2 АК:
Э, нет, надо покорректнее.
Катастрофа М-4 И.Н.Пронина 25.08.55 - это катастрофа серийного самолета при испытаниях заводским экипажем.
Катастрофа М-4 С.Ф.Машковского 18.03.58 - в ЛИИ, экипаж тоже ЛИИ.
Вскользь упомянутая Марком Лазаревичем, но не упомянутая Вами самая первая катастрофа М-4 21.03.55(погиб штурман-оператор С.И. Леонов)произошла опять же на 23-м заводе, командир заводского экипажа Л.П. Виноградов.
Как видите, на ЛИИиДБ ОКБ В.М.Мясищева обошлись без катастроф, хотя шли первыми по целине. Вот тут-то и выходит на первый план талант и опыт летчиков-испытателей базы М.Л.Галлая, Ф.Ф.Опадчего, А.С.Липко, других работников КБ и базы.
Марк Лазаревич никогда этот факт не выпячивал и, тем более, себе в заслугу не ставил. Но всегда исповедовал сам и внедрял в сознание своих учеников и читателей основной принцип испытаний: "Сначала - думать, потом - лететь!"
История производства и освоения в частях М-4 и 3М ярко продемонстрировала архиважность этого при первопроходстве.
"Кто подскажет может, где его книги найти."
Если Вы обитаете в Москве или Московской области, то зайдите в ДК "Москворечье" в какой-нибудь понедельник примерно в 17-18 часов, там очень много всего интересного. Может с кем-нибудь из продавцов договоритесь..
Удачи.