Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

"Двоечники" и др.,влюблённые в вертушки

6 пользователей сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..535455..285286

Viktor
07.09.2007 21:15
nikolai:

Коля, вес свободной турбины невелик, чтобы стать аккумулятором энергии, а вот что она может тормозить НВ, раскручивая рабочую турбину, думаю, несомненно.
Ты же сам подтвердил, что связь между ними хоть и газодинамическая, но достаточно эффективная, своим рассказом :).
nikolai
07.09.2007 22:08
111, извини, с 1984 года мои "руки уже не в масле" и допуски на ТО не продлены, так, что по муфтам ничего нового сказать не могу, кроме того, что сказал-это весьма противоречивая часть конструкции.Моя идея требует проверки, после чего возможна критика.Фрикционы имеют свою нишу применения, длительно выдерживать большую нагрузку-это не для них.

Alexz, введена СЗТВ с какой-то серии двигателя.СЗТВ-система защиты турбины винта (свободной турбины) от раскрутки отсекает топливо от двигателя при достижении ограничений по оборотам (центробежный механизм, как регулятор Уатта в паровой машине).
Alexz
07.09.2007 23:00
nikolai:

Что такое СЗТВ или АЗСТ (автомат защиты свободной турбины) я знаю, стоит на РО-40, вопрос в другом при отсутствии МСХ СТ жестко связана с редуктором, я правильно понял вашу идею, после запуска первого двигателя обороты СТ будут более 10000 , соотвественно и обороты СТ второго двигателя будут тоже 10000, как в таком случае запустить второй двигатель.
АНЗ
08.09.2007 10:19
nikolai:
..., уважаемый лётный состав, летаете, Вы, на сплошных противоречиях

Было время, когда посылали в УТЦ каждый год, так вот каждый год преподаватель по аэродинамике говорил примерно следущее:
-Кто у меня был в прошлом году?Конспекты прячте подальше, в этом году вертолет у вас летает по новому.Институты работают.Новое изложение теории полета вертолета.А вот как и почему он все-таки летает, никто сказать не может.
Фамилия преподователя была Ульянов, УТЦ-22, может кто учился.
Так, что Николай, летали и летаем на противоречиях , это есть факт.Но ведь и велосипед едет только благодаря своей статически неустойчивой системе отсчета(вопросов по томучто это такое прошу не задавать, я уже забыл это, а рыться в конспектах мне лень)
111
08.09.2007 11:43
опять что-то дурит ветка
111
08.09.2007 11:45
счетчик изменяется, а сообщение не появляется
111
08.09.2007 11:47
вручную поменял 53 на 54 и все показало.
nikolai
08.09.2007 19:12
111, с 84-го года мои "руки не в масле" и нет подтверждения допускам к ТО ЛА.Не верю, что нет альтернативы МСХ.Предлагаемую мной идею нужно проверить экспериментально, тогда критиковать.Не так-уж и не правы конструкторы встраивая дополнительную массу в трансмиссию.Это запас энергии при авторотации, когда увеличивается шаг НВ и падают его обороты.
Ударное включение МСХ-часть противоречий конструкции, ТО позволяет снизить его вероятность.
Фрикционы имеют свою "нишу".Длительную большую нагрузку они не потянут.

Alexz, При запуске обороты двигателя и НВ пропорционально возрастают-работает МСХ.Если будет жёсткая связь вместо МСХ-ничего не изменится при запуске.А что будет на остальных режимах пока можно только предполагать.
nikolai
08.09.2007 19:18
Извиняюсь перед всеми.54 страница открылась мне только сейчас со всем содержимым.
111
08.09.2007 19:21
сегодня целый день дурит сайт
111
08.09.2007 19:33
самый хороший маховик - это несущий винт :-))
nikolai
08.09.2007 21:00
Только-что закончился фильм "Мимино" по ОРТ-1(спутниковый канал)...
Viktor
09.09.2007 19:20
Привет ребята :)!
Позволил себе сегодня день отдыха, а завтра "со сранья" - снова вперёд !
Что-то вы скисли совсем, а братцы :)?

(С)
Александр:
'Склероз'

В 80-е, в Нальчикском отряде, в котором я тогда трудился, было порядка восьмидесяти бортов Ми-2, поэтому перегонки на завод в Актюбинск и обратно были обычной процедурой, довольно частой. Очередной приезд на завод за отремонтированным бортом сопровождался парой суток беготни, паршивыми аккумуляторами, и как всегда, стремлением заводчан выпихнуть тебя во что бы то ни стало.
Наконец все готово, взмыленный, озабоченный перспективой остаться на третьи сутки 'по светлому времени', загнанный переездами с завода в порт и обратно, 'влетаю' в кабину двоечки, кладу карту в карман под приборной доской, планшет - за спинку, на бак. Лихорадочный запуск, энергичное руление, короткое висение, колеса в воздухе. И...вот оно - НЕБО!
Летчик отдыхает в полете, истина известная, некоторая расслабуха от свежего воздуха через открытый блистер, хорошая погода, предельное расстояние, ветер боковой, высоту попросил побольше, там прохладнее. Кайф.

Маршрут давно известный, много раз исхоженный, короткие отрывистые фразы с диспетчером, и все, теперь до выхода из зоны, любуюсь природой, посматривая за приборами, вокруг никого, придется потом просить высотников помочь со связью, но это еще не скоро, пока отдыхаю.
Минут через десять, в голове зародилось странное, многим наверное знакомое, чувство тревоги, будто чего забыл, а вот чего именно, не могу понять. Не получилось отдохнуть, стал перебирать в памяти, чего это я мог в этой спешке забыть?
Да вроде все взял, чего это меня вдруг так? Смотрю медленно на приборы, чувство не проходит, смотрю вокруг, по сторонам, все чисто, в небе один, потом опять на приборную доску: стоп! Понял, чего мне не хватает! Уж больно чистая машина, краска свежая, и приборная доска тоже. А номер, где номер, я спрашиваю? Забыл, ей Богу, забыл, убей - не помню! Так, спокойно, надо просто взять планшет, вынуть задание на полет и глянуть на номер машины, и все. Оглядываюсь назад, и холодок по спине...планшет по гладкому крышке бака в салоне, куда я его 'поклал', скользнул на недосягаемое для меня расстояние, для того чтобы его достать, мне нужно отстегнуться, 'выпасть' из кресла, и тогда: фу, бред какой-то.
Кто рулить в это время будет? Начал вглядываться в то место на приборной доске, где обычно написан номер машины - хорошо ремонтируют, следов никаких! Блин, вот засада! Время идет, и уже не в мою пользу, бежит просто, а у меня клин полный, хоть убей, не помню, и все тут! Выход из зоны, пора на связь, Господи, стыдоба то какая, как говорить? Чего мычать? Думаю, если диспетчер спохватился, то должен кого нибудь из высотников попросить со мной связаться, вот тогда я номер свой и узнаю. Не тут то было, не ищет меня никто. Перехожу на частоту высотников, пробую закинуть удочку: борты, говорю, кто слышит? Помогите связаться! И тут же четкий ответ, словно рядом со мной сидит: давай борт! Кошмар... Ничего не отвечаю, быстренько ухожу с этой частоты, в надежде на то, что на том самолете уж сами додумают, придумают, почему я не ответил: А время летит. Уже давно в чужой зоне.

Какое счастье, какое счастье, что лечу на вертолете! Погода люкс и подо мной не море, не вода! Камнем вниз - сажусь в степи, сую карандаш в педали и выбегаю на простор, смотреть на балку. Вспомнил! Вспомнил! Прыгаю в кабину, вынимаю карандаш и жирно пишу на свежей краске номер борта. Теперь в небо! Скороговоркой передаю необходимую информацию через тот же борт, помог, спасибо ему, не обиделся.Вот теперь отдыхаю! Что поделаешь, склероз.

Всем здоровья и успехов во всем.
Александр, г Тверь.
Viktor
09.09.2007 19:25
(С)

...Когда то, на занятиях к ВЛН, по теме: вертикальный взлёт вне зоны влияния воздушной подушки, в условиях высоких температур, спросили одного из наших старейших вертолётчиков, ныне покойного, царство ему небесное - "расскажите, Илья Матвеич, методику взлёта из колодца".
На что, тот встал, поправил китель, приосанился, задумался и взяв в левую руку, воображаемый шаг-газ, а в правую - ручку управления, сделал гримасу на лице, хорошо имитирующую натугу, с которой вертолёт, в таких, страшно сложных, природных условиях, медленно, сантиметр за сантиметром, набирает высоту. Молча.
Потом, когда в его воображении, он набрал положенные 10 метров над препятствиями, лицо его стало разглаживаться, приобретая всё более счастливо-умиротворённое выражение и, тогда он выговорил наконец:
"и, отд-аё-ём тихо-онько ручечку от себя, разгоняя скорость

Комэска, который задавал вопрос сидя, в этот момент, был уже в положении - "на полусогнутых", он ......."тоже, взлетал, вместе с И.М.".
:)
Corvus
10.09.2007 10:28
2Victor:
Мне заказали карту-схему транспортных артерий Азиатских Стран СНГ в электронном и бумажном виде в малом формате. Я ищу материалы и компоную найденное, периодически корректируя взаимоисключающие топографические сведения, полученные из разных источников в схематическом виде.


Интересно :) Значит, Вы теперь ГИС-специалист и дизайнер. А в какой программе всё это делаете?
Viktor
10.09.2007 10:54
Corvus:
Нет, Володя, до ГИС мне, как до Марса зигзагами, а вот "учеником дизайнера" я работаю уже лет пять-шесть:)сам у себя...
Компоную окончательно в Corel-Draw12 в слоях, наложив и смешав картинки из него-же(символы) взяв основу в jpeg, вырезав что нужно в фотошоп-е и т.д. и т.п.
Вот таким, паниаишь, макаром и тружусь:)...
Corvus
10.09.2007 13:13
Viktor :


Ясно :)
Кстати, не знаю как в РК, а в России для издания карт фирма должна иметь лицензию (выданную Роскартографией) на право картографической деятельности (в противном случае грозит крупынй штраф). Кроме того, топооснова (реки, горы, моря, основные дороги) для таких карт должна браться не с потолка, а приобретаться у той же самой Роскартографии.
Павел
10.09.2007 13:41
Доброго всем денечка!
Вить, ну как тебе условия в России?Заказчик кое-чего знает, наверное!Обрати внимание!
Viktor
10.09.2007 13:45
Corvus:
И у нас тоже нужна лицензия, Володя :)
Я ведь не карту топографическую делаю, а карту-схему,
которая наглядно даёт информацию по огромной площади сразу, а не координаты.
Нет координатной сетки и проч. принадлежностей карты топографической.
Эта схема не предназначена для продажи, она для "внутреннего употребления" отдела, в одной конторе.
У одних она будет на бумаге, под стеклом, у других - на мониторе :)в их конторе...
Viktor
10.09.2007 13:50
Павел:
Привет, Павлик!
Трудно так сразу что-либо сказать.
- Эх, хорошо, где нас нет, говорит житель Нибумбубии, глядя из-под руки, вдаль, за границу.
- Это точно, говорит прохожий с другим "видом ушей" , хорошо, где вас нет, брат...
Павел
10.09.2007 14:42
Хотя со времен союза мало что изменилось, можно со старых карт содрать и получить удовольствие!
Viktor
10.09.2007 16:13
Павел:
Да-а Павлик, чего-чего, а сдирать мы брат, ох как горазды....:)
Вот и я туда-же...
Наталья
10.09.2007 17:49
С чего начинается вертолетчик?
Как в песне, "с картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе". Настоящий летчик начинается с той песни, что пела ему мать и с отца, который однажды брал его за руку и вел на природу (в лес или на рыбалку). С разговоров, которые они там вели. С математических задачек, которые они придумывали, глядя на полеты стай птиц или рыб, и которые они вместе решали, чертя палкой на мокром песке. Постепенно они научатся не только решать, но и ставить задачи, добиваться понимания происходящих в природе процессов, находить закономерности, формулируя основные принципы и постулаты, без которых нельзя безопасно летать.
Viktor
10.09.2007 19:03
Наталья :
В точку.....
Но и по судьбе наверно, как кому суждено.
Сколько ребят с превелким трудом прорывались в училище, со скрипом шла личная жизнь и, ...гибли в расцвете лет, словно судьба подсказывала: не твой это путь...
Vladimir:
10.09.2007 22:55
Доброго всем времени суток, удачи!
Вернулся со встречи, впечатлений масса, времени на все не хватило, как всегда! С течением времени представлю кратенький фотоотчет!
В учебном корпусе родного училища на лестничной площадке прямо на стене нарисовано звено Ми-24 в развороте, а венчает сию картину следующий лозунг:
"Летчик - это концентрированная воля, умение идти на риск!" :)) Вот теперь у сушу голову кого же они процитировали, может кто вспомнит? Или сей перл на месте родили?
Павел
11.09.2007 07:46
Привет всем!
Вовик, с приездом!...
Меньше заморачивайся лозунгами, фоты давай!К подобным перлам мы все как-то попривыкали и мало обращаем на них внимания.
Corvus
11.09.2007 09:11
2Victor:
Эта схема не предназначена для продажи, она для "внутреннего употребления" отдела, в одной конторе.
У одних она будет на бумаге, под стеклом, у других - на мониторе :)в их конторе...


Ясно :)
Кстати, у нас тоже такая лазейка используется: если очень хочется издать карту без лицензии, то снимаем с неё координатную сетку и обзываем "схемой".
Viktor
11.09.2007 09:11
Привет, ребята !
На бегу:)
Володя, с приездом, по хорошему завидую :)
Пока, до связи !
Viktor
11.09.2007 09:13
Corvus:
Володь, давай про что-нить другое:)
Как там погодка сентябрьская - чего наколдовал :)?
Всё, ушёл со связи....
Corvus
11.09.2007 09:15
Товарищ Сталин говорит о качествах, которые характеризуют Героя Советского Союза, о наших летчиках - рядовых и средних, из которых выйдут будущие герои. Смелость и отвага - неотъемлемые качества Героя Советского Союза. Летчик - это концентрированная воля, характер, умение идти на риск.

Но смелость и отвага - это только одна сторона героизма. Другая сторона, не менее важная, - это умение. Смелость, говорят, города берет. Но это только тогда, когда смелость, отвага, готовность к риску сочетаются с отличными знаниями. Экипаж самолета "АНТ-25" - товарищи Чкалов, Байдуков и Беляков - счастливо сочетают большую смелость и отвагу со знанием и умением использовать новейшие достижения техники.

В конце речи товарищ Сталин провозглашает тост:

- За Героев Советского Союза Чкалова, Байдукова, Белякова;

за присутствующих здесь Героев Советского Союза Громова, Водопьянова, Слепнева; за летчиков, малых и больших, - неизвестно, кто малый, кто большой, это будет доказано на деле; за Коккинаки, который случайно не попал в Герои Советского Союза, но который попадет, - я ему это предсказываю.

Правда. 14 августа 1936 года

ПРИВЕТСТВЕННОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПРИЕМЕ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ТОВАРИЩЕЙ ЧКАЛОВА, БАЙДУКОВА, БЕЛЯКОВА

http://www.hrono.ru/libris/sta ...
Алексей
11.09.2007 11:39
Vladimir::
Владимир, с приездом!
Сапрыкин, Щеглов на встрече были?
kama_27
11.09.2007 13:23
Viktor :
Привет, Виктор. получил схему ж/д или нет? Я тут занят малость был, не выходил 3 дня. Щас вернулся а от тебя ни гу-гу...
Vladimir
11.09.2007 13:32
Доброго всем дня!
Заморочки тут некоторые есть, бегаю по делам!
Corvus:
Спасибо за исчерпывающую информацию.
Павел:
Фото вечером выложу, где-то после 20 часов:))
Vladimir:
11.09.2007 13:34
Алексей:
Был только Щеглов
orel
11.09.2007 13:51
Алексей
11.09.2007 15:10
Vladimir::
Володь, Сапрыкину звонил недавно и сегодня, не доступен, значит летает, он в Иркутске на восьмёрках.
Щеглов летал на других, были в разных эскадрильях. У него всё нормально?
С уважением, Алексей.

Viktor
11.09.2007 20:15
Привет, ребята !
Маленько забегался.
Я. Сегодня и ваще...:)


Кама-27:
Саня, ты наверно мне на Yahoo.com скинул, да ?
а она конфликтует с моими "комповскими мозгами".

Если не трудно, закинь повторно на
midvami@mail.ru или midvami@rambler.ru
Заранее спасибо:)
Я в общих чертах набросал "схэму", как говаривал один грузин, по фамилии Нозадзэ, но уже через месяц весело откликавшийся на Вперёдзэ :)
который "вышел замуж", за дэвушку с дороги(см.рассказ на старой странице:)
Vladimir:
11.09.2007 21:38
Доброго вечера, друзья!
По этой ссылке можно посмотреть краткий фотоотчет о встрече выпускников:
http://www.streamphoto.ru/user ...


Алексей:
Да нет, у Щеглова проблемы, ты видимо догадываешься, что я имею в виду:((
Viktor
12.09.2007 10:14
Vladimir:
ЗдОрово :)! В родных стенах побывать, как назад, в молодость вернуться, одним глазком....
А кто всё организовал, профинансировал ?
"Иконостас" у начальника училища, канешна, впечатляет =:)
Спасибо Володя ...
Vladimir
12.09.2007 11:51
Доброго всем утречка и удачного дня!

Viktor:
Мало, катастрофически мало времени на общение было, но ничего, еще и на 35 лет и на 40 собирать будут:))
Организует мероприятие руководство училища и Оргкомитет. По поводу финансирования: с нас собрали по приезду по 1 тыс. руб. Здесь за все. В том числе пришлют диски с видеофильмом о встрече и фотографии. Если добавляли что, то нам об этом неведомо:))
И так не только нам, как однокашникам начальника, так собираются все выпуски на 20, 25, 30 и т.д. лет:))
Viktor
12.09.2007 12:26
Vladimir:
Понятно.Ты один летал или с супругой ?
kama_27
12.09.2007 13:54
Viktor :
Скинул повторно на мэйл.

Из недавнего:
Вечер, полёты, идёт рутинная подготовка молодёжи к полётам в СМУ. Работают с прибоями.
-Посадка-пеленг, 525-му, прибой, прибой...
Женский голос:
-525-му прибой...(пауза секунды 3-4)138(с ошибкой на 180 градусов!!!)...ой, бля-аа...
-525, согласен!
Ржач в эфире...
Vladimir
12.09.2007 16:42
Viktor:
Один, вдвоем метериально не вытянуть, тем более, что через неделю свадьба у дочери.

kama_27: Согласен:))
Viktor
12.09.2007 18:28
Кама-27:
Уже принял, СПАСИБО :)!
Оговорка в эфире хороша-а, особенно в исполнении противоположного пола :)
Я тебе "пару ласковых" по мылу отправил.

Vladimir:
Я и подумал уже грешным делом, увидев рядом с вами женщин, не жёны-ли ? Потом засомневался, маловато будет :)
Как, к свадьбе морально приготовился ?
А то у меня, на свадьбе сына глаза щипало постоянно - то от музыки, то от слов. Сам женился без особых эмоций - курсант, что с него возьмёшь ? Зато, весь Глобинский отряд погудел на свадьбе.

kama_27
12.09.2007 19:54
Viktor:
Отправил-то не мне , а сыну моему. Ну да я тоже тебе в ответ отправил, так что читай... :-)))
Vladimir
12.09.2007 23:18
Viktor:
Это как раз жены тех сослуживцев, с которыми службу начинал в неуютном гарнизоне Безенчук
А к свадьбе готов, если б даже и не был готов, она состоится по любому:))
Viktor
13.09.2007 09:04
Кама-27:
\:о)

Vladimir:
Ок!
=:)
Viktor
13.09.2007 09:16
Чтобы заполнить паузу, повторно публикую выдержки из моей любимой книги
(С)
Б.Тихомолов "Романтика неба"

Он сбежал на фронт из ГВФ и теперь, спешит воевать......
"Счастливая койка"

Все наши тринадцать коек оказались на редкость счастливыми. Вот уже третью неделю как мы в полку, а никто из нас не погиб:каждую ночь мы возвращаемая на свою базу целыми и невредимыми. Мы уже стали завсегдатаями кино и танцплощадки. Мне это не нравится, и я все время ворчу, подбивая ребят пойти к командиру и потребовать, чтобы нас включили в боевую жизнь,
- И что ты торопишься? - удивлялись ребята.
-Нас поят, кормят, обувают, одевают, а на тот свет мы всегда успеем.
-На тот свет? Почему на тот свет? Я не собираюсь на тот свет. Наоборот, я хочу подольше прожить.
-А тогда чего напрашиваешься?
-А то! Летное дело - искусство? Искусство. А раз искусство, значит, надо в нем постоянно упражняться. Вон, отберите у скрипача скрипку, и через месяц-другой его пальцы потеряют нужную гибкость.
-Слушай, не гуди, надоел! - прервал меня один из летчиков. - Не проявляй так уж рьяно свой патриотизм. Ты что думаешь, мы хуже тебя? Нам в штабе что сказали: ' Когда будет нужно, мы вас позовем'. Сейчас мы не нужны. А почему? Я скажу, полку не хватает самолетов. Завод, который выпускал Ил-4, перебазировался на восток. Понял? Он еще только начинает работать. Ясно? При чем здесь мы?
Я почесал в затылке. Вот именно - 'при чем здесь мы? 'И все-таки страх одолевал меня все больше. Да, ребята подозревали меня в показной храбрости, а то был страх. Я хорошо знал, что значит перерыв в летной работе. У нас в Аэрофлоте, если летчик не летал хоть о полмесяца, ему обязательно дадут провозные. И это на простые, дневные полеты! А тут ночь, прожектора, зенитки. Ил-4 самолет одноштурвальный. Тебя никто не повезет на цель и не покажет, как и что. Просто натренируют по кругу, дадут посадок десять днем и ночью и пустят в бой. Разбирайся, как знаешь. Я разыскал заместителя командира полка по летной части, невысокого застенчивого майора Зинченко, и уговорил его дать мне провозные на Ил-4. И вот мы на старте. Под ногами исчерченная рези новыми штрихами бетонка - длинная взлетно-посадочная полоса. Аэродром дышит весной. Травы еще нет, только намек на нее, а поле зеленое. В ясном-ясном голубом небе кое-где застыли облачка. Дальний лес тонет в мареве и колеблется, словно живой. Нежная ароматная теплота разливается вокруг. Хорошо! Бомбардировщик, стреляя в патрубки на малом газу, молотит винтами пряный воздух. Взбираюсь на крыло, перекидываю ноги в пилотскую кабину и сажусь в кресло, на парашют. Надеваю лямки, застегиваю карабины. Их металлические щелчки ласкают слух, а ноздри раздуваются сами собой, улавливая знакомые волнующие запахи живых моторов.Майор Зинченко сидит в носу, в Ф-1, на сиденье штурмана. Сидит, как в клетке. Вставил в гнездо ручку управления, откинул педали. И все! Не густо. В моей кабине штурвал, пилотажные и всякие другие приборы, сектора управления моторами, тормоза на педалях. А у него ничего! Соверши пилот грубую ошибку, и он не в силах ее исправить. Ни за что бы не сел в такую кабину! А Зинченко сидит. Не обернувшись, небрежно взмахивает рукой: дескать, давай, взлетай, чего копаешься. Я с восхищением смотрю на его затылок. Черт возьми, ведь надо же! Он даже не держится за управление! Закрываю фонарь, кладу левую руку на рукоятки управления моторами, прошу у майора разрешение на взлет. Поехали! Взревели моторы, и самолет нехотя побежал по бетонке. Нехотя. Это слово больше всего подходило к моей машине; нехотя побежал, нехотя набрал скорость, нехотя оторвался от земли, нехотя стал набирать высоту. Не понравился мне самолет: тяжелый, неповоротливый. И несмотря на то, что мы взлетали на пустой машине, без бомб и с неполными баками горючего, вертикальная скорость его была никудышной: два - два с половиной метра в секунду. А на ПС-41 - десять! Разница большая. Ощущение было такое, будто моторы недодают мощности. Делаю круг, захожу на посадку. Рассчитываю, не отрывая взгляда от посадочного 'Т', которое смотрит на меня левым боком, рассчитав, убираю полностью обороты моторам. Самолет круто опускает нос и валится вниз. Как утюг! Последний, четвертый разворот делаю на убранных моторах, только ветер свистит в фонаре. Земля вращается перед самым носом, кажется, вот-вот - и врежешься. Но мне не кажется: я привык именно к таким расчетам и посадкам. Так спокойнее. 'Т' занимает нужное положение. Энергично вывожу машину из разворота, продолжаю планировать. Садимся легко и неслышно возле самого 'Т'. Зинченко оборачивается ко мне. На его лице любопытство и удивление.
-Ты всегда так рассчитываешь?
-Всегда, товарищ командир. А что, неправильно?
- Нет, почему ж - хорошо. В этом расчете есть свои преимущества. Ты отлично видишь старт, потому что близко к нему подходишь. И машина у тебя идет на посадку устойчиво. Но... - он чмокнул губами. - У нас так не принято. И боюсь, что ночью, при загруженном аэродроме, тебе будет трудно.
'Трудно! - подумал я. - Уж кому будет трудно, только не мне! Я знаю. Видел, как они летают. Уйдут от аэродрома черт-те куда и тянут, тянут на моторах на малой высоте. Старт виден где-то на горизонте, и как он лежит - не разобрать. Моторы ревут, машина качается, летчик нервничает, а подлетает ближе, вдруг обнаруживает, что не так зашел! Исправлять ошибку уже поздно, и он уходит на второй круг...'
- Так, - сказал Зинченко, - взлетим еще. Отработаем уход на второй круг со щитками. Я поморщился. 'Уходить на второй круг с выпущенными посадочными щитками на таком утюге?..' Взлетаю. Делаю круг. Подхожу к четвертому развороту еще ближе, чем в первый раз. Убираю моторы, планирую, разворачиваюсь. Посадочное 'Т' почти под нами. Нащупываю рукой рычаг выпуска щитков и резко отдаю его от себя. Машина словно наталкивается на что-то, и земля летит на нас. Расчет был точный, но скрепя сердце энергично даю полные обороты моторам. Они ревут, ревут, бедняги, отдавая свои две тысячи лошадиных сил, а машина падает, падает... В ожидании удара инстинктивно втягиваю голову в плечи. Лишь у самой земли падение прекращается, и самолет, качаясь, некоторое время удерживается в таком неопределенном положении и затем медленно, очень медленно начинает набирать высоту. Черт возьми, до чего же неприятно! Моторы ревут из последних сил. Только на них и надежда! А если в это время какой-нибудь из них вздумает чихнуть, что тогда?!
Мы ушли далеко-далеко, прежде чем я набрал безопасную высоту. Ладно, пора убирать щитки. Дергаю за рычаг. Машина, словно из-под нее разом убрали воздушную опору, камнем валится вниз. Пренеприятнейшее ощущение - сыпаться с ревущими моторами! Наконец, хвала Аллаху, все кончилось. Мы летим как надо. Вытираю ладонями пот со лба и даю себе клятву никогда не выпускать щитков на посадке. Никогда! Сажусь, заруливаю. Майор Зинченко встает с сиденья, открывает астролюк над головой и, высунувшись из него, машет технику рукой, чтобы тот подал лесенку. Значит, он собирается выпустить меня самостоятельно? А ведь мог бы, кажется, еще немного полетать со мной...Во время обеда Бобровский спросил меня, уныло глядя в тарелку: -Ну как?
-Что 'ну как'? - переспросил я, косясь на Кришталя, теребившего тонкими пальцами бахрому салфетки.
-Ну, это... машина?
-А-а-а... Н-ничего машина, - неуверенно сказал я и поежился от взгляда Виктора. - Т-тяжеловатая немного...
Виктор оторвал нитку от салфетки и слабо вздохнул:
-Вот-вот - тяжеловатая... немного. А для нас особенно. Пойдем, брат Николай...
Я посмотрел им вслед. Нехорошо себя чувствуют ребята. Отрешенно, Не по силам им этот самолет. В тот же вечер ко мне подошел исполняющий обязанности командира эскадрильи майор Назаров. Щуря карие, чуть выпуклые глаза с воспаленными от недосыпания веками, осмотрел меня с каким-то любопытством и, устало проведя ладонью по лицу, сказал хрипловатым голосом
-Пойдем подлетаем чуток. Я тебе ночью провозные дам. На аэродроме тихо. Полк ушел на боевое задание, и в воздухе только мы одни. Ночь - чудо! Тихая, теплая. В небе, в сиреневой дымке, только что народившийся месяц пас отары звезд. На земле, темной и притаившейся, не было видно ни одного огонька. Чернели лесные массивы, разрезанные на куски светлой лентой реки. Тянулись вдаль линии железных и шоссейных дорог. Там, на западе, совсем недалеко отсюда, они пересекали фронт и уходили к врагу. Странно. И обидно: советские дороги Служат фашистам... Поглядывая на электрическое 'Т', иду по кругу. Делаю третий разворот.
-Рано! - кричит Назаров, - Промажем!
-Нет, товарищ майор. Сядем хорошо.
-Ну, ладно, давай! - с усмешкой в голосе соглашается Назаров. Я знаю: он уверен, что промажем. Тем лучше. Мы сядем как надо, и пусть он знает, что летчики ГВФ не лыком шиты. Я стараюсь вовсю. Надо рассчитать абсолютно точно. Пальцы левой руки сжали сектора управления моторами. Глаза сами ведут отсчеты высоты и расстояния. Так, хорошо! Моторы умолкают враз. В наступившей тишине отчетливо слышно, как шипит разрезаемый крыльями воздух да похлопывают глушители. Круто планирую к земле.
-Ты что, хочешь садиться? - В голосе Назарова смешливое недоумение.
-Да, товарищ майор!
-Да что ты, промажем! Уходи на второй круг!
-Не промажем, товарищ майор. Сядем точно!
-Промажем, я тебе говорю! Наши пререкания слушают радист и стрелок, и поэтому уходить мне сейчас на второй круг никак нельзя. Планирую. Назаров молчит. Делаю четвертый разворот, выхожу на посадочную полосу с длинной линией электрических огней. И вдруг - что это? На земле вспыхивает яркий свет прожектора, и сильный луч освещает бетонку. Отчетливо виден каждый шов между плит и следы пригоревшей резины. Я разочарован и вместе с тем обрадован. У нас в ГВФ ночные посадки совершаются по зажженным фонарям 'летучая мышь'. Земли не видно, и лишь световая точка служит ориентиром. А тут светло, как днем. Садимся точно у 'Т'. Заруливаем на взлетную полосу. Назаров молчит... Уснул он там, что ли?
-Еще полетим, товарищ командир?
-А хочешь?
-Еще бы. Конечно, хочу!
-Знаешь, - после некоторого раздумья признается он. - Возить тебя нечего, а вылезать не хочется. Что я там буду торчать на старте. Я вздремну тут пока, а ты полетай. Идет? И он действительно вынул ручку, защелкнул педали и, растянувшись во весь рост на полу кабины, закрыл лицо воротником комбинезона.
-И я подумал: 'Вот и выходит, что койка моя - счастливая'.
Vladimir
13.09.2007 11:13
Всем доброго утра и удачного дня!
У меня беготня по подготовке к свадьбе, убежал:)
Viktor
13.09.2007 11:27
Vladimir:
Удачи тебе :)
1..535455..285286




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru