Всем товарищам пламенный привет!
С большим интересом прочитал Ваше сообщения. Так держать!!!
Лев Владимирович, к сожалению, ничего от Вас не получил. Пришлите, пожалуйста, еще раз эти мэилы.
v v v, конечно, продолжайте рассказ...
Еще про летных проишествий. У нас в полку, кроме человеческого фактора:
- ошибки в пилотировании (выдерживание слишком малого взлетного угла, попадание в спутный след - особенно при проведении маневренных воздушных боев, вывода из отдельных эволюций и из атаки с недопустимым опазданием и др.);
- неудовлетворительная предполетная подготовка экипажей в отношении к штурманской подготовке (слабое знание района полетов, неумелые пользование средствами радионавигации, отсутствие надежного контроля пути по направлению (угол сноса), скорости и времени и др.);
- ошибки техсостава связанные с подготовкой самолета к полету;
- неправильное управление полетами ГРП (неграмотные действия при оказании помощи экипажам в особых случаях в полете или после потери ориентировки, отсутствие контроля за экипажами в воздухе, особенно при сложной воздушной обстановке - большое число самолетов и др.);
... свою роль играл и технический фактор:
- открытие сопла в процессе взлета, набора и посадки;
- отказ гидроцилиндров управления закрылками (очень частый на МиГ-21пфм, приводящий к невыходу закрылков; для предполетной проверки их задние обтекателя были постоянно сняты);
- обрыв лопаток компрессора или турбины;
Про катастроф привожу с бывшей ветки Андрея и ветки летчиков ГСВГ:
1. По катастрофам. В 149 бад было потеряно 4 Су-24.
25 марта 1987, ДСМУ, аэр. Шпротава, ЛТУ полка., Катастрофа Су-24.
Приехало ГИМО. Надо сказать, что комиссии всякие и проверки оттуда не вылезали, тревог полно было и в основном с подъемом. Маршрут на Север с работой на полигоне Виттшток. Погода не СМУ, А УМП, видимости никакой, дымка. По тактике полет в радиомолчании, с боевым маневрированием на высоте 200-300 м. На постановке задачи было рекомнодовано использовать МВК в режиме огибания рельефа, станцию постановки помех СПС-141 на излучение, выполнение противоракетного маневра с кренами 45.
По ТТД МВК работает с кренами до 30. СПС включать при этом лучше не надо.
В районе Щецина, южнее него, по боевым порядкам должны были работать ЗРК, потому и шли низко. Первый самолет потеряли в районе Дембно, Капитан Семенов, АВВАКУЛ-79(?)- ст. лейтенант Тереньтев, ЧВВАКУШ 82. Скорее всего перепутали высоту на 1000м по СВС- Семенов перед самым столкновением уменьшил вертикальную скорость. Сигнал "Опасная высота" мяукнул за 3 секунды до взрыва. Следующее произошло через 20 км, практически одновременно. Второй экипаж= майор Курочкин ( нач. штаба АЭ)- майор Карпушенко(штурман-программист полка) снизился до 200м и выполнял противоракетный маневр с кренами 45. Высоту выдерживали по РВ, а тут крен, да и горушка впереди. Цапанули за сосны, Карпушенко заорал "Тяни!!!" и тут же хватил ручки. Самолет был в правом крене, размазало о сосны. Курочкин резко хватил ручку по диагонали на себя и вправо и тут же, без паузы, катапультировался. Крен самолета в это время составлял около 10 градусов, ему высоты хватило.
Только сосны увидел из тумана выше самолета... Такое не забудешь.
Далее, конечно, режим радиомолчания был похерен, сели, началось...
Весь состав полка был влетан, как никогда.
Семенов с Терентьевым были художниками и накануне до поздна рисовали схемы размером метрвосемьдесятнадвадвадцать (кто причастен- поймет), таблицыграфикинагляднаяагитация. Командира полка полковника Колбаско сняли, через несколько лет он погиб в ГЛИЦ им. Чкалова на Су-24м. Похоже, плавающий отказ системы управления.
1.1. во время ГИМОшной проверки я тогда дежурным шуриком у себя в Кшиве сидел. У нас на подыгрыш "Шилке" должен был идти экипаж м-ра Борчана, н.ш. эскадрильи. Борчан Александр Васильевич волк опытный был, лететь он должен был после Жаганьского вылета, так заранее сидел на земле в кабине ещё на опробовании движков на приеме на частоте вашей, он первый и сказал "Свалка началась, п_дец". Наш замкомандира полка Андреев - РП на Пшемкуве, а когда начали проходить на полигоне - он одного экипажа недосчитался. Уже когда сели - поняли что две стоянки пустые. Подняли ПСС Ми-8 из Легницы, у неё отказ маслосистемы через 15 минут после взлёта - плюхнулась на вынужденную на островок посреди речки. Подняли Ан-26 ретронслятор, он засек комары второго экипажа, первый так и ушел молча. От нас пошла наземная команда в район первого экипажа - возглавлял нач. связи эскадрильи штурман штаб-с капитан (кличка такая, класный мужик) Абрамов. Он по распросам лесорубов первый экипаж и нашел на второй день. Второй экипаж штурман Карпушенко вышел на очень малой высоте с креслом в крене, прямо грудью и поймал на ствол сосны, доходил на руках у командира. Тот успел крен почти исправить когда сам выходил, приземлился недалеко от штурмана... Кстати был у вас командир звена, который после постановки задачи полку: лететь с МВК+СПС на излучение+нижний край в районе Хойны-Ключево 150-200 м в лучшем случае(а мин. безопасная там раза в два больше, по памяти не помню), да плюс сразу после взлета все набирали 5100-5400 до пересечения Воздушной трассы а уже через 15 минут после взлёта - снижение на ПМВ с выходом под нижний край. Так вот этот ком.звена (не помнбю фамилию), собрал своих после такой постановки и сказал примерно следующее "При снижении до безопасной высоты и невыходе под облака - занять мин. безопасный эшелон по маршруту и следовать на нём по всему маршруту полёта, на ПМВ не снижаться". Так мы потом простыню с объективным контролем всего полка смотрели - действительно четыре экипажа одного звена именно на 600 метров весь маршрут и прошли. Ком.звена по моему взыскание дали - за то что не сказал этого всем - электронная несовместимость МВК и СПС в РЛЭ записана отдельным обзацем, ну а действия при выходе под облака вообще азбука.
2. 25 июня 1987 г. Су-24м, 42 гв. БАП (Жагань), ДПМУ.
Первый залет на полигон "Пшемкув-южный" в составе звена. Посадка на оперативном аэродроме Шпротава.Взлет с интервалом 30 сек., сбор на догоне. Там и парами взлетали, полоса 2500х60, но молодых не выпускали так. На петле по курсу взлета там не соберешься, 7 км и разворот , артиллерийский полигон Жагань мешал. Ведущий комАЭ п/п-к Кравчеко, замполит м-р Логинов, ведомый л-ты Брицин ЕВВАУЛ-85 и Зайцев ЧВВАКУШ-1985. На обратно-посадочным ведомый запрашивает- "Наблюдаю, пристроиться справа" Ведущий- "Разрешил справа" Ведомый- "Справа на месте". Ведущий на дальности 20 доворачивает вправо на Глогув, ИПМ. Ведомого на Су-24 практически не видно, штурману разве. Ведомый , несмотря на доклад, пристраивание не закончил, а на скорости 800, против 600 у ведущего, бьет его сверху между килем и фюзеляжем. Экипаж ведомого погиб при ударе, там, по-моему и кресла сдетонировали. У ведущего загорелись пожар левого, пожар правого, самолет начал опускать нос. Кравченко пытался ручку на себя потянуть, но увидел, что Логинов поймал держки и взял в руки. Тогда он дернул свои.Самолеты упали в поле, метров 200 от дороги на Глогув, километров за 10 до него.
Кравченко Сергей Владимирович сказал, что с него хватит и списался. Логинов продолжал служить.
Вот такие дела. Ошибка ведомого, конечно, но виноватые были найдены, Комдив, п-к Зубарев Сан Саныч был снят и куда-то послан. А хороший мужик, в Хурбе до этого ком. полка был. В акадамию Генштаба собирался, а тут такая хрень. С интеервалом ровно в 3 месяца.
Продолжали много и интересно летать, на воду не дули. Вверх сильно не лезли, на войне сожрут там. Просто цена ошибки в нашем деле очень высока.
2.1. командир дивизии (действительно хороший мужик и из него стрелочника сделали тогда) Сан Саныч Зубарев успешно трудится в Управлении координации полётов, Государственного департамента воздушного транспорта, Министерства транспорта Украины (город Киев).
3. 1990 г., аэродром Кшива, полигон "Пшемкув-южный"
Там наши высоты были 2150 и 2450 м, выше трассы, ниже до 1800 м планерная зона "Любин". Полеты были одновременно с Поляками. В числе планеристов летал студент, приехавший на каникулы из Вроцлавского университета. Он на земле поставил стрелки высотомера на "0" и честно пилотировал на "своей" высоте. Уклонившись из зоны в сторону нашего боевого курса. Кшивский борт выполнял разворот на повторном заходе на своей высоте.В левом крене отсек ему правое крыло на встречном курсе своим правым. Он его не видел. Планер в штопор, летчик погиб. Экипаж ничего не заметил, потом на земле нашли следы краски и стеклопластика на консоли. Вспомнили, что был, вроде, какой-то хлопок.
Вины нашей там не было, но "Солидарность и католическая церковь орали вовсю и листовку выпустили с рисунком- Су-24 очень хорошо прорисованный и планер с оторванным крылом и надпись"NIE!"
А рубежи снижения чуть отодвинули к цели, хотя это значения не имело.
3.1. Давление было в тот день 730 мм рт ст, т.е. он по стандарту был на 330 м выше, чем по давлению аэродрома. А локатор этот стеклопластик не видит.
3.2. Планер сбили наши в 1989, почти сразу после полета Миг-23 на Брюссель. Зона планеров эта нам постоянно не давала спокойно жить. За 4 года пока служил в Кшиве - несколько раз были ситуации с планерами, но всё обходилось. В этом районе конечно воздушное пространство было сильно насыщенно, и трассы и полигоны Пшемкувы Южный и Северный для нас и для вертолетчиков. Плюс парашютисты и планеристы на Люблине. Без политики, надо было второй разворот при повторном заходе на полигон затягивать на секунд 30-60 по схеме, а так как раз кружили над Люблином, постоянно в крене его рассматривал. Катастрофа эта серьёзно испортила карьеру нашему комполка, он уже сдавал дела и должен был идти в Сиверскую командиром со своей эскадрильей. Мы уже перелетели (и я в том числе), а он задержался на несколько дней. Полком фактически уже руководил другой. После этого его послали в ЗабВО инспектором.
4. 781-й ИАП. Летчик-подполковник Скуридин, МиГ-23МЛД.
4 июля 1989 года. На взлете начались неполадки в двигателе (вроде как выключился форсаж и обороты упали до уровня ниже ПМГ), летчик катапультировался на малой высоте.
Видимо из-за изменения центровки, самолет пошел в пологий набор высоты. Так и летел, пока топливо не кончилось. Пролетел около 1000 км. Говорят, на перехват поднимались американские F-15С, но сбивать не стали*.
4.1. Не МиГ-23МЛД был самолет-побежчик из Колобжега, которы без пилотом долетел до Белгии, был это МиГ-23М (когда-то видел фото как упал на ферма, человек один убил. С болышим килем был самолет - М-вариант.
4.2. Я тоже сомневался, но обрати внимание на дату - 1989 год, в то время этот полк, по свидетельству очевидцев, был перевооружен на МЛД... Если фото 100%-е, то видимо оствались в полку и 23М (хотя непонятно зачем).
4.3. Это был Миг-23М. Во-первых, потому что режим "Стабилизации" перед взлётом включался именно на Миг-23М (На МЛД, насколько я помню, такого режима не было, но не включали точно). Во-вторых в эту ночь нас с комэской подняли звонком из Вюнсдорфа и погнали в ангары считать самолёты. Именно потому, что МиГ-23М в ЗГВ были только в ОБАЭ.
Проблемы с движком, я думаю, версия для главкома.
Первоначальное объяснение выглядело проще - после большого перерыва в ночных полётах лётчик отблеск пламени при выключении форсажа принял за пожар и катапультировался.Движок остался на максимале и работал вполне штатно до полной выработки топлива.
4.4. Днём дело было.
4.5. Не заню, самолёты считали ночью.
4.6. Его обнаружили натовцы, подошли к нему, увидели пустую кабину без фонаря, ну видимо удивились, поняли в чём дело, но сбивать не стали, опасаясь падения на на землю (он шёл над сушей), передали голландцам, чтобы сбили его они, т.к. траектория выходила там на море, но те не успели по своим причинам..
4.7. 89 год, СГВ, Бжег, МиГ-23
НачПО ИАД, полковник Скуридин. Взлет в сторону моря, не помню, какой у них курс там был. Где-то 290. Зависание оборотов. Команда РП на катапультирование где-то на 600 м. Ушел, перед этим включил САУ в режим стабилизации углов. Доложили, что самолет упал в море. На следующий день с утра выясняется, что на 150 м обороты восстановились и аппарат плавно потрусил в сторону супостатов. Описал небольшую дугу под воздействием болтающихся над планетой воздушных масс и сказав миру все, что мог, включая мнение свое о ПВО НАТО рухнул на окраине Брюсселя. Прямо в жилой дом. В котором спал с большого бодуна студент, приехавший на каникулы. Фотографии киля со звездой, торчащего из дома, обошли все европейские газеты. Говорят, облетывали его F-15 , сбивать не стали, т.к. фонаря нет и крыло 16... Не знаю.
Скуридина признали невиновным в этом деле, действия в соответствии с РЛЭ были правильны. Парни наши, с 23-х прищедшие, выказывали сомнения, но не помню, в чем именно.
4.8. Только не "Бжег", а "Колобжег"
4.9. По Миг-23, насколько знаю, они всегда взлетали у себя при включенном САУ, с зажатой "совмещенное управление", когда выключился форсаж, то начальник политуправления дивизии(или секретарь парторг), а летчиком был именно он, принял возникшую относительную тишину (кто на форсаже летал - тот знает), за выключение движка и вышел на улицу. Натренированность была основной причиной, человек так часто летал, что потерял навыки. Это по моей версии, может кто на форумах есть с Колобжега и присутствовал при событии - тот раскажет подробнее и не официальную версию, мы все знаем как они составлялись, а "лётчискую" что мужики в курилке обсуждали.
С уважением
Кацперский
Мы 25 марта на ЛТУ потеряли 2 самолета при столкновении с землей в районе Дембно, это на север от Шпротавы в сторону Грыфино. Витя Семенов перепутал высоту при снижении на 100 м по 2-стрелочному высотомеру...Прокурор какой-то назвал его преступником, что он режим снижения не выдержал. Встал летчик, старый, как мамонт и потребовал не поносить память погибшего боевого товарища. Тот пытался хорохориться, но заткнули его, с трибуны не позволили пилота грязью поливать. А лесник польский, не вдаваясь в подробности, собрал кой-какие обломки и памятник соорудил на месте взрыва в конце той просеки... Звездочку поставил... Жена Семенова приезжала потом, останавливалась у него. Да и что сказать, там его могила, что там остается после взрыва для гроба- насобирают в пакет для отчета...чуть-чуть... Могила просторная- лес этот, трава, кусты, деревья, ягоды и грибы, что там вырастут...
Планер сбили в Кшиве. Заходили на повторный заход на полигоне "Пшемкув-Южный" При выполнении 2 разворота по схеме проходили над планерной зоной под Любином.
Студент Вроцловского университета, планерист любитель и вообще золотой, видать, парень, приехал на каникуклы к родителям и полетать решил. Высоту 2150 метров, которую ему дали он не только превысил, но и отсчитывал не от уровня 760 мм рт. ст, то есть от стандарта, а от "0", выставленного на аэродроме. Там поправка была метров 300, да еще и залез повыше на 300... Вылез на наши высоты, ну и цапанули его, экипаж не заметил даже в левом развороте, там еще и облака уже цепляли. Жаль парня. Ну, церковь католическая агитку выпустила, зачем, непонятно. Политика, одним словом.
Про то, как в Кшиве летчик сознание потерял, а штурман посадил, я не слышал. Думаю, на 8 полете это маловероятно. Потом, конечно, много чего приходит, ручка между ног торчит, если не дурак, то учишься ей пользоваться. САУ-6м в режиме "возврат" неплохо заводит, скорость держи ползунковыми РУДами, выравнивать его не надо, он угол сам по скорости создает, обороты убирай над торцом и сядешь. Но не на 8 полете после ЧВВАКУШа, если кто чего знает, опишите поподробнее, мне интересно.