Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

"Двоечники" и др.,влюблённые в вертушки

6 пользователей сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..172173174..285286

Viktor49A
Старожил форума
12.09.2010 10:27
2Алёнка:

Ну вот, Алёна, что бум теперь делать ?!
Андрей послушал наши с тобой "рассуждалочки", и ушел, в монастырь, расстроившись
однако, за нас =:)
Если только не в женский, подался =;)
Алёнка
Старожил форума
12.09.2010 11:14
Да, дядь Вить, довелось мне как-то "провалиться" на двоечке. Прилетели мы как-то с "трубы", уже зависла над полосой метрах на 4-5 и в этот момент у-ух! И зависли в полуметре от земли... Как мы потом сделали вывод , скорость ветра была как раз равна скорости перехода с косой на осевую обдувку...

И с попутным ветром доводилось садиться. Да в жару. Благо, подкрадывалась к месту зависания уже в зоне влияния подушки и без вертикальной скорости. Мощности двигателей хватило ровно на то, чтобы поступательную скорость погасить. И вертолёт сам начал плавно снижаться. Тут уж я сопротивляться не стала и мы аккуратно мягко сели. Но ощущение, когда берёшь шаг, движки визжат, а вертолёт не реагирует - очень неприятное... Даже по звуку было слышно, что двигатели в красном секторе...

Что до Гюнтера (который под Минском разбился), мне тоже показалось, что он в вихревое кольцо попал. А вот оно уже было последствием череды ошибок, начиная с того, что в таких условиях вообще нельзя было петлю делать, заканчивая задержкой с началом вывода и резкостью этого самого вывода.

А ещё мне в этом году довелось подержаться за ручку соосной машины - Ка-226. Это к нам на соревнования в Ульяновск прилетали казанские милиционеры. Ох, интересная штука! :-)
SKYPAN
Старожил форума
12.09.2010 11:44
2 Viktor49A
"
...кстати о вихревом кольце. Мне думается все-таки, что в недавней катастрофе немецкого пилота, уже в возрасте дядечки, на показательных выступлениях, сопутствующей причиной было вихревое кольцо таки, в момент запоздалого вывода из пике после петли на малой высоте..."

В данном случае с "дядечкой в возрасте" возникновение кольца вряд ли возможно - просто нет условий для его создания.
Пилотаж в вертикальной плоскости и отбрасываемый винтом воздух мгновенно оказывается выше летательного аппарата. А непосредственно в момент вывода - выше и сзади вертолёта.
Дедушка просто проторговал пару секунд...
Видео: http://www.youtube.com/watch?v ...
Определение: http://ru.wiki.eagle.ru/wiki/В ...

С наилучшими пожеланиями,
Viktor49A
Старожил форума
12.09.2010 11:48
2Алёнка:

Ласточка Двоечка мало кому из нас дает расслабиться конечно =:)
Особенно, если вес близок к предельному.
И тот из вертолетчиков, кто ещё не "ухал" - как ты говоришь - "жизни не знает";о)))

Как-то я читал статью, одного из опытнейших летчиков-испытателей Камовских машин, по ссылке, которую по моему Alexz где-то откопал или Vladimi K. - уже помню.
Так вот, там ентот дяденька говорит, что если бы подкрасить воздушные потоки проходящие через несущий винт в переходные моменты, то летчику было бы наглядно видно, что там происходит с перестройкой потоков и обтеканием винта "с осевой на косую" и наоборот.

И наверно, здорово бы облегчило задачу нам, и освежило "представление об науке аэродинамике", имей мы возможность, хотя бы понаблюдать "за процессом", хоть разок в жизни";)
Viktor49A
Старожил форума
12.09.2010 12:01
Смотрел и я это видео, конечно. У меня сомнения возникли из-за того, что видел эту машинку в деле, и её моментальную знакопеременную траекторию полета, что говорит не только об энерговооруженности, но и способности движков ходить за шагом- как это нужно летчику.
Но самое главное, что позволило закрасться сомнениям, так это то, что перед ударом о матушку землю, не было даже попытки "задрать нос" этой легонькой машинке, что любой вертолетчик, имеющий опыт экстремальных посадок сделает инстиктивно, раскрутив винт и уменьшив вертикальную и поступательную скорости, перед приземлением.
А у мастера - на мой взгляд - было просто падение, если не вызванное какой-либо неисправностью машины, то не исключено - здоровьем летчика.
Я этого не утверждаю: я всего-лишь предполагаю, имея опыт полетов, в том числе "экстремальных":)
Но, как я уже говорил выше, мы не имеем визуальной картины ветрового потока на тот момент
а самое главное данных СОК. Поэтому предположений может быть масса =:)
Алёнка
Старожил форума
12.09.2010 13:21
И версию со здоровьем поддерживаю, дядь Вить. Более того, имея опыт выполнения сложного пилотажа (а для самолётов петля - это сложный пилотаж), могу примерно рассказать, что произошло. У лётчика наверняка просто потемнело в глазах от перегрузки, когда он начал выполнять петлю. Происходит это обычно после прохода вертикали вверх. И, если не принимать мер, "отпустит" уже близко к отвесному пикированию. Что, похоже, и произошло. Только вот делать что-нибудь уже поздно. На такой-то высоте...
Опять же, не претендую на абсолютную правоту. Это как вариант развития событий. Что там на самом деле произошло, мог бы рассказать только Гюнтер...
Viktor49A
Старожил форума
12.09.2010 13:46
Вот и у меня сомнения, что не все так просто, Алена. Он ведь не новичок и не курсант, не мальчик, который чувствует, как за ним наблюдают девочки с земли - Гюнтер-то.
Хотя не отрицаю, что влиянию эйфории при зрелищно-показательных действах подверженны многие из нас, только об этом не подозревают =:)
Но, он то не первый раз "демонстрирует", так сказать....
Хотя, в жизни бывают конечно вполне жизненные объяснения в подобных случаях, а бывает, что и наоборот - очень странные и необъяснимые моменты в "протекании ситуаций".
Viktor49A
Старожил форума
12.09.2010 14:06
Из таких ситуациий - вполне объяснимых, приведу примеры на моей памяти, и со мной втч:

- на взлете попал привязной ремень, у моего командира, в зубчатый сектор ШГ на "четверке".
- на прямой перед зависанием, я открыл форточку на Ми-1 и ослеп, так как пепел от сигареты попал в глаза.
- на взлете был ошарашен звуком нарастающего стука отламыющейся моторамы на Ми-1, а это был длинный привязной ремень, невесть каким образом оказавшийся на этой машине, пряжкой за бортом.
- в полете, на Двоечной спарке, отстегнулась правая ручка, в момент пересадки в полете у моих коллег.
- у меня, отстегнутая ручка в полете, уперлась триммерной кнопкой в доску приборов и загнала триммера назад до конца, а в этот момент была отключена г\с.
- на Ми-1, в педалях рычажного типа, слетел сандаль на зависании при посадке с подбором и пяткой попал между полом кабины, и педалью, при полностью данной правой ноге.
- нагнувшись за упавшим карандашом, на Двоечке, замком куртки д\с за ручку управления.

И таких случаев, закончившихся благополучно, каждый из нас может привести вагон =:)

HeliCap
Старожил форума
12.09.2010 17:51
Приветствую всех!Да, Виктор-ака, этот перечень можно продолжать очень долго-от закрытия пож.крана ремнём безопасности на Ми-2 до открытия двери на R-44 в полёте ;-)
А мы тут горим на работе-в прямом смысле-видели, полагаю, в новостях.Дали нам прикурить братья-казахи-до сих пор разгребаемся.Сегодня пролетал над пожарищем-крайне удручающее зрелище- ТВ не передаёт всего масштаба.Хвала небесам-без жертв...
Viktor49A
Старожил форума
12.09.2010 20:19
2HeliCap:

Привет и тебе, "винтокрылый пожарный":)
Это прямо таки, гнев небес на нас землян: огнём.
В каком месте, пожар от нас перекинулся, Олег ?
Наверно в Восточном Казахстане, только где ?
Ведь ему надо было речку перемахнуть и нехилую....

А что, на Роби, двери, как на горбатом Запоре - против хода открываются что-ли ?:)

Покеда братцы !
Ухожу в сон.

HeliCap
Старожил форума
12.09.2010 20:50
Да, восточный-200 км.севернее Семипалатинска, а речку там ему форсировать не пришлось-не было.
А дверь на "роби"открывается стандартно, но закрыть одному в полёте-малореально.
Хороших снов и доброго пробуждения, Виктор-ака!)
nikolai
Старожил форума
12.09.2010 22:32
"Viktor49A:
...Это прямо таки, гнев небес на нас землян: огнём."

В противовес должен высказать своё мнение:
Знание-часть технологии.Технология-эквивалент неизбежности
по повышению вероятности антропогенных событий.
И, если какая-то сволочь придумала термин "природные пожары",
то они имели ввиду "гнев небес".
"Только, ты, не обижайса..."
KudretsA
Старожил форума
12.09.2010 23:28
Винтокрылым - наш пламенный привет.
Алёнка появилась на форуме и в Заполярье в этот же день потеплело.+14 это неслыханная роскошь для сентябрьского севера, поэтому я ни в какой монастырь не уходил, а провёл время на природе с шашлыками и копчёной рыбой.
Согласен, дядь Вить, что ситуаций нелепых можно привести десятками, благо что заканчиваются они травлением баек в курилках, хотя нешуточное продолжение могли они иметь при менее благоприяных остоятельствах, но о грустном не будем.Всем удачной трудовой недели.
Viktor49A
Старожил форума
13.09.2010 15:34
Привет, други !

2HeliCap:
Понятно, строго-приблизительно =:)
Спасибо за пожелания, Олег.
А тебе - благополучных полетов !

2nikolai:
Это ты нас похвалил, или поругал Коля ?;)

2KudretsA:
И я говорю: Алена зашла на веточку, и у нас потеплело =:)
То-то мне вчера, всё копчененьким пахло. Оказывается, вы себе праздник живота устроили.
Ты хоть "без руля" был-то ? (Я имел в виду руль машинный, а не "жизненный":)
О грустном не будем конечно, Андрюша, или: кому суждено умереть от счастья, ...
тому и сейчас, наверно неплохо =;)
nikolai
Старожил форума
13.09.2010 15:44
Viktor49A,
это я высказался, осердившись, не на ВАС, конечно,
потому-что, в Отечестве очень многое идёт не по-
моему и, наверное, не по твоему, потому-что МЫ-не
власть.
Но, пока, я только сердитый, но не злой.А злой-это
тот-же сердитый, но который может уже укусить(ха-ха).
Viktor49A
Старожил форума
13.09.2010 15:50
2nikolai:

Ффух ! Аж вспотел !;)
А то я уже стал пятый угол, помягше, присматривать =:)
KudretsA
Старожил форума
18.09.2010 18:21
Винтокрылым - доброго здравия.

Viktor49A:Ты хоть "без руля" был-то ?

Передвигались пешим порядком, используя в целях маскировки зигзаги и иммитацию неровности местности.
АНЗ
Старожил форума
19.09.2010 00:44
Привет вам, люди вертикальные!
Виктору-ака персональный!
Форум читал, но на связИ не был по ряду причин.Поэтому хочу влится в разговор по катастрофе.На мой взгляд просто не хватило высоты, точнее стал выполнять петлю ниже метров на 20, чем мог обеспечить безопасный вывод.Петля получилась по вертикальной траектории не близкой к окружности, а сплющенный овал.Кто не забыл основы физики(аэродинамику не трогаем), могут взять карандаш и расставить силы в нижней точке петли.По окружности , при условии выдерживания скорости выхода, сумма нормального и тангенциального ускорения будет направлена выше горизонтали в нижней точке, а в данном случае пилот запоздало увидел нехватку высоты и смял траекторию.Сумма сил превысила тягу винта и по касательной КРУГА утянула к земле.Формулы и расчеты приводить не буду, так как уж за полночь, да и могу ошибиться, так как "давненько не брал я в руки шашек", то бишь логарифмическую линейку и справочник по физике.
Все-таки должна быть минимальная безопасная высота для пилотажа, и никакая зрелищность не заменит соответсвия числа взлетов числу посадок...
Но всеж на мой взгляд это не "вихрь"
Viktor49A
Старожил форума
19.09.2010 07:59
Доброе утро, други с винтом, и без него !

Летал я сегодня, во сне =:)
Ну и "выкинул номер", не скажу какой.
Однако, сегодня во сне попрошусь, на занятия в УТО а там, можа и отлетаю
повторный ввод в строй =:)

Хоть у нас оно, который день серое и дождливое, но, таки осеннее =:)
Для сентября, холодно: всего плюс 7, что нас - мерзляков южных, очень напрягает.
Придется идти путем нашего старого комэски, любимой поговоркой которого, в морозы, была фраза: "Сибиряк не тот, который не мерзнет, а который тепло одевается" - натягивая неподъемную, аэрофлотовскую, шубейку в "кирзе":)

2KudretsA:
А я в этом году по сложившимся семейным и рабочим обстоятельствапм, ни разу не был на природе. Но, надеюсь исправить сей пробел, "как только". Да и внук наверно, скоро на рыбалку должен позвать =:) Ему скоро год будет. Завивидев меня, он делает рукой "Иес!"
и кричит Адад !:)

2АНЗ:
Привет и тебе, Андрей !
Ну что ж, и это размышления и доводы.
Без сомнения - высота маленькая, для подобного пилотажа......
Не исключено, что ты и прав, Андрюша.
KudretsA
Старожил форума
19.09.2010 10:42
Винтокрылым - добрейшего выходного дня.
Какие-то погремушки в остатке головного мозга навели на воспоминания, как в училище на висении на "двоечке" вошёл в левое вращение, благо, в аэроклубе старшие товарищи научили- резко сбросил шаг и мягко приземлился.
Viktor49A
Старожил форума
19.09.2010 14:06
2KudretsA:

Хорошее напоминание Андрей, об эффективности и результативности резкого "подсброса" шага.
На Ми-4 и Ми-1 нам вбивали в голову, что на все непонятные шумы в полете и путевое рысканье, тряску движка и стуки в силовой устанеовке, пилот должен моментально сбрасывать(подсбрасывать) шаг, - что спасло многих из вертолетчиков от неминуемой беды, в разных ситуациях, в том числе во вращении.
На моих глазах, покойный Жора крутился на Ми-1, прямо на аэродроме. Сделал не один виток, и мы уже думали, что всё, счас будут дрова, как вертушка просела и, остановилась. Правда с перепугу, Жора пошел на второй круг с висения =:) Но это - ерунда, по сравнению с тем, что могло быть...

А одного моего коллегу, дача левой ноги при перетяжелении винта на охоте, ввела в бешеное вращение влево, но спасла от крушения. И хоть при этом, страшная цетробежная сила на плече до концевой балки выдрала с мясом маяк, но вертушка - взмыла вверх метров на
десять.
А сброс шага в этот момент, и остановил вращение машины.

Ко всему прочему добавлю, что когда не хватает правой ноги на эволюции, можно помогать машинке, и резкими "подсбросами" шага, втч.

nikolai
Старожил форума
21.09.2010 23:23
"Бальзам на раны" Ми-2-шникам:
http://www.tvplaneta.ru/video/ ...
вроде обещают "модернизацию Ми-2 совместным производством..."
Видео с МАКС-2007.
nikolai
Старожил форума
21.09.2010 23:30
"Добавка":
Для спещащих, после включения видео переведите "движок"
на 1мин.40сек.и будет, Вам, ...
Viktor49A
Старожил форума
22.09.2010 09:30
Привет, други !

2nikolai:
Спасибо, Коля !;)


Случайно увидел вот эту статью.
Разбившимся вертолетом Ми-2 владел частный предприниматель

http://www.pravda.ru/news/acci ...

У нас давно частный предприниматель не может быть владельцем вертолета, насколько я знаю.
Только юридическое лицо, имеющее свой штат авиаспециалистов и авитехнику.

Но, "пустить" истинного владельца винтокрылой машины под чей-либо "флаг", наверно ещё никто не отказывался, из небольших авиакомпаний, выживающих всеми доступными способами учитывая стоимость "земли, воздуха" и проч. сопутствующих "товаров" и услуг =:)
Viktor49A
Старожил форума
24.09.2010 11:17
Новости.

Шоб вы, - "работники пера", уср...
за "такие" новости.

http://www.aex.ru/news/2010/9/ ...

http://www.aex.ru/news/2010/9/ ...
Ветеран ГА
Старожил форума
24.09.2010 11:39
Привет, хлопци!

Да, жалко ребят и вертолетку. Может быть я летал на ней. Сколько же лет может эксплуатироваться эта техника!?
А ролик, подсказанный Николаем, посмотрел с удовольствием.

Будьте здоровы и берегите себя!
TDV
Старожил форума
24.09.2010 12:21
Доброго всем!
KudretsA персонально, ибо нахожусь уже 2 недели тут, рядом с вами, в Мурмашах... Живем между Мурмашами, Ловозеро и Умбой)))) Бродяги, короче!
ПавелК
Старожил форума
24.09.2010 12:26
http://www.aex.ru/news/2010/9/ ...
Это достоверно. Коллеги... Земля пухом!
nikolai
Старожил форума
24.09.2010 15:33
Хорошие новости:
убрал всю картошку с двух соток, промыл, высушил.
В холодную комнату (+5ºС-:-7ºС) убрал 14 вёдер.
Остальная (некондиционная) пойдёт в пищу сейчас.
Приезжайте в гости.Картошка своя и лук, тоже.Масло
купим.А сто грамм уже стоит-готовность N1.Хотя не
пью и не курю, но за компанию посижу.
HeliCap
Старожил форума
24.09.2010 16:33
Привет всем!Я состарюсь преждевременно от энтих перлов :"при взлёте в режиме авторотации произошло падение оборотов винта"-из колонки справа-об аварийной посадке"Робинсона"...
HeliCap
Старожил форума
24.09.2010 16:35
Привет всем!Я состарюсь преждевременно от энтих перлов :"при взлёте в режиме авторотации произошло падение оборотов винта"-из колонки справа-об аварийной посадке"Робинсона"...
Ветеран ГА
Старожил форума
24.09.2010 16:42
2nikolai:

Отчёт принят. Спасибо за приглашение. К сожалению, закончился срок действия загранпаспорта, как и водительского удостоверения. Оформлять новые есть сомнения. Зачем. Наездился. Давление гуляет вслед за атмосферным. Пора на дачу на весь сезон. Наверное, так и поступлю, если до него доживу.
Всех благ и приятного аппетита (селёдкин бочок да кольцами лучок в компании с картошкой да растительного масла немножко - слова мои, музыка народная, рюмка чая виртуальная).
nikolai
Старожил форума
24.09.2010 19:19
ОК!
Viktor49A
Старожил форума
24.09.2010 20:03
Вечер добрый, други !:)

2ПавелК:
2HeliCap:
Да, братцы, спешка при подаче неточной информации, может стоить очень дорого, иногда...

2Ветеран ГА:
Привет и Вам, Михаил Иванович !
Не узнаю Вас, Ветеран и наш маяк - на который равняемся.
Категорически предлагаю отставить "упадническое настроение":)
И дожить, не только до следующего дачного сезона, но и поставить
целью.... проводить на пенсию праправнука =;)

2TDV:
И Вам - того же !:)
Желаем хорошо отдохнуть !:)

2nikolai:
Спасибо Коля, за радушие и приглашение ! Оно сегодня дорогого стоит, кстати.
Дай Бог тебе здоровья ! Может и поедим, твоей картошечки, кто знает =:)
НатальяА
Старожил форума
24.09.2010 22:35
«ЛЕТЧИКАМ НУЖНО ГЕРОЕВ ДАВАТЬ!» (повторяюсь)
Как сегодня собирают двигатели на авиационном заводе?
После сборки двигатель пришел на испытания. Поставили на стенд. И тут началось.
Во время холодной прокрутки отчетливо слышны металлические удары. Причина – рабочие лопатки I ступени турбины газогенератора касаются заглушек окон осмотра бандажных полок. Проще говоря, при сборке поставили слишком "длинные" заглушки! Подточили.
Начинаем запускать, двигатель несколько раз глохнет на малом газе. Спрашиваю, форсунки "проливали" (есть такая технологическая операция для оценки расхода топлива). Ответ: Да, проливали! А на самом деле, во время сборки установили форсунки без жиклеров!
Чего еще ждать? Не знаю...
Один из молодых конструкторов, в очередной раз, вернувшись из сборочного цеха, в сердцах бросил: "Если бы знал, что так собирают двигатели, ни за что не сел в самолет. Летчикам нужно героев давать!"
Сергей К.
Старожил форума
24.09.2010 23:05
Всем привет!
После жаркого лета, отлежавшись 10 деньков на северном побережье Чёрного моря, снова с вами, уважаемые винтокрылые друзья.
ДокладАю: Херсонские арбузы, Черниговское пиво и Николаевские бычки нисколько не утратили своего вкуса! Несмотря на "старания" таможни, краткосрочный отпуск прошёл замечательно!
Наталья А.: вспоминаю из той же серии: "товарищ командир, вертолёт собрали досрочно! Экономия - 2 ведра лишних гаек!" ;-))) Раньше это было анекдотом...
С уважением, Сергей К.
KudretsA
Старожил форума
25.09.2010 00:52
Винтокрылым - доброго здравия.
Если к выходным вышли на тусовку - значит, неделю не бездельничали.

Ребятам из-под Одессы - вечного полёта.

nikolai:за поддержание уровня натренированности по уборке картофеля- отдельный респект.

Ветеран ГА:Михаил Иванович, и на селёдку и на рюмку чая, было бы сказано, - одна остановка на самолёте.А эксплуатироваться техника сия будет, пока сама не скажет, что устала.

HeliCap:Не старей, брателло, душой, ибо сей вертол могёт на РСНВ садитья, после чего на сохранённых оборотах взлетать, а уж после чего из-за вмешательства лётчика в его пилотирование можно и обороты потерять.Я так думаю (с)

TDV:Наверняка в Лапландии останавливаешься, дык, позвони, если не лень

НатальяА:бывает, поощрят ненаказанием и то ладно

Сергей К.: так же раньше было анекдотом - поддержки авиации не будет, лётчик заболел

Дядь Вить, если Жора пошел на второй круг с висения ( мыслится мне, с момента, когда он после начала вращения, начал отдавать себе отчёт в контроле за поизошедшим), думаю, это не от страха, а от отработанной до автоматики мысленной моторики, которая была впитана с молоком отца-инструктора: вверх - там разберёмся.
С уважением, Андрей

Viktor49A
Старожил форума
25.09.2010 09:18
Доброго ВАМ дня, други !

2НатальяА:
Никто из нас не знает, "кто" стоит за нашей спиной, в ответственную минуту "ИКС",
"замыливая взор" одному, и, открывая другому....
Одним даря, сам того не зная, жизнь И отказывая в ней же, другим.
Не спускай и ты, глаз, присутствуя при сборке =:) И, ... да не замылится твой опытный взор, брат.

2Сергей К.:
Ну хоть кто-то, из работающей ещё братии, может себе позволить, отдохнуть на Черном море и это - очень радует. Как и твое появление, на родной веточке. Правда =:)
Теперь ты с новыми и свежими силами, приступишь к работе, заколачивая тугрики, да Сережа ?;)

2HeliCap:
Наверно журналист переписал с оперативного блокнота, все услышанные фразы, и выдал в информации, в расчете, что всё само-собой, встанет на места =:)
Может так:
23 сентября в 17:30 на туристической базе Шумак в Тункинском районе,
при взлете, из-за падения оборотов несущего винта произошла аварийная посадка вертолета марки Robinson R44. Воздушное судно приземлилось обратно на базу Шумак в режиме авторотации с высоты пять метров, без жертв и пострадавших, воздушное судно не повреждено.

2KudretsA:
Наверно так оно и было, Андрюша =:)
Жора потом говорил, что, когда глянул - скока под ним всякой техники можно в дрова превратить, ткнул ручку на авось. И слава Богу, что "авось" получился, т.к. при вращении вертолета, этот маневр непредсказуем, если вначале - не остановить вращение...
А когда остановил - сади под собой - так сказано в руководстве.
Это сейчас, неспеша можно рассуждать, конечно и "примерять".

Как никто мне, толком, из моих "рукойводителей", не ответил на вопрос - что делать, когда на пробе магнето, на Ми-1, одно - оказывается неработающим =:)
Когда оно троит - это одно, а когда не работает вовсе - это совсем другой коленкор, оказывается =:)
Пока вспоминаешь, что делать, уже пару витков на земле крутанулся - если тормозишки пустые и колодок под колесами нет... А воткнешь, промедлив, переключатель магнето - назад, лопасти пообламываешь себе, нахрен.
И слава Всевышнему, если никого не зарубишь при этом, хвостом, и набок не ляжешь....
Viktor49A
Старожил форума
25.09.2010 15:11
«Возврат, или - диалог с самим собой»

Когда предложили глубокой осенью, перегнать домой, стоявшую уже несколько месяцев в Джамбуле Двоечку, я сразу согласился, так как лучше «работу работать», чем на разборах сидеть дремать. Да и к тому времени, я уже считал себя «крупным казахским специалистом», отлетав на этой маленькой, но очень оснащённой, после поршневых Ми-1, Ми-4 - удобной и скоростной машинке лет с пяток, чтобы чувствовать себя уверенно в переходные - сезонный и погодный периоды.

- Авиатехником у тебя, Николай Панфилыч. И он, уже там - сказали кратко, позвонив из АТБ. Машину осматривает. Если надо, «обгоняйте матчасть» и хорошо посмотрите, прежде чем улетать – добавили.
Киваю головой и, отправляюсь выписывать задание на перегонку, да оформлять командировку, довольным.
Довольным я был, тем, что снова увижусь с Панфилычем, с которым командировочная судьба не сводила уже давно. С ним было спокойно, сытно, и ненапряжно работать, так как, человек Панфилыч, был беззлобный, немногословный, и знающий свое дело.
К тому же, он повсюду, с собой и всегда, возил «тормозок» - как назвали мы, командировочный, дежурный запас еды, в виде «кусмана» сала в чистой тряпице, булки черного хлебца, пачки чаю, пачки сахарку-рафинаду, головки мелкого чесночка, да спичечного коробка с солью.
Я не знал, что Панфилыч, или как мы его иногда звали «Бу-бу» - за привычку говорить с самим собой – переучился с Ми-1 на Двоечку, и давно уже мотается, по многочисленным точкам.
- Вот и хорошо - отметил себе, - не надо ещё и еду набирать, хоть и не мешало бы, на всякий случай. Все-таки не лето уже, на дворе.
Viktor49A
Старожил форума
25.09.2010 15:14
Мы приняли машину, довольно быстро. За часок, спокойно и обстоятельно осмотрели вертолет, заправили топливом, слили и проверили отстой, опробовали движки, проверили работоспособность систем и автоматики. Всё было в норме, хоть она и простояла, столько времени без дела. Пошли и поставили «в план, на перелет», на завтра, и, убивая свободное время отправились по магазинам пройтись - как ни как, другой город.
Панфилыч купил килограмма три «щекастых» сарделек, а я пару пачек настоящего цейлонского чаю, да пирожных с пяток, и вечерком, в портовской гостинице устроили «праздник живота», не зная ещё, что припасы надо бы поберечь….

Наутро, резво наматывая километры, и вылетев пораньше, уже предвкушали «ночь дома».
Но, попав в зону управления Фрунзе, нас слегка «охладили», «подняв» на нижний попутный эшелон с относительно небольшой безопасной высоты, и, заставили следовать строго через привод аэропорта г.Фрунзе, что под горами - на западной окраине столицы.

А это, лишние пятнадцать-двадцать минут, которые и сыграли может быть, злую шутку.

Мы уже хорошо видели Курдайский перевал, за которым начиналась «наша зона управления полетами», и хоть «он» и был в «серой пелене», все-же надеялись, проскочить на скоростях. Да только «мечтам» не суждено было сбыться.
Едва прозвучал доклад о пролете привода аэропорта г.Фрунзе, как поступила команда на снижение и посадку у «них-же», по причине закрытия перевала, «погодой».
Матюкнувшись, выполнили указание, свалившись по спирали с трех «с копейками» тысяч, а через час, уже устраивались в старую гостиницу, такого же старого аэропорта, насквозь пропахшую запахом туалета.

Нам дали комнатку на втором этаже - подальше от «пахучих удобств», с радиоточкой в номере и единственной розеткой, которые на неделю скрасили вынужденное пребывание в трех сотнях километров от дома - возможностью чаеприготовления, чаепития и круглосуточного бренчанья трёхпрограммника.
К тому же, положительных эмоций добавил, огромный выбор дефицитных у нас книг, в мазгазинчике рядом с портом, и вскоре кипа замечательного «чтива», уже стояла возле кроватей, день за днем скрашивая время, погружением в мир приключений...
Viktor49A
Старожил форума
25.09.2010 15:16
Ровно через неделю - утром, метео дало «добро» и мы рванулись, «застоявшись», в небо.

Едва доложили после взлета: «левым, курс - на Курдай»! - как повторили «прикол» с закрытием перевала, посадив теперь, в ещё не полностью отстроенном, новом аэропорту столицы Киргизии, Манасе.
И снова потянулись дни ожидания лётной погоды да походы на метео, трижды в день, да через раз - в АДП, где порядком уже надоели всем.
Чужие, они ведь и в Африке чужие.

Просидели мы с «Пумпулычем», ещё неделю в Манасе, и доели сегодня последние сардельки. Измаявшись от бесконечного ожидания, близости дома и поиздержавшись, плотно «обложили» метео. Можно было конечно, попросить прислать деньжат, наших родных, но для этого надо было ехать в город на «дорогущей маршрутке», и за тридевятьземель, искать почтовое отделение связи. Да и, очень не хотелось напрягать своих, в надежде, что уж завтра то точно прилетим.

Синоптичка – молодая, русоволосая женщина, неуверенно что-то пыталась объяснить, про погоду, облака на перевале, и прочее.
Сетовала, что по «казахской территории» не может писать прогноз: «У вас свои синоптики на МВЛ есть» – говорит, потупясь. Пусть мол, они «встречный» пишут.

- Да какие проблемы ? – радуюсь, услышав такое.
Бегу в АДП Манаса и прошу ребят: братцы, можно один звонок, в отряд ?!
- Ну, звони - насторожились «киргизы».
Диспетчер нашего порта, Вовка - тёзка по отчеству, услышав знакомый голос, неуверенно пробормотал:
- Штормим мы, с переменным успехом, который день. То откроемся, то закроемся.
Помолчал, зная, что сидим уже больше двух недель, в трехста километрах от дома.
- Ну, ты прорвись до Узун-агача хотя бы, а аэропортом назначения бери Баканас, или Акчи. Глядишь, тебя к себе и развернём – продолжил он, с сомнением в голосе.
- Только и Баканас, периодически-регулярно «штормит» – продолжает встревоженно и вопросительно Вовка.

- Да ведь мне лёту - час с небольшим. Успею проскочить, однако ! – больше, себя убеждаю, чем Вовку.

Взволнованный и горячий, упрашиваю «уже обработанных» Вовкой, девочек-синоптиков в своём отряде, написать лётный прогноз до Баканаса, запасным взяв Акчи.

Написали, и передали синоптикам Манаса, прогноз.
Viktor49A
Старожил форума
25.09.2010 15:18
Повеселев, «шлёпаем» на скоростях в наборе - курсом на Курдайский перевал.
Долгие согласования, а также неожиданная для нас «буксировка для запуска», на «магистральную рулежную дорожку» в Манасе, согласно их инструкции по производству полетов, «сожрали» и так коротюсенький, запасец светлого времени и мы взлетели, когда до захода солнца оставалось, чуть больше полутора часов.
И эта суматоха - с поисками буксира, потом «водила», потом «черепашьей езды» на буксире, переключившие меня на решение и контроль этих непривычных задач, внесла свою лепту в происходящее.

Полтора часа – это на полет до крайней точки, по нашему с диспетчером, «хитроумному плану», или – час, до разворота «носом на базу», «если все срастётся» конечно и, ни десятком минут больше.
Но, до этого момента, ещё нужно дойти. И тогда, за оставшиеся крохи времени, надо будет решить «все вопросы», чтобы до наступления темноты, и при погоде не хуже минимума, сидеть на земле в своем порту.

Всё - впритык, и на нервах.

Прошли перевал, дали выход из зоны управления Фрунзе, связь - по направлению.
Только, сжалось у меня, всё внутри, через пяток-другой минут, едва открылась «отарская долина».
За курдайским перевалом - впереди-внизу, - белое молоко "прилипло" к горам и "затопило" всю долину, насколько хватает глаз. А «глаз хватает» с эшелона, аж до Узун-агача. Ни хрена, себе – «правила визуальных полетов» !

- То ли низкая облачность, то ли туман – прикидываю мысленно.
- Мдаа. И все же, это туман…. Когда он возник, и сколько уже стоит здесь, - вопрос, на который не было ответа….

Это меняло ситуацию, из сложной, превращая в безвыходную.Понимаю, что попадаю в «капкан», из которого не выбраться, если хоть один из намеченных пунктов закроется, так как светлого времени, чтобы уйти куда-либо, просто уже не хватит.
И если я пройду рубеж, после которого возврат на аэродром сегодняшнего вылета будет невозможен, из-за нехватки времени, и погода на моем аэродроме назначения вдруг испортится, – а она имеет тенденцию к этому - то туман, закрывший всё внизу, не оставит мне шансов, даже сесть на подобранную с воздуха площадку, так как вряд ли под ним, есть горизонтальная видимость, чтобы эту площадку хотя бы увидеть.

Мозг привычно и автоматически, отсчитывает минуты - когда и назад не успею, если "зажмёт" впереди.
И услужливо нашептывает:
- «Если ты упрешься как козёл и придется таки садиться в тумане, коль деваться некуда будет, то это значит, что гордыня - победила разум».
Мотаю головой, отмахиваясь от назойливых, но отчетливых мыслей.

Пумпулыч беспокойно ёрзает на сиденье справа. У старика тоже опыт есть - и жизненный, и авиационный.

- Так:… минут десять, «на раздумья», у меня есть…. Не больше.
Viktor49A
Старожил форума
25.09.2010 15:22
- Как же наши синоптики написали прогноз, мне - визуальному летчику, если туман повсюду ?! – продолжают биться, тревожные мысли. Ведь все метеопосты, дающие фактическую погоду в направлении Алма-аты, практически у меня по пути. И если они дают «шторм» туманом, то эти сведения поступают по всей сети Гидромета, в том числе и в КазГидромет.
- Неужели синоптики могут рисковать, ради моего перелета, опустив эти сведения при анализе ?
- Или упустили в спешке ?
- Может быть, доверили мне право посмотреть обстановку своими глазами, и принять окончательное решение, в воздухе ? Не может быть!
- Тогда почему, не сказали о тумане повсюду ?!

- Скорей всего, туман приподнялся и появилась горизонтальная видимость, за какой-то период времени, в точках наблюдения по маршруту….Черт, как жаль, что кроме прогноза и фактической по МВЛ-овскому аэродрому, я не додумался спросить по телефону данные этих метеопостов, по пути следования.
- Но ведь эти данные анализировали синоптики, когда писали мне прогноз ! И значит, у них были основания, для надежды на улучшение погоды !
- Это конечно, значительно снизило бы большую долю риска, в моём положении – хмуро киваю сам себе.

А кому же ещё, кивать ? Я ведь один, «за рулем».

- Посмотрим: что же там, - внизу, и тогда станет ясна, более-менее, сложившаяся фактическая ситуация. И можно будет предположить, с большей долей вероятности - что ждет впереди. Хотя, мало что хорошего ждет, похоже. А отсутствие запаса по светлому времени, усугубляет и без того «аховое положение».

- А ты чего ожидал ? – пытает меня второе «я».
- Да пошёл ты – заносчиво рекомендую ему.

«Засекаю глазом» на авиачасах, «отметку» для минутной стрелки, когда истечет «моё время» и надо будет принимать новое решение на продолжение полета, ставлю «задатчик-пищалку» радиовысотомера, на «высоту ниже которой нельзя снижаться» и, «поехали» вниз, «щупать землю», чтобы определить – действительно ли есть горизонтальная видимость внизу, и если да, то какая.
Дело в том, что под нами - где-то здесь, есть вертолетная «гаишная» площадка. Эта площадка «официально действующая» хоть и не имеет, ни подогрева, ни охраны.
И на которую можно будет «подсесть», в крайнем случае, пережидая погоду в человеческих условиях небольшого мотеля.

Но, это ещё надо будет обосновать конечно, чтобы никого не подвести и остаться в своей зоне управления воздушным движением, где намного легче решать все вопросы с вылетом, чем в соседней республике.
Ведь сегодня перелет осуществляется без промежуточных пунктов, и любая посадка не предусмотренная «планом полета» и «заданием на полет», может рассматриваться как вынужденная, со всеми вытекающими последствиями для экипажа.

Из аргументов в мою пользу и надежды на благополучное завершение полета, – лётный прогноз на руках. Если сильно не придираться, то его можно применить и на площадку ГАИ, под нами, надо лишь передать фактическую погоду «на ней», для наших синоптиков соответствующую метеоминимуму, да попросить прогноз по этому пункту посадки - для «бумажной отмазки», хотя бы на час. Ну и согласовать конечно, со службой движения, посадку на ней, что облегчит и смягчит ситуацию.
Но, это при условии, что погода позволяет идти визуально под облачностью, и позволит мне выйти на эту площадку.
Viktor49A
Старожил форума
25.09.2010 15:24
Стрелка вариометра замерла, у цифры «три», а стрелка часов - медленно и неуклонно «съедает», располагаемое время.
- Мдаа ! «Мо-ло-ко»: и внизу и вокруг…
Противообледенительная система спокойно отрабатывает, настроенный «автоматикой» «цикл за циклом», ободряюще подсвечивая зелёным глазком, а визуальный указатель обледенения, на «лопаточке» за окном, быстро покрывается матовым льдом.
Прошли высоту «пятьдесят метров» по радиовысотомеру, и я готовлюсь прекратить снижение, так как надежда на то, что туман приподнялся, и внизу есть горизонтальная видимость, растаяла.

- Ещё немного и надо бы, вверх.

Запищал тональный противный сигнал, как застонал: "Всё брат, ниже - некуда !»
Здесь, – чуть дальше - уже могут появляться провода высоковольтки, и мы достигли предела, за который снижаться нельзя. А внизу, даже и не собирается светлеть….

- Где уж тут, искать, площадку ? – поджав губы, сетую сам себе. И идти мне ещё столько же, до предполагаемого степного аэродрома, сколько уже прошёл. А там, едва солнышко начнет прятаться за горизонт, как туман моментально ляжет, на аэродромчик в песках рядом с рекой, где ещё держится, или её «держат» на пределе, погода.
И эта мысль, не даёт мне покоя, так как всё стремительней тает годами наработанная «свобода действий» вертолетчика, к которой мы так привыкли и так «разбалованы» ею же.

- Ох как не хочется назад ! Язык не поворачивается, выговорить: «Я - возвращаюсь».

Ну не приучена, «мелкая вертолетная авиация» возвращаться - так уж сложилось.
Мы ведь, всегда находим выход, из положения, когда мотаемся на небольших высотах, выполняя работу с заказчиками на борту, на «рабочие потребности в посадках - «тут и там» которых», всегда можно - если умно и осторожно - сослаться, коли вынужденно «приспичит» сесть.

Только, сегодня выполняется «перемещение» из точки «А», в точку «Б» и «оно» обязывает, придерживаться правил для такого вида полетов.
А в них, чётко и внятно написано: …«При встрече с погодой хуже минимума для визуальных полетов, командир воздушного судна обязан развернуться на сто восемдесят градусов, выйти в район с хорошей погодой, и, сесть на аэродроме вылета или на запасном»….
И оценить, трезво и объективно, пригодность погоды, предстоит экипажу или пилоту, а не «дяде» в кабинете, где пишут приказы и распоряжения.
И как действовать - так ли, как написано, тоже экипажу (пилоту) решать – ведь никто не видит его в этот момент, кроме Всевышнего….

И, если «вернется таки» он, «по погоде хуже прогнозируемой», то тогда попадает «в переплет» синоптик, написавший неоправдавший прогноз.
В моем случае «попадает» - написавший лётный прогноз - наш синоптик, которого я убедил своей решимостью лететь.
Viktor49A
Старожил форума
25.09.2010 15:26
- Но, если вся долина закрыта туманом и метеопосты «штормят», как же он решился, написать лётный прогноз ?! – поражаюсь внутренне. Уму непостижимо !
Ведь под «жернова ответственности» попадут, в случае серьезных проблем, все:
..и метеослужба, и служба движения и я, ….если уцелею.

- Но «сегодняшняя цель», никак не оправдывает «этих средств»….- «ноет жалость» к самому себе.
- Что же делать ?! Вернуться, расписавшись в беспомощности или рискнуть таки, идти до конца ? Но, «конец», может быть печальным для меня, а значит и для остальных, желавших помочь – «нашептывают» осторожность с благоразумием.

Авиатехник, встревожено-искоса смотрит в мою сторону - ведь его жизнь и благополучный исход полета, зависят, от моих дальнейших действий сейчас.

- Ну что ж ?! Пора отвечать, за своё слабоаргументированое, и не до конца взвешенное решение, и принимать новое, своевременное и единственно правильное.

Стыдно перед самим собой, а особенно - перед людьми, которых втянул в авантюру.
Ведь теперь, вернуться назад фактически выпросив прогноз у синоптиков, равносильно быть высеченному на площади - прилюдно. Да их, ещё и накажут рублём, за неоправдавшийся прогноз.

- Как же я, в глаза им буду смотреть ?! – ноет внутри гордыня «вперемешку с совестью».

- Хоть часик бы ещё, светлого времени, и ночевали бы на «своей территории», где-нибудь в маленьком порту – продолжают своё, мысли.
Киваю «им» головой, соглашаясь, переживая, но уже решив всё для себя - дав взлетный режим движкам, и набирая спасительную высоту.

Как в омут головой - ..жму кнопку «радио» и пока «не натворил дел», отрезаю себе «путь вперёд», передав нашему диспетчеру: … «Так мол и так - возвращаюсь назад, потому как встретил такую хрень по пути, что дальше некуда».

Выдохнул Вовка, облегчённо, в эфире, и, подтвердил «разрешение на возврат», передав нас «под управление Фрунзе».

Мы вышли в развороте назад, из серо-белой, ледяной мути, и нас встретило и обогрело приветливо, заходящее светило, а принятое решение моментально сняло напряжение «с мышц и бровей».
Тяготил лишь предстоящий разговор, с синоптиком, но до него - ещё сорок минут лёту….

Вскоре, мы благополучно сели в Манасе, вместе с закатившимся за горизонт солнышком,
и поплелся я, на «метео» – повиниться и рассказать: что, да как.

Но, выпускавшего синоптика уже не было - она недавно сменилась.
Диспетчеры посмотрели, спокойно и без укора, и я немного успокоился - в жизни бывают всякие моменты. А в лётной тем более.
Делая своё дело, надо быть готовым брать ответственность на себя и отвечать, за свои решения и поступки – хотя бы пока морально – как сегодня.
Моё удрученное состояние значительно облегчало осознание, что вернувшись в «целости-сохранности», нанёс меньший урон, чем если бы «шарахнулся» где-нибудь о столбы.
- Ну и, опять же:… получили мы сегодня по правдивому и жизненному уроку:.. и синоптик поддавшийся на мои уговоры, и я - само собой – улыбаюсь невольно, своим невеселым мыслям.
Viktor49A
Старожил форума
25.09.2010 15:28
И «зарубил тогда, себе на носу»:
Негоже вынуждать другого человека, делать, что-либо, давя авторитетом, связями, обаянием - или важными на первый взгляд, а по сути третьестепенными обстоятельствами, подставляя под удар ответственности.
Нельзя позволять горячему желанию - улететь во что бы то ни стало домой, - затмить трезвый анализ обстановки, и ясно видимую, шаткость назревающей ситуации, тем более - не имея подготовленных «путей отступления», в виде запаса по времени и топливу.

Хотя, по жизни бывало всякое, и как раз наоборот: ..синоптики не сомневаются и дают лётный прогноз, а фактически идёшь в таком дерьме, что «шапка падает».
Но в основном идёшь таки, пока конечно… «разум, не позволяет умному телу» ввести «своего хозяина» в условия, из которых нет выхода. И, пока разум всё же торжествует над гордыней, накопленные годами опыт и умение - спокойно и правильно, делают свою каждодневную работу….

Вместо эпилога:

Мы просидели с Панфилычем ещё полторы недели, здесь же. Однажды утром, растерянно посмотрели на небольшую кучку из копеек «общих денег» на тумбочке и дед, вздохнув, с трудом выковырнул одним пальцем, из «пистона» на брюках, сложенную в восемь раз, «четвертную на черный день».
Все таки, как с ним хорошо и легко !
Мы наелись в этот день, в столовке для ИТР в порту, как не наедались «со времен наличия сарделек, в нашем рационе».
А через пару дней зазвонил телефон в профилактории и знакомый голос синоптика – «моей крестницы», добродушно сказал: Ребя-та, собирайтесь ! Погода звенит сегодня …

И снова судьба развела нас, на многие годы, с Панфилычем.
Впрочем, и не только с ним.
Viktor49A
Старожил форума
25.09.2010 15:33
Как и многие из нас, иногда вдруг, вспоминаю, те или иные моменты из "той жизни" и внутренний голос, въедливо и не снижая громкости, в ночной тишине устраивает свой
разбор =:)
Перебирая рассказы, решил отредактировать некоторые из них, пополнив новыми фактами,
да и систематизировать бы надо...
Что и делаю, сегодня.
Viktor49A
Старожил форума
25.09.2010 15:50
Примерно похоже =:)

http://photos.streamphoto.ru/8 ...
nikolai
Старожил форума
25.09.2010 19:45
"У природы нет плохой погоды..."
Ветеран ГА
Старожил форума
25.09.2010 21:13
Viktor49A:

...Перебирая рассказы, решил отредактировать некоторые из них, пополнив новыми фактами,
да и систематизировать бы надо...


Тоже этим занимаюсь. Легче идёт дело, когда берёшь отдельные события. А цельное изложение потребовало анализа всего архива. Какое же это утомительное дело. И завалено бумагами полквартиры.

Виктору, да уже скоро и всем, - спокойной ночи!
1..172173174..285286




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru