Невесёлый рассказ:
Мы второй вылет делаем в район севернее г. Шевченко, километрах в двустах, там потерялся молодой парень - тракторист. Зима в этих местах зверь, ветер выдует мгновенно все остатки тепла из запоздалого или затерявшегося путника.
Заказчик - буровики нефтеразведчики, говорят: трактор нашли в полукилометре от буровой, с заглохшим двигателем, кончилась соляра, а человека нет.
Первый вылет мы ходили на высоте метрах на пятидесяти -на белом поле чёрную фигуру найти несложно. Но это мы так думали, 3 с половиной часа елозили галсами, стараясь не пропустить ни одной кочки, но безрезультатно. И теперь, планируем поискать в другом квадрате летая ещё ниже. Метель намела небольшие снежные волны сантиметров 20-30 см в высоту и мы приглядываемся к каждой кочке, каждому бугорочку.
Недавно прошли населённый пункт Таучик , скоро берег залива Комсомольский, идём на безопасной, видимость превосходная и полёт проходит спокойно. Бортмеханик стоит у меня за спиной на лесенке. Я пишу документы, оформляю список пассажиров и занимаюсь прочей работой второго пилота.
Наклоняюсь вперёд, что бы поднять упавшую на пол резинку, как вдруг, пол ринулся мне навстречу и ручка управления чудом не выбила мне глаз, скользнула в сантиметрах, оцарапав щёку. Вертолёт пытается сделать мёртвую петлю, его рвёт, как лошадь, на дыбы. Командир судорожно отдаёт ручку от себя , сбросил шаг-газ, а вертолёт продолжает переворачиваться через голову. Бортмеханик оборвался с лестницы и с криком улетел в фюзеляж. Я помогаю командиру давить ручку от себя, хотя усилий никаких и не требовалось-ручка болталась, как будто тряпичная.
Взгляд на приборы и , я не увидел стрелки у вариометра, она сорвалась с оси и лежала чернея, на стекле, внутри прибора.
Говорят, в такой момент видят какие то кадры, воспоминания или что то ещё.
Ничего, кроме парализующего ноги страха и неизвестности. Это я сейчас, постепенно излагаю, а тогда всё длилось секунд тридцать-сорок, которые казались бесконечно тянущимся кошмаром.
Внезапно, когда мы фактически уже стояли на хвосте, вертикально и толчки снизу подхватывали и валили вертолёт назад , на спину, так же внезапно всё прекратилось. Вертолёт стал управляться, слушаясь рулей. Мы переглянулись с командиром, я думаю вид в эту минуту у нас был не самый лучший, но волна радости поднималась из груди - мы живы, слава Богу !
Я отстегнул спинку своего кресла и полез смотреть, что там с бортмехаником, когда мне навстречу, выплыла его бледная физиономия с кровоподтёком на щеке. Он держался за ногу. Цел , спрашиваю его, перекрикивая грохот двигателя и главного вала от двигателя к редуктору, который проходит через кабину пилотов ?
Цел, машет головой, только ногу сильно ударил о дополнительную бочку. Как там пассажир, кричу ему. Кричит: испугался сильно.
Ну, слава Богу, мы переглядываемся, улыбаемся, радуясь окончанию этой дикой свистопляски, но потом, до нас начинает доходить, что нам ведь ещё возвращаться !
Стараемся не думать , выходим в район поиска и ползая на брюхе, ищем, ищем, ищем.
Мы осмотрели всё, но парень как сквозь землю провалился, мы не можем его найти.
Надо возвращаться , руки сами отворачивают с курса домой, стремясь обойти залив стороной. Набрав воздуху и сжавшись, подходим к обрывистому, северному берегу , где нас что то пыталось перевернуть, но всё спокойно, идём дальше, никаких бросков.
Приходим и рассказываем на 'метео', что мы пережили, те выслушав нас, переглянулись и говорят, сказки какие то рассказываете, никаких явлений никто там не наблюдал, никогда !
Скорее всего, говорят нам уже дома метеорологи управления, это орографическая турбулентность, за счёт сильного ветра с севера, набегающего на выступающий, обрывистый берег залива и в слой этот ещё надо попасть, он может быть узкой волной.
Вот мы её, эту волну и нашли, видно.
Назавтра, мы идём в тот же район , за скорбным грузом, парня нашли в двадцати метрах от буровой, со стороны, где его никто не искал, с противоположной от линии буровая -трактор.
Его присыпало снегом, ползшего из последних сил, замерзающего и не было видно, пока не наткнулись.
Видно, кончилась соляра и он выпив бутылку водки, пошёл в буране на буровую, но сбился с пути. Мы его так, замёрзшего как камень на сорокаградусном с ветром морозе , завёрнутого в брезент, в позе ползущего и привезли, упокой Господи его душу !
Если это будет на слёте-выбор наверняка будет приличный.
Скорее всего будут автожиры заводского изготовления российские и импортные.
Наилучший показатель - заводская конструкция, и количество налётанных часов для автожира и для пилота.
Удачи, жду впечатлений. Отца не берёшь с собой ?
С уважением, Виктор