Таран:
Да. В отношениях летчиков и техников большую роль играл и интеллектуальный уровень. Да и престиж летной профессии много значил. Я тоже поступал в летное, но не прошел по зрению. В авиацию, правда, все равно пошел. К самолетам тянуло. Из летного состава нашего полка у меня хороших друзей не было, а вот из соседней эскадрильи ТУ-16 были знакомые ребята, поэтому может быть мое мнение более субъективно, чем объективно. А вот в вышеуказанном Бич-Холле летчиков не было. Возможно это было ниже их собственного и профессионального достоинства. Но техники через Бич-Холл прошли практически все. Если не знаешь, объясняю - это второй дом слева, если идти от ДОФа в деревню. Левую часть дома отдали холостым офицерам и мичманам технического состава в качестве общежития. Там всегда были пьянки и беспорядок. Если хотелось выпить, то можно было брать бутылку и смело идти туда, компания всегда нашлась бы.
Олега Владова не помню, а вот Костю Васильева, инженера 2аэ, ты должен был застать. Мы с ним вместе две боевых службы прошли - визит в Индию и переход с Сак на Север, а затем во Владивосток.
lamm:
Личные отношения с корабельными офицерами зависели от количества вместе выпитого и строились отлично. А вот служебные - наоборот. Корабельное командование предпочитало не вмешиваться в наши дела. Оно предпочитало вообще не иметь нас на борту. Сначала у нас было такое впечатление, что всему командованию корабля глубоко наплевать на авиагруппу. Авиагруппа не входила в состав экипажа и нам совсем не подходил их распорядок служебного времени. На корабле своего оружия хватало, а авиация находилась периодически и доставляла дополнительные хлопоты. Боевая подготовка на корабле проводилась методом сдачи курсовых задач(если надо объяснить более подробнее - то попозже, а то займет много времени). Наша же боевая подготовка заключалась в повседневной работе на самолетах и в совершенствовании летного мастерства по принципу - чем больше пашешь, тем выше профессионализм. Мы совершенно не вписывались в их боевые расписания (мы даже не знали, что это такое). Дело в том, что вне боевой тревоги они учатся, занимаются хозяйственными работами и др., а по тревоге - воюют, спасаются от пожара, борются за живучесть. Мы же и вне тревоги летаем, и по тревоге летаем, только интенсивнее. Главная их задача при действиях по тревоге - прибыть на свой боевой пост, проверить работу оружия и доложить о готовности к выполнению задачи. Наши действия по тревоге были вообще не определены и мы оставались без работы(т.к. все задраивалось) и вообще слонялись по кораблю, отдраивая задраенные по тревоге переборки, нарушая светомаскировку и всячески мешая корабельному составу, что приводило к конфликтам между корабельным командованием и нашим. Затем нам под страхом наказания предписали по тревоге бросать работу, прибывать в каюты и находиться там до ее окончания. Нам такое положение и нравилось и нет. Нравилось тем, что мы были более свободны в своих действиях, чем корабелы. У них этих тревог по десять раз на дню. А не нравилось тем, что мы ощущали себя не боевой составляющей, а ненужным балластом.
На корабле штатом были предусмотрены боевые части. БЧ-6 - авиационная и БЧ-7, если не ошибаюсь, боевого управления (имеется ввиду применение авиации). БЧ-6 предназначалась для обслуживания самолетов и вертолетов авиагруппы при нахождении их на борту (можно сказать - ТЭЧ на корабле). Может быть, так и было бы, если бы авиагруппа с рождения корабля находилась на борту. Но поскольку полеты с корабля производились не постоянно - техника обслуживалась и ремонтировалась на земле. А подготовкой специалистов БЧ-6 к обслуживанию самолетов никто не занимался. Практически ее роль сводилась к хранению оружия и запчастей и выдачи их в нужный момент в походе. Мы обсуждали эти вопросы с командиром БЧ-6 и командиром дивизиона СВД(самолет, вертолет, двигатель) БЧ-6 и выходили с предложениями к своему командованию . Так что после этого матросов из БЧ-6 раза 2 или 3 командировали на практику в полк для стажировки (корабелы очень боялись, что мы вместо стажировки будем их использовать на хозработах, как делалось и делается сейчас во всех частях). Мы с удовольствием готовили их, да и сами матросы учились с большим желанием. Но на БЧ-6 как и раньше не надеялись. Поэтому в поход брали свою ТЭЧ - усиливали группу СД и САПС специалистами по СД, брали инструменты, приспособления, расходные материалы. БЧ-6 предоставляли нам отдельную 'шхеру' где мы все это хранили. На этом наши отношения заканчивались.
Нестыковка и неотработанность корабельной и наземной авиационных служб приводила к смешным курьезам, а порой и к чрезвычайным происшествиям. Например, для того, чтобы раскатать самолеты в ангаре, конструкцией ангара предусмотрены механические транспортировочные средства называемые в народе 'крокодил'. Он похож на водило, один конец которого перемещается по монорельсу, очень плоскому, проложенному по палубе ангара, а второй конец зацеплен за основную стойку шасси, левую или правую. Само это 'водило' - штанга, метров 5-6 длиной, плоская и расширяющаяся к средине с двумя самоориентирующимися колесами в средней части, расставленными, как лапы - очень напоминало крокодила. 'Крокодил' присоединялся к стойке также шаровым соединением, что обеспечивало любое поперечное перемещение самолета в зоне досягаемости 'крокодила'. Рулил самолетом техник при помощи обычного водила. С нашей стороны руководить раскаткой самолетов имел право только начальник ТЭЧ отряда, т.е. опытный и ответственный специалист, а с корабельной стороны 'крокодилом' управлял простой матрос, который не нес никакой ответственности за самолет. Но самое курьезное заключалось в том, что он не имел визуальной связи, а, попросту говоря, НЕ ВИДЕЛ САМОЛЕТ, КОТОРЫЙ ОН ПЕРЕМЕЩАЛ!!! Он только нажимал кнопки у себя на пульте по команде начальника ТЭЧ отряда. Выглядело это так. Самолет опускают в ангар, скатывают с подъемника. Техник устанавливает на стойку специальную швартовку, цепляет к ней ближайший 'крокодил'. Механик - в кабине на 'тормозе'. Начальник ТЭЧ отряда, берет переговорное устройство, проверяет связь с этим самым оператором и командует: 'С тормоза. На первой назад.' 'Крокодил' приходит в движение и медленно тащит самолет назад по ангару, техник подруливает водилом. Все хорошо. Начальник ТЭЧ отряда командует: 'Вторую' Самолет опять дергается и едет быстрее. Затем: 'Третью' - и самолет легко катится по ангару, переваливаясь сбоку на бок при переезде монорельсов. Но вот пора бы и помедленнее и Начальник ТЭЧ отряда командует: 'Вторую', но оператор чем-то занят и самолет весело бежит прямо в переборку, невзирая на тщетные попытки техника самолета уйти от столкновения. Начальник ТЭЧ отряда орет: 'Первую! СТОП! СТОП!!! ТОРМОЗ!!!'. Крокодил резко останавливается, техника с водилом отбрасывает в сторону, тормоз уже давно нажатый испуганным механиком не спасает и самолет с хрустом и скрежетом въезжает стабилизатором в переборку.
И таких нестыковок было множество. Слабо была продумана организация полетов с точки зрения ИАС. Если руководитель полетов со своего поста имел хороший обзор, то дежурный инженер видел только те самолеты, которые уже выходили на взлет, хотя ему в первую очередь необходимо было контролировать саму подготовку к полету. Из рубки 'гоночной' опробуемый самолет также не было видно. Инженерной авиационной службы на корабле, наверное, вообще не было. Видимо кто-то из вышестоящих авиационных начальников это заметил и обязал дежурного инженера докладывать о готовности очередного самолета к вылету на ГКП. Но по тому, как принимали доклады, было понятно, что это больше во исполнение приказания, нежели для дела. Самой больной темой на корабле для нас был сход, особенно когда корабль находился на бочке. Корабельные офицеры имели график сходов, т.е 2 или 3 раза в неделю они ночевали дома. А когда туда забрасывали нас, то сойти нам было очень тяжело. Корабельное командование не занималось нашими делами(я имею ввиду подготовку к полетам и полеты), не вникало, кого можно отпустить, а кого - нет, и чаще всего сход запрещало. Часто мы сидели там по две-три недели, а то и по месяцу без схода или сбегали минуя вахту на трапе. И летчики и техники. Ради справедливости надо отметить, что нашему командованию наши сходы тоже были лишней заботой, т.к. нас надо было обеспечить транспортом. Расстояние до базы километров 100, Нужна машина. А там - пост ВАИ. Тоже лишние проблемы. Однажды нас срочно (прямо с аэродрома - в чем были) на вертушке закинули на корабль. А были мы в техноте, зимних куртках, меховых шапках и валенках. Так нам пришлось уходить с корабля через мусорную баржу, а на земле - шарахаться от патрулей(ехать то междугородным автобусом с автовокзала!), т.к. в таком виде не то что патрули, менты могли задержать.
А вот служба на корабле явно отличалась от службы в полку. Когда мы пришли на Север у нас, по каким-то причинам оказалось 2 заштатных техника и они изъявили желание перейти в корабельный состав. Так вот через две недели мы их уже не узнали. Они были худющие и замученные, как молодые матросы, постоянно несли вахты на трапе е еще где-то там. Им даже некогда было посидеть и выпить со своими однокашниками. Так что работы на технике хоть и больше, но она намного спокойнее, чем несение вахт и постоянные тревоги.
С течением времени необходимость хотя бы синхронизировать организацию службы корабля и авиагруппы, стала очевидной и для высшего руководящего состава ВС. Производились опросы технического и инженерного состава в целях внесения изменения в корабельный устав и другие документы, регламентирующие корабельную службу. В последних походах по тревоге уже принималась во внимание авиагруппа. От нас выставлялись ДСы. Но все это шло очень медленно и видимых результатов в течении моей службы я ее ощутил.
Да. Проблем нахождения авиации на корабле было много. Думаю, что в сегодня большинство из них решено(или они сами ушли со списанием ТАВКР на иголки). Надеюсь, что на современных авианесущих крейсерах авиация является не пасынком, а основой боевой мощи корабля.
С уважением. Сергей.
F-14 с него, конечно, не испугаешь.
А как отношения с моряками строились? Насколько вмешивалось корабельное командование в дела авиационной группировки, у них ведь по-другому все.