Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Быхов: 57 мрад, 170 мрап, 240 мрап, 233 отэч и др. друзья

1 пользователь сделал закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..111213..4849

Кирилл
24.07.2007 18:58
Геннадию:
Без информационной базы я бы не брался бы делать сайт. Сайт создается при поддержке музея 57МРАД, в открытии которого я принимал непосредственное участие. Музей в этом году получает статус Республиканского. Имеется огромное количество документов, предоставленных ветеранами, все это систематизировано. Я занимаюсь этим совершенно безвозмездно, только потому что я искренне восхищаюсь теми людьми которые служили в Быхове. Являясь студентом, я не имею очень много времени для занятия этим делом, так же для создания сайта требуется доступ в Интернет, что так же бьет по студенческому карману. И после этого всего видеть что все мои стремления впустую, и некто не хочет меня слушать. Наподобие того что: ты типа говори говори, хоть о стенку бейся, а нам всеравно. То становится обидно.
Будем надеятся что все изменится. Ну а если не измениться... то просто я не вижу смысла в создании сайта который не будет интересен никому!!!
С уважением Кирилл
Кирилл
26.07.2007 19:22
Кирил, я тебе помогу. Мой отец служил в 240 мрап 1 эскадра. Говори, что, чем, когда!
Наши отцы - реальные герои

Дмитрий Никонов.
28.07.2007 17:43
С Днем ВМФ!

Вот и снова причал , и команда на борт,
Милых губ теплота, ожидание во взоре,
Навсегда ты со мной, шторм и ветер тугой,
Горизонты далекие - море и море:

Здесь порядок иной, деловой разговор,
Четкий ритм, смена вахт, сталью стянуты нервы.
Та же в небе звезда, что светила всегда,
Те же самые лица и те же консервы.

А что поделаешь, друг, коль такая судьба.
Ведь у каждого в жизни своя дорога,
Терпкий запах волны, беспокойные сны,
Сотни миль за кормой отмерены строго.

Я друзей соберу, и мы сядем тесней,
Подымим сигаретой и поспорим сурово
Про огни маяков и соломенных вдов,
Что нам шлют телеграммы в объятьях другого.

Мне знакомы места чужеземных красот,
Невозможная зелень банановой рощи.
Но звенит и поет зов родных нам широт,
Где березовый иней роднее и проще.

'Причал' группа Наша Тема

Berg
29.07.2007 10:58
Кирил:
Дмитрий Никонов:
Типа того, кто летал на Ту-22м3(3) в Быхове, то это реальные герои, а если на этих же мащинах на Севере, Востоке или Крыму, вроде как "погулять вышли".
А если после разгона 57 МРАД в других полках экипаж состоял из местных и быховчан, то как здесь делить на героев и не героев.Парни, смахните слёзы умиления и посмотрите реально на вещи. Лучше попробуйте поднять статистику переводов из Быхова в Монгохто, сколько людей подчинясь ЧУВСТВУ ДОЛГА и приказа, ушло туда и сколько всеми правдами и неправдами осталось в Быхове. Это только один пример... При всём моём личном уважении к этому гарнизону, ради Бога, не занимайтесь идолопоклоничеством.
абитуриент
29.07.2007 11:40
BERG
Зачем ты так Мальчишки совсем о другом, они просто любят своих родителей и уважают их прошлое, хотят что-то реально сделать
29.07.2007 12:34
Игорь
Прошу помочь. Кто знает где теперь живет Игорь Бондарчук. Он служил в 240 АП нач. группы РТАН а затем перевелся в Оленьегорск окуда и демобилизовался. Всех с праздником днем ВМФ. Здоровья и удачи. С уважением и благодарностью Игорь.
berg
29.07.2007 22:55
to абитуриент
Добрый вечер, мой уважаемый собеседник.
Да о том я, о том - о любви к родителям и героизме.
Мой отец прошёл славный офицерский путь, от Домны до Тамбова, от лейтенанта до старшего лейтенанта, уволившись из ОБЗ в Тамбовской "лётке", в возрасте 48 лет техником звена на Ил-28.Круто? Так он реальный герой или нет? Я о том, что выполнение своих должностных обязанностей надлежащим образом и героизм, в том понимании как нам это привили, наверно разные понятия. И в 20 лет уже надо отдавать себе в этом отчёт, незабывая что люди служили не только в Быхове, бывшем лишь частью огромной системы, имя которой ВВС ВМФ. А реальнои что-то делать...Отыщи "Крылья Родины" №10 за 89 год. Там есть статья о том, чем я некоторое врямя серьёзно занимался. После 91 года, я вынужден был отойти от этого, т.к. чтобы продолжать надо было уволиться из армии, чего я делать не стал.
С уважением к чужому мнению
berg

Студентка
31.07.2007 19:30
2 berg
Расскажите, пожалуйста о Вашей жизни-службе в Быхове.Нам всем, Быховчанам это интересно(см. название ветки).
абитуриент
01.08.2007 00:31
berg
Прочитав слова Дмитрия, просто тихо про себя улыбнулся и все.Понять можно- у нынешних молодых почти нет места подвигу ни ратному, ни трудовому.Поэтому и такое восприятие прошлого.А говоря о том, что их отцы герои, они имели ввиду всех и быховских, и мангохтянских, и сибиряков и тд и тп. и летчиков, и техников, и токарей, и пахарей.
Геннадий Чеканцев
01.08.2007 13:54
Приятно мне общаться с теми,
Кто пронимает с полуслова.
Подскажет тем, кто сел на мели
В житейском море. Рыболову

И моряку, и всем на суше
Советы лётчиков туманны.
Но солнце всходит, птицы будят
И новый день рождает планы.

На всех нам моря, неба хватит,
В пространстве сайтов Интернета.
Умножив сущности Оккама,
Мы бритвой сбреем ли советы?

Как анекдота с бородою,
Бородича и Боровинских,
Кирилла я сравню с собою
Когда летал к Северодвинску.

Вот, в выходные дни я снова
Двины не Западной, а Север
Припомнил в праздник, встретив кока
Что на ЧФ служил, а ветер

Приятно холодил те раны,
Что получил я не на пляже.
Пансионат мне по карману,
Но я иду, а кто же сляжет?

Жена и сын сегодня в море
Купаться будут, а вчера мы
Простились, но, не чуть не споря,
Я в пресном море буду рано

Купаться загорать поближе,
В субботу в Кременчугском море,
Воскресным вечером увижу
Различных мнений - сайты в сборе!

1.08.2007 11:15 (Написано менее чем час, точнее, напечатано только что, в минуты вдохновения).

29 июля в ознаменование Дня Нептуна, и в честь бывшего праздника Военно-Морского Флота пошёл искупаться на Днепр. Хотя в первое воскресенье июля уже отмечали Украинские ВМС свой день. Погода была не очень жаркая, солнце было за слоистыми облаками. В одном месте на берегу сидела компания зрелых людей: с бескозырками на головах, в тельняшках (даже их жёны). Неважно, что они были поглощены воспоминаниями срочной службы. Как простые матросы, сержанты, прапорщики могут быть культурными и отзывчивыми, так и не все офицеры могут ценить своих начальников. Но дистанция, которая была в былые годы, потом сохраняется при дальнейшем общении спустя десятилетия. Жаль, что только сослуживцы могут чувствовать плечо, вспоминая даже, как бы плохое, с хорошей стороны, понимая подоплёку былого.
Это я об упоминании Кирилла. Ведь он обращался почему-то только к офицерам. По-моему у нас все могут высказать всё, что им интересно. Если вам интересно делать сайт, то это ваше избранное поприще. Кто-то зарабатывает большие деньги, чтобы потом тратить их же на лечение в санаториях. Кто-то "делает" подвиги и удивляется отсутствию почитателей. "Ведь я для них старался!" Делайте всё с радостью и проживёте счастливую жизнь!!
А стихами я изложил мысли потому что мы не конкуренты, и несколько сайтов могут рассказать о героическом и напряжённом, обыденном и повседневном прошлом полков и частей Быховского гарнизона. Тем более, что уже есть сайт одноклассников. Но там несколько другие темы.
Вчера приятно было услышать знакомые голоса однополчан. Наконец-то дозвонился в Чкаловск Дягилеву Сергею Юрьевичу. Жив, здоров. Ожидает документы для выхода на пенсию. Прослужил в Вооружённых Силах 40 лет. Конечно, преданность только одному делу не даёт возможности принять Интернет как удобное, а не сложное средство общения.
Повторно было приятно пообщаться с Сухарьковым Василием Алексеевичем. Черкассы рядом. Обещал приехать в наш город. Он сожалеет, что из-за семейных обстоятельств не сможет поехать в Оренбург на встречу своих однокашников по случаю 35-летия окончания училища.
Сергей Манаков
01.08.2007 15:35
Друзья, мы развели тут бесконечную полемику о подвиге. Кирилл ждёт от нас не этого. Ему нет дела до того, что мы понимаем под словом подвиг. Ему действительно нужны рассказы очевидцев о каких-то для нас может быть обыденных, а для других людей необычных фактах из жизни нашего соединения. И вообще, причём тут подвиг. Человек просто хочет воссоздать события тех лет, чтобы они не были вовеки утеряны. И если он это делает по собственному убеждению, не требуя ничего взамен, то честь ему и хвала. Так чего же мы ждём?
Вспоминаю один интересный случай. В 1981-м году зимой в звании капитана, только заступив на должность начальника ТЭЧ-2 в объединённой в/ч 27837 вместо очень грамотного, требовательного и при этом наделённого неиссякаемым чувством юмора майора Счастного Геннадия Николаевича (он ушёл на пенсию), пришлось пережить инспекцию Министерства Обороны, возглавляемую тогда генерал-лейтенантом Бардиным. Мы готовили подачу 20 ракет в ядерном варианте. Ракеты уже были подготовлены к снаряжению боеголовками. Из 240-го полка, как почти и всегда с опозданием на сутки пришёл новый порядок подачи ракет под самолёты. А ведь после этого необходимо расписать рассчёты, оповестить людей, кому на какой самолёт подавать то или иное изделие. При этом необходимо учесть частоты, на которые настроены головки самонаведения ракет, чтобы на ближайших самолётах не было ракет с одинаковой частотой настройки, иначе они создадут помехи друг другу в воздухе. Необходимо также учесть к какой боеголовке допущен какой экипаж на самолётах, иначе "глухонемые ребята" не отдадут ракету со своим изделием в руки таких экипажей. В общем, пока шла подготовка к встрече "глухонемых" мы с начальником группы вооружения успели расписать подачу только 10-ти ракет. Остальные собирались расписать в ходе снаряжения боеголовками. К этому времени приехали "глухонемые" и стали разгружать свои изделия. Я и начальник их бригады подполковник (фамилию по понятным позже причиам не указываю) стояли у входа в павильон для снаряжения ракет и обсуждали план наших совместных действий. В это время ко мне подошёл с вопросом прапорщик Шкредов Павел Васильевич. Закончив разговор с ним, я повернулся в сторону предыдущего собеседника, но его уже не было. Только заметил, как его зад мелькнул за последней ракетой в павильоне. Не успел я подумать, что его так могло напугать, как передо мной выросла фигура самого генерал-лейтенанта Бардина. Мне скрываться было уже некогда, да и незачем. Ещё со времён учёбы в училище знаю, что бояться стоит не высокого начальника, а сопровождающих его более мелких. Мне оставалось только доложить ему о текущей работе. Он прошёл в павильон, окинул опытным взглядом расставленные для снаряжения ракеты и построенные боевые рассчёты. Попросил предъявить ему расписанный порядок подачи. Я ему доложил, что на 10 изделий уже расписано, а на остальные подготовлю в процессе снаряжения, что впоследствии и было сделано. Затем он сказал, что мы будем снаряжать только 6 изделий, остальные просто проиммитируем и приказал определить рассчёты для выполнения поставленной задачи. Я определил шесть рассчётов, но он сказал: "А теперь определяю я" и ткнул пальцем на других людей, думая, что я ему подсунул самые лучшие рассчёты, а остальные ни на что не годятся. Но люди все были хорошо обучены и быстро, но без лишней суеты. взялись за дело. Стыковка изделий была закончена раньше определённых для этого сроков. Изделия были своевременно поданы под самолёты, хотя и не обошлось кое-где без путаницы. В полку не все рассчёты были извещены о поступлении нового порядка подачи. Две ракеты поданные нами согласно нового порядка, полковыми рассчётами были перенацелены на другие самолёты. Таким образом получилась некоторая несогласованность, но раздумывать было некогда, слава богу совпали допуска экипажей к данным изделиям. Генерал Бардин лично проконтролировал номера ракет на нескольких самолётах и дал мне команду после отбоя тревоги предоставить ему список, в котором указать какие ракеты фактически висят на каких самолётах. Я список составил, но всё оказалось не так просто. Оказывается он дал такую же команду командиру нашей части полковнику Иваненко Ивану Григорьевичу и заместителю командира полка по ИАС в то время подполковнику Коваль Василию Васильевичу. Он хотел проконтролировать из трёх источников, где сразу обнаружатся все нестыковки. Хорошо, что они оба с этим вопросом обратились ко мне. Я сделал три одинаковых списка. Поэтому информация поступила из одного источника, и разногласия в списках не было. По результатам инспекции была поставлена оценка 'удовлетворительно'. Это было прекрасно. Я никогда не слышал, что где-либо ставилась оценка 'хорошо'. Но сама система контроля генерала Бардина говорила о том, что в Москве в то время не все были такими, как многие о них думали. Это, а не только звания заставляло с уважением относиться к тем людям, которые нами руководили.
Геннадий Чеканцев
02.08.2007 19:12
Pro et contra

Не мог я промолчать. За час
Река стихов текла обильно.
Ошибку сделал в прошлый раз,
Где доллар - клавишу я сильно

Нажал так быстро, вновь стучал,
Я цифры перепутал, буквы:
По-русски "за", как "pro" мычал.
Латынь кто знает? 40 стукнул,

А надо было отмечать
Сергею Дягилеву тридцать,
Но "зе" как "три", плюс "а". Кончать
"За час" должно быть. Что же бриться

Оккама бритвой я спешил?
Умножил сущности случайно.
Кудрянов Алик - тот служил
Где 240 - сорок - тайна.

P.S. Младшему брату Кудрянова Константина Константиновича в этом месяце исполняется сорок лет, как он начал службу в Вооружённых Силах. Чем не юбилей?
P.P.S.
Но минчанам не до нас,
Отключают завтра газ?
Кто живёт почти в столице?
Интернетом как пробиться?

Было написано 2.08.2007 в 7:40 Киевского, Минского (Быховского) времени.
Но отправил лишь сейчас, и узнал, что будет газ!
Камрад
02.08.2007 20:24
СЕРГЕЮ МАНАКОВУ.

Хочу внести маленькие уточнения к вашему рассказу;
Насколько мне известно за период с января 1968года по ноябрь 1990года в Быховском гарнизоне изделия в ядерном исполнении за пределы штатных хранилищ НЕ ВЫВОДИЛИСЬ!
Для целей о которых Вы пишите использовались исключительно Учебно-тренировочные ядерные боеприпасы.
По внешнему виду, весу и электронной начинке они идентичны с настоящими изделиями, но в них вместо ядерной начинки баласт.


А вот немного воспоминаний:
Оперативная группа отрабатывает вопрос выдачи изделий в авиационный полк. Представители штаба флота с секундомерами в руках хронометрируют все этапы процесса. Несколько ВМ-ок выгружают тележки с изделиями. Задача уложиться в нормативное время разгрузки. Расчёты по выгрузке буквально летают, экономиться каждая секунда. В ход идут все ухищрения, вплоть до выставки напряжения питания машины регулятором напряжения в кунге на значения повыше номинала (лебёдка при этом побыстрее отрабатывает команды).
Рядом с машинами суетиться замполит РТБ (без руководящей и направляющей силы партии в то время никуда). Он всей душой болеет за результаты разгрузки, но не знает, куда приложить свою энергию. Вдруг он обращает внимание, что (по его замполитовскому наблюдению) водитель-срочник одной из машин что-то не очень бодро и активно участвует в разворачивании машины. Как раз в это время расчёт машины выдвинул аппарель и собирается крепить нижние концы откосов в упоры на нижней части кунга. Сердце замполита вскипело праведным гневом, он ринулся в гущу событий: - 'матрос! Проснись! Что ты ползаешь, как сытая вошь! Дай-ка сюда!' Замполит выхватывает из рук опешившего солдата откос, уже закреплённый верхний концом на выдвижной аппарели и делает попытку закрепить нижний конец откоса, тем самым демонстрируя солдату, как споро и ловко нужно всё это проделывать.
Маленький технический нюанс - на ВМ-ках заливная горловина отопителя находится ниже и правее, чем левый подпятник крепления откоса. На беду замполита, на данной машине заливная горловина отопителя не закрыта крышкой (уж почему так случилось, одному богу ведомо). И вот представитель партии начинает крепить накидную гайку откоса на заливную горловину отопителя вместо родного места его крепления. По диаметру и по резьбе эти два разных узла, конечно, не совпадают (да и длина самого откоса не предусматривает таких финтов), но замполита с его энтузиазмом и желанием продемонстрировать, как надо работать, это не останавливает. Поперечная балка выдвижной аппарели чуть не выгибается в дугу. После двухминутных усилий совершить невозможное (а секундомеры проверяющих при этом тикают) запыхавшийся замполит с красным от усердия лицом поворачивается в сторону так и стоящего в стороне матроса и кричить: - 'Чё ты встал! Я что, за тебя машину разворачивать должен? Давай шевелись!'. Он впихивает в руки бойца непокорный откос и с сознанием выполненного долга отходит к другим, более успешным при развёртывании машинам.
Несмотря на вмешательство руководящих и направляющих партийных органов, оперативная группа все-таки выполнила норматив по разворачиванию машины и выгрузке изделий, а для этого необходимо загрузить и закрепить изделие , как правило с тележкой ст-22м либо ст-4M, либо в контейнере в спецмашину ВМ-47(46) либо 45ТА (ОГМ), а вес тележки и изделия (а если зимой -задница в дыму ), а для ускорения работы (приказ №0057ГК не забыли?нормативы в нем все же ыы перекрывали ) прапорщик разворачивает ВМ (НГ) , я же ПНР( я не один такой , расчетов как правило ВОСЕМЬ), бегу в в "ДВОЙКУ", получаю Учебное изделие на тележке и ТАЩУ на СЕБЕ около 2-х тонн груза (вес тележки (СТ-4)больше тонны и вес изделия ), ибо не контролирующим , ни часовым -ПОМОГАТЬ НЕ ПОЛОЖЕНО (?) , затаскиваю все НА СЕБЕ (мокрый как цуцик) до машины(из локальной территории до гаражей автопарка техтерритории , а дольше стоит КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ПОГРУЗКУ И ЗАДАЧЕ КОНЕЦ. СДЕЛАНО!



Фугас
03.08.2007 08:41
Камраду:
5+++!
Вот это память!
Сергей Манаков
03.08.2007 11:44
КАМРАДУ

Спасибо за уточнения. Конечно же боевыми изделиями ракеты при обычных учениях не снаряжались, а использовались их иммитаторы. Кстати на учебные вылеты ракеты тоже подавались учебные и только по тревоге с разрешения из штаба ВВС БФ подавались боевые ракеты, т.к. не хватало учебных.

ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА

Вспоминаю ещё один интересный случай. По-моему это был 1978 год, когда 240-й полк осваивал новые в то время самолёты Ту-22М-2, был вылет с учебными ракетами. Экипаж в то время капитана Осавицкого (номер самолёта сейчас не помню), выполнив учебную задачу, возвращался на свой аэродром. На фюзеляжном балочном держателе висела ракета. При отработке подготовки ракеты к пускам штурман-оператор выпускает балочный держатель с ракетой, производит все операции, необходимые для подготовки ракеты к пуску, кроме естественно наддува ампульных батарей и самой отцепки ракеты. По окончании этого процесса ШОП убирает балочный держатель в фюзеляж таким образом, что только нижняя половина ракеты находится снаружи, остальная спрятана внутри фюзеляжа. Я описываю эти подробности не для специалистов, которые это прекрасно знают, а для неискушённых в этих делах участников форума. При возвращении назад, по словам капитана Осавицкого, он почувствовал, что скорость самолёта маловата, несмотря на то, что двигатели работали на полный газ. При заходе на посадку шасси не выпускались, несмотря на однократные попытки. Был сделан второй заход . Опять же шасси не выпускались. И вот наконец, когда по словам Осавицкого, он хотел выполнить аварийный выпуск шасси., стойки наконец вышли. Это естественно считалось предпосылкой к лётному происшествию. Было срочно доложено командиру дивизии генералу Пироженко. Он приказал закатить самолёт в капонир и ничего не трогать до его прибытия.
Вскоре он приехал, командир корабля доложил ему о случившемся. На плоскости ракеты с обеих сторон остались по нескольку больших зазубрин с примерно равными интервалами. Причина была очевидной. Молодой ШОП (фамилию не называю по этическим соображениям) отработав учебный пуск ракеты, забыл убрать балочный держатель, и вся эта конструкция вместе с ракетой создавала сильное торможение самолёту. На створках шасси имеются специальные прорези, чтобы при их раскрытии плоскости ракеты попадали в эти прорези и не препятствовали их движению. В данном случае БД был выпущен и естественно прорези не совпали с плоскостями ракеты. При попытках их открыть они только били по плоскостям, нанося зазубрины, а полностью открыться не могли. В это время ШОП сообразил, что забыл убрать БД и, не доложив командиру, продолжающему попытки выпуска шасси, стал его убирать. Поэтому зазубрины были не в одном месте, а в нескольких. После уборки БД шасси были выпущены, и экипаж благополучно приземлился.
Весь экипаж очень переживал случившееся, а комдив разносил ШОПа. Не буду приводить всех нелитературных наречий, которые при этом использовались, хотя они были весьма витиеваты и могли занять почётное место в арсенале даже самых изощрённых любителей ненормативной лексики, высказано это было без злобы, а просто в назидание. И что меня всегда удивляло, даже самые грубые выражения в устах генерала Пироженко звучали как-то мягко и изящно, не вызывая обиды. Это своего рода искусство.. Впоследствии несчастный в тот момент ШОП стал прекрасным специалистом. Да и кто из нас по молодости не делал ошибок, чаще всего просто из-за рассеянности, неумения до конца сконцентрироваться на выполняемой задаче. С возрастом эта 'болезнь' почти у всех излечивалась, люди приобретали опыт, становясь СПЕЦИАЛИСТАМИ своего дела.
airxander
03.08.2007 13:38
Уважаемые ветераны 57 мрад, подскажите, пожалуйста, истинные наименования в/ч 20301, 27837, 20906.
С ув.,
airxander
Кирилл
03.08.2007 16:18
Не понял я Тебя Кирил, зачем делить на "Быховских" и "не Быховских". Я тебе помощь предложил... Не нужно - не надо.
Удачи, всего самого лучшего!!!
Никонов Дмитрий
Камрад
04.08.2007 01:07
То airxander:
Поначалу в 57МРАД имелась ремонтно-техническая база (РТБ-К). В ее обязанности входило содержать ракеты, находящиеся на длительном хранении, т.е. второго и
последующих боевых комплектов, а также пополнять первый боевой комплект. Таким
образом, РТБ-К в подготовке ракет первого боевого комплекта, оказывающего
непосредственно влияние на сроки приведения в готовность к вылету полка по
тревоге, участия не принимала.
Но пзже по опыту работы авиации СФ руководство решило принять некоторые меры по сокращению сроков
подготовки частей к вылету и в качестве первого шага реорганизовать специальную
инженерную службу авиаполков, разделив инженерно-технический состав между
инженерно-авиационными службами полка и РТБ-К. Установили, что все относящееся к
носителю готовит ИАС полка, а все относящееся к авиационным ракетам готовит
РТБ-К. таким образом СИС полка была ликвидирована, а ее специалисты,
обслуживающие ракеты, переданы в РТБ-К. Подобная реорганизация привела к
положительным результатам: трудозатраты сократились, повысилась возможность
более широкого внедрения бригадно-поточного метода подготовки ракет, а главное -
снизились затраты времени на подготовку ракет при одновременном повышении
качества. О последнем обстоятельстве свидетельствовало уменьшение количества
аварийных пусков ракет.

Так вот в/ч 20301, она та же часть только после разъеденения стала в/ч 20906, и была в 57МРАД частью РТБ, только уже без буквы "К".
berg
04.08.2007 15:13
to Камрад
В каком году прошла эта реорганизация?
В 77 году уже было как Вы описали.
Камрад
04.08.2007 16:40
ВСЕМ кто чтит память БЫХОВСКОГО гарнизона.

Я Вам расскажу о своём учителе, удивительном человеке, судьба которого тесно связана с 57МРАД.
По известным причинам не называю фамилии своего учителя, но уверен, что сослуживцы его узнают.

В начале 50-х годов прошлого века в лесных массивах Беларуси силами заключенных лагерей особого назначения и военных строителей развернулось строительство засекреченных объектов, именуемых РТБ - ремонтно-техническая база. Это невинное название маскировало их принадлежность к самому мощному и страшному оружию, изобретенному человеком, - ядерному.
Он родился в Белоруси, а закончив училище в звании лейтенанта-инженера, защитив дипломный проект на тему 'Радиолокационная станция защиты хвоста самолета-истребителя'. Это был следующий шаг к 'ядерному перекрестку', хотя, казалось, ничто его не предвещало: изучение атомного оружия в училище было весьма общим. Курсанты были убеждены, что к ним оно не имеет никакого отношения и они никогда не столкнутся с ним по службе. Но все оказалось совсем наоборот: некоторым из них именно с этим оружием пришлось начинать свою военную карьеру. Оно же ее и прервало.
Он просился на Северный или Тихоокеанский флот, но его словно вела железная рука судьбы: он был направлен в распоряжение командующего ВВС Балтфлота. Впрочем, может быть потому, что был единственным белорусом в группе. И сразу попал в закрытую воинскую часть. Требовалось пройти анкетирование КГБ. Оно продолжалось 9(!) месяцев. Все это время он работал техником по обслуживанию РЛС 'Аргон', защищавшей хвост самолета - носителя ядерного оружия. Это были ТУ-16, 240МРАП базировавшиеся на аэродроме г.Быхов Могилевской области. Именно здесь, на территории Беларуси, размещался ядерный арсенал Краснознаменного Балтийского флота СССР. Как ни удивительно, несмотря на то, что его родители были в свое время единоличниками, допустили к работе под редким даже для тех времен грифом: 'Совершенно секретно особой важности', подразумевавшим высшую степень секретности. Так он стал 'атомным солдатом'. Одним из тех, кто создавал ядерный щит страны - 'атомной крепости' (как назывался популярный в те времена роман).
Строительство базы окончено в ноябре 1957 года, и размещалась она за 15км. от г.Быхов.
В феврале 1958 года он начал работать сборщиком ядерных зарядов в одной из бригад РТБ. Бригада состояла из 6 'бойцов' - офицеров-специалистов: помимо начальника и старшего инженера в нее входили 2 инженера и 2 старших техника. За всем присматривал так называемый 'библиотекарь' - чекист, который вел делопроизводство, секретные документы. Но сначала - дни настойчивой теоретической и практической учебы на новой 'материальной части'. То есть атомных изделиях. Было необычайно интересно, занятия проходили успешно и легко.
Уже к середине 1958 года казематы спецобъекта были заполнены изделиями, что называется, 'под завязку'. В одном каземате размещалось до пяти единиц. Одни снимались с вооружения, другие поступали, и все связанные с этим регламентные и иные работы выполнялись бригадами РТБ. 'Закрепленным за ним первым изделием оказалось самое 'залежалое' первого конструктивного типа, которое примерно через год сняли с вооружения. Процесс снятия заключался в следующем. Из каземата боевого хранения бригада перевозила изделие в сборочно-монтажный корпус (кстати, транспортная тележка изготавливалась на Минском автозаводе). Там изделие очищали и разбирали. С соблюдением всех мер предосторожности изымались взрывоопасные элементы - электродетонаторы, из сферы взрывчатого вещества извлекалась центральная часть (ЦЧ) - ураново-плутониевое ядро - источник атомной энергии цепной реакции ('в виде перепелиного яйца'). Изъятая ЦЧ загружалась в контейнер хранения, в котором она 'прибыла' в свое время в спецвагоне на платформу разгрузки и откуда на спецавтомашине ЯАЗ-219 в сопровождении нескольких автоматчиков была доставлена на железнодорожную станцию, а дальше на завод-изготовитель.
Но изделие всё равно оставалось источником радиации, поскольку в нем находится несъемный нейтронный источник стабилизации цепной реакции. В августе 1959 года такое изделие подвесили к ТУ-16, который взял курс на юго-запад Беларуси, достиг Столинского военного полигона, где и сбросил эту условную 'атомную' бомбу. 'Над болотами-лесами Полесья, - рассказывал мой учитель, - поднялся в небо классический по геометрии 'гриб ядерного взрыва' - без электромагнитного импульса, без мощной ударной волны, яркого светового излучения и вторичной радиации - за исключением рассеивания над полигоном радиации несъемного нейтронного источника... Подобные тренировки экипажей и сборочных бригад проводились еще несколько раз в течение 1959-60-х годов. Вот в чем был секрет 'малопонятных' для полешуков испытаний в этом районе. Жившие там люди уже тогда подвергались облучению малыми дозами радиации, платя свою 'скромную' цену за размещение на территории республики ядерного арсенала ДКБФ СССР.
Естественно, те, кто работали в бригадах РТБ, платили несравненно более высокую цену. Им приходилось собирать прибывавшие на спецобъект компоненты ядерного оружия и подвешивать его к самолетам-носителям. Пятая бригада, в которой он работал, дополнительно выполняла функции выездной сборочной бригады. Она была готова по тревоге на специальном самолете вылететь на любой другой аэродром флота, куда скрытно могло быть доставлено ядерное устройство. Его необходимо было 'дособрать' и подвесить на прибывший носитель для нанесения неожиданного ядерного удара. Однажды бригаду на самолете командующего ВВС ДКБФ доставили на аэродром Чкаловский под Калининградом. Планировалось произвести сброс изделия, аналогичный тому, что производился на Столинском полигоне. Но по непонятной причине после нескольких суток боевого дежурства вылет носителя был отменен. Поступила команда снять изделие с носителя, законсервировать и вернуться в Быхов.
Интересуюсь, как же были защищены от радиации молодые люди, через руки которых в буквальном смысле проходили атомные бомбы? 'Существовали определенные инструкции выполнения технологических операций. 'Ядро' - самый опасный компонент - вынимали из контейнера в перчатках разового применения. Была ограниченная продолжительность рабочего дня. Вот и вся защита. Дозиметров не было - или считалось, что мы работаем в достаточно безопасных зонах, или не хотели пугать людей. За вредность платили. Потом, с появлением менее 'грязных' изделий второго конструктивного типа, плату уменьшили.
Сборщики догадывались, конечно, об опасности. Им выделялись санаторные путевки, предоставлялись дополнительные отпуска. Но это уже потом, а поначалу никто из них не знал, чем предстоит заниматься в этой воинской части. 'Мне, например, сказали: мы вас посылаем на совершенно новую технику, которую не каждому генералу дано узнать. Вам, рабоче-крестьянскому сыну, оказано огромное доверие! Мы тогда даже не подозревали, что будем своими руками дособирать ядерное оружие! Впрочем, жизнь продолжалась, многие из сборщиков даже женились и нормально жили.
К 30 годам он фактически стал инвалидом, и был демобилизован по состоянию здоровья инспекцией минобороны, предварительно 'повалявшись' в госпиталях Балтфлота. Его хотели еще на Семипалатинский полигон направить, но все-таки до этого дело не дошло. Он так и не узнал, какую дозу получил. Медицинская справка из офицерского дела была почему-то изъята, как объяснили в военкомате, согласно какой-то директиве. Хорошо хоть, свидетельство о болезни в Центральном военно-морском госпитале выдали на руки. И более чем через два десятка лет он был приравнен к ликвидаторам аварии на ЧАЭС...
Имея на гражданке льготы по прописке, приехал в Минск, получил вне очереди квартиру, перевез семью. Судьбе было угодно сделать еще один 'ядерный зигзаг'. В поисках работы он зашел как-то в институт физики Академии наук БССР. Заведующий лабораторией высокотемпературной оптики академик М.А.Ельяшевич спросил, где раньше работал. 'Я не мог тогда сказать 'открытым текстом', произнес лишь аббревиатуру РТБ. Ельяшевичу, работавшему в команде Курчатова, все стало ясно...'. Он был принят в секретную лабораторию, где велись работы под все тем же грифом ССОВ. Его снова проверяло КГБ, правда, уже не 9, а 6 месяцев. В лаборатории изучались и моделировались ядерные и термоядерные взрывы. Он участвовал в разработке под руководством академика Е.Г.Коновалова приборов обнаружения ядерных минных зарядов с самолетов и спутников.
У моего учителя, лауреата Международной премии имени А.Г.Неболсина в области науки, множество наград. Одна из самых дорогих - нагрудный 'Знак в память об испытаниях ядерного оружия. За мужество'. Не так давно он побывал в Быховских лесах, где находился спецобъект. Ездил туда с семьей - захотелось показать эти места детям, вернуться мыслями в те годы. Сейчас там руины, почти ничего не осталось от тех фундаментальных сооружений, где собиралось и хранилось грозное оружие. А еще он узнал, что из пятой бригады сборщиков ядерных зарядов в живых остался он один.
Хорошо, что сегодня эти 'ядерные перекрестки' пусты.

Так вот речь сдесь идёт о становлении в/ч 27837, которая также как и в/ч 20301 и
в/ч 20906 в 57МРАД назывались РТБ, а фактически в/ч 27837 была объектом ' С ' и именовалась как 24-й армейский арсенал ядерного оружия.
Практически в одном гарнизоне два воинских подразделения назывались РТБ.
А для того чтобы понимать о каком подразделении идёт речь, военные в разговорах
именовали воинские части по фамилии их командиров.
Такими были в 70-х годах это были:
Хозяйство полковника ЛАПИНА,
Хозяйство полковника СИЗОВА.
berg
04.08.2007 18:54
to Камрад и все остальные...
Ребята, а почему вы совсем не вспоминаете "кормильца", незабвенной памяти Ту-16, во всех его модификациях вообще и тех, в частности, которые были в Быхове до конца 70-х.
Моя посильная лепта в ваши воспоминания.
Честь имею представить Ту-16К-10-26, из 57 МРАД, переданный в ВВС СФ в конце 1979 года и благополучно отслуживший в качестве ракетоносца до конца 90-го года, затем переданного в Север-1 уже как разведчик. http://walkarounds.airforce.ru ...
Камрад
04.08.2007 21:07
ВСЕМ!

История создания ТУ- 16.

КБ возглавляемое А. Н. Туполевым, используя опыт, накопленный в период создания реактивных бомбардировщиков, серийного ТУ-14 и экспериментального ТУ-82, в начале 1950г. начало работы по созданию нового реактивного бомбардировщика дальней авиации со стреловидным крылом. Опытная машина получила индекс ?88ю.

Для нового самолета в конструкторском коллективе, руководимом А. А. Микулиным, в 1947-1951 гг. построили и испытали новый крупногабаритный ТРД АМ-Э с тягой 9500 кгс. На 1951г. это был самый большой и мощный двигатель в мире. Расход воздуха нового ТРД составлял 150 кг/с. Однако при компоновке двигателя на самолете возникли трудности в связи с его большими размерами, особенно с его длиной. В результате экспериментов от первоначального размещения ТРД под крылом пришлось отказаться. Было принято решение разместить модернизированный ТРД РД-3 по бокам фюзеляжа в корневой части крыла. Чтобы предотвратить перегрев обшивки фюзеляжа от выхлопных газов, оси ТРД были повернуты на несколько градусов от оси фюзеляжа. Летные испытания бомбардировщика средней дальности, получившего название ТУ-16, были начаты в 1952г.

На майские праздники 1954г. были продемонстрированы в полете над Москвой первые девять серийных ТУ-16. В День авиации в августе 1955г. над Тушинским аэродромом прошло уже 54 самолета ТУ-16 в строю. ТУ-16 представляет собой моноплан со стреловидным крылом, имеющим четыре аэродинамических гребня. Система управления состоит из элеронов и классического хвостового оперения с рулями высоты и направления. В фюзеляже круглого сечения последовательно размещены кабина штурмана (имеющая большую площадь остекления) , кабина пилотов, бомбовой отсек, кабина оператора пушечных установок и в хвостовой части - кабина стрелка.

Шасси трехстоечное со сдвоенными баллонами на колесах (позволяющие производить полеты с грунтовых аэродромов). Основные стойки шасси в полете убираются в крыльевые гондолы. ТУ-16 оснащен крыльевой системой дозаправки в воздухе. Самолет в варианте ракетоносца-бомбардировщика может нести различные типы ракет ?воздух-поверхностью, позволяющие поражать как стационарные, так и подвижные цели.

Бомбардировщик оснащается средствами РЭБ, обеспечивающими постановку пассивных и активных помех в широком диапазоне частот. В КНР был налажен по лицензии серийный выпуск бомбардировщиков ТУ-1б под обозначением Y-6. Помимо Китая, ТУ-16 поставлялся в Египет, Индию, Индонезию, Ирак и ряд других стран. ТУ-16 активно использовался ВВС СССР для нанесения бомбовых ударов по позициям моджахедов в Афганистане. Бомбардировщики производили площадные бомбометания с большой высоты в ночное время. Бомбардировщики использовались в ряде арабо-израильских вооруженных конфликтов, так зарекомендовали себя надежной, неприхотливой машиной.

На базе бомбардировщика ТУ-16 было построено около 50 различных модификаций, в том числе и первый отечественный реактивный пассажирский самолет ТУ-104 (на пассажирской модификации были использованы без изменений крылья, оперение, двигатели и шасси ТУ-16). После выпуска 2000 машин к 1960г. производство ТУ-16 было свернуто. Бомбардировщик ТУ-16 в различных модификациях до настоящего времени используется в боевых частях ВВС России.

Вслед за базовой моделью последовали носитель ядерного оружия Ту-16А и ракетоносец Ту-16КС. Последний предназначался для нанесения ударов по объектам без входа в зону действия средств объектовой системы ПВО противника. Под его крылом подвешивались две управляемые крылатые ракеты КС-1. Радиус действия Ту-16КС составлял 1800 км, дальность пуска ракет ? 90 км.

Однако такой боевой радиус не позволял решать большой круг задач и был явно недостаточен. Для повышения дальности полета Ту-16 спроектировали систему крыльевой дозаправки топливом в воздухе. В 1955 году на испытания вышли опытные экземпляры самолета-заправщика и заправляемого самолета. После принятия на вооружение этой системы в заправщики (получили обозначение Ту-16З) переоснащались серийные машины. Благодаря тому что оборудование и дополнительный бак легко снимались, летающие танкеры быстро могли быть переделаны в бомбардировщики.

В 1955 году на испытания поступил разведчик Ту-16Р. После их успешного завершения этот самолет строился серийно в двух вариантах ? для дневной и ночной разведки. В том же году конструкторы приступили к работам по созданию авиационного ракетного комплекса К-10, включавшего в себя самолет-носитель Ту-16К-10, крылатую ракету К-10С и систему наведения на базе бортовой РЛС для поражения авианосных ударных соединений. Этот комплекс поступил на вооружение в октябре 1961 года.

С 1959 года на Ту-16 начали отрабатывать новую РЛС, значительно расширявшую боевые возможности самолета. Одновременно в ОКБ А. Микояна и А. Березняка велись работы по созданию новых крылатых ракет класса Ивоздух-поверхностьК. В результате появился воздушный ударный комплекс К-11-16, принятый на вооружение в 1962 году. Самолеты Ту-16К-11-16 (также применялось обозначение Ту-16КСР с добавлением цифры 2, 5 или 11 в зависимости от типа ракеты) переоборудовались из ранее выпущенных машин и могли нести по две ракеты типа КСР-2 или КСР-11 на крыльевых балочных держателях.

Эти КР имели дальность пуска 230 км, комбинированную систему наведения и могли оснащаться ядерной или обычной головной частью. В том же году началась разработка нового комплекса ? К-26 с крылатой ракетой КСР-5, имевшей дальность полета до 400 км. Со второй половины 60-х годов он стал поступать для оснащения самолетов-ракетоносцев. Большое развитие на базе Ту-16 получили самолеты радиоэлектронной борьбы, также называемые постановщиками помех.

По своим характеристикам и компоновке детище туполевцев оказалось на столько удачным, что позволило без особых проблем создать на его основе первый советский реактивный авиалайнер Ту-104, серийно выпускавшийся с 1956 года на Харьковском авиазаводе.

Поставлялся Ту-16 и в ряд зарубежных стран. Летом 1961 года 25 машин в варианте носителя ракет КС-1 были поставлены в Индонезию. К началу Ишестидневной войныК Египет имел в боевом составе своих ВВС около 20 самолетов этого типа, но из-за ошибок военного руководства страны уже в первые часы после начала боевых действий почти все они были уничтожены на аэродромах. В дальнейшем египтяне приобрели партию Ту-16К-11-16, которые участвовали в боевых операциях во время войны 1973 года. Самолеты наносили ракетно-бомбовые удары по израильским РЛС и другим объектам, причем была потеряна всего одна машина. Восемь бомбардировщиков Ту-16 в составе иракских ВВС участвовали в войне с Ираном.

С 1958 года начались поставки самолета в Китай. Однако после осложнения отношений с Советским Союзом китайцы организовали производство Ту-16 на своих авиазаводах. На то время он был единственным стратегическим средством нанесения ядерного удара в вооруженных силах КНР и с 1968 по 1987 год китайцы построили 120 таких самолетов под обозначением ИХун-6К (H-6D). Последние варианты были вооружены двумя крылатыми ракетами С-601 собственного производства и имели более совершенное оборудование, в том числе бортовую ЭВМ и новую обзорную РЛС.


Лётно-тактические данные
Экипаж, чел 7
Размах крыла, м 33
Длина, м 34.8
Высота, м 10.4
Площадь крыла, кв.м 164.65
Масса пустого самолёта, кг 37200
Масса нормальная взлётная, кг 72000
Масса максимальная взлётная, кг 79000
Тяга нефорсажная, кгс 19000
Масса топлива нормальная, кг 36000
Максимальная скорость, км/ч 1050
Крейсерская скорость , км/ч 850
Дальность действия, км 5925
Боевой радиус действия у земли, км 3150
Практический потолок, м 15000
Боевая нагрузка, кг 9000

berg
04.08.2007 21:58
to Камрад
Единственное чего немогу сказать достоверно, так то, был ли это борт именно за этим номером, № 92, в одном из Быховских полков или тогда, после перегонки на Север, номера поменяли. Всего было около двадцати машин.
berg
04.08.2007 22:02
На "чистых" ракетоносцах экипаж был 6 человек, равно как на танкера и бомбёрах.
Камрад
05.08.2007 12:27
ВЕТЕРАНАМ 57МРАД КРАСНОЗНАМЁННОГО СМОЛЕНСКОГО СОЕДИНЕНИЯ.

Летчики, пересев с Ту-4 на Ту-16, настолько уверовали в его мощь и скороподъемность, что стали пренебрегать обходами грозовых туч, а пытались преодолеть их набором высоты. Однако вскоре выяснилось, что такие облака достигают не 9-10 км, как считалось ранее, а 11-12 км. Самое же опасное заключалось в том, что выше них находится область с повышенной на 30-50""о"" температурой. Попав в нее, самолет резко терял тягу двигателей, его скорость снижалась, углы атаки росли, и в итоге Ту-16 мог свалиться в штопор. Так погиб экипаж м-ра Бондаренко из Полтавы и два экипажа 182-го Гв.ТБАП из Моздока. И только в 1959 г. экипаж правильно разобрался в ситуации и сумел спасти сорвавшийся в штопор лайнер. Тем самым была разгадана одна из самых опасных загадок Ту-16.
Ту-16 принадлежит слава одного из главных участников советских ядерных испытаний, проводившихся на полигонах N2 под Семипалатинском и N6 на Новой Земле. С самолета прошли проверку все спецбоеприпасы, которые полагались ему по штату, включая ракеты. Интересы обороны страны диктовали высокие темпы работ. Так, за 1957 г. только под Семипалатинском с Ту-16А состоялось не менее 6 сбросов атомных бомб: 8 марта, 22 и 26 августа, 13 и 26 сентября. В следующем году проведено уже 8 ядерных бомбардировок: 4 января, 13, 14, 15 (две), 18, 20 и 22 марта. В 1962 г. произвели больше всего сбросов - 24, из них экипаж А.Г.Шакурова - 13, а Н.Г.Перышкова - 9. Экипажу Ту-16А Ф.Головашко принадлежит честь испытания первой советской термоядерной бомбы РДС-37д. Произошло это 22 ноября 1955 г. под Семипалатинском. Хотя бомба была подорвана в половинном снаряжении (тротиловый эквивалент 1, 6 мгт), это был самый мощный ядерный взрыв на полигоне N2.
В дальнейшем Ту-16А принимали участие в испытаниях РДС-37д как в частичном исполнении (мощностью 900 кгт), так и в полном (2, 9 мгт) на Новой Земле. Кроме того, Ту-16А активно использовались для сброса баллистических макетов перспективных боеприпасов как на этих полигонах, так и на полигонах в Багерово и Ногинске. Последний сброс атомной бомбы в СССР состоялся также с борта Ту-16 в конце 1962 г., перед вступлением в силу Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах.
По воспоминаниям многих авиаторов, одной из самых сложных видов летной работы на Ту-16 была крыльевая дозаправка. Судите сами. Из законцовки правой консоли самолета-заправщика выпускался 40-метровый шланг с небольшим стабилизирующим парашютиком. Под собственным весом шланг значительно опускался. Летчик заправляемого самолета должен был подвести левое крыло своей машины строго на 2 м выше конца шланга. Основная трудность состояла в том, что пилот не видел ни крыла, ни шланга, а пилотировал по командам командира огневых установок, сидящего в хвосте. На скорости 600-800 км/ч самолеты должны были сблизиться до расстояния 6-8 м между крыльями, причем заправляемый бомбардировщик должен был отставать на 15 м. Во время сцепки следовало выдерживать скорость сближения не более чем полметра в секунду, иначе шланг либо обрывался, либо захлестывал элерон заправляемого самолета петлей. Такие случаи, как и попадание крылом в реактивную струю танкера, часто заканчивались трагически. Только в двух полках - 184-м и 226-м с 1958 по 1964 годы разбились 15 экипажей! Причем гибли профессионалы с большой буквы, ведь к шестидесятым годам командирами Ту-16 были только летчики 1-го класса. Ветераны считают, что по уровню потерь, а также по физическому и эмоциональному напряжению летного состава период освоения дозаправки можно сравнить только с войной.
Мне неизвестны все нештатные ситуации с самолётом ТУ-16 в Быховских 170-м и 240-м полках, но хотелось бы узнать об этом на нашей ветке.

Ветераны 57МРАД поднапрягите память, вспомните молодость, пусть молодое поколение узнает о ваших делах.
Геннадий Чеканцев
06.08.2007 01:47
Дмитрию Никонову 26/07/2007 [19:22:46] и Никонову Дмитрию 03/08/2007 [16:18:13]!
ПРЕКРАСНЫЕ ответы по сути, затрагиваемых вопросов, но ПО ФОРМЕ..
Если вы решили "Ответить по теме:" ,
то подразумевается
Имя: ВАШЕ имя, а не того, к кому вы обращаетесь.
E-mail: ВАШ, а не того, к кому вы обращаетесь!
А потом уж сообщение.
P.S. Обычно язык общения английский, как чтобы писать программы, так и просто общаться в пространстве Интернета. Потому и пишут русское слово (предлог "к" кому) по-английски to, или ставят просто 2, так как одинаково звучит как тип самолёта.
Прочитайте правила ФОРУМА, а не просто советы здесь на этой ветке.

Другая крайность: когда говорят про героев, то почему-то один ранее служивший хоть малое время не причисляет себя к этим людям, противопоставляя себя быховчанам (хотя бы и бывшим). Вопрос не о городе героев, а о героическом прошлом. Пусть даже жена ваша из Быхова, если такая найдётся, то наследие будет за вами.
ВСЕМ читателям и активным участникам обсуждения темы: Быхов: 57 мрад, 170 мрап, 240 мрап, 233 отэч и др. друзья
Высказать моё состояние по прекрасному развитию обсуждаемой темы НЕТ СЛОВ. Каждый думает о своём. Правильно отражает свой взгляд. Кто хоть как-то связан с темой, может высказать словами любое отношение к обсуждаемой теме.
06.08.2007 11:10
to Камрад
Совсем небольшое дополнение: до Лапина его хозяйством командовал Шаглин, а до него - Еголин. Поэтому и стадион в/ч 27837 (за штабом дивизии, слева от Шанхая) назывался "еголинским".
И еще об этой части. Легендарная личность Иваненко Иван Григорьевич начинал службу именно в ней. В начале 60-х он отбирался в отряд космонавтов (вместе с Климуком и др.), но не прошел по параметру "лишний рост" - не так уж он и высок был, но вы помните, какими были первые космонавты.
Дмитрий Егоров
06.08.2007 13:31
День добрый!
Общий вопрос всем знатокам истории дивизии. От кого пошел 170-й полк, вроде выяснили. А от кого 240-й? Дайте точку, откуда начать копать. А если все уже известно, прошу поделиться.
Я совскм мелкий был, когда отца перевели. Но тем, что моя родина Быхов прописана даже в водительских правах, не говоря уже о том, что свидетельство о рождении не обычная мягкая бумажка времен РСФСР, а твердая корочка с гербом БССР и еще на двух языках, горжусь. Пусть это знают и современные быховчане.
Дмитрий Егоров
07.08.2007 16:56
Снова я. Вот кто-то выложил на этом же форуме.
http://www.youtube.com/watch?v ...
Это именно так должно было выглядеть?
Александр
07.08.2007 20:30
Дмитрию Егорову.
240 мрап ведёт свою историю от ...бап, сформированного в июне или июле 1939 г. в Монино. Полк участвовал в Советско-Финляндской войне, один из стрелков-радистов получил звание героя Советского Союза. На вооружении был самолёт ДБ-3. Во время Второй мировой войны в сентябре ... года получил звание 24 гвардейского дальне-бомбардировочного авиационного полка. Кроме этого почётное наименование Севастопольско-Берлинский и награждён орденом Красного знамени. В августе 1941 года при базировании на аэродроме Саки попал в окружение. Техники полка заняли круговую оборону, что позволила лётчикам взлететь. Практически весь технический состав погиб в том бою. В послевоенное время, при очередной реорганизации получил № 240.
Александр
07.08.2007 21:04
В сентябре 1979 г. я молодой командир корабля Ту-16. Перевели с Ту-22 чтобы получить 2-й класс, а затем опять на Ту-22. Был приказ МО СССР не назначать на тяжёлые самолёты лётчиков 3-го класса. В воскресенье, часов в 16-17 выполнял вылет на обеспечение боевой подготовки какого то корабля БФ.Напутствовать нас в этот полёт от прибыл замполит полка, тоже кстати сказать недавно назначенный на эту должность. Так как я знал его ещё начальником РЭБ эскадрильи, да ещё не очень соображал в служебной этике, то не доложил ему о готовности экипажа к вылету, а просто провёл предполётный инструктаж, и спросил у замполита, будут у него какие либо указания. Замполита это очень обидело, но он вида не показал, что то нам пожелал и ушёл. Мне потом командир АЭ п/п-к Бахолдин вставил небольшой фитиль. Отработали мы нормально, но при возвращении домой над Клайпедой упало давление масла одного из двигателей, вместо 4 до 1. По инструкции надо было выключить двигатель и садиться на ближайший АС-Чкаловск. Но: воскресенье, где то около 21, плюс страшновато ночью на чужой АС, да потом разбирательство, шум. Поэтому как бы чего не вышло, решил: давление на малом газу 1, значит норма, пойду домой при одном задросселированном двигателе. Никому не докладывая пошёл домой, только перед набором 10, 2 доложил в РЦ ЕС УВД что иду на одном, прошу без набора, так он меня с Каунаса направил на Быхов без набора.На пробеге давление масла упало менее 1, пришлось выключить двигатель. До этого не выключал, думал, вдруг второй при планировании на посадку обрежет, так я на этом до заклинивания какое то время пролечу. Встречала нас большая группа инженеров, во главе с Зам.ком.АД по ИАС п-ком Машенцевым. Наученный(но как потом оказалось недостаточно)чужим опытом, плюс наверное сказался стресс. Я дал корме команду после остановки и выключения двигателя выйти из кабины и встать по обе стороны с-та и никого к двигателю не подпускать. Доложил Машенцеву, подошли к левому двигателю, а со створок течёт масло. Когда открыли створку, с внутренней стороны створок вылилось несколько литров масла, плюс весь двигатель был тоже в масле. Машенцев сказал Всё ясно, к экипажу претензий нет, и я успокоенный отправился домой. В конечном итоге, причина: неправильно, с перекосом закрыта горловина заправки маслобака ст.техником корабля, не проверка закрытия пом.ком.кор-ля, хотя правый перед полётом это проверил, ну и раздача кому что. Вот и не верь после этого в примету, что перед полётом не рекомендуется здороваться с замполитом.
Александр
07.08.2007 21:22
Немного о психологии. Осенью 1979 года я видел "последний" полёт одного командира АЭ. Это он думал, что "последний", а он оказался крайним. Не уволили его, и пришлось ему ещё где то год отлетать, поэтому второй последний полёт я не видел. Итак очень выдержанный серьёзный мужчина в возрасте примерно 45 лет выходит из кабины Ту-16 и вдруг срывает с головы шлемофон, бьёт им о бетон, подбегает к передней стойке шасси и пинает её ногой с криком: Всё, отлетал. Кстати, когда я выполнил свой последний полёт, с посадкой где то окол 3-4 ночи после перелёта Белая-Кневичи, я подошёл к самолёту, погладил переднюю стойку и про себя сказал: спасибо что довёз меня до Кневичей, спасибо за то, что никогда не отказывал и сохранил мне жизнь. Вот такие пироги.
Викторович
07.08.2007 23:51
to Геннадий Чеканцев
"...Другая крайность: когда говорят про героев, то почему-то один ранее служивший хоть малое время не причисляет себя к этим людям, противопоставляя себя быховчанам (хотя бы и бывшим)...
____
Геннадий, пожалуйста сформулируйте в этом абзаце Вашу мысль чётче, а то предназначенный лично Вам ответ, получается оскорбительным для других, не заслуживающих этого быховчан.

" Вопрос не о городе героев, а о героическом прошлом. Пусть даже жена ваша из Быхова, если такая найдётся, то наследие будет за вами"
________
- а здесь Вы о чём хотели сказать?

"ВСЕМ читателям и активным участникам обсуждения темы: Быхов: 57 мрад, 170 мрап, 240 мрап, 233 отэч и др. друзья
Высказать моё состояние по прекрасному развитию обсуждаемой темы НЕТ СЛОВ. Каждый думает о своём. Правильно отражает свой взгляд. Кто хоть как-то связан с темой, может высказать словами любое отношение к обсуждаемой теме."

Дорогой друг, я очень рад Вашему состоянию... Как Вы тонко почувствовали аудиторию, то что "каждый думает о своём" и "правильно отражает свой взгляд..." Вот только у меня вопрос - а чем ещё, кроме СЛОВ, "можно высказать любое отношение к обсуждаемой теме."
Эмоции дело хорошее...но в чём суть.
Камрад
07.08.2007 23:57
Всем!

Наверное не многим известно что в 1989-1991 годах в 240мрап служил лётчик-космонавт СССР Юрий Валентинович Лончаков (Yuri Valentinovich Lonchakoм) С 15 июля 1989 года по 15 января 1991года служил командиром корабля в составе 240-го морского ракетоносного авиационного полка авиации ВМФ Балтийского флота, в городе Быхов Могилёвской области.
Всем кто помнит Юрия Валентиновича Лончакова поделитесь воспоминаниями.
berg
08.08.2007 00:07
to Александр
Добрый вечер.
Знакомая ситуация - я о приказе МО СССР. К нам в полк тоже приходили ребята из Кипелово, вылетали командирами на Ту-16, получали класс и уходили обратно в свои полки на командиров. Правда я уже запамятовал как долго это продолжалось. Как я понял, Вы выпускник Оренбургского лётного. Если не секрет, какого года.
С уважением.
berg
08.08.2007 00:10
to Александр
Спасибо за рассказ о Ту-16... Как это всё давно было...
Дмитрий Егоров
08.08.2007 09:50
Александру.

Спасибо. Теперь получилось так.

240-й гвардейский бомбардировочный Севастопольско-Берлинский Краснознаменный авиационный полк ведет свое начало (см. ниже):

21-й дальнебомбардировочный авиационный полк, он же
21-й авиационный полк дальнего действия, он же
24-й гвардейский Севастопольский авиационный полк дальнего действия, он же
240-й гвардейский бомбардировочный Севастопольско-Берлинский Краснознаменный авиационный полк

Принимал участие в финской кампании, базировался на аэродроме Крестцы (78 км юго-восточнее Новгорода).
Входил в состав ВВС Северо-Западного фронта, на вооружении имел бомбардировщики ДБ-3 (50 машин).
25.01.40 г. вошел в состав 27-й дальнебомбардировочной бригады.
За период боевых действий с 30.11.1939 г. по 13.03. 1940 г. потерял 16 самолетов, из них 3 сбиты, два не вернулись с заданий, остальные потеряны по эксплуатационным причинам.
На 22.06.1941 г. входил в состав 22-й ДБАД 4-го ДБАК ГК. Бомбил нефтяной район Плоешти в Румынии.
С конца августа 1941 г. входил в состав ВВС 51-й армии. Преобразован приказом Наркома обороны СССР № 274 от 18.09.1943 г. в 24-й гв. АП ДД.
На вооружении имел бомбардировщики Ил-4.
Переименован Директивой Генерального штаба № орг/10/315706 от 26.12.1944 г. в 240-й гв. БАП.
С 26.12.1944 г. входил в состав 36-й БАД, в ней и закочил войну.

Получается, 240-м полк стал еще во время войны и был таковым до последнего времени. А 170-й получился слиянием двух полков.
Александр
08.08.2007 20:01
to berg
Эпопея с получением 2 класса на другом типе самолётов закончилась когда разрешили получать 2 класс с правого кресла. Закончил Оренбургское училище в 1973г.
Александр
08.08.2007 20:19
Ещё немного о психологии молодого лётчика. Зачётный полет на радиус в составе отряда и мы с Рязановым становимся боеготовыми. После прибытия на самолёт получил доклад от ст.техника корабля о том, что с-лёт готовиться к вылету, приняли с-лёт и ещё осталось примерно 30 минут свободного времени. Сыграли несколько партий в домино и пошли занимать рабочие места. Догоняет меня стартех и говорит, что самолёт заправлен не полностью, не хватает 8 тонн, что диспетчеру доложено и ждёт ТЗ. А время то уже ушло. Думаю доложу РП, сорву вылет, не стану боеготовым, получу за то, что своевременно не доложил. Кто помнит, обязанностью ПКК была проверка заправки, что он и сделал, но не доложил. Фрукт был ещё тот. Оцениваю обстановку. Остаток на посадке по ИШР 8 тонн, а т.к. вначале полёта вес у меня меньше, то и расход будет меньше. Маршрут на север, Остров работает, выделен нам в качестве запасного. В крайнем случае сяду в Острове. После взлёта и уборки шасси и закрылков установил режим МБФР и на более высоких режимах не работал. До самой северной точки одно место жевало подушку НАЗа, на обратном пути стало полегче. После посадки у Рязанова осталось 6 тонн, у меня 8. Понял, не хулигань форсажём, секономишь много топлива. Хотя конечно решение было неграмотным.
Вячеслав Гречин
11.08.2007 23:03
Считаю, что нам, выпускникам Ворошиловградского ВВАУШ 1977 г. повезло с точки зрения летной подготовки, поскольку через один-три года многие были назначены штурманами кораблей Ту-22М2, и в период 1981-1983 гг. получили первый класс. В других гарнизонах это было возможно лишь через шесть-восемь и более лет после выпуска...А с точки зрения фактического уровня летной подготовки, традиций, взаимоотношений в экипаже(когда командиры кораблей по возрасту были старше штурманов на 4-7 лет) все получалось гармонично и само собой.
А еще не могу забыть ежегодные состязания 170 и 240 полков по художественной самодеятельности-спасибо замполитам! Через день, а когда и каждый день после ужина, не зависимо от занимаемой должности, до 30-и лет-все, как один(если не сам, то-жена), под руководством супруги Геннадия Гаврииловича Чеканцева открывали рот в составе полкового хора. Для эффективности и качества репетиций привлекались комэски в присутствии командира полка. Явка-100%! Пели звонко и громко. Слух и дикция для гвардейцев не актуальны, лишь бы голос был...
Ностальгирую.., хотелось бы записи послушать, может кто-нибудь разместит на ветке?
Александр
12.08.2007 14:30
Подготовка к смотру художественной самодеятельности в 342 ап РЭБ. Командир полка п/п-к Ломаев строит полк и приводит в клуб(за исключением разве самых"старых"). Представляет нас руководителю хора, спрашивает что делать дальше. Руководитель отвечает, что она должна разбить нас на голоса, кто будет петь первым, вторым и третьим голосом. Ломаев дает команду(мы уже стоим на сцене), л-ту Петрову(усовно) и м-ру такому то поднять руку. Все кто стоит справа от Петрова и слева от такого то шаг вправо и влево. Образуются 3 группы. Далее следует команда левая группа поет первым голосом, вторая вторым и третья соответственно третьим. Можете преступать к репетиции-это руководителю. К чести Ломаева хотя и на репетициях он больше не присутствовал, но на смотре стоял в составе хора и пел вместе со всеми.

Поздравляю всех с Днём ВВС, а выпускников Оренбургского ВВАУЛ и с Днём училища! Здоровья, удачи, свершения всех желаний!
Сазонов
12.08.2007 22:50
Слава, аплодирую!
Фугас
13.08.2007 08:42
Александру:
А у нас в 170-ом было по другому. Всё как Вячеслав Витальевич рассказал! Голоса конечно командиры не "назначали". Лиля Правоторова выслушивала "соло" каждого претендента в хор и определяля способности. До сих пор помню, у меня второй голос, баритон!
Кстати на заключительный концерт всех частей гарнизона, с участием лучших номеров, билетов достать было невозможно! Полный аншлаг!
Некоторые номера помню сегодня. Большим успехом пользовались номера "Театра теней" под управлением ст. лейтенанта Сливы Сергея. Он и стартех с нашего полка(фамилию выбило, молодой, симпатичный, с прической как у Ильича), успешно показывали номер ХИРУРГИЯ.
Какие красивые голоса были у солистов нашего полка, Толика Ивенина, Димы Радостева! Песню "Берёзовые сны", в их исполнении, считаю классическим исполнением!
Были конечно и просто назначенные исполнители хора, но были и подлинные таланты!
Привет всем участникам Художественной самодеятельности!
airxander
13.08.2007 10:13
Немного о составе 36 бад 1 Гв.БАК 18 ВА РГВК,
с 1946 - 57 бад 1 ВА ДА,
с 1949 - 57 бад 50 ВА ДА,
с 1953 - 57 тбад 50 ВА ДА,
с 1955 - 57 мтад ВВС БФ,
с 1961 - 57 мрад ВВС БФ,
с 1991 - 57 скад ВВС СФ.

На 05.45 г.:
28 гв.бап,
240 гв.бап,
108 бап.

На 46 г.:
170 гв.бап,
171 гв.бап,
240 гв.бап,
108 бап.

На 53 г.:
170 гв.тбап,
171 гв.тбап,
240 гв.тбап,
108 тбап.

На 55 г.:
170 гв.мтап,
240 гв.мтап.

На 60 г.,
12 мтап
170 гв.мтап
240 гв.мтап

На 61 г.,
12 мрап
170 гв.мрап
240 гв.мрап

На 6? г.:
170 гв.мрап
240 гв.мрап

На 91 г.:
279 кшап
38 кплвп

На момент расформирования управления 57 скад в 98 г.:
279 кшап
830 кплвп

Прошу, при необходимости, внести исправления или дополнения
С ув.,
airxander


Журавлев Александр
13.08.2007 15:22
Служил в Быхове с 1975 по 1993 год. С 1975-1984 в 170 мрад, с 1984 года в в/ч 15525 (управление 57 мрад). Последняя должность - начальник комплексных тренажеров. Внимательно слежу за 'веткой'. Огромное спасибо создателям за это дело. Постараюсь стать активным участником форума. Всем, кто помнит, ответьте.
С Днем Авиации, дорогие друзья! Здоровья всем и терпения.
13.08.2007 15:32
Журавлеву
У меня в памяти ваша фамилия как-то коррелируется с
нашей. Егоровых не помните (майор с базы)? Вроде была у моей старшей сестры одноклассница Журавлева. Или ошибся?
Вячеслав Гречин
13.08.2007 19:46
Виктору Ивановичу и прочим сомневающимся!
Акцентирую, что Лиля Провоторова перехватила древко знамени руководства хором 170-го гвардейского Смоленского морского ракетоносного и т.д. полка после Любови Чеканцевой. Процесс определения(выделения)1-х, 2-х голосов проводился всегда, но участники хора располагались так, как им было удобно обсуждать проблемы текущего дня; затем пели назначенные песни. Потребное качество исполнения гвардейских песен достигалось за счет количества и продолжительности тренировок. Не менее существенным являлось размещение исполнителей по ранжиру(росту), а вот на генеральной репетиции и концерте надо было вспомнить, какой у тебя голос и занять соответствующее голосу место, что неизбежно приводило к смешению рядов! Поэтому руководитель изумленно рассматривала общий вид хора, и вместе с командиром полка Ломаевым В.П., а затем-Смирновым В.И.(с 1978г.)шлифовала внешний вид участников.А петь-то надо было обязательно громко, а не правильно! Концерт полковой самодеятельности открывался и закрывался хоровым пением. Как вы думаете, в каком случае поющих гвардейцев было больше: в начале или в конце???
А вот в Севастопольско-Берлинском полку все было не так...
А как? Может кто-нибудь вспомнит?
Фугас
14.08.2007 08:21
Гречину В.В.:
Слава!
Про наш хор вспоминаю всегда, когда смотрю фильм П.Тодоровского "Анкор, ещё Анкор". Точно подмечено авторами фильма!
Мы всегда пели одну песню о Партии, одну о Ленине, одну военную, типа "Несокрушимая и легендарная..." и одну на выбор художественного руководителя.
Другие части тоже самое, но песни не должны были повторятся.
Другое дело Вокально-Инструментальный ансамбль!
У них выбор был богаче.
Фугас
14.08.2007 08:31
to airxander:
Спасибо за информацию по историии 57 дивизии.
Хочется надеятся, что Вы имеете допуск к архивным материалам.
Меня очень интересует вопрос:
С каким истребительным полком слился во время войны 15 ОМРАП ВВС КБФ?
Это было точно. Но интересует, какой это был полк!
Знамя этого полка было у нас в Комнате боевой славы полка. Но на нём было просто написано; "Истребительный авиационный полк".
Надеюсь на ответ!
Журавлеву Александру
14.08.2007 11:18
Уважаемый Александр, не Вы ли отбыли в 93 году в (кажется) Калугу? Не Ваша ли дочь - Ирина Журавлева?
/ Сергей Мацута /
1..111213..4849




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru