Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Шпротава, СГВ, СУ-24

 ↓ ВНИЗ

123..394041

Dmitry
25.01.2005 15:32
Lamm:
В Шпротаве знался с Сашей Мазановым

Я с Марией Мазановой (1981 г.р.) за партой сидел. Это его дочь? Не в курсе, где они сейчас?
valentina
26.01.2005 14:47
Привет шпротавским друзьям из Белгорода, помещаю момент
про 18 полк из жизнеописаний Петра Дмитриевича Таланова, которые он поручил мне для некоторой обработки.
В 1955 году они всей дивизией 22 дня ехали из Китая в Польшу, в Шпротаву, до 63 года 18 полк был в Шпротаве.
***
В Хабаровске нас было три группы : Приморская, Забайкальская и Сахалинская с Камчатской. Не сдавшие уезжали в свои части. Счастливчики сдавшие все экзамены , задавали вопросы о том куда кого направят начальнику нашей службы Дальнего Востока полковнику Фельдшину .На мой вопрос он ответил так, что меня просит начальник метеослужбы корпуса в Китае Ляхов И.С., который много раз останавливался в Пхеньяне и знал меня, видел как я работаю. Обстановка между Южной и Северной Кореей накалилась до предела, с границы уже поступали раненые солдаты Северной Кореи.
Пришел приказ о присвоении нам первичного офицерского звания, со мной ездил в Хабаровск старший сержант Михайлов из г.Канко, он приехал к нам в Пхеньян, чтобы ознакомиться с приказом и расписаться, и при первой же бомбежке американской авиации по северокорейским стоянкам самолетов и ангарам он погиб. Погиб и главный инженер Иножарский, некоторые солдаты и офицеры были ранены .Последним транспортным самолетом я улетел из г. Канко, до которого добирался поездом, у нас на аэродроме горючего для самолетов не было.
На Квантуне в КНР я направлен был на командный пункт 153 Порт-Артурской дивизии. В нашей службе был недостаток по штату, вдвоем , через сутки обеспечивали командный пункт дивизии и 18 авиационный полк.
Мелихов Александр
26.01.2005 15:44
Мужики !
Я на вашей ветке хоть и левый, но тоже интересно, пишите лучше здесь.

Кстати, книжка новая вышла, хоть и не про СГВ, но про про Австрию и Венгрию, тоже в тему, обзор её здесь :
http://www.airforce.ru/book_re ...

Observer
26.01.2005 17:42
2 valentina

18-й иап с 1952 по июнь 1953 базировался в Дальнем (Далянь) на Ляодунском полуострове (КНР). Название Квантун - уже архаизм. С июна 1953 по апрель 1954 - Саньшилипу, затем по май 1955 - неподалеку, в Пуланьдянь обучал китайских летчиков на МиГ-17. Затем личный состав переброшен в Польшу, с 1955 - в Шпротаве. Надо ли понимать слова ветерана так, что в 1963 г. он из Шпротавы переведен? Какой дивизией ехали? В Шпротаву с Дальнего Востока перевели 149-ю иад (она не имела наименование Порт-Артуской, единственная Порт-Артурская иад в 1945 г. имела номер 245, не исключено, что его сменили на 153). Вместе с 18-м иап в Шпротаве разместился и 3-й Краснознаменный иап, который в августе 1961 г. перевели в Кшиву. Третий полк 149-й иад с 1955 г. - 42-й гв.иап в Жагани, он базировался в Польше сразу после войны. Какой же третий иап в составе дивизии перевели с Дальнего Востока в Польшу, или их было только два?
lamm
26.01.2005 22:12
2Dmitry, IgorS
Да, это его дочь. К сожалению, родители развелись вскоре после вывода, жена и дочки в Минске, Мазанов Саша в Поставах женился, закончил ПТУ и работает сварщиком в сельхозтехнике. Собакин с ним перезванивается, могу телефон узнать. Володе Аникееву привет, был у нас нач. штаба АЭ.
Ростислав Сапрыкин
27.01.2005 06:53

СЕВЕРНАЯ ГРУППА ВОЙСК  НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА ПОЛЬША

Прислал: Ламм Андрей, 1987-1992 служил в Шпротаве
К сожалению, комментарии не готовы, так что наслаждаемся красотами... Может кто возьмется выслать их?
Все фотографииT можно увеличить кликом левой кнопки мыши! http://www.mylegnica.narod.ru/ ...
lamm
27.01.2005 09:58
Ростислав, спасибо за размещение фото. Комментарии будут. И ото меня и от посетителей, я думаю.
Василий Л.
27.01.2005 14:10
To IgorS:
Согласен, в "транспортных" ГРП меньше напрягов. Вот помню первый "горбачевский выпад" в 500 тыс. Попала под него и ФА. Дивизия моя была трехполкового состава и машин в ней 120 штук. Сила! Бывало дух захватывало, когда мимо "линейки" с указивок идешь. Плановая была с обойный рулон, а потом ... Один полк на хрен разогнали, а два других кастрировали, по 30 машин оставив. Бывало за смену язык распухнет 7 часов молоть в эфир, а с 89-го 5-7 самолетов выкатят на смену и все ... На полетах в шешь-бешь поигрывать стали, на планшетисток странно коситься, а оттуда и "бульки" пошли. То блуд не пресечешь, то сам эшелон экипажу отмеришь так, что у самого волосы дыбом встают. А все от безделья, от расхолаживания. Интересно, как КП и ГРП сейчас оценивать с существующей интенсивностью?
В Повурск приезжал "порулить" в 87 году. Ночь поздняя была, осенний дождь, холод собачий, а я еще порулил, как истинный" навигатор, в противоположенную от полигона сторону. Причем курс этот занял после опроса местного населения. Это юмор там такой.К часу ночи прибыл на место. Деж. по части указал премиленький коттеджик, но предупредил, что там "поляки" спят уставшие и если буду шуметь, то не исключено что в ухо получу. Уж больно хорошо мужики отдыхали. Зашел, старался не шуметь, не получилось Не видно же ни хрена. Из темноты очень вкрадчиво поинтересовались моим званием. Назвался... А дальше, дальше с места подрываются два майора и склоняют меня к употреблению спирта. И все это с прибаутками. Ни имен, а тем более фамилий, не помню. Точно помно, что были они со Шпротавы (напомню - конец октября, 1987 год, примета -кто-то из ваших вместо капель баки отгрузил (стандартный диагноз в бюллетенях - неграмотная работа с арматурой кабины). К нам, помниться, однажды штурман-инспектор с боевой подготовки ВВС полетать подъехал, крутой, папаха больше ведра, все предполетные всех и вся мордой по партам возил, ГРП тоже досталось, сбросил баки на полигоне, прыгнул в поезд и тю-тю..., а Федосеева (КВС, "Деда") платить за них заставили... Два оклада как с куста.
Вот , вспомнилось...
Ростислав Сапрыкин
27.01.2005 21:37
Андрей!Васька должен был тебе письмо отправить с просьбой весь твой диалог на этом форуме на предмет Шпротавы перевести на чистый лист - вот и получится страничка.Сочтем за честь разместить ее у себя!
Жму руку!
IgorS
28.01.2005 18:54
То Василий.Л
По году 87-му сам не скажу, я в 86-ом заменился в Поставы.
То Lamm
Вчера ко мне приходил Аникеев за очередными фото, почитал эту страничку, тебе от него большой привет.
Он говорит, что тебя помнит высоким и худым ...
Таланов Петр Дмитриевич
29.01.2005 15:25
To observer
Спасибо, товарищ, за внимание.

На Квантуне в КНР я направлен был на командный пункт 153 Порт-Артурской дивизии. В нашей службе был недостаток по штату, вдвоем , через сутки обеспечивали *командный пункт дивизии и 18 авиационный полк*.
Следует читать - * Командный пункт 153 ИАД и полк Титова.
Это было 55 лет назад, какие там номера частей ???

Вскоре меня перевели в 149 ИАД.

Конец мая 1955 год, мы приехали в ПНР , в город Шпротаву из Синьшилипу 149-й ИАД тремя полками(18-й, 3-й и который из Дэншахэ) . Вместе с 18 ИАП в Шпротаве разместился 3-й Краснознаменный ИАП, который в августе 1961года был переведен в Кшиву. Знаю , что два знамени в полку было, т.е. в 3 ИАП. Мы передали полк, который стоял в Дэншахэ, это на северо-востоке полуострова , хороший полк дивизии, его посадили на аэродром Пила, а нам передали 42 Гвардейский, который стоял в Жагани. Он так и остался на своем прежнем месте, поменялись полками, для обмена опытом.
Мы должны были раньше замениться, но необходимо было закончить переучивание, т.е. летать во всех метеоусловиях днем и ночью на СУ-7Б. Я такого коллектива не видел за всю Армию, дружная единая семья. Заменились после 8 лет с лишним, с нами проводили работу и мы все согласились довести дело до конца.
Закончили мы прекрасно, довели дело до конца, летчики освоили новую технику, мы техники, тоже удовольствие получили. Очень большой процент сразу заменился. Пока новый личный состав еще не притерся, были шероховатости в работе после нас, это по письмам друзей.
Приехала замена, и я поехал в Оренбуржье и далее в Сызрань, передавать свой опыт курсантам


Observer
29.01.2005 16:03
2 Таланов П.Д.

Петр Дмитриевич, в Дэншахэ базировался 582-й иап (участвовал в войне с Японией, прикрывал Далянь во время Корейской войны), потом в Польше он стоял в Хойне, в 1992 выведен в Смоленск (уже на Су-27) и там расформирован. Чем руководствовалось командование, перебрасывая дивизию на запад? Что у вас по этому поводу говорили?

Кстати, у меня к вам есть много вопросов по захоронениям наших летчиков в Порт-Артуре и Цзиньчжоу.

На Су-7Б в дивизии был только 3-й апиб в Кшиве. В каком году началось переучивание и в каком завершилось?
Кшивские Су-7Б садились в Шпротаве, по-моему, в 1970 году летом, для участия в параде по случаю окончания совместных учений ВД. Почему-то два звена накануне посадили в Шпротаве. При проходе над Вроцлавом одна пара столкнулась, но вернулась на наш аэродром, только посадка была грубая и оба выкатились с полосы.
lamm
29.01.2005 20:42
2 Таланов
Петр Дмитриевич!
Так 18 ИАП стал, по-моему 89АПИБ, потом 89 БАП.
Я скину Вам фотографии по Шпротаве, интересно было бы увидеть Ваши с Observer комментарии. Свои дам, с отсканированными полетными картами тех времен- 1987-1992.
2 Игорь
Ну, тощий был, чего скажешь. Летали много. Фомина- замкомэска 3-й АЭ недавно видел в Черняховске. Выпили 2 литра.
2 Василий Л.
Повурск был как дом родной, как и все полигоны Белоруссии. Зеркало отрабатывали. Там и истребители на нас выходили, с ними наше прикрытие воевало, и ЗРК работали. Потом все это анализировалось, кто сбит, кто не сбит. Работали серьезно и интересно. Баки сгрузил Коровин, капитан, ст. летчик, фамилию штурмана зыбыл, как бы не Ермаков. Е"ли сильно, Коровину было 38 лет, он произнес фразу "А не пойти ли вам на х..." и списался. Благо было пора. Хотя ошибка была штурмана. Он потом в Сиверскую уехал. Участвовал я в этом залете. На полигоне были, скорее всего, 2 программиста, они все были в возрасте и жрали спирта больше, чем весили. Но орлы...
Слон
29.01.2005 21:14
Мужики прочитал вашу ветку, заинтересовала одна вещь.
Про 18-й полк.
18-й гвардейский, Витебский, дважды краснознаменный, ордена Суворова 2-й степени авиационный полк "НОРМАНДИЯ-НЕМАН" - стоит на Дальнем Востоке - Галенки. Со времен войны был ИАП, затем стал апиб, сейчас шап. Я летал в нем.
Не может быть В ВВС два 18-х полка. Или разговор идет об этом полку?
LAMM
29.01.2005 21:20
2Слон
у гвардейских полков своя нумерация. 18 ГИАП и 18 ИАП- 2 разных номера.
Слон
29.01.2005 22:58
LAMM:
Подожди. Впервые встречаю такую оббревиатуру. Это что серьезно?
Observer
30.01.2005 04:53
2 Слон
Совершенно однозначно два разных полка.
18-й гиап преобразован в гвардейский из 6-го иап в 1943 году, в 1950 г. из-под Ярославля поехал на восток в Воздвиженку, а 18-й иап сформирован в августе 1938 г. в Хабаровске, в войне не участвовал, и из Дальнего в 1955 поехал на запад в Польшу
Слон
30.01.2005 10:41
Всегда было 18 гв. ИАП, а не ГИАП.
18 гв. сейчас стоит в ГАЛЕНКАХ и стоял там, а не в Воздвиженке.
Observer
30.01.2005 13:52
С этими сокращениями - всегда сложно. Попадаются то гиапы, то гв.иапы, то ограпы, то гв.орапы и т.п. Иногда в сокращение еще умудрялись вставлять ордена и почетные звания, а иногда и гвардейское не указывали. Дело в том, что в Москве время от времени издавали всякие указания...
lamm
30.01.2005 14:52
Слон, 18 ГИАП попадал под сокращение. По хрену, что Витебский, по хрену, что дважды краснознаменный, по хрену, что в корее воевал. Вроде отстояли, как мне Наумов говорил. Оттуда к нам в дивизию пришла куча народа 82 г вып в конце 1984 г., все с 3 классом. Саня Цурганов и Олег Анчишкин, покойный ныне- ХВВАУЛ 82, Наумов, Курбатов, Котов, Бэбск 1982. Остальных не помню, дивизия большая.
Я выясню про 18 ИАП, тот, что наш. Где-то в нете было.
Может, Петр Дмитриевич подскажет?
Слон
30.01.2005 16:20
Я там служил (18 гв. апиб) с 1985 по 1994 гг.
lamm
31.01.2005 20:05
Слон, я нашел.

89 БАП, сформирован как 18 ИАП в июне 1938 г. Начиная с 1945 г. в составе 149-й ИАД базируется в Китае. В мае 1955 г. выведен в Польшу на аэродром Шпротава. В 1960 г. получил Су-7Б и переименован в 89-й ИБАП. С 1975 г. получил Су-17М, с 1976 г. переименован в 89 АПИБ. С 1982 г, начал переучивание на Су-24 и переименован в 89 БАП, с 1989 г. получил Су-24М (24 самолета на 1991 г). Перебазирован в Санкт-Петербург 7 июля 1992 г. и расформирован.

Nebesny
31.01.2005 21:24
Приветствую, коллеги! Служу вместе с Бережным Олегом Ивановичем. Рассказал ему про вашу ветку на форуме и уполномочен "передать привет всем "шпротам", кто его знает"! :-)))
lamm
01.02.2005 10:48
2 Nebesny
Бережной, 87 г. выпуска, Барнаул. Напиши поподробнее, где есть. Мотало его.. От нас в Бердянск, потом Дальний Восток, потом опять к нам. Штурман у него, по-моему, был Володя Глебездин, млжет, подскажет, где тот есть.
Nebesny
01.02.2005 20:36
to lamm: Бережной Олег сейчас в Остафьево. Обещал на днях выйти на форум. А вообще про себя он скинул инфу на сайт Барнаула.
lamm
06.02.2005 21:41
2Василий Любимов
Василий, ты не в Москве?
Скинь телефон на мыло. Мой 8-926-232-73-62
Андрей
Таланов Петр Дмитриевич
11.02.2005 14:05
to observer

Почему дивизию перебросили на Запад ?
Нас перебросили в мае 1955 года, а в 1956 году разыгрались какие события ? В Венгрии, в Польше и в других странах. А опыта набрались в Корее. Вспоминаю, в Дэншахэ, ночь, видимость предельная, дождь. Высота облаков 130 метров. Противник нарушил границу, подымали на перехват. И сажали на своем аэродроме, не на запасном. Потому что везде, и на запасных аэродромах , была такая погода. Я техник, не летчик, но в посадках разбираюсь. Однажды командир полка мне устроил экзамен по посадкам, и дал мне высокую оценку, опытнейший был командир полка, полковник Паршин, не зря нас называют иногда правой рукой руководителя полетов.
Сложившаяся обстановка на Западе заставляла нас быть в готовности в любой ситуации. Командование дальновидно поступило с переброской с Востока на Запад.

Отвечаю на второй вопрос.
Переучивание начали в конце 60 года. Первые месяцы - глубокая осень, зима, погода не позволяла 'расправить крылья' , нужна была простая погода, а ее не было. Пожурили нас за задержку, даже наказали, а потом выжимали из людей и погоды все что можно. И уже через год наш командир получил ценный подарок, прекрасное ружье, я присутствовал, когда ему вручали в ВА.
Вы говорите, что одна пара столкнулась , но вернулась на наш аэродром. Если бы они столкнулись, то не пришли бы на аэродром. Они бы упали. У нас выкатывались за полосу в начале освоения. А после научились. Не выкатывались.
Я заменился в октябре 1963 года, к этому времени переучивание закончилось.

Насчет летного состава и совмещения со спиртным. После, когда ушел в запас можно. А когда летаешь, уходить от этого надо, и до полетов и после полетов., не говоря уж о том дне! Судьба побросала летчиков, многих знал. Узнавал по приказам, по письмам, при встречах с друзьями. Кто любил и не сдерживался, тех давно уж нет. Да и без этого организм летчиков изнашивается гораздо быстрее от наличия больших перегрузок.

18 ИАП прилетел в Китай из Хабаровска, в войне с Кореей не участвовал , из Дальнего был переведен в Польшу, в Шпротаву.
Observer
13.02.2005 05:26
Объяснение вполне логичное.
Если личный состав прибыл в Шпротаву без самолетов, то (3 вопроса)
1. был ли аэродром в Шпротаве на этот момент пуст, или на нем все-таки кто-то базировался?
2. откуда и как получили МиГ-17?
3. какая часть стояла в Кшиве до 1961 г., входила ли она в 149-ю иад?

Получается, что, на Су-7Б переучивали 3-й апиб и потом перевели его в Кшиву, а 18 (или 89?) апиб оставили на месте.

А помнит ли Петр Дмитриевич рядом с метео в Шпротаве памятники военопленным 1-й мировой войны?
lamm
13.02.2005 19:05
2 Observer
Пришлю я фото этого памятника. Не успеваю, прошу прощения. При нас и при фашистах нормальный был. Демократы засрали, расписали и цепи на металолом уволокли.При нас пожарка там была, метео было на КДП.
LAMM
13.02.2005 19:24
2Observer
Памятник это не входил в число культовых. Но при нас никто там пиво не пил и не безобразничал, хотя место на отшибе было. Память погибших солдат священна. Я на Шпротавском кладбище пошел как-то посмотреть заросли, думал, не может же с 45-го история кладбища начинаться. Нашел. Заброшенные разоренные могилы и склепы конца 19- начала 20 века. И здоровое пространство с маленькими гранитными плиточками солдат 1 мировой. 19-20 лет. Все заросло. Жен и детей не было у них. Ветви оборвались. Вэтой войне виноваты они не были, вспомнить о них некому. Эрих Мария Ремарк сразу перед глазами, каждая строчка оживает. Но у каждого свое надгробие, пусть скромное. Нет братских могил. Потому что солдат, павший в бою и выполнивший свой долг. Пусть даже и война была неправильной. А как вспомнишь, как деда жены искали в Калининградской области... Хорошо, что майор и зам. ком. полка и на дворе был 45-й. Только могила "братская", человек на 300. Ров засыпаный.
Может, когда мертвых своих уважать научимся, тогда и к живым перейдем?
Так, вспомнилось.
Observer
14.02.2005 04:36
Когда пару лет назад я посетил шпротавский аэродром, то обнаружил только обелиск с перечислением стран, пленные из которых в 1-ю мировую находились в лагере. Дальше за ней - густые кусты и я туда не полез. Но в 60-е годы там еще сохранялись остатки кладбиша русских военнопленных с достаточно представительными каменными надгробиями, многие из них были уже повреждены или повалены. К стыду нашему надо признать, что эти надгробия уродовал наш же советский личный состав, поскольку в головах прочно сидело, что царская армия - вражеская армия.
Вообще территория аэродрома в 60-е годы была достаточно загажена. Еще стояли полуразрушенные (без крыш) ангары, следов которых я уже не нашел. Кругом какие-то бугры, кривые тропинки, под ногами везде хрустели битые радиолампы, по зарослям валялись раздербаненные МиГ-15 и МиГ-17.
Ну и в развитие печальной кладбищенской темы... При том, что Шпротава была не особо богатой на развлечения, наша любознательная молодежь много времени проводила в исследованиях заброшенных объектов, в том числе и кладбищ. Исторически в городе их было три: самое древнее, сразу за городской стеной, недалеко от здания почтамта, на его месте сейчас бензозаправочная станция.
Второе - несколько дальше на восток - сейчас это сквер напротив городских бань. Ну и третье - дошедшее до наших дней. Напротив него на развилке дорог - асфальтированной и проселочной, идущей с аэродрома (а при немцах она-то и была главной)под деревьями стояла очень колоритная древняя часовня, но новая дорога шла прямо под ее стеной, и часовню году в 1966 снесли. А жаль. В то время помимо праздничных демонстраций ярким зрелищем были польские траурные шествия: из костела к кладбищу по оси улиц всего маршрута была выложена полоса из черного камня. Гудел колокол на башне костела, из дверей выносили массу черных знамен с серебряными кистями, кресты и шесты с черепами, появлялся громадный катафалк, который тащили две лошади с черными страусиными плюмажами, кучер в цилиндре, масса (по меркам Шпротавы) народа, и вся эта процессия по черной полосе двигалась к кладбищу...
В те годы большая часть кладбища (90%) была еще немецкой и, по-моему, очень богатой, с большим количеством фамильных склепов. Середина была густо заросшей, там было много интересного: участок немецких солдат 1-й мировой войны и среди них даже один летчик (поляки этот участок сохранили), участок немецких солдат 2-й мировой войны с крестами и даже касками на некоторых из них (немецких касок в Шпротаве тогда было полно, поэтому их не трогали. Этого участка я в 2001 г. не обнаружил), и православный крест в память русских военнопленных с надписью "Мы вас не забудем" (сохранился). Наконец, участок советских солдат (1945 г.) с обелиском (по-моему, деревянным, красного цвета), он уже тогда был неухожен, сейчас ликвидирован.
lamm
15.02.2005 12:15
2 Observer
От той часовни в начале 90-х стоял какой-то остаток, напоминающий вход в подземелье. Гадали еще, что это такое. По той дороге из пивной возвращались, что на улице Костюшки, там теперь продуктовый оптовый магазин. В городке за памятником военнопленным при мне уже был бурьян. Валялась 3-4 гранитных куска, разобрать было нельзя ничего, я смотрел. На кладбище могил немцев с 2 мировой не было. Из старых немецких могил несколько были расчищены и ухожены. Вообще, немцы, кто раньше жил, периодически приезжали. И на поляков смотрели очень хреново. На нас нет. Видели, как в 90-м остановился мерс как раз у той развилки, где была часовня, вышел старик в сопровождении молодой пары. Постоял, рассказывал что-то, достал старую фуражку люфтовскую, сфотографировался. Жаль, не присутствовал при том. Пытаюсь накопать инфу о истории аэродрома. Кстати, у Никишина он в мемуарах проскочил.
lamm
16.02.2005 15:32
Я тут на другой ветке написал. Сюда скидываю, потому что здесь было.
Июнь 1987, Польша, СГВ, Су-24м. Пуски УР Х-29 С ЛАЗЕРНОЙ гсн 42 Гв. БАП, г. Жагань, полигон "Пшемкув-южный" После пуска ракета уходит резко вправо в деревню Вилькоцин, по-моему.
Далее так: во дворе здоровой усадьбы сидит старый и вредный пан, которому все это принадлежит. Поскольку он из ума выжил и сволочь редкая, третирует всю семью, угрожая, если что не так, отлучить от наследства. Все терпят, поперек не скажи. Сидит возле сарая, брюзжит на своего зятя, который рядом.
ПРЯМОЕ!!! попадание без дураков. Весь удар принял на себя сарай, расщепившись на молекулы. То, что улетело назад (там немного), принял на себя кузов старой "Варшавы", это "Победа" польская. За ней стоял оплеваный зять, который охринел от божьего провидения, но ничего ему не было, только уши заложило. От пана палец нашли, еще рваные сопли какие-то, мало очень.
Скандал, особисты, дипломаты, РАЗБОРКИ. ЧИСТЕЙШИЙ КПН!!! Даже сомнений не осталось. Претензий от населения нет- он всех за..ал.По всей деревне вствили стекла выбитые и те, которых не было никогда, про запас еще дали. Вместо сарая отхреначили такое подворье, что всеи окрестности завидовали. А уж сперли скока при том...
Довольны были ВСЕ. Кроме пана, его не получилось спросить. Мужики, бог есть, я тогда это понял.


Observer
17.02.2005 04:29
Западные немцы еще в 70-м начали приезжать в Шпротаву посмотреть на свою утраченную собственность. У нас дивизионный особист и начальник военторга вдвоем занимали хороший двухэтажный особняк (в северной части городка штаба дивизии, напротив трикотажной фабрики). И вот летом подъезжают две хороших машины с ФРГ-шными номерами, высыпала толпа: дедушки, родители, внуки и правнуки, радостно кинулись к своему особняку, но наш особняк (каламбур получился) их погнал в шею, конечно, тем более внутрь не пустил, и фотографироваться не дал.
Сейчас этот дом окончательно изуродовали новые владельцы. Договор Польши и ФРГ о нерушимости послевоенных границ был подписан только в 1970 году, до этого у поляков никакой уверенности не было, что западные земли за ними останутся, поэтому они даже послевоенные руины не спешили разбирать, не говоря уже о новом строительстве. Все постепенно разрушалось, плюс надо добавить, что жить там после войны остался контингент примерно такой же, как у нас в Калининградской области: высланные, сосланные, мобилизованные, демобилизованные. Советскую власть в подавляющем большинстве по вполне понятным причинам не любили. Вообще тот пан в которого ракета попала - пример типичный.
Однажды на дороге у аэродрома остановился болгарский дальнобойщик - ехал в Германию и у него разрошились болты крепления колеса. Дождь, холодно, а у него и домкрата не было. Ни один поляк даже не остановился, хотя он руками долго махал. Наконец, на него наткнулся наш старолей, который тут же бросил все дела, пригнали технику, в ТЭЧи быстро выточили болты по образцу, грузовик отремонтировали, болгарина накормили, обогрели и дальше проводили. Для наших это было тогда вполне нормально.
Однако были и очень дружественно настроеные местные жители. На том же кладбище есть свежие памятники на могилах первых переселенцев с надписями только на русском языке. Они себя до конца жизни русскими считали.
valentina
17.02.2005 11:44
Мы жили в Шпротаве с весны 1959 года по осень 1962.С местным населением общались и учились полезному.

В какой то момент мне резко захотелось научиться играть на пианино, но в Доме офицеров была только одна учительница, и ее класс был переполнен, и мама нашла мне учительницу в городе. Звали ее Агния Антоновна, она была русской графиней, до революции они жили в Смоленске, в тот момент ей было около семидесяти, она была очень образована, знала пять языков( английский, французский, немецкий, русский и польский), и музыку она преподавала, как я потом поняла, как опытный педагог : упражнения пианиста-виртуоза Ганона, гаммы со всеми вариантами, этюды Черни, красивые пьесы были как подарок, короче, трудиться заставляла. Ее дочка, тетя Вера ( ей было около пятидесяти) была уже не настоящей графиней, мы с ней общались, у нее в комнате был комод на котором стояли всякие интересные безделушки : статуэтки, рождественские игрушки в виде шара с ангелочками внутри, при встряхивании которых внутри начинал идти снег, еще там была свернувшаяся в клубочек засушенная настоящая змея. Тетя Вера была в доме на хозяйстве, я наблюдала, как она на кухне консервировала компоты из черешни и клубники в красивых банках с многоразовыми стеклянными крышками. Из кухни был выход в сад, который продолжался до реки. В Шпротаве они оказались, наверное, в надежде на лучшую жизнь.
18.02.2005 18:13
Меня зовут Олег, хотя скорее Олег Леонидович. Фамилия Бородкин. В Шпротаве жил с родителями до 1973 года. Воспоминания самые лучшие за всю жизнь. Случайно попал на сайт. Фотографии посмотрел. Очень интересно. Я с 22 февраля буду военным пенсионером. Мечтаю прокатиться по местам детства, может встретить друзей детсва. Это - Серёга Иванов, Сашка Тумбаев. Если получиться, помещу фотографии.
mlexa
20.02.2005 01:45
А я с 1986 по 1992-й в Ключево жил...
Уважаемый LAMM, а фото Ключево у вас случайно нет??? а то очень хотелось бы поглядеть. И может расскажите проблематично ли туда попасть? свободный ли проход в бывшие горнизоны - Ключево, Слотница, Бужегово... Тоже хочется туда съездить посмотреть...
Observer
20.02.2005 08:10
2 lamm

А можно ли узнать поподробнее о катастрофах двух Су-24 на пшемкувском полигоне в один день?
oo
20.02.2005 20:27
2 mlexa
Был я в Ключево с Кравчеко Николаем, он там был начпродом дивизии , а до этого в Хойне в ОБАТО. жИЛИ МЫ 3 ДНЯ В сТАРГАРДЕ-щЕЦИНСКОМ, Оттуда ездили в Щецин, Стоки , Хойну, Ключево. У меня с Ключево связаны тольо воспоминания по перегону Ан-2 В Горелово с Мишей Синельниковым. Ему нужен был штурман, а у меня были допуски к Ан-2.
Городок заселен, жилых зданий бесхозных нет. Капониры постепенно заселяют под склады, но не полностью. Штаб дивизии снесли, осталась только лестница в 2 пролета посреди пустыря, как издевательство. Из Старгарда ходит городской автобус. Отношение местных- самое доброжелательное. Если Вы в Москве- могу помочь в организации поездки советом. Ничего не бойтесь, сложностей никакихз, были бы деньги, не обязательно большие.
2 observer
Напишу. Там не на 5 минут.
2
lamm
20.02.2005 20:31
Это я выше был, отправилась какая-то хрень.
lamm
21.02.2005 17:43
2Observer
По катастрофам. В 149 бад было потеряно 4 Су-24.
25 марта 1987, ДСМУ, аэр. Шпротава, ЛТУ полка., Катастрофа Су-24.
Приехало ГИМО. Надо сказать, что комиссии всякие и проверки оттуда не вылезали, тревог полно было и в основном с подъемом. Маршрут на Север с работой на полигоне Виттшток. Погода не СМУ, А УМП, видимости никакой, дымка. По тактике полет в радиомолчании, с боевым маневрированием на высоте 200-300 м. На постановке задачи было рекомнодовано использовать МВК в режиме огибания рельефа, станцию постановки помех СПС-141 на излучение, выполнение противоракетного маневра с кренами 45.
По ТТД МВК работает с кренами до 30. СПС включать при этом лучше не надо.
В районе Щецина, южнее него, по боевым порядкам должны были работать ЗРК, потому и шли низко. Первый самолет потеряли в районе Дембно, Капитан Семенов, АВВАКУЛ-79(?)- ст. лейтенант Тереньтев, ЧВВАКУШ 82. Скорее всего перепутали высоту на 1000м по СВС- Семенов перед самым столкновением уменьшил вертикальную скорость. Сигнал "Опасная высота" мяукнул за 3 секунды до взрыва. Следующее произошло через 20 км, практически одновременно. Второй экипаж= майор Курочкин ( нач. штаба АЭ)- майор Карпушенко(штурман-программист полка) снизился до 200м и выполнял противоракетный маневр с кренами 45. Высоту выдерживали по РВ, а тут крен, да и горушка впереди. Цапанули за сосны, Карпушенко заорал "Тяни!!!" и тут же хватил ручки. Самолет был в правом крене, размазало о сосны. Курочкин резко хватил ручку по диагонали на себя и вправо и тут же, без паузы, катапультировался. Крен самолета в это время составлял около 10 градусов, ему высоты хватило.
Только сосны увидел из тумана выше самолета... Такое не забудешь.
Далее, конечно, режим радиомолчания был похерен, сели, началось...
Весь состав полка был влетан, как никогда.
Семенов с Терентьевым были художниками и накануне до поздна рисовали схемы размером метрвосемьдесятнадвадвадцать (кто причастен- поймет), таблицыграфикинагляднаяагитация. Командира полка полковника Колбаско сняли, через несколько лет он погиб в ГЛИЦ им. Чкалова на Су-24м. Похоже, плавающий отказ системы управления.
Про вторую катастрофу напишу позже.
Observer
22.02.2005 04:01
2 lamm

А ставились ли на аэродроме по этому поводу какие-то памятные знаки?
lamm
22.02.2005 16:25
Знаки не ставились. На месте падения Семенова с Терентьевым поляк-лесник установил пирамидку со звездой. Сам. И ухаживал за ней. Когда жена Семенова приезжала через несколько лет, он ее к этой пирамидке провел. Просека самолетом была пробита приличная. И пирамидка на месте взрыва. Правильно это, по-человечески. Кто там прав, кто виноват, Катынь, Сталин- они далеко. А молодые, сильные и здоровые парни, что легли в землю на этом месте- близко.
Уважение к мертвым- путь к уважению к живым и к себе самому.
Кстати, ошибся я в предыдущем посте, ручку Курочкин влево дернул, бросил и за держки К-36 ДМ рванул. В глазах у него эта катастрофа стояла, пока не уехал месяцев через 5. Описать не могу, а глаза тоже не забуду.
Про следующую катастрофу напишу, сесть бы за компьютер спокойно.

С ПРАЗДНИКОМ, МУЖИКИ!
LAMM
23.02.2005 09:58
По второй катастрофе.
25 июня 1987 г. Су-24м, 42 гв. БАП (жАГАНЬ), дпму.
Первый залет на полигон "Пшемкув-южный" в составе звена. Посадка на оперативном аэродроме Шпротава.Взлет с интервалом 30 сек., сбор на догоне. Там и парами взлетали, полоса 2500х60, но молодых не выпускали так. На петле по курсу взлета там не соберешься, 7 км и разворот , артиллерийский полигон Жагань мешал. Ведущий комАЭ п/п-к Кравчеко, замполит м-р Логинов, ведомый л-ты Брицин ЕВВАУЛ-85 и Зайцев ЧВВАКУШ-1985. На обратно-посадочным ведомый запрашивает- "Наблюдаю, пристроиться справа" Ведущий- "Разрешил справа" Ведомый- "Справа на месте". Ведущий на дальности 20 доворачивает вправо на Глогув, ИПМ. Ведомого на Су-24 практически не видно, штурману разве. Ведомый , несмотря на доклад, пристраивание не закончил, а на скорости 800, против 600 у ведущего, бьет его сверху между килем и фюзеляжем. Экипаж ведомого погиб при ударе, там, по-моему и кресла сдетонировали. У ведущего загорелись пожар левого, пожар правого, самолет начал опускать нос. Кравченко пытался ручку на себя потянуть, но увидел, что Логинов поймал держки и взял в руки. Тогда он дернул свои.Самолеты упали в поле, метров 200 от дороги на Глогув, километров за 10 до него.
Кравченко Сергей Владимирович сказал, что с него хватит и списался. Логинов продолжал служить.
Вот такие дела. Ошибка ведомого, конечно, но виноватые были найдены, Комдив, п-к Зубарев Сан Саныч был снят и куда-то послан. А хороший мужик, в Хурбе до этого ком. полка был. В акадамию Генштаба собирался, а тут такая хрень. С интеервалом ровно в 3 месяца.
Продолжали много и интересно летать, на воду не дули. Вверх сильно не лезли, на войне сожрут там. Просто цена ошибки в нашем деле очень высока.
Польский гость
23.02.2005 13:38
Всех с Днем Советской Армии и Военно-морского Флота, с 23 февраля !

to LAMM
Спасибо за присланные фотографии.

По катастрофам в Жагани:
По первой: во время МГИМОшной проверки я тогда дежурным шуриком у себя в Кшиве сидел. У нас на подыгрыш "Шилке" должен был идти экипаж м-ра Борчана, н.ш. эскадрильи. Борчан Александр Васильевич волк опытный был, лететь он должен был после Жаганьского вылета, так заранее сидел на земле в кабине ещё на опробовании движков на приеме на частоте вашей, он первый и сказал "Свалка началась, п_дец". Наш замкомандира полка Андреев - РП на Пшемкуве, а когда начали проходить на полигоне - он одного экипажа недосчитался. Уже когда сели - поняли что две стоянки пустые. Подняли ПСС Ми-8 из Легницы, у неё отказ маслосистемы через 15 минут после взлёта - плюхнулась на вынужденную на островок посреди речки. Подняли Ан-26 ретронслятор, он засек комары второго экипажа, первый так и ушел молча. От нас пошла наземная команда в район первого экипажа - возглавлял нач. связи эскадрильи штурман штаб-с капитан (кличка такая, класный мужик) Абрамов. Он по распросам лесорубов первый экипаж и нашел на второй день. Второй экипаж штурман Карпушенко вышел на очень малой высоте с креслом в крене, прямо грудью и поймал на ствол сосны, доходил на руках у командира. Тот успел крен почти исправить когда сам выходил, приземлился недалеко от штурмана... Кстати был у вас командир звена, который после постановки задачи полку: лететь с МВК+СПС на излучение+нижний край в районе Хойны-Ключево 150-200 м в лучшем случае(а мин. безопасная там раза в два больше, по памяти не помню), да плюс сразу после взлета все набирали 5100-5400 до пересечения Воздушной трассы а уже через 15 минут после взлёта - снижение на ПМВ с выходом под нижний край. Так вот этот ком.звена (не помнбю фамилию), собрал своих после такой постановки и сказал примерно следующее "При снижении до безопасной высоты и невыходе под облака - занять мин. безопасный эшелон по маршруту и следовать на нём по всему маршруту полёта, на ПМВ не снижаться". Так мы потом простыню с объективным контролем всего полка смотрели - действительно четыре экипажа одного звена именно на 600 метров весь маршрут и прошли. Ком.звена по моему взыскание дали - за то что не сказал этого всем - электронная несовместимость МВК и СПС в РЛЭ записана отдельным обзацем, ну а действия при выходе под облака вообще азбука.
По второй катастрофе: командир дивизии (действительно хороший мужик и из него стрелочника сделали тогда) Сан Саныч Зубарев успешно трудится в Управлении координации полётов, Государственного департамента воздушного транспорта, Министерства транспорта Украины (город Киев). телефоны рабочие: (380-44)461-50-23, факс: 216-75-40, комната 1212. Правда это до нынешних изменений в министерстве.

Ещё раз всех с 23 февраля !
LAMM
24.02.2005 12:05
2Польский гость
Там в районе Грыфино между щЕЦИНОМ И Хойной торчат вышки по 220-240 метров. Когда в Стоки ездил в профилакторий, я их видел.
Кстати, о профилактории в Стоках- был я там весной. PRYVATNY TEREN- частная территория. Живет там семья какая-то. У забора только сфоткались с Николаем Кравченко.
2Observer
А был ли в 60-х этот профилакторий?
По катастрофам.
Там истерия была, конечно. Но ведь и до этого такие полеты летали и после этого. Сходило. А тут не сошло.
Мне кажется, МВК в этой местности не особо нужен. На Дальнем востоке в Хурбе- вот там были с ним маршруты по горам, когда марка плясала вверх-вниз. Там и углы и перепады высот были. А здесь... Ну включали на 2 маршруте от Новогруда-Бобжанского до Славы. Там равнина. А после вообще стали на посадочном для галочки, чтобы перерывов не было
Польский гость
25.02.2005 14:02
С МВК по Польше носиться конечно не сподручно, но он то нужен был для полётов в более западном направлении, цели по красной папке то помнишь?
Я свою видел в середине 199_-х вживую с высоты 3600 - 4200 м. Вылетели с Люксембурга (Ил-76), нам дали с набором протянуть до команды в северном направлении. Идём уже порядочно по времени и гадаем - чё так долго, сами нонимаем, в центре европы в воздухе, как на оживлёном перекрёстке - кругом и слушать и смотреть надо. Вдруг смотрю "Торнадо" из под нас проскакивает, ниже на метров 800, на большой стреловидности. Ну понятно, скорее всего заклятые друзья натаскивают на нашем Иле свои люфтваффе. И вдруг ... открывается вид до боли знакомого и незнакомого аэродрома: полоса, рулёжки, капониры зелёненькие, и моя точка прицеливания - в 500 метров от восточного торца полосы. Дух захватило, я ж всё это по космоснимкам видел перевидел сотню раз (каждый четверг). Вот и свиделись воочию. А кто бы мог подумать, что спустя столько лет и при таких обстоятельствах...
Вот такие-то дела.

А Стоки хорошо помню, щуки там на блесну классно шли и ребята с Хойновской группы руководства полётами угрей успешно промышляли и нас угощали :-)
lamm
25.02.2005 20:47
На другой ветке писал, но здесь было.
89 год, СГВ, Бжег, Миг-23
НачПО ИАД, полковник Скуридин. Взлет в сторону моря, не помню, какой у них курс там был. Где-то 290. Зависание оборотов. Команда РП на катапультирование где-то на 600 м. Ушел, перед этим включил САУ в режим стабилизации углов. Доложили, что самолет упал в море. На следующий день с утра выясняется, что на 150 м обороты восстановились и аппарат плавно потрусил в сторону супостатов. Описал небольшую дугу под воздействием болтающихся над планетой воздушных масс и сказав миру все, что мог, включая мнение свое о ПВО НАТО рухнул на окраине Брюсселя. Прямо в жилой дом. В котором спал с большого бодуна студент, приехавший на каникулы. Фотографии киля со звездой, торчащего из дома, обошли все европейские газеты. Говорят, облетывали его F-15 , сбивать не стали, т.к. фонаря нет и крыло 16... Не знаю.
Скуридина признали невиновным в этом деле, действия в соответствии с РЛЭ были правильны. Парни наши, с 23-х прищедшие, выказывали сомнения, но не помню, в чем именно.

pbb
26.02.2005 01:36
Только не "Бжег", а "Колобжег"
Observer
26.02.2005 04:45
2 lamm

Об этом профилактории я ичего не слышал, в 60-е годы офицеры без семей довольно часто ездили отдыхать в санаторий Ландек-Здруй, где-то в горах.
123..394041




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru