Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Отчаяные пилоты Ми-2, заходи

 ↓ ВНИЗ

1..789..7677

111
06.05.2006 00:15
В какой-то из дней прошлого века, утром, после разбора, сменный инженер сказал бригадиру УТР и мне, сходить к начальнику АТБ. Сказал, что вызывает, а за чем - сменному неизвестно.
Ну, первым делом в голове шарики провернулись со скрежетом, вынужденных посадок вроде бы не было, каких-либо грехов за мной то же вроде бы не числилось. Смотрю на бригаденфюрера - у него видимо такой же анализ в голове идет.
Пришли в кабинет начальника АТБ.
Он нам и говорит: " Берите Ми-2 борт такой-то и устраняйте на ней вилку (разнорежимность двигателей)".
Бригадир вполне резонно задает вопрос: " Так этой же машиной смены занимались, мы то здесь при чем?"
На что нач. АТБ и заявил в несколько взвинченном состоянии: " Да они уже две недели с этим вертолетом парятся, а толку ноль, меня уже командир летного отряда достал с эти Ми-2".
Ну, мы попытались поканючить насчет того, что опять приходится "сопли" за других доделывать, но Семеныч (нач. АТБ) взглянул "в глаза мои суровые" и сказал: "Все дебаты закончены, сколько тебе надо времени?"
"Два дня".
Семеныч: "Все два дня, свободны".
Далее "чукчи тяжело вздохнули" и пошли выполнять указание вышестоящего начальства, согласно устава.
Первым делом взяли формуляры двигателей с этой машины, штангелек и инструмент в ангаре, а на машине решили посмотреть, где сорваны пломбы.
Сравнили полученные выходы штоков винтов, которые видимо, трогали ребята со смены, с записями в формулярах.
После этого сильно удивились.
Выяснилось что винт мах. расхода вывернут почти на 2 оборота относительно формуляра (допускается в эксплуатации только заворачивать), а винт РО-40 накрутили так, что движок не может держать обороты НВ. В общем, никакой логики не просматривается.
После всего этого мы решили все вернуть в заводские регулировки и отгазовать машину, чтобы снять более объективные параметры.
Вызвали экипаж.
Приходит пилот и "сжатая паника", которая тут же заблажила: " Вы нам не верите, уже две недели газуем, а вилка не устраняется. Меняйте двигатель".
Пришлось откровенно послать его со всеми претензиями к Семенычу, на чем претензии тут же и заглохли.
Накидали в вертолет "свободной тяги" (это бетонные блоки от 20 до 40 килограмм), чтобы он на взлетном не отрывался и сами залезли для весу в вертушку.
Запустились, прогрелись, начали проверку, бортмех показывает вилка 3% уже с крейсерского и на взлетном до 8%.
Выключились, отпустили экипаж минут на 15 с условием, что в следующий раз нужно будет висеть.
Подрегулировали под температуру и давление РО-40, за одно проверили холодную регулировку двигателей.
Приходит экипаж, начинаем газовку, вилка уже 3%, выключились, чуть приподняли обороты движку и снова отгазовали.
Смотрю "паника" заерзал и показывает большой палец, а пилот отрывает машину и висит метрах на двух. Сели, бортмех показывает, сколько выкинуть "свободной тяги" и опять зависание, ну и т.д., а потом машина ушла в облет.
Короче говоря, уложились в пол дня.
Проблема оказалась в том, что движок был переделан на рем. заводе из 1 серии в 3 и ему оставалось отработать последние 100 часов перед списанием. Вторым в спарке стоял новый движок 4 серии, и он, естественно, тащил, отсюда и большая вилка.
Viktor
06.05.2006 07:27
111:

Сие который раз доказывает, что знания, как и красота-страшная сила !
У нас был бортмеханик-заочник, ещё на МИ-4, так вот он умудрился покрасить выпускные патрубки на "четвёрке" серебрянкой ?! Когда успел только ? Начальника АТБ чуть кондрашка не хватила.

С уважением, Виктор
Viktor
06.05.2006 16:49
Просто рассказ:

У нас соцсоревноваения с Ми-8, мы оба делаем гравику в Кзыл-ординской области.
Толик Р., командир Ми-8 с экипажем и я с техником Юрой К. живём в старом порту
на окраине города. Нас, таких командировочных здесь, раз-два и обчёлся, все живут по домам , только аэрофлотовцев хрен носит по Казахстану.
Утром собираемся огромной кодлой и идём на вылет, геологи тоже наши, Алма-атинцы. Зачем им восьмёрка, непонятно, наверно жгут деньги, что бы по плану в следующем году не урезали часы, наверно. Разбредаемся по степям, к обеду подтягиваемся в порт, обед, дело святое, повариха вкусно готовит и пищеблок наше любимое, после поспать, место.

Работали мы, работали и стали наши маршруты с восьмёркой пересекаться- общая опорная точка образовалась, холмик метров тридцати , торчит как пуп посреди степи и песков.
А восьмёрка свою команду как высыпет, как разбежится она по маленькому и большому,
так мне хоть не садись, они редко выключаются, стоят, молотят, а мои геологи не любят лишнего шума и тряски рядом с собой и их прибором.
Пару раз прилетел я позже на несколько минут , вот тебе и пожалуста !

Вылетаем мы теперь вместе из порта и идём на опорную, тягаться с восьмёркой напряжно, скорости несопоставимые, да ещё и машинка слабенькая. Я улетаю домой на пересменку, а Серёжа Б., остался вместо меня. У него серьёзно забарахлил один движок и ему его стали менять. Когда я прилетел обратно, Сергея уже не было, мы разминулись в дороге,
а ребята, механцы говорят: Витька, машина зверь стала.
Да ладно вам, говорю, знаю я ваших зверей, при плюс тридцать пять-сорок выше чего, сами знаете. Сколько раз приходилось с полной заправкой гнать , взлетая с разбегом, как самолёт, вертушку, что бы колёса оторвались, благо полоса была под Як-40, вполне приличная, беги не хочу.

Мы влезли в вертолёт вчетвером, да плюс полная заправка, да шмотки геологов, прибор, аккумуляторы и т.д. и поехали. Мама родная, машинку действительно не узнать-приходится 'удила' ей подтягивать - прёт как ненормальная, двести кмч , как здрасте ! Висит 'вне зоны' и ещё 'просит', как говорят автомобилисты, ну дела !

Толик мне сказал: Витя, даю тебе форы десять минут, вылетай первым, но смотри не успеешь на точку, ждать придётся.
Мы взлетели и понеслись, как скаженные, а я раньше, до отлёта домой, опорную точку запеленговал от двух мощных приводных радиостанций, но попользоваться не успел. Да ещё в последний день, перед отлётом домой, когда 'думал' на вершине холма, усёк много битого стекла, валяющегося за холмом, рядом с развалинами какого то сарая.
Та-ак, думаю себе, солнышко встаёт на востоке, идёт через зенит на запад, а эта точка на севере от нас, значит, если стёкол понатыкать под разными ракурсами, то какое нибудь, да сверкнёт маячком мне, идущему с юга на север, а солнышка здесь, хоть ж-й ешь, извиняюсь.
Сказано-сделано, пока геологи раскачивались, я понатыкал штук тридцать осколков и поразбросал на южной стороне холма столь же. А вечером улетел домой.
Вобщем , мчим , да ещё и с форой , по пеленгу от Кзыл-орды. Расстояние до точки приличное-больше двухсот с лишним км, я периодически контролирую себя ещё и по боковой радиостанции, а сам жадно всматриваюсь в пески, не сверкнёт ли лучик.

Осталось по расчёту идти минут двадцать, как вдруг, сверкнула световая
иголка и пропала. Снова сверкнула и периодически пропадая, стала мигать ярче.
Неужто мои стёклышки светятся ? Подходим ближе, мои, сверкают, только несколько штук, остальные молчат. Плюхнули мы, выключились и народ совершает священный обряд облегчения на природе, на свежем воздухе, потом готовят свои приборы, а я быстренько меняю угол десятку стёклышек на холме.

Слышу хлопает лопотушками и свистит восьмёрка, но поздно, доктор, мы уже.
Толик стал в круг и ходит , смотрит на нас, когда управимся. Мы взетели и пошли на следующую опорную, а Толян, сел и стал делать свои дела. Слышу в эфире: на первый раз прощаю, форы больше не будет !
Да ладно, Толик, проигрывать тоже надо уметь , говорю.
Закончили работу и собираемся домой, рядом на опорную садится восьмёрка, выключается, мы калякаем и поехали. Восьмёрка взлетела через 5 минут, но я прибавил 'газку' сразу, после взлёта и у нас приличная фора.
Слышу, рассчётное дают, как у меня, ну уж хренушки, бубнит и свистит Двоечка и я с ней соглашаюсь.
Сели мы нюх в нюх, только я раньше Толика сказал: посадка !
Так что, поезд Ваш, Анатолий Батькович ушёл, след простыл, а мы с Двоечкой, здесь, первые.

На МИ-1, когда меня вводили в строй, мой кз говаривал: если хочешь точно прилететь в точку А, иди заранее уклоняясь, тогда будешь точно в степи знать - правее ты или левее, представляете ?
Зам командира ЛО, напутствовал: Иди сынок, от кочки к кочке, от ориентира к ориентиру значит. Что делать, карту я знал назубок, все ориентиры учтены, куда -откуда тянутся лэп, русла рек, приметные места в песках, наносил на карту. Пеленги брал и записывал туда же, сколько раз меня выручало на Двоечке отличное знание азбуки морзе на слух, а сейчас сын говорит: у меня две джипиэски, да плюс компаса, да ещё куча приборов. Вот красота ! Я до сих пор храню мои полётные карты, ребята - штурмана подарили, когда я на пенсию уходил, исчерканые линиями пути, по которым меня носила жизнь, пусть внуки смотрят, если им это будет интересно.
Как быстро только, пролетело всё, как в полёте, над землёй - матушкой .

кв
06.05.2006 16:55
Привет Мужики а как 9 мая праздновать будете
Viktor
06.05.2006 17:13
кв:
хотелось бы на природе, но что то погода сморщилась и наверно, надолго.
Viktor
07.05.2006 11:28

Отдайте ящик:

Третий раз переезжаем и третий раз Саньке не везёт - его станция оказывается рядом со старыми мусульманскими могилками, таких в огромной степи много. Когда то, здесь недалеко, был аул, деревня то есть, людей хоронили, потом время меняло условия жизни и село исчезало с лица земли, а могилы, никто с собой переезжая забирать не будет, вот и разбросаны по степи невысокие насыпи без надписей и оградок.

В очередной переезд наших станций, Сане везёт опять, под боком, в нескольких десятках метров старые, полустёртые с лица земли, захоронения.
Его уже трясёт от этого соседства, но судьба-индейка безжалостна, а повариха у него, дама с нервами, ей тем более не нравятся такое соседство, отсюда соответствующие капризы, хотя она и не начальник партии.

Они вздрагивают при виде этих холмиков потому, что рабочий в Сашином отряде, полез за 'драгоценностями'?! в провалившуюся могилку. Мусульмане хоронят усопших в нише, а не в самой яме, а яму потом закрывают жердями и засыпают землёй.
Вот 'искатель' и полез в эту яму и застрял- ни взад, ни вперёд, Сашка полез его вытаскивать, но через несколько мгновений, рабочий заорав так, что мурашки пошли по коже у всех услышавших этот рёв и по Сашке сверху, задом-наперёд топ, топ, топ, вылетел из склепа, хотя до этого не мог никак вылезти. Саня кое-как выполз, с большим желанием набить морду искателю, а тот, по прерии носится и рвёт на себе телогрейку, на рукаве которой, лента какая то болтается. Ну, догнал Саша мужика, а тот скинул телогрейку и чухнул в степь.
Что за чудеса, думает Сашок, смотрит, а в телогрейке змея, чёрная как смоль, толстая, кувыркается, треплет как собака тряпку. Оказывается змеюка впилась в рукав, облитый и пропитавшийся битумом и назад зубёнки вытащить не может, а может, и не хочет.
Повариха Сашкина глянула, обомлела и в обморок грохнулась. Отсюда и последствия теперь, женская натура нежная.

Санька приехал ко мне в гости, поболтать о том о сём , мы втроём поехали в этот сезон в поле - я, Саша и Дима . Они заочники политеха, а мне просто интересно, ну и романтика, тех лет, само собой, гитары, песни у костра, неплохое время было, я вам скажу.

Мы стоим возле палатки, разговариваем, курим, слушаем затихающую степь, отходящую ко сну, сверчки делают вступление в музыку ночи, смеёмся и вспоминаем наш переезд в поле, на грузовой платформе, по жд, нас тогда направили сопровождать груз экспедиции.

Уже было довольно темно, когда мы услышали шелест над головой и взглянув вверх, увидели мелькнувшую, огромных размеров тень - птица-не птица, орёл наверно, торопится однако, к орлихе, домой.
Скоро забыв об этом смеёмся, вспомнив, как Саня в туалет на открытой платформе на ходу поезда хаживал, когда мы из Алма-аты, ехали часов пять-семь без остановок, а я ему руки от борта отдирал, потому что он ничего не видел, сидя задом-наперёд за бортом платфомы, на двух выступах, по одному выступу на ногу.
А не видел потому, что глаза были залеплены брошеной им бумажкой, её подхватило , закрутило и , прилепило. Кто же отпустит руки, когда тебя мчит голой задницей вперёд по железной дороге, во тьме, да ещё и без устойчивой опоры под ногами ! Можете себе представить ? Нет?? Ну, то-то.

Подошла машина и Сашка уехал к себе, а я начал крутить любимую 'спидолу', предмет моей гордости, купил её в прошлый сезон в Калмыково. СтОила она, всю мою зарплату разнорабочего, аж 75 рублей . Поскольку нас кормили бесплатно, палатка есть, спальник есть, я махнул рукой и купил эту красавицу, сверкающую, с огромной новой шкалой, в отличие от маленькой у старой модели, с КВ диапазонами и вечерами, ко мне в гости приходили ребята и девчата, послушать музыку, поболтать.

Какой же был переполох и визг девчонок, услышав характерное змеиное шипенье, но я то знал, что это провод антенны, болтается в воздухе, незаземлённый и наэлектризованная от песчаной бури, она, шипит, искрясь и испуская разряды оранжевым шариком, но помалкивал и прижимавшуюся ко мне испуганную девчонку, успокаивал, дескать, да это-моя ручная змея, она мне палатку охраняет. Ну чего ты, она ручная ! Змея, конечно.

"Вылавливаю" красивую, незнакомую мелодию, заслушавшись, незаметно для себя, засыпаю.
Утром, перекусив, только успел сменить и проявить фотобумагу, как возле палаток приземлился вертолёт Ми-4 и военный солидный дядька, долго ходил вокруг да около, пока я не спросил его, что ему нужно, зачем прилетели. Тогда тот, пригнувшись ко мне, полушопотом стал спрашивать, не видел ли чего либо, вчера вечером странного, тут вспоминаю про птицу, или что то в этом роде. Дядька очень заинтересовался рассказом и предложил слетать с ними в том направлении, куда я показывал.
Какой разговор, только говорю, Саньку надо захватить, он лучше всё здесь знает, хотя, признаюсь, лукавил, просто Саше тоже будет интересно ну и так далее.

Мы забрали Сашку на его станции, летели всего три-четыре минуты к нему и полетели в направлении, куда вчера "это" прошуршало.
Пролетели минут десять, пятнадцать, стою на лестнице, у пилота за спиной и смотрю во все глаза - тьма приборов в кабине! Грохот стоит невообразимый, но мне дали наушники и какую то хреновину на резинке, обмотали вокруг горла.
Посмотрев вправо, вижу вдалеке длинную, чёрную борозду на рыжем пузе выгоревшей на солнце степи, будто огнём выжгло. Кричу пилоту и машу в сторону полосы. Вертолёт закладывает вираж и мы садимся возле неё, на конце взрыхленной полосы земли, уткнувшись носом , нарыв перед собой вал, стоял наклонившись на одно крыло самолёт - истребитель тех лет, по моему Миг-15.

Вертолёт выключился и мы окружили самолёт кольцом, внутрь не разрешали лезть, мы с Саней облазили всё вокруг, потрогали блестящие крылья, пытались заглянуть в кабину пилота, но там уже во всю шарил дядька в гражданской одежде, прилетевший с нами.
Я влез на крыло и наступил на плоскую пластину торчащую из крыла, она качнулась, а из кабины пилота раздался звук - тук !и мат(4эт.)гражданского мужика: слезь на х-н, смотрю, он за лоб держится. Ну я слез, само собой, зачем человека сердить.
Потом нас с Сашком отвели в сторону и долго пытали, что бы мы отдали какой то ящик, из-за которого часть расформируют и всех под суд отдадут. Да? Нас тоже ?
Нет, всех, в смысле военных, в смысле весь авиаполк. Мы не хотели, что бы кого нибудь расформировывали, но и сказать ничего не могли.
Ясное дело, вылупив глаза , открещивались как могли и от самолёта и от их долбаного ящика. Но нам не поверили, отвезли домой и улетели, пристращав.
После этого, ещё раз прилетал тот же дядька, с ним был тот же гражданский и они обмолвились, что пропал какой то сверхсекретный ящик. Похоже, что это был прибор, управляющий самолётом-мишенью, а это и была не сбитая мишень, благополучно приземлившаяся, когда кончилось топливо.
Что было дальше, мы так с Сашкой и не узнали, много видел военных без погон, может они ?(шутка)

А в очередной переезд Сашки, я стал возле могил, пусть передохнёт маленько. Да и отношения у него с поварихой вроде какие то, а мне всё равно что там, рядом, лишь бы не мешали.

Viktor
07.05.2006 17:23
Всех с праздником, а тех, кто имеет или имел отношение к связи, втч и себя, ОСОБО !
Eгор
07.05.2006 17:49
>Viktor:
Торопился Вас поздравить с праздником, а вот "успел" только под вечер.И тем более в кавычках, что Вы нас опередили! Ну, 73!
От Ваших рассказов веет такой теплотой и душевностью, что завораживает. И вот, как результат, надолго подсел, что называется, "на иглу" начатой Вами ветки. Ну или, если сказать по другому, избегая модного эпитета, тонко настроил свой "душевный контур" на Вашу частоту. Очень хорошо! Успехов, удачи и здоровья Вам и Вашим близким.
Всех с праздником!
Viktor
07.05.2006 20:05
Спасибо, Егор !

И я тебя поздравляю с праздником, похоже что человек, знающий что такое 73 , контур и частота, имеет отношение к этому празднику. Так что тебе 88 в личной жизни и спасибо за тёплые слова, они помогают мне в моих попытках своими словами рассказать вам обо всём, точнее почти обо всём, что мне было интересно делать самому.

С уважением, Виктор
DmitriySk
08.05.2006 00:01
Привет всем.
Я учился в Сумском ДОСААФ, 90-91 годы. До сих пор вспоминаю об этом времени, как одном из лучших в моей жизни.
Может, не в тему, по поводу движков для МИ-2. Незнаю, насколько правда- наш комэск говорил, что канадцы покупают (или покупали) МИ-2, и ставили на них свои движки помощнее, и получалась еще та ласточка.
Еще раз всем привет и с праздником наступающим!!!
Viktor
08.05.2006 07:31
DmitriySk:

С праздником, насколько я знаю, движки канадские поляки ставят на свои Двоечки и действительно получается "ласточка". По моему по 450 лошадок двигатель.
Чем теперь занимаешься ? С авиацией связаны ?

С уважением, Виктор

Observer
08.05.2006 08:04
Всех с наступающим праздником Победы!

Viktor, Вам особое "спасибо" за истории, смысл и значение которых выходит далеко за пределы темы об особенностях эксплуатации Ми-2. Редкий случай, когда летчик, любяший летать, еще любит и умеет обо всем этом писать. По пальцам пересчитать таких можно.

Я имел дело с Ми-2, и то эпизодически в славной отдельной 9-й овэ в Германии еще в 1976-78 гг. Они у нас там числились артиллерийскими корректировщиками, но, фактически, носились как мотоциклы во всех возможных направлениях и по любым заданиям. Особых хлопот никому не доставляли, правда, спецы по ВД были матерые: в основном, лет за сорок (одному старлею было 48 лет), да и спирта могли выкушать трехлитровую банку на двоих запросто...

Вопрос знатокам: чем внешне отличался от других спецов техник-радист, обслуживающий Ми-2?
Viktor
08.05.2006 08:29
Observer:

С праздником, спасибо большое за отзыв.
Я очень редко видел военные Двоечки в Казахстане и мне очень интересны любые сведения и отзывы людей летавших на них в ВВС, видел только, что взлётный вес у военных больше на сто килограмм, в книге принятия решения на вылет в АДП. Необязательно что бы это были отзывы лётчиков, хоть и хотелось бы, но любые заметки любого человека, имевшего дело с военной Двоечкой я с удовольствием выслушаю.

По вопросу на сообразительность:
может он(техник) был обязательно маленького роста ?
Что бы мог в балку влезть. Нет?

С уважением, Виктор
Alexz
08.05.2006 08:37
Всех с наступающим праздником Победы!

Observer:
Наверно ростом, Олег спец рост за 180см упитаный, до сих пор вспоминает тот день , когда пришлось менять антенну УКВ, а ведь есть ещё радиовысотомер.

Viktor:
На http://www.airwar.ru/enc/uh/ka ... есть описание вертолёта Kania доработанный Ми-2.
Viktor
08.05.2006 08:44
Алмазу:

Спасибо, Алмаз, с праздником !
Моему сыну поляки присылали проспект по "Кане" и видеокассету с полётами. Впечатляет, конечно.
Мне кажется, мы(снговцы) с поляками быстрее нашли бы общий язык по применению "мелких" вертолётов, чем с более западными буржуа !

С уважением, Виктор
Viktor
08.05.2006 14:48
Alexz:

Александр, прости ради Бога, я тебя по запарке, убегая, с Алмазом перепутал.
С праздником тебя !

С уважением, Виктор
Viktor
08.05.2006 15:04

Группа:

Дверь в эскадрилью широко распахнулась и смех стих, как по команде, так входил только хозяин, командир лётного отряда , мы встали приветствуя его, он обвёл глазами всех, пожевал губами и изрек: ржёте, кони ! Ну, ржите дальше и повернулся уходить, потом остановился и держась за ручку двери добавил: пять двоек отдаём Гурьеву, поведёшь группу, сказал глядя на меня и ты пойдёшь с ним, ткнул пальцем в Николая Б., моего бывшего комэску, которого сняли с командной должности, как и меня, после моей аварии на тренировке, связанной с выполнением авторотации в учебных целях.
Мы переглянулись, старый приём ротации, ты начальник , а я, нет! и т.д.
Народ смотрит теперь на меня, а что смотреть, все ребята самостоятельные:
готовимся , говорю, получайте всё необходимое , карты готовьте каждый свои, мало ли что может быть при перелёте. А я пойду посмотрю маршрут.
Посмотрели с Николаем и решили, что самый спокойный маршрут для нас, через Джезказган, севером. Что и сообщили народу, готовимся конкретно через "Джез".
Всем выбрать себе борт, обгонять и устранить все замечания, которые выявите, говорю своему самостоятельному народу. Вперёд !
Утром, перед вылетом, в общих чертах распределил, кто за кем и номера по порядку в строю, что бы я, идущий впереди, знал, кто где находится и что у него происходит.
Николай, если не возражаешь, ты замыкающий, будешь за нами присматривать, для тебя мы сзади будем как на ладони, всё что заслуживает внимания, докладывать. После опробывания матчасти, выключиться, долить под пробки керосинку и доложить по радио замечания и готовность к вылету, вперед !
Со мной мой сын, курсант второго курса Бугурусланского училища, в отпуске, попросился в перелёт.
Поехали ребята, с Богом ! Мы взлетели с небольшой задержкой, пока все проверили свои борты и дозаправились. Полёты группой для Аэрофлота, тем более вертолётчиков ГА, явление неожиданное, но ничего, идти нам ого-го, научимся.Поначалу шли, как бык пос-л, кто в лес, кто по дрова, потом вытянулись клином и вытянув шеи и наклонив конуса винтов вперёд, потянулись, покачиваясь, разбредаясь и собираясь, на север, в г.Балхаш, наш первый пункт дозаправки.

Через час сорок, прозвучал первый доклад, от одного из ведомых, пошёл основной бак, по моей просьбе, каждый должен был доложить о начале расходования основного бака, что бы я имел представление о наших возможностях по топливу и расстоянию, перелёты приличные, около пятисот км, идти с востока на запад, ушки надо держать топориком, я не один.
У меня неожиданно заработал 'автопилот'- сын изъявил желание попробовать свои силы в пилотировании вертушки. Почему бы нет , дерзай ! И мы вначале крупной волной , а потом всё более мелкой, вниз-вверх идём впереди. Народ наверно диву даётся, ну даёт пилот первого класса, ничего, хоть не уснут, глядя на нас.
Первая дозаправка в Балхаше, как настрой, как дела, замечания, показывают большой палец, ну и хорошо, поехали дальше. Народ уже маленько привык к строю, и мы растянувшись, идём гуськом теперь уже на запад-северо-запад, в Жайрем, небольшой МВЛ овский портик, построенный для вахтовиков работающих на руднике, с асфальтовой полосой под Як-40 и Л-410. "Пилим" потихоньку, путевая небольшая, но меня это особо не беспокоит, этот перелёт относительно короткий, около четырёхсот км, чуть меньше. Начало лета, радует глаз зелень полей, перемежающаяся красными пятнами маков, да серо-жёлтыми проплешинами каменистой поверхности, невысоких, очень старых горушек. Лёгкая дымочка заволакивает горизонт и облегчает пилотирование сыну- он как и все начинающие на новой технике быстрее схватывает полёт по приборам, и авиагоризонт для него понятней чем горизонт, в огромном остеклении окна, по сравнении с Ан-2. И привычного капота он не видит перед собой, потому и крутит всматриваясь в приборы, а мне остаётся только посматривать на карту , да слушать, что мои борты докладывают.
Проходим Каражал, тоже небольшенький грунтовый аэродром, где когда то кипела жизнь, в шестидесятых, начале семидесятых, во времена освоения месторождений, на нём приземлялись Ил-14 и Ли-2, очень мною уважаемые, да я думаю, что, огромное количество лётчиков с лаской вспоминают эту технику.
Под Байконуром, есть умирающий портик Джусалы, когда то, он был транзитным при перелётах из Москвы в Ташкент, да и летавшие за рубеж, на восток Илы и Ли , стелили винтами траву этого незаслуженно забытого аэродрома.
Как всё таки скоротечна жизнь, а жизнь лётчика от комиссии до комиссиии, ещё короче !
Выходим на связь с Каражалом, даём пролёт группой, пять бортов, и прощаемся, связь с Жайремом установили, до свиданья. Диспетчер с сильным местным акцентом прощается с нами, ещё один представитель коренной нации, теряет навыки и квалификацию, да и работу, наверняка, за отсутствием надобности, закроют порт. Для этого редкозаселённого края - маленькая трагедия потеря работы, хотя, местное население-народ
оптимистичный, доброжелательный и гостеприимный, последнего барана зарежут для гостя, который может из-за спешки и не успеть поробовать свежатинки - бараньей головы глаз или уха, лакомства степняков.
Устанавливаем связь с Жайремом и растянувшись вереницей, идём на посадку, колОнок для заправки только две и мы заправившись, отруливаем и становимся в линейку, ждём всех.
В этот раз, взлетев, идём на двести метров, местность нам позволяет и мы идём низэнько над бескрайней степью, каждый раз поражаясь, насколько велика и необьятна она.
Видны редкие точки механизированных ферм, а автодорога на Джезказган , иногда делающая петли под нами, мы идём вдоль неё, пустынна, редкая машина пройдёт .
Чуствуется незначительный, но имеющийся уклон местности с севера на юг-множество сухих и 'мокрых' русел, показывают, что весной, когда здесь тает снег, водицы хоть отбавляй, а значит всё живое, запасается этой живительной влагой, а местный народ стремится стать кочевьем там, где есть ключ или 'старица', заполненная водой от таяния снега или глубокий искусственный колодец с мотонасосом во главе, крутнул маховик мотопомпы и затарахтел Уд-1, поднимая из глубин водицу, влагу жизнии выливая её в длиннющий желоб, заканчивающийся корытом, персон на сто.
Подходим к 'Джезу', как сокращённо назывют его многие, устанавливаем связь и благополучно приземляемся в аэропорту промышленного г. Джезказган, расположенного почти в центре огромной карты Казахстана. Здесь расстояния измеряются на сотни и тысячи км, от населённого пункта до населённого пункта. Идём устраиваться на ночь, бесплатная гостиница нам не 'прорезалась' и мы оплачиваем за сутки, это минимум оплаты.
Предусмотрительно захваченный с собой дежурный провиант - са-ало , чёрный хлеб, лучок, чаёк, сахарок, делает нас автономными и даже отсутствие горячей воды не смущает, я с собой вожу здоровенный кипятильник , купленный в 'хозмаге' давным-давно, он мне служит верой и правдой. Нагреваю ведро воды и принимаю душ сам и предлагаю всем желающим, кое кто присоединяется, а кому то пришлось в принудительном порядке смыть 'трудовой, добытый в учёбе' пот. Перекусываем, чем Бог послал и обсуждаем перелёт, у всех приподнятое настроение. Хорошая погода, новизна ощущений и молодость , делают своё дело.
Ну и хорошо, значит, завтра пойдём дальше, через Тургай , на Актюбинск, там переночуем и, рывок на Гурьев. Ночь на новом месте не очень пришлась по вкусу, постоянно горящие фонари под окном смазали полноценный отдых, но кто в тридцать лет долго спит ? Утром, повторив вечернюю трапезу, свежие и бодрые готовимся к вылету.
Метео преподносит неприятный сюрпрайз, по маршруту временами прогнозируется сильный сдвиг ветра, а поскольку он относится к опасным метеоявлениям, вылетать мы
не имеем права.
Взроптавший было народ быстро успокаиваю, ну что вы волнуетесь, светлого времени -вагон, будет корректив и пойдём, отдыхайте пока, кто где.
Дожидаюсь очередного прогноза , беру фактические погоды отовсюду, откуда только можно, анализируем с синоптиком , доброжелательной русской женщиной, приятной гражданской наружности ситюэйшн и приходим к консенсусу, лететь можно, пишите прогноз, а я соберу разбредшую по аэровокзалу, свою лётноподъёмную публику.
На этот раз нам пришлось забраться повыше, несколько горушек по маршруту в ширине трассы МВЛ 2 й категории, обязывают идти на безопаной высоте, как в горной местности, а мы ещё и группа. Ну и что, да хоть на 'ешелоне', и мы пилим на безопасной, против ветра, путевая скорость аховая, сто раз смотрю за борт , а горушка сбоку продвинулась на миллиметры !
Но я нахожу себе развлечение и пока 'автопилот', сопя , крутит, считаю ракеты, которыми усыпана степь в этом пустом от людей месте. Насчитал около трёхсот и сбился
А по новой, начинать неохота и я позапрашивал ребят, о обстановке и настроении, все бодрые, обстановка хорошая, идём в строю.
Думаю, военные лётчики, глянув на наш строй , приняли бы нас, за летающие в безпорядке куски бумаги из клозета, но нам казалось, хоть на параде выступай.
Перелёт большой, 'автопилот' подустал и я берусь покрутить, говорю, уже хорошо получается, тяжело в учении и т.д. , теперь сын считает ракеты, валяющиеся
на необъятных просторах Джезказганской , переходящей в Тургайскую, областей.
Идём вдоль глубокого старого русла, когда то бывшего, судя по размерам, приличной рекой, куда её дело безжалостное время ?
Очень редко попадаются небольшие фермы: 'кошара' -загон для скота, небольшой домик, советской постройки, потому что белый, побеленый значит, местные ребята свои дома не белят, тракторишко и пятна, от смены мест юрты, летнего жилища , вот и весь набор.
Болтанки, присущей этому времени года, практически нет, вертолёт идёт как утюг, мысли и воспоминания нахлынули сами-собой.
Вспоминаю, как пацаненком, страшно боящимся нашей стремительной , широченной, всегда ледяной реки Уба, на границе Восточного Казахстана и Алтайского края,
плыл с кем, уже не помню, через реку на лодке, которую несло как щепку, на ту сторону, где никто из нас, пацанов никогда не ступал, настолько неприступна и сурова была река.
А плыли мы огромной толпой кто на чём, посмотреть на диво - крохотную грохочущую, сильней С-100, огромного бульдозера, тех времён, железную птицу, без крыльев, но с вращающимися досками и пропеллером сзади, который сел почему то за речкой, больного нужно было забрать, случай беспрецедентный для нас, живущих на отшибе от цивилизации, в глухой лесозаготовительной деревушке с непонятным названием: Карагужиха.
Больным был, мой сосед по бараку, где я жил с отцом и матерью - лесник Алёша, красивый, статный мужчина, его ударила, испугавшись в лесу, собственная лошадь в лицо. Там он лежал без сознания очень долго, а потом, прийдя в себя, заполз на лошадь и она принесла его домой !
А жена бросила , когда он вернулся домой, не смогла перенести страшной маски вместо лица, вот судьбина у мужика, наверно, жалел, что не умер в лесу !
Меня отрывает от воспоминаний голос в наушниках-'Джез' интересуется, где находимся и как обстановка, рапортую, всё нормально, выход из зоны, связь с Актюбинском, доложим.
Группа докладывает-всё в порядке и мы , пройдя участок с горушками снижаемся, что бы уменьшить воздействие встречного ветра на высоте, скорость на снижении растёт прямо пропорционально приближению к очередному пункту дозаправки, Тургаю, расположенном в 470 км восточнее г. Актюбинск.
Быстренько, предвкушая перекур в Актюбинске, заправляемся и, ребята докладывают, что керосина с таким встречным ветром по расчёту не хватает, т.е. официально не хватает. Был бы это один мой борт, я себе даже голову не забивал бы, но мы - группа, значит , официальный расчёт распространяется на всех, тем более , у одного, повышенный расход топлива.
Иду на радиостанцию и прошу радиооператора вызвать Челкар, там есть керосин. Он нам не очень подходит, но для проформы я должен обеспечить нормальный план полёта для группы. Оператор спрашивает, какая частота и я на память называю ему частоту, он настраивает станцию и, Челкар не отвечает, скорее всего у него нет никого, ожидаемого в планах.
Тогда настраивай Актюбинск, лётный канал, частота такая то, он быстро настраивает и я под своим бортовым номером вызываю Актюбинск и 'пытаю' его, работает ли вертолёт на 14й компрессорной станции, он у нас на пути и выпытав номер борта зову Ми-2, Усть каменогорский, он меня не слышит и Актюбинск ретранслирует ему мои вопросы о возможности дозаправки пяти Ми-2 шек по 100-200 литров на нос. Тот даёт добро, дай бог ему здоровья и мы бежим вылетать, насиделись в духоте, рвёмся в небо. Но, у Вовки, моего соседа, не запускается движок и мы ждём, ждём, одна попытка, вторая, третья, машет- аккумуляторы сели. Даю ему свои, запустившись предварительно, а его втыкаю себе. Есть запуск, поехали !
Пилим в мареве на Актюбинск, ох не зря припекает , грозючку напечёт, точно.Идём растянувшись, клином назвать, клин оскорбить, короче, пилим 'цугом'.
Совершенно безлюдная местность, недаром сюда падают остатки ракет, после неудавшихся запусков на космодроме Байконур, за весь полёт видел одну крохотную фермочку, под железной крышей наверно живёт или совсем без нервов.
Прпоходим Кс-14 и я запрашиваю каждый свой борт о продолжении полёта на Актюбинск. Если хоть один будет дозаправляться, присядем и мы, плеснём по сто литров. Но все бодро рапортуют: принимаю решение на продолжение полёта, топлива столько то, по расчёту столько то. Ну и слава Богу, вперёд, на Актюбинск, тем более, осталось лететь - кот наплакал.
Перед Актюбинском, как я и предполагал, нас стала прижимать внутримассовая грозючка и я дал команду увеличить скорость до максимальной, что бы проскочить перед ней.
Мы вихрем прошмыгнули перед самым носом пыльной бури и уже заходим на посадку в Актюбинске, городе, где много пришлось пожить и поработать на нефтепровод, забирать из ремонта Двоечки, пересаживаться на рейс до Гурьева, когда ходил попрыгунчик- Ан-24.
Пока дойдёт до Актюбинска три-четыре посадки сделает, отсюда и название рейса.
Здесь, когда строили новое здание порта, стояли вагончики в начале семидесятых и мы дожидаясь рейса, бегали по очереди, пить обжигающий кофе, что бы согреться, морозы с ветерком здесь, нормальное явление.
Однажды, оставили охранять вещи, техника Колю И., и разбрелись, кто куда, объявили посадку, мы примчались, расхватали своё, а Коли нет, бежим на посадку, садимся
на рейс, Коли нет, просим девчонок подождать.
Смотрим, идёт Коля, качаясь, несёт кучу сумок , матом в пять этажей кроет всех, от начальника управления до уборщицы и орёт нам, выглядывающим, как воробьи из Ан-24: вы бл. что, я вам бл. что, носильщик, ваши вещи таскать, я вот бл. счас кину их на х. и бл. заеб.ь со своими чемоданами, на что я , осторожно так, Коле говорю:
Коль, ты не волнуйся, мы все здесь, и вещи наши тоже здесь, ты не волнуйся !
Лучше бы я этого не говорил, воспроизвести всё, что сказал Коля, невозможно, оно не воспроизводимо, его надо видеть. Он бросает все манатки, кроме своих и рысью в самолёт изрыгая эпитеты, достойные Пушкина, а девчушка на 'посадке' ему и говорит: мущина, это как, а кто будет их взад нести !
Короче говоря, мы ждали, пока Коля соберёт вещи, потом не выдержав, вытирая сопли, слёзы, икая, попёрли всё назад. Недюжинной силы человек, Коля !
Нас ласково встречает Актюбинск и мы идёи есть пельмешки на ужин, напротив старой гостиницы, столовая авиаремзавода. На этом заводе чинят наши Двоечки и нам всё очень даже привычно, мы здесь частые гости.
Поев пельмешек, собираемся в комнате, зале Чайковского, названном так из-за необъятных размеров, похожем на концертный зал. Выпиваем по стаканчику 'сухача', гуторим и посмотрев дежурную передачу новостей, идём бай бай.

Нас утро встречает прохладой, как в песне, мы идём боевым порядком на Кульсары, там есть керосин и это мои родные места, годы на Ми-1, МИ-4 прошли вокруг Кульсаров, Бейнеу, Сай-утесов, Макатов, Индеров и т.д. и т.п.
Пересекаем нефтепровод Актюбинск-Гурьев, над которым лежат, наверно тонны сгоревшего за годы его патрулирования, авиабензина, по этому ответвлению, я увёз спящий экипаж в Кульсары, вместо Маката на МИ-4. Проходим ст. Караул кельды, от которой мы с Вовкой шли пешком в степь, разыскивая экспедицию, ё-моё !
Кричу Гурьеву по связной: группа, пять бортов из Актюбинска к вам, через Кульсары и т.д.
Разрешает, входите, доложите, доложим, говорю.
Назад на Актюбинскую частоту, но он меня не слышит и тогда я зову на УКВ по старой привычке, кто име-еет связь с Актюбинском, ответьте бедным , несчастным !
Отзывется знакомый голос, наши восьмёрошники бороздят актюбинские степи, возят вахты сы и на буровые, лично Михаил Васильич, известный командир вертолёта отвечает: давай Витя РД , передам Актюбинску. Я передаю, он уважительно транслирует Актюбинску: пять бортов и т.д. Ты куда их Витя, неужто дарим ? Дарим Васильич, сердце кровью обливается. Ну счастливо вам , ребята, до встречи дома ! И тебе, Васильич, счастливо !
Кульсары встречают невыносимым пеклом, гнусом, лезущим во все мыслимые дырки и мы бысто заправившись, махнули на окончательный в этой командировке курс, на запад, на Гурьев !
Идём, переговариваясь, строим планы насчёт полёта домой, только мой 'автопилот',
добросовестно 'открутивший' с десяток часов на Двоечке, вместо своего Ан-2, грустит, у него нет билета на обратную дорогу, да и кто бы ему его в те, золотые годы, покупал, сыну аэрофлотовца ? Возьмут 'зайцОм', никуда не денутся.
Входим в зону управления 'круга' Гурьева и диспетчер вещает: ждём вас, приготовили вам места на вертолётной стоянке, садиться в размеченный круг и отруливать по команде встречающего. Ну, вот и заканчивается наш полёт в группе, единственный раз в жизни, с хорошими ребятами, в хорошую погоду, над родными сердцу местами, название которым -Казахстан.
Даю команду группе: увеличить интервалы, расчёт на посадку самостоятельно,
'Скандинав' - первый, на прямой к посадке готов.


Helipilot
09.05.2006 00:09
From Viktor: Рассказы интересные, где ты их переписываешь, опытному пилоту не знать что такое АТ и Камов-27 просто смешно, может ты не знаешь что такое КЗ, КАЭ, П\И, или забыл, тогда откуда такая память на басни?
Viktor
09.05.2006 07:00
Helicpilotu:

Не заедайся и не нарывайся, есть такая книжка, можешь почитать и спишешь оттуда, она называется: моя жизнь.
Лучше давай, расскажи чего нибудь, наверняка есть что рассказать.

С уважением, Виктор
Егор
09.05.2006 08:19
>Helipilot:
What a hell 'from Viktor', dear? I you address your message to the person, say 'to Viktor', not 'from'. Это во-первых. Если дужищще, вы так любите английский язык, как продекларировали с первого слова. Во-вторых, смешливый вы наш, аббревиатуры имеют много значений и толкований применительно к сферам деятельности, а приведенные вами, надеюсь, имеют отношения к должностям летного состава (ЛС), а не к Лекарственным Средствам, Лабораториям Связи, Литературным Сборникам там или прочим Лазерным Системам? Так это автор знает не хуже нас с вами, потрудитесь пройтись по всей ветке и вам это станет очевидным. И в четвертых, товарищ Короткое Замыкание или Коммутатор Автомобильный Электронный, вы не заметили самого главного в том, о чем пишет автор. А вот здесь боюсь утомить перечислением. Это и любовь к выбранному делу, и романтика молодости, и ностальгия по ушедшей эпохе, и гордость за выполненную с честью работу, и много еще всего, чего и словами-то не опишешь. Неужели вы всего этого не заметили, уважаемый? И заканчиваю, а то боюсь утомить. У психиатров есть такой термин, профессиональный идиотизм, ПИ сокращенно, кстати, ничего не напоминает? Попробуйте найти определение своими словами. Надеюсь, у вас получится.

> Viktop:
вот Вам и ООС (радиотехнический термин).

Всех с праздником, HP (chopper pilot), удачи в небе и не только.
Извините, если утомил.
Viktor
09.05.2006 09:03
Максимыч:
(повтор)
куда потерялся, давно на ветке не было, какие соображения насчёт авторотации, делал ли сам без движков ? Что думаешь по поводу диапазона, описанного в статье - 83-88 % ?
Всё дело в том, на мой взгляд, что на 83 %, будет одна вертикальная, а на 88 на треть больше. Поэтому всё хорошо в этом рассказе, кроме большой вилки.
Что думаешь по моемУ варианту, снижение на минимальных оборотах винта, на небольшой скорости,
+ во время торможения, обороты ещё увеличатся ?
Посмотрел ли посадку автожира ? Конечно массы автожира и трёхтонного вертолёта при максимальных позициях несравнимы, но в обоих случаях вес летательного апп. работает на вращение винта, согласись.
А что скажет, уважаемый L_13 ?

С уважением, Виктор
Viktor
09.05.2006 09:08
Егору:
Да это он так, с просонку, не ругайся.

Всех, всех входящих, с Огромным Праздником Победы, значение которой ещё долго будет доходить до нас, главное, что бы наши внуки не забыли, кто кого победил !

С уважением, Виктор
Пишите, иссякаю.
Егор
09.05.2006 10:11
>Helipilot:
Извиняюсь очень, резковато у меня получилось, Виктор, Вы правы. Прошу амнистию по праздничному поводу.Надеюсь, Helipilot не успел обидеться.
Всем удачи.
Viktor
09.05.2006 11:44
Ребята Всех ещё раз! вспомнил маленький эпизод, который и предлагаю ВАШЕМУ вниманию:
Самое начало 80-х

Я гоню вертушку в "одиночку" из Туркестана и не успеваю проскочить до Джамбула, до захода солнышка меньше часа, а мне идти даже напрямую, через горы, час, поэтому придётся ночевать в Чимкенте.
Не люблю я Чимкентский аэропорт, вечная толкотня шныряющих туда-сюда, каких то пронырливых ребят, нет гостиницы для 'чужого' лётного состава, есть правда 'зал чайковского', но попасть туда не всегда удаётся. Уже в космос летаем, а перестроить порт никак не могут. Ставлю в план на завтра вертолёт всякими путями, привычка - керосин есть, пути нет, путь есть, погоды нет, погода есть, керосина мало ! Пути нет, это когда военные ребята 'кислород' перекрывают.

Диспетчер в АДП, Усман, шустрый местный парнишка, нудит, ему не нравится, что я заставляю его делать работу, а сам делаю свою, я имею в виду писанину с квадратами , пунктамии т.д.
Открывается дверь и влетает группа ребят, в форме без знаков различия, весёлые и шумные.
Командир, говорит один из них диспетчеру, нам надо завтра, в восемь ноль ноль, 'взмыть' на Бурундай.
Диспетчер, не глядя на них, отвечает: ставьте в план и подаёт бланк. Ребята долго пялятся на него и я говорю им , списывайте у меня, я уже заканчиваю, пойдём вместе, я тоже 'бурундаец', только сосед ваш, гражданский.
На что диспетчер, сдвинув брови, спросил: какой номер борта, какие документы есть у вас, задание на полёт и т.д.
Ребята переглянулись и невысокого росточка, худощавый молодой человек, подал диспетчеру связку ключей с металлическим жетоном и номером на нём.
Что это, грозно спросил диспетчер ?
Это все наши документы, ответил тот же, невысокий.
А задание, повысил голос диспетчер ?
Это всё, что у нас есть, повторил невысокий, ещё есть вертолёт, номер его на жетоне.
Ещё фамилии членов экипажа могу сказать.

Я не могу на основании этого, поставить вас в план . Тогда невысокий попросил: можно один, маленький звоночек сделать ?
Усман нехотя разрешил и невысокий, я так думаю, старший в экипаже, командир,
все помалкивали, пока он говорил, набрал номер и сказав два слова, передал трубку диспетчеру - Вас просят к телефону.
Усман с недовольной гримаской взял трубку и успел проговорить несколько фраз, потом побледнел и вскочив , сказал: понял ! И тихо положил трубку на место.

Сел и не поднимая глаз, процедил сквозь зубы: я буду спрашивать, вы отвечайте.
Попробуем, ответил командир и через десять минут закончив, так же шумно вышли на улицу. Я подал свои документы, диспетчер, не глядя сунул их в стол.
А гостиница, спрашиваю ? Гостиницы нет, отрезал диспетчер. Езжайте в город и назвал мне адрес общежития какого то завода.
А чтоб тебя, ругнулся я про себя, надо было не вылетать 'под заход', переночевал бы в Туркестане , а завтра, с утра пораньше, пронёсся бы до дому.
Но делать нечего , иду на вертолёт, взять походный сумарь с , не скажу с чем, да и сдать под охрану корабь.
Возле моей вертушки , на крохотной вертолётной площадке, стоит весь закопчёный, как стекло для солнечного затмения, с дырками в фюзеляже , без опознавательных знаков, МИ-24.
Я его раньше видел только издалека, а тут такое соседство.
Подхожу ближе, смотрю, знакомый народ, пересмеиваясь и напевая про 'штаны, что в музее будут болтаться, сотни женщин придут, чтоб на них посмотреть и руками за них подержаться:', собирает нехитрые манатки.
Увидели меня , подошли, я им предложил поехать вместе в общагу, адрес которой мне дал диспетчер. Они говорят, нам он , диспетчер, тоже черкнул этот адрес, знаешь где это ?
Нет, не знаю, но язык нас не только до Киева может довести, поехали ?
Поехали, говорят.
Мы нашли с горем пополам, обшарпанную общагу на окраине Чимкента, ну погоди, Усман, отольются наши слёзки, подумал я , но озвучивать не стал.

Ребята смеялись, как могут смеяться молодые, вырвавшиеся из ада, двадцатипяти-тридцатилетние ребята. Мы купили по дороге пивка и благополучно переночевали в 'берлоге', как окрестил я эту завалюху, под названием 'общежитие'.
Они мало говорили о себе, но из обрывков я понял, что идут из Афгана, домой, в Бурундай. Значит, 'погранцы', отметил я для себя, командира звали Андрей, по моему.
Чувствуется, что ребятам пришлось немало хлебнуть 'на той стороне', это, им то, советским лётчикам, которым все жужжали: Миру-мир, Нет войне ! и т.д. Вот и дожужжались !

Только жужжать и служить, понятия далёкие друг от друга, 'гражданским' можно базлать на пьяных демонстрациях всё что угодно, а такие же как мы пацаны, прикованные к своему 'рабочему станку' под названием воздушное судно, тип не важен, присягой, не могут иметь своего мнения или точнее, иметь могут, высказывать и дебатировать -нет.
Есть приказ и долой сомненья, нравится тебе или не нравится, никого не интересует !

Мы провели вместе ночку, разговаривали, смеялись, избегая 'забугорной' темы, а утром, поехали в порт и я их начал тормошить- ну что, воины, кто вперёд упадёт в Джамбуле !
Я не знал тогда ещё, как, может носиться 'Двадцатьчетвёрка'.
Андрей говорит, о кей, Витька, фору тебе десять минут, потом не обижайся, если мы тебе 'волну' устроим.
А я знал, что их не пустят напрямую, через горы, трасса-есть трасса. Я стою в плане, как угодно, хоть через луну, если керосина хватит. Поэтому, подозревая серьёзную 'схватку',
решил, что пойду напрямую. Пока ребята будут чесать через Акколь и геоточку, это хрен знает сколько км, я с 'ласточкой', мухой проскочу через перевал и буду пожинать 'лавры' в Джамбуле.

Но моим 'вероломным' планам не суждено было сбыться, хоть я и нёсся, как оглашенный, считая, что МЫ будем первыми, (что взять с пацана, не судите строго) но заходя на посадку в Джамбуле увидел, как потихоньку вращаются лопасти 'Двадцатьчетвёрки', останавливаясь.
Не может быть, это какая же скорость была у них ? Фантастика !

Улыбаются ребята , глядя, как я подхожу к ним в Джамбуле.
Витя, не горюй, мы тебе форы больше дадим, хочешь, мы завтра вылетим, а ты сегодня ?
У-у, нахалы, смеюсь я, вас то, вон сколько, вот вы и гребёте вёслами все, а я один-одинёшенек.
Как пойдёте, спрашиваю, через Новотроицк, отвечают.
Ясно, а я пойду через Луговую, Мерке, на Георгиевку, у меня керосина впритык.
Взлетаю из Джамбула и иду на 'железку', а через десять минут, слышу голос Андрея, докладывающего взлёт, выход на курс, на Новотроицк.

Счастливо, ребята, удачи вам ! И тебе удачи, может свидимся ещё !
Может.
Но не довелось, кто знает, куда забросила их и как распорядилась -Её Величество Су
Viktor
09.05.2006 11:46
Судьба, конечно, пардон !
Максимыч
09.05.2006 12:04
Всех с праздником Победы!
Короткая побывка из командировки на праздник, рад видеть отчаянных пилотов на форуме!
Виктору:
На Ми-2 на авторотации не садился, только на "Восьмёрке". По общему мнению, из отечественных вертолётов Ми-8 проще всех при посадке без движков. По своим впечатлениям, вертикальная скорость в момент посадки на РСНВ не отличается от Vy при посадке по-самолётному. Нужно только учитывать другую перебалансировку при взятии общего шага и чётко визуально определять высоту момента "подрыва".
Отвлекаться не буду, если интересно- методику могу расписать. Единственно замечу, что когда в конце смены из-за выработки топлива вес уменьшался и обороты на планировании при минимальном шаге становились минимальными (92-92, 5%), то мы посадки на РСНВ без двиг. прекращали.
Методика посадки на Ми-2 с минимальными оборотами и на минимальной скорости безусловно интересна. Особенно, если посадка осуществляется на ограниченную площадку, с коротким пробегом. Минус в том, что нет права и на пол-ошибки. При планировании на минимальных оборотах вертикальная скорость снижения действительно несколько уменьшается, но этот эффект сводится на нет тем, что при уменьшении приборной скорости менее 80 км/ч Vy значительно увеличивается. Любая ошибка на траектории-и можно здорово приложить аппарат к планете. Поэтому, на мой взгляд, если позволяют условия, то лучше держать обороты ближе к максимальным, а скорость 80-100 км/ч. Это тот актив, который в комбинации должен помочь максимально уменьшить Vy и оставляет зазор на безопасность. Раскрученный винт обладает дополнительной кинетической энергией, которую можно тратить взятием шага. Заброс оборотов при увеличении тангажа критического значения не имеет, т.к. СЗТВ и так не работает (без двигателей садимся), а нагрузка на главный редуктор кратковременная и не чрезмерная. Рекомендуемая скорость планирования позволит также уменьшить вертикальную за счёт создания положительной перегрузки и "подстрахует" с оборотами.
На заре создания вертолётов в нашей стране первыми испытателями были самолётчики, о комбинированном способе посадки без двигателя ещё не знали-садились по самолётной методике. Вертикальную уменьшали только взятием ручки управления на себя, шаг не трогали. И получалось! По крайней мере Ми-1 позволял так делать.
Автожиры наблюдал. Вещь интересная. В прошлом году один знакомый ветеран сделал собственную конструкцию. Пробовали поднять в воздух, но получились только подлёты на высоту до 5 метров. Тяжеловатый получился, и громоздкий. Дед не успокоился и что-то дорабатывает.
Helipilot
09.05.2006 12:57
Всех с Праздником!Ни на кого не обиделся и не хотел обидеть, говорю ещё раз рассказы интересные, ну а то что написал действительно удивило, не вяжется как то, в любой документации, которую кстати и сам заполняешь иногда, пример:"замечаний по АТ нет".Просто привык, когда все ясно и понятно, вот и спросил.Здесь же не женский клуб, чтобы воплями отвечать на вопрос(для Егора), тем более он был задан не тебе. С взаимным уважением.
Егор
09.05.2006 13:16
>Helipilot:
Все, утерся, вопли были крайне неуместны, спасибо за понимание. Извини, что встрял. Бортжурналы читал. Регулярно. Много. И даже иногда заполнял. Графу "отметка об устранении". Жму лапу.
Viktor
09.05.2006 15:17
Здравствуй, Максимыч, с праздником !
Ничего, если я на ты ?

Очень рад толковому, краткому и понятному ответу, а так же мнению, основанному на собственном опыте.
Эта тема по а\р очень интересна и я думаю, бесконечна - сколько лётчиков, столько характеров, реакций, нервов, опыта и навыков,

Могу себе представить человек двадцать-тридцать командиров вертолёта, после хорошего стопаря спорящих об авторотации !

Интересно, как ведёт себя 'Камов' на режиме а\р?
KudretsA, может быть расскажете об этом интересном вертолёте, пожалуйста ?

Что касается автожиров, эта техника ещё займёт, на мой взгляд, достойное место в ряду авиатехники, предлагаемой любителю. И цена на конструкторы и простота управления и высокая степень безопасности аппарата, да и возможность самому собрать аппарат, использовав лопасти, втулку из набора, вполне по плечу 'частнику'. Скоро Алмаз нам расскажет свои впечатления об этом аппарате, надеюсь.

Я частенько заглядываю на сайт: www.twistairclub.narod.ru-mark ...
Просто глаза разбегаются. Моя голубая мечта-слетать на автожире в родные места, восточный Казахстан, в мою деревню, автодороги просто нет вообще, только хороший трактор.

Ещё раз благодарю за ответ.Пишите на ветке, ведь наверно, есть о чём рассказать !

С уважением, Виктор
Viktor
09.05.2006 15:24
Думал, может я и вправду не знаю чего про АТ:

Вспоминал-вспоминал, давно это было, но вроде вспомнил.
В ГА в графе замечания мы писали : замечаний по м\ч есть или нет, а в разделе приём-передача?
вс(воздушное судно) сдано и т.д.
Егор, с кем не бывает.

С уважением, Виктор
AIRMAN
09.05.2006 16:05
Mи-2 в Судане
www.airman.mylivepage.com
Егор
09.05.2006 16:18
>Viktor:
По б/ж: А выбег? А налет? Что, настолько разные формы заполенияния были? Ну, я в курсе, что писалось, что надо было. Извините, я давно не у темы. Мож, изменилось что?
ЗЫ: Виктор, там в почте у Вас моя клякса. Надеюсь на Ваш ответ сегодня.
Всем удачи!
Viktor
09.05.2006 16:41
Егору:

Да нет, не было про выбег-забег, у нас во всяком случае. Либо есть, либо нет замечаний, остаток топлива, в литрах. Предполётный осмотр, послеполётный.
Всё.
Ну задал задачку пилот хелика, А?
Viktor
09.05.2006 16:52
Олегу:

С праздником !
Слушай, ну у тебя и пасспортина, места нет живого !
И нельзя сказать по фото, что годов много, всю Африку исколбасил, похоже.
Так ты на МИ-2 только или ещё и на самолётах летаешь ?
Как там "ласточка" себя ведёт, при африканских то тэмпричах ?
Расскажи, вкратце, если можно.

С уважением, Виктор
09.05.2006 17:12
Я сегодня прочувствовал скинхедов...
Я всегда смеялся над ними...
Называл бивнями, придурками, фашистами, etc...
Но сегодня не понял нет, но почувствовал и проникся
их безсознательной(?) ненавистью.
Короче...
Брел сегодня вечером по Сенной, зашел в магазин
"Новгородский бекон", купил стейков в маринаде, 6 штук.:)
Подощел в другой отдел за 1.5 вина (а какой Русский программист не любит выпить), встал в очередь, качаясь от температуры и тихо кашляя в платок.
И тут слышу:
"Вы не связывайтесь с цыганами..."
Стою дальше, качаюсь, смотрю - простая Русская женщина
(а мы все знаем ее прекрасно, наша Мать, Сестра а у кого и Жена), простая забитая Женщина, у которой муж в канун 8 марта пьет с другими на корп. вечеринке, а она, замотаная нашей жизнью стоит покорно в очереди за мясом и просто слишком устала, что бы уступить ее цыгам...
А цыги ломятся без очереди, хамоватые твари, известное дело.:)
Она тихо и уныло бормочет:"Понаехали тут...".
Цыгов двое, женщина лет 40-60 (из тех, что: "...сколько чеков тебе сегодня?") и парень лет 25-30, здоровый как кабан.
Говорит: "ТЫ (а Женщине лет 40), что имеешь против... ТЫ, что придерживаешься националистических мотивов.".
Дословно, при чем на слове "националистических" он запинается секунды на три.:) В школу не ходил, всю жизнь ханкой торговал, наверное.:)
Женщина, что то тихо пытается сказать про "Родной Город"...
Цыги ХВАТАЮТ ее за рукав.
При этом все, в том числе ОХРАНА смотрят в пол, да и я вместе со всеми...
Женщина ломится вон из магазина, напоследок пытаясь призвать милицию.
На, что я слышу со стороны цыган:"Да нам по**уй на вашу милицию".
Неудивительно, правда, что цыги так говорят?:(

Стою спокойно, покупаю вино, покупаю сигареты.
Минут 7 прошло...
Выхожу на канал Грибоедова и вижу, что эта наша Женщина стоит
на набережной а цыги, что то ей "жуют" за жизнь.
Понимаю, что цыги сейчас просто заберут у нее все деньги...
Что делать?!
Люди вокруг снуют, машины тихо едут...
И никому нет дела.
Я подошел.
Начал с цыгом говорить (ГОВОРИТЬ, блин пытался!).
В результате все пришло к тому, что я говорю;"Представь, что я ее сын, брат или муж...". На, что цыг скалится мне в лицо, хватает ее обеими руками и начинает тряси, да так, что голова у несчастной болтается!
Я тихо думаю, что ударить бы его моим скромным перочиным ножом в глаз
и посмотреть как он будет вертеться на граните, управляемый только
спинным мозгом... Но - в тюрьму идти, блин, страшновато!
Закусываюсь с ним так, на кулаках и зубах.
А шансов ноль!
Из него можно трое таких доходяг как я настрогать....
В результате очнулся от того, что меня бьют по лицу,
через пару секунд понял, что эта бритая и улыбающаюся рожа,
просто приводит меня в чувство.:)
Огляделся, цыган корорый меня выхлестнул, ПОЛЗЕТ!
Ползет по мостовой, машины гудят и тихонько объезжают его.
При этом еще пара Рож методично ПРЫГАЮТ цыгану на голову КАБЛУКАМИ!
Женщины не видно, где цыганка тоже не понятно.
Короче трое скинхедов меня спасли.

Сижу теперь дома, полный рот крови и ребра странно гнутся и болят, надо замотать ребра эластичным бинтом, заживут, не в первой.:)
Кровь сплюнем, стейк пожарим и сожрем, вина бутылка к счастью не разбилась, выпьем.

Грустно мне от того, что "впряглись" за меня не милиция и не охрана
этого чертового магазина...
А защитили меня скинхеды от которых я бы в обычной жизни с презрением отвернулся.

Вот так, все в этом мире относительно...

ЗЫ: Просите за орфографические ошибки, пьян уже, да и болит все

http://www.forum.mista.ru/topi ...


www.dpni.org
Viktor
09.05.2006 18:16
Ну, что ж, действительно, чего в жизни не бывает !
Трудно найти какие либо комментарии и так всё сказано.
С уважением, Виктор
Егор
09.05.2006 18:35
>Viktor:
Если ты про цыган, то не ведись. Это цука постит в каждый верхний пост каждой ветки. Правда ли, неправда... Модер разберет. Атака идет. А мы в обороне. Поэтому, по законам военного времени, я к Вам на "ТЫ". Кстати, ко мне и в мирное время на "ты" с удовольствием.
Всем удачи!
Максимыч
09.05.2006 20:06
Странно как-то. Весьма осторожно отношусь к подобным провокациям.
Рад видеть Егора на этой ветке.
Егор
09.05.2006 20:19
>Максимыч:
А чем моя скромная персона Вам отметилась? Но в любом случае приятно...Рад буду, если черкнете в адресок.
;)
Helipilot
09.05.2006 20:19
Возвращаясь к теме ветки:случай из практики.Работал на Севере, по нефти, кто там работал знает налет очень интенсивный, посадок много практически все с подбором, при взлете и заходе частенько сухая трава попадает в ВНА, и при вытягивании шага перед посадкой при уходе с косой обдувки двигатель начинает понемногу помпажировать, неприятные звуки, зато знаешь-после посадки залезь сено убери.А тут регулярное помпажирование при отсутствии посторонних предметов во входных, задумался, после прилета на заправку попросил другого пилота сделать запуск, сам наблюдаю-всё норма, на МГ никаких замечаний, после ввода коррекции тоже, уже хотел завязывать с этим, попросил шагом поработать без отрыва, сам стою рядом уже все мозги продуло, дело было середина мая, там еще свежо, и что я вижу-при резком увеличиннии оборотов правого двигателя посторонний предмет появляется-уплотнительная резинка крепления маслобака надорвалась в верхней части с одной стороны по периметру и кусок размером 6-7см шириной 1-1.5см надежно мешает доступу кислорода, при выходе с переходного режима все снова на месте, почему Б/Т ничего и не видел при запуске и при осмотре, т.к. дело было не на ародроме базировки, резинка аккуратно обрезается и летать становиться гораздо приятней, по прилету дефект был устранен.может кому и пригодиться инфа, а нет так и к лучшему.
Егор
09.05.2006 20:28
> Helipilot:
А хде на Севере работать пришлось? Север, он большой. Сверху, правда, меньше кажется...
С приветом из Нижневартовска.
111
09.05.2006 20:45
to Helipilot:
да есть такая беда на Ми-2
это резиновое уплотнение проставки между двигателем и маслобаком. При попадании Б-3В на веревочный бандаж, он разъедается. Дополнительная причина - не отрегулированная соосность между баком и двигателем.
Насколько мне известно, были случаи выключения двигателей в полете именно из-за этих резинок.

to Viktor:
есть истории по Ка-32, но так как ветка по Ми-2, то тебе решать.
Viktor
09.05.2006 21:00
111:

Да брось ты, речь же о вертушках, мне во всяком случае было бы интересно, да, я думаю и остальным,
так что, давай.

С уважением, Виктор
Viktor
09.05.2006 21:05
Хелику:

Валю Гончарука не приходилось встречать на Двоечке, он где то на севере Тюменской области работал, в Тазовском или Тазовом что ли.
Viktor
09.05.2006 21:31
To Helipilot:

Не приходилось ли встречать Валю Гончарука , Витю Довгаля, Володю Шевелева по северам ?

С уважением, Виктор
Helipilot
09.05.2006 21:33
C Гончаруком не знаком, хотя фамилию слышать приходилось, а на Севере и в Вартовске бывать приходилось, воспоминания только положительные, Егор как там у вас с работой, ребята говорили спад большой был, особенно по геологии, сейчас там у вас путина начинается щука, язь немерено-завидую
Almaz
09.05.2006 21:38
Всех с праздником Великой Победы!
По моему осталось два больших праздника: Новый Год и День Победы.
Причем День Победы остается единым для всей территории СССР.
Здоровья всем и мирного неба над головой.
По поводу автожира: многое уже почерпнул в инете, раньше я к ним с недоверием относился, сейчас все больше проникаюсь симпатией.
25-28 мая под Калугой пройдет слет любителей авиации, хочу туда попасть. Расскажу потом, если кому будет интересно. Вот только слог у меня не такой как у Виктора. :-)
Еще раз всех праздником.
P.S. А про цыган и скинхедов - чистой воды провокация. Подбирают популярную ветку и шпигуют ее своими ссылками.
Helipilot
09.05.2006 21:39
Виктор, с Фоменко Володей не пересекался, он в тех краях что и ты работал сначала на Ми-4, потом на "восьмерке"?
С взаимным уважением.
111
09.05.2006 22:43
1991 год, джунгли Мьянмы (бывшей Бирмы), берег реки Чиндуин, 15 минут лета до Индии.
Работаем на "Амоко", которая, скупив на корню местную военную диктатуру и партизан из Каренов, бурится на нефть.
Из-за отказов заменили НР-3 и поэтому нужно облетать и проверить движки на взлетном. Отказы произошли из-за грибка в топливе. Он выделяет какую-то гадость, которая разъедает поверхности клапанов и плунжеров.
Экипаж сборный, бортмех наш, а пилот чужой.
Собрались и объяснили пилоту, что нужно шагом загрузить винт, чтобы движки вышли на взлетный, а мы запишем и посчитаем.
Запустились и пилот все сделал так, как объяснили, то есть потянул шаг, и мы свечкой ушли вверх, практически без поступательной скорости с места стоянки.
Вылезли примерно на тысячу метров, когда ему сказали, что записали параметры.
Мы были заняты параметрами двигателей и поэтому не обратили внимания на такие финты.
Далее он интересуется насчет того, что дальше делать.
Мы как-то без задней мысли говорим, что надо бы на стоянку.
Пилот, тогда сбрасывает шаг, и мы также вертикально сыпемся вниз.
Машину начинает трясти, кидает и кренит, но тут уже бортмех начинает ему кричать: "Ручку, ручку от себя".
После того как набрали поступательную скорость, бортмех поворачивается ко мне и спрашивает:
"Ты понял, куда мы попали?"
Что ж тут не понять, его величество "вихревое кольцо", со всеми вытекающими последствиями, но обошлось.
После на земле, в курилке, стали пытать пилота, насчет таких выкрутас, но товарищ оказался прост - как сказали, так я и сделал, хотя в " кольце" на 32 оказался впервые.
Отсюда вывод - прежде что-либо объяснять, подумай о последствиях. :-))
111
09.05.2006 23:12
Джунгли Мьянмы.
На точку прилетел австралийский пилот, после обучения в СССР на Ка-32.
Начал летать справа, но вот наш старший пилот сажает его слева на Т (они у нас спарки) и начинает обкатывать с внешней подвеской.
Берут груз с площадки, на которой местные стропальщики работают в оранжевых костюмах (поэтому их называли космонавтами) и уходят на буровую.
Минут через 30 приходят обратно и начинают заходить на площадку с грузом.
В это время мы слышим, что на вертолете начинается раскачка оборотов, сначала начинают завывать двигатели, потом начинает раскачиваться в вертикальной плоскости весь вертолет.
Машина сыпется на площадку, "космонавтов" моментом сдувает, но метрах на 10 машина стабилизируется и боком заходит на стоянку.
После посадки наблюдаем такую картину.
Наш пилот говорит нам, что все в порядке, австралиец сидит с поднятыми вверх руками и что-то лопочет по-своему. К этому времени начинают сбегаться остальные руководители и свободные от работы сегодня летнабы и пилоты.
В это время приходит австралийский летнаб, приносит рулон туалетной бумаги и отдает австралийцу, который пилотировал Ка-32. Прикололся он что называется удачно, посмеялись, стресс ушел, но вот вечером пришлось принести РЛЭ австралийцу и показать ограничение по сбросу шага винта, а то он все у нас допытывался в причинах происшедшего.
1..789..7677




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru