Из воспоминаний зам.по ИАС моего полка Бессерта С.Б., поэтому ЗД.
Эта история произошла в г. Шяуляе Литовской ССР. 1988 год был временем подъёма национальных движений в странах Балтии, когда мы, как офицеры Советской армии (проще оккупанты) обвинялись во всех смертных грехах, в том числе и снижении потенции у литовских мужчин из-за полётов наших самолётов А-50 над городом. Особенно усердствовало в этом небезызвестное движение литовцев за перестройