Недавно прислал свои воспоминания В.И.Каширин.
Было это поздней осенью 1979 года. Ночные полеты. У меня был запланирован один полет в самом начале летной смены в зону. Задачи простейшие - выполнение противоистребительных и проитвозенитного маневров с последующим заходом на посадку с расчетного рубежа.
Но мне нужно было пораньше уйти домой, какие-то вопросы были, я сейчас, конечно, уже не помню. Чтобы сэкономить немного времени я думал, что этот полет выполню не до конца зоны. Дальность дальней зоны была 180 км, а ближней - 100 км от Мачулищ.
Заправка была соответственно: для дальней зоны 16, а 14 тонн для ближней. Я попросил своего старшего техника заправить мне на 2 тонны меньше, чтобы на посадке у меня был расчетный остаток топлива 6 тонн, как это положено. Все так и было сделано.
Но погода в это время была неустойчивая, постоянно шли снежные заряды. Нас информировали об этом. И вот я взлетаю, все нормально, иду до рубежа 100 км, где я планировал сделать разворот, докладываю руководителю полетов: «Рубеж 100, конец зоны. Разворот.» Руководитель полетов дает мне команду идти до конца зоны. Это до дальности 180 км, что увеличивает расход топлива на 2 тонны. Таким образом, если на посадке я рассчитывал иметь 6 тонн, то в этом случае оставалось 4 тонны.
Так все и получилось. После разворота в конце зоны я захожу с расчетного рубежа на посадку, и в это время находящиеся впереди экипажи докладывают, что в районе 3 и 4 разворота идут снежные заряды. Потом один экипаж доложил, что на посадочном курсе снежные заряды.
И вот уже в районе 3 разворота, это был по-моему курс посадки 157, со стороны Лошицы , высота 900 м я выпускаю шасси, докладываю, что я на 3 развороте, а передо мной два экипажа.
Один - Якименко садился, второй за ним не помню кто, и третий был я. Якименко проходит дальний, докладывает «Шасси выпущены с посадкой, иду в облаках». Ему руководитель полетов говорит «До высоты метеоминимума». У Якименко уровень подготовки был хороший, порядка 150 или 200 м, он мог дальше продолжать снижаться. Далее он докладывает «Прохожу ближний, в облаках, ухожу на второй круг».
И в это время руководитель полетов дает команду следующему за ним экипажу «Шасси убрать. В набор высоты.»
Мне дают команду «Шасси убрать. В набор высоты с отходом на аэродром Зябровка». Позывной Зябровки сейчас не помню, остаток 4 тонны, а идти на аэродром Зябровка - это порядка 300 км до Гомеля. Это лишний расход топлива. В наборе высоты, мне где-то 7000-7200 м дали высоту, у меня загорается лампочка «Остаток - 30 минут полета».
Это плохой сигнал! Я понимаю, что придется садиться с задней центровкой. Невырабатываемый остаток на самолете Ту22 - это 3 тонны, далее самолет, если вырабатывать топливо, теряет нормальную центровку. Она уходит назад, и при количестве топлива ниже 3 тонн самолет на земле может садиться на хвост.
Я с этим никогда ранее не сталкивался, у меня малый был опыт эксплуатации. Думаю, надо садиться сходу в этой ситуации. Запрашиваю руководителя полетов. Снижение, чтобы успеть выйти на глиссаду, занять нормальную высоту и скорость и произвести посадку. Докладываю, что у меня малый остаток.
Руководитель полетов разрешает мне заходить сходу с посадкой, но опыта еще недостаточно было. Может, раньше надо было приступить к снижению, может, еще что-то надо было сделать, трудно было мне тогда судить. Короче. Я энергично снижаюсь и не могу догнать глиссаду, то есть я постоянно иду выше ...
Ту22, это прародитель нынешних принципов и самолётов Ту22М и Ту160.
Нет проблем. Пишите свои мысли. На то мы и общаемся.