ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
СОРЕВНОВАНИЙ ПО КОЛЬЦЕВЫМ ГОНКАМ
НА СПОРТИВНЫХ САМОЛЁТАХ
Общие положения.
Кольцевые гонки на спортивных самолётах проводятся на подготовленных аэродромах по трассам, обозначенным специальным оборудованием. Зрители должны располагаться в строго отведённых местах, оборудованных трибунами и (или) местами стоянок для автомобилей, обозначенных соответствующей маркировкой.
Этапы гонок, проводимые в соответствии с настоящими правилами, подразделяются на отборочный этап, полуфинал и финал.
В соревнованиях могут участвовать спортсмены, имеющие квалификацию не ниже, чем Мастер спорта России по высшему пилотажу, прошедшие подготовку и допущенные к выполнению полётов по программе соревнований.
Для участия в соревнованиях каждой команде разрешается выставлять не более 3-х самолётов и не более пяти пилотов.
Предварительные заявки на участие в соревнованиях подаются командами не позже, чем за месяц до даты открытия соревнований, опубликованной организатором.
Перед началом соревнований каждая команда должна предоставить свой самолёт (самолёты) для его осмотра технической комиссией и тестирования специального оборудования.
Каждая команда должна предоставить организаторам соревнований документы, подтверждающие, что жизнь и здоровье спортсменов-гонщиков, заявленных для участия в гонках, застрахованы в соответствии с требованиями действующего законодательства. Также предоставляются документы, подтверждающие страхование ответственности перед третьими лицами для каждого воздушного судна, заявленного для участия в соревнованиях.
Программа соревнований.
2.1. Общие правила.
2.1.1. Соревнования проводятся при получении заявок на участие не менее девяти спортсменов не менее чем из трёх разных команд.
2.1.2. Одновременно в одном взлёте этапа гонок участвует от трёх до пяти самолётов (в зависимости от технических условий трассы и длинны ВПП).
2.1.3. Полёт каждого самолёта осуществляется на строго выделенном эшелоне с разницей высот от 70 до 100 м. Самый нижний, первый эшелон - на высоте 50-100м. Нумерация эшелонов идёт снизу вверх.
2.1.4. В этапных взлётах выбор эшелонов осуществляется жеребьёвкой не позже, чем за час до начала соревнований.
2.1.5. Старт может осуществляться одновременно. В этом случае самолёты располагаются на ВПП так, что самолёт, которому предстоит летать по самому верхнему эшелону, располагается первым. За ним, на дистанции, рассчитанной экспертной технической комиссией, в состав которой входят представители каждой команды, - следующий, и так до самолёта, которому предстоит летать на первом эшелоне.
2.1.6. В случае ограниченной длины ВПП, и невозможности организовать одновременный взлёт с надлежащей безопасностью, используется раздельный старт с применением светофора для каждого самолёта.
2.1.7. В случае фальстарта отдельного пилота или группы пилотов, стартовавшие раньше времени снимаются с этапа соревнований. В случае подтверждения вины пилотов с помощью средств объективного контроля, по решению жюри соревнований, эти спортсмены снимаются с этапа гонки.
2.1.8. Если лётчик снимается с этапа гонки, на информационное табло, установленное в самолёте, подаётся соответствующий звуковой и световой сигналы. Пилот обязан выйти из гонки по установленной схеме и проследовать в зону ожидания до окончания гонок.
2.1.9. В случае неподчинения спортсмена сигналу о снятии его с этапа гонки, его результат не учитывается, а сам он дисквалифицируется.
2.2. Отборочный этап.
2.2.1. Основная цель отборочного этапа соревнований - определение девяти полуфиналистов.
2.2.2. В отборочном этапе может участвовать от 13 до 45 участников.
2.2.3. В случае если участников менее 13 человек, вместо отборочных взлётов проводится квалификационный этап. 9 пилотов показавших наименьшее время прохождения трассы допускаются к полуфиналу.
2.2.4. Порядок выхода из отборочного этапа в полуфинал определяется судейской комиссией после регистрации и допуска к соревнованиям прибывших команд для участия в гонках.
2.3. Полуфинальные взлёты
2.3.1. К участию в полуфинальных взлётах допускаются 9 спортсменов, прошедших отборочный (или квалификационный) этап.
2.3.2. В полуфинале проводится три взлёта, в каждом из которых участвует три лётчика.
2.3.3. В результате проведения полуфинальных гонок производится отбор трёх финалистов.
2.3.4. Номер взлёта и эшелон разыгрываются жеребьевкой в день проведения полуфинала, не менее чем за час до начала первого вылета.
2.3.5. Три лётчика, первые пришедшие к финишу в полуфинальных взлётах допускаются к участию в финале.
2.4. Финал
2.4.1. Финал в отличие от полуфиналов и этапных соревнований состоит из трёх взлётов. Продолжительность каждого взлёта от 5 до 10 кругов, (по решению организатора соревнований). Перерыв между взлётами 30-60 минут.
2.4.2. Перед первым взлётом проводится жеребьёвка по распределению эшелонов между спортсменами. В последующих взлётах спортсмены меняются эшелонами по схеме: 1-ый на 2, 2-ой на 3, 3-ий на 1.
2.4.3. Победителем признаётся лётчик, одержавший победу минимум в двух взлётах (при условии зафиксированного финиша в третьем взлёте).
2.4.4. Второе место присваивается лётчику, одержавшему победу хотя бы в одном взлёте. Если победитель выиграл во всех трёх взлётах, второе место присваивается лётчику, пришедшему вторым в двух взлётах.
2.4.5. В случае если каждый лётчик одержал победу по одному разу, победитель определяется мо наименьшему суммарному времени прохождения трассы во всех трёх взлётах, а второе место присваивается лётчику, показавшему, соответственно, второй результат.
3. Вертикальное эшелонирование кольцевых гонок.
3.1. В связи с повышенным риском катастроф в случае столкновения самолётов, кольцевые гонки проводятся с разведением участников по высоте - эшелонированием. Эшелонирование осуществляется в соответствии с данными таблицы № 1.
3.2. Во время кольцевых гонок спортсмены-пилоты обязаны строго выдерживать отведённый для них эшелон. Отклонение от заданной высоты считается нарушением правил соревнований. Нарушения подразделяются на лёгкое, среднее и грубое (см. Табл.№1).
3.3. В случае лёгкого нарушения на сигнальном табло пилота загорается зелёная лампочка, при повторном отклонении - вторая, при очередном лёгком нарушении - третья. В течение одного круга допускается 3 лёгких нарушения. После прохождения самолётов через створ стартовых ворот происходит автоматический сброс не более чем 3-х лёгких нарушений.
3.4. Если в течение одного круга происходит четвёртое лёгкое нарушение, три уже совершённых приравниваются к одному среднему нарушению и загораются одна зелёная и одна жёлтая лампа. Одновременно с загоранием жёлтой лампы в наушники спортсмена подаётся прерывистый звуковой сигнал (3-х кратный).
3.5. В случае среднего нарушения на сигнальном табло пилота загорается жёлтая лампочка, при повторном среднем нарушении - вторая, при очередном нарушении - третья. В течение одного вылета допустимо иметь не более двух несписанных средних нарушений одновременно (при этом на табло горит две жёлтых лампы).
3.6. Гонщик не имеет право пролетать через финишные ворота (в процессе гонок, т.е. отправляться на следующий круг) если он имеет два средних нарушения. По крайней мере, одно нарушение должно быть списано выполнением штрафного виража в специально отведённом для этого месте - на финишной прямой.
3.7. Финишная прямая - это участок между входом на финишную прямую и финишными воротами. Вираж выполняется в сторону кольца трассы, (от зрительских трибун).
3.8. После выполнения спортсменом одного штрафного виража, при прохождении им финишных ворот, списывается одно среднее нарушение и одна жёлтая лампа гаснет. Если гонщик имел 2 средних нарушения на момент прохождения входных ворот, он вправе сам решать будет он выполнять два или один штрафной вираж.
3.9. Финиш с несписанными средними нарушениями не допускается. Допускается иметь на сигнальном табло в момент прохождения финишных ворот не более трёх горящих зелёных ламп.
3.10. В течение одного вылета допустимо одновременное загорание на табло не более двух жёлтых и трёх зелёных лампочек одновременно. В случае загорания третьей жёлтой лампочки, одновременно загорается красная лампа (соответствующая грубому нарушению) и в наушники подаётся непрерывный звуковой сигнал, означающий, что спортсмен снимается с гонки. После этого спортсмен обязан выполнить маневр выхода из гонки, в соответствии с инструкцией по безопасности соревнований, и направиться в зону ожидания до окончания гонки.
3.11. Основным средством контроля для принятия решения о применении штрафных санкций являются сигнальные табло в самолёте спортсмена. Однако, если по данным судейской технической комиссии фиксируется несоответствие показаний приборов спортсмена и фактической высоты, угрожающее безопасности гонок (неоднократное расхождение в данных более чем на 10м), принимается решение о снятии спортсмена с гонок, в случае фиксирования грубого нарушения средствами внешнего контроля. Снятие осуществляется судейской технической комиссией.
3.12. В случае неподчинения лётчика требованиям правил гонок и указаниям судьи прекратить гонку, спортсмен снимается с гонки. После анализа технической комиссией причин, по которым спортсмен не прекращал гонку, принимается решение о снятии спортсмена с соревнований или его дисквалификации.
3.13. При неоднократном снятии с гонок в течение сезона (календарный год). Спортсмен может быть дисквалифицирован на срок от 1 года до трёх лет.
Табл. № 1 Эшелонирование кольцевых гонок и градация нарушений высоты.
Высшая лига Первая лига
Эшелонирование осуществляется через 70 м 100 м
Высота нижнего (первого эшелона) 100 м 200 м
Допустимое отклонение от эшелона 15 м 20 м
Лёгкое нарушение 16 - 25 м 21 - 35 м
Среднее нарушение 26 - 35 м 36 - 50 м
Грубое нарушение Более 35 м Более 50 м
Максимальное количество участников в одном вылете (количество эшелонов) 5 3
4. Техническое оборудование
4.1. Самолёты.
4.1.1. Самолёты допускаются к соревнованиям решением технической комиссии после их осмотра, проверки работоспособности оборудования в тестовых полётах, в случае признания их соответствующими уровню соревнований.
4.1.2. В связи с длительными полётами на малых высотах, в условиях повышенного риска столкновения, каждый самолёт должен быть оборудован катапультируемым креслом.
4.1.3. В кабине каждого самолёта устанавливается специальное оборудование, состоящее из:
1. Высотомера повышенной точности с ценой деления не менее чем 5 метров и диапазоном высот от 0 до 1 км.
2. Сигнальное табло, состоящее из трёх рядов разноцветных ламп: верхний ряд - 3 зелёных лампочки, средний ряд - 3 жёлтых лампочки, нижний ряд - одна красная лампа.
3. Телекамера, расположенная так, чтобы были видны сигнальное табло и высотомер. Изображение с этой телекамеры транслируется на мониторы судейской технической комиссии и на информационные мониторы для зрителей.
4.2. Гоночная трасса.
4.2.1. Маршрут гоночной трассы проходит, огибая поворотные столбы, которые обозначаются привязными аэростатами, поднятыми до высоты 600 метров.
4.2.2. Вокруг троса привязного аэростата по окружности с радиусом 5 метров, натягиваются сигнальные ленты из легко рвущегося материала.
4.2.3. Ленты окрашиваются в соответствии с таблицей № 2.
4.2.4. На белом участке сигнальных лент чёрной стрелой указывается сторона, с которой следует огибать поворотный столб.
4.2.5. Касание сигнальных лент в процессе гонок - недопустимо. Такое касание приравнивается к грубому нарушению, которое влечёт за собой снятие лётчика с гонок.
4.2.6. На подвесных площадках привязных аэростатов может располагаться контрольное телевизионное оборудование и оборудование для трансляции о ходе гонок.
4.2.7. Уровень сложности трассы определяется количеством поворотных точек и их взаимным расположением.
4.2.8. Финишные ворота обозначаются двумя поворотными столбами. Вход на финишную прямую - одним.
Табл. № 2. Окраска сигнальных лент.
Диапазон высоты, соответствующий: Цвет Высота цветовой полосы
Высшая лига Первая лига
Допустимому отклонению от эшелона Белый + 15 м + 20 м
Лёгкому нарушению Синий + от 16 до 25 м + от 21 до 35 м
Среднему нарушению Красный + от 26 до 34 м + от 36 до 49 м
Граница эшелонов Чёрный 2 м 2м
5. Меры безопасности.
5.1. Аэродром должен быть оборудован как минимум двумя запасными площадками, посадка на которые, в случае аварийной ситуации может быть произведена без остановки гонок.
5.2. В случае отказа материальной части в процессе гонки, участник обязан выйти из неё.
5.3. При ухудшении метеоусловий до состояния, не гарантирующего безопасность гонок, Организатор гонок вправе остановить проведение гонок.
5.4. Организатор доводит до всех участников правила безопасности полетов на данном аэродроме по данной трассе. Схемы аварийного выхода из гонок и схемы выхода из гонки при снятии спортсмена с соревнований.
ї Copyright: Шукевич Е.Ю., 2006