Уважаемые посетители форума AVIA.RU !
Предлагаю создать ветку, которая уточнит информацию по катастрофам 3M и М4 и будет памятью о погибших авиаторах.
Подобные ветки на форуме есть - "Последний бой Ту-16", "Аварии и катастрофы в ВТА СССР", "Аварии и катастрофы Ту-22М" и другие.
Самолёты Мясищева 3M и М4 эксплуатировались в частях дальней авиации более 30 лет. Тысячи людей связали свою судьбу с этими самолетами. Кому-то они нравились, кому-то нет, но эти самолеты оставили яркую страницу в истории нашей авиации.
Из построенных 125-ти, по-моему, сейчас их осталось всего три экземпляра 3М (из 90): в музеях авиации в Монино, в Энгельсе и как памятник в Украинке Амурской области. Единственный М4 (из 35) находился в Сызранском вертолетном училище, его купил ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и собирается установить тоже как памятник в Москве в Филях. Остальные самолеты были уничтожены по договору ОСВ-1 и погибли в авариях и катастрофах:
Дата=Самолет №=Командир=Место в/ч=Погибло=Обстоятельства [источник] (= разделитель)
21.03.55=M-4M №5300609 ===8=Катастрофа при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу.[2][5]
15.06.55=M-4M №5301013 ===8=Катастрофа во время приемо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения прослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли 'лишние' узлы крепления.[2][5]
22.08.55=М-4=П-к Пронин И.П.=Энгельс 1096 ТБАП=7=При облете заводским экипажем с-т после отрыва на высоте 25-40м и угле крена 60-80град. скользнул на крыло и, ударившись о землю, взорвался. Экипаж: КК Пронин И.П., Коккинаки В.К., ШК Васильев В.В., бортинженер Ковальский Д.Ф., радист Петухов К.И., операторы Зайцев А.И., Леонтьев С.И. - погибли.[3][5]
26.06.56=M-4M №5300912 =П-к Вербицкий А.В.=Энгельс
1096 ТБАП=6=Экипаж Героя Советского Союза командира полка п-ка Вербицкого А.В. выполнял взлет. С-т после отрыва от ВПП с высоты 20м с прогрессирующим креном упал на землю. Экипаж: КК п-к Вербицкий А.В., м-р Горчаков Н.П., п/п-к Спицын И.Л., м-р Елпатов В.К., к-н Лежнев Л.И., ст.л-т Глебов И.Н. - погибли.[2][3]
17.08.57=M-4M №5301417 ===6=Катастрофа.[2]
23.08.57=M-4M № 5302023 ===6=Катастрофа.[2]
22.11.57=3М==ВВС ДА=7=Экипаж взлетел с застопоренными рулями. Все погибли.[3]
??.??.58=М-4===7=Катастрофа.[4]
18.03.58=M-4M №6303235 =Машковский С.Ф.==6=Катастрофа при испытаниях с отключенными бустерами. Экипаж 6 человек погиб, похоронен в Жуковском[2]
12.07.61=3М=М-р Морозов П.Н=Энгельс=7=Погиб экипаж м-ра Морозова П.Н.: к-н Рыбаков Б.М., п/п-к Орлов Б.Л., к-н Скуратов М.М., ст.л-т Черных А.П., л-т Рыбалко Н.И., сер-т Моряков Н.В.[1]
25.12.61=М-4=М-р Чувашов=40 ТБАП=6=Экипаж комотряда выполнял взлет с максимальной массой. В процессе разбега у самолета появился прогрессирующий крен до 10град., что привело к касанию ВПП левой консолью крыла. Через 200м отломилась левая часть крыла. При дальнейшем движении самолет развернулся влево и столкнулся с находящимся на стоянке другим самолетом. С-т сгорел, погибли шесть членов экипажа, кроме КОУ.[3]
??.??.62=ЗМД №1801===7=Катастрофа из-за пожара на борту, весь экипаж погиб.[5]
08.03.63=3М=П-к Середа И.Н.=40 ТБАП=4=Экипажи комэски п/п-ка Середы И.Н. и комотряда м-ра Гильмитдинова Н.Г. выполняли полет ночью на дальность в плотных боевых порядках на ЛТУ полка. Экипаж м-ра Гильмитдинова опасно сблизился с ведомым самолетом, и при переходе с левой на правую сторону произошло столкновение самолетов, которые затем разрушились и сгорели. Десять членов экипажей, включая обоих командиров, погибли, шесть членов экипажей катапультировались и приземлились на парашютах.[3][5]
08.03.63=3М=м-р Гильмитдинов Н.Г=40 ТБАП=4=То же, см. выше.[3][5]
04.05.65=ЗМД №1301 =П-к Болдинский В.И.=79 ТБАП=8=Экипаж комдива выполнял полет над Охотским морем на высоте 600м. В процессе полета уклонился от маршрута в сторону береговой черты. Самолет столкнулся с сопкой, взорвался и сгорел. Экипаж погиб.[3][5]
25.01.71 =М-4 =М-р Бондаренко В.Я. =Энгельс 1230 ТБАП=7=Экипаж командира отряда выполнял перелет с тундрового аэродрома Воркута (Советский) на аэродром Энгельс. Взлет выполнялся с максимальной взлетной массой 180 т Отрыв произошел на удалении 2800 м от начала ВПП без крена. На высоте 5-8 м образовался небольшой левый крен, в последующем крен начал энергично увеличиваться и самолет стал разворачиваться влево с набором высоты. С креном 60-65 самолет левой консолью крыла задел за снежный бруствер, перевернулся и в перевернутом положении "вверх колесами" ударился о землю на расстоянии 85 м левее полосы и 720 м от места отрыва. Самолет разрушился и частично сгорел. Причина: выход самолета на закритические углы атаки из-за совпадения процесса "вздыбливания" с продольной раскачкой самолета. Из восьми членов экипажа семь человек погибли: м-р Бондаренко В.П., к-н Шаров И.И., к-н ДемченкоН.С., ст.л-т Седов А.С., к-н Нурмыев М.Н., ст-на Щербаков В.В., ст.с-т Сигарев В.А.[1] [3]
??.??.71=3М==201 ТБАД =7=В ходе ЛТУ танкеры 201-й ТБАД обслуживали ракетоносцы Ту-95КД из 106-й дивизии. После расцепки заправщик остался с малым запасом топлива, не позволявшим долететь до ближайшего 'внеклассного' аэродрома Большой Земли, и КК запросил РП разрешения садиться в Оленьей. При заходе, пытаясь уйти от столкновения с застрявшим посреди ВПП Ту-95, 'эмка' сошла с ВПП и вспыхнула. Из ее экипажа не выжил никто. [5]
15.04.71=3МС-2 =М-р Лыбин Г.А= Энгельс 1096 ТБАП=7=Экипаж командира корабля, выполнял перелет ночью с аэродрома Энгельс на аэродром Оленья. Пришлось садиться на покрытую мокрым снегом ВПП при сильном боковом ветре и погасшими ограничительными огнями торца полосы. 'Эмка' приземлилась с перелетом в 1000 м, на повышенной скорости и на переднюю опору шасси. На пробеге произошло несколько отделений самолета от ВПП. Четвертое приземление произошло с большим углом тангажа и левым креном на удалении 1693 м от начала и в 30 м левее оси ВПП с ударом левой плоскостью о грунт и кормовой кабины о ВПП, которые при этом начали разрушаться, затем основные колеса отделились от земли и самолет, пролетев 130 м, ударился основными стойками о грунт, разрушился, взорвался и сгорел. Экипаж погиб в составе: м-р Лыбин Г.А., к-н Давыденко Ю.С., к-н Кашкарев Е.М., ст.л-т Хмелинин Г.Н., к-н Кариканов М.С., к-н Плешачков А.Д., мл.с-т Бурыкин Л.П. [1][3][5]
17.09.74=M-4-II=М-р Станиславский Л.Н.=40 ТБАП=2=После взлета в наборе высоты 4500 м при затормаживании колес шасси уже в нише лопнула камера правого заднего колеса. Гидросмесь вылилась на горячие барабаны, воспламенилась, а от нее загорелись пневматики. Через 9 минут это привело к взрыву расположенных рядом топливных баков, тем не менее, объятый пламенем танкер продолжал лететь. Через 2 мин. 15 сек. С начала развития аварийной ситуации КК дал команду: 'Экипаж покинуть самолет'. В дальнейшем пожар, охвативший с-т, привел к взрыву и разрушению его в воздухе. Шесть членов экипажа катапультировались и благополучно приземлились. КК катапультировался, но сгорел в воздухе. Воздушный стрелок катапультироваться не смог и погиб.[3][5]
13.05.75=3М=М-р Крылов С.А. =Энгельс 1230 ТБАП=6=Экипаж с инструктором п-ком Блинковым выполнял полет по маршруту днем в составе пары самолетов. После взлета на 10-й минуте полета при наборе высоты 5000м старший бортовой техник доложил командиру корабля о повышении температуры до 100 С на левом борту грузолюка. Экипаж проверил включение противообледенительной системы, но температура продолжала расти. На 13 минуте отказала УКВ-радиосвязь. Установить связь с РП на резервной КВ-радиостанции экипаж не смог. Летчик-инструктор на 17-й минуте полета принял решение прекратить выполнение задания и произвести посадку на аэродроме взлета. Однако из-за обильного поступления дыма в переднюю кабину, а затем в заднюю и докладов членов экипажа о пожаре инструктор принял решение покинуть самолет. Были выключены все электропотребители, система наддува и дана команда: "Приготовиться к катапультированию". На 20-й минуте покинул самолет КОУ, на 23-й минуте отказало СПУ и еще через 2 мин 7 сек произошло разрушение самолета в воздухе. : 6 членов экипажа погибли из-за взрыва самолета в воздухе: п-к Блинков В.И., м-р Крылов С.А., к-н Фирулев В.К., л-т Черноусов Б.М., к-н Серов Е.И., пр-к Тараповский В.Г. [1]
08.06.78=3М=М-р Усов В.В.=40 ТБАП=2=Экипаж с инструктором м-ром Смирновым В.М. выполнял полет по кругу при минимуме погоды ночью. После ухода на второй круг при выполнении первого разворота отказал второй двигатель и возник пожар. Летчики покинули с-т, не обеспечив покидания его всеми членами экипажа (не сбросили давление воздуха из камер герметизации люков). По этой причине СВСР и СБТ не смогли сбросить крышки люков и катапультироваться, что привело к их гибели. Остальные члены экипажа покинули с-т. При ударе о землю с-т разрушился и сгорел. [3]
08.08.84=3М=П-к Тухватулин В. Р.= Энгельс 1096 ТБАП=5=Экипаж зам.начальника ОБП 37 ВА ВГК выполнял взлет для полета по маршруту. В режиме набора высоты загорелся двигатель. В процессе пожара с-т потерял поперечную устойчивость и возник крен 60-70град. С-т потерял высоту и столкнулся с землей. ВШК и КОУ катапультировались. Погибли: п-к Тухватулин В. Р., м-р Козионов В. А., к-н Миронов К. К., к-н Шаврин Н. В., пр-к Воротников А.В.[1] [3]
16.05.92=3М==Энгельс=6=Столкновение в воздухе 2-х с-тов 3М, погибли: м-р Сироткин В.В, м-р Саюк А.М. м-р Киселев И.С., ст.л-т Лицов В.И., к-н Добряков И.Д., пр-к Василенко Л.И., пр-к Шернич В.А., к-н Мостовский А.О., к-н Архипенко Г.В., пр-к Федотов Ю.В., пр-к Ежов В.А. [1]
16.05.92=3М==Энгельс=5= Тоже же см. выше. [1]
Всего: 24 самолета, погибло 144 человека.
Источники:
[1] Мемориал Энгельс http://mmb-avia.narod.ru/index.html
[2] Scramble Stoffer & Blik Database http://www.scramble.nl/
[3] Рощин Г.П. История дальней авиации, часть II, 1946-2000 г. М.2003. 224 с. тираж 300 экз., ссылка на издателя http://www.airforce.ru/announc ...
[4] Мороз С. Мясищев М-4/3М Архив-Пресс 2000 тираж 900 экз. 'За период с 1956 по 1958 годы с самолетами М-4 произошло 6 (по другим данным - 7) катастроф'.
[5] М-4 3-М http://www.airwar.ru/craft.html "За первые три года эксплуатации в дивизии (201ТБАД) произошло множество аварий и не менее шести катастроф".
Приведенная выше информация взята из открытых источников. Возможно, подобная ветка и была на форуме, извините. Некоторые события, может быть, относятся к одному происшествию, многие требуют дополнения и уточнения.
Надеюсь на Вашу поддержку.