Я не лётчик, я электронщик, специализирующийся на автоматике. У меня, конечно, долго вызывал недоумение тот факт, что большим самолётом управляют несколько человек. Собственно, если автомобилем, хоть Запорожцем, хоть Белазом, управляет один человек. Если и Як-52 и Миг-29 управляет один человек, то почему один человек не справится с Ту-154?! Согласитесь, разве не железная логика обывателя? Так же я недоумевал по поводу "человеческого фактора" в авиакатастрофах. Совершенно случайно мне попался рассказик "Раздумья ездового пса". Кстати, что думают пилоты об этом рассказе? Когда я читал этот рассказ, у меня чуть ли не волосы не голове дыбом становились от описанных способов управления полётами? В век информатики и цифровых технологий, экипаж запрашивает по речевой связи у земли и пролетающих самолётов скорость и направление ветра, норовя узреть колыхания веток деревьев. Руками корректирует борометрический высотомер. При повреждении сигнального кабеля, по причине разрушения двигателя, борт инженер не знал то ли действительно отказ всего оборудования, то ли повреждение кабеля. Даже на Тойотах, про которые так смаковал автор вышеупомянутого рассказа, система определяет истинное состояние каждого датчика. Мне аж стало как-то жутко. Из моего опыта, автоматизация приходит не тогда, когда хотят съекономить на зарплате, а когда люди уже на справляются. Я не ратую за то, чтобы компьютер без человека управлял самолётом, хотя Буран садился в полностью автоматическом режиме (если не врут). Есть и земные задачи, где машине не доверяется право принятия решения. Например в электроэнергетики, компьютер - это всего лишь продолжение глаз и рук оператора. У них даже нет слова такого "автоматика". У них есть понятие "телемеханика" и "телеметрия". Как мне известно, на железнодорожном транспорте есть аппаратные блокировки, не позволяющие диспетчеру пустить поезда лоб в лоб. У меня сложилось впечатление, после прочтения того рассказа, что система управления полётами находится на уровне 50-х годов. Тогда, с приходом реактивной техники, пришлось сделать прорыв. Самолётов становилось всё больше и больше. Реактивные, постепенно вытесняли винтовые, но система управления оставалась неизменной. А как же обстоят дела на самом деле? Как у буржуев?
Спасибо!