Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Катастрофы Як-38

 ↓ ВНИЗ

12345

17.12.2005 00:51
Мне известны-8.09.80 Кононенко.9.07.81 Белокопытов.4.12.85-Оситнянко и Хапокныш.У кого есть инфа по остальным-4?
Алекс
20.12.2005 18:16
Летом 1986 г.(дату не помню)в Североморске-3 катастрофа м-ра Плющева, упал между ВПП и МРД.
КОСМОС
25.12.2005 01:20
Тихо как в космосе...А И.Лукашук, В.Неудачин-есть что?
КОСМОС
30.12.2005 22:45
тишина полная...
КОСМОС
05.01.2006 00:28
да...
minya
11.01.2006 16:04
Космос:
Крайняя(хотя Як-38 больше и не летает) к-фа на Як-38 произошла в Саках, дай бог памяти, в 1990 году.Погиб Ваня Лукашук...У всех на глазах...Заключение комиссии: на разбеге открылся фонарь, произошло его разрушение, попадание осколков в двигатель, пожар, остановка...Лётчик катапультировался при крене ~90гр.Кресло вышло...и по земле...
КОСМОС
14.01.2006 00:52
Уже что-то.
Алекс
16.01.2006 10:28
В Североморске-3, кажется, июль 1986 г. в 279 ОКШАП произошла катастрофа Як-38 майора Плющева. При заходе на посадку , уже практически в режиме висения отказали подъемные двигатели. К сожалению, СКМ (автомат аварийного покидания) был выключен. Летчик покинуть самолет не успел. Самолет упал с высоты около 30 м и сгорел. Потом, в Доме Офицеров для прощания стоял гроб, очень тяжело было, тем более, мы были соседями по дому, каждый день здоровались...Вечная память.

А в марте 1990 г. был случай, к счастью, курьезный. На вертикальном взлете Як-38 УТИ (если не изменяет память, инструктор пп-к Руденко) порыв ветра закренил уже взлетевший на высоту примерно 15-20 м самолет, СКМ принудительно выстрелила летчиков, а самолет самостоятельно приземлился без повреждений и откатился в сугроб между рулежками. Мы тут же поехали смотреть, т.к. работали с электриками на аэродроме. Смотрелось это так: синезеленая каракатица спарки уткнулась хвостом в снежный бруствер, далее по снегу за хвостом метров на 50 шлейф копоти, рядом пожарная машина и катапультированные летчики подходят.
AlexKr
16.01.2006 13:20
Оситнянко и Хапокныш пропали без вести. Ночной полет на малой высоте. Даже заклепки не осталось...
Лукашук - тоже неоднозначно. Тот акт о катастрофе подписывал мой мой знакомый. Ну никак не могли осколки фонаря попасть в воздухозаборник. Но в то время лучше свалить на самолет, чтобы хоть пенсию семье оставить.
Кстати, в Саках есть (была) фильмотека о Як-38-х. Была команда главкома о съемках всез взлетов-посадках и висениях самолета. При учебе билось очень много. сам видел съемки о походах с Североморска на Дальний восток, то, что ребята на кинокамеру снимали. Как сказал знакомый - весь путь можно ставить флажки, где Яки падали.
Удачи!
КОСМОС
20.01.2006 00:43
Спасибо.
Ivanych
20.01.2006 07:51
А кто подскажет?
В 1980-81 был прикомандирован в Жуковский в одну из лётно-испытательных организаций. Так в один не очень прекрасный день народ на стоянке горячо обсуждал катастрофу Як-38 в Южно-Китайском море. Это было?
Alik
20.01.2006 07:57
К сожалению после того как ЯК-38 прекратили летать
произошло хуже чем катастрофа в Севере-3.
Самолёты готовили на консервацию и техники по
АВ не вынули пиропатроны из катапультных кресел.
Дети из гарнизона залезли в самолёт, кресло сработало
Двое детей погибло, ещё у двоих сильные ожоги.
Было это в 1992 году.
Конструктор
20.01.2006 11:36
В Жуковском (ЛИИ) прямо на полосу на против КДП упал дату не помню летчик принудительно катапультировался эти кадры даже по телевизору показывали.
Алекс
20.01.2006 11:47
2 Alik:
Про этот несчастный случай слышал. Жалко пацанов...мое детство тоже все прошло на аэродроме, но чаще удавалось напроситься у техников полазать в Ту-16.

Вообще, в 279 ОКШАП были еще катастрофы, но на вспомогательных МиГ-21бис. Летом 1981 г. при пилотаже на полигоне Алтуайв летчик Солодовников, и в январе 1986 г. при посадке в СМУ - майор Щиголь.
Алекс
20.01.2006 13:02
2 Конструктор:
Отработку ВКР при повышенной влажности и температуре воздуха проводили на 'Минске' в Южно-Китайском море. 8 сентября 1980 г. в районе 8њ северной широты и 108њ восточной долготы при выполнении очередного короткого взлета Як-38 №0307 сошел с палубы с потерей высоты и еще минуту шел в фонтане брызг над самой водой. У летчика-испытателя Кононенко времени катапультироваться было более чем достаточно, однако до последней секунды он пытался набрать высоту и спасти машину. Увы, Олег Григорьевич погиб. Летчик, как говорится, от Бога, страстно желавший летать, он был гармоничной обаятельной личностью. Немногие знают, что в 1978 г. его приняли в отряд космонавтов в группу И.Волка для подготовки к полету на 'Буране'. Незаурядный талант испытателя Олег стремился передать своим товарищам по работе и летчикам морской авиации. Его воспитанники с благодарностью вспоминают о своем наставнике. Вечная ему память...

Ivanych
20.01.2006 13:22
Алекс:
Вот, значит народ правду сказал. Ещё народ сказал, что упавший самолёт попал под идущий "Минск", что в итоге и явилось причиной...
КОСМОС
24.01.2006 01:02
Алекс.А точные даты этих катастроф?
Алекс
24.01.2006 12:57
2 Космос.
Буду уточнять у ребят из Североморска-3.
Алекс
24.01.2006 15:36
2 Космос.
Добавление по катастрофам летчиков-вертикальщиков из 279 ОКШАП (Североморск-3).
15 апреля 1977 года. При выполнении полета на МИГ-21 У трагически погиб командир авиаполка полковник Ф.Г.Матковский и замполит полка подполковник Зарицкий.

17 октября 1978 года. Трагически погибли при учебном полете на МИГ-21 У командир отдельного корабельного авиационного авиаполка полковник Ратненко В.Н. и замполит Бевзюк Сергей.

BeardRED
25.01.2006 12:47
в Жуковском... при подготовке к Авиасалону рухнул на полосу...летчик катапультировался .... обычно они (Яки-38) парой салон открывали (плакат тащили) ... после этого - летал один Як и вертолёт...
КОСМОС
27.01.2006 01:31
Алексу.Огромное спасибо!
V.G.
27.01.2006 23:08
ALIK:
ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ТЕХНИКИ АВ, если за кресло ответ должна держать группа САПС?
КОСМОС
30.01.2006 22:55
Не дайте ветке засохнуть !
Алекс
31.01.2006 16:40
Не дадим...хоть и тема печальная.
AlexKr
31.01.2006 16:58
По поводу авиасалона.
Было принудительное катапультирование на Як-141. Один из двхх летающих. В итоге на открытие ему в пару дали Ми-8.
А насчет Каноненко - у ребят есть кассета и там снят этот момент.
Удачи!
Nazar
01.02.2006 19:56
Всего было 9 катастроф Як-38, в результате которых погибло 11 летчиков
1)Лукащук Саки 25 07 1991
2)Бескровный ТОФ 26 10 1978
3)Солодовник Североморск-3 25 06 1981
4)Белик Коннов ТОФ 22 09 1988
5)Сиренко ТОФ 17 09 1982
6)Хапокныш Оситянко ТОФ 4 12 1985
7)Неудачин ТОФ 18 03 1980
8)Гусенков Североморск-3 18 05 1979
9)Плющев Североморск-3 28 07 86
С уважением Владимир
Nazar
01.02.2006 20:02
Это строевые летчики ,
впринципе можно было упомянуть катастрофы Кононенко и Белокопытова, но я сказал только про строевых
КОСМОС
02.02.2006 22:17
Nazar.
1) Уточнение - м-р И. Лукашук погиб 25.06.91г.
2) Солодовник - а, по-моему это был Солодовников на МИГ-21 или мы с Алексом не правы ?
3)А можно коротко обстоятельства - 2, 4, 5, 8?
4)А в целом большое спасибо за информацию !
Алекс
03.02.2006 11:23
По Североморску-3:
Все-таки Солодовников на МиГ-21. Тогда это было у всех на слуху, поэтому подробности врезались в память. Мой отец был штурманом на Ту-16 в 987 МРАП, это обсуждали и на работе, и дома. Еще один штрих к этой печальной картине: и Солодовникова, и Плющева решили хоронить на родине (Плющева, кажется, в Чернигове)и после прощания в Доме Офицеров летный состав 279 ОКШАП строился на рулежке со знаменем, гроб ставили в Ан-26. Транспортник взлетал, делал круг и на бреющем, покачивая крыльями, проносился над полосой и боевыми товарищами, после чего окончательно уходил на юг.
Вот так...
Nazar
04.02.2006 00:44
2КОСМОС:
Да , ошибся , с датой гибели Лукащука Вы правы, скорее всего опечатался
старший лейтенант Солодовник Николай Иванович, погиб на Як-38 25.06.81 в Североморске-3
На СФ было две катастрофы Миг-21
1)10.02.86г м-р Щиголь В.К., начальник ПДС и АСС, Североморск-3
2)17.10.78г Миг-21УМ, ком.полка пп-к Ратненко В.Н.,
ст.л-т Бивзюк С.И.
По поводу описания катастроф, очень много текста официального заключения, но если интересно, постараюсь сжать и выдать максимум

2Алекс
с Солодовником, Вы ошибаетесь, может детские воспоминания?А с Вашим отцом, мы возможно были знакомы, я в то время был командиром отряда 967ОДРАП(Североморск-1), впоследствии стал его последним командиром
С уважением Владимир
КОСМОС
04.02.2006 21:31
Спасибо всем откликнувшимся !
В дополнение к катастрофам на вспомогательных самолётах : 07.01.87г-МИГ-21ум(Мавлявеев, Хоменко)-299окшап Саки.
Там же-Л-39(л-т Миронов) в 89г. -есть у кого информация
04.02.2006 21:48
кто что знает про киевскую катастрофу на заводе антонова Мы когда практику проходили нам рассказывали что прилетели на ремонт и уже на висении превысили крен и автомат катапультировал. Было такое?
КОСМОС
04.02.2006 22:18
Уважаемый Владимир!
Конечно же интересно, ждём хотя бы коротко об обстоятельствах перечисленных катастроф.
А про катастрофу СУ-33 м-р Кузьменко в 96 году в Североморск 3 что-нибудь есть (меня больше интересует точная дата)?
Nazar
04.02.2006 23:54
2КОСМОС:
17 июня 1996год, только это был еще предсерийный Су-27К(б\н к сожалению не помню, но могу уточнить), а не Су-33
Основная причина катастрофы, потеря летчиком пространственной ориентации, причем он успел катапультироваться, но из-за катапультирования на высоте менее безопасной погиб
А про ЯК-38 напишу, с мыслями соберусь и напишу
наблюдатель
07.02.2006 15:47
то Космос:
Август, 1989г., полигон на Т.косе, день, ПМУ(миллион на миллион).Одни работают по стрелковой мишени, другие бомбами.Из-за увеличения крена на 1-2 разворотах более расчётного, экипаж, работавший на БМ закручивает и выходит лоб в лоб элке, работавшей на стрельбу.Срезают друг другу по довольно приличной части крыла.Работавшие по стрелковой(л-т Гущин, м-р Васильев)прыгают, удачно.Экипаж л-та Миронова, к-на Кононенко дотягивает до точки(Очаков, в Саках полоса тем летом была на ремонте), над точкой на Н-1500 отрабатывают предпосадочное с выпуском колёс, механизации, сваливаются в штопор, пытаются вывести, почти выводят(представляете, с таким-то крылом!), но не хватает Н, прыгают, но...По заключению - из передней кресло вышло, но купол не успел наполниться, из второй только начало выходить...Вечная память!

И, если не ошибаюсь, Лукашук, а не Лукащук.
сергей
07.02.2006 16:55
to КОСМОС Есть ли данные по Хоменко (имя , отчество, какое училище заканчивал?)
07.02.2006 17:02
КОСМОС
07.02.2006 23:38
Наблюдатель.В августе какого числа?
Сергей.Постараюсь узнать.
Аноним.НЕ было такого.
Серёга правак
08.02.2006 00:36
Для : сергей:
Хоменко Валерий.... Помоему выпускник Черниговского...
Всем привет...!!!
GDI
08.02.2006 10:52
Спасибо Всем за поднятую тему. Хотя и тяжело вспоминать ребят с которыми летал и которые ушли, но забывать НЕЛЬЗЯ. В 279 ОКШАП МиГ 21 БИС не было, летали на Миг 21 ПФМ, МиГ 21 УМ, ЯК 38, ЯК 38 М, ЯК 38 У.
октябрь 78г, экипаж п-к Ротненко, ст.л-т Бизюк, с-т МиГ 21 у, после взлета на Н 150 м, отказ двигателя, взлетали на Север с курсом 352, пытались развернуться и сесть с обратным курсом. Потеря скорости, вышли на закритические углы, свалились.Были ли шансы - не уверен.На МиГ 21 У были жесткие ограничения по Н и V катапультирования.
У Гусенкова в мае 79 г. произошел отказ струйного управления над площадками, перевернуло и згорел.Примечательно что такие отказа тогда были частыми. На боевой службе на "Киеве" у многим известного на Северном флоте летчика Глушко Василия Петровича, которому летчики транспортного полка дали прозвище "Вася-мессершмит", при заходе на посадку отказало струйное управление, поэтому ему пришлось заходить на посадку на повышенной скорости, почти "по-самолетному". На палубе он конечно-же не удержался бы если не одно обстоятельство. Заходил на корабль низко и при проходе обреза палубы задел за него кронштейном крепления тормозного паращюта, за счет чего резко потерял скорость. Выжил, получил за эту посадку "Орден Красной Звезды"и в последствии учил нас летать.
Далее еще напишу о катастрофах в 279ОШАП (КИАП), о людях с которыми летал, служил, дружил и которые так рано ушли.




Алекс
08.02.2006 11:24
2 Nazar:
Уважаемый Владимир! А что произошло с Гусенковым в 1979г? И, как я понял, с моим отцом вы были не знакомы?..
Алекс
08.02.2006 11:46
2 GDI:
За инфу по Гусенкову спасибо. А Глушко В.П. был моим соседом, жил в Севере-3, ул. Заполярная, дом 12.
Кажется, Ратненко и Бевзюк упали в то же печально знаменитое болото, куда осенью 1976г на брюхо сел Ту-16к с подвешенной ракетой и по счастливой случайности все остались живы.
GDI
08.02.2006 14:30
25.06.81, Север-3, ЯК-38, ст.л-т Солодовник Н.И., 38 зона, полет на предельно-малой высоте.Врезался в сопку.
10.02.86, Север-3, МиГ21 ПФМ, НПМУ,
м-р Щиголь В.К..После выхода на привод С МК=172, получил команду "к 1-му 600".Снижался в плоть до столкновения с землей в р-не 1 ой рулежки.После столкновения самолет отделился от земли и взорвался в воздухе.Вывод комисси - перпутал показаня высотомера.
28.07.86, Север-3, ЯК-38, м-р Плющев Олег Николаевич, ДПМУ, при заходе на посадку по вертикали на Н ~30 м, в р-не 4 РД, самолет резко перешел на снижение, столкнулся с землей и загорелся.Произошло следующее. Летчик, видя что скорость подхода к площадкам не достаточна перевел сопло ближе к положению 25 от вертикали, т.е. решил "подъехать на сопле"(кто летал на ЯК 38 знает).И именно в этот момент произошло разрушение в узле крепления тяги-качалки и под воздействием пружины она полностью ушла вперд, давая команду на датчики о том, что сопло находиться в положении 45 от вертикали.А в таком положении сопла тяга подъемных двигателей уменьшается на 50% и система автоматического катапультирования (СК-ЭМ)отключается.В результате этого возник пикирующий момент убрать который летчику было невозможно.Автоматического катапультирования то-же не произошло несмотря на то, что выкл. СК-ЭМ на РУДе был ВКЛЮЧЁН. Самолет падал 3, 2 сек.За это время летчик успел взять ручку на себя, дать РУД полностью вперед, но пикирующий момент возрос т.к увеличение тяги происходит только на ПМД (подъемно-маршевый дв-ль), тогда летчик полностью убирает РУД и дергает ручки катапультирования, но система не успевает сработать. В результате трагической случайности и конструктивных недостатков погиб отличный летчик. Олегу Николаевичу посмертно присвоен "Орден Красной Звезды"
Алекс
08.02.2006 17:51
2 GDI:
Спасибо. Хотя бы спустя почти 20 лет узнал ЧТО именно случилось с Щиголем и Плющевым. Североморск-3 в том году был "богат" на летные происшествия. 12 мая к-н Каменев из 987 МРАП посадил Ту-16 в районе БПРМ, всем классом бегали смотреть, хоть и снега еще было по пояс. Слава Богу, что все живы.
Тема этой ветки волнует и потому, что все эти люди были моими соседями. Жил в 7-м доме по ул.Героев-Североморцев, гоняли в хоккей всем двором, когда и отцы присоединялись, бывал и мой, бывал и Плющев со старшим сыном Лешкой...Я потом переехал к речке, на Заполярную-14, за стенкой жил Щиголь, снизу - Митрошин (ушел и он из жизни, вечная память), сверху - медик Боровков, он принимал потом участие во всем произошедшем.
Всем ушедшим от нас - Царство небесное, мы Вас помним.

GDI
08.02.2006 20:07
2Алекс: Не знал, что Митрошин умер. Земля пухом.

Что касается катастрофы в Саках Иван Дмитриевича Лукашук, то действительно на взлете по самолетному открылся фонарь. Вот только прыгнуть он не мог.На ЯКе возможно катапультирование через остекление фонаря на вертикальных и переходных режимах или со сбросом фонаря. Когда фонарь окрыт катапультирование невозможно.

2Алекс: По поводу курьезного случая в марте 1990г. ЯК 38 У. Экипаж м-р Королев А.П., п/п-к Пархоменко.При заходе на посадку по вертикали, на Н ~ 10 метров произошел помпаж одного из подъемных двигателей и т.к. система автоматического катапультирования была еще не выключена (Н выкл< 10 м)летчиков выбросило. Самолет имеющий длину если не ошибаюсь 14м ударился носом о площадки, попрыгал и остановился. Самое интересное, что при ударе о землю остановился и второй подъемный двигатель. А т.к. направление вектора тяги у ПМД (подъемно-маршевый двигатель) в положении сопла ВЕРТИКАЛЬ минус 3 градуса(дует вперед под брюхо), то самолет набирая ускорение начал двигаться хвостом вперед, в направлении 2ой рулежки на которой стоял готовясь на взлет по вертикали Петров Серега. Надо было видеть с какой скоростью он покинул самолет и дал деру в сторону ЦЗ. Слава богу все обощлось. Самолет сошел на грунт и остановился с работающим дв-лем, выдул приличную яму, пока техник (по моему Серега Яценко) не подобрался к кабине и не сделал "стоп 3".Такая вот была авария.
КОСМОС
09.02.2006 00:12
ВСЕМ!
А в каких полках еще кроме 279 базировались як-38?
Nazar
09.02.2006 02:50
2Алекс
Касательно катастрофы Гусенкова
Летчик выполнял тренировочный полет по кругу, через 12 минут вышел на ВПП и завис на высоте 10-12 метров(ветер справа под углом 40 к направлению захода, скорость 10-12 м\сек с порывами до 14м\сек), довернул самолет против ветра и начал снижение, парируя снос с площадки созданием крена.На высоте 4-5м самолет сделал крен 7, 5`, через 2сек-правый крен 21, 5`, а затем с левым креном более 90 ударился левой плоскостью о ВПП, перевернулся, ударился вертикальным хвостовым оперением и фонарем кабины летчика и разрушился

Причиной авиационного проишествия явилось нарушение управляемости самолета из-за отказа заслонки системы отбора воздуха от подъемно-маршевого двигателя на струйные рули вследствии конструктивного несовершенства соединения качалки В6830-160 с осью В6830-15 заслонки патрубка В6830-70-01 отбора воздуха и некачественноговыполнения доработки по бюллетеню(181-ДК)

Алекс
09.02.2006 10:59
2GDI и Nazar:
Нашел вот это.
Октябрь 1976 года. Во время государственных испытаний с борта ТАКр 'Киев' осуществлялась спасательная операция по поиску экипажа ТУ-16 (987 МРАП) капитана Успенского, катапультировавшегося над Белым морем. Из холодного штормового моря живым сумел добраться до берега только старший лейтенант Смагин Валентин Васильевич. Остальные поднимались на борт ПКР 'Киев' уже в неживом состоянии.

Можете что-нибудь рассказать по этому заходу "Киева" в Белое море?
Конечно, немного уклонюсь от темы, но тогда, 6 октября 1976г произошло что-то странное. Со слов моего отца, в ту пору штурмана эскадрильи 574 МРАП (Лахта)и находящегося тогда на запасном аэродроме Умба (Лахта ремонтировалась). Лахтинцы ждали, когда отлетает на Хариусном 987 МРАП и сами готовились к полетам, погода была летная. То, что происходило над Хариусным и потом, экипажи слышали через шлемофоны на Умбе. Помимо неумелого руководства полетами, на Хариусном была примитивная система оборудования, только пеленг. Если бы там был хотя бы свод, то несчастья можно было бы избежать. Но, все-таки чисто по-штурмански, при всем уважении отец не понимает, как оператор В. Смагин не видел на локаторе: где суша, а где море, и зачем было для покидания самолета уходить в море??? Тут же "отбили" полеты лахтинцам, да еще и Рыбин во это время сел в болото в Третьем.
Читал я Сокерина, отличный летчик, много ночных заправок, отец летал и с ним, кажется, вместе снайперов получали, но он винит во всем РП Шатова, может, он и прав, но неужели экипаж был настолько технически слеп? Конечно, вряд ли у них была возможность вообще сесть из-за той кутерьмы над Хариусным, но можно было покинуть самолет над сушей и остаться в живых. Или, может, был какой-то отказ навигации, о котором мы не знаем? Это мнение моего отца, все тогда с горечью переживали случившееся.
Я учился в одном классе и с Олегом Успенским, и Романенко, и Палюрой, и со Скороходом (сыном штатного КОУ экипажа Успенского, который тогда не полетел), то есть со всеми теми, чьи отцы были участниками этого. И все равно - масса противоречивой информации, скорее, слухов. Вечная память погибшим...
Я преклоняюсь перед подвигом Смагина, это настоящая любовь к жизни, как у Дж.Лондона. У меня до сих пор есть вырезка из "Красной Звезды" за 1983г на эту тему и книга "Крылья над океаном" (1982г), но официальная версия не всегда истинная.
Поясните, если можете, что же все-таки произошло.
Извините, что удалился от темы.

наблюдатель
09.02.2006 11:21
то GDI:
А всё-таки у Лукашука кресло вышло(в каком-уж положении были замки фонаря - не помню).Кресло было на очень приличном расстоянии от самолёта с полностью отработанным циклом.
то Космос:
Так-же на Як-38 летал доблестный 311 ОКШАП.Гарнизон Романовка-Пристань на ТОФе.
наблюдатель
09.02.2006 11:28
то КОСМОС:
Посмотрю в лётной книжке, кажется 19-го августа.23 у одного из прыгнувших был День рождения.
12345




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru