Да, кстати. "Продолговатую дыню" мне все-таки вставили.
ЗКЛО, по моемУ прилету на базу, ткнул носом в перечень
неисправностей в РЛЭ, при которых не разрешается перелёт.
А там для бестолковых, "русским по белому" было написано
"Приборы контроля работы двигателей и редуктора".
Так шта "Маркса и его учение в виде РЛЭ и проч." - надо знать ;)
Нам пришлось поменять трех пилотов, облетывавших машину, у которой появился
непонятный звук. Облётывал и я с техником-бригадиром, на всех режимах, вертушку,
но понять откуда ноющий звук - так и не смогли. Увидел случайно, авиатехник,
явную трещину лопатки вентилятора. Земенили вентилятор и звук - пропал.
А у меня на спарке, при тренировках на вводе в строй новых пилотов, с посадками на одном работающем двигателе, тоже внезапно появился, незнакомый, но явный звук в районе левой СУ. Мы доложили УВД и сели аварийно и шустро, на аэродроме. Комиссия ничего не нашла, кроме свернутых шлицев у привода гидроблока. Заменили ГБ-2 и предложили определить - есть звук или нет. Да только хрен его знает теперь, хоть и слух у меня говорят музыкальный. Облетали машину и комиссия допустив вертушку к полетам - уехала. Летит комиссия в Алма-ату, и мы - круги нарезаем с другим пилотом, выключая по очереди движки, на тогда ещё "малонаселенном" новом аэродроме "Караганда Центральный".
И на одном из заходов внезапно падает до нуля, температура газов работающего движка.
До торца полосы - метров сто, и высота метров сто. Но движок продолжает работать,
обороты не падают, и мы не став блажить в эфир - сели. Сидим, и думаем: что делать ?
Зарулить на неохраняемую стоянку и вызвав техника с другой полосы, дождаться и кантоваться здесь всем, или спать одному технику, в вертолете до утра, или таки запустить выключенный движок, да перелететь на свой аэродром, который от нас в 10-12км ?
Тренируемый сидит себе смирно и ждет, что "фюрер" будет делать:)
Диспетчер молчит, и мы молчим, молотим на полосе на одном движке. Только вроде температура масла "больного движка" чуток выше, чем была или показалось ?
Запустил я второй двигатель и маленько повисев, поехали таки на свой аэродром.
И осталось то до него совсем малость, как полезла "на лоб" температура масла движка
у которого отказал прибор температуры газов. И стала выходить за пределы допустимой.
Но поскольку у нас официально была тренировка с выключением одного двигателя, мы и сели на одном, доложив о тренировочном заходе, и выключив начавший шкалить и по температуре и по падению давления, движок. Комиссия долетела домой, а её - уже ждут в аэропорту, с командой "возвращаться назад":)
И выяснилось, что произошло постепенное частичное рассоединение корпуса камеры сгорания, начало которого мы и услышали "тады". А потом - болты срезАло один за другим, и узкой струйкой раскаленных газов пережгло провод термопары, подпалив и капот двигателя, "нарисовав" на нем темно-коричневую полосу на желтом боку.
Вот так все мы и поучаствовали, вживую т.с.- и инструктор и двое пилотов, в происходящем:)