Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Сверхзвук над городом - КАК ЭТО ?

 ↓ ВНИЗ

12345

APR
05.05.2004 00:22
Живу в Самаре. Частенько в прошлом году слышал, мягко выражаясь, ХЛОПКИ от пролетающего на сверхзвуковой скорости самолета.
Что интересно, следующий за ударом шум двигателей в большинстве случаев слышан очень слабо. Это наводит на мысль, что самолет проходит как минимум в 10 км. Как-то раз было явно ближе 5 :-)

Вопрос пилотам, делается это случайно (может быть, на трансзвуке идет) или намеренно?
Или с высот, выше которых разрешена сверхзвуковая скорость, ударная волна не успевает рассеяться?
Я
05.05.2004 09:36
Ударная волна движется впереди сверхзвукового аэроплана в виде этакого конуса, так что все зависит, далеко ли и в какую сторону летит ероплан. Утверждения , что хлопок слышен , когда самолет переходит звуковой барьер в принципе неверные
05.05.2004 10:15
Я: 05/05/2004 [09:36:57] писал:
//////////Ударная волна движется впереди сверхзвукового аэроплана в виде этакого конуса//////////

уточнение: не впереди, а позади

//////////Утверждения , что хлопок слышен , когда
самолет переходит звуковой барьер в принципе неверные//////////

Я этого и не писал.
Corvus
05.05.2004 12:48
В этом году не слышал пока, а в прошлом году регулярно (почти каждый день) весной и летом проходили борты над Самарой на сверхзвуке, я писал об этом тогда в форуме.
RIZHANIN
05.05.2004 15:19
Году в 1989-м(точно не помню)французский президент Миттеран на "Конкорде" летел в Японию (на похороны ихнего "президента").Пролетал над Ригой на огромной высоте - вся Рига "стояла на ушах"(было время "песенной революции")- думали(как всегда)русские идут - грохнуло подряд два взрыва.Только на следующий день газеты сообщили про Миттерана. А по теории и практически эти "взрывы" слышали все города(от Риги до Владивостока)над которыми он пролетал на сверхзвуке - ведь уплотнённый воздух(т.н."скачок уплотнения")идёт постоянно за самолётом идущем на "сверхзвуке"
202
05.05.2004 15:37
В 1962 году западногерманский Бундестаг (нижняя палата Парламента) проводил заседания в здании Рейхстага в Западном Берлине. С точки зрения советского руководства, эта акция была незаконной. Авиация ГСВГ получила приказ во время пленарных заседаний Бундестага проводить полёты над Рейхстагом на малой высоте с преодолением во многих случаях звукового барьера. Из-за постоянного грохота заседания было проводить почти невозможно. Во многих домах в Восточном Берлине повылетали стёкла (в Западном Берлине вблизи Рейхстага домов практически не было). Такая вот была "советская ленинская дипломатия"...
Killir
05.05.2004 15:41
В настоящее время такая дипломатия в отношении вражеского блока была бы весьма уместной.
CutPaste
05.05.2004 18:28
" на малой высоте с преодолением во многих случаях звукового барьера"
Типа бег с препятствиями.
05.05.2004 23:24
Corvus:
05/05/2004 [12:48:07]
Да, я тоже в этом году еще не слыхал.

Я почему вопрос задаю, не разрешено это вроде бы...
APR
05.05.2004 23:25
Corvus:
05/05/2004 [12:48:07]
Да, я тоже в этом году еще не слыхал.

Я почему вопрос задаю, не разрешено это вроде бы...
ExБортоператор
07.05.2004 16:08
2 202
На сверхзвук там не переходили, просто проход на малой высоте с последующим набором высоты. Звука двигателей хватало.
Corvus
09.05.2004 07:36
APR:
Почему не разрешено? Идёт себе на большой высоте, км 14, выше всяких трасс, и никому не мешает.
Dmitri
09.05.2004 08:00
Позволю дополнить, что наличие шума ( наряду с высокой ценой разработки и дороговизной эксплуатации таких самолетов)сделало не возможным широкое использование пассажирских самолетов, летящих с такой скоростью.

Еще есть интересный эффект- инфразвук.Это звуковые колебания испускаемые самолетом, летящим вертикально вверх над вами на сверхзвуке.Инфразвук не слышен, но вызывает сильное чувство страха у людей.
Выдержать долго его не возможно, человек от страха начинает просто бежать, по рассказам очевидцев- солдат авганцев.
Александр-76
09.05.2004 11:59
Мужики, согласно законов аэродинамики, при переходе на сверхзвук, за самолетом появляется конус, на малых "М" примерно 1, 1-1, 2, углы очень большие, до 170 градусов, и поэтому на земле ощущается сильный удар, при "М"=2, 8, конус примерно 60градусов, и ударная волна незначительная, а если с-т на снижении , то никаких ощущений.
Ну не ходили над З.Берлином на сверхзвуке, иначе его бы разрушили.....
Corvus
10.05.2004 11:45
>>>наряду с высокой ценой разработки и дороговизной эксплуатации таких самолетов)сделало не возможным широкое использование пассажирских самолетов, летящих с такой скоростью.

Ещё про Ту-144 писали, что поверхность самолёта в полёте нагревалась до огромных температур (из-за кинетического трения), и чтобы материал крыльев и фюзеляжа не повреждался, его натирали перед каждым вылетом специальной жидкостью, баснословно дорогой.
А ещё писали, что работал Ту-144 на специальном керосине, его нигде не было, так что перед каждым вылетом Ту-144 в пункт назначения летел танкер Ил-76 со спецкеросином (для заправки Ту-144 на обратный путь), что делало эксплуатацию системы астрономически невыгодной.
Kid_Deceiver
10.05.2004 13:00
>и чтобы материал крыльев и фюзеляжа не повреждался,
>его натирали перед каждым вылетом специальной
>жидкостью, баснословно дорогой.
Да не... это просто ЖНА испытывали. См. здесь http://www.avia.ru/cgi/disc.cg ...
Герман
10.05.2004 13:49
Переходы на сверхзвук разрешены в ВВС от Н>6000.
APR
10.05.2004 14:15
Согласно Федеральным авиационным правилам полетов на сверхзвуковых скоростях разрешены полеты в эшелоне не менее 11000 метров, на меньших высотах - только в специальных зонах.
Ширина зоны, которую накрывает ударная волна, может достигать 8-10 высот полета. То есть самолет может пролетать, скажем, в 80 км от города, удар будет слышен, а звук двигателей, естественно, нет.
to Corvus
Только "хлопки" что-то больно мощные были, уж не Ту-160 ли (базирующиеся в Саратовской области)?
Corvus
10.05.2004 16:04
> на сверхзвуковых скоростях разрешены полеты в эшелоне не менее 11000 метров,

О чём я и говорю :)

> Только "хлопки" что-то больно мощные были, уж не Ту-160 ли (базирующиеся в Саратовской области)?

Да, думаю это были они. Они иногда в Самаре садятся на аэродром Безымянка.
карба
10.05.2004 16:12
Я "хлопка"уже лет 5 не слышал.
карба
10.05.2004 16:24
Майор Белисов пролетел над городком в Грузии, Мерия. Стёкла вставлял даже в собачей конуре. Пороли сильно.
Слава
10.05.2004 18:01
Герман:Неужели?
Jescha
11.05.2004 13:15
В ноябре 1988 года, при выходе из Афгана, не успели погасить сверхзвук. Выскочили восемью бортами на высоте около 7 тысяч на Термез... Высадили все стекла в витринах и на вокзале, еще много стекол в домах, панику создали. Откупились вагонами со сгущенкой, ну и естественно спиртом, это все со слов командира нашей базы. А ребятам внизу не позавидуешь.
Mik
11.05.2004 18:48
Довелось как то видеть кадры испытательных полетов Ф111 в различных режимах на малых высотах. В том числе в режиме огибания рельефа. В том числе на сверхзвуке. Оччень впечатляющее зрелище.......
APR
11.05.2004 23:30
Вот "раскопал" еще кое-какую информацию. Из книги С.А. Микояна "Воспоминания военного летчика-испытателя":
"Вспоминаю еще один свой полет на МиГ-23 из числа 'первых'. В марте 1971 года я впервые выполнил на сверхзвуковой скорости перехват самолета-цели, летящего на высоте 500 метров, а я шел еще ниже - на высоте 200 метров, чтобы радиолокатору не мешали помехи от земли. Я смотрел только в кабину, выполняя команды наведения по стрелкам на приборах, а командный пункт не учел, что система автоматизированного наведения вела меня через город Баскунчак. От звуковой волны летящего на сверхзвуке самолета в некоторых домах вылетели стекла, за что Институту был выставлен счет на 20 тысяч рублей."
Jescha
12.05.2004 12:32
Микоян бесстрашный человек, на 200 метров на сверхзвуке, при погрешности в пилотировании - сразу в землю, да еще при переходе на сверхзвук высота гуляет -+ 400-800 метров. А в Баскунчак люди должны были остаться без ушных перепонок как минимум, и погибнуть как максимум. Где-то тут нестыковочка!
APR
12.05.2004 13:27
Нет у Микояна нестыковочки.
Откуда у Вас такие данные: 400-800 метров, "погибнуть".
Кстати, речь не идет о переходе на сверхзвук, в начале этого топика уже были посты на эту тему. САМОЛЕТ ИДЕТ НА СВЕРХЗВУКЕ.
В сознании людей почему-то укоренилось "с а м о л е т п р е о д о л е л з в у к о в о й б а р ь е р и раздался гром".
А самолет может спокойно идти на сверхзвуке на бреющем полете, главное, чтобы поверхность была ровная, степь или море, например. Я, например, видел видео, где F-14 идет на высоте меньше 100 м над морем, вода под ним покрывается рябью (ВСЕГО-ЛИШЬ РЯБЬЮ) от ударной волны. При этом он пролетает между двумя кораблями ВМС США и с моряками, которые стоят на палубе, НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ, наоборот, народ в восторге. При переходе на сверхзвук возникает небольшое "возмущение" из-за смещения фокуса, парируется нормально, ни о каких сотнях и даже десятках метров "гуляния" высоты речь не идет. Это тоже хорошо видно из видегофрагмента полета на бреющем того же F-14 (интересные кадры, перешел на сверхзук прямо рядом с кораблем, на котором находился оператор).
Более того, на некоторых авиашоу зрителей специально "угощали" звуковым ударом. Так что слухи о сверхразрушительном воздействии зтого явления сильно преувеличины.
at
12.05.2004 15:47
APR:
там был либо "локальный" переход либо вообще без оного, просто на скачке уплотнения конденсировался сильно насыщенный влагой (над водой-то) воздух (конус начал перед самолётом образовываться).
мы долго крутили этот ролик, по примерным прикидкам не более 600 он шёл
Mik
12.05.2004 18:10
APR: Вода при взаимодействии со скачком имеет свойство кавитировать ибо перепад давления на скачке весьма приличный. Вода на том что видели покрывается рябью просто от звуковой волны (слабые возмущения) и общего возмущения потока...
В Тушино помню как то то же угостили "звуковым ударом"... На "роспуске" "копченый" ушел вниз метров до 30 и включил форсаж, что бы иметь скорость уйти безопасно ... Я стоял прямо под ним.... Слышать что орали на ухо стал минут через 5....

А после сверхзвука над водой метрах на 30 можно рыбу собирать....
Jescha
12.05.2004 18:13
Уважаемый APR совершенно не хочется сейчас ворошить в мозгу уже подзабытые формулы и аэродинамические выкладки. Объяснять буду на пальцах, более грамотные дополнят. Могу вам сказать как человек неоднократно ходивший на сверхзвуке, что то что вы написали совершенный бред. При достижении самолета скорости звука (воздух как известно сжимаемый), образуется конусообразный скачок уплотнения, в хорошую ясную погоду иногда его даже можно увидеть. Вершина этого конуса находится на носу с-та, для уменьшения лобового сопротивления носы св/ звуковых с-тов делают острыми. Спереди высокое давление(опять же из-за сжимаемости), внутри конуса разряжение. При превышении скорости звука, происходит ударное выравнивание давления, скачок смещается к задней части с-та, в этот момент и происходит изменение показаний всех барометрических приборов, как то - высотомер и указатель скорости.Внутри с-та не чувствуется ничего, кроме описанного выше изменения. Далее все восстанавливается и дальнейший разгон не отличается от обычного. Обратный переход похож. Так как с-т перемещается в пространстве хлопок от сверхзвука будет везде где он пролетит. Существуют нормы для оценки техники пилотирования, так вот чем выше скорость или высота, тем допустимые отклонения больше. Попробуйте на машине на больших скоростях и на меленьких одинакогво повернуть руль, последствия будут разные.Что касается полета над водной поверхностью, то существует понятие как спутный след, зона турбулентности и т.д. Спросите у любого летчика, попадавшего в спутный след от пролетевшего или летящего впереди с-та (особенно при полетах строями)что это такое. А вы говорите 100 м - рябь. Чушь! Там должно быть либо скорость малая была, либо высота больше. Если чего то не знаете, не надо умничать.
APR
12.05.2004 18:50
to Jescha

http://www.pasoschools.org/end ... Клип, в котором, по мнению at, F-14 шел 600 км/ч

http://fastpasses.com/2656-21.html Здесь можно посмотреть
s-flyby.mpeg F-14 между двумя кораблями
boom.mpeg тоже F-14
APR
12.05.2004 18:56
to Jescha
Сказали бы сразу, что летчик :-).
Mik
12.05.2004 19:14
APR:
Классика жанра - конденсация водяного пара на трансзвуковых скоростях.
На сверзвуке был бы четко виден конус Маха прям от носа и второй прямо от среза сопел ибо скачков при сверхзвуковом обтекании два... Такие вещи очень хорошо видны на примере струй жидкостных двигателей - там структура струи при соответствующем освещении видна невооруженным глазом...

В остальных случаях рябь на воде от движков работающих на максмале\форсаже.....
Слава
12.05.2004 20:54
APR:Ребяты...теоретики (или юмористы)желаю вам пережить полет самолета на V , более 1 М, на высоте хотя бы 1 км.стоя в полосе 500м от линии пути.
APR
13.05.2004 02:14
Согласен, там где мощный конденсат, F-14 идет на трансзвуке (но это не 600 км/ч, а больше 1000-1100).

to Mik
Почему 2. "Полно" их: от носа, от воздухозаборников, от оперения и т.п. См. это фото http://www.sonicbooms.org/imag ...
и http://www.sonicbooms.org/imag ...

Скачки уплотнения можно увидеть по изменяющемуся преломлению воздуха на каком-нибудь контрастном фоне. Как его увидеть на фоне чистого неба?

Рекордный автомобиль Thrust SSC на M=1.01 (может, трансзвук, но ударная волна есть) http://www.grahamswain.com/i/t ...
Установил рекорд, чуть, но превысил скорость звука. И ведь ничего, ехал мужик, куски земли (соли, песка) по бокам не разбрасывало. Напылил, так ведь 2 движка от Фантома.
Я нашел данные (на американском сайте), что при полете на бреющем в ударной волне среднего сверхзвуковика повышение давления до 200 фунтов на квадр. фут, перепонки повреждаются при 720. Если бы ударная волна от самолета могла нанести вред человеку, это использовали бы военные. Пустил так строй истребителей над окопами...
Пока что я слышал только о выбитах стеклах.
at
13.05.2004 13:26
APR:
vy na aviashow kakom-nibud' byli?
APR
13.05.2004 14:21
to at
Был.
Пассажир Аэрофлота
13.05.2004 15:09
Мне дедушка рассказывал, он на дальнем Востоке 40 лет прослужил... Когда с китайцами разборки были (о. Таманский), над районами, где могли партизанить ихние солдаты, неоднократно пускали истребители на сверхзвуке на малых высотах. Так что похоже применяли ударную волну в военных целях, применяли... =)
at
13.05.2004 15:35
Пассажир Аэрофлота:
я это тоже много раз слышал, но правда ни в одной хронике конфликтов нам этого не встречал

APR:
посмотрите запись, там время съёмки 10с, судя по всему всему зумом ососбо не пользовались и от начала до конца пролёта дистанция не более 2км
ещё вспоминаю то как выглядели не профессиональные съёмки с авиасалонов

тем более, я думаю пилоты могут высказать своё профессиональное мнение о пролёте на 1000км/ч на этой высоте да вблизи людей

думаю было не быстрее чем SE на крайнем максе в горизонтале проходил
APR
13.05.2004 17:29
to at
А, понял о чем речь. Ролик длится около 10 сек, а вы не обратили внимание, что с 3 до 8 сек видео дергается? В начале 30 кадров в сек, там где дергается 6-7, потом опять 30. Это сделано уже после записи. Часы, которые видны в клипе, наложены во время монтажа (как и надпись LINE 1). Замедление сделали специально, чтобы зритель мог увидеть, как образуется конденсат и как колбасит самолет. "Выделенный" фрагмент длится на самом деле около 1 сек.
Кстати, "Русские Витязи", когда начинают групповую петлю, имеют скорость 850-900 км/ч.
APR
13.05.2004 17:38
Насчет ролика, где F-14 пролетает между кораблями: корабль напротив - это крейсер ВМС США тип "Тикондерога". Его длина 172 м. С помощью программки для обработки видео можно увидеть, что это расстояние самолет преодолевает за 0, 4-0, 5 сек.
Leepeach
13.05.2004 17:44
А видео все-таки хорошее...
Включил динамики погромче и прокрутил у нас в офисе.

Народ сбежался....
at
13.05.2004 17:49
APR:
хм, пепел мне на голову :), часы точно наложены
APR
13.05.2004 18:08
С сайта "Русских Витязей"

Vlad: ...Возможен ли проход на сверхзвуке на высоте в несколько десятков метров, с учетом того, что рельеф местности не идеально плоский? Есть ли опыт таких полетов? Видел полеты "супостатов" над Средиземным, Балтийским, Северным морями. Скорость кажется больше, чем у стрижей и витязей даже при соло-пилотаже. Точка на горизонте через секунды трансформируется в самолет(высота полета практически равна высоте надстройки судна), потом дикий грохот и снова точка на горизонте.

Д.М.Хачковский:

Переход звукового барьера летчиком практически никак не ощущается, кроме того, что на несколько секунд разбегаются стрелки приборов (происходит переключение камер статического давления системы ПВД) и несколько изменяется шум в кабине.
О полете на сверхзвуке на предельно малой высоте: - в принципе возможно. Вопрос: зачем? В принципе это небезопасно, т.к. зрение человеческое имеет некоторое запаздывание. Я где-то видел картинку, поясняющую, что если летчик на большой скорости видит перед собой облако, то на самом деле он в это время может быть уже в нем.
Опыт полетов таких был во время конфликта на Даманском. Мой личный опыт: шли парой на сверхзвуке над пустыней метрах на 300, видел как пляшет по барханам ударная волна от самолета ведущего.

Пассажир Аэрофлота
14.05.2004 09:49
А звуковые удары я и в Зеленограде раза 2 слышал... (кто не знает, Зеленоград - город-спутник (район)Москвы, от Шереметьево км 20)
Mik
14.05.2004 20:13
APR: Имелось ввиду два основных - головной и хвостовой скачок... Чего там между ними - это по разному бывает... То что показано - теневые фотографии продувок моделей в трубах. Невооруженным взглядом это можно увидеть как раз по конденсату при большой влажности. Вот ТРАСТ действительно идет чуть выше звука - Угол наклона скачка около 90 градусов. оттого и скачок на поверхности виден отчетливо. Ероплан может лететь несколько быстрее - угол наклона скачка будет больше и под ним будет видно нечто вроде параболы - пересечение конуса с плоскостью.

http://www.library.by/data/004 ...

Давление на скачке расчитывать будем?
APR
17.05.2004 09:02
Конечно. Было б интересно.
APR
17.05.2004 22:44
to Mik

Фотографии, кстати, не моделей, а реальных самолетов Т-38 и F-18.
Под фотографией Т-38 написано, как ее получили.

Вот данные с американского сайта http://library.thinkquest.org/ ...
(измерения, надо полагать, сделаны на линии пути).

Повышение давления, тип самолета, скорость, высота
36 Па F-104 Mach 1.93 14, 9 км
42 Па SR-71 Mach 3 25 км
59 Па Space Shuttle Mach 1.5 18, 6 км
90 Па Concorde SST Mach 2 16 км

Самое большое повышение давления 6, 8 кПа в ударной волне было зафиксировано при пролете истребителя F-4 на высоте 30 метров со скоростью, чуть превышавшей скорость звука. Люди, подвергшиеся этому воздействию, не пострадали.
Это информация с сайта http://www.sky-flash.com/boom.htm
BKL
18.05.2004 01:12
Во многом согласен с JESCHOM. Будучи молодым лейтенантом и помощником руководителя полётов, сам видел скачки уплотнентя на ракете Х-22, пущенной с с-та Су-17 на полигоне. Она слегка уклонилась с боевого курса в нашу сторону и проходила через солнце, контрастность была посто поразительная. Только носовой и хвостовой скачки никуда не уходили, были на месте. Конуса были с углом 35-40 градусов. Скорость была очень приличная. Шандарахнуло по КП капитально ударной волной.
Пусть аэродинамики подтвердят, которые проводили эксперименты в а/д трубах по изучению обтеканию тел сверхзвуковым потоком, что видно скачки уплотнения, при использовании соотвествующей подсветки.
Mik
18.05.2004 17:11
Расчеты будут на днях... Прямо с фирмы Сухого...:) А пока вот что есть
http://physics.gubkin.ru/temp2.doc

Из чего видно что даже если скорость в 1М, перепад давления на скачке будет 1. Даже если принять во внимание размазывание волны вязкостью с увеличением расстояния и увеличение угла наклона - глазки выпрыгнут через.....
12345




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru