не дойдёшь не снижайся. РЗП как правило запаздывает на 0, 5-1 км по дальности - верь штурману и курсоглиссаднику в комплексе.
Дальний 230, посадку:.Условия принял, разрешили.
Один очень уважаемый мной лётчик, к слову, большой знаток инструкции экипажу, любил говаривать: 'Не поднимай свою башку пока штурман не доложит видимость полосы.' А я чо, мне как сказали. Проблесковый по облакам видно и без этого.
Доклад штурмана практически одновременен со вспыхнувшей дорожкой бегущего оленя, гонит огни вглубь полосы зовёт: 'Сюда, родимые, я вас уже жду'. Отклонение от осевой метров 30, есть над чем поработать в дальнейшем.
Проход ближнего 70, подлёт, посадка на площадку ограниченных размеров.
К чему это я всё. Имея ПКП, холодную голову и грамотного штурмана можно и с отказавшей жопой летать, оказывается.
А жопа что? Поболела и перестала и опять летать рвётся.


30/11/2006 [22:50:52]
Ветеран ГА
05.07.2007 16:10
2Ли2

Есть у меня идея сделать выборку из старых фильмов, где есть старые самолеты и отцифровать. Вроде фильма-музея.
Егор
05.07.2007 16:27
Тихонько кашляну в аудитории, чтоб не нарушать тишину.
С благодарностью к выступающим.
Всем удачи!
Viktor
05.07.2007 17:39
Ветеран ГА:
Обязательно будем надеяться, что будущее у НАС есть, Михаил Иванович :)
А условия были прекрасные.
Не домики из фанеры, в конце октября у геологов и не солёная песчаная пыль Аральска зимой и летом....
Viktor
05.07.2007 17:40
Егору:
Привет ТЕБЕ :)!
Ветеран ГА
05.07.2007 17:53
Вот молодец, Светлана!

"На 24 Чемпионате Мира по высшему пилотажу на поршневых самолетах, проходившем с 29 июня по 4 июля в Испании, ... Светлана Капанина завоевала звание абсолютной чемпионки мира.
Светлана выиграла шесть золотых медалей в шести разыгранных комплектах... Светлана продемонстрировала классические фигуры высшего пилотажа, в том числе неуправляемый штопор.
Светлана Капанина - самая титулованная летчица за всю историю мировой авиации. Она - пятикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу и двукратная абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр, абсолютная чемпионка Европы и России. Обладательница 32 золотых медалей чемпионатов мира в отдельных упражнениях."

Ветеран ГА
06.07.2007 13:46
Виктор на ветке у "двоечников" спровоцировал меня на воспоминание о снах. А поскольку эти сны вполне профессиональные, а не выдуманные Чернышевским "сны Веры Павловны", думаю что они вправе иметь статус воспоминаний. Итак:


СНЫ

Сейчас даже трудно восстановить в памяти, когда сны о полетах появились и когда прекратились. Но в какой-то период летал во сне регулярно. Большей частью - это полеты полного склеротика.
Авиационные сны сменили школьные сновидения. К примеру:

Сижу на занятиях. Меня вполне могут спросить: а ну-ка дорогой, ответь нам:
А я даже не знаю, что это за предмет, о чем речь:

Пришел на занятия (в Академии ГА). Не знаю, в какой группе, что за расписание и где оно. Что-то очень приблизительное о группе, а где она:, в какой аудитории:

Знаю, что задан большой материал, не то по истории, не то по философии. Надо бы было почитать. Но почему-то оно не почиталось. А отвечать придется:

И так далее.

Но этим снам за долгие годы можно найти какие-то аналогии. Мало ли приходилось к чему-то быть неподготовленным.
Например, в школе я исправно делал все письменные домашние задания и крайне редко готовился дома к устным ответам. В перерыве, даже в самом начале урока, пробегал текст 'быстрочтением' и этого вполне хватало, чтобы удовлетворить любопытство учителя. А во сне, далеко уже не в школьном возрасте, прорезались обратные страшилки: ничего не знаю.

Или в Академии ГА был реальный случай. Пришел на первый семинар по истории КПСС впритык. Знаю номер аудитории, но не могу ее найти. Пока нашел проводника в учебной части, прошло минут пять. Аудитория оказалась с входом из другой аудитории.
Вошел. К этому времени закончилось знакомство преподавателя с группой (21 слушатель) и преподаватель делает мне такой подарок, как опоздавшему: выступить. Ну уж к первому семинару я готовился. Речь шла о Карле Марксе и его Коммунистическом манифесте.
Слегка подняв глаза к потолку, поскольку автора на земле уже нет, я сорок минут излагал суть манифеста и исторические условия его создания. Преподаватель Малко-Скрозь в течение всего этого времени внимательно внимал моему повествованию и поставил жирную пятерку. Впоследствии я еще многократно покорял аудиторию, что на экзамене мне было зачтено. Пошел я первым. Любил я сразу с себя снять эту стрессовую ситуацию: первым отстреляться и отдыхать душой, тогда как другие еще маются страхами. Итак, захожу и докладываю:
- Слушатель : (я уже и тогда был Ветераном ГА - 35 лет и 15 лет летной работы). Разрешите взять билет:
- Не надо брать билет. Прошу вашу зачетку.
Подаю. Малко-Скрозь ставит пятерку. К удивлению толпящегося в коридоре народа, буквально через пару минут после входа, выхожу со второй пятеркой в зачете. Первая - по математике.
А сны наоборот меня держали за полного невежду.

И вот эти детско-студенческие страсти сменились страстями лётными. Во всех снах нет начала полета. Внезапно обнаруживаю себя летящим:

- в наборе высоты не могу преодолеть деревья, лечу между ними в просвете, явно меньшем, чем размах крыльев. Пролетаю через этот просвет. Знаю, что должен остаться без крыльев. Но самолет летит и никаких особенностей не замечаю;

- или где-то над местностью. Вижу населенные пункты. Очень фундаментальные, но небольшие. Вспоминаю, что лечу. А куда, зачем, с каким курсом, где нахожусь. Хуже того. Не знаю номера самолета и кому бы можно было что-то доложить;

- вхожу в зону подхода (картинка Ростовского аэродрома), затем - в круг полетов и произвожу посадку. После сруливания куда-то в сторону, примерно туда, где в Ростовском аэропорту были стоянки самолетов местных линий (район 54-й школы и поселка Фрунзенский) и вспоминаю, что я не вел связь с диспетчером. Кошмар!.. Что делать?.. И тут уж наступает спасительное пробуждение.

Были и хорошие сны.
Я всегда считал самым сложным самолетом Ту-154. И вдруг я оказываюсь на левом пилотском сидении этого самолета и на самом сложном этапе - после четвертого разворота. И меня очень удивило даже во сне, что все у меня получается, что я сумею произвести посадку.
Слава Всевышнему, до этого не дошло. Проснулся.

Любил я сны, в которых летал без всякой авиационной техники. Каким-то волевым напряжением поднимался и 'висел'. И эта способность воспринималась, как обыденная. И уходил с висения стремительно в полет.
Что удивительно, так то, что с увеличением веса организма становилось все труднее его поднимать. Сначала утратилась способность лететь после зависания, потом и зависание осуществлялось с большим трудом. А после достижения массы тела 90 кг и более гравитация окончательно придавила меня к земле.

В конце концов, все эти полеты лет пять, как прекратились. И вдруг, в 2004 году мне удалось полетать реально. Это было в Австрии на заводе, выпускающем ДА-20, ДА-40.

Но я уж совсем 'зазлоупотребил' Вашим вниманием.

Будьте здоровы, дорогие летающие во сне и наяву и нелетающие 'деды'.
Ваш М.Б.



06.07.2007 17:43
Viktor
06.07.2007 17:59
Мда-а, сны....Михаил Иванович. Прочитал и вспомнил свои сны, как, наверно у всех:

...Ох, какие они бывают разные - от животного страха, до животной, ослепляющей ярости.
От невероятной нежности, умиротоворения и счастья, до слёз.
- Или, в доли секунды принимается решение (за тебя) прыгать с невероятной высоты, мозг кричит : не-ет, это - смертельно ! А изменить ничего нельзя. Всё равно прыгаешь - 'всё поднимается в животе', как в детстве, прыгнув впервые, знакомое чувство, летят секунды, ждёшь удара или толчка, ждёшь, ждёшь !!!
Но, всё благополучно, ты уже где-то в другом месте, позабыв о всплеске страха.
Страх, что должны спросить, урок ли, экзамен ли - до сих пор посещают мою, лысую уже голову...сколько можно !? Хорошо хоть , всё реже:)
Но бывают сны - лучшие мгновения , врезавшиеся на всю оставшуюся жизнь, это, когда ты - летаешь !
Летаешь, необязательно на транспорте, в том то и прелесть, что иногда, без вертолёта-самолёта, а просто, расставив руки, как крылья.
- Был сон, который отчётливо помню и никогда не забуду: ни секунды не сомневаясь, добровольно прыгаю вниз головой под уклон и приподняв голову и плечи кверху, отхожу от земли, но не высоко - подо мной мелькают мелкие травинки, цветы - практически на натуральном 'бреющем полёте' лечу вниз, не ощущая страха, только океан блаженства, от полной свободы !
Видимо, знания аэродинамики и теории полёта пригодились (ха-ха), так-как достигнув дна ущелья с покатыми склонами, отклонил туловище и руку, чтобы выполнить плавный разворот и, не теряя скорости выйти назад, наверх, что удалось к огромному счастью и я не раз повторил этот полёт в ущелье, словно катаясь на крутых и безопасных склонах.
Нет слов, чтобы описать ощущение полнейшей свободы, ощущение полёта в полной тишине, без звука быстро и опасно 'падающих оборотов винта' и воющих на предельной ноте движков.
Ты, тишина, покой и...полёт !
Да, ещё, в полётах, всегда ясная солнечная погода, хоть солнца и не видно, но его присутствие ощущается в виде тепла и света.

Другой полёт был совершенно отличен от предыдущего:
я стоял на земле, в горном саду, вокруг всё цвело, - красота невероятная, как в сказке; все видели, как цветут яблони, вот, примерно такое зрелище...
И вдруг, у меня возникает мысль о чём-то позабытом, там, в саду, как бы не из обуви моей, что-то оставлено.
Совершенно не напрягаясь, делаю руками полумесяцеобразные движения, словно гребок ладонями, перпендикулярно телу, на уровне пояса и, ур-ра, отрываюсь от земли ! Вытянув руки вдоль тела и мгновенно набрав высоту, вижу место приземления (кто его знает, приземления ли - может, "примарсения"), так вот, видя место приземления, без напряжения выгибаюсь, как в прыжке 'рыбкой', меняю направление полёта и, ногами встречаю землю, делая такие же движения ладонями, только двойные - раз, раз ! - и я стою 'на тверди'.
Чёткое ощущение тверди под ногами и отчётливо запомнившееся, движение руками (надо вечерком попробовать, а то рядом с открытием и не знаем, как это просто оказывается - летать...:)

- Совершенно отчётлив сон "полёта" вдоль живописного ущелья, с речкой внизу. Отвесные скалы настолько близки в полёте, что возникает ощущение: остановись я сейчас и протяни руку, почувствую твёрдость и холод породы.
Кроме случая вертикального "взлёта и приземления", меня всегда сопровождало ощущение необходимости поступательной скорости....
.....Невероятные ощущения......
Oldeng
06.07.2007 19:01
...Полеты во сне и наяву...
Viktor
06.07.2007 19:07
Oldeng:
:)
Точнее не скажешь...
testpilot
06.07.2007 22:21
Ветеранe ГА приветствую Вас! Я тоже закончил Актюбинск в 1984, а ваш сын в каком может однокашник.
посетитель чайханы
07.07.2007 02:55
Целый день читал ветку, обалдеть!!! Всем ДЕДам СПАСИБО и низкий поклон!
посетитель чайханы
07.07.2007 12:21
Наверное после ночки на Ивана Купала истории плохо вспоминаются :-(
ан-2
07.07.2007 17:38
Ветерану ГА

Про сны.
Абзац "В наборе высоты..." и далее про деревья и крылья.
Точно такой, 100% сон у меня, с 86 года, после ухода на пенсию.
Ветеран ГА
08.07.2007 15:39
testpilot:
Я тоже закончил Актюбинск в 1984, а ваш сын в каком может однокашник.
06/07/2007 [22:21:28]

Сын выпустился в 1980 г. Так что вы стыковались какими-то двумя месяцами.

ан-2:
Абзац "В наборе высоты..." и далее про деревья и крылья.
Точно такой, 100% сон у меня, с 86 года, после ухода на пенсию.

Рад приветствовать на ветке "нормального, чисто конкретного "деда". Здесь мы, хоть малость, но молодеем. Хотя бы душой. Я ушел в 1987 году. Так что, подключайся. Так сказать, "двадцать лет спустя".

посетитель чайханы:

Подключайся к нашему чаевничанию.

Всем "дедам", добрый вечер!

Вчера выкатил свой броневик и поехали мы с женой на "Чкаловскую". Это городок, откуда ушли в полет Гагарин и все первые космонавты, где на каждом подъезде "хрущевок" мемориальные доски Героев и дважды героев: летчиков-испытателей и просто летчиков. Это воздух соснового бора и родной гул взлетающих самолетов.
Прелесть, но в пятницу и субботу ехать туда - сплошные пробки. А сегодня, оставив там жену, пораньше двинул в Москву. Проскочил без пробок. Начнутся часов в пять. Это каша из машин. Пять колонн в трех рядах. Между боками руку не просунешь. И так стоит вся Москва. Это сколько же нужно нефти, чтобы прокормить такую ораву бензином.
Однако, на заправках свободно. Подъехал, залился. Спокойно настроился на "участие в дорожном движении" и вперед.
Почему же тогда, когда моя копейка была одной на квадратный километр, приходилось возить канистру с бензином, т.к. не на каждой заправке его получишь?
И не цена дешевле нарзана виновата. Ведь и при нынешней цене потребление в сотню раз больше, чем тогда.
Но тут я, по моему, открываю какую-то дискуссию, чего бы не хотелось.

Рад был перекинуться словом с отметившимися в чайхане.

Всем - крепкого здоровья (и денег, чтобы можно было купить остальное)!
testpilot
08.07.2007 16:07
Привет "дедам"! Мужики а как наш опыт мы передадим молодёжи.Пацаны рвутся в небо и им тяжело надо помогать, а то африка займёт пилотские кабины в нашем небе.
Миша
08.07.2007 16:26
Ребята. подскажите!
Как называется штурман в экипаже вертолёта (в разговорной профессиональной речи)?
Василий из Немирова
anatolynz
08.07.2007 23:40
Сусанин?
Ветеран ГА
09.07.2007 11:21
Добрый день, уважаемые участники беседы и посетители нашей чайханы!

Миша, которого зовут почему-то Василий затронул вопрос
о штурманах.

Сусанин вел умышленно в болото. А вот матрос Железняк шел на Одессу, а, извините, вышел к Херсону. Это блудежка (потеря ориентировки). Это уже настоящий штурман, что в переводе на польско-украинский - "пан блудила".

И маленькие эпизоды из памяти о полетах со штурманом и без штурмана:

На поисково-съемочных работах в горах Учура (южная Якутия) я летал со штурманом Чирихиным. В горах, при доработке долин и ущелий по горизонталям, не всегда есть возможность идти курсом, который дал штурман. Поэтому иногда у нас возникала легкая перебранка. Он - мне:
- Лети, куда я показываю.
Я ему:
- Рисуй, как я лечу, а то карандаш об скалу сломаешь.

В 1965тоду, уже в Ставропольском ОАО, направляют мой экипаж во Львов за новым самолетом Ан-2. Поляки с завода перегоняли самолеты во Львов, а экипажи со всего СССР эти самолеты перегоняли по своим местам базирования.
Посмотрел состав экипажа: я, второй пилот и техник. Захожу к командиру ОАО В.И.Рындину:
- Валентин Иванович, мне бы еще штурмана в экипаж. Все-таки Украина. Сплошные ориентиры. А это, считай, безориентирная местность.
- Лети без штурмана. Справишься. А со штурманом точно заблудитесь.
Трудно было. Особенно в районе шахтерских городов и поселков. Но справились. Хоть и без спирта (стекла и винт тогда уже имели электрообогрев).

Свое уважительное отношение к штурманской братии я выразил в начале ветки, как к наиболее интеллектуальной категории авиационных специалистов. Но со штурманами летал мало. Даже на Ан-24. Вот только на Ан-26. Но и при наличии в экипаже штурмана привычка не позволяла расслабиться и всецело полагаться на него. Иногда и подскажешь: уже скоро выскочим за пределы трассы; не пора ли поправку в курс внести.
Но скоро методы самолето- (вертолето-) вождения окончательно обновятся. Наши былые трудности будут также экзотичны, как и полеты в открытой кабине без радиотехнических средств.
И трудно сказать, хорошо это или плохо, что современные пилоты утрачивают способность летать умом, полагаясь на автоматику.

testpilot: ... а как наш опыт мы передадим молодёжи.Пацаны рвутся в небо и им тяжело надо помогать, а то африка займёт пилотские кабины в нашем небе.
08/07/2007 [16:07:28]

Учебная база летных училищ оживает. Думаю, что вопрос с подготовкой пилотов в течение трех-пяти лет решится.
Плохо идет дело с увеличением оплаты труда преподавателей и инструкторов. Но и в этом есть подвижки.
Будем надеяться...

Viktor
09.07.2007 12:41
Добрый день "дедушки" и кандидаты в них:)
Добрый день, Михаил Иванович !

Публикую рассказ, нашего постоянного участника веточки Двоечников, Александра, куда-то запропастившегося последнее время.
Здесь и про ориентировку есть:)

"Почетный Чумолог:"

Самый разгар 80-х, Гурьев, 2-е июня. Обычно самая хорошая погода в году, в этот день поменялась на дождливую, мелко-моросящую, но лететь надо. Нагрузили бедную ласточку шмотками и отправились в Карабау грызунов собирать. На борту 'надежный' штурман-начальник противочумки Жора, заядлый охотник, знающий в тех местах каждую кочку, каждый кустик:, его матушка-поваром, с продуктами и котелками, да техник Валера. Летим, Жора бодро тычет пальцем на мелькающие внизу аулы, но довольно скоро они пропали из виду и 'штурман', спустя полчаса, начинает 'ерзать на табуретке'. Через пару минут и моя снисходительная улыбка съехала с лица, понял, что предстоит потрепать нервишки - ГИК, как вкопанный, АРК - молчит, а лететь еще далеко и аулов больше на карте вроде нет, должны уже пересекать газопровод, но и его нет. Выключил 'дворник', посмотрел, верной ли дорогой идем, товарищи. 'Бычий глаз', да и собственная интуиция сказали, что верно, прошли трубу, но на каком километре, Бог его знает, поперек пересекли. Внутри что-то екает, спросить некого, Жора глаза таращит, шею вытягивает. Маячит в 2-х километрах аул-домов двадцать, уфф, садимся, беги говорю, волк, спрашивай, куда это мы залетели! Бежит обратно радостный, стало и мне легче, еще 50 км. и на месте. Спрашиваю: чего не узнал-то аул? Жора оживился и выдал сообщение о том, что дескать он привык видеть в этом месте сразу два аула, а сегодня из-за осадков второго не видно (они в 5-ти км. друг от друга), вот и не узнал. Дальше было все хорошо: банька, поесть вкусно, и все такое: Гик и АРК, конечно, сделать не удалось. По такой же погоде на следующий день раскидали выцветшие от времени палатки с мужиками, дали им сутки форы на обустройство и решили, что пора сделать первый облет. Но погода совсем не заладилась: мелкая противня холодная морось, нижний край метрах на 50 и видно километра полтора. Через высотников запросил прогноз - дают, блин, а так не хочется! Объясняю Жоре, что в лучшем случае мы найдем только одну палатку, ту, что на ручье оставили, остальные искать - только керосин зря спалим. Но Жорина упрямость (мол я тут волк местный, а ты мне про погоду рассказываешь:) и моя уступчивость делают свое черное дело. Беру на борт техника Валеру на всякий пожарный - и вперед! Полные баки согревают душу. Как говорил, так и вышло - нашли палатку на ручейке, угостились черепаховым супом, потрепались с мужиками, посмотрели по сторонам, взяли панцирей на сувениры. Нндаа, лучше не стало, тяни, не тяни резину, надо двигаться дальше. Снова в небе, ползаем туда-сюда, я доверился Жориному опыту, смотрю за его указательным пальцем, и все зря. Ровная, как стол, травяная степь и ни души! После метаний охотника из стороны в сторону сажусь и уточняю, где по его мнению, мы находимся. Повертев карту и ничего не выяснив, принимаю решение двигаться ближе к дому, вот только куда? Пойдем на Север! Там Уил течет, там люди, ночь уже скоро, а мы шарахаемся по степи, нет, определенно надо идти на Север! Керосин тает. Иду на бреющем, погода совсем дрянь. Время от времени подсаживаюсь и, выключив стеклоочиститель, впиваюсь глазами в КАИ-13, словно в GPS, как было бы здорово, будь она на борту в то время! Но тогда о таком чудо-приборе даже и не мечтали, поскольку и не подозревали о возможности его существования. Беда одна не приходит, опять садимся -после нескольких отчаянных скребков по стеклу металлом, трапецию дворника извернуло таким невероятным образом, что даже у бывалого техника заклинило в голове, смотрю сквозь открытый блистер и вижу его недоуменный вопрошающий взгляд, да разведенные в стороны руки. Делать нечего открываю пошире блистер, даю ножку, и ползу со скольжением дальше, левый бок весь мокрый, керосин убывает, адреналину все больше и больше, перспектива ночевать в степи, черти-где, малоприятная. Через верх дал посадку и конец работы. Включил фару - не легче. На кошаре, которая попалась на нашем пути, никого не оказалось, на двери амбарный замок, ломать не стали, и поехали дальше:
Слава Богу! Напоролся на бугорки из песка полметра высотой и их много, как будто кроты великаны нарыли. Место в степи очень приметное и одно такое в тех краях, знаю потому, что года три до того искали там куски, остатки от ракет, баки и все такое. Определился где мы можем примерно быть, но виду не подаю, делю адреналин на троих, думаю теперь, что в тот раз маленько перестарался в этом плане. Но рано успокоился, ползем все медленнее и ниже, по земле считай. Встретившиеся мелкие провода, тянущиеся с Запада на Восток, дали повод изменить курс и идти по ним на Запад. Предательски горит лампочка минимального остатка топлива, со лба стекают капли моросящего дождя, блестят в свете фары провода, еще немного и все, пора, пора, хватит - свербит в голове, хорош! Медленно подползаем к мовзалейчикам, местным захоронениям, человек пять покоятся, место, ну очень приметное, освещаю получше, показываю Жоре, спрашиваю с некоторой надеждой, знает ли он что это? В ответ - тишина, ну, думаю куда же нас нелегкая занесла, если даже такой опытный охотник не знает такого приметного для степи места? Мысли роятся как пчелы в улье, перебивая одна другую, включая расстрел на месте. Подсел, смотрю на успокоившуюся стрелку топливомера, пора вырубать движки, чего торопиться все равно на земле молочу, а может сэкономить, чтоб подпалить чего? С этими мыслями выключаю фару и ипираюсь правым глазом в маленький огонек, подключаю второй глаз, не верю. Не верю!!! Но факт - горит! Оцениваю до него расстояние, и ползу к нему, медленно ползу, все, вот он, вроде как в окошке домика, выключаю двигатели, мужики сидят молча, вид мрачный, возле домика взволнованные фигуры людей, бегают туда-сюда, кричат: Стоп! По-русски кричат!? И штакетник до боли знакомый! Господи, да где же мы? Успокоились все часа в два ночи, в баньке помывшись, наевшись адреналину и снеди всякой. Больше всех радовалась Матушка Жоры, испереживалась вся, куда это мы запропастились. Все были рады, что так благополучно мы вернулись, хоть и припозднились к ужину.
Утро следующего дня, мой день рождения, но пока молчу. Погода такая же, спрашиваю Жору: ну что, полетели? Погоду дают! Хорошая штука-опыт, ответ волка: Шура, может подождем, ну их, этих сусликов, потерпят. День рождения мой прошел на УРА, по полной программе, в подарок получил от коллектива станции красивый альбом о дарах степи и звание "Почетный Чумолог", авиачумолог:)
Храню этот ценный подарок, листаю пожелтевшие от времени и переездов страницы, и вспоминаю те теплые отношения и душевных людей, с которыми мне посчастливилось познакомиться и работать.
Хороших людей несравнимо больше!
Ветеран ГА
09.07.2007 15:04
Ушел в Word и кропаю себе пришедшее наум.
А тут Виктор с Александровым рассказом. И прямо в тему. Копирую своё творение.

Никогда бы не поверил, что в Якутии может быть такая погода. Средние цифры здесь, что по числу человек на квадратный километр, что по годовому количеству осадков, мизерные.
А вот уж вторую неделю сидим в промокшем насквозь домике аэропорта, выходя иногда в поселок за продуктами. Накрыла нас здесь погода неожиданно, по пути из Мухтуи. Низкая облачность, высотой ниже ста метров. Иногда морось из нее переходит в туман. Кажется, что вся планета насквозь пропиталась влагой.
Тайга сразу за порогом. Мох, как губка, напитался водой. Наступаешь на эту подушку и выдавливаешь таежный моховой настой.
Как только чуть прекращается морось, из своих убежищ вылезают комары. Очень жирный, с неубирающимся шасси, висит такой комарина перед носом и целится своим хоботом в точку, не прикрытую одеждой. А тысяча этих тварей метят в тысячу точек. Мази в магазине нет. С собой тоже не взяли. Кто же думал, что застрянем. Олекма-Чапаево-Мухтуя и обратно. Дела то на пол дня.
Но вроде бы начинает светлеть со стороны поселка.
С нами сидит здесь еще пилот Як-12 Бовшик. Он застрял по несчастью.
Прилетел с почтой, но при посадке на выравнивании столкнулся с рогами коровы, пасущейся недалеко от торца полосы. Корова - на бок, Бовшик досадил самолет с деформированным стабилизатором.
Корова полежала минут пятнадцать, поднялась и, задрав хвост, понеслась прочь, а на самолете придется менять горизонтальное оперение. Вот и ждет Бовшик комиссию по расследованию и запчасти.
А корова, по словам хозяина, только с испугу увеличила надой молока.
Но вот, наконец, поступил сносный прогноз и облачность ушла за стометровую отметку. Идти на эшелоне нельзя, а по Лене - нормально. Река широкая и не имеет до Олекминска ни одного перекида проводов. Можно смело идти на ста метрах и ниже. Принимаю решение на вылет.
Штиль полный. Площадка сырая, но не размокшая, как обычно после весенней разморозки раскисают грунтовые аэродромы. Здесь основа грунта песчаная. Осторожно, без резкого захвата тормозов выруливает на старт. Плавно увеличиваю мощность двигателя и на ходу плавно выпускаю закрылки. На мокром песке так лучше обеспечивается разбег и отрыв самолета.
И вот мы в воздухе. Именно в воздухе, а не в небе. Небо наверное до стратосферы забито облаками. На ста двадцати метрах начинаем цеплять свисающие хвосты облаков. Остаемся на ста метрах. На компас смотреть не нужно. Держу слева берег Лены. Штурман Чирихин, сидящий на правом пилотском сидении вместо второго пилота, мне тоже не нужен. Берег Лены я изъездил, развозя почту и пассажиров зимой. Поселки по берегу мне знакомы. Первый из них - Мача, уже показался из дымки километрах в двух впереди. Но нам нет нужды там садиться. Наша цель - Олекминск. У последнего пункта перед Олекминском, Дабана, облачность внезапно подскочила до трехсот метров. Горизонт посветлел, открывая изумительные по красоте таежные распадки, склоны сопок с сорокаметровыми лиственницами, темные полосы ельника по берегам таежных ручьев и речек.
А вот и островок на Лене перед Олекминском. Торчит посередине реки, создавая по весне ледяные заторы. В ледоход сюда вертолеты Ми-4 возят взрывников, а по ледяным завалам отрабатывают топ-мачтовое бомбометание самолеты Ил-28 наших славных Военно-Воздушных сил.
За островом - город Олекминск. Трудно сказать, по каким меркам он стал городом. Наверное, тюрьма для пожизненно заключенных вывела его в эту категорию. А так, средних размеров село из бревенчатых одноэтажных домов. Но аэродром, хоть и песчаный, но оживленный. Летают сюда рейсовые самолеты Ли-2 и Ил-14. На аэродроме базируется штаб 93 авиаотряда с отдельными эскадрильями Ан-2 в Мухтуе, Ми-1 и Ми-4 - в Алдане.
Аэродром по курсу. Остается взять на себя сектор газа и штурвал. Заруливаем на стоянку. Мы на базе, но не дома. У всех у нас семьи на Западе. Моя - в Ставрополе. У штурмана - в Москве. Бортмеханик - из Якутска.
Захожу в штаб, докладываю заместителю командира отряда Хоркину В.В. о прибытии, смотрю наряд на завтра - полет на гору Мурун (это на самый юг Якутии в строну Читинской области; вряд ли получится слетать туда при такой погоде) и следую в столовую. Надоевшее меню этого заведения после тушенки и соленых помидор из трехлитровых банок в Чапаево кажется райским питанием. Обычный набор: 'рис свин. туш.', что означает рис со свиной тушенкой, и омуль с рисовым гарниром. Свиной тушенки в рисе никогда не найдешь. Ну, разве что пару волокон. Один жир в банках. Лучше - жареный омуль. Рыба ценная, но любой деликатес на каждый день в течение всей долгой якутской зимы - это явный перебор. Хотелось бы котлеты, бифштекса. Но это бывает очень редко. Иногда в меню столовой попадает оленина. Но радость смены блюда омрачается скрипом песка на зубах. Не помню, чтобы я ел оленину без этого скрипа.
В аэропорту в магазине стандартный набор питания: хлеб по утрам, банки печени трески и вино местного производства - 'Кибрай'. Это смесь привезенных баржей прокисшего грузинского вина и спирта с доведением крепости до двух десятков градусов. Убийственный напиток.
Мы, летающий народ, возим из других мест банки с огурцами, тушенку, спирт и приличные вина. Но живу я в гостинице в общей комнате. Народ в комнате меняется, а северная жизнь не предполагает никакой частной собственности. Все 'деликатесы' съедаются за один вечер. Если нет полета в злачные места (Мирный, Мухтуя), сидим на омуле и рисе со свиной тушенкой.
Скоро улетим в Учур на поисково-съемочные работы. Сейчас мы летаем в съёмочном составе экипажа для слетанности. Там, на бреющем полете над скалами и лиственницами нужно самое высокое взаимопонимание. А в общем-то все на командире. Штурман - это точность места самолета. Бортмеханик работает с режимом в нормальном полете. В сложной ситуации беру сектор газа в свои руки. Но пока сложности редки. Все впереди. Через три дня улетаем в Учур.

JCEN
09.07.2007 15:09
ЭХ..ЗДОРОВО.
Ветеран ГА
09.07.2007 16:41
2Viktor : и автору:
За "почетного чумолога" 5+++
Alexz
09.07.2007 17:56
Ветеран ГА:

В начале 80-х нам доводили приказ о том, как прибалтийский Ту-134, у нас над Украиной, с флаг-штурманом управления на борту ушел в сторону более чем на 200 километров, так что прав был ваш командир ОАО.
Ли2
09.07.2007 18:49
Если не изменяет память, в 80-х блуданули на Украине рижане на Бэшке-без штурмана.
Ветеран ГА
09.07.2007 20:06
Был такой случай, когда Ульяновский (из ШВЛП) Ту-104 с двадцатью штурманами на борту потерял ориентировку, выработал топливо и сел на лес, вырубив просеку. Даже крылья остались на месте. Туполев этим очень гордился. Такое испытание на прочность прошел самолет.
10.07.2007 19:02
Всех, заглянувших "на рюмку чая", с добрым вечером!

Вот, поприветствовал Вас, и представил себя на трибуне перед несколькосотенной аудиторией, а в голову, кроме "уважаемые товарищи" не приходит ни одна мысль.
Мне очень много довелось выступать с трибуны, поскольку во времена, когда гражданская авиация была уважаемой, лет восемь секретарствовал в парторганизации Управления летной службы МГА. Я не стыжусь этого и не считаю, что занимался чем-то непотребным. Низовая партийная работа, не давала никаких благ. Только заботы и хлопоты. Благо, решаемые парторганизацией вопросы всегда совпадали с задачами по основной должности.
В парторганизации числилось пятьдесят человек, в т.ч. - член ЦК КПСС, министр ГА Б.П.Бугаев, первый заместитель министра, Герой Советского Союза А.Н.Катрич, в разное время - заместители министра Б.Д.Грубий, И.Ф.Васин, А.М.Горяшко (об этом я уже упоминал).
Аудитория очень солидная и собрания готовились тщательно. Процедура открытия собрания - моя по раскладу. Доклад - на трети собраний, а выступление - на каждом. И надо было задавать тон собранию, чтобы не скатывались к перечислению отправленных телеграмм и писем. Кроме того, партийный комитет Министерства, устраивая собрания и конференции, обязательно предусматривал выступление представителя летной службы. Как правило - это должен быть действующий пилот. И часто это сходилось на мне. Летающий секретарь, заместитель начальника управления. Вот тебе и карты в руки. А нервная система не из канатов. В президиуме собрания - министр, он же член ЦК КПСС, обязательно кто-то из аппарата ЦК. Свое, родное начальство. Компетентность этих лиц в области гражданской авиации, в том числе и работников аппарата ЦК КПСС, высочайшая. Пустыми словами не отделаешься. А иной раз неудачное выступление решало судьбу человека. Поэтому продумывалось каждое слово.
Святое дело, сначала процитировать действующего Генерального секретаря. Но в меру, правда с перечислением всех титулов. Умеренно отметить над чем работает управление и его партийная организацияю И, главное, что не получилось, не удалось. И всегда остро - о состоянии безопасности полетов и почему это ухудшилось, а если есть улучшение, то почему все-таки происшествий остается еще много.
Это сейчас, самолет еще только раздавил пару фонарей и идет к третьему, а уже по всем каналам мусолят причину инцидента. Или готовится к посадке с отказавшим двигателям с двумя работающими. Уже шум на всех каналах.
Самолеты старые, мол, летчики чуть ли не с улицы.
Тогда, когда эти самолеты Ту-154, Ту-134 Ил-62 были новыми, летали еще Ил-14, Ан-10, Ил-18. И считалось, что старое доработано и более надежно. Сейчас каждому пассажиру каждый день подавай новый самолет. Вчерашние щи не годятся.
Происшествий и тогда было не меньше, чем сейчас. В течение года набиралось две сотни или около этого на Советский Союз(вместе с поломками, т.е. без списания воздушного судна и без гибели людей). Нули на документах по ним надежно защищали материалы расследования от публикаций. Но в профессиональной аудитории на всех уровнях на эту тему шли очень серьезные разговоры и в выступлениях на собраниях и конференциях этот вопрос был стержневым.
Промышленность принимала свои конструктивные меры, МГА решала задачи совершенствования подготовки специалистов, а вместе - занимались отработкой методики полетов и правил летной эксплуатации.
Многие вопросы доходили до самых высоких инстанций именно через выступления на собраниях и конференциях в присутствии руководителей отрасли.
Не являясь кадровым партийным работникам, я твердо убежден, что польза от партийной требовательности в решении злободневных вопросов была.
И основная тягловая сила в этом ложилась на первичные организации, вожаки которых никаких благ от этого не получали, и, как правило, были неосвобожденными от основной работы.
И вот сейчас я стою на трибуне перед Вами и молчу. В голову не приходит ни одна заслуживающая внимания мысль.
Включаю четвертый канал. Посмотрим, "как там в Греции".


Правда, на пост, перетаскивающий ветку в сегодня, я уже намолчал
Ветеран ГА
10.07.2007 19:13
В конце текста слова "тягловая сила" заменить на слово "нагрузка".
Ветеран ГА
10.07.2007 19:16
И слово "Аноним" заменить на вышеуказанный ник.
Viktor
10.07.2007 21:30
Ветеран ГА:
Добрый ВСЕМ вечер !
Хотел пошутить, вспомнив Марецкую, потом передумал, Михаил Иванович:).
Мы, "Двоечники", ВАМ верим и понимаем, что всё было непросто тогда, да и сейчас....:)
Ветеран ГА
10.07.2007 21:36
НУ чтож, "деды". Спокойной ночи. В расстроеных чувствах от падения активности я сегодня здесь и у "двоечников" поворчал немного.
Авось, завтра магнитные бури и солнечные всплески будут благоприятными для творчества.

До встречи за "рюмкой".
Ветеран ГА
11.07.2007 10:29
2Jabari:

Наконец и у нас появились пришельцы, что по "фене ботают"
Вечером попробую открыть предлагаемое.
А можно хоть слово на рашн?
партизан
11.07.2007 13:41
Не обращай внимания Михаил Иванович!Доброго дня Вам и здоровья!!Спама и тут хватает.Привет Вам огромный от Гарина Валерия Александровича и наилучшие пожелания!!
Ветеран ГА
11.07.2007 17:37
Привет, партизан:

Ветер с юга. Спасибо за привет.

11.07.2007 19:39
Ветеран ГА:

Если вы еще на трибуне, пара вопросов.
Ваше личное отношение к экипажам совершившим АП?
Ваше отношение к попыткам сокрытия и к сокрытию АП?
А партбилет , к сожалению, нередко спасал нарушителей, в том числе и пьяниц, от наказания.
оБМ
11.07.2007 20:01
Всем здравствуйте!
Примите новенького. О себе. САТУ 1975г,
9 лет техник, 15-борт.мех. с-ов Ан-24, 26.
Анониму
При СССР летали поболе.И примерно на 1000 вылетов
было 10 л.происшествий, сейчас 10 л.п на 100 с.вылетов.
Ветеран ГА
11.07.2007 20:07
2Аноним:

1. Совершившим - значит по причинам связанным с действием или бездействием экипажа. А их много. Ошибка. Нарушение.

Ошибка - не только экипаж приложил руку. Кто-то учил.
Нарушение - ответственность нарушителя. А бывает, что такие нарушения в традиции коллектива и делались первый раз этим пилотом с соответствующим должностным лицом.

Нюансов много. Но мне лично всегда было жаль сломанных судеб.

2. Неужели Вы ждете ответа: да, молодцы скрывающие АП?

3. Преувеличиваете влияния членства в партии. Скорее больнее били: по административной и партийной линии. Я довольно много принимал участия в расследованиях и подготовке приказов. Никогда не стоял вопрос о принадлежности в партии при выработке решения о степени ответственности. Партийная оценка следовала за оценкой комиссии и администрации.

Если и были случаи - то спасал не партбилет, а что-то другое.
11.07.2007 23:38
Ветеран ГА:

На собственной шкуре мне не довелось прочувствовать, что такое расследование АП, слава Богу. С чужих слов, на химии , при перелете, вертолет сел не туда, комиссия по расследованию немного успокоилась, после приезда командира ОАО, старого опытного, и только от командира экипаж услышал первые человеческие слова, а до этого их рвали на части.
При посадке в небольшой колодец, в сложных условиях, пилот не справился поломал вертолет, комиссия начала работать так, что сердце у него не выдержало.
Потому я и задал вопрос о сокрытии, да и поломка у нас была ерундовая, но сколько нервов вынули бы у пилота , страшно подумать, да и мне бы перепало, а так спокойно продолжали работать, относительно.
Ветеран ГА
12.07.2007 10:38
Действительно, бывает так, что мелочь решает судьбу человека. Хорошо, если человек с характером. Это будет всего лишь эпизод в жизни. А бывают люди ломаются и хвост от мелочного события тянется по всей жизни. Сильные и после серьезных событий находят себя и возвращаются на летную работу. За одного битого двух небитых дают. Если только битый - не хронический недотепа. Бывают люди, которым летная работа противопоказана.
Расскажу об аварии Ан-26 Салехардского ОАО в Красноселькупе в восьмидесятых годах.
Командир ВС А. (фамилию забыл, а архивы в гараже) при ясной погоде на посадке просквозил весь аэродром. Самолет выкатился на 300 м и столкнулся с препятствиями.
Впереди у бортов сидели пассажиры. По центру грузовой кабины - этакая деревянная катушка с кабелем. При столкновении самолета с препятствиями бухта сорвалась и пронеслась мимо пассажиров в сантиметрах от их ног. Остановила ее перегородка, которая выдержала удар. Случайно пассажиры не пострадали. Самолет получил деформации и восстановлению не подлежал.
При расследовании трудно было восстановить влияние ветра на поведение самолета, но это влияние очень ярко проявляется в поведении самолета. Попутничок гонит самолет с глиссады на более высокий уровень. Инстинктивно опуская нос в точку выравнивания пилот заставляет самолет увеличивать скорость. Команда бортмеханику уменьшить режим запаздывает. Выравнивание производится в установленной точке, но скорость чуть великовата, а у земли еще попутная тяга, хотя ветроуказатель висит. Самолет несется над землей. Вот тангаж два градуса. Чуть придержи - он сядет. Но командир тянет штурвал. И так и подтягивал все 1500 м до шести градусов, не давая самолету приземлиться и зацепиться за родную Землю. На оставшихся 300-х метрах уже и РУД ноль не поможет.
Конечно, это ошибка командира. Какие мысли одолевали его на посадке, неизвестно. Это был его последний полет в этом предприятии. На руках документы о переводе в Ульяновскую ШВЛП на инструкторскую работу.
Не будь этого, походил бы малость на земле и вернулся бы на борт. Но не выдержал человек такого удара и крыша сдвинулась.
anatolynz
12.07.2007 12:49
В НКОАО, а затем в КИОАО, Лев Афанасьевич Вепрев, будуче КЛО, КОАО, на разборах 248ЛО говорил:"...если вы уж нарушаете, то нарушайте грамотно.Если взяли рыбаков или охотников и высаживаете на площадку, а затем забираете их с площадки не предусмотренной полётным заданием, так произведите посадку и взлёт без ЧП".Вепрев Лев Афанасьевич-знаменитый полярный лётчик и хороший человек.Царствие Небесное Ему...
Ветеран ГА
13.07.2007 07:39
Деды, с добрым утром!

Просыпайтесь. Народ начал шастать по веткам. Заглянут, а вы спите. Нехорошо. Скажут: уже мышей не ловят, про песок чего-нибудь. А нам это нада?

Всем, плодотворной пятницы. А кто намылился на дачу - хорошего трудового отдыха.
13.07.2007 10:23
пожелание прямо в яблочко)))
вечером пробиваться с толпами дачников в сторону родного порта, а когда они будут отдыхать от трудов праведных - ночевать в небе над их головами...
Ветеран ГА
14.07.2007 12:22
С субботой всех заглянувших!

В связи с летними выходными "чайхана" работает на самообслуживании. Заходи, наливай и заливай о чем угодно. Но лучше, что-нибудь интересное.

Хороших выходных и свежего воздуха.
Ветеран ГА
15.07.2007 00:14
"Дедов" с воскресеньем!
1..101112..278279




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru