2 штурман:
Вот это, Вы напрасно делаете, если и есть иллюстрация медвежьей услуги, - то это она. Наоборот, необходимо стремиться к тому, чтобы пилот вел связь на всех этапах полета. Верх тренировки, когда связь ведет , пилотирующий, а контролирующий пусть навигацию осуществляет(по мере возможности, а Вы ему в этом погите, выступите в роли учителя.) Вот это будет настоящая услуга. Ведь, не век же ребятам на старой технике летать. От простого к сложному, понемногу, полегоньку.
Ну , а, по теме, если пилот нерасслышал заданную высоту, -это не ошибка, это предусмотренная ситуация.
А, вот ответ "понял", когда он для экономии времени, - вот -это уже раздолбайство. Наш радиообмен значительно устарел, он, порой , не способствует оптимизации воздушного движения, в нем вкраплены элементы, не имеющие к связи никакого отношения (наследие 30х годов).
У меня хватает времени и внимания для понимания воздушной обстановки в МВЗ, у КВС не всегда.
Культура радиообмена заключаектся не только в "Добрый день и т.д" (хотя я всегда приветствую диспетчеров), а в понимании всей ситуации.
Пожелание :
давая снижение или набор, и зная что далее существует traffic, не поленитесь сказать " Занимайте и сохраняйте до команды"- это будет намного полезнее, чем сообщение о каком-то там пересекающем.
А еще грамотнее сказать: "Дальнейшее снижение через 2 или 3 минуты". Командир при этом рассчитает дальнейший свой профиль снижения и не будет дергать РУДами от малого газа до номинала, доставляя дискомфорт нашим любимым и испуганным пассажирам.
И вам будет легче, когда не будет доклада каждые 10 секунд об занятии 4500-4200-3900.