Аноним:
Коля живёт в Андреаполе.Могу дать телефон.
Sorokin
16.08.2007 11:55
pit79, спасибо. Может на мой майл письмо написать.
AlexJ
16.08.2007 13:06
Приветствую всех Андреапольцев!!! в/ч 06843. С интересом прочитал страници форума! Тем более что сам был участником некоторых обсуждаемых событий. Служил механиком 2АЭ 1976-1977г. При мне погиб экипаж спарки №98 в феврале 77, п/п Котко ком.эска, и м-р Кожевников нач.штаба 2АЭ, был февраль, месяц короткий, налета не хватало, на разведку погоды ушли два самолета, ком.полка п/п Горчаков П.А. на боевом 1АЭ, и наша спарка, Горчаков сел на пару минут раньше, а на аэродром пришол дикий снежный заряд, я в этот день был деж.по роте, время сдавать дежурство, только почистили территорию, влупил снег, за пять минут навалило сантиметров 15-20, а они в это время шли на посадку..., т.е. это было в 19-19, 30, пока чистили снег, прожектора в небо..., потом ночью нас Уралами забросили в лес, потом пешком по сугробам, оцепление, на сл.день собирали все то можно собрать..., жутковато было, и спирт не брал, хотя там его давали... . Что интересно, но в этот день Котко не должен был летать, я сам бегал вызывал его из дома по звонку с КП полетов, вот только не помню почему, то ли связи не было то ли еще что?, он должен был ехать в госпиталь на комиссию. Есть фото нового года 1977 где они в казарме в каптерке 2АЭ.
КУРСАНТ
17.08.2007 09:50
Хотелось бы посмотреть, а то разговор идет, а я даже не представляю его.
17.08.2007 10:43
AlexJ
17.08.2007 10:49
To Аноним.
В Вашем посте от 14.03.07 есть упоминание о катастрофе в 79г. спарки Звонарев/Моисейчиков, а нельзя ли поподробнее, я неплохо помню Моисейчикова, это был летчик 2АЭ.
AlexJ
17.08.2007 11:23
To Дежурный по роте
Мы с Вами служили в одно время, у нас сержантом СД-шником 2АЭ был Симоненко, уволился с Вами, после него я, Случай с Юрченко помню, он за него отпуск получил, а по приезде, раздолбай, решил еще раз отличиться и в карауле пристрелил собаку, которая жила при столовой у СКП. У этой столовой, рядом, был капонир борта 01, техник ст.л-т ДанкоРудко, кто видел не забудет!, у него на капонире был мини огород, и как он еб-л часовых если не дай бог там кто то лазил! Но зато как он настаивал султыгу!!! на травках..., водку в принципе не признавал! наливал прямо с заправщика, канистрами, не таясь, весь полк знал и ничего.
Дежурный по роте
17.08.2007 13:01
2 AlexJ:
Это ж надо! Через 30 лет, на просторах сети встретиться с человеком, с которым служили вместе.
Да, Данко-Рудко помню. Мы его за глаза называли "Дамка с Ручкой". А однажды (август 1976 г.), увели у него канистру с султыгой. В пятницу во вторую смену были полеты. Он султыгу слил, а канистру вечером спрятал под копёшкой сена и с собой не забрал. Наши ребята видели это дело. А завтра была суббота, естественно ПХД, я повел народ на уборку в ангаре ТЭЧ. Мы эту канистру изъяли и перепрятали, а потом переливали в грелки и перенесли в казарму. Я банки поставил в каптёрке в верхнюю часть шкафа в самый угол и забросал подменками и т.п. Но наш старшина (пр-к Иванов) на следущей за каким-то х.. полез туда и обнаружил схрон. Пришлость откупаться частью реквизированного напитка.
А Данко-Рутко потом все говорил: канисту хоть верните. Подбросили потом в его огород.
:))
AlexJ
17.08.2007 15:00
Дежурный по роте
Старшину ТЭЧ Иванова, помню, всегда ходил руки за спиной тихий, спокойный, но все черт видел, а вот своего старшину не могу вспомнить как звали, он жил напротив части, в частном секторе дом стоял где то на уровне казармы дивизиона, все рядом, не успеешь бывало перд-уть, а он уже в казарме и в курсе, но хорошый был человек, у него был Москвич 408, голубой, а как в коридор входишь, слева форточка, сдвинешь, а там горелка под баком, что не придешь всегда самогон гонит-султыгу не признавал, как найдет бывало грелку, отберет и говорит: "... лучше ко мне зайдите, я вам самогонки налью, а этим не хрена травиться...".
Александр Н.Новгород.
Дежурный по роте
17.08.2007 15:40
2 AlexJ:
Фамилию Симоненко уже не помню. Время. :((
У нас вторым сержантом был Тамбовский (фамилия такая). А кого после меня назначили? Из тех кто остался помню Иванова (маленький, темный в очках), Мишу Маслова (горе моё :)), Серегу Бунакова (он потом остался на сверхсрочную и закончил школу прапорщиков), у них ДМБ-77 (весна).
Надо будет раскопать свой дембельский альбом, просканировать фотки, да разместить для просмотра. Будет интереснее. Займусь на следующей неделе.
pit79
17.08.2007 19:08
AlexJ:
Фамилия старшины-Ершов?
Аноним:
Кичигин 8 48267 3 40 14.
Аноним
19.08.2007 15:39
pit79. За тел.Кичигина спасибо.
AlexJ
20.08.2007 13:08
To Дежурный по роте
На сколько я помню, (полистал альбом ДМБ), сержантом в ТЕЧ после Вас, а может после Тамбовского, стал Иван Качанов, с Макеевки, баянист.
А.В.О.
20.08.2007 17:08
Major, ты на салон поедешь? Если да, то какого числа и где встретимся? Андреапольцы, кто едет когда напишите, можно будет что-то передать знакомым.
СУ-15
20.08.2007 21:01
Попробую разместить фото, (если получится)
01.01.1977, кабинет деж. по полку, 1 этаж казармы полка, справа около оружейки.
слева: гв п\п Войтенко зам.ком.полка, гв. м-р Кожевников нач.штаба 2АЭ, ком.1 АЭ, ком.3АЭ (возможно наоборот), гв.п\п Котко ком-р 2АЭ.
http://photofile.ru/users/alex ...
AlexJ
20.08.2007 21:11
СУ-15, это тоже я, уже запутался в именах, шпиен не выйдет наверное из меня.
На первой фото знак ВАШМ Москва-Никулино, третья- старшина 2АЭ прапорщик ??? (извиняюсь забыл), четвертая это к вопросу о 43 борту, лето 77, полигон Красноводска, последняя, почему то дважды, тоже Красноводск, ПВД Су15, капониры МИГов, и гражданский ИЛ - ляпота!
Дежурный по роте
21.08.2007 09:31
2 AlexJ (он же Су-15):
Здаётся мне (может я и ошибаюсь), что на фото командного состава в центре м-р Юрин (начальник ТЭЧ), а Войтенко он был начальником штаба полка.
AlexJ
21.08.2007 10:28
Дежурному по роте
Вы правы, Войтенко был тогда нач.штаба полка, и с Юриным конечно же тоже Вы правы, нач ТЭЧ, фото разместил по пожеланию Курсанта.
ДК
21.08.2007 11:02
Уважаемые !!!!!
Смотрите журнал №8 2007 г. "Авиация и космонавтика".
Там всё о Вас.
AlexJ
21.08.2007 12:58
ДК
Спасибо за ссылку, поищу журнал, кстати здесь нигде его нет?
Но ведь журнал это хорошо, а по...дь??
Дежурный по роте
21.08.2007 20:56
2 ДК:
Посмотрел я журнал, мельком прочитал по дороге от метро. Про нас там нет ничего, а вот про историю полка много чего интересного. Вот только в наименовании не напутано ли случайно (порядок слов).
При нас он именовался "28 гвардейский Лениградский ордена Кутузова III степени истребительный авиационный полк". И если знамя осталось то же, то в статье порядок слов ошибочный. :((
AlexJ
21.08.2007 23:00
Да статья интересная, по дороге домой специально заехал нашел журнал, наименование полка тоже сразу бросилось в глаза. На счет инспекции МО в 77г., по дате лажа, не январь-февраль, а конец июня, выложенные снимки это как раз стрельбы в Красноводске, но вылетали действительно бегом, по тревоге, (не забыв заранее отправить на полигон ракеты для стрельб). Но статья понравилась.
Дежурный по роте
22.08.2007 11:05
Шутка юмора.
Кадры, которые не вошли в статью о"полку". :))
Потом добавлю ещё.
ребята, передайте Чеберяка Сергею мой телефон 8-9114529110 Зубарев Виктор КВАТУ81
КУРСАНТ
22.08.2007 18:06
SU-15: Спасибо за выполненую просьбу, альбом форума пополнился еще фотами, глядишь неплохую историю полка с фотами сделать.
КУРСАНТ
22.08.2007 18:07
SU-15: Спасибо за выполненую просьбу, альбом форума пополнился еще фотами, глядишь неплохую историю полка с фотами сделать.
Масенькая
28.08.2007 14:00
Ездила в Андреаполь на недельку. В Аполе всё по-прежнему. Курсант, тебе от всех привет! Когда ты приедешь, там из твоих друзей с твоей школы уже никого не будет...=(
КУРСАНТ
30.08.2007 13:09
Масенькая все сдал, завтра домой.Ничего страшного, что не будет.Аськи нет пока.
Масенькая
30.08.2007 19:38
Курсант: рада, что сессия у тебя закончилась! Привет Аполю!
КУРСАНТ
30.08.2007 22:38
Аэродинамика и Динамика полета на 5, крайний зачет, больше всего волновался.Куда все подевались, кто на МАКСе был?Так хотелось посмотреть.
Дежурный по роте
03.09.2007 15:12
Женя:
Кто знает Виктора Рудольфовича Бланк 1953 г.р. служил в Кричеве 1971-1972 г.
Отзовитесь.
Только почему Кричев? Может быть из-за того, что полки имели одинаковый номер "28".
Major
03.09.2007 21:23
Всем привет! Лето закончилось, жара вроде тоже пошла на убыль, и летний отдых с раскаленными пляжами и всеми прелестями дикой и полудикой южной природы удаляется в прошлое со скоростью сверхзвукового самолета. Пора за работу.
АиК за август до меня еще не дошла, сейчас журнал получаю по подписке, а почта у нас известно как работает. Поэтому материала для обсуждения под рукой пока нет.
Алексу за фото и остальную информацию большое спасибо. Это, наверное, и в самом деле одна из последних фотографий Котко. Получается, что через месяц с небольшим после этого он уже разбился. В центре и в самом деле полуприсел Юрин Владимир Иванович, бывший одно время в СВАРМ замом у отца. А вот кто из них Кожевников? По моим представлениям он, кажется, стоит рядом с Котко.
АВО большая благодарность за приглашение на МАКС-2007. Но, как говорится, не срослось, постараюсь выбраться на следующий. Когда он там будет? Кстати, ждем впечатлений из первых рук о прошедшем мероприятии.
Это взято из той же книги. Раньше мы уже как-то касались этой темы, вот вполне подробное описание инцидента. Текст приведен дословно без каких-либо моих правок.
Вряд ли думал подполковник Н.Скуридин из 781 истребительного авиаполка ( иап ), сидя в кабине своего истребителя, стоявшего на старте, что его машине предстоит пролететь больше тысячи километров... без летчика.
Вторник 4 июля 1989 г. был обычным летним днем. Неприятности начались на взлете. На высоте 130-150 м самолет внезапно вышел из режима форсажа. Двигатель работал, но тяга резко упала.
В случае выключения ( как, впрочем, и включения ) этого режима самолет 'проседает' на 100-200 м. На высоте это не опасно, но у земли... По инструкции, если на взлете отключается режим форсажа, экипаж обязан немедленно покинуть машину. Скуридин действовал по инструкции. После того как он на скорости 270 км/ч успешно катапультировался, носовая часть самолета стала значительно легче ( катапультное кресло с пилотом весят около 200 кг ) и самолет изменил траекторию. Несмотря на упавшую тягу, самолет продолжал набирать высоту. Двигатель остановился только тогда, когда закончилось топливо.
Необычный полет, который начался в Польше и продолжался над территорией ФРГ и Голландии, закончился катастрофой в густонаселенном районе Бельгии. Неуправляемый самолет в пологом пикировании врезался в частный дом, где на беду находился один человек. Самолет, пролетевший без летчика пол-Европы и упавший около города Куртре, был последней серийной модификацией советского истребителя МиГ-23 - МиГ-23МЛД.
ССБ
03.09.2007 23:25
Дежурный по роте
04.09.2007 09:48
Дааа, помню такой случай. Даже в то время по телеку показывали это (разрушенный дом на земле и остатки самолета). Кстати, пологое пикирование было, наверное, с элементами планирования, так как самолет разрушился относительно не сильно.
04.09.2007 10:18
Major: , Дежурный по роте:
Да!Случай знатный и уникальный!И Дежурный по роте прав, так как самолёт весь полёт провёл на стреловидности 16 гр.
А теперь по поводу фотографии Мэйджера.
Этот самолёт, бортовой №21 мне как родной.Пять лет я был начальником ТЭЧ звена, в которое и входил означенный борт.В 1986 году техником на нём был Вася Денисенко.Через год Василий перевёлся в Омск и бессменным техником на нём до моего отъезда из Андреаполя был Володя Соколов.Самолёт у него был как конфетка:всегда чистый, просто блестел, всё сделано аккуратно, с любовью, вся документация в ИДЕАЛЬНЕЙШЕМ порядке! Не многие автолюбители ухаживали за своими авто ТАК, как Володя за самолётом.
pit79
04.09.2007 10:21
Сори.Предыдущий пост-МОЙ.
Major
04.09.2007 12:18
Наверное, потому и попал в фотоархивы, что был как конфетка и блестел. Насчет автора фото и времени съемки в книге никакой информации нет.
Major
05.09.2007 14:41
Вчера получил АиК №8. Статью о 28 ГвИАП прочел и сразу загнал в компьютер. Думаю, что редакция не будет возражать, если мы здесь воспользуемся ей для внутреннего пользования. Рассчитываю, что даже будет польза, т.к. на мой взгляд ляпов там хватает. Поэтому, у кого нет возможности или времени искать журнал, могут ознакомиться со статьей здесь.
28-й гвардейский истребительный авиационный
Ленинградский ордена Кутузова III степени
полк
В период с 23 по 26 января 1940 г. из частей 2-й авиабригады ( 11-й и 24-й иап ) на аэродроме Кубинка был сформирован полк в составе четырех эскадрилий, получивший наименование "153-й истребительный авиационный полк". Формировали полк командир полковник К.А.Катичев, военком батальонный комиссар И.А.Вошуйцев и начальник штаба майор С.Д.Кульмин. Летный состав был представлен, главным образом, молодежью с налетом всего по 50-70 ч. В период с 28 января по 10 февраля 1940 г. прямо с завода полк получил новенькие истребители И-153 "Чайка", 65 самолетов.
По окончанию формирования полк перелетел на Северо-Западный фронт, где вошел в состав ВВС 15-й армии. Первым фронтовым аэродромом в долгом боевом пути полка стал лед узкого длинного озера Каркку-Лампу. Первый свой боевой вылет в Финской войне летчики полка выполнили 23 февраля 1940 г. В память об этом событии 23 февраля отмечается не только как День Защитника Отечества, но и как полковой праздник.
Полк действовал на Питкаронтском и Петрозаводском направлениях. Последний боевой вылет в финскую войну был выполнен 13 марта 1940 г. Всего за период с 23 февраля по 13 марта было выполнено 1064 самолето-вылета, в том числе:
- 600 - на штурмовку наземных целей;
- 200 - на разведку;
- 264 - на сопровождение бомбардировщиков и патрулирование воздушного пространства.
Полк не имел потерь ни в личном составе, ни в технике. Несколько раз командующий 15-й армией Северо-Западного фронта объявлял летчикам благодарности за поддержку с воздуха сухопутных войск; 31 летчик и техник были награждены орденами и медалями.
После ликвидации Северо-Западного фронта 153-й иап передали в ВВС 8-й армии с перебазированием на аэродром Лодейное Поле. В ходе очередной реорганизации произошло расформирование 8-й армии, а полк вошел в состав 59-й легкой авиационной бригады с дислокацией на аэродроме Касимово Ленинградского военного округа. Вскоре бригада была развернута в 5-ю смешанную авиационную дивизию, которая вошла в ВВС 23-й армии.
В июне 1940 г. на период ввода советских войск во вновь появившиеся прибалтийские советские социалистические республики полк временно базировался в Белоруссии на аэродроме Идрица.
Начало Великой Отечественной войны застало полк в лагерях на аэродроме Кексгольм ( постоянный аэродром базирования Хелюли, г. Сортовала ). По состоянию на начало июня 1941 г. в полку имелось 73 самолета, 61 - И-153, остальные - И-16. 15 июня 1941 г. личный состав 3-й эскадрильи прибыл на аэродром Горелое для получения истребителей МиГ-3. Девять МиГов летчики 3-й эскадрильи перегнали в Кексгольм уже после начала войны. По заходящим на посадку "мессерам" открыли огонь свои же зенитчики. Трагедии не случилось, но несколько самолетов получили пробоины, а летчик М.Иванов был ранен в ногу.
Боевую тревогу в полку объявили в 4 ч 30 мин утра 22 июня 1941 г. Личный состав в первую очередь рассредоточил и замаскировал самолеты, которые до этого были выстроены в одну линию. "Многие думали, что объявлена учебная тревога". В 12 часов по радио выступил Молотов - началась война с Германией.
Первые полеты на поиск самолетов противника летчики полка выполнили 23 июня 1941 г., но финская авиация пока в войну не вступила. Первый по настоящему боевой вылет состоялся 25 июня, когда 15 истребителей 153-го иап нанесли бомбо-штурмовой удар по аэродрому Лаппеенранта. В результате налета на финском аэродроме пострадали ангар и приангарные постройки. В этот день полк понес первую боевую потерю - с боевого задания не вернулся младший лейтенант В.И. Поздняков. В первые дни войны "чайки" неоднократно наносили удары по финским аэродромам. Обычно на истребители подвешивали по две 150 кг бомбы. Выбор "чаек" для нанесения таких ударов не был случайным - истребители бомбили с пикирования, добиваясь высокой точности попаданий.
В течение июля 1941 г. полк вел разведку и штурмовал сухопутные войска противника в районе Иматра, Энсо, Париккала, Ристолахти, Мерия, Эско. Фактически полк воевал на два фронта: действовал над Карельским перешейком против финнов и в районе Ленинграда ( Петергоф, Пулково, Колпино, Шлиссельбург ) против германских войск. Очень часто каждый летчик полка выполнял по 7-8 боевых вылетов в день. 2 июля 1941 г. эскадрилья лейтенанта О.Родионова десятью самолетами штурмовала ж.д.станцию Иматра и наносила удары по скоплениям живой силы противника в районе Иматра - Париккала. Боевые вылеты выполнялись весь световой день, с 6 утра до 9 вечера. Всего за один день расход боекомплекта на одну эскадрилью составил 3500 кг бомб и 10 000 патронов к пулеметам. Зенитным огнем был сбит самолет командира звена лейтенанта В.Н. Дятленко. Истребитель упал на сбившую его зенитку. Сложно сказать, произошло ли это случайно, или Дятленко сознательно направил самолет на противника в последний миг своей жизни.
Боевые вылеты осуществлялись как с основного аэродрома Кексгольм, так и с аэродромов рассредоточения Саккола и Пети-Ярви. В июле финская авиация несколько раз бомбила Кексгольм. Первый налет бомбардировщики "Бленхейм" выполнили 20 июля ближе к полуночи. Бомбили с малых высот 50-кг бомбами безрезультатно. На преследование "Бленхейсмов" на истребителе МиГ-3 взлетел старший политрук Быстров, который сбил один финский бомбардировщик. Однако в этот день полк понес поистине невосполнимую утрату - на рассвете погиб Герой Советского Союза капитан Ларионов, его МиГ-3 загорелся в воздухе. Ларионов до последнего пытался спасти машину. Георгий Петрович Ларионов был удостоен звания Герой Советского Союза за боевые заслуги в советско-финской войне, а в 1941 г. был назначен командиром эскадрильи в 153-й иап.
Первую половину августа полк ударами с воздуха способствовал эвакуации через Ладогу в районе Элисенвара, Курийоки, Кексгольм группы войск генерал-майора Крюкова. В конце августа поддерживал контрудар 265-й стрелковой дивизии в направлении Рейселя, Каукола. В августе полк перебазировался в Рауту, затем в Лехтимется и Касимово.
"Чайки", помимо штурмовок наземных войск, периодически наносили удары по финским аэродромам. В августе при нанесении удара по аэродрому Майсниеми впервые были использованы приборы ВАП-6 с зажигательной смесью, на аэродроме уничтожено шесть самолетов. В сентябре эскадрилья майора Родионова нанесла удар по аэродрому Сиверский, где на земле было уничтожено до 20 самолетов противника. 11 октября "чайки" штурмовали артиллерийские позиции противника в районе Первого городка. Прямым попаданием зенитного снаряда был поврежден самолет старшего лейтенанта Мухина. Летчик получил ранения обеих ног и правой руки, но выполнил еще один заход на штурмовку, после чего вернулся в район аэродрома. При заходе на посадку летчик обнаружил, что одна опора шасси не выпускается. Раненый пилот выполнил блестящую посадку на одну лыжу. После лечения старший лейтенант Мухин вернулся в родной полк.
О боевой работе 153-го иап говорилось в сводке Совинформбюро от 14 октября 1941 г.:
"...активно действовала на фронте наша авиация. Группа летчиков под командованием лейтенанта Родионова разбомбила вражеский аэродром, на котором сожжены 9 немецких самолетов".
С сентября 1941 г. по март 1942 г. полк выполнял боевую работу с аэродромов Касимово и Новая Деревня. Основной задачей с декабря 1941 г. стало прикрытие знаменитой Дороги Жизни по льду Ладожского озера.
Полк в течение восьми месяцев принимал участие в обороне города на Неве, личный состав 153-го иап перенес вместе с ленинградцами первую блокадную зиму. За этот период было выполнено более 5000 боевых вылетов, проведено 177 воздушных боев, в ходе которых сбито 35 самолетов противника, на земле уничтожено 29 и повреждено еще 22 вражеских самолета. За боевую работу на Ленинградском фронте 5 января 1942 г. 153-й иап был представлен к награждению орденом Красного Знамени, но Краснознаменным не стал - уже в феврале 1942 г. в верха ушло представление на присвоение полку гвардейского наименования.
За участие обороне Ленинграда полку приказом НКО СССР от 4 мая 1943 г. присвоено почетное наименование "Ленинградский".
Боевые потери 153-го иап за период действий в р-не Ленинграда:
- летчиков - 24;
- самолетов - 37,
в том числе: И-153 - 22, И-16 - 6, МиГ-3 - 9.
Небоевые потери за период действий полка в р-не Ленинграда:
- летчиков - 4;
- самолетов - 8,
в том числе: И-153 - 6, И-16 - 1, МиГ-3 - 1.
Наибольшей результативности в воздушных боях добились старший лейтенант Никитин ( 66 боев, 14 сбитых ) и старший лейтенант Карпухин ( 55 боев, 11 сбитых ). Старший лейтенант Родионов выполнил 42 боевых вылета на штурмовку войск противника. Наибольшее количество боевых вылетов, по 272, произвели летчики Макаренко и Кисляков.
11 марта 1942 г. полк был отозван с Ленинградского фронта и направлен сначала в Кинешму, а затем в Иваново для переучивания на истребитель Белл "Аэрокобра 1" в составе 22-го запасного авиаполка. На вооружение 153-го иап поступило 20 "Кобр", скорее всего то были самолеты, успевшие полетать в Королевских ВВС Великобритании.
По окончании переучивания полк вошел в состав 2-й авиабригады Резерва Главного Командования Красной Армии с дислокацией на аэродроме Раменское.
В июне 1942 г. полк прибыл на Воронежский фронт и вошел в состав 244-й ближне-бомбардировочной авиационной дивизии 2-й воздушной армии. Полк последовательно базировался на аэродромах Воронеж, Левая Россошь и Липецк.
В Воронеже "Кобры" приземлились 29 июня, а 30 июня истребители уже ушли на боевое задание. Одна группа "кобр" прикрывала бомбардировщики, наносившие удар по скоплению живой силы противника в районе Мармыжей. Перед второй была поставлена редчайшая по тем временам задача "свободной охоты": вести поиск воздушного противника в районе Платовское - Выселки. В первый боевой вылет "кобры" повел командир полка Герой Советского Союза С.И.Миронов ( звания Героя удостоен за финскую войну ). В ходе выполнения "свободной охоты" была обнаружена группа самолетов противника численностью примерно в 17 бомбардировщиков. В завязавшемся воздушном бою "кобры" без потерь со своей стороны сбили семь немецких самолетов. Воздушный бой проходил непосредственно над Воронежем.
О первых боевых вылетах на Воронежском фронте в журнале боевых действий сделана следующая запись:
- Боевое задание выполнено. Сопровождаемая группа бомбардировщиков "Бостон" потерь не имеет. Проведено три воздушных боя, в результате сбито 14 самолетов противника.
По два сбитых было записано на счет командира полка майора Миронова, капитана Авдеева, капитана Макаренко, капитана Никитина, старших лейтенантов Иванова и Решетникова, по одному - на счет капитана Родионова и старшего лейтенанта Кислякова. Вполне возможно, что именно 30 июня 1942 г. состоялось боевое крещение истребителя "Аэрокобра" на советско-германском фронте.
1 июля 1942 г. полк полным составом ( 20 самолетов ) отражал налет 50 бомбардировщиков люфтваффе на Воронеж, причем бомбовому удару подвергся аэродром базирования истребителей. "Кобры" взлетели под бомбами. В этот день два самолета противника сбил майор Макаренко, но и сам получил тяжелые ранения в плечо и кисть руки, однако сумел посадить поврежденную "Кобру". За 105 штурмовок, три сбитых лично и шесть в группе майор Н.Ф.Макаренко указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 г. был удостоен звания Герой Советского Союза. Тем же указом звания Героя получил еще один летчик полка - майор А.И.Никитин, на боевом счету которого к февралю 1943 г. числилось 19 личных побед и четыре групповые. При отражении налета германской авиации на Воронеж 3 июля в воздушном бою получили повреждения три "кобры" ( на одной выведен из строя мотор, на двух - пробиты плоскости и фюзеляж ), еще три истребителя из-за поломок механизмов уборки/выпуска шасси были вынуждены сесть на брюхо. Все шесть истребителей были отремонтированы всего за двое суток.
В воздушном бою 23 июля 1942 г. старший лейтенант Смирнов сбил один мессер и один Ju-88, но и его "Кобра" загорелась. Бой проходил за линией фронта. На горящем истребителе Смирнов пытался тянуть к линии фронта, но не получилось. Смирнову повезло: он выпрыгнул с парашютом над расположением 27-й танковой бригады, находившейся в тылу противника. О старшем лейтенанте Смирнове речь еще пойдет ниже... Он станет не только самым результативным пилотом полка, но и вообще одним из самых удачливых асов, летавших на "Кобрах". В бою над Новой Усманью погиб при выполнении тарана Александр Авдеев.
На Воронежском фронте полк работал 87 дней, с 30 июня по 25 сентября, 59 дней были летными, то есть летчики полка выполняли боевые задания. За этот период было произведено 1070 самолето-вылетов, главным образом на сопровождение бомбардировщиков. Проведено 259 воздушных боев, в которых сбито 64 самолета противника. В этих боях отличился лично командир полка Герой Советского Союза майор Миронов: провел семь воздушных боев, сбил шесть самолетов противника ( пять лично, один в группе ).
Распределение сбитых на Воронежском фронте самолетов противника по типам:
- бомбардировщики: Ju-88 - 15, Dо-217- 1, Не-111 - 1, ФВ-198 ( так в документах полка ) - 1;
- истребители: Bf.109F - 39, Bf.110 - 1, Ме-210 - 1, Макки 200 - 4;
- корректировщики: Hs-126 - 1.
Потери полка:
- боевые: три летчика, восемь самолетов "Аэрокобра";
- небоевые: 1 летчик, два самолета "Аэрокобра".
"На Воронежском фронте летчики 153 ИАП показали, что, имея равноценную км/ч, они являются непобедимыми даже при численном превосходстве в авиации пр-ка, всегда обеспечивая господство в воздухе".
За боевую работу на Ленинградском и Воронежском фронтах 153-й истребительный полк приказом НКО СССР от 22 октября 1942 г. был преобразован в 28-й гвардейский истребительный авиационный полк ( к званию "Гвардейский" полк представлялся раньше по результатам боевой работы на Ленинградском фронте ).
Командование ВВС Красной Армии 7 августа 1942 г. специальным распоряжением выделило из состава полка особую группу в составе восьми летчиков и 28 техников во главе с майором О.М.Родионовым. Группа была снята с Воронежского фронта и направлена в распоряжение ВВС Западного фронта. В период с 8 августа по 11 сентября группа, базируясь на аэродромах Кубинка, Алферьево ( Волоколамск ) и Климово, выполнила 167 боевых вылетов, провела 68 воздушных боев, в которых было сбито и повреждено 30 самолетов противника ( в том числе сбито девять бомбардировщиков Ju-88 и четыре истребителя Bf.109 ). Собственные боевые потери группы - два самолета "Аэрокобра", два летчика получили тяжелые ранения; небоевые потери - один летчик, один самолет "Аэрокобра".
В Кубинку группа перелетела 8 сентября, отсюда "кобры" трижды летали на сопровождение бомбардировщиков Пе-2, на патрулирование воздушного пространства в районе Дубны и над аэродромом базирования. Встреча с противником произошла лишь однажды - в районе Дубны, от боя противник уклонился. С аэродрома Алферьево группа прикрывала наши войска в районе Ржев - Зубцов. Воздушный бой произошел уже в первом вылете:
"...В районе Зубцова на Н=800-1000 м встретили до 30 бомбардировщиков Ю-87 при сопровождении 8 Ме-109Ф. В результате атак наших 5 с-тов Аэрокобра сбили с-ты пр-ка: капитан Трубицын 1 Ю-87, ст.л-т. Безродный 1 Ю-87, л-т Горбань - 2 Ме-109"Ф". ...Расход боеприпасов: снаряды к пушке - 76, к/к патронов - 202, м/к патронов - 500.
На прикрытие частей 31-й армии в районе Зубцова группа летала еще два дня:
"Боевые задания выполнены. Всего в течение дня проведено 6 груп.вылетов. При выполнении боевых вылетов проведено 5 возд.боев в результате которых сбили с-ты пр-ка: капитан Милехин 1 Ю-88, ст.л-т Безродный 2 Ю-88, ст.л-т Мухин 1 Ю-88, л-т Горбань 2 Ю-88, ст.л-т Костюк 1 Ме-109"Ф", капитан Трубицын подбил 1 Ме-109"Ф", л-т Горбань подбил 1 Ме-109"Ф", сержант Крюков сбил 1 Ме-109"Ф", капитан Милехин сбил 1 Ю-88. В возд.бою участвовало с-тов пр-ка: Ме-109"Ф" - до 16, Ю-88 - до 30. Несмотря на превосходство с-тов пр-ка наших потерь нет.
...Расход боеприпасов: снарядов к пушке - 776, к/к патронов - 1917, м/к патронов - 5920.
- Всего в течение дня произведено 4 груп.вылета по 2-3-4 с-та Аэрокобра. Боевые задания выполнены. В период патрулирования встретили 4 группы с-тов пр-ка Ю-88 и Ме-109"Ф". В результате наших атак бомбардировщики противника были рассеяны. Проведено 4 возд.боя, в результате которых ст.л-т Мухин сбил 1 Ме-109"Ф".
...Расход боеприпасов: снарядов к пушке - 82, к/к патронов - 339, м/к патронов - 940".
В очередной летный день "Кобры" полка летали северо-восточнее Зубцова в район села Ивашково, ( граница Московской и Калининской областей ):
"...встретили группу бомб. 8 с-тов Ю-88 под прикрытием 4 Ме-109"Ф", в завязавшемся возд.бою подбили с-ты пр-ка: майор Родионов 1 Ю-88, капитан Милехин 1 Ю-88, ст.л-т Мухин 1 Ю-88, в процессе возд.боя предположительно сбили 3 Ме-109"Ф", майор Родионов 1 Ме-109"Ф", капитан Милехин 1 Ме-109"Ф", ст.л-т Костюк 1 Ме-109"Ф". В этих возд.боях ст.л-т Костюк будучи ранен в левую руку благополучно произвел посадку на своем аэр. ...Расход боеприпасов: снарядов к пушке - 165, к/к патронов - 650, м/к патронов - 1650".
Несколько раз выполнялись боевые вылеты на патрулирование воздушного пространства аэродрома Алферьево, но самолетов противника встречено не было.
В ряде периодических изданий встречалось описание воздушного боя, в ходе которого над Волоколамском советские истребители отразили налет большой группы вражеских бомбардировщиков, якобы собиравшихся бомбить Москву. На самом деле все обстояло не совсем так, хотя воздушный бой имел место.
"Вылет на перехват с-тов противника в р-н Волоколамск. Задание выполнено. Ю-З Волоколамска догнали до 17 с-тов Ю-88, но были скованы 4 Ме-109"Ф", которые не дали возможности провести атаку бомб. пр-ка. ...Расход боеприпасов: снарядов к пушке - 40, к/к патронов - 70, м/к патронов - 160".
Раз боевое задание выполнено, значит, удар бомбардировщиков люфтваффе был все-таки сорван, но вряд ли немцы шли к Москве: осень 1942 г. - это не лето 1941 г., когда люфтваффе пообломало себе хребет о систему ПВО столицы Советского Союза.
"Вылеты для патр. над своими войсками в р-не Суботино, Соколино и сопровожд. 9 с-тов Пе-2 в р-не с/з Дугино для нанесения бомб. удара по аэр. пр-ка. Всего в течение дня произведено 4 груп. вылета по 2-3-4 с-та Аэрокобра. В р-не патрулирования 4 с-та Аэрокобра встретили 6 Ме-109"Ф", с которыми произошел возд. бой, в результате которого ст.л-т Костюк подбил 1 Ме-109"Ф", сержант Крюков подбил 1 Ме-109"Ф". Ст.л-т Мухин в возд. бою был подбит и произвел вынужд. посадку с убран. шасси. Самолет подлежит ремонту. Сопровождаемая группа 9 с-тов Пе-2 бомб. удар нанесла по аэр. пр-ка с/з Дугино. Задание выполнили отлично. ...Расход боеприпасов: снарядов к пушке - 100, к/к патронов - 206, м/к патронов - 470".
С аэродрома Климова "Кобры" сопровождали "пешки" и штурмовики Ил-2 на бомбежку войск противника в районе Ржева. Из Климова группа перелетела сначала в Кубинку, а затем в Иваново.
В конце сентября 1942 г. полк опять прибыл в Иваново на переформирование по новому штату ( три эскадрильи ) с пополнением людьми и техникой.
По окончанию переформирования полк вошел в состав 239-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии, на вооружении состояло 32 "Кобры". Не закончив переучивания на "Кобры", полк в составе двух эскадрилий был в срочном порядке переброшен на Северо-Западный фронт, 30 октября 1942 г. две эскадрильи с промежуточной посадкой в Люберцах перелетели на аэродром Выползово, район станции Бологое Калининской области, а 3-я эскадрилья осталась заканчивать переучивание на "Кобры" в Люберцах; она прибыла в Выползово в середине декабря 1942 г. Полку предстояло действовать в интересах Северо-Западного фронта. С октября 1942 г. по сентябрь 1943 г. полк выполнял боевые задания в районе Стрелицы, Пола, Глебовщина, Осташков, Бологое, Фирово. Чаще всего летчики прикрывали штурмовики Ил-2, ближние бомбардировщики Су-2 и бомбардировщики Пе-2. Появление "кобр" немцы заметили и оценили должным образом:
'17.12.42 г. 15.16-16.25. В составе 8 с-тов Аэрокобра вылетели для прикрытия своих войск, находившихся на марше. При выполнении задания встретились с 6 Ме-109Ф, наши истребители прикрывали свои войска эшелонировано по высоте. Верхняя группа 4 с-та Аэрокобра была атакована 6 Ме-109Ф, которые стремились держать преимущество в высоте и все атаки производили сзади сверху, стараясь отрывать ведомых из пар, в течение 10 мин. возд. боя наши истребители сбили 2 Ме-109Ф, не имея своих потерь, т.к. не отрывались ведомые от своих ведущих. В последующих атаках гв.ст.батальонный комиссар, увлекшись атакой с-та противника, оторвался от своего ведущего и был подбит по причине, что истребители противника атаки проводят в большинстве случаев неожиданно и поодиночно оторвавшимся с-там. По сравнению с в/боями в ноябре м-це, в в/боях в декабре м-це 1942 г. истребители противника уменьшили свою активность и часто уклонялись от боя. Летный состав часто слышал разговоры по радио, где передавали слово "Аэрокобра". Следует делать вывод, что пр-к изучил летно-технические данные с-та "Аэрокобра".
30 декабря 1942 г. был выполнен крайне необычный во всех отношениях полет: пять "кобр" под командованием капитана Кислякова ( Кисляков - Лоренц, Безродный - Амкаладзе, Пасько ), сопровождали Ту-2 в полете на разведку обороны Демянского котла в районе Рамушево - Залучье. Количество самолетов Ту-2 в ВВС Красной Армии в тот период исчислялась единицами. На маршруте группа была атакована восьмеркой истребителей Bf.109F. Превосходящий по численности противник был разгромлен наголову: четыре "мессера" сбиты, три - повреждены. "Кобры" потерь не имели, Ту-2 также благополучно вернулся на базу. Статистика потерь и побед в воздушных боях - штука лукавая, однако в данном случае результат подтвержден абсолютно: трое выпрыгнувших с парашютом немецких пилотов ( Пауль Гротхофф, Генрих Браун и Эмиль Коппельберг ) попали в плен. Потом их привезли в расположение 28-го иап для наглядной, так сказать, демонстрации и агитации. Правда, "агитационный материал", судя по фотографиям, успели перед встречей с гвардейцами немного подрихтовать.
О пленных была напечатана заметка в газете "Сокол Родины", заметка называлась "Мессеры" на допросе":
"Переводчик вызывает их по очереди: Гротхофф Пауль, Коппельберг Эмиль, Браун Генрих. И по очереди каждому задает вопрос: "Как вас сбили?" Унтер-офицер Пауль Гротхофф отвечает: "Советского истребителя я не видел. Очевидно, он так быстро зашел мне в хвост, что моей опытности в данном случае оказалось недостаточно. Это был, по-видимому, хороший стрелок - он сбил меня первой очередью. Впрочем, многого
я сказать не могу, ибо очнулся только на пересыльном пункте для пленных". Фельдфебель Эмиль Коппельберг отвечает: "Советского истребителя я видел. Он атаковал меня, когда я уходил от зенитного огня, а когда заметил, было поздно - разбитый, я падал. Если вспомнить, что в воздухе я провел более пяти тысяч часов, то можно сказать, что сбил меня большой советский ас". Лишь унтер-офицер Генрих Браун успел заметить, как его сбил капитан Кисляков: "Мне попался противник, с которым я ничего не мог сделать, хотя и атаковал его 2 раза. Если меня сбили, значит советский летчик переиграл своим умением драться и превосходством своей техники пилотирования. До этого я провел более 70 воздушных боев".
- Это не новички, а поседевшие шакалы! У самого молодого из них - Гротхоффа - 800 часов налета. Признаваться в превосходстве советских летчиков им приходится скрипя зубами: их сбили молодые летчики. У фельдфебеля Коппельберга переводчик спросил: "Вы давно прибыли на Восточный фронт?" "29 декабря явился на аэродром, 30 декабря был сбит". Коппельберг летает с 1935 г., воюет с сентября 1939 г. Английские летчики в Голландии проломили ему череп. У него повреждены пальцы. Он долго валялся по госпиталям, был в долгосрочном отпуску. Он - летный полуинвалид, а после ранения летал на транспортных самолетах. Потом его сделали инструктором летной школы, а сейчас снова направили в действующую часть. Это типичный летный поскребыш, каких Геринг вынужден сейчас посылать в бой. ...Было время, когда "мессера" на допросе дерзили и отвечали с вызывающим нахальством. Сегодня они сидят, похожими на мокрых куриц. Вся их наглость пропала без следа".
В заметке отчетливо проступают следы агитпропа, что не удивительно и вполне понятно. На обороте фотографии, сделанной 31 декабря 1942 г. С.Немцовом, есть любопытная приписка: "Во время беседы с ними 31/ХII 1942г. лейтенант Г.Браун кричал на сержантов и запретил им отвечать на наши вопросы". Кстати, Браун в заметке назван унтер-офицером. На фотографии звания указаны следующие: Браун - лейтенант, Гротхофф и Коппельсберг - сержанты.
За устроенный разгром "мессеров" пилоты "Кобр" получили показательную выволочку от командующего воздушной армией генерал-майора Кондратюка. В горячке боя истребители забыли про разведчика, который выполнял задание Ставки ВГК. К счастью, все обошлось: Ту-2 благополучно сел на аэродроме Выползово. Данный случай показателен в том отношении, что далеко не всегда успешность боевой работы летчиков-истребителей оценивается по количеству сбитых ими самолетов противника. Речь зашла о дисциплинарном взыскании "отличившихся", но потом в виде наказания летчиков заставили расписать подробности боя в газете "Сокол Родины", ну а закончилось все как положено - орденами. Победителей не судят!
В мае 1943 г. "Кобры" часто летали на сопровождение штурмовиков в район озера Ильмень:
'24.6.43г. 19.50-21.10. 4 с-та Аэрокобра под командованием гвардии капитана Кислякова совместно с 2 с-тами Киттихаук вылетели для сопровождения группы штурмовиков 8 с-тов с задачей обеспечения бомбового и штурмового удара по скоплению войск пр-ка в р-не п.Песочки. Группу штурм. 8 Ил-2 встретили над аэр. Жерновка. Боевой порядок был построен следующим образом: 8 с-тов Ил-2 двумя четверками в правом пеленге; группа непосредственного прикрытия - 2 с-та Киттихаук шли с превышением над штурмовиками на 50-100 мт. и 2 с-та Аэрокобра с превышением в 100-200 мт.; ударная группа - 4 с-та Аэрокобра шла с превышением над с-тами Ил-2 на 400-500 мт. Вся группа с-тов через аэр. Вины и северную часть оз.Ильмень вышла на насел. пункт Медведь, откуда прошли до ж.д. разъезда Низы ( 10 км сев. Сольцы ). В это время с ведущего с-та Ил-2 было дано 2 красных ракеты, что означало приближение с-тов пр-ка. В это время 20.20, Н=1500 мт. сзади снизу к с-там Ил-2 стали подходить 4 ФВ-190. Кроме того, к ударной группе подошло сначала 2, а затем еще 4 ФВ-190. Таким образом, наши с-ты подверглись атаке 10 ФВ-190. 20.25 с Н-1500 мт. группа с-тов Ил-2, сбросив бомб, груз в 15-20 клм. СВ п.Сольцы, развернулась и пошла прежним строем курсом на ЮВ. Группа непосредственного прикрытия несколько раз отсекала с-ты пр-ка ФВ-190, не давая им возможности атаковать Ил-2. Ударная группа - 4 с-та Аэрокобра вела непрерывный возд. бой с 6-ю ФВ-190. СВ аэр. Сольцы группа с-тов Ил-2 подверглась атаке еще 6 ФВ-190, с которыми 2 с-та Аэрокобра и 2 с-та Киттихаук вступили в возд. бой; ведя бой в р-не Б.Данилово, потеряли из виду уходящие "змейкой" 8 Ил-2, которых больше не видели. Ожесточенный возд. бой продолжался до северного берега оз.Ильмень, при этом наши самолеты вели возд. бой с оттягиванием на Восток; атаки производились со всех сторон. В ходе возд. боя гвардии капитан Кисляков сбил 1 ФВ-190, который загорелся в воздухе и упал в 10-12 клм. западнее Сольцы. Гвардии мл.л-т Пасько сбил 1 ФВ-190, который упал в 8-10 клм. западнее Сольцы. Наши летчики наблюдали, как один из с-тов Ил-2 поочередно сбил 2 ФВ-190. Истребители потеряли 1 с-т Киттихаук.
- Вывод: 1. Самолетам пр-ка при своем большом численном превосходстве удалось связать боем прикрывающую и ударную группы наших истребителей и, не дав возможности оторваться с-там Аэрокобра и Киттихаук от истребителей пр-ка, откололи группу штурмовиков 8 с-тов Ил-2.
2. истребители сопровождения свою основную задачу прикрывать группу штурмовиков Ил-2 не выполнили, допустив отрыв от них, дали возможность истребителям пр-ка безнаказанно вести бой с группой штурмовиков".
Командир 28 Г ИАП
гв.подполковник Родионов
Начальник штаба 28 Г ИАП
гв.подполковник Степанов
Полеты на сопровождение Илов продолжались и в июне:
"При сопровождении штурмовиков 4 Ил-2 - 12.6.43 г.5 с-тов Аэрокобра встретились с 4-мя ФВ-190. Наши истребители Аэрокобра вынуждены были вести возд. бой, не отрываясь от группы штурмовиков Ил-2. Пользуясь этим, истребители пр-ка ФВ-190, атаковывая сверху сзади со стороны солнца, сбили 1 с-т Аэрокобра - летчик гв.лейтенант Поддубный В.Е. После воздушного боя не вернулся с боевого задания гв. майор Банщиков Е.Е. Потеря 2-х экипажей 12.6.43 г. в воздушном бою с с-тами пр-ка произошла вследствии плохого взаимодействия между группой 4 Як-7Б ( ударная группа ) и группой 5 с-тов Аэрокобра ( группа непосредственного прикрытия штурмовиков Ил-2 ). Плохое взаимодействие выразилось в отсутствии радиосвязи между группами и зрительной связи между ними, уход группы Як-7 за облачность и на большое удаление с превышением на 800-1000 мт".
Случались на Северо-Западном фронте у пилотов "Кобр" победы, которые принято считать "легкими" - уничтожение самолетов-корректировщиков и аэростатов:
"8.5.43 г. 4 с-та Аэрокобра под командованием гвардии ст.л-та Смирнова вылетели на сопровождение 5 Ил-2 в р-н Старая Русса. 6.30 при подходе к цели гв.ст. л-т Смирнов увидел 1 ХШ-126 на Н=2000 мт. в р-не Глушицы - Деревково, который корректировал артогонь пр-ка. После первой атаки с-т пр-ка начал уходить, но был атакован с боков сзади гв.старшиной Насоновым в паре с пилотом 68-го ГИАП Калмыковым, после чего с-т пр-ка горящим упал ЮЗ 4-6 клм. Старая Русса в р-не Ногаткино.
- 28.6.43 г. 2 с-та Аэрокобра под командованием гв.мл.л-та Чаплиева при выполнении тренировочного полета была наведена по радио с КП Антипово для уничтожения поднявшегося аэростата пр-ка в р-не Анишино. При приближении наших истребителей к аэростату, он начал спускаться, ЗП пр-ка открыли по нашим с-там интенсивный огонь, но после первой атаки, проведенной с горизонтального полета, гв.мл.л-том Чаплиевым, аэростат пр-ка загорелся и из него выбросился один парашютист. Сбитие аэростата подтверждено постом ВНОС"
.
Знаменитые на Восточном фронте корректировщики Fw-189, известные как "рамы", легкой добычей, однако, никогда не считались. В августе 1943 г. летчики полка уничтожили две "рамы":
"4.8.43 г. гв.мл.л-ты Чаплиев и Быковец вылетели по вызову постов ВНОС с задачей уничтожения с-та - корректировщика ФВ-189 в р-не Князева. На Н=2000мт. наши истребители настигли с-т пр-ка в р-не Липовицы. Быковец произвел первую атаку с правого виража снизу, после чего у ФВ-189 задымился правый мотор. 2-ю атаку произвел Чаплиев сверху сзади, после чего стрелок на с-те пр-ка был убит, а ФВ-189 дымящимся продолжал уходить со снижением на свою территорию. В р-не Старая Русса произвели 3-ю атаку сзади одновременно, Чаплиев сверху, а Быковец снизу с дистанции 50 мт., после чего с-т пр-ка загорелся в воздухе и упал в р-не В.Козанка, что подтверждают посты ПВО 21 ОБ ВНОС и наземные войска 34 Армии.
17.8.43 г. гв.капитан Смирнов и гв.л-т Козловский вылетели на перехват с-та пр-ка ФВ-189 в р-не аэр. Дрегло. На Н=2000 мт. рацией с земли были наведены на ФВ-189 в р-не Отвидно, который шел по линии фронта курсом 360 град. При подходе наших истребителей, с-т пр-ка развернулся с курсом 270 град, и ушел вверх в облачность; гв.л-т Козловский последовал за ним, а гв.капитан Смирнов остался под облачностью. С-т пр-ка ФВ-189, выйдя над облачностью, увидел, что его преследует истребитель и снова резко пробил облачность и вышел ниже нее на 150- 200 мт., где был атакован гв.капитаном Смирновым. После первой атаки сзади сверху с-т пр-ка задымился, но продолжал уходить на свою территорию. После этого гв.капитан Смирнов и гв.л-т Козловский произвели поочередно 3 последовательных атаки сзади сверху и снизу, последнюю атаку гв.капитан Смирнов произвел с бреющего полета под ракурсом 2/4 после чего с-т ФВ-189 горящим упал в р-не ст.Перетерка".
"Кобры", хотя и нечасто, выполняли штурмовку наземных войск и топили плавсредства противника в озере Ильмень. Так, 21 августа Кисляков и Быковец потопили в озере Ильмень ( озеро иногда называют Русским морем ) семь лодок.
За период действий полка на Северо-Западном фронте летчики полка сбили 83 самолета противника, повредили 13 и уничтожили четыре аэростата наблюдения. На шоссе Москва -Санкт-Петербург в районе селения Крестцы установлен на постаменте истребитель МиГ-19 - памятник летчикам Северо-Западного фронта, в том числе и пилотам 28-го гв. иап. Символично, что с конца 50-х годов полк базируется на Тверской земле, совсем недалеко от района боевых действий 1942-1943 гг., а на вооружении полка в свое время состояли истребители-перехватчики МиГ-19.
В конце сентября 1943 г. полк в составе 22 экипажей вместе с девятью прикомандированными экипажами 68-го гв. иап перебазировался на аэродром Березка, где временно вошел в оперативное подчинение 3-й воздушной армии Калининского фронта. В течение месяца летчики совершенствовали летную и боевую подготовку, выполняя учебно-тренировочные полеты, в том числе в сложных метеоусловиях по приборам. В этот период в полку имелось 26 истребителей "Аэрокобра". В начале октября полк принимал участие в Невельской наступательной операции, в результате которой части Калининского фронта освободили город Невель и вышли на подступы к Витебску. В ходе Невельской операции боевой счет полка пополнился 60 сбитыми самолетами противника ( в том числе 22 бомбардировщика ), собственные потери составили: один пилот и восемь самолетов. Запись из Журнала боевых действий:
"10 октября ( 14.50 ) 8 самолетов "Аэрокобра" под командованием капитана А.С.Смирнова вылетели для прикрытия своих войск. В 15.00 на высоте 3000 м в районе г.Невель встретили 4 "фоккера", с которыми завязался воздушный бой. После двух лобовых атак истребители противника вышли из боя. Через 5 минут встретили еще 2 ФВ-190. Атаковав противника, летчик Смирнов сбил одну машину, которая упала в 10 км западнее города Невель. Второй самолет сбил летчик Козловский. Через 5 минут вновь встретили два фашистских истребителя. В результате четвертой атаки одного сбил пилот майор Исаев, второй "фоккер", уклонившись от боя, ушел с набором высоты. В 15.30 на высоте 4000 м в районе Воронина встретили 12 Хе-111. Вновь - атаки. В результате одного фашистского бомбардировщика сбил Исаев, другие, рассыпавшись и сбросив беспорядочно бомбы, ушли за линию фронта. В этом же бою, отсекая от бомбардировщиков сопровождавших истребителей, наши летчики сбили 5 немецких самолетов. Преследовать бомбардировщиков не стали из-за исхода горючего".
За лично сбитые 16 самолетов противника командир эскадрильи гвардии капитан А.С.Смирнов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1943 г. был удостоен звания Герой Советского Союза. Осенью 1943 г. капитану Смирнову повезло, как редко кому везло на войне - он летал и сражался с врагом над своим родным домом: деревней Пальцево Рамешковского района Калининской области. Алексей Семенович Смирнов всю войну прошел в одном полку. День победы встретил командиром эскадрильи, гвардии майором, на его счету числилось 457 боевых вылетов, 72 проведенных воздушных боя, 34 лично сбитых самолетов противника и одна победа, одержанная в составе группы ( четыре победы одержаны на "Чайках", остальные - на "Аэрокобрах" ).
Многие известные асы наибольших успехов добивались, действуя в составе слетанных пар, когда ведомый понимал ведущего даже не с полуслова, а без слов: Кожедуб - Мухин, Покрышкин - Голубев. Был такой ведомый у Алексея Смирнова - Петр Углянский. На счету ведомого ни много, ни мало - 13 сбитых. В районе Старой Руссы пара Смирнов - Углянский в одной атаке сбила сразу всю четверку Вf.109; 2 марта 1943 г. капитан Смирнов сбил два Fw-190 - первые "фоккеры", уничтоженные "в чистую" пилотами 28-го гв. иап. Вообще же первый "фоккер" в лобовой атаке сбил Петр Углянский, но его "Кобра" также получила повреждения. Углянский был вынужден сесть на лед озера Круглое.
Невельская операция стала последней для Калининского фронта, с 20 октября 1943 г. он стал 1-м Прибалтийским фронтом.
В декабре 1943 г. полк в составе 5-й гвардейской Валдайской иад ( бывшей 239-й иад ) в связи с реорганизацией фронтов вошел в состав 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта. Фактически полк оставался в двойном подчинении, так как дивизия входила в состав 11-й истребительного авиационного корпуса Резерва Главного Ко
Major
05.09.2007 15:09
После того, как прочел статью, возник ряд вопросов и уточнений:
1. Дата рождения полка - 1938 или 1940 год? У нас раньше была озвучена дата 23.02.1938.
2. Самолета с названием "Аэрокобра 1" нет. Возможно, в статье идет речь об английском варианте истребителя Р-39 "Аэрокобра" MkI.
3. Гришин стал командиром полка не в 1970 году, а гораздо раньше. Косвенно, это подтверждается и в самой статье, где говорится, что комполка Гришин первым вылетел на Су-15 в 1968 году. По крайней мере, когда отец получил перевод из Ржева в Андреаполь в августе 1966 года, Бокача давно уже не было в андреапольском ганизоне.
4. На УТИ МиГ-15 в 1962 году разбились летчики Санжапов и Постоев. Если букву п еще можно перепутать с буквой р ( писарь в штабе не так записал ), то каким образом фамилия Постоев трансформировалась в Приступов, не знаю.
5. По наименованию полка дежурный уже высказывался. Мое мнение такое же. Советский стандарт наименования воинский частей предполагал, что за номером следует почетное наименование ( Ленинградский, Кантемировский и т.д. ), затем награды и регалии и лишь в конце собственно название ( ИАП, БАП ). Так что, порядок слов явно перепутан. Хотя, может быть в Российской Армии давно уже все поменялось?
6. По поводу 76-й воздушной армии - явная опечатка. Их всего-то за всю историю было 16.
И еще. Часть истории полка, касающаяся эксплуатации Су-15, уместилась в пять коротеньких абзацев. И ни одной фотографии. Обидно, понимаешь. У людей с этим куском истории полка почти вся жизнь связана, а тут пять строчек.
Предлагаю всем желающим высказать и свое мнение по поводу данной статьи.
Дежурный по роте
05.09.2007 18:38
2 Major:
Полностью согласен с тем, что довольно большой промежуток времени, когда на вооружении стояли Су-15, как-то выпал. А может в тот период и была наиболее спокойная, размеренная жизнь?
Да, наименование полка меня, можно сказать, покоробило. Мне кажется это просто ляп.
Да и остальные ошибки это скорее можно отнести на журналисткую торопливость. В настоящее время многие из них не удосуживаются проверять и перепроверять, названия, наименования и т.п., на их взгляд, мелочи. ИМХО.
Ну не будем же мы писать опровержение. :))
Пусть читает (автор) и берет на заметку, а может поспорить с нами.
Stepan
05.09.2007 21:41
2 Major:
По 5 и 6 пунктам вынужден Вас огорчить: там все написано правильно. Полное наименование Вашего полка: 28 гвардейский истребительный авиационный Ленинградский ордена Кутузова III степени полк. Если у Вас есть документы с полковыми (дивизионными) печатями советского времени, Вы увидите, что порядок слов именно такой.
Что касается номера воздушной армии, тут тоже все в порядке. В конце 40-х годов многие объединения, соединения и части были перенумерованы, чтобы запутать вероятного противника. Так появились 24 ВА, 30 ВА, 48 ВА, 76 ВА и т.д. 76 ВА (управление в Ленинграде) - это бывшая 13 ВА. Вашему полку повезло - он сохранил свой первоначальный номер.
С уважением,
Major
05.09.2007 23:36
2Stepan:
Благодарю за поправки, принимаю. Надо будет порыться в отцовских документах, может быть, и в самом деле отыщется какая-нибудь удобочитаемая печать. Тогда и не будет беспредметного спора.
Воздушная армия, как структура ВВС, была создана во время ВОВ и к концу войны последний номер в их ряду был 16. В послевоенные годы армии только сокращали, а не плодили новые. Поэтому я и подумал о возможной опечатке. Кстати, сейчас 28 ГвИАП входит в состав именно 16-й ВА КСпН.
Major
05.09.2007 23:45
Да, введу поправку по первому пункту. Вопрос поставлен не о 1938-м, а 1939-м годе. Пит79 выше как-то писал о грандиозной пьянке по поводу пятидесятилетия полка в 1989 году и датой рождения полка назвал 23.02.1939. Или ошибся?
Major
06.09.2007 10:47
Заглянул в свои документы и обнаружил, что везде указан лишь номер войсковой части. И в самом деле, на какой-такой печати во времена оны можно было обнаружить полное наименование полка или какого-либо другого соединения Вооруженных Сил СССР? Эта информация считалась секретной ( во было времечко! ) и номер полка в общедоступных документах не указывался ни при каких обстоятельствах. Между собой - пожалуйста, а так ни-ни. Поэтому Дежурному или Алексу надо заглянуть в свои дембельские альбомы, может, в них что и обнаружится. Или остается только съездить в Андреаполь и развернуть полковое знамя.
Александр
09.09.2007 12:19
*****
09.09.2007 14:23
test
Stepan
10.09.2007 00:04
2 Major:
Печати с реальными наименованиями частей в конце 40-х годов ставили даже на удостоверения к медалям. В наши дни их можно найти в послужных списках военнослужащих, которые выдают военкоматы после демобилизации.
С уважением,
Дежурный по роте
10.09.2007 10:05
2 Major:
К сожалению, в дембельском альбоме нет фотографии у развернутого знамени полка. :)
Но наш порядок слов в наименовании полка постоянно применялся в "быту", да и в различных "прокламациях" модного тогда соцсоревнования в частях. Мы, да и ... Путиловский ... полк зенитчиков постоянно были на "слуху" в середине 70-х.
Коля живёт в Андреаполе.Могу дать телефон.