Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Всё об авиации СГВ, ПНР

 ↓ ВНИЗ

12..495051

Кацперский
23.07.2005 20:21
Привет всем авиаторам служившим в СГВ!!!

Я очень хотел бы чтобы Вы поделились со мной воспоминаниями со службы на польской земле. После вывода войск СГВ из Польши, я начал посещать бывшие советские аэродромы, в частности принадлежавшие северной, 239 истребительной Барановичской Краснознамённой авиационной дивизии - придворный Ключево, Хойна, Колобжег (Багич), Снятово. Последний использовались как оперативный, вместе с Войском Польским. Это запасный нашего, дислоцированного в г. Голенюв 2 иап 'Краков' (в/ч 1452). Наш полк сформирован как легкобомбардировочный (ночьной) в апреле 1944 г. в Союзе, на аэродроме Григорьевское. Его боевой путь кончился в Берлине. После войны стал штурмовым, а в 1957 - истребительным. В 1993 его разгоняли. Ниже представил немножко из своего личного архива.


Боевой состав 4 Воздушной Армии Верховного Главнокомандования на день 01.01.1989 г.:

4 ВА ВГК сформирована приказом от 21.08.84 вместе с Главным Командованием Западного Направления. С 12.10.89 - 4 ВА СГВ.

Управление: Легница

части армейского подчинения:
- 164 гвардейский отдельный разведывательный Керченский Краснознамённый авиационный полк: Су-24МР, МиГ-25РБФ, МиГ-25РБС, МиГ-25РБШ, МиГ-25РБТ, МиГ-25БМ, МиГ-25РУ (Бжег);
- 151 отдельный авиационный полк радиоэлектронной борьбы: Як-28ПП (Бжег);
- 55 отдельный Севастопольский вертолетный полк: Ми-24В, Ми-24П, Ми-8Т, Ми-8МТ (Бжег);
- 245 отдельная смешанная авиационная эскадрилья: Ан-12БП, Ан-26, Ми-8ПС, Ми-8Т, Ми-8С (Легница);
- 19 отдельный полк связи и автоматизированного управления (Легница);
- 137 отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения (Легница);
- 91 отдельный батальон обеспечения (Легница);

возможно, что были ещё:
- 688 отдельный транспортный вертолетный полк: Ми-6, Ми-8 (Легница);
- 25 отдельная смешанная авиационная эскадрилья (Легница);
- 314 отдельная вертолетная эскадрилья;


239 истребительная Барановичская Краснознаменная авиационная дивизия (Ключево):
- звено управления: Ан-2ТД (Ключево);
- 159 гвардейский истребительный Новороссийский Краснознамённый ордена Суворова III степени авиационный полк (в/ч п.п. 40431): Су-27, Су-27УБ (Ключево);
- 582 истребительный авиационный полк: МиГ-21СМТ, МиГ-21УМ (Хойна)*;
- 871 истребительный Померанский Краснознамённый авиационный полк: МиГ-23М, МиГ-23УБ (Колобжег)**;
- 347 отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения (в/ч п.п. 74590) (Ключево);

* перевооружился на Су-27, Су-27УБ
** перевооружился на МиГ-23МЛД


149 бомбардировочная авиационная дивизия (Шпротава):
- звено управления: Ан-2ТД, Ми-9 (Шпротава);
- 89 бомбардировочный авиационный полк: Су-24М (Шпротава);
- 42 гвардейский бомбардировочный Танненбергский авиационный полк: Су-24М (Жагань);
- 3 бомбардировочный Краснознамённый авиационный полк: Су-24 (Кшива);
- 339 отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения (Шпротава);


132 бомбардировочная Севастопольская Краснознамённая авиационная дивизия (Черняховск)***:
- звено управления (Черняховск);
- 4 гвардейский бомбардировочный Новгородский авиационный полк: Су-24 (Черняховск);
- 321 бомбардировочный авиационный полк: Су-24 (Суурюль);
- 668 бомбардировочный Новгородский авиационный полк: Су-24 (Суурюль);
- NN отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения (Тукумс);

*** дивизия 12.10.89 передана в состав ВВС КБФ

Дополняйте, исправляйте пожалуста!!!


На дивизионном КП (КП-9) в Ключеве нашёл отчетные схемы проводки радиолокационных целей с указанием фамилей летчиков, ОБУ, РДЗ, операторов П-37 и ПРВ, планшетистов. И так:

- в 1986 г.:
лётчики:
Абезин Иван, Авдонин, Александров, гв. п/п-к Апальков Н., Бабушкин, гв. м-р Бакулин, гв. м-р Бастрон, Богачёв, Болотов, Бочаров, гв. к-н Варешкин, Василькевич, Воронин А.В., Даниловский, Дудкин, Душко, Зверев, Зорин, гв. м-р Иванов Е., Карпов, Костенко, Кулешов, Кулибаба, Лукашик, гв. м-р Малков, гв. м-р Мамыкин, Митрофанов, гв. п/п-к Мостовой П., Мхиторян, Петриченко, Проказин, Райлян, Реберко, Рубцов, Ручкин, Сагайдак, Семенов, Сокол, гв. м-р Степанович, Степанюк, гв. п/п-к Тёмников Ю. (комполка), Терсков, Токарь, Тютин, Фитиль, Фомин, Христофоров, Цисарь, Чередниченко В.Г., Черненко, Шелаев, Штуро И.С., Ющенко, Ященко

Частично о перечисленных выше лицах рассказал мне бывший лётчик ключевского полка (1975-1980) подполковник А.М. Сизов - большое Вам спасибо Александр Михайлович!!!

старший штурман:
гв. п/п-к Дэрдэ, в качестве ст. штурманов: гв. м-р Бастрон, гв. м-р Малков, гв. м-р Степанович, гв. м-р Мамыкин

начальник КП:
гв. к-н Ковалёв Н. (тоже в качестве ст. ОБУ КП)

ст. офицеры и офицеры боевого управления КП (тоже в качестве руководителей дальней зоны):
гв. к-н Миненков, гв. к-н Малахов, гв. ст. л-т Дуда, гв. ст. л-т Дронь, гв. ст. л-т Рожков, гв. ст. л-т Фирсов, гв. л-т Горин Николай Александрович (ВВВАУШ-85), гв. л-т Глебов, гв. л-т Сух Игорь Степанович (ВВВАУШ-85), гв. л-т Елагин

- в 1988 г.:
лётчики:
Андросов, гв. м-р Варешкин, Воронин А.В., Головлев, Даниловский, Иванов Е., Клюжев, Колпаков, Корытников, Крылов, Кулешов, Максименко Ю.А., Молотков, гв. п/п-к Мостовой П., Положенцев М.В., Семченко, Стариков, Тютин, Фиронов, Чередниченко В.Г., Чернящук

ст. офицеры и офицеры боевого управления КП (тоже в качестве руководителей дальней зоны):
гв. м-р Ковалёв Н., гв. к-н Бокарюк А., гв. к-н Миненков, гв. к-н Скачков Лев Владимирович (ВВВАУШ-80), гв. ст. л-т Алёхин, гв. ст. л-т Горин Н.А., гв. ст. л-т Дронь, гв. ст. л-т Елагин, гв. ст. л-т Сух И.С., гв. л-т Кононенко (?)

- в 1990 г.:
лётчики:
Боженко, Василькевич (?), Волков, Галлямов, Горин, гв. м-р Долгов В.Ф., Дударенко, Евшухов, Иванов Е., Ильминский (?), Испертёчин (?), Колпаков, Кренделев, Лукашик, Максименко Ю.А., Мамыкин, Мижайков (?), гв. п-к Михайлов Н. (комполка), Мордашов, Патков (?), Положенцев М.В., Рыжов, Савенко, Сакалян, Сафонов, Семченко, Сидорук А.С., Сизоненко (?), Сурмач, Телегин (?), Топоров (?), Торосян, Трошин (?), Трускин (?), Фиронов, Фомин, Чередниченко В.Г., Чернящук, гв. м-р Чикунов, Чуников, Шабанов, Шупиков (?) Г.В., Юрьев

ст. офицеры и офицеры боевого управления КП (тоже в качестве руководителей дальней зоны):
гв. м-р Бокарюк, гв. к-н Алёхин, гв. к-н Кривошеенко, гв. к-н Скачков Л.В., гв. л-т Горин Н.А., гв. ст. л-т Кононенко, гв. ст. л-т Сибирко

командиры полка:
гв. п/п-к Тёмников Ю. (1985, 1986), гв. п/п-к Апальков Н. (1984), гв. п/п-к Ардяка Г. (с 1984; 1986), гв. п-к Михайлов Николай С. (1991; 1992)

заместители командира полка:
гв. п/п-к Апальков Н. (1985, 1986)

НШ полка:
гв. п/п-к Довженко (1982, по 1984), гв. п/п-к Апальков Н. (1984), гв. п/п-к Ардяка Г. (с 1984 по 1988), ВрИО гв. м-р Найда (1988), гв. п/п-к Шпак В. (1991; 1992)

начальники КП:
гв. к-н Чуркин (1982, 1984), гв. к-н (м-р) Ковалёв Н. (1986, 1989)


Пишите обо всём, што Вам известно.

С уважанием
Радослав Януш Кацперский
Кацперский
23.07.2005 20:38
Я немного попутал:

132 бомбардировочная Севастопольская Краснознамённая авиационная дивизия (Черняховск)***:
- звено управления (Черняховск);
- 4 гвардейский бомбардировочный Новгородский авиационный полк: Су-24 (Черняховск);
- 321 бомбардировочный авиационный полк: Су-24 (Суурюль);
- 668 бомбардировочный Новгородский авиационный полк: Су-24 (Тукумс);
- NN отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения (Черняховск);

командиры полка:
гв. п/п-к Тёмников Ю. (1985, 1986), гв. п-к Михайлов Николай С. (1991, 1992)
Observer
24.07.2005 14:19
А на шпротавской ветке уже был?

http://www.avia.ru/cgi/discsho ...
Кацперский
24.07.2005 23:34
Был, очень интересно. Прочитал все.
ХВИ
25.07.2005 16:18
В Ключевской дивизии в конце 80-х начальником политотдела был подполковник Христофоров, отличный мужик. В то же время Хойнинским полком командовал подполковник Авдонин, последний раз его встречал в 1998 году, - он был генерал, заместитель командующего 1 ВА.
lamm
26.07.2005 19:32
89 БАП, Шпротава
При выводе командиром был полковник Козин Евгений Николаевич, сейчас зам. ком. дивизии на дальнем востоке.
До него 1989-1992( март?) БЫЛ ПОЛКОВНИК Юдаев Виктор Федорович, ЗАКОНЧИЛ Качинское ВВАУЛ-1975. После этого он был старним преподавателем на кафедре боевого применения в своем училище, сейчас на пенсии.
1987-1989- полковник Патраков Николай Иванович. Затем был зам.ком. дивизии на дальнем востоке, командиром дивизии в Воронеже. Генералом ушел на пенсию в 2003 году.
До 1987( не знаю с какого года )- полковник Колбаско, погиб в Ахтубинске в испытательном полете на Су-24.
oleg gordin
31.07.2005 00:35
Смею Вас немного поправить.
Дело в том, что во время моей службы наш батальон связи, под командованием подполковника Громенко Петра Ивановича имел номер вч.пп.62545, а не 347 отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения (в/ч п.п. 74590). Мы говорим про 1983-85гг.
Спасибо.
Кацперский
01.08.2005 23:43
Привет всем товарищам!
Я очень рад что Вы пишете на моей ветке!

2 Lamm
Спасибо за перечисление командиров 89 бап. Каждая инфа очень ценная!

2 oleg gordin
А о каком батальоне идет речь? Вероятно были два - 'полковой' и дивизионный. К сожалению, не знаю оба ли именовались отдельными батальонами связи и РТО... Одного я вполне уверен - в/ч п.п. 74590 это отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения - его казармы находились за ВПП вблизи склада ГСМ (Бужиково). Какой имел номер - предполагаю что именно 347. Но исправляйте!

Сегодня несколько дальнейших информацией по данной теме...

Список войсковых частей - полевых почт:

40431 - Ключево, 159 гв. иап

40476 - ???, НШ п/п-к Пшеничный (1984, 1985 гг.)

55146-А - Ключево, 239 иад (???), командир генерал-майор авиации Торобов

35517 - Колобжег, 871 иап, НШ п/п-к Стаценко (12.1983 г.)

13720 - ???

73778 - ???

74590 - Ключево, NN обсрто, командир п/п-к Курдюков (10.1987), ВрИО командира м-р Дудин (15.12.1987), командир п/п-к Шипов (20.12.1988)

18350 - ???, командир генерал-майор авиации Л. Бобров, начальник ПСС п-к Аквильянов (30.04.1980)

62396 - Ключево, NN обато (???), есть начальник пожарной команды ст. л-т Пудлич А., ее здание находилось напротив ангаров ТЭЧ, вблизи автопарка...

62545 - Ключево, пиши oleg!!! - в этой части в 1985 служили: пр-к Дидков, пр-к Чержов, л-т Чекинов, пр-к Мельникова (возможно попутал фамилии - неразборчиво написано, к сожалению)

21150 - Ключево, ???

18301 - Ключево, ???

И еще одна бумага:

С П И С О К
ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ
ПОЛЕВАЯ ПОЧТА 74590

подполковник ШИПОВ Е.А., командир ОБС и РТО
майор ТАБАЧНЫЙ Е.А., заместитель командира ОБС и РТО
майор ПУЙ В.Ф., начальник штаба ОБС и РТО
майор ОЛИФЕРОВСКИЙ С.И., заместитель командира ОБС и РТО по вооружению - начальник технической части
майор СТОЛЯРОВ В.Т., помощник командира ОБС и РТО по работе с личным составом
капитан ЛАПТЕВ А.И., командир роты связи и РТО (основного аэродрома)
капитан ТИХОНЕНКО С.В., командир роты связи и РТО (запасного аэродрома)
капитан МАЛЕНКО Э.А., начальник РСП - заместитель командира роты связи и РТО
(запасного аэродрома)
капитан ГАВРИКОВ А.В., начальник РСП - заместитель командира роты связи и РТО
(основного аэродрома)
капитан КОЖУХИН М.С., начальник ТЭЧ
капитан ЗАКИРЯЕВ Э.А., помощник командира роты связи и РТО по работе с личным составом
(запасного аэродрома)
капитан НАЛОБИН А.А., командир взвода РТО (основного аэродрома)
ст. лейтенант ГАРКУШЕНКО О.В., помощник командира роты связи и РТО по работе с личным составом
(основного аэродрома)
ст. лейтенант ХУДЯКОВ Ю.Н., командир радиовзвода
ст. лейтенант КРИКОВ И.В., командир взвода РТО (запасного аэродрома)
ст. лейтенант БОНДАРЧУК А.Г., начальник АТС
Р Л Г
капитан ПОРОЗОВ И.В., начальник РЛГ
ст. лейтенант БУРАК А.В., начальник П-37

КОМАНДИР ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ ПП 74590
подполковник =ШИПОВ=


Пишите!!! Жду ответа!

С уважанием
Радослав Кацперский
Pasha
02.08.2005 12:36
С ноября 1982 по декабрь 1985 командиром 582 ИАП (Хойна) был п/п-к Авдонин Валерий Павлович, с декабря 1985 зам командира 239 ИАД.
В период его работы, 582 ИАП имел на вооружении МиГ-21СМТ.
Кацперский
02.08.2005 23:22
Привет!

Я вижу, что каждый из Вас передает какой-нибудь информацию, но она довольно неполная. Предлагаю, чтобы попробовать нанести порядок следующим образом (что касается только личного состава частей и соединений): начать с руководящего состава

1) авиационных полков в составе:
- командир;
- зам. командира (первый);
- начальник штаба;
- зам. командира по политической части;
- старший штурман;
- зам. командира по ИАС;
- начальник воздушной, огневой и тактической подготовки;
- начальник ПДС;
- начальник разведки;
- начальник радиоэлектронной борьбы;
- начальник связи;
- начальник химической службы;
- начальник метеорологической группы
и другие...

2) авиационных дивизий (командиры, замкомы, НШ, штурманы, начальники отделов и служб и другие специалисты)

Затем перейти к подразделениям - эскадрили, батальона и другие.
Согласны ли Вы со мной? Пишите!

Р. Кацперский
oleg gordin
03.08.2005 23:27
Полковника Христофорова я прекрасно помню, поскольку он во время моей службы был начальником политотдела дивизии.Большой души человек, прекрасно относился к личному составу, особенно к служащим ЗКП-5, где я проходил службу на узле связи (позывной "Цоколь"). Начальником связи дивизии был Витольд Иванович Павлов.
Комдивом в 1983-85гг. был полковникГусев, затем его перевели в штаб 4-й армии, в Легницу.
Кацперский
04.08.2005 01:34
2 oleg gordin

Где находился ЗКП-5 в Ключево? Это было арочное укрытие? Как называлась Ваша часть (62545)?
Pasha
04.08.2005 09:57
ЗКП-5, построили в 86 году, как заехал в гарнизон, налево и прямо до конца..
слева стоял дом( не помню номер) старый, немецкий-там комдив жил, так сразу за этим домом в низине( котлован там вырыли большой!
Кацперский
04.08.2005 21:31
Pasha! Теперь я знаю. Был там. Сейчас все входы засыпаны песком и заграждены бетонными блоками - чтобы не влазили. КП-9 (между рулежками в северной части аэродрома) построили как арочное укрытие (того самого типа как для МиГ-21). ЗКП - защищенный командный пункт или запасной? Кому подчинялся ЗКП-5 и что было взамен до его построения? КП-9 был дивизионный или полковой, а может как дивизионный так и полковой?
lamm
05.08.2005 12:52
Радослав, день добрый!
Не могу получить от тебя письмо по почте- что-то с перекодировкой текста. Приходят непонятные цифры.
Получил ли карты?
Кацперский
05.08.2005 22:00
Привет Андрей!
Пришлите, пожалуста, еще раз письмо (в MS WORD), что-то произошло с кодировкой - никак установить не смог...
Я Вам на шпротавской ветке ответил. Карты получил! Большое спасибо!!! Вышлю письмо на мыло...
ХВИ
06.08.2005 15:51
В Колобжеге, во второй половине 1984 года командиром ОБАТО был назначен майор Джагупов Владимир Иванович, недавно прибывший в эту часть замполитом. Это мой сослуживец по Дальнему Востоку (Спасск-Дальний ОБАТО 821 ИАП). В 1989 году подполковник Джагупов В.И. обеспечивал перебазирование Колобжегского полка в Бжег. Я в это же время выводился из Бжега в Щущин с ОРАП (ЯК-28). Тогда с Володей видились последний раз. Если есть какая информация о нем, прошу поделиться.
Pasha
06.08.2005 16:37
Кацперскому!
Про ЗКП Ключево-Авдонин приедет из отпуска и расскажет:-))
07.08.2005 13:06
Привет всем!

ХВИ: 164 гв. орап из Бжега перебросился в Кшиву (тогда имел на вооружении разведывательные варианты МиГ-25 и Су-24). Вы, кажется, говорите про 151 оапрэб на Як-28ПП. Иманно этот полк вывели в Щучин. О Джагупову В.И. у меня, к сожалени, никаких сведений нет.

Pasha: ну, ладно! Мне будет очень приятно познакомиться с Авдониным Валерием Павловичем.

Сегодня подготовил немного материала о летной работе на Т-10С...

ПОРЯДОК УНИЧТОЖЕНИЯ И МЕТОДИКА ПРИНУЖДЕНИЯ К ПОСАДКЕ МАЛОРАЗМЕРНЫХ, НЕСКОРОСТНЫХ, НИЗКОЛЕТЯЩИХ САМОЛЕТОВ-НАРУШИТЕЛЕЙ

ДЛЯ ПРИНУЖДЕНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПОЛЕТА НЕСКОРОСТНОЙ, МАЛОРАЗМЕРНОЙ ВОЗДУШНОЙ ЦЕЛИ НЕОБХОДИМО:
- после обнаружения цели построить маневр таким образом, чтобы пройти рядом с самолетом на попутно-пересекающихся курсах под углом 20-30њ с ΔH до 50 м на удалении перед самолетом 200-300 м. Через 5-7 сек после пролета самолета выполнить разворот с γ=45-60њ во внутреннюю сторону с набором H=300-500 м. Определить действия экипажа самолета-нарушителя.
ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРОХОДА ЭКИПАЖ НЕ ЗАХОДИТ НА ПОСАДКУ НА ПЛОЩАДКУ, ПРИГОДНУЮ К ПОСАДКЕ ПЕРЕД СОБОЙ НЕОБХОДИМО:
Включить 'Главный'. Построить маневр аналогичный описанному выше и при угле визирования на самолет-нарушитель 60њ открыть предупредительный огонь короткой очередью 20-30 снарядов.
В случае неповиновения экипажа самолета-нарушителя построить маневр для атаки из пушки: довернуть самолет на курс цели и выйти на ее траверз, выдерживая H=500-600 м, ΔH>=500, V=600. Пройти от траверза цели в течении 8-10 сек, определить при этом направление движения цели относительно характерных наземных ориентиров. Через 8-10 сек после пролета траверза цели выполнить разворот в сторону цели на 180њ с набором H=1200-1500 м относительно полета цели. Маневр выполнять на максимальном режиме работы двигателя с γ=60-70њ, сохраняя визуальный контакт с целью. Если при вводе в маневр цель была потеряна, то после разворота на 60-70њ она легко обнаруживается летчиком и в дальнейшем визуальный контакт сохраняется в течении всего маневра и атаки.
После разворота на 180њ пройти по прямой в течении 2-3 сек и выполнить разворот на цель (на угол
07.08.2005 13:13
ХВИ: А когда точно произошел вывод Вашего полка в Щучин? Знаете ли дневные даты?
Кацперский
07.08.2005 14:09
Anonim это я - Кацперский
07.08.2005 15:37
ХВИ
08.08.2005 01:40
Согласен с замечанием, действительно ИАП был РЭБовский, но МИГ-25 из ОРАП Бжега появились в Щучине, по моему, на следующий 1990г. Я из Бжега уходил последним эшелоном, кажется это было 19 августа 1989г.
oleg gordin
08.08.2005 19:17
Начнем по-порядку!
1.
Хочу сразу поправить себя , все-таки прошло 20 лет.
Позывные связи:
КП 4-й армии в Легнице - КП-5
КП 239-й ИАД в Ключево - КП-9
КП ИАП в Хойне - Богач
КП ИАП в Колобжеге - Меченос
Также существовали летные позывные 239-й ИАД и полков в 4-м европейском воздушном коридоре:
Воздушные позывные:
ЗКП-9 в Ключево - Дублон-контроль
Стоянка прилетающих и диспетчерский КП на аэродроме в Ключево-Дублон-старт
ИАП в Хойне- Антракт
ИАП в Колобжеге - Связной

2.
ЗКП-9: его расположение в гарнизоне Ключево.
Со въезда главного КПП с правой стороны располагалась комендатура гарнизона, под началом прапорщика Турчака, который был приписан к 159-му ИАП и являлся "грозой всех солдат". С левой стороны, чуть поотдаль, находился 2-х этажный коттедж. Там располагался Особый отдел дивизии, под командованием капитана Михайлычева. Далее по левую сторону располагался торговый центр: супер, военторг, парикмахерская и пивбар.
Далее проходим до первого перекрестка и поворачиваем налево. По левую сторону проходим 3 дома (3-й дом был розового цвета, там располагалась квартира комдива- полковника Гусева) и выходим на небольшую стоянку. Здесь мы видим холм и внизу железнобетонную дверь - это вход в ЗКП.
С левой стороны имеется узкая тропинка, поднимающаяся наверх к круглой беседке. Тамже располагалась антенная мачта, с сигнальными маяками наверху. С правой стороны от входа в ЗКП воходились ворота, за которыми стояли радиостанции нашего ОБС и соседнего батальона ОБАТО на платформах Зил-157 и Зил-131.

3.
Новое ЗКП строилось с ноября 1983 года по август 1984 года. Столь короткие сроки строительства были достигнуты благодаря прибытию профессиональных строителей из Москвы. До этого существовал старый ЗКП (вход с левой стороны от нового, сразу после беседки на пригорке). Необходимость строительства была обусловлена скученностью расчета дежурной смены и оборудования. После переезда оперативного управления со старого ЗКП на новое, там остался только КРОСС (телефонные линии), за которые я был ответственный. Дежурный расчет смены состоял из Оперативного дежурного(ОД), штурмана, метео, планшетистов и узла связи.
ОД были, как я помню, майор Сааков, майор Харченко(бывший штурман) и еще двое, фамилии которых я не помню. Во время учений боевой расчет увеличивался в 2 раза, а также на балконе за стеклом сидели направленцы из штаба армии, с телефонами ЦБ и картами. Начальником ЗКП был майор Личман Василий Васильевич.

4.
Отдельный батальон связи (ОБС - в/ч п/п 62545) располагался в центральном здании казарм, напротив спортплощадки. Основное здание казарм было построено еще немцами в 30-е годы(территория Восточной Померании) и первоначально имело форму свастики. В советское время хвосты от свастики были разрушены, таким образом, появилось здание крестообразной формы. Предназначение ОБС дивизии было обеспечение стационарной и мобильной связи КП дивизии, обеспечение полетов, узел связи, включающий КРОСС, аппаратуру оповещения, радистов, телеграф и телефон ЗАС. Кроме того, через нас проходила вся секретная почта, так, что вышеупомянутый капитан Михайлычев был частым "гостем" у нас на узле. При входе в казарму, за стеклом, находился дежурный по части. Далее направо вход в ОБС, налево в ОБАТО.
ОБС в мое время состоял из 2-х рот и 4-х взводов. На втором этаже располагался штаб батальона. Комбатом был п/полковник Громенко П.И., нач. штаба п/полковник Кучерявенко, зам по тех. - майор Передерин В. Командирами рот были:
командир 1-й роты - капитан Сидоренко
командир 2-й роты - ст. лейтенант Лашко

Также хочется отметить прапорщиков Григория Найкина и Григория Довгово за неоценимую и высоко профессиональную помощь мне в организации боевого дежурства и технической поддержки аппаратуры оповещения.

5.
Вот немногие сведения о ОБС 239-й ИАД и о ЗКП.
Что касается в/ч п/п 74590, то они подчинялись 40431 (159 ИАП). Бужиково находилось на другом конце гарнизона.
Если возникнут какие-либо вопросы, то постараюсь на них ответить.
Конечно, многие детали, имена и фамилии мною позабыты, но по мере возможности помогу. Все-таки прошло 20 лет.


С наилучшими пожеланиями успехов в этом нужном, но трудном деле восстановления истории пребывания 4-й армии на земле Польской



Олег.

oleg gordin
08.08.2005 23:01
Уважаемый Радослав!
А неужели вход на ЗКП-9 открыт?
И каким образом возможно найти отчетные схемы проводки радиолокационных целей с указанием фамилей летчиков, ОБУ, РДЗ, операторов П-37 и ПРВ, планшетистов, если если трассы прохождения целей и бортов по высотам и корридорам в основном рисовались на плексигласе в большом зале боевого управления?

С уважением, Олег.

lamm
09.08.2005 13:09
2 oleg gordin
Кальки проводки делали для отчета и подпсиывали. Вход на КП засыпан землей, но неоднократно подкопан, был я там в прошлом году.
Городки наши стали выглядеть значительно лучше.Только Кшива еще полузаброшена.
oleg gordin
09.08.2005 21:42
Уважаемый lamm!
Спасибо за напоминание. Теперь я вспоминаю, что действительно в обычную смену было 3-4 планшетиста, в то время, когда на табло над центральным планшетом горела цифра 3, обозначающую готовность ДЗ.
Так вот, помимо прободки целей на стеклянной доске, два планшетиста занимались той же проводкой на кальке и подписывали в конце смены ОД.
Интересно только, каким образом они сохранились, как впрочем сохранились, я предполагаю, и многие другие вещи.
Уважаемый lamm или Радослав!
Имеются ли в наличии нынешние фотографии гарнизона или КП?
Если да, то с превеликой благодарностью можно ли мне переслать?
С уважением
Олег.


Кацперский
09.08.2005 23:25
Привет товарищам!

ХВИ: Вы правы, к 01.08.90 г. АЭ на МиГ-25БМ выведена в Союз (не знал что в Щучин), но полк двухэскадрильного состава летал в Польше по 14.05.92 г. Выведен в Шаталово. Существует там и сейчас... Какие номера (секретный и войсковой части) имели ОБАТО 151 ОАПРЭБ и 821 ИАП?

Гордину Олегу: большое Вам спасибо за очень ценные информации и желания! Наше дело трудное, но правое!!!

Андрей меня предупредил... Отчетные схемы действительно снимались и исползовались в объективном контроле качества работы как боевых расчетов КП, так и летного состава. У меня в шкафе есть больший их набор.
Каждая схема содержала следующие данные:
а) текстовые:
- номер, дату и время выполнения проводки;
- в/звания и фамилии нач. КП, РДЗ (ОБУ КП), ст. штурмана (ст. ОБУ КП), планшетиста, операторов радиотехнических средств (П-37, ПРВ);
б) графические:
- аэродром вылета и другие аэродромы (в случае их использования);
- госграницу и воздушные коридоры (только с 1990 г. ?)
- время начала и окончания проводки и индексы летчиков;
- траекторию полета (местонахождения с минутными интервалами);
- заданный маршрут;
- высоты полета;
- рубеж выполнения задачи (как правило, перехвата);
в) в таблице:
- № р/л цели;
- Ф.И.О. летчика;
- индекс;
- Hц;
- Vц;
- № упражнения;
- аэродром вылета (Ключево)
- КП выполняющие наведение (КП-9)
- заданная рубеж: А / Д;
- результат наведения: время / А / Д;
- Д вывода;
- способ наведения: глазомерный / приборный;
- количество одновременно наведенных самолетов;
- количество атак;
- Ф.И.О. штурмана (ОБУ);
- оценка;
- примечание.

У меня, конечно, много к Вам вопросов. В короткое время подготовлю схему гарнизона в электронном виде. Тогда Вам вышлю - нужно мне узнать где что находилось на аэродроме и в гарнизоне...

С уважением
Кацперский
Кацперский
09.08.2005 23:43
С концом месяца посещу Ключево и зделам множество фотографий. Схемы нашел в 1998 на КП расположенном на аэродроме в арочном укрытии (впередь не знаю - полковой это КП?). ЗКП-9 (дивизионный, в городке), КП-9 (полковой, на аэродроме), что ли??? Сейчас там ничего нет - все сгорелось... А ЗКП загражден - входа нет. Я об этом уже писал.
Романыч
10.08.2005 18:29
Хойна (п.п. 65203) 1978-1982 г.г.
Командир полка п-к Тарасевич Петр Петрович-изумительный человек (говорят отдыхает дома в Белоруси на даче).
Зам. к-ра полка п/п-к Голошумов Александр Николаевич.
Начальник штаба п/п-к Стецюк Владимир Николаевич.
Иван Абезин был в это время ведомым у Василия Лазаря (в дальнейшем - Нач. Гл. Штаба ВВС Республики Белорусь).
Oleg Gordin
10.08.2005 23:32
Всем, кто хочет просмотреть материал о 4 ВА, обращаться к линку:

http://airbase.ru/squad/russia/4va/

Ничего нового, но все-таки приятно, что существуют какие-либо данные о нас и на других форумах

Привет всем

Олег!

Pasha
11.08.2005 09:47
Романычу!
А вы не в курсе, с чем связано освобождение Тарасевича от обязанностей ком, 582ИАП в ноябре 1982?
Романыч
11.08.2005 10:21
Pashe!

К сожалению, не знаю. Я уехал в академию в августе 1982 г. Есть возможность связаться с Лазарем, который периодически встречается с Петровичем. Попытаюсь узнать.
oleg gordin
12.08.2005 20:54
Поздравляю всех сотратников и коллег с Днем Воздушного флота России.
Тот, кто был даже однажды связан с небом, навсегда останетсялетуном в сердце и душе!!!
егорович баринов
12.08.2005 23:22
с Лазарем встречался неоднократно. сейчас он, кажется, начальник училища гражданской авиации белорусии. Игорь Долгих был командиром полка в Белорусии. сейчас не знаю где он. хотел бы встретиться со своими сослуживцами по Хойне. пишите на Barpeteg@mail.ru
ХВИ
13.08.2005 03:54
Олегу Горбину.
С удовольствием получил мыло. У Скиданенко Ю.И. служил с илня 1984 по октябь 1985, во второй роте, оттуда ушёл в ОБАТО Жагань. Замом у нас был Денисов В.В., бывший ком роты из Бужиково, потом оттуда же пришел ротным Валера Кривцун, НШ был м-р Шепетнов Г.П. замполит Павлов В.П. Первой ротой командовал, по моему к-н Москаленко, нач РСП Виктор Истомин. Сейчас не имею достаточно времени, позже напишу что вспомню
Кацперский
13.08.2005 12:55
ХВИ: про какой части идет речь? Помните Вы номера, я Вас спрашивал...

Уважаемый пан Олег: получил письмо, очень плохие эти фотки, но я по заголовках узнал в чем дело... А есть у Вас статья о польско-советской дружбе после войны?
oleg gordin
13.08.2005 21:56
Пан Радослав!
Очень сожалею, что не удалось мне сделать копии более высокого качества. Запрашиваемых статей у меня, к сожалению, нет.
По-моему мнению, на нашем форуме не должно быть каких-либо политических дискуссий, поскольку у любого образованного человека имеется свое собственное мнение, м.б. отличное от мнения других. И это лигитимно! Иначе мы приходим к тоталитаризму. А что касается судьбы Польши, то она была всегда буфером между тогдашними сверхдержавами Россией и Германией и всегда страдала от этого и от своих же политиков, имевших только собственные интересы, чаще оторванные от интересов народа. Не каждый политик справлялся о нуждах народа.Веротерпимостью отличались редкие правители, как в Польше, так и в России. Один из них - это Стефан Баторий, совершивший в период своего правления много ошибок, но яростно защищавший то, что сегодня называется плюрализмом.
Советую обратиться к:

http://www.poland.gov.pl/?docu ...

Уважаемый Радослав!
Приятно видеть в Вашем лице достойного собеседника.

Олег.

378
13.08.2005 22:14
2 РОманыч

Василий Лазарь -из 927 базы в Березе ?
Кацперский
13.08.2005 23:54
Гордину О.

В чем дело? Я основал эту ветку, чтобы бывшие военнослужащие (в том числе и Вы) могли поделиться со мной воспомненияами со своей службы в Отчизне моей. В первым посте об этом писал. О политике говорить не хочу, тем более на форуме. Историю наших народов очень хорошо изучл. Всегда был вашим - русских другом. Олег, я не пан, обращайтесь ко мне, пожалуста, как к своему!

Было бы лучше, если бы Вы сказали какие типы радиостанций, радиорелейных станций, средств РТО полетов и другой аппаратуры использовались в Вашей части...


Друзя мои, товарищи авиаторы, пишите пожалуста!

С уважением ко всем Вам
Кацперский Р.Я.
Кацперский
14.08.2005 00:03
воспоминаниями*
lamm
14.08.2005 10:00
Радослав, день добрый!
Хотелось бы узнать про эксплуатацию Миг-21, Миг-23, Миг-29 Су-17, Су-7 в Польских ВВС. Когда она закончилась? В Кракове, в Музее ВВС- КСТАТИ, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ МУЗЕЙ, купил книгу, где утверждается, что Су-20(Су-17) летал до 1997 года, Су-7 до 1990, Миг-23 до 1999, по Миг-21, Миг-29 данных нет.
Проезжая по Польше, приятно было видеть по дороге с Ольштына на Краков за Варшавой, 239 км до Кракова, Су-20 польских ВВС на автозаправке в ОТЛМЧНОМ состоянии, только шаховницы выцвели. Также стоит Миг-21 в районе Кутно, по-моему. Это их Конина на восток, не доезжая Варшавы. По дороге из Ольштына на Варшаву, 75 км до Варшавы, с удовольсьвием выпил кофе в кафе Ту-134. Очень приятно видеть отслужившие свое самолеты не на свалке, а в таком виде. Не доезжая до Nidzica по той же дороге, слева увидел танк Т-34 с номером 102, "RUDY", все мы в детстве смотрели не по одному разу "4 ТАНКИСТА И СОБАКА" Януша Шимановского. Недавно его снова показали по российскому телевидению, что удалось посмотреть- посмотрел с удовольствием.
Очень понравилось доброжелательное ортношение людей на наших бывших аэродромах и в гарнизонах. Я не знаю, что там политики говорили и говорят что в Польше, что в СССР и в России, а я чувсвую себя там очень комфортно. Близкие языки, близкая культкра, доброжелптельные люди. Полякам очень нравится, когда говоришь по польски. Ошибки поправляют. Многие стараются ответить по русски. Впечатления от страны у меня очень хорошие.
ХВИ
14.08.2005 13:58
ОЛЕГУ ГОРБИНУ И РАДОСЛАВУ КАСПЕРСКОМУ:
Ребята, согласен: кесарю-кесарево. Было время - оно того требовало, мы честно делали свое дело. Теперь это история, пусть она будет доступна всем, кто ее делал!
Вспомнил: командиром первой роты в ОБС РТО Хойна в 1984 году стал капитан МАСЛОВСКИЙ (прибыл по замене сразу после меня). Остальные вопросы простараюсь ответить позже, сей-час нет времени, только заглядываю на ветки - вперед по-делам!
oleg gordin
15.08.2005 00:44
Добрый вечер всем!
Радослав!
Большое спасибо за письмо и ссылки о этом замечательном человеке. Генерала Войцеха Ярузельского можно вписать в один ряд с выдающимися деятелями мира послевоенной Европы.
Теперь перейдем непосредственно к делу.
Итак, как я писал ранее в составе нашего ОБС было 2 роты и 2 взвода.
1-я рота в основном отвечала за ЗАС аппаратуру, а именно телеграфную и телефонную связь, а также за прием и передачу ЗАС корреспонденции и отправки ее адресатам, т.е. от полков, приводов на КП дивизии и обратно - этим занимался 1-й взвод. 2-й взвод был ответственным за поддержание в боевой готовности автопарка, в котором находились транспортные средства связи на платформах ЗИЛ-131, Урал и БТР.
2-я рота, в которой я проходил службу была построена след. образом:
1-й взвод - это радисты - и те которые ходили на смену на ЗКП-9 и те, которые проводили время а автопарке и постоянно выезжали в район Бужиково, вообщем недалеко.
2-й взвод - это проводная, радиорелейная и тропосферная связь.
Также было отделение, которое занималось ремонтом и вызывами на квартиры, т.е. обычная работа техников АТС.
Те, кто занимался тропосферной связью постоянно сидели на радиостанции Р-412, которая находилась между дивизионной столовой и домом номер 18. В состав Р-412 входили 4 спутниковые антенны, располагавшиеся по периметру зоны, 3 грузовика Урал, а также 2 генератора на прицепах. Время развертывания, настройки и запука этой радиостанции по нормативам составляло 4-5 часов.
Радисты работали в основном на тогда еще секретной Р-140-й. Также существовали выносы (радиостанции небольшого радиуса действия), такие как Р-106, Р-107.
Р-106 - небольшая наплечная радиостанция, работающая в УКВ диапазоне, в симплексном режиме, c амплитудной модуляцией с механическим полудуплексом. Она обеспечивает связь только телефоном и работает в ультракоротковолновом диапазоне с использованием общей волны как для передачи, так и для приема. Радиус действия ее - до 2-х км.
Р-107 - переносная, ранцевая, армейская КВ-УКВ радиостанция, работает в симплексном режиме, имеет частотную модуляцию.
Я же непосредственно занимался линейной связью на ЗКП, а также аппаратурой оповещения.
Линейная связь - это обеспечение прохождения обычных сигналов и сигналов ЗАС.На моем кроссе были распаяны сотни пар связи, идущие к полкам, выносам, стоянкам, КП общевойсковым и авиационным и т.д. На столе у штурманов и ОД стояли концетраторы, т.е. мини телефонная станция, с подведенными линиями и с 2-мя тел.трубками. На каждый конкретный случай существовала отдельная конфигурация. Также нужно бымо следить за исправностью наушников типа ГСШ-14, которыми пользовались планшетисты и штурмана. На каждом рабочем месте было по нескольку телефонных розеток. Существовали также телефоны типа ЦБ, при поднятии трубки отвечал ОД с КП-5 с Легницы. Ими в основном пользовались направленцы и старшие штурмана, призжавшие к нам на проверки и наведения целей по время учений.
Также в моем ведении выла аппаратура оповещения, типа Шнур, Стойка и Вьюга. Каждую неделю нужно было менять фишки, т.е. кодировку сигналов. Данная аппаратура предназначалась в первую очередь для прохождения экстренных и наиважнейщих сигналов напрямую с Москвы со штаба ВВС. За прохождение данных сигналов я отвечал головой.
На кроссе был также 500-парный кабель, проложенный немцами еще в 1938 году и шел он от пригорода Берлина(не помню точно откуда) через меня до Черняховска, где как известно стояла еще одна дивизия нашей 4-й армии. Проверки связи обычно проходили через Старгард.
Не могу вспомнить имена Старгардских телефонисток.
Все тоже самое мы осуществляли, только в полевых условиях во время учений: Союз-83, Щит-84 и Запад-85. Если мне не изменяет память, то это именно тот порядок.Данные учения проходили примерно по 2 недели, а то и по 3. И выезжали мы на юг, в зону действия Хойновского полка. И это не считая различных КШУ, ЛТУ и т.д.
Если я что-то подзабыл или ошибся пусть меня поправит ХВИ, как коллега по связи.
Я думаю, что на этот раз достаточно. Если возникнут какие-либо вопросы, постараюсь ответить.

P.S.Сегодня я нашел кое-что интересное. Советую просмотреть.

http://www.kondruss.com/mad/pl.htm

Далее вниз на таблицу всех аэродромов и частей.

http://www.kondruss.com/mad/pl ...

Находим Ключево и внизу имеется линк:

http://maps.google.com/maps?ll ...

Счастливо оставаться
Олег.
ХВИ
16.08.2005 10:33
Радослав!
В Хойне мы соорудили обелиск к 9 мая, посвятили его Дню Победы и Советско-Польской дружбе. Он находился у казармы ОБС РТО (самая дальняя, около хлебозавода). Он представлял собой огромный гранитный камень, на котором была укреплена чеканная доска с годом образования организации Варшавского договора, с перечислением сокращённых названий стран-участников: СССР, ПНР и т.д.По бокам были размещены бетонные плиты, окрашенные в цвета наших Государственных флагов, и чеканные изображения государственных Гербов СССР и ПНР (чеканку, если не ошибаюся выполнил прапорцик Пруц), перед флагами соорудили прямоугольные вазоны, позади памятника разместили треугольную стеллу, по замыслу автора символизирующую луч пятикончной звезды. Сооружали памятниик замполит части Павлов В.П.замполит 1 роты Володя Ткалич, комсомольский вожак Сергей Чекардин, я и ст.прапорщик Володя Автонов. Остались ли от него какие - нибудь следы? Камень был огромный, привезли из какого-то леса, МТО на базе ЗиЛ 131 смогла его только приподнять. На камне когда я его увидел, обратил внимание на надпись выбитую готическим шрифтом:
ХВИ
16.08.2005 10:40
"Henrielen Damm" может быть валятся где -нибудь, такую вещь унести тяжеловато. На открытие памятника пригласили товарищей из Польской части-побратима: инженерного батальона из Мыслебужа. Праздник получился хороший. Есть старые черно-белые фотографии, но сейчас у меня проблема с оцифровкой, когда решу её, если хочешь - вышлю. На остальные вопросы тоже отвечу, но позже - нужно поработать с домашним архивом, не имею пока времени.
lamm
16.08.2005 13:45
2 ХВИ
Я в Хойне был с Колей Кравченко в прощлом году, он там начпродом- начвещем был.
ХВИ
16.08.2005 14:18
to Lamm^
И как там, Андрей, в городке? Кравченко там был наверное после меня. Вообще, так должность одно время называлась в тылу дивизии, а в ОБАТО они раздельны. При мне в ОБАТО на этой должности (а может только начвещем)был прапорщик - должны были присвоить офицерское звание. В лицо помню, фамилию - нет.
Кацперский
17.08.2005 22:23
Товарищи, друзья!

Уважаемые Андрей Викторович, Олег, ХВИ, Романыч!!! Смотрите мыло!
Спасибо за информации публикуемые Вами на форуме!

ХВИ: конечно, хотелось бы получить всякие фото! Как я только поеду в Хойну, буду снимать все-все! К сожалению, сейчас не знаю что с этим памятником, нада осмотреться...

Пишите!

С уважением
Кацперский Р.Я.
ХВИ
18.08.2005 08:51
Радослав! Мыло получил, огромное спасибо! Позднее, столь же подробно отвечу, обязательно!
12..495051




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru