Тут на днях рулим в Нижнем Новгороде по неработающей полосе на предварительный.А надо сказать, что в НЖС действующая полоса не намного лучше, чем неработающая.Тут садится Ту-204, не помню что за компания.И видим мы, что точка касания его будет в аккурат у нас на траверзе.И видно, что он так уж хочет притереть самолёт к полосе- аж сил нет.Касание.Пробег.Диалог.
Э.-Такой-то, Посадка.
Д.-Посадка в 57.В конец полосы вправо по седьмой.
Э.-Понял, вправо по седьмой...На вашей полосе хорошо бельё стирать...
Д.-Даа, неплохо...
А мы хихикая занимаем исполнительный.Не особо смешно, но настроение перед вылетом здорово подняло.
Литва.90-й или 91-й год.Обычный вылет.Самолет А-50.Экипаж правда молодой.Командир всего полгода как на должности, помощник вообще лейтенант после училища, штурман толковый, но опыта маловато, радист, ну и я в качестве б/инженера-инструктора.Со мной стажер, заканчивает вывозную программу.Провожал комэска, и строго предупредил командира и меня, что бы стажера не смели сажать за РУДы, и так сплошной молодняк.Посмотрев подозрительно на нас, добавил: 'Допустите стажера до управления, оба слетите с летной должности.' Мы так и сделали.Только закрылась входная дверь, стажер уже сидел на рабочем месте.
Отлетали нормально.Заходим на посадку.Отправили на второй круг.Заходим повторно .Все нормально, ПМУ.На глиссаде.Только скорость выше , чем нужно.Помогаю стажеру прибрать обороты.А скорость растет.Опять прибираем обороты.Стажер, что то показывает на приборы(а я без гарнитуры), отмахиваюсь, не отвлекайся мол, следи лучше за скоростью.
Громкое 'дзинь-дзинь-дзинь' и моргающая красная лампочка были громом с ясного неба.Предельные углы атаки!Горизонтальная скорость падает, вертикальная растет.Еще летим, но уже начинаем сыпаться.И это на посадке.Без команды, перегибаясь через стажера, задвигаю РУДы всех 4-х двигателей до упора вперед.Самолет повел себя странно, еще сильнее задрал нос.Стоя в полный рост , землю уже не видел.Потом МСРП показало, что угол атаки в тот момент составлял 31 градус.Кто наблюдал с земли рассказывали, что зрелище было жуткое.Садящийся корабль, тонн в 140 весом, с задранным в небо носом(почти 'кобра' Пугачева.).Кто то потом назвал эту посадку посадкой 'Крестом'.
Справились(вернее повезло), хватило и высоты и скорости, удалось уйти на второй круг.
В третий раз все получилось, сели нормально, на месте б/и уже как положено сидел инструктор, и механизацию крыла на этот раз выпустить не забыли.Стажер тут не причем был, чисто моя вина.
На стоянке уже встречали комполка , комэска, начсвязи и особист.
Поняли, что мало нам не покажется, и экипажем решили утаить от командования участие в полете стажера.Отрицали все начисто.В итоге нач связи, под присмотром особиста снял с борта запись переговоров экипажа.Получили приказ отдыхать сегодня, а завтра с утра на ' ковер'.
Утром всех по очереди пытали в кабинете командира.Но все твердили одно и тоже(т.е. отчаянно, но уверенно врали).Финальная сцена. Командир корабля и я по стойке смирно посреди кабинета, напротив комполка, комэска и начсвязи.Начинается прослушивание записи.Запись ничего получилась.Слышны были и команды командира, и реплики экипажа.Но какие-то сильные помехи присутствовали, иногда сплошной треск.Потом ворвался мой голос, изъясняющегося на чистом русском языке(но исключительно матерно).Так и чередовались голоса с помехами.Но голоса стажера так ни разу и не услышали.Командование в шоке.Все пытались выяснить у меня, как такой опытный инженер мог допустить такую оплошность.Упокоились после моих слов, что и более опытные товарищи допускают оплошности.Комполка садился как-то без закрылков, а комэска имел на своем счету взлет с убранной механизацией.
Обошлось служебными несоответствиями для нас с ком.корабля (мне почему-то за нецензурщину в эфире).Да и уволились мы с ним, через пару лет капитанами, хотя были на майорских должностях.
Мистики здесь никакой нет.Просто жили мы с начсвязи в одном подъезде, и были в хороших отношениях.Полночи провели производя на звукозаписывающей проволоке помехи, с помощью куска магнита, и в нужных местах.Поэтому голос стажера так нигде и не промелькнул.