Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

ФЕРГАНА жемчужина ВТА

3 пользователя сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..789..135136

Союз писателей города Ферганы
14.12.2006 13:26
А какая вообще разница, под какой фамилией совершали эти подвиги на фронте. Кто-то долетел до своей цели кто-то нет, все кто защищал свою Родину ГЕРОИ. По поводу Телевизионных программ и фильмов, особенно на ОРТ и РТР почитайте рецензии в Интернете про художественные фильмы \Дисбат, Тихий дон, Есенин или последний фильм Последний бронепоезд \ и все станет ясно. Что, касается телевизионной передачи о Гастелло, то эта не первая передача о национальных героев там тоже было, много доказательств, а потом публиковались опровержений. Время все поставит на свои места. Единственное не хотелось бы видеть переживание наших стариков после таких передач.
CCCР-11810
14.12.2006 16:33
Кубасову:

Так, когда же первый вылет "за речку" случился ?
В марте или июне 1979 г.?
CCCР-11810
14.12.2006 16:37
Кубасову :

Извиняюсь, у меня тоже склероз начинается(это
все от тумана), страницу то я последнюю с Вашим сообщением не прочитал...Вот и задал нечаянно
вопрос про то же самое.
Извиняюсь...
Постановщик Помех
14.12.2006 17:57
По поводу фильма про Гастелло на ОРТ:

Сейчас модно историю переписывать.Предвижу 'сюжет'
следующего фильма-лётчик Талалихин,
тарана бомбардировщика "Хейнкель-111" под Москвой не совершал."Хейнкель" развалился в воздухе сам , из-за перегрузок.А Талалихин(по сюжету) просто рядом
пролетал...
Чему удивляться -ведь и официальные первые лица, подобное же вытворяют.Не так давно , некто, будучи в
Венгрии , поизвинялся за ввод Советских Войск в эту
страну в 1956 году.Душили мол 'демократическую рево-
люцию' в европейской стране.Извините, мол, нас за такое
зверство.О чем думало, это лицо, извиняясь за ввод
войск не знаю.Но только не про то, сколько там тысяч
советских солдат головы сложило, чтобы эту страну от
гитлеровцев очистить, и то что в 1956 году 'благодарные' мадъяры во время своей долбаной
'дерьмократической' революции повзрывало могил Совет-
ских солдат и офицеров.И про то сколько было убито в
1956 году Советских военнослужащих тоже не вспоминало.
А ведь еще живы те люди, дети и внуки тех солдат-им это как плевок в лицо, и надругательство над памятью.
Сколько можно бить себя в грудь, извиняясь перед всем
миром, доказывая , какие мы были раньше плохими, а сейчас мы это всё в друг осознали и стали 'хорошими'. За что извиняться ?!
Кубасов
14.12.2006 21:30
СССС, уточни № телефона Гончаренко. На 23-40-84 его нет. В марте два экипажа ходили. Ручаюсь.
15.12.2006 07:32
Возможности телевидения по дезинформации теле зрителей показала программа ВРЕМЯ в одной из сюжетов по Бельгии от 14декабря 06 года.
CCCР-11810
15.12.2006 17:50
Кубасову:

Телефон правильный, сам по нему звоню.Правда в Фергане я набираю номер так (223-40-84), но те, кто звонят нам из России, первую двойку не набирают(23-40-84).
Я его сегодня видел и говорил с ним.Это было по нашему времени в 15.30.Я его предупредил, что будет звонок от Вас.Он сказал, что никто ему не звонил.Ну а то что его часто дома нет-то это и для меня большое неудобство.Иногда возникают вопросы, а его дома нет, так что очень трудно общаться.Я когда был в отпуске, 1, 5 месяца не мог с ним встретиться.У него же забот много-он же в Совете
Ветеранов, +дача+знакомые+гараж+друзъя.Встает он в 6
утра-так что лучше его ловить или в очень ранние часы,
или поздно вечером.Также можно поймать , когда в Фергане нелетная погода-тогда он в Уч-Курган не едет.
Тимофеев
16.12.2006 18:25
АВИАЦИЯ, КОТОРУЮ Я ПОТЕРЯЛ...

Николай Тимофеев, Иркутск

В нашем роду военных было немало. Если смотреть по мужской линии, то получится поколения четыре. Предки воевали в Русско-японскую, в Первую мировую, в Гражданскую и Отечественную... Я не стану, как это нынче модно, утверждать, что в моих жилах течет дворянская кровь. Зачем врать? Мои предки - простые русские мужики. Но к военной службе относились как к святому долгу.

Самая высокая мечта

Первым офицером в семье стал мой отец. Соответственно мои мальчишеские годы прошли в гарнизоне. Я всегда с нетерпением ждал, когда папа возьмет меня с собой на аэродром. Грохот взлетающих бомбардировщиков и запах сгоревшего керосина стали для меня тем фоном, с которым прочно связано понятие "детство". Как и все мои друзья, я торопился вырасти, чтобы поскорее начать службу в военной авиации... Но к тому времени, когда передо мной встал вопрос выбора профессии, отец уже демобилизовался. К моим мечтам он относился ровно. Не пытался ни агитировать, ни отговаривать: как решишь, так и будешь жить. Что ж, решил...

