Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Вопрос испытателям о самоделках.

 ↓ ВНИЗ

12

AK
07.05.2004 11:41
Меглинскому.
"мы тут, в Украине, привыкли однозначно уже воспринимать термин "яковлевские", а вам там ухо режет, это точно" - неужели 15-, максимум 20-летняя история "Аэропракта" перекрывает 70-летнюю историю фирмы Яковлева А.С.? И что - настоящих яковлевских (т.е. разработки ОКБ "ЯК") самолётов в Украине не осталось? 40-е и 42-е не возят пассажиров? А в аэроклубах не летают на Як-18Т, Як-52, Як-55?

Про книжку, которая тут упоминалась. "Самолёты строим сами" - это Кондратьева и Яснопольского? Большой такой талмуд формата А4 в дурном переплёте? Если о ней речь, то держал я её в руках. Её так посмотришь - создаётся впечатление, что вот как хорошо самоделковые самолёты строить, и ох как они хорошо летают! А в действительности - оно ж не всё так гладко. Там некоторые фамилии авторов таких самоделковых машин обведены рамочками траурными - Альмурзин, Соловьёв - а вот о том, какую смерть они приняли "от коня своего", - ни слова. Про "Дископлан-1" и "Дископлан-2" написаны какие-то слова вроде "успешно летали" - точнее не скажу, давно книжку видел, но в общем не сложилось впечатление, что об этих аппаратах что-то сказано как об особо проблемных. Но лётчик, который эти тарелки летающие испытывал (и он был, похоже, единственным лётчиком, кто умел с сей аэродинамической схемой обращаться), о проблемах говорил, и немалых. У Кондратьева с Яснопольским материалов вроде этого вот http://www.crown-airforce.naro ... (как раз о том, как на "Дископлане-1" вляпались в аэроинерционное вращение - собственно, это и было открытие данного явления) - нету! Там впечатление книжка производит, что всё удачное, строй свой самолёт - и летай! Анализа ошибок, анализа неудачных конструкций я не обнаружил там. Зато - как пример даётся шасси Су-26 (гордость В.П.Кондратьева, одного из авторов книги, который этот Су-26 как раз и проектировал) - рессора из титанового сплава! Писалось в эпоху Госплана-Госснаба - помните вы такой термин "фондируемый материал"? Так вот, значит, кто изъебнётся спиздить откуда-нибудь профиль из ВТ - может брать как образец для подражания, а остальные - облизнитесь...
Читать, конечно, можно такую книжку, но сильно критически и обязательно с привлечением альтернативных источников информации. Брать же её как руководство к действию - не стоит спешить представлять свою фамилию к обводке в рамочку...
meglin
07.05.2004 16:42
АК:
да, тут эдакий междусобойчик производителей СЛА получился. И т.к. фирма Як на этом рынке отсутствует, вроде как и незаметна стала:))). А настоящие Яки наши клубы сейчас действительно не вытягивают. Разве что Центральный. Зато куча интересных серийно производимых и уже даже сертефицированных конструкций: А-..., Х-..., АИ-10, АП, НАРП-1, Т-10, Скай.
По поводу книги: никто не спорит, тема настолько сложная и многогранная, но такая животрепещущая, что ей прощают все огрехи, недостатки и недомолвки. Конечно, она уже сильно устарела. Но она, как книга Шаврова, Прочность Астахова и Справочник авиаконструктора, стала самодостаточной и непреходящей ценностью. Там нету массовых Стола, Скайренджера, Китфокса, Койота, трубчатолонжеронных(2-х) крыльев, массово производимых пластиковых рессор, переставных пластиковых винтов. Все простим. Спасибо, что она есть. Там есть азарт, есть запал, а это то, что отличает безразлично копающегося конструктора крупного КБ от плодовитого настоящего конструктора.
А.Гарнаев
07.05.2004 19:20
Внимание! Памяти Тимура АПАКИДЗЕ.
Завтра, в субботу 8 мая на канале НТВ 15:00 Мск "Форсаж"
http://tv.mail.ru/info.html?id ...
MiG-21
08.05.2004 13:47
AK
Вы видели другую книгу. Моя "Самолёты строим сами" - синяя обложка с проекциями А-8, формат даже меньше обычного. Бумага необычно гладкая, очень много фотографий и технических данных По сути, там дан краткий обзор самодеятельного авиастроения в СССР с 20-х годов. Рекомендаций по проектированию и конструкциям СЛА там нет. Авторы - уж точно не Кондратьев. К сожалению, я сейчас живу не дома и не могу дать её точные выходные данные. Поеду в отпуск в самом конце мая, тогда смогу.
Книгу формата А4 по самоделкам я тоже видел, она есть у моего старого приятеля Леонида Турбина в Москве. Он построи за свою жизнь 4 самолёта; трясётся над ней со страшной силой.
meglin
11.05.2004 10:57
"Самолет своими руками"?
Instructor
11.05.2004 19:12
Миг-21, а кто их четыре облетал? Профи? или сами? Как он их зарегистрировал? С Уважением ВАФ.
AK
14.05.2004 11:59
Возможно, я неточно идентифицировал книжку по её названию. Может быть, виденная мною именуется и "Самолёты строим сами". За что могу поручиться - авторы, внешний вид, содержание.
Но "всё простим" - извините, не могу не отметить описанную выше односторонность. Кто-то ведь берёт то, что там некритично описано, за образцы для подражания! И добро бы "Дельфина" с М-3 копировали, но могут же копировать и образцы с большими проблемами, которые в той книжке не описаны. Вот что плохо-то. И ссылаться будут новые самодельщики: а вот такой-то в таком-то году уже применил данное техническое решение. А что говно это было - он нигде не прочитает.
MiG-21
15.05.2004 05:14
Instructor
Разумеется, летал сам с друзьями. Настоящий самодельщик именно для этого и строит самолёт. Если человек строит самолёт на продажу, то этот человек называется бизнесмен.
Первые 3 самолёта у него были на базе БРО-11, имелись фирменные чертежи этого планера. Моторы - Д-200, два, толкающие.
Четвёртый самолёт - "утка" с двумя толкающими "Нептунами" с воздушным охлаждением. При достройке этого самолёта я с ним и познакомился зимой 81-го. Базировался он в подвале на Котельнической набережной. К сожалению, четвёртый самолёт остался недостроенным - сменилось руководство детского клуба, и нас из подвала попёрли. Потом мы слепили наскоро мототележку, скорешились с Гохбергом (первый дельтапланерист) и летали на мотодельтаплане в Тушино.
Разумеется, никаких разрешений не было. Власти смотрели на самодельщиков сквозь пальцы. Единственное условие - не летать над секретными объектами.
А мужик этот - Леонид Турбин - настоящий самородок. Моделист с огромным стажем, работал на фирме Яковлева, строил модели для флаттерных продувок. Каждый день мотался с Полежаевской в ЦАГИ. Руки золотые, винт строгал на глаз за 40 минут.
В Москве все самодельщики друг друга знали. Встречались, смотрели друг у друга технику, летали на чужих самоделках. Я сам видел М-3 в постройке, был в Донино у Фролова, к нам разные люди приходили.
meglin
17.05.2004 18:00
господа, буду рад получению информации от вас в журнал АОН WWW.aviajournal.com
http://www.aviajournal.interami.com
Даун
17.05.2004 18:12
У нас, в Уфе, случай был в конце 70-х. Один чувак сделал из стальных труб дельтаплан, парус из брезента. Прицепился тросом к машине, его затянули метров на 70, там брезент разорвался (единственный смертельный случай в Уфе на дельтаплане без мотора).
Instructor
17.05.2004 18:24
Миг-21, согласен, есть Великие и талантливые самодельщики. Ведь, по существу, любое изобретение самоделка. Но все-таки облетывать, я так думаю, должны специалисты-испытатели, после того как профессионалы проверят ЛА по расчетам, может продуют, не знаю, поднимать аппарат в воздух без этого, не знаю. Похоже это моя закомплексованность строевого летчика во мне говорит, но у нас даже на облет после регламентов не все допускаются. С Уважением ВАФ. PS-хотя поднять такое в воздух, сделанное своими руками, выстраданное в "подвале" - это наверное первешивает все сомнения в вопросе полетит не полетит...
MiG-21
18.05.2004 15:59
Instructor
Конечно, в принципе Вы правы. Но дело в том, что 90% самоделок делают люди, вобще далёкие от авиации. Я много насмотрелся и наслушался разных чудиков - один лонжероны дельтаплана собирался делать из АМг (мягкий сплав), другой раздобыл турбостартер от АМ-3 (ТУ-104), подвесной бак и на их основе собирался делать самолёт, третий конструировал вертолёт - два ижевских двигателя с винтами на концах лопастей... Хорошо, если у такого конструктора аппарат вообще не взлетит. А то будет как в случае, описанным уважаемым Дауном.
Так что настоящие умельцы встречаются редко, ещё реже встречаются те, кто понимает, что такое аэродинамика, прочность и управляемость - в основном это инженеры и бывшие авиамоделисты. Но даже и у таких случаются ошибки, в результате которых гибнут люди.
Что касается облётов профессионалами... Я понимаю Ваш инстинкт профессионала. Но я сам сел первый раз на мотодельтаплан и полетел. И все, кто на них летает, так и учились. И на лёгких самолётах, зная теорию, начинают люди летать. А один техник истребитель угнал в Западную Германию. В конце концов, братьям Райт тоже приглашать было некого для облёта... Так что всё зависит от талантов и желания человека.
АндрейШ
18.05.2004 18:32
Трудно строить с летчиками профессионалами...
Вот сейчас строим 601 Зодиак... Отлетанная, проверенная, технологичная конструкция.
Но соклубники - летчики-инструктора (Ахтырка :-).
Шасси - не так, элероны, не так, профиль не такой, бак не такой... И практически со всем я согласен... Но!
Возникает вопрос - где компромисс между "правильностью" решений и их облетанностью? Ведь Зодиаки летают 25 лет тысячами штук, и, насколько я знаю, например, не было случаев разрушений планера. Отказы двигателя - 80% проблем. Один с летальным исходом - свалились из-за перегруза и неправильной центровки.
И когда говорят что профиль там устаревший, надо в ХАИ посчитать и переделать... Ну ладно, посчитать - согласен. А переделывать - ну ведь - не так просто. Хайнц ведь тоже не пальцем сделаный, Конкорды проектировал.
Проблема однако...
Instructor
18.05.2004 19:50
Прочитал требования к ЕЭВС и процедуру их проверки при их допуске к полетам, относящиеся к самоделкам, и понял Ни ОДНО из них регистрацию и допуск получить не может! А они летают...? С Уважением ВАФ.
meglin
19.05.2004 18:46
к хайнцевским машинам действитеьно много вопросов. Много узлов не проходит ни по нашим НЛГ, ни по ИХ!!!!
Зато - минимизация издержек, дешевизна(относительная, конечно, на самом деле их кит стоит как наш упакованный Птенец или Бекас).
Instructor
19.05.2004 18:59
Meglin, добрый день. Спрашиваю Вас потому, что Вы лучше в этом разбираетесь: У нас, что, действительно нельзя зарегистрировать в госреестре гражданские ВС иностранного производства, имеющий сертификацию в Европе? Я имею в виду технику весом до 5000кг.? Мы не признаем их сертификаты? С Уважением ВАФ.
АндрейШ
19.05.2004 19:20
2 meglin
Наш клуб молодой и бедный :-) А летать хочется.
Зодиак не из кита получается около 5000 уе плюс год работы при неплохих характеристиках...
Ну а кит может стоить сколько угодно, это понятно...
Instructor
23.05.2004 17:53
Молодой и бедный -звучит хорошо! Плохо когда старый и нищий, поэтому дерзайте, Чистого и большого Неба ВАМ.
С Уважением ВАФ.
meglin
24.05.2004 15:41
то, что не признаем - это понятно... Ну кто же бесплатно и безвозмездно согласится признать! Пока есть надежда на лакомый кусочек, чиновничество будет стоять насмерть. Причем - сугубо из соображений нашей с Вами безопасности. Поэтому шансов получить сертификат в России у сертифицированного в украине Бекаса - очень мало. Как у Авиатики - в Украине.
Нет, ну конечно, к Авиатике у нашинских экспертов вопросов очень много после полетов. Возможно, таковые нашлись бы и у московских... Готовность-то есть отвечать. Но желания у них-то - и нет. Поэтому проще продать иранцам(50 шт), иракцам, иорданцам, парагвайцам, австралам. А нашим - без сертификата.
В общем, все решается ИНДИВУДУАЛЬНО.....
Андрей, буду рад новостям о ходе постройки и испытания в журнал www.aviajournal.interami.com
Какой двигатель Вы выбрали? Ваш избранник ведь - пахарь, ему нужен только мощный.
smileer
24.05.2004 16:58
АндрейШ: для сла используют до сих пор профиля продувки тридцатых годов и не чего лучше не придумали, и лет триста ещё не придумают, разве что движки гравитационные изобретут клятые японци :) , есть смысл дуть уже готовую модель
АндрейШ
24.05.2004 18:59
2 meglin
С удовольствием поделимся инфо... Для этого даже и сайт заведен www.aeroclub.okhtyrka.net
Сейчас закончили практически оснастку для выдувки фонаря. Кстати, подозреваю , для многих планирующих Зодиак это проблема, так что через некоторое время милости просим.
Переводим и доводим до ума документацию, включая автокадовское моделирование... работаем над материалами.
Движок - Subaru. Большое им спасибо, консультируют ребята из геликоптера полтавского.
Кстати, можем и в гости приехать - Ахтырка от Харькова недалеко :-) Одноклубников моих тут многие знать должны - И.Струковец, С.Греков, И.Шарай.
2 Smileer: Ну это естественно... но остаются варианты - те же крылья для HD или HDS, в XL - совсем другой профиль... Приходится сочетать параметры и технологичность.
2 Инструктор: Большое спасибо.
Instructor
30.05.2004 22:57
Друзья, вчера в Калугу прилетела "Чесна -Караван", высокоплан, турбовинтовая-980л/с, 2 пилота +8 пассажиров. 98 года выпуска, оборудование-посмотрел -заплакал..., почему? С Сожалением ВАФ.
Интересующийся
21.11.2004 11:17
Расскажите о самолете "Феникс"
bro11
21.11.2004 15:07
MiG-21:

"У моего друга-самодельщика в Москве есть одна фотография."

Этот самодельщик Леонид Турбин и есть, наверно?
Вот бы на фотографию глянуть. Слухи ползли об этой истории самые разные...
MiG-21
21.11.2004 15:52
bro11
Да, это Леонид Турбин. Если Вы живёте в Москве, могу дать его телефон. Правда, я последний раз виделся с ним 3, 5 года назад. За это время много чего могло измениться.
Instructor
23.11.2004 13:07
Добрый день Всем. Разве "Феникс" не проект "Техноавиа", где директор и Ген.Конструктор Вячеслав Кондратьев? С Уважением, ВАФ.
meglin
23.11.2004 15:24
Это который М-12? Вряд ли... Стиль вроде не тот.
andrej
27.02.2007 16:40
Привет !
Прочитал форум...м, дя...Решил добавить к написаному :

Когда то в мои края тоже приезжало некоторое высокопоставленное лицо со звёздами ...и запрещало полёты но , толпе были эти запреты по барабану - мало ли пустых дорог ( да и хвала ментам - не гоняли нас тогда за любовь к воздуху) , а некоторые даже с асфальтовым покрытием...потом аэродром вынесли за черту города и появилось шикарнейшее ничейное лётное поле ...тут и картингисты и водилы тренируются только , козлы они !!!! , после себя камни не убирают , а нам потом приходится перед полётами маненько полосу почистить.
Народ в банде самый разный и учить друг друга - НЕМОГИ , можешь только посоветовать да и то если хорошо знаешь человека. Был у нас один - законцовки на дельталёте из черенков лопат сделал , мототележку без какой либо амортизации с самодельными , клёпанными колёсами оклеенными просто толстой резиной. Взгромоздил на это всё мотор от Урала (мотоцикл), , , даже не облегчил ничего - ещё и самопальный глушак поставил. Но самый венец было - это установка над основным мотором дополнительного движка от мопеда с самодельными железными лопостями...через это и получил товарищь кликуху - "многолопастник". Конструкция летала но , типа, перегруженной пыльцой пчелы, - бреющий , на возд. подушке полёт не позволял даже развернуться т.е. только по прямой пока полосы хватит....так что за здоровье многолопастника мы не волновались.

Решили нас как то "с, организовать" и пригласили на конференцию , посвящённую развитию лёгкомоторной авиации...может кто знает или слышал про этих людей - самодельщики высокого полёта : Уразовский Григорий , Попов Виталий , Дмитриев Виктор(самый маленький самолёт - печатался в книжке ...забыл название), Стариков Володя, Егошин Толик, Киц Коля , Бережной Николай . У Попова стоял на мотодельте движёк на 14 лошадей - он на нём забирался на пару километров. Стариков при заходе на полосу на высоте около 20-25 метров отключал движок и садился с разворотом на 180њ, Дмитриев вообще самоубивец - при разгоне конструкции по полосе(площадь плоскостей 2, 5кв/м) было такое ощущение как будто он "расплывается" в воздухе (движёк 60 лошадей - визжит аж страшно...взлётная скорость около 90км/час...вдобавок - управление килём на штурвале), Уразовский - расчётчик, конструктор , преподаватель от Бога , Егошин - тихушник , никогда не расскажет что делает но , летает - позавидуешь(самолёт , автожир) , Киц - кинооператор и пилот - всё в ажуре - аргонная сварка - комар носа не подточит, Бережной - инструктор на 2-х местном ташкентском аппарате(фирменная конструкция , но я бы за такое руки ноги ташкентам повыдирал бы , - человек на нём горел ).
Каждый из нас вполне может расчитать нагрузки и состругать необходимый винт . Тут кто то говорил о 40 минутах на винт - трепотня дилетанта ! хороший винт стругается , доводится около 3-х недель минимум.

Ну вот, сидим в зале , , , докладчики , которах мы в первый раз видим, распинаются на трибуне об чём то высоком , потом кинулись они друг друга поздравлять, , , - с портфелями...мы оттуда вышли как обосранные , никто нашего мнения о развитии СЛА и не думал выслушать.

Относительно аварий :
Беда пацанов , приходящих в лёгкомоторку , это забывчивость - что авиация создана на крови проб и ошибок + неумение расчитывать элементарные нагрузки. Учить надо вновь подрастающих и очень деликатно иначе уйдёт человек , типа , "на обьездную дорогу" и будет там экспериментировать. Хорошо если сам убьётся , а то ещё кого нибудь с собой утащит.
В понятливом коллективе всегда идёт обсуждение - разбор полётов . Это вовсе не значит , что надо навязывать мнение коллектива отдельно взятому товарищу.
Ситуации :
1. На высоте около 100 метров у Дмитриева заглох мотор (супермалый самолёт)...раскачка - кленовый лист - аппарат пришёл к земле правым крылом ...пилоту оторвало пятку на правой ноге(в больнице пришили, , , на вопрос : - "ну , что Витя , с полётами всё ? " ...ответ - : "да вы чё мужики ! ща малость заживёт и полетели дальше..."
2. При полёте по коробочке самолёт попал в зону затенения от новой построенной 9-ти этажки...Егошин падал типа "в пикировании" - в последний момент взялся руками за верхнюю трубу (центроплан куда сходятся плоскостя). От этой трубы получилось 9 !!!! кусков ...пилот без царапин )
3. Андрюха - при посадке мотодельты попал в "пузырь" перед самой полосой - резкое снижение и сильный удар всеми колёсами мототележки - не выдержал нижний трос (тележка по схеме "пума" ).
4. Бережной - при тренировочном облёте с курсантом и посадке , , , без видимой причины разрушился левый упорный узел левого шасси , , , в результате аппарат с полной загрузкой (бензин 20 литров +2 чаловека) оказался в неустойчивам положении (правая нога то ведь работает - мать её , , , лучше бы чтобы она тоже сложилась). Бензобак (нижнее положение ) чиркнул по полосе ...Б. успел отстегнуть и оттащить курсанта от загоревщегося аппарата.
5. Андрюха - при облёте ташкентского уёбища(2-х местник) (ремонт после очередной аварии) попал в режим раскачки т.н. "голландский шаг"...
Комментарии хозяина аппарата : "смотрю - качает , , , думал ВСЁ ...куча обломков..."
Комментарии пилота : " почему то начало сильно качать ...ну я и подумал - ТЕБЕ куда надо ? - он влево пошёл и я трапецию влево по максимуму , он - вправо- и я по максимуму вправо ....он и успокоился ".
6. Киц : - "лечу это я лечу , , , чегой то тянуть стал в сторону , ну я глянул наверх, а парус окацца лопнул повдоль , ну я побольше взял на сторону ну и сел , а летать охота ...взяли заклеели скотчем и долетали до конца дня...."
Есть ситуации когда окружающие люди не понимают сложность положения и лезут, в прямом смысле, под работающий винт...
При облёте автожира (Егошин Т) в качестве толкающего мотора применялись 4(четыре) штуки мотора от мотоцикла Ковровец установленных на одной линейке(на каждом моторе по винту диаметром каждый по 1 метру). Аппарат испытывался на загородной, свободной от транспорта дороге.
После набора взлётной скорости и отрыве аппарата на этой дороге появился автомобиль и водиле было абсолютно по барабану происходящее. Вдобавок на аппарате пошла раскачка т.е. он приходил на дорогу то левым колесом то правым...вообщем авто прошло под приподнятым колесом с одной стороны и только случайно никто не пострадал.

Иметь классный самолёт не значит быть застрахованным на 100% от аварий но , если человек "стал на крыло" с минимальной мощностью то чувство самосохранения он никогда не потеряет.
С дружеским приветом ко всем авиаторам . Андрей Ив.
партизан
27.02.2007 21:36
Понятие "классный самолёт"- такое же неопределённое, как и "классная тачка" , "клёвая баба" и тд. Но понятия о безопасности должны быть определённые . Когда человек взлетает на 6 кв м фанеры- рождается вопрос- ему не страшна ? Не страшна литать на самалёте, на каком центровка меняитса от наклона туловища?
andrej
28.02.2007 00:53
Всякий риск должем быть оправдан ...если страшно то сиди дома и пей пиво под кроватью...
Летать без мозгов тоже можно , только на сколько хватит ? Я центральный узел подвески крыла раза 4 переделывал , мотораму 3 раза , нижний трос на тележке рвался раза 4 - но , это всё было на пробежках - на земле .Тот кто приходит в авиацию и не умеет анализировать аварийные ситуации свои и других бысто в ящик может сыграть. И нет безопасных самолётов - есть бестолковые , потерявшие чувство опасности пилоты.
борис владимирович
27.07.2007 01:35
Открылся новый сайт "биржа идей и изобретений" www.paragraf207.com
есть рубрика самолетостроение - 1051, в ней информация о изобретении совершенно нового дискообразного летательного аппарата.
AK
01.08.2007 18:48
Ветка поднялась, перечитал...

Позвольте уточнить трохи.
14/05/2004 [11:59:53] я писал:
"И добро бы "Дельфина" с М-3 копировали, но могут же копировать и образцы с большими проблемами, которые в той книжке не описаны. Вот что плохо-то."

"Не описаны" относилось к проблемам, а не к образцам.
abrakadabra
01.08.2007 20:00
СТ-180 отличный самолетик. Делает Херсон совместно с немцами.
А Аэропракт - для тех, кто опасается летать с креном. При любом крене кабина с хрустом перекашивается в вертикальное положение.
Airhorse
01.08.2007 20:01
Образцы тоже не очень-то подробно описаны. Особенно те, которые описать бы стоило.

Хотели, я так понимаю, сделать как лучше, а получилось-как всегда. Скорее всего хотели как можно меньше давать подробностей для того, кто самолёт строит. По принципу: "Всё равно не поймёт."

Я знаю человека, который по этой книжке считает самолёт на прочность. И на неё ссылается как на авторитетное издание.Я такому прочностному расчёту, честно говоря, не очень доверяю...
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru