Сегодня, 12 августа 2006 года, в 18 часов 15 минут, исполнится 69 лет с мгновения последнего старта экипажа Героя Советского Союза Сигизмунда Александровича Леваневского. Третий трансарктический перелет СССР - Северный полюс - США оказался полётом в один конец - в Вечность.
Это была вторая в жизни Леваневского попытка такого перелета. Ведь именно он, а не Валерий Чкалов и не Михаил Громов, был инициатором самой идеи трансполярного перелета в Америку! На одномоторном, тогда еще мало кому известном АНТ-25 конструкции А.Н.Туполева, со вторым пилотом Георгием Байдуковым и своим постоянным штурманом Виктором Левченко, 03 августа 1935 года Леваневский предпринял первую дерзкую попытку полёта в Штаты через Северный полюс. К сожалению, она закончилась неудачей. Над Баренцевым морем вдруг началась утечка масла из двигателя. Мнения разделились: Байдуков считал возможным продолжить полет, однако Леваневский как командир принял решение возвращаться. При наземном анализе выяснилось, что прав был Байдуков: специалисты пришли к выводу, что при заправке масло было залито выше требуемого уровня и в полете излишки его стали выбрасываться через неудачно продуманную дренажную систему. Реальной опасности это не представляло, полёт можно было продолжать. Тем не менее, как говорится, "поезд ушёл".
Прошло два года. И два замечательных экипажа, Валерия Чкалова и Михаила Громова, на том самом АНТ-25, дважды реализовали и воплотили в жизнь идею Сигизмунда Леваневского, совершив блистательные перелеты через Полюс - соответственно, в Ванкувер и Сан-Джасинто! Конечно, это было, видимо, немалым ударом по самолюбию Героя Советского Союза № 2.
И вот, вторая попытка. ...Много людей провожали в тот августовский вечер большой четырехмоторный самолет ДБ-А, получивший регистрационный номер "СССР Н-209", конструкции Виктора Болховитинова. Здесь были начальник ВВС РККА командарм 2 ранга Яков Алкснис; сам конструктор самолета Виктор Федорович Болховитинов; Герои Советского Союза Михаил Водопьянов и Георгий Байдуков; корреспонденты центральных советских газет. В 18.15 тяжело нагруженный самолет оторвался от полосы чкаловского аэродрома (тогда это был аэродром НИИ ВВС). Вскоре он превратился в едва заметную точку и исчез в вечернем подмосковном небе. Наверное, в ту минуту никто из провожавших не думал, что БОЛЬШЕ ЭТУ МАШИНУ НЕ УВИДИТ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ. Не увидит НИ-КОГ-ДА...
На следующий день, 13 августа 1937 года, в 14 часов 32 минуты, вскоре после пролёта Северного полюса, была принята последняя разборчивая радиограмма (№19) с борта корабля, извещавшая об отказе правого крайнего мотора. Дальнейшие фрагментарные обрывки сообщений, якобы исходившие от РЛ (Радио Леваневского), и принятые в разных точках - как в Союзе, так и в США , на Аляске, вызывали много сомнений в их подлинности.
За минувшие 69 лет выдвинуто более десятка версий того, что могло произойти с "СССР Н-209". От разрушения самолета в воздухе и вплоть до абсурда, связанного с захватом машины гигантским инопланетным кораблем. Написаны многие десятки (если не сотни!) статей; глав в книгах целого ряда полярных летчиков и исследователей Севера; пять глав в биографической книге о Леваневском "Жизнь, отданная Арктике" посвящено тайне этого полёта; даже вышла отдельная книга - обобщение всех ранее написанных работ. Предпринимались поиски: и тогда, в 37 - 38 годах, американскими и советскими пилотами, и впоследствии - уже отдельными группами энтузиастов, так как в мае 1938 года официальные поиски были прекращены Постановлением советского правительства.
Таким образом, Арктика до сегодняшнего дня хранит в себе эту мрачную Тайну. Узнаем ли мы когда-либо о последних днях этих мужественных людей? Нет ответа. Быть может, и сегодня где-то в ледяной пустыне лежит этот корабль... Кто знает, возможно, сохранились и тела наших соотечественников, и даже дневник, проливающий свет на эту удивительную загадку судьбы экипажа...
В этот день, 12 августа, 69 лет назад они стартовали в Вечность. Давайте же помянем ребят, навсегда оставшихся в Пути:
Леваневский Сигизмунд Александрович - командир корабля.
Кастанаев Николай Георгиевич - второй пилот.
Левченко Виктор Иванович - штурман.
Годовиков Николай Николаевич - бортмеханик,
Побежимов Григорий Трофимович - бортмеханик.
Галковский Николай Яковлевич - бортрадист.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!