Мой лейтенантский гарнизон был в далеком Заполярье, - гвардейский полк морской авиации. О тех годах я и сегодня вспоминаю с большим теплом. Служба там не просто имела смысл - она была ощутимо нужной. Когда натовские корабли еще только подходили к нашим берегам, авиация флота уже "пасла" незваных гостей. В районе учений, сменяя друг друга, бороздили небо разведчики, а наш полк был готов в любую минуту подняться в небо, чтобы отправить корабли "вероятного противника" на дно морское. Когда натовцы подходили слишком близко, на облет цели выходила пара-тройка наших ракетоносцев. Взаимная демонстрация силы заканчивалась стандартно: их авианосец со своим эскортом уходил восвояси, а наши "ласточки" возвращались домой. Правда, часто - с минимальным остатком топлива...

Причастность к большому делу очень здорово мобилизовала. Заставляла иначе относиться к жизни, больше уважать себя... На мой взгляд, главное, что давала нам армия в советское время, - осознание собственной нужности, гордости за то, что именно ты, а не кто-то другой стоит сейчас с оружием в руках на защите страны. С такой идеологией было очень легко переносить все тяготы и лишения военной службы, как того требовала присяга.

Первый звонок

У каждого офицера, кому довелось служить на переходе от cоветской армии к российской, есть своя точка отсчета, с которой этот переход начался... Я - не исключение. Боюсь ошибиться, но году в 1989-м или 90-м к нам в полк пришел очередной "бюллетень промышленности". Так назывались различные доработки, которые время от времени выполнялись на самолетах. Но в тот раз бумага вызвала шок. С самолетов снимали систему дозаправки в воздухе! Возмущались и матерились все - и летчики, и техники. Командир полка пытался что-то доказать вышестоящему командованию. Но приказы вообще, а из Москвы тем более, не обсуждаются.

Скоро первый самолет потащили "на бюллетень". Спецы быстро вскрыли нужные отсеки и начали выкидывать оттуда трубопроводы, электрические кабели, воздушные баллоны. Вниз летели ошметки уникальной системы, позволявшей нашим машинам находиться в воздухе столько, сколько нужно... Видеть это было невыносимо больно.

...Первый доработанный ракетоносец стоял на отдельной стоянке, облегченный на несколько сотен килограммов, вынутых из носовой части. Из-за этого центр тяжести сместился назад. Ночью выпал снег, и под его весом крылатая машина села на корму, опустившись на бетон соплами двигателей и задрав нос высоко в небо... Такой мы и увидели нашу "ласточку" наутро. Кто-то из механиков, рискуя жизнью, без страховки вскарабкался до кабины и сбросил длинный фал. К фалу привязали прочный топливный шланг; механик перетянул его через самолет и скинул свободный конец вниз. Получилось что-то вроде огромной уздечки. За оба конца ее схватилось около двух десятков человек и на "раз, два - взяли" стали тянуть самолет к земле. С каждым кивком нос самолета опускался все ниже. В конце концов "кастрированного жеребца", как выразился один из техников, удалось обуздать. Командир полка был рядом. Когда все закончилось, он бросил, ни к кому не обращаясь: "Даже техника на дыбы становится!"

Вскоре были "оскоплены", то есть лишены системы дозаправки, все до единого самолеты полка. У летных экипажей появился жутковатый ритуал. Перед очередным полетом "за угол" (так называли Норвежский полуостров) наши пилоты и штурманы, не глядя друг другу в глаза, снаряжали свои табельные пистолеты для одного-единственного выстрела. Даже обойму прятали отдельно. Когда я, впервые увидев это, по наивности спросил зачем, командир экипажа ответил: "Если, не дай Бог, придется катапультироваться. В Баренцевом море дольше получаса никто не купается. За полчаса спасти никто не успеет. Зачем так долго мучиться?"

Летчики даже не допускали мысли, что можно не выполнить задание или отказаться от вылета. Даже если наверняка известно, что это будет полет в один конец, без надежды на возвращение. Хватило бы топлива до точки пуска ракеты, а там - все равно...

Таким и остался в памяти первый звонок, с которого начался развал Советской армии: задранный ввысь нос "оскопленного" ракетоносца и летчик, достающий обойму без одного патрона из рукоятки своего пистолета...

Нехорошо быть генералом

В начале 90-х я учился в Военно-воздушной академии имени Жуковского. В кабинете, рассчитанном на 15 человек, занималось шесть адъюнктов. Больше желающих не было. И это - в едва ли не самом престижном военном вузе, где в адъюнктуру (аспирантуру, если переводить на гражданский язык) еще лет пять назад был непробиваемый конкурс из сплошных краснодипломников!

Работали мы не меньше, чем наши предшественники. Но уже с новой спецификой. К примеру, чтобы добыть деньги для проведения эксперимента, мы нанимались к торгашам разгружать фуры с сахаром или каким-нибудь ширпотребом. Всем было ясно, что никто не даст на нашу науку ни копейки... Но как хотелось думать, что все это временно, нужно просто подождать, потерпеть!

Мы не теряли чувства юмора. До колик хохотали над байкой об отлитых из чистого золота пуговицах полковников из Министерства обороны... Но сынки больших военных чинов - тех самых, из анекдотов! - учились здесь же, в академии. Они приезжали на занятия кто с папиным личным шофером, кто - на собственном мерсе... Из дорогих машин вылезала жующая жвачку новая военная элита, для которой заранее подготовлены теплые места и запрограммирован карьерный рост. Но и старая элита по мере сил адаптировалась к новой жизни.

Никогда не забуду сцену в приемной управления кадров ВВС. Там в ожидании вызова понуро сидел генерал. Перед ним на полу топорщилась бесформенная, непомерных габаритов сумка, источавшая запах копченой рыбы. Я в силу своей молодости и единственного просвета на погонах не рискнул присесть на пустующую скамейку напротив. Генерал, заметив это, кивнул: "Садись, капитан!" Ему явно недоставало собеседника. Скоро я узнал, что он служит где-то на Дальнем Востоке, командует дивизией. Дивизию эту разгоняют, и командир намерен перевестись поближе к столице. "Без смазки в кадрах делать нечего, - кивнул он на свой баул. - Как помажешь, так и поедешь!"

Наш разговор прервался, едва на пороге возник молодой старший лейтенант. В расстегнутой почти до пупа рубашке, без галстука. С массивной золотой печаткой на пальце. "А, вот и вы! - сказал он генералу. - Вижу, исправляетесь!" - стрельнул глазами в сторону сумки.

"Так точно! Вот, так сказать... Как вы, значит, просили!" - генерал резво вскочил с места. "Пойдемте", - царственно поманил пальчиком кадровик. Генерал с трудом оторвал свой деликатесный груз от пола и неуклюже засеменил за старлеем.

Сколько было таких генералов! Сколько появилось таких старлеев...

Улетающий род войск

Хватит о грустном. Худые времена прошли, и, как нас пытаются заверить, наступили новые, хорошие. Хотя разницу порой уловить трудно. Наверное, если российские ВВС получают один бомбардировщик в год - это прогресс. Прежде не было и этого. Но для оснащения одного-единственного авиаполка такими темпами понадобится не меньше 30 лет...

А может, военная авиация больше не нужна? Может, она умерла как класс, ушла в историю, как паровозы или дирижабли? Однако все так же регулярно проводятся авиасалоны в Ле-Бурже и Фарнборо, и там всякий раз предлагают что-нибудь новое в военной отрасли. В том числе и наши разработчики. Но - не для наших ВВС. Выходит, авиация нужна всем, кроме России. Почему? Вопрос без ответа.

У меня растет сын. Не знаю, пожелает ли он пойти по моим стопам, когда придет его пора выбирать себе специальность. Как когда-то мой отец, я не буду агитировать его. Пусть решает сам. Но, кажется, в авиации он служить уже не будет. Ввиду отсутствия последней.

В 1990 году мне посчастливилось поступить в адъюнктуру Рижского высшего военного авиационного инженерного училища имени Якова Алксниса. Началась другая жизнь, в корне отличавшаяся от привычного распорядка авиаполка. Был первый восторг по поводу интересной работы, были бессонные ночи, проведенные над толстыми умными книжками. Все, что творилось по другую сторону училищного забора - митинги, демонстрации, пикеты, - нас касалось мало. Вплоть до августа 1991 года.

Как уничтожали Рижское училище

После путча быстро и безвозвратно решился вопрос с независимостью Латвии. Была сформирована Северо-Западная группа войск, и Рижское училище, наряду с прочими частями Советской армии в Прибалтике, оказалось за границей. В том, что оно не останется в Латвии, никто не сомневался. Вопрос стоял лишь - закроют или переведут. И если переведут, то куда. И разумеется, как скоро.

На одном из построений начальник училища генерал Таранин клятвенно заверил офицеров и курсантов, что он будет последним, кто покинет училище. Но вскоре состоялась встреча личного состава училища с представителем администрации президента Ельцина господином Степашиным. Высокий гость не смог толком ответить ни на один из заданных ему вопросов, и реакция собравшихся не заставила себя ждать. Послышались смешки, ехидные реплики. Сильно разозленный, Степашин покинул зал. Те, кто стоял поближе, слышали, как он выговаривал Таранину, что после такого приема можно даже не рассчитывать, что "эта бурса" будет куда-то переведена. Только расформирование.

Генералу скоро предложили подходящую должность, и он, вопреки своему заявлению, стал не последним, а одним из первых, кто бежал с тонущего корабля РВВАИУ. Началось массовое увольнение гражданских преподавателей, офицеры постоянного состава лихорадочно подыскивали места в России и Украине. Оставшиеся изо всех сил старались сохранить дисциплину и порядок. Характерно: за день до последнего выпуска шли плановые учебные занятия, исправно несли службу караулы и наряды.

А потом началась эвакуация. Готовились эшелоны к отправке в Иркутск, Курган, Тамбов... Всем было ясно, что оборудование, установленное в классах, перевозке не подлежит. То, что еще с горем пополам работало, после разборки превращалось в груду хлама. Поэтому отношение к поставленной задаче было соответствующим. К примеру, на одной из кафедр стояли две разнотипные электронно-вычислительные машины. Заявка на них пришла из Иркутска. Машины разобрали и аккуратно сложили по блокам в разных классах. Затем помещений стало не хватать, блоки перетащили в общую кучу. Потом их переносили еще раза два или три, так что все перемешалось и понять, какой блок от какой машины, было уже невозможно: в заброшенной аудитории громоздилась гора железа, опутанная десятками метров кабелей. Отцы-командиры решили, что если сильно приспичит - в Иркутске разберутся. Но тут пришла вторая заявка, из Кургана. Начальник лаборатории, недолго думая, решил вопрос гениально: разделил кучу на две примерно равные части и сказал: "Это в Иркутск, а это - в Курган". Естественно, ни там ни там ничего собрать не удалось.

Для охраны эшелонов назначили офицерский наряд из числа слушателей факультета радиооборудования. Однако в первую же ночь офицеры, отправленные на железнодорожную станцию, перепились и повздорили с латвийской полицией. Инцидент замяли, а на станцию стали отправлять адъюнктов, как "самых сознательных". Ничего более бестолкового за всю свою службу припомнить не могу. Чтобы внешним видом не раздражать местных националистов, нам предписали явиться к месту несения службы в штатском. Для отдыха выделили будку от какого-то грузовика, где не то что прилечь, даже присесть толком было негде. А чтобы не было скучно, дали поручение - готовить швартовочную проволоку, которой привязывали к платформам автомобильную технику и прочее громоздкое имущество. Проволоку нужно было отжечь, чтобы она стала мягче, для этого привезли бочку с напалмом. Так и проходили эти караульные ночи - при свете напалмового костра... Естественно, к утру все мы были закопченные как черти и такие же злые. Эмоций добавляло то, как грузились вагоны. Ясно было, что к месту назначения прибудет лишь хлам. Так и получилось...

Рижское училище имело в своем распоряжении отличный учебный аэродром. Вывезти оттуда самолеты не представлялось возможным, поскольку независимая Латвия объявила все, что находится на ее территории, своей собственностью. Наши решили разобрать авиатехнику на металлолом и реализовать на месте. Самолеты порезали, двигатели разобрали, рассортировав детали по содержанию редких и цветных металлов. Насколько честно и бескорыстно проходила эта операция, судить трудно. Известно лишь, что некоторые оставшиеся в Латвии офицеры РВВАИУ не только смогли каким-то чудом избежать проблем с гражданством и знанием языка, но и оказались в числе преуспевающих бизнесменов.

Кадры решают все

Рижских адъюнктов приняла академия им. Н.Е.Жуковского. Вскоре нам пришлось решать вопрос дальнейшей службы: кандидаты наук ограничены в выборе места работы. НИИ ВВС переживали тяжелые времена, там и без нас военные ученые оказались перед выбором: либо увольняться и получать более-менее приличные деньги в совершенно далеких от науки отраслях, либо за унизительно низкое жалованье служить дальше - без жилья и перспектив, в постоянном ожидании, что очередной высокий указ закроет твой НИИ навсегда.

Никогда не забуду запустения, царившего в отделах Летно-исследовательского института имени Громова в Жуковском. В залах, где прежде трудились десятки специалистов, стояла гулкая пыльная тишина. Четыре пенсионера, самому молодому из которых было прилично за шестьдесят, уныло перебирали чертежи. Работы нет, денег нет...

"Молодой человек, мы с радостью предоставим вам любое оборудование из того, что осталось. Но для этого нужно, чтобы вы служили в Москве и у вас была московская прописка, иначе вы не сможете у нас работать". Тогда я познал всю полноту извращенного ленинского высказывания "Кадры решают все". Вопрос действительно уперся в отдел кадров. У меня не нашлось трех тысяч долларов, чтобы решить его положительно.

Относительно спокойным и стабильным местом было Иркутское высшее военное авиационно-инженерное училище. Из Москвы сюда никто не рвался, все пытались пробить себе место поближе к столице. Мне в этом отношении было проще: ИВВАИУ - моя альма-матер. Дождливым июньским днем 1994 года я получил проездные документы на поезд Москва - Иркутск. Девушка в строевом отделе академии посочувствовала: "Там же так холодно!" "Да что вы, - говорю, - тридцать градусов!" - "Боже мой, у нас четырнадцать, но все-таки плюс!"

Сибирский оплот ВВС

Несмотря на относительную стабильность, в ИВВАИУ были те же проблемы с задержками зарплаты, с жильем и бытом, что и везде. "У начальника училища три проблемы: как удержать лейтенанта от увольнения, как удержать майора от развода с женой и как уволить полковника", - шутили местные острословы. Действительно, молодежь не хотела служить, в офицерских семьях нередко случались раздоры из-за отсутствия денег и жилья, а старшие офицеры, засидевшись на высоких местах, не торопились давать дорогу молодым.

Наборы курсантов год от года становились все хуже. Желающих иметь военную профессию резко поубавилось. В ряды абитуриентов пришло поколение, чьи школьные годы были омрачены забастовками учителей. Поступали ребята с признаками дистрофии от постоянного недоедания. Медкомиссия с ужасом выявляла наркоманов... Приходилось адаптироваться к этим новым явлениям, учиться бороться. К примеру, проводить с первокурсниками дополнительные занятия по русскому языку, физике и математике. При училище по инициативе полковника Владимира Федоровича Диденко открылся лицей, главной задачей которого была подготовка иркутских мальчишек к поступлению. За счет лицея удалось несколько поднять образовательный уровень абитуриентов, хотя радикально мало что изменилось.

Из-за кадровой неразберихи выпускники ИВВАИУ распределялись порой не по специальности, попадали в ракетные войска, в танковые(!). Естественно, что по прибытии к новому месту службы молодые лейтенанты в массовом порядке уходили из армии. Через год после выпуска в строю оставалось меньше половины выпускников. Фактически мы готовили резервистов. Неудивительно! Авиация не летала. В начале и середине 1990-х у Министерства обороны не было денег на топливо для самолетов. Главком ВВС бодро рапортовал: "В минувшем году не было ни одного летного происшествия!" Естественно, ведь полетов не было.

Несмотря ни на что, Иркутское училище под командованием генерала Александра Григорьевича Барсукова не просто выживало, но и расширялось. Вопреки всему строилось жилье для офицеров, начал работать ученый совет. В принципе, то был благодатный момент для переманивания в Иркутск оставшихся не у дел военных ученых и преподавателей из Центральной России. Но командование этим шансом не воспользовалось. Сказалась местечковая самостоятельность - "мы сами вырастим свои научные кадры, варягов нам не надо".

Как я стал взяточником

К тому времени у некоторых командиров проснулась деловая жилка. Должность курсового офицера, которая в прежние годы считалась самой непрестижной и тяжелой, обрела новую ценность. Молодые командиры, едва прослужив год, обзаводились автомобилями, а в дни курсантской получки, не стесняясь, устраивали посиделки в ресторанах. В офицерскую моду вошли золотые печатки и цепочки.

С курсантов деньги собирали на различные хозяйственные нужды, а расходовали в зависимости от честности командиров и начальников. Иначе и быть не могло: по официальным каналам средства на ремонт казарм и общежитий не выделялись, однако командование требовало, чтобы ремонт был сделан.

Преподавательский состав долго держался в стороне от товарно-денежных отношений с курсантами, однако скоро обстоятельства заставили изменить позицию. Руководящие документы из Москвы требовали, чтобы вся документация оформлялась на компьютерах - но никто и не подумал выделить деньги на закупку оргтехники. Московские полковники и генералы прямо говорили: "У вас куча курсантов, а вы на безденежье жалуетесь!" Так скучная процедура пересдачи двоек на сессии переродилась в откуп. А когда начался перевод на новые учебные программы и потребовалось переводить в электронный вид все лекции и прочую документацию, сломались даже самые упрямые преподаватели. Так, чтобы оформить дела только по одной учебной дисциплине, нам требовалось не менее тысячи листов бумаги (и соответственно расходные материалы для принтеров). Проигнорировать приказ невозможно, а приобретать это за свои деньги - значит, отобрать их у семьи. Не каждая семья способна оценить такой альтруизм главного кормильца. На "бартерные торги" пошли даже тройки: если курсант не хотел рисковать на сдаче экзамена, он при желании мог купить себе тройку за бумагу или чернила для принтера. Некоторые кафедры пошли дальше: преподавателям давали указание двоек не жалеть. Двойка - ходовой товар...

Единственное, что как-то оправдывало такую деятельность, - ни копейки из полученных денег не пошло в преподавательский карман. Особо стойкие доценты - как правило, из числа отставных офицеров - так и не поддались на происки эпохи и принимали экзамены как положено. Но общей картины это не меняло и было скорее исключением, чем правилом.

Напомню, речь идет о второй половине 1990-х годов.

К этому времени окончательно встал на прикол учебный аэродром. Ни на одном самолете нельзя было запускать двигатели - кончился ресурс. От старости вышло из строя оборудование. "Илы", "Туполевы", "сушки" превратились в музейные экспонаты, пригодные, чтобы на их фоне провести День воздушного флота или День открытых дверей. Но совершенно негодные для обучения. Занятия ушли в теоретическую плоскость... Да что училище - оно даже в лучшие времена финансировалось и снабжалось по остаточному принципу. А теперь даже на войсковых стажировках курсанты чаще косили траву и подметали дорожки, чем обслуживали полеты. Полетов не было! Горько признавать, но прошло несколько выпусков авиационных инженеров, которые за время учебы ни разу не слышали, как работает авиационный двигатель!

Как уничтожали Ачинское училище

В 1998 году прошло очередное сокращение авиации. Под нож пошли Ачинское и Пермское авиационно-технические училища. Подготовку техников поручили Иркутскому ВВАИУ. Нужно ли говорить, что специфика подготовки техников и инженеров, мягко говоря, сильно различается? Да, ИВВАИУ до 1975 года было техническим училищем и последний выпуск по средней программе сделало году в восемьдесят первом. Но после все оборудование, стенды и классы, ориентированные на подготовку авиатехников, были переоборудованы под формат высшей школы. Теперь учебно-материальную базу для техников предстояло создать заново, без особой надежды на то, что из Ачинска поступит что-либо стоящее: опыт приема рухляди от Рижского ВВАИУ в Иркутске уже был. Тем не менее в Ачинск была направлена команда офицеров по приему оборудования и литературы.

Ачинское ВАТУ располагалось в старинных казармах Сибирского стрелкового полка, оставшихся еще со времен Русско-японской войны. Идеальный порядок на территории, прямоугольные сугробы и четко марширующие строи курсантов - с первого взгляда ничто не говорило о том, что все это закончится через считанные месяцы. Однако внутри развал был виден невооруженным взглядом. Абсолютная безнадега царила во всем. Преподаватели и инструкторы передавали нам свои разработки и делились опытом так, как если бы завтра им предстояло уйти в мир иной. Десятилетия работы, труд нескольких поколений вычеркивались из истории, на всем ставился жирный крест. Со слезами на глазах сотрудницы библиотеки паковали книги и учебные пособия. Прапорщики, трехэтажно матерясь, с остервенением крушили ставшие ненужными учебные стенды. Под нож пошел и учебный аэродром - гордость ВВС...

АВАТУ, бывшее надежнейшим поставщиком отлично подготовленных авиатехников, заканчивало свою историю под визг болгарок и шипение автогена. То, что нельзя было вывезти, разбирали на месте. Началось беспробудное пьянство - сотрудники кромсали списанные электронные блоки, сдавали цветмет, покупали водку и хлеб. Пили и снова резали, и снова сдавали... Препятствовать этому у командования не было никакой возможности, да и желания тоже. В Ачинске с точностью до мелочей повторилось все, что было в Риге, только гораздо грубее и страшнее. Это была агония.

Примерно через год та же участь постигла и Пермское ВАТУ. С этого момента в ВВС России не осталось ни одного специализированного учебного заведения, которое готовило бы техников. Последний оплот - Иркутское ВВАИУ - еще держится. Но сравнивать уровень подготовки авиатехников в нем с ачинским или пермским можно с трудом. Как, впрочем, и подготовку инженеров не сравнить с уровнем двадцатилетней давности. Лишь благодаря тому, что в последние годы в ИВВАИУ стала поступать хоть какая-то техника, дело сдвинулось с мертвой точки и курсанты помимо теоретических знаний могут получать и практический опыт.

Про веру и надежду

Сейчас кажется, что лихие времена уходят в прошлое. Хочется верить что за громкими заявлениями о намерениях развивать отечественный авиапром и вооружать едва живые полки новыми самолетами последуют конкретные дела. Что оставшиеся учебные заведения ВВС получат поддержку, оснастятся современным оборудованием. И что служить в авиации станет так же престижно, как и прежде.

Да, хочется верить. Но опыт последних лет научил не верить, не бояться и не просить. Без эмоций встречать все, что приходит в жизнь, и провожать то, что уходит. Ни одного самолета или вертолета, разработанного после 1991 года, в России нет. То новое, что сейчас показывают на авиасалонах и чем так гордятся наши вожди, это с трудом доделанное старое, разработки 1970-1980-х годов. До момента, когда 20-летний ресурс последних, построенных еще при СССР, самолетов будет выбит окончательно, осталось три года. Дальше - либо полный крах, либо чудо, сопоставимое разве что с открытием электричества. А вера в чудо прошла вместе с детством...


07/12/2006 [14:14:49]

111
16.12.2006 19:54
Товарищ Тимофеев, есть ветка с этим названием, не засоряйте эфир.
СССР-11810
17.12.2006 17:42
Кубасову :

Есль ли у Вас информация про участие полка в событиях
1968 года в Чехословакии.Ведь полк там тоже задействован был.Также интересуют военные учения с участием 194-го ВТАП.

Кстати, Вы не дозвонились до Гончаренко ? И не обзавелись еще адресом электронной почты?
"Астория"
17.12.2006 17:45
Борт 11404 !

Просьба проверить свой бортовой ящик на предмет
очищения его от старых писем.Ваш ящик переполнен !
Примите меры !
Кубасов для СССР
18.12.2006 07:33
Степанычу буду звонить завтра в 4ч.34м. Ящика пока нет, но скоро будет. Полк ходил по моему в Брно. Если Дунаев это бывший шт. аэ, то у него более полная информация. По учениям хоршенько повспоминаю.
Николай Иванович
18.12.2006 07:48
ГВАРДЕЙЦЫ ЛЮДИ АУ вы, что все сума посходили. Один из сослуживцев, просит высказать мнение по телевизионной передаче о Гастелло молчок, второй опубликовал статью, которая бьет по мозгам и сердцу снова молчок. Да будь моя воля, то я бы по всем страницам авиа форума размножил эту статью. Может у некоторых ' господ ' офицеров СОВЕСТЬ проснется, когда говорят о мусоре на странице. ГАРДЕЙЦЫ ??????
CCCР-11810
18.12.2006 16:58
Ферганцам передача не понравилась.Фамилии их называть
не буду, так как форум открыт 'всем ветрам', не всегда
добрым....

Кубасову :
Информация по Брно подтверждается.Попробую Степаныча
предупредить, чтобы дома сидел.
Тверь
18.12.2006 19:33
Уважаемый Николай Иванович! НУ ЕСТЬ УЖЕ ветка с таким названием 'авиация которую я потерял' на форуме.Каждый желающий может излить наболевшее.Уверен, что безразличных нет, потому как всех это коснулось.
Почитайте другие ветки-на многих матершина и оскорбления.А начинается всё с безобидного 'что все с ума посходили', а через пару постов название темы забывают и начинают х..ми меряться.Очень хотелось бы, чтоб ферганская ветка до этого не скатилась.
С уважением ко всем присутствующим.
http://www.avia.ru/forum/8/9/1 ...
CCCР-11810
19.12.2006 16:53
Кубасову:

До гвардии майора я не дозвонился, наверное уехал
в Уч-Курган-(4-й день стоит лётная погода, +10њС)
Николай Иванович
19.12.2006 19:48
Все правильно. Жрать да пить в нашей стране есть кому, Родину защищать,
экономику поднимать, с нищетой бороться некому.
Полковник Вортупердыев
20.12.2006 17:13
Ну это же гораздо сложнее-Родину защищать, экономику поднимать, с нищетой бороться.Сейчас выгоднее Родину 'Обувать'.
vinodel
20.12.2006 18:22
Ребята кто знает Толика Волоконцева и где он привет ему от Виноградова Александра МИ-24, мы сним в госпитале в Ташкенте лежали.Мыло подсвечено.
major_v
21.12.2006 16:24
Уважаемые Ферганцы, может кто подскажет в состав каких дивизий входил 194 Гв.втап и как правильно назывался Ферганский центр.
Бильзюк Александр
21.12.2006 16:37
194-й гвардейский полк не входил в состав никаких дивизий. Полк был отдельный, подчинялся напрямую ВТА. Кроме ферганского было еще 3 отдельных полка: завитинский, укурейский и кировобадский. Все на АН-12.
А центр как назывался - точно не вспомню. А ведь 2 года в этом центре сам был. Беда с головой наверно. Одно скажу, что центр был при в/ч 15474.
major_v
21.12.2006 17:29
Александру Бильзюку
Что так всю жизнь и был 194 Гв.отдельный? Даже когда в Торжке стоял?
Бильзюк Александр
21.12.2006 18:32
А, ну про это я не знаю. Понятно дело, что когда-то полк входил в состав каких-нибудь дивизий.Полку на следующий год как-никак 75 лет исполняется. Это надо CCCР-11810 спрашивать. Он у нас всех больше про 194-й полк знает.
Бильзюк Александр
21.12.2006 18:35
А центр вроде так и назывался Учебный авиационный центр при в/ч 15474
Канзафаров
22.12.2006 12:14
Сане Белому. Спасбо, что помнишь. СССР сидим с Кубасовым и вспоминаем на трезвую голову минувшие дни. Подтверждаю, что первый вылет за речку был в марте. Сам прибегал по тревоге. В июне туда ушли не 9 а 8 экипажей. Старший п, п-к Ишмуратов. Я был в экипаже Николая Антомонова.
CCCР-11810
22.12.2006 18:03
major_v:

Читайте внимательно предыдущие страницы форума:
(№ 6) :

В 1946 году полк из авиации ДД перешел в состав ВВС МВО, переименован в 194-й гвардейский Брянский Краснознаменный авиационный бомбардировочный полк и был передан в подчинение 1-й авиадивизии. В этом же году полк передан в состав авиации ВДВ и получил наименование 194-й гвардейский Брянский Краснознаменный авиационный транспортный полк ВДВ.
В августе 1946 года полк передислоцирован с аэродрома Торжок на Дальний Восток (аэродром Галенки).

То есть до переименования он назывался 1-й Гвардейский
авиационный полк дальнего действия.

Ну а про всё остальное я знаю не так уж много.Так,
отрывочные сведения из воспоминаний ветеранов.Если
бы всё знал, не доставал бы тут вас на форуме распросами.

Канзафарову :
Вы с Кубасовым всё-таки постарайтесь дозвониться до
Гончаренко.Он перед Новым Годом должен дома быть.
CCCР-11810
23.12.2006 16:20
Кубасову и Канзафарову:

Вспомните пожалуйста, с какой целью выполнялись
первые полёты 'за речку' в марте 1979 года.1-я АЭ,
улетевшая 13 июня 1979 года убыла по просьбе тогдашнего правителя Афганистана Тараки.Занималась
перевозкой мирных грузов(продовольствие и т.д.)

Значит хронология событий такая примерно ?

1)1-е полёты в марте 1979 г.

2)1-АЭ убыла 13-06-1979 г.

3)началась переброска 'соседей' 4 июля 1979г
в Баграм.
(усиленный батальон 345-го парашюно-десантного
полка, под командованием подполковника Василия Ломакина)

4)переброска основной группы 'соседей' в декабре 1979

P.S.Об этом есть воспоминания участников статье газеты "Труд-7" от 30-12-2005("Шторм", породивший бурю.)

И в заключение нашей сегодняшней передачи, коротко
о погоде в 'Жемчужине':
вонючий туман, с примесью выхлопов деятельности
нефтехимической промышленности, температура воздуха
за бортом +3њС.

Кубасов для СССР
25.12.2006 10:39
До гв. м-ра дозвонился. Ох и нелёгкая это работа его вылавливать! В марте достовляли боеприпасы, остальное всё правильно.
CCCР-11810
25.12.2006 17:29
Кубасову :

Свершилось ! Теперь Вы понимаете как мне трудно
здесь(связываться и не только).Да здравствует междугородняя связь ! Значит не зря я телефоны однополчан здесь указывал.Спасибо за информацию, обзаводитесь адресом-вышлю фото гвардии майора, Бредихина.
Кубасов-СССР
25.12.2006 21:30
Про адрес всё уже знаю, но пока никак не можно. Как всякий начинающий пользователь интернета залез куда не надо было бы и, конечно, поймал большую бяку. Сейчас "лечимся".
CCCР-11810
26.12.2006 13:33
Кубасову :

Здесь на форуме как-то шёл разговор о потерях в 194-м
полку.Есть информация, что полк , задолго до передисло-
кации в Фергану потерял 1 самолёт ЛИ-2.Было это на
Дальнем Востоке в послевоенное время.Самолёт врезался
в сопку из-за сложных метеоусловий.Экипаж погиб.

Вопрос:

Степаныч не помнит подробности участия полка в войсковых учениях "Весенний Гром", "Дунай"-не всегда
помогает патентованный метод лечения склероза("смочить
мозги спиртом Гвардейцу-тогда он всё вспомнит").Может у Вас есть какая-нибудь информация ?

Кубасов-СССР
27.12.2006 08:06
До 1979г. крупные учения были каждый год. За мою бытность на западе ни разу не участвовали. В 1970 году готовились к показу МО десантирования в плотных боевых порядках. Это было что-то! Когда всё начало получаться, от этой идеи отказались.Ли-2 врезался в гору в начале 1948 или 1949гг. После этого были только мелкие поломки. В 1960 или в1961гг. по моему в Лаосе, поломали один Ли-2. Можно было починить, но не было возможности.
27.12.2006 12:11
11
ОЛЕГ
27.12.2006 12:27
ОЛЕГ
27.12.2006 12:30
ВСЕМ ФЕРГАНЦАМ 15474, 1 АЭ
С НОВЫМ ГОДОМ!
СССР-11810
27.12.2006 13:15
Кубасову :

Десантирование в плотных боевых порядках проводилось
в Фергане? А то сколько помню, всегда с одного борта
выброска происходила(т.е. шли один за другим)
Спиридонов
28.12.2006 23:04
Всей братве ферганской - самые наилучшие пожелания на Новый год! Мужики, и вам, и вашим любимым женщинам, и вашему делу сегодняшнему, и - вашим детям . Самых наших лучших пожеланий: главное - здоровья (остальное - ДОБУДЕМ!!!), понимания в доме, успехов, мужики, в ваших начинаниях и продолжениях! Короче, как учили старики: что бы х.. стоял и винт вращался, и никак наоборот! А ещё: не оставляй торможение на конец полосы, а любовь - на конец жизни ! ( Всомните замечательного Лётчика по фамилии - Заикин. У него много лётчиских поговорок (а как считал карты "в кучу" в ПССе , - сейчас мог бы "поднимать" неплохо в нашем казино, но лучше - не надо - он - ЛЁТЧИК - а не игровичок, хотя... - мы слишком скромные и честные, а если бы были вместе, - ПОРОЛИ БЫ ВСЕХ ОКРЕСТНЫХ ФРАЕРКОВ...) Как я понимаю - летать сейчас - тоже денежек стоит! Вот на семью и на наше любимое дело денежек было бы более чем . Это - мысли... А вообще-то, мужчины, с Новым вас годом, исполнения задуманного, достоной и нескучной жизни вам всем!!! Жму ваши крепкие лапы, пацаны!!! Как бы мы ни были далеко, а - балашманы - РОДНАЯ КОСТЬ, ЕДРЁНА МАТЬ !!!
Кубасов-СССР
29.12.2006 07:25
До выброски дело не дошло. Тренировались сами, в т.ч. и пятёрками.
CCCР-11810
29.12.2006 13:56
Кубасову :

Поздравляю Вас с наступающим Новым Годом !
Желаю здоровья, счастья, успехов во всех начинаниях.
Спасибо Вам за информацию.Сложилось так, что 1-го января мне и Степанычу не получится быть дома.Оба будем на задании(у каждого своё).Передаю поздравления и от него тоже(бортовой № 14).
"Астория"
29.12.2006 15:27
АCСАЛОМ НАЛЕЙ'КУМ ,
Товарищи Солдаты, Сержанты и Старшины, Товарищи
Офицеры, Генералы, Маршалы Советского Союза !!!!

От всей души поздравляю всех Вас с Наступающим 2007
годом ! Желаю Вам и Вашим семьям, здоровья, счастья,
и простого человеческого везения во ВСЕХ Ваших
начинаниях.

Хочу поздравить отдельной строкой следующих
офицеров полка:
-Бильзюк Александра Юрьевича.
Большое ему Спасибо за оказанную нам посильную помощь
при выполнении нами особо важного задания.
-Спиридонова Сергея(просьба проверить ящик)
-Кубасова Ю.М.
-Коновалова А.Д.
-Канзафарова и всех остальных, небезразличных к
судьбе полка.
Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание в Новом Году.

С Наступающим Новым Годом !!!

Конец связи.
Союз писателей города Ферганы
30.12.2006 17:41
Дорогие друзья. Позвольте Вас поздравить от воинов Ферганцев с Новым годом. Живы будем, не помрем. И страна наша Великая возродится и люди, в этой стране жить будут хорошо. Счастья вам и здоровья с уважением СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ ГОРОДА ФЕРГАНЫ
Кубасов
31.12.2006 12:58
Всех с Н.Годом! Добавить к "винту" и "концу полосы" нечего. В авиации живут мудрые люди. Будем жить мужики!
Туркестанцы
31.12.2006 20:54
Мы уже готовы. Всех с Новым годом.А всетаки вотка вкусный напиток. А мужики.
"Астория"
01.01.2007 06:45
Снег идет...
"Астория"
02.01.2007 16:46
Борт 11404 !

Просьба проверить свой бортовой ящик
"Астория"
03.01.2007 18:13
"Астория":

Борт 11404 !

Просьба ещё раз проверить свой бортовой ящик !
Аноним
03.01.2007 18:46
???
Бричкин Андрей
04.01.2007 14:38
Я Бричкин Андрей служил радистом с 1985-1993 года всем однополчанам привет.Поздравляю всех с наступившим новым годом и рождеством.Сидим с Саней Таджибаевым у меня дома и пьем за ваше здоровье!
"Астория"
04.01.2007 16:39
Борт 11404 !

Проверьте свой бортовой ящик !

Бричкин Андрей
04.01.2007 22:19
333.последнюю пленку с МС-61 экипажа Матыцина прослушивали и составляли протакол П-П/к Матьякубов и радисты:Вико Назаров и Таджибаев
1..789..135136




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru