2Фугас
То, что написано, могут повторить сотни, если не тысячи летчиков ИБА, ИА, ФБА, ША.
Думаю, что и перехватчики ПВО что-то подобное применяли, но, скорее всего там речь шла о средних и больших высотах, на перегонках. Все-таки в плотных строях на задания они ходили реже (тем более на малых высотах).
В 70-80-х годах в такие ситуации попадали довольно часто, особенно на ЦЕ ТВД, на северо-западе Европейской части. Шла ротация, люди из жарких сухих районов по приезду перенимали опыт, втягивались в работу. Такой опыт сейчас исчез, некому передовать и принимать его.
Сейчас можно признаться, нарушений в ходе организации и проведения полетов была масса, но опытные товарищи подсказывали, как лучше выполнить полетное задание, хотя эти советы части противоречили руководящим документам (НПП, НШС и др.).
Однако сразу ЖЕСТКО закладывалось в сознании - есть коррридор возможностей, от твоих действий зависит жизнь твоих товарищей по строю, жизнь совершенно посторонних и ни в чем не виноватых людей на земле.
На кону твоя честь летчика, командира, офицера, человека (не упоминаю уже о чести коммуниста, решениях ХХХХ съезда КПСС и пр., это не к делу).
Все проникались этой идеологией, риск конечно в полетах есть всегда, но только не надо допускать его перехлестов.
Показух было всяких немеряно, в основном с боевым применением, часто рядом с войсками, вот и крутись....Конечно, это давало неоценимый опыт для выполнения, при необходимости, боевой задачи.
Пройти в облаках в обнимку на малой высоте до цели считаю оправданным, если везешь изделие, от точности его применения по месту и времени, к примеру, зависит судьба операции, это может повлиять на уровень наших потерь и т.д.
Навигационная система у тебя йок, тогда ведущий (исправный самолет) выведет тебя в точку начала маневра.
Или у вас применение в одном районе, чтобы не мешать друг другу, идете вместе до точки расхождения по своим целям.
Все стальное - варианты и неух ....против ветра.
Правильно говорится в Библии:"Не искушай Господа своего..."
Добавлю - и Судьбу.
АВИАТОР
Летун отпущен на свободу.
Качнув две лопасти свои,
Как чудище морское в воду,
Скользнул в воздушные струи.
Его винты поют, как струны...
Смотри: недрогнувший пилот
К слепому солнцу над трибуной
Стремит свой винтовой полет...
Уж в вышине недостижимой
Сияет двигателя медь...
Там, еле слышный и незримый,
Пропеллер продолжает петь...
Потом - напрасно ищет око:
На небе не найдешь следа,
В бинокле, вскинутом высоко,
Лишь воздух - ясный, как вода...
А здесь, в колеблющемся зное,
В курящейся над лугом мгле,
Ангары, люди, всё земное -
Как бы придавлено к земле...
Но снова в золотом тумане
Как будто - неземной аккорд...
Он близок, миг рукоплесканий
И жалкий мировой рекорд!
Всё ниже спуск винтообразный,
Всё круче лопастей извив,
И вдруг... нелепый, безобразный
В однообразьи перерыв...
И зверь с умолкшими винтами
Повис пугающим углом...
Ищи отцветшими глазами
Опоры в воздухе... пустом!
Уж поздно: на траве равнины
Крыла измятая дуга...
В сплетеньи проволок машины
Рука - мертвее рычага...
Зачем ты в небе был, отважный,
В свой первый и последний раз?
Чтоб львице светской и продажной
Поднять к тебе фиалки глаз?
Или восторг самозабвенья
Губительный изведал ты,
Безумно возалкал паденья
И сам остановил винты?
Иль отравил твой мозг несчастный
Грядущих войн ужасный вид:
Ночной летун, во мгле ненастной
Земле несущий динамит?
1910-январь 1912