Я с 1976 по1978 служил в Хаапсалу. На Восточном СКП. Катастрофа пярнусских Як-28П видел сам. Помню что день был очень солнечным. Шло звено. Руководитель полетов (или сменный руководитель посадки на РСП) послали их первому развороту. Кто именно точно сказать не могу, поэтому и фамилий называть не буду, хоть и помню! Проблема в том , что круг полетов был левый , а звено шло левым пеленгом! Когда они над первым разворотом стали разворачиваться влево-ко второму развороту столкнулись вторая и третья машина! Одна кажется упала в море.Руководители полетов и посадки на вопросы, почему они допустили такие маневры в воздухе говорили , что в кабинах сидели не пацаны и вроде должны были разойтись нормально! Действительно командиром одного был подполковник, второго кажется майор! Так мне запомнилась эта трагедия. Большое спасибо создателям сайта! Приятно было встретить знакомую фамилию- Г Жванко, когда я увольнялся он был капитаном. Интересно где сейчас?! Леонид.
20.05.2006 15:00
Евгений
21.05.2006 02:45
Леониду!Жванко в 2004 уехал из Пярну в Краснодарский край.Если не изменяет память в г.Майкоп.Если очень надо , то можно узнать подробный адрес.
Леонид
23.05.2006 16:17
Евгений буду очень благодарен за адрес! Может быть Вам что-то говорят фамилии Храмов, Каимов, Босенок, Шихалев?Это все летчики 425ИАПа?
ЛЕОНИД
25.05.2006 21:19
ZORIKU. А фоток СКП , казарм , вообще гарнизона у Вас нет? За ТЭЧ большое спасибо! Хотя настроение так себе! Когда-то там чистота и порядок были! Кстати! Там против ворот в качестве памятника МИГ-19П стоял (на них до 1977 летали, а потом МИГ-23М получили), сечас хоть обломки остались?
26.05.2006 12:11
Zorik
06.06.2006 12:23
Приятно, что форум живёт!
Насчёт фото- постараюсь скоро сделать, как аэродрома так и Пуллапяя. Аэродром теперь живёт стритрэйсами, недавно привозили грузовик с турбиной от вертолёта МИ. Жаль что цеены на металл возросли- теперь режут всё что металлическое, даже направляющие трубки в гараже с ямой, что около ТЭЧ- и то недавно срезали. Зато красная стена с надписью СССР ещё стоит. Нетронутые также ангары, не считая того, который взорвали после того как во время пожара там погиб пожарник (ктото поджёг валявшуюся в ангаре резину, пожарник заходил со стороны заднего коридора, а там панели на стальных швеллерах держатся, вот одна из за теппературы и "сыграла", проход обвалился). Ракетная база в Пуллапяя сохранилась хуже, чем "взлётка". Здоровенное строение-труба (незнаю что там было, ракетное хранилище наверное) выделяется на фоне поля, с него сняли верхний слой земли и теперь отламывают красный кирпич, опоясывающий бетонную галерею. Из нескольких горок радарных остановок оставили только одну, остальные раскопали и увезли как дешёвый грунт. Дзот и пропускной пункт у дороги ещё стоят, ложная позиция ещё не заросла лесом. Железная дорога от Хаапсалу до порта Рохукюла разобрана, скоро собираются сделать там велодорожку (Евросоюз 8 млн выделяет). Кстати, дорога разобрана и от Хаапсалу до Риизипере. ГСМ-ку рекультивируют, резервуары давно выкопаны и увезены, по-моему, в МЕК. Окружавшие их горы свозят на бетонку и обсыпают опилками. Мазут ручьями течёт, наверное оставался в трубах, когда выкапывали. Пожарный пруд на ГСМке ещё есть, даже говорили какаято рыбка там водится. Склады вдоль бывшей ЖД тоже ещё стоят. В скором времени выложу в сеть фото аэродрома, ракетной базы, ГСМ
Владимир
08.06.2006 19:55
Леониду(Бедровый-старт)Я тоже с 1976 по 1978 служил на аэродроме Хаапсалу механиком АО во 2АЭ.Может быть, Вы что-нибудь знаете о катастрофе МиГ-19 летом 1976г и об аварийной посадке МиГ-23 летом 1977г? Помните тревогу в конце апреля 1978г? Буду очень благодарен.
Семён Семёныч
08.06.2006 21:08
Из Хаапсалу знал подполковника Шалаева. Он был начальником Авиационного отдела ЦК ДОСААФ ЭССР.
Полковник Машков, Александр Михайлович, бывший начальник Таллинского аэроклуба вроде тоже из Хаапсалу.
Толик
12.06.2006 11:37
90-92гг.кто-нибудь служил-это последие годы существования Хаапсальского аэ-ма.Хаос и полнейший беспорядок.Неприятнейшее зрелище.
Толик
12.06.2006 12:24
Хотелбы рассказать о земних "полетах"...Зимой 1992года, заканчивая срочную службу, будучи старослужащим и, естественно от нечего делать, тренировался водить УРАЛ 4320.Первый раз, сев за руль могучего автомобиля, я сначало учился троготься, затем переключаться на повышенную скорость и , осмелев, решил попробовать 4-ю скорость.Отъехав к забору складов АТИ, переехав через глубокий ров с водой(смазал тормозные колодки водой...), начал с ускарением разгоняться в сторону ТЭЧ.На территории гаража лежал свежевыпавший снег.На 4-й Пролетая 70км в час возле ТЭЧ решил сбавить скорость и по неопытности резко нажал на среднюю пидаль.УРАЛ понесло правым боком к заправке и сразу за ТЭЧ я снес одну молодую акацию,
разорвал толстую цепь ограды и вырвал вкопанный кислородный балон, еще 15-20 метров, проехав по засыпанной снегом клумбе, остановился.Балон вкопали, окацию выкинули через забор, следы замели.И только весной наш комбат ругался, увидев две канавы от следов УРАЛА на раздавленных кустах роз.
Aлександр Булах
13.06.2006 13:35
Владимиру и Леониду.
Извините, но не знаю Ваших отчеств. Судя по всему на этой ветке Вы единственные, кто помнит крайние полёты МиГ-19П в 425-м ИАП в Хаапсале. Если можете расскажите что-нибудь что помните. На этом форуме есть ветка, которая так и называется "МиГ-19". Дело в том, что сейчас готовится книжка по этому истребителю-перехватчику, а информации о его эксплуатации в СССР почти нет. На всякий случай оставляю мой e-mail подсвеченным.
Animal
13.06.2006 14:18
Стас, Мария:
Сдаётся мне, мы с вами на одной турбазе отдыхали...
А уж бабульку-молочницу кто-ж не помнит! ;)
А вот про ложный аэродром так никто и не написал. :(
Неужели даже служивые про него ничего не могут сказать?!
Владимир
13.06.2006 20:31
Александру Булах
Поздней осенью 1976г МиГ-19П нашего полка был поднят на перехват низколетящей цели. Когда он вернулся и мы закатывали его обратно в укрытие, то обратили внимание на накладки из нержавейки на фюзеляже у стволов пушек - они потускнели, т.е. из пушек стреляли.Как позже выяснилось (механикам никто ничего не объяснял), с соседнего острова был угнан Ан-2 и шёл на материк. Попытки перехватчика вернуть лиходеев (маневрирование, пускание осветительных ракет) успеха не имели. Ан-2 просто снизился вплотную к воде и упорно шёл на материк. Тогда лётчик дал предупредительную очередь из пушек (37 мм!).АН-2 немедленно плюхнулся на крошечный островок и угонщики, как тараканы, кинулись врассыпную. Через какое-то время с острова их сняли пограничники.
На МиГ-19 при перехватах низколетящих целей (из Финляндии в Карелию финны прилетали за водкой )полк потерял семерых лётчиков.
PS: Миг-19 очень красивый самолёт.Штучная работа - лючки от одного самолёта к соседнему не подходят.По нему можно было ходить прямо в сапогах, а на крыльях были нацарапаны надписи типа "ДМБ-65". По сравнению с ним Миг-23 сделан топором, сколочен из неровных кусков дюраля.
Леонид
15.06.2006 15:30
Владимиру, А. Булаху, Зорику. По поводу боевого применения МИГ-19. На МИГ- 19П летчики днем, в
сносную погоду обнаруживали цель визуально раньше, чем она
появлялась на экране радиолокационного прицела! Так-что его
ценность как перехватчика ПВО была не большой. Чего не скажешь о
МИГ-19, которые использовались в качестве обычных фронтовых
истребителей! Не смотря на то, что в нашей авиации ( как ВВС, так и
ПВО) отношение к нему было несколько пренебрежительное,
противником он был очень опасным.Во всяком случае израильтяне
считали его намного опаснее, чем МИГ-17 или МИГ-21! Ввиду немалой
информационнй изоляции у нас , похоже, об этом никто и не
подозревал! Теперь, что касается непосредственно дел хаапсалуских!
О потери семерых летчиков в бескомпромиссной борьбе с финскими
алкашами я лично не слышал, поэтому от комментариев воздержусь.
Кстати, на вооружении у нас была довольно редкая модификация МИГ-
19П. Он был вооружен 2-мя 30-мм пушками НР-30 (а не 37мм)! Кроме
того он мог нести две ракеты "воздух-воздух" К-13 или Р-3С. Обе
можно было применять только по неманеврирующим целям! Кстати,
ракеты РС-2УС, которыми вооружалась основная масса МИГ-19П и все
Су-9, кажется были еще хуже! Так, что летчики больше верили в
пушки. Впрочем, тут хотелось бы ознакомиться с точкой зрения самих
пилотов! Случаев боевого применения МИГ-19П за время моей службы
на СКП , с весны 1977г не было! Был один случай, который даже
курьезным не назовешь, так как ситуация сложилась нехорошая! Шли
плановые полеты, в воздухе было несколько машин. Одну из них
пилотировал капитан Кравцов. Он поулчил высоту и курс от штурмана
наведения. Курс был западный. Кравцов команды выполнил и в
ожидании последующих летел себе на запад с беспокойством
поглядывая на часы! А штурмана отвлеклись на какие-то другие цели!
В общем про него забыли! Когда же в разрыве облаков он увидел
очень большой город с высокими зданиями он сообразил , что это
Стокгольм!!! Практически тут-же в наушниках раздался голос
штурмана наведения! Он истошно вопил , чтобы Кравцов
разворачивался на 180 градусов! А заодно проинформировал , что к
нему приближаются на высокой скорости два самолета! Это были
"Дракены" ПВО Швеции! Поскольку ни побег за границу, ни бой со
шведскими истребителя над шведской же столицей в планы Кравцова
не входили, он счел за благо с переворотом спикировать к воде и
прижавшись к ней убраться домой! " Дракены" по своим
характеристика отличались от МИГ-19П незначительно, их РЛС тоже на
фоне воды ни черта не видели, такчто "добычу" они благополучно
упустили! По прибытиии он ринулся было на КП бить моды штурманам,
но был свовременно перехвачен и умиротворен заботливыми коллегами!
Хотя его морального права на данную акцию никто и не оспаривал!
Что случилось с разбившимся летом 76-го МИГ-19 я толком не знаю ,
кажется у него загорелись оба двигателя! Теперь по поводу
аварийной посадки МИГ-23М летом 1977-го. Пилотировал лейтенант
Мкртчянц. На выравнивании , практически над дальним приводо, он
обнаружил, что у самолета слишком задран нос! Руководство по
летной эксплуатации МИГ-23 требует в таких случаях уменьшать
обороты двигателя, но летчик поступил иначе. Он отдал ручку от
себя, что кстати, было категорически запрещено на выравнивании! В
итоге он приземлился не на основные стойки, как положено а на все
три сразу! Начался прогрессирующий " козел"! Мкртчанц где-то в
три прыжка проскочил 40% полосы и на мгновение как бы завис с
сильно опущенным носом! Упав на переднюю стойку он её сломал и
понесся по полосе на основных и пушке которую , как рассказывали
практически сточил! Во всяком случае выглядело это как гигантский
наждак! Остановившись, он от стресса не сообразил как аварийно
сбросить фонарь и его извлекали снаружи! В это время в воздухе
были ещё несколько машин. Но так-как полоса была фактически занята
Руководитель полетов(п/п-к Машенькин) хотел даже погнать их на
запасные! Но передумав, дал добро на посадку. Садились
великолепно! Строго на первую плиту! В момент касания выпускали
парашюты и тут же убирали крыло! Так что, аварийный самолет они
уже объезжали не спеша, как на легковушках!
Теперь по поводу боевых вылетов 1978г! Это были, к сожалению,
безуспшные попытки перехватить американский стратегический
разведчик SR-71, котоый неоднократно нарушал нашу госграницу на
глубину до 40км! Но это тема для отдельного большого разговора!
Если есть желание, то можно обсудить.
Зорик! Большое спасибо что откликнулся! Не жалей флэшки! В
интернете место навалом! С нетерпением жду фотосессии! Леонид.
Aлександр Булах
15.06.2006 18:06
Мужики, огромное спасибо!
Если не затруднит, сообщите свои данные, включая последнее звание на мой E-mail.
Всё-таки страна должна знать своих героев.
Информацию собираем буквально по каплям.
А можно узнать о том какие проблемы были в техническом обслуживании МиГ-19.
Например:
- насколько удобной была заправка;
- то же про смену масла и гидрашики;
- как часто последнее приходилось делать;
- насколько часто менялись пневматики;
- что применялось для охлаждения БРЛС;
- если это пили, то как часто приходилось доливать бак;
- как быстро можно было заменить двигатель;
- насколько они были надёжными;
- каким был примерный ресурс.
В общем интересует практически всё.
Если вспомните какие-то ещё курьёзные или трагичные случаи тоже будет использовано. При необходимости фамилии участников можно опустить.
Ещё раз всех благодарю.
Vlad
15.06.2006 18:23
К Леониду:
Вы знали инженера Шаронова ?
Леонид
15.06.2006 21:22
Владу! Из инженеров я практически никого не знал , общался в основном с летчиками, дежурившими на СКП в качестве ответственных по приему и выпуску самолетов(перелетавших), ну а на плановых полетах они были дежурными штурманами. При вылетах с БД они же и руководили до прибытия начальства. А вообще, я был солдатом и служил в светодивизионе. После службы закончил авиационный институт и много лет работал по специальности, так что до сих пор в теме. Мой e-mail , для всех кому нужно alm57s@yandex.ru.
Владимир
15.06.2006 22:15
Леониду, А.Булаху
Калибр я, конечно, не помню.Просто пушка Миг-19 с дульным тормозом размером с пол-литровую банку произвела на меня куда большее впечатление, чем двустволка ГШ-23, которую не сразу и заметишь. Заряжали пушку патронами длиной 30-40 см, на два-три бронебойных один зажигательный, а для борьбы с воздушными шарами применяли какие-то спец.боеприпасы.
О потерях полка я услышал на мероприятиях по случаю его 25-летия, летом 1977 года. По этому поводу был организован праздник, пригласили ветеранов, на стоянке 1АЭ выкатили из укрытия Миг-23 и разложили перед ним всё вооружение, которое он мог нести.
Обслуживание МиГ-19.Например, чтобы заменить аккумулятор (30 кг), нужны два механика.Один ложится на спину и заползает под фюзеляж, снимает крышку отсека, отсоединяет аккумулятор, открепляет его, вытаскивает из отсека и ставит сначала себе на грудь, а затем рядом с собой на бетонку.Другой оттаскивает снятый аккумулятор и подсовывает новый.Всё повторяется в обратном порядке: надо поставить аккумулятор сначала себе на грудь, затем поднять его и на вытянутых руках вставить в отсек. Там закрепить его, присоединить кабели и, наконец, закрыть отсек. Готово. Можно выползать. У МиГ-23 аккумуляторы (два небольших аккуратных дипломата)расположены в отсеке носовой стойки шасси и их замена - просто отдых.Обслуживать МиГ-23 было проще, чем МиГ-19, но обнаружилось неприятное явление - накопление статического электричества.
На МиГ-19 и на МиГ-23 по понедельникам не летали - проводили предполётную подготовку, а именно: лётчик забирался в кабину с кислородной маской и дышал. Говорят, помогает после вчерашнего. Но требует дозаправки самолёта кислородом.
Случай с Мкртчянцем. Я противник суеверий и мракобесия, но перед вылетом штабные писаря вывесили боевой листок с поздравлениями в его адрес по поводу успешного выполнения полётного задания. Закончилось всё ужасным скрежетом и фонтаном искр.Были стёсаны ПВД и носовой обтекатель.
Зимой 1976-1977гг полк перевели с МиГ-19 на МиГ-23. От МиГ-19 остались большой костёр, в котором сожгли какие-то части, штабеля подвесных баков и бочки с напалмом. В дальнейшем этим напалмом мазали полосу препятствий, чтобы на тренировках служба мёдом не казалась.
С уважением к Вам бывший рядовой, бывший механик АО 2АЭ 425ИАП 16ВА ПВО бывшего Советского Союза.
PS Подскажите, где можно найти спутниковые фотографии, более подробные, чем эта:
http://www.terraserver.com/ima ...
Леонид
15.06.2006 22:38
Толику! Году где-то 89, мне рассказали, что якобы, в Комсомольской правде была статья , где сообщалось что в авиагарнизоне Хаапсалу произошел конфликт между личным составом и местным населением. Конфликт настолько серьезный , что пришлось привлекать караул и чуть было не дошло до применения оружия! Что нибудь вспомните?
Владимир
24.06.2006 20:05
Ранней весной 1977г один из лётчиков 2АЭ (фамилию забыл) не выполнил полётое задание из-за якобы отказа радиостанции, хотя на земле она работала. За ночь радисты рацию таки заменили, успели к утренним полётам. Лётчик повторно не выполнил полётое задание и указал на дым в кабине. Самолёт затащили в укрытие и стали искать дым.Искали долго, но не нашли. Дым не появлялся, хотя включали всё, кроме двигателя. Миг-23 отбуксировали на газовочную площадку и закрепили тросами за основные стойки. В кабину сел техник и запустил двигатель на малый газ. Безрезультатно. Дым упорно не появлялся. Решили газовать по полной, и техник прибавил газу. Хвойный лес за газовочной площадкой пожелтел метров на 50, но дыма в кабине так и не нашли. Самолёт стоял на приколе несколько месяцев, пока летом не прибыл инспектор из армии - полковник небольшого роста. Он взлетел и ушёл на круг. Затем горизонтальным штопором прошёл над аэродромом, набрал высоту, спикировал на ИКП и включил форсаж. Впечатление было такое, что тебя ударили подушкой по голове. Я задрал голову и увидел яркую точку, которая быстро ушла вверх. После того, как самолёт зарулил на стоянку, где его ждали механики, к нему подошли в полном составе не нашедшие дыма технари и виновник торжества. Полковник выбрался из кабины на стремянку, встал на ней в полный рост и подождал, пока соберутся все. Затем, обращаясь к виновнику торжества, заявил (цитирую): Не можешь ср...ть -- не мучай ж:пу! (конец цитаты), после чего полёты продолжились нормальным образом.
Тем же летом лётчики прыгали с парашютом из Ан-2. Полётов в этот день не было и мы глазели на редкое зрелище. По очереди выпрыгнула первая пятёрка и опустилась на взлётку, затем вторая. Парашюты раскрылись у всех, кроме одного. Он так и упал на полосу, на противоположный от нас край. Не рассуждая, мы побежали туда (2 км). Добежав, увидели, что это всего - навсего обычный мешок с тряпками. Бесчеловечная шутка удалась на славу.
Привет всем!
Жил в Хаапсалу с 1981 по 1993 год. Застал всё, и, 1-е сентября 1992 года у ТЭЧ тоже помню....
Может быть кто-нибудь помнит:
Кудряшова, Губера, Лучникова, Спиркина, Захарова, Журавлёва, Майорова, Горшкова,
Владимир
10.08.2006 08:15
Живу в Палдиски. В 88г. "партизанил" в в:ч 62595 Начальником сборов был к-н Измалков. Федя. Чудесно провели с ним эти 55 суток!Помнится служили в части две молоденькие девченки-сержанты.Федя их называл "костлявая и "шарнирная" Интересно - осталися в Хаапсалу или перебрались в Россию? Еще вопрос. Кто знает как разбился подполковник Журавлев из в:ч 35422, г. Екбпилс?
11.08.2006 16:44
16.08.2006 20:35
Владимир
08.09.2006 21:25
Поздняя осень 1976г. В.ч.32906. Наша эскадрилья возвращается с обеда в казарму. Внезапный резкий грохот прямо над головой заставляет меня ( и других вновь прибывших) шарахнуться в сторону - над нами взлетает пара МиГ-19. Сержант рявкает: В СТРОЙ! ПРИВЫКАЙТЕ, САЛАБОНЫ!
Зима 1976/1977 гг. Казарма в.ч.32906. Ночь. Я стою дневальным возле тумбочки. Очень хочется спать. Нет никаких сил держать глаза открытыми, и они сами закрываются. Сразу становится легче. Я открываю глаза и вижу, что на меня, прямо в лицо, летит пол! Защищаясь, еле успел выставить перед собой руки.Оказалось, я уснул стоя и в таком положении упал на выставленные перед собой руки. Сон как рукой сняло.
Весна 1977 г. Аэродром. Первые вылеты на МиГ-23. Только что неудачно сел самолёт 2АЭ, повреждён гребень. Из-под самолёта выбирается инженер полка по ИАС п-пк Хананушев и показывает лётчику фигу, добавляя что-то на словах.
Весна 1977г. В.ч.32906. Мы, механики, строем топаем из столовой в казарму. В это время над нашими головами необычно низко и плотно, крыло в крыло, прошла четвёрка Яков. Мы задрали головы - до этого я видел Як-28 только на картинках - но самолёты исчезли за строениями. Буквально через секунду со второго этажа казармы раздался крик дневального (орал он так, что было слышно на улице): Як упал! В лес опускается парашют! Мы стали смотреть вверх, но увидели только два самолёта, веером разлетающихся в разные стороны. Потом из-за стоянки 3АЭ поднялся дым. Один Як упал на лёд в залив, на мелководье, и сильно разбился, другой - в лес за стоянкой 3АЭ и сгорел. Парашют оказался тормозным и сработал от удара.
Лето 1977 г. В полку праздник - 25 лет со дня образования. На стоянке 1АЭ стоит МиГ-23, перед ним разложены бомбы, НУРСы, РСы, ракеты и т. п. К самолёту приставлены две стремянки и желающие (многие в военно-морской форме) заглядывают в кабину.
Лето 1977 г., полоса препятствий в.ч.32906. В роте охраны проводится тренировка молодого пополнения. Нестройная толпа воинов с трудом преодолевает полосу препятствий. Замкомвзвода стоит рядом и громко выражает своё недовольство физической подготовкой молодого пополнения. Очередное препятствие - кирпичная стена с тремя окнами на разной высоте. К ней, шатаясь от усталости, бежит отставший солдатик. На нём каска, противогаз, автомат и т.д., всё это бренчит в такт бегу. Судя по всему, он никак не может решить, в какое окно - среднее или нижнее - ему кидаться и со всего разбега звонко бьётся головой в стену. Бренчание прекращается. Оглушённый солдатик сидит рядом со стеной и качается из стороны в сторону. Придя в себя, он проползает в нижнее окно и, раскачиваясь ещё сильнее, пускается вдогонку за остальными.
Лето 1977 г., полоса препятствий в.ч.32906. В роте охраны проводится тренировка молодого пополнения по пользованию противогазом. Отделение загоняется в палатку, инструктор поджигает шашку и даёт команду ГАЗЫ! Затем вбрасывает дымящуюся шашку в палатку. Кто не успел правильно одеть противогаз - с рёвом и криком вылетают из палатки ( пояснение для тех, кто не нюхал: вдох газа воспринимается как удар кувалдой по голове, из всего многообразия мыслей остаётся только одна - скорее на воздух! Дикая боль в глазах и горле, кашель, слёзы и сопли). В этот раз что-то не получилось и шашка была вброшена в палатку без предварительной команды. В палатке началась неразбериха, одуревшие от резкой боли бойцы бросались на брезентовые стены и даже потолок в поисках выхода и в конце концов сорвали палатку и вырвались на волю.
Лето 1977 г. Аэродром. Мы ( я и ряд. Сергей Мардарь) загораем на одном из укрытий. Тихо, тепло - исключительная благодать. Рядом аккуратно разложены портянки для просушки. Я замечаю командирский ГАЗ-69, который по рулёжке катится в нашу сторону и предлагаю Серёге уйти в домик 2АЭ, от греха подальше. Тот лениво машет рукой - не беспокойся. Я ухожу и дальнейшие события излагаю с его слов. Газик остановился как раз напротив Серёги, из него вышел незнакомый полковник небольшого роста (инструктор из армии) и поманил Серёгу пальцем - иди-ка сюда, голубь, ты чем здесь занимаешься? Тот не растерялся - травку кушаю. Какую травку? - опешил полковник. Хочу пить - не моргнув, продолжал Серёга - вода нету, травку кушаю - и протягивает тому листок щавеля. Полковник уехал. Через несколько минут на 'Урале' в домик приезжает обозлённый до неузнаваемости инженер 2АЭ м-р Ланцов и пытается выяснить, кто страдает от жажды. Безрезультатно.
28 августа 1977 г, аэродром. Вечер. 2АЭ отлетала и механики проводят послеполётную подготовку перед транспортировкой самолётов МиГ-23 на свою стоянку. Механик ряд. Костылев Евгений вместе с техником самолёта пытаются наддуть пневматик колеса носовой стойки шасси от баллона со сжатым воздухом (150 атмосфер). Снятое колесо лежит на бетонке. В это время техника вызывают на ИКП для объяснений: почему задерживаетесь с транспортировкой? Женька решает наддуть пневматик самостоятельно. Сжатый воздух разрывает пневматик, колесо отскакивает от бетонки и бьёт наклонившегося над ним механика в грудь. От удара он подлетает вверх и падает на бетонку. В медсанчасть его привезли уже мёртвым. Оставшуюся на бетонке лужу крови смыли струёй керосина. Призывался рядовой Костылев осенью 1976 г из Московской области.
Осень 1977 г., г. Хаапсалу. Патруль в составе: л-т Новоторженцев, ряд. Пети и ряд. Сёмин гуляет по городку. Свернув в очередной переулок, мы неожиданно 'выходим в хвост' нашим товарищам, механикам нашей эскадрильи. Они в предвкушении оживлённо беседуют и не замечают появившийся сзади них патруль. Карманы их шинелей характерно оттопырены. Делать нечего - следует команда ЗАДЕРЖАТЬ! Мы, стараясь бежать медленнее, громко топаем, но ребята и этого не слышат. Расстояние неумолимо сокращается. Задерживать приятелей мы не собираемся, но как? Вдруг Пети крикнул: СТОЙ, СТОЙ! Естественно, нарушители оглянулись, оценили ситуацию и немедленно скрылись. Мы вернулись к начальнику патруля ни с чем. Тот, хохоча, развёл руками - ну, не смогла - и мы спокойно продолжили несение службы.
Поздняя осень 1977 г. Околица аэродрома. В роте охраны проводится тренировка молодого пополнения. Стоящий возле пулемётного окопа дедушка - сержант гоняет двоих пулемётчиков. Они должны, правильно выпрыгнув из 'Урала', бегом занять своё место в пулемётном окопе, приготовиться к стрельбе и доложить о готовности. Только что выпал снег. Судя по следам, пулемётчики бегали от 'Урала' к окопу не менее десяти раз, но всё время неправильно. Сержант с половины пути возвращает расчёт на исходную позицию, в 'Урал'. Наконец они добегают до окопа и прыгают в него. Из окопа летят брызги грязи и обливают дедушку с ног до головы. Немая сцена.
Леонид
09.09.2006 15:08
Женя Костылев погиб потому, что колесо без редуктора накачивали (все 150 атм в колесо поперли)!, в промышленности за такие вещи с работы выкидывают и правильно! Женька мальчишка был , но техник должен был соображать, что делает и какой пример восемнадцатилетнему пацану подает! Помню, как в гарнизонном клубе его провожали...и как офицеры сквозь зубы того техника материли...
Что касается приключений в городе, то тут в памяти всплывает незабываемый образ капитана Марусича...
Владимир
10.09.2006 20:01
Начальник гауптвахты капитан Марусич обычно поджидал механиков у выхода из автопарка, куда нас привозили на 'Уралах' после окончания полётов. Обычно он проделывал это по пятницам, т.к. по выходным полётов не бывает и арестованного можно спокойно использовать два дня, до начала полётов. Причины для ареста были самые разнообразные: нарушение формы одежды, нарушение правил следования по территории части, пререкания со старшим по званию и др. Я провёл на губе всего одну ночь, но мне очень не понравилось спать на досках а потом весь день возить вонючую бочку с напалмом, которым мазали полосу препятствий для очередного спортивного праздника. В воскресенье вечером механиков с гауптвахты изгоняли, чтобы отоспались к полётам.
Леонид
13.09.2006 21:14
Марусич бал начхимом полка и по совместительству комендантом гарнизона, потом его Солодарь (начальник тренажера) сменил! Гауптвахтой командовал какой-то никому не ведомый прапор из ОБАТО.А вообще любимым местом охоты Марусича были окресности почты! Основной улов у него был там. Меня он как-то заставил бетонные столбы вкапывать вокруг учебной базы полка. Это было за столовой и офицерской общагой! Противное занятие!
17.09.2006 20:40
21.09.2006 22:56
Владимир
22.09.2006 20:06
Точно! А то я помню только инженеров, моих непосредственных начальников.
На учебной базе я переучивался с МиГ-19 на МиГ-23. Ещё помню, как зимой 1977/1978 г молодой капитан на общем построении полка с нескрываемым удовлетворением принимает рапорт от командиров эскадрилий, которые старше его по возрасту, званию и сроку службы. Но больше всего мне запомнилась дембельская боевая тревога.
Апрель 1978 г. Крик дневального: Боевая тревога! Мы, дедушки русской авиации, неспеша выходим из казармы, чтобы отметиться у проверяющего. Но, к нашему удивлению, никакого проверяющего нет и в помине. Мало того, из соседней казармы батальона редкой толпой бегут в автопарк шофера. По их словам, аккумуляторы с машин сняты и находятся на зарядке, поэтому скоро не ждите. Мы понимаем, что тревога и в самом деле неожиданная. Ничего хорошего нам это не сулит - до дембеля считанные дни, а случись учения - увольнение в запас могут и отложить. По расписанию боевой тревоги мы должны помогать оружейникам подвешивать ракеты на самолёт.Включается сирена. Расписание надо выполнять. Громко матерясь и увлекая за собой молодёжь, бежим на рулёжку через стоянку 1АЭ. Эту тревогу мы воспринимаем как непростительную ошибку какого-то разгильдяя. Попадётся - растопчем в мономолекулярный слой! Но на стоянке 1 АЭ проверяющего тоже нет. Беспокойство и непонимание ситуации всё сильнее. ДСП 1 АЭ (механик, дежурный по стоянке подразделения) спрашивает, что случилось в полку и почему воет сирена? Мы бежим дальше по рулёжке к себе на стоянку 2АЭ. Кроме нашего ДСП, там тоже никого нет. Хранилище ракет закрыто. Что делать - неизвестно. Сирена воет по-прежнему. Беспокойство переходит в страх, мы не понимаем, что происходит. Через какое-то время приезжают техники, но не все. По их словам, лётчики уже переодеваются и будут с минуты на минуту. Кто и почему объявил тревогу - ни техники, ни лётчики не знают. Начинаем подвешивать ракеты, две штуки по 300 кг на самолёт. Есть ракеты по 80 кг. В эскадрилье 14 самолётов. Всех механиков человек 25 - 30. Тяжело, но страх умножает силы. Прибывшие лётчики забираются в самолёты и докладывают о готовности к вылету. Мы буквально смотрим в рот технику самолёта, он подключился к СПУ. Вместо ожидаемой команды Отбой тревоги он кричит нам: Оставаться в готовности № 1! Мы послушно сидим в укрытии. Время тянется невыносимо долго, особенно когда ждёшь неизвестно чего, а ждать - неизвестно сколько. Наконец получаем команду Отбой тревоги, ракеты снять! Огромный камень сваливается с души.
Как выяснилось позже, готовились к перехвату корейского Боинга.
P.S.: Не могу прочитать сообщения от Анонима. Нет текста - только пустое место. Или я что-то не так настроил?
Двинских
27.10.2006 09:11
Появляются у вас на общалке Тапасские, вот им и вопрос: к нам на Пярнусскую общалку вышел некто, спрашивает, что нам известно о Шугалее( мне кажется, он был до Сисмеева ). Хотелось бы ему помочь. Кстати, если интересно, загляните на авиационном форуме "655 иап Пярну"
Викторыч
14.03.2007 02:40
для Бедрового-Гончара
Я так понял, что у Вас есть контакт с Фокиным Александром. Я хотел бы с ним связаться.
Благодаря случайности нашел эту ветку. Очень обрадовался и расстроился из-за Сереги Темченко (Тимони). Я летал в Хаапсалу 1983-1992гг. Овсяников Евгений. В 1983-ем нас , молодых лейтенантов, выпускников Качинского ВВАУЛ распределили в 425 иап аж 16 человек.
Викторыч
14.03.2007 04:36
Всем хаапсалусцам большой дальневосточный привет.
Серега ("зануда")как поживаешь, чем занимаешься?
Бывший аккупант Несавииисимой Эстоооонии
04.04.2007 15:31
Мужики, кто-нибудь из в/ч 32906 сохронился ещё на белом свете?:)
04.04.2007 20:12
конечно!
Бывший аккупант Несавииисимой Эстоооонии:
04.04.2007 21:48
интересуют исключительно люди, служившие с 1980 по 1993. Всякие Як-28, МиГ-19 и т.д. не интересны.
Игорь
04.04.2007 22:20
аккупанту
Общаюсь со Школиным Александром Федоровичем - бывш. комполка. Правда, до 1979 г. В ваши рамки не укладывается.
Бывший аккупант Несавииисимой Эстоооонии:
05.04.2007 13:57
Школин случаем не в Питере сейчас? преподавателем не заделался?
11.04.2007 12:52
Леонид
17.04.2007 20:54
Для Игоря. Школина я очень хорощо помню! И всеж его замов Машенькина, Шалаева, Ковригина, Рыбалко. А кто сменил Школина в должности?
зануда
18.04.2007 19:44
Викторыч, привет!Живу по маленьку, год назад видел Алекса.
Игорь
18.04.2007 20:06
Школин живет в Питере. Действительно, еще преподает, кажется в академии ГА. Еще возглавляет совет ветеранов 6 ОА ПВО. В хаапсалу в 1979 г. его сменил Юдин Владимир Иванович.
Тырин Сергей
01.05.2007 20:37
Привет всем однополчанам! С наступающим праздником Днем Победы! Крепчайшего здоровья, блистательных побед на всех фронтах. Служил техником самолета Миг-23 (борт № 17) в период с 1984 по 1986гг. Командиром эскадрилии был Бунтышев Иса Магомедович (царствие ему небесное).Золотой был человек! Хотел бы получить информацию о следующих однополчанах: Вася Коваль, Игорь Матусевич. Имею информацию о Сергее Самаркине, Саше Мясникове, Вадиме Субботкине, Рафисе Мухамедзянове.
Тырин Сергей. styrin@rambler.ru
LUFTANGRIFF (он же Злой Садык)
02.05.2007 00:50
Леониду. Босенок сейчас живет в Янино-1 в 3-ех км от Питера. Храмов, говорят, трагически погиб. Отличный был мужик, земля ему небом.
Леонид
02.05.2007 09:32
Ребята! С Днем Победы вас! К сожалению увидел в ваших сообщениях то, что больше всего не хотел увидеть! Я прекрасно помню и Бунтышева Ису Магомедовича и Храмова Константина Кузьмича!Действительно прекрасные были люди! Может кто-то знает, что и когда с ними случилось?
Аноним
02.05.2007 11:48
Леониду
Бунтышев вместе со Зверевым разбились на спарке, кажется весной 1987 года.
vilius
05.05.2007 23:35
Slughil ja v Haapsalu v s dekabria 1988 do sentiabria 1989, kogda Gorby otpustil menia kak studenta domoj. Slughil ja v ochrane, samolioty byli MIG-23, jele zhyvyje. Interesno, chto komandiroma divizii byl general Dudaev. Ochen interesno kak tam sejchas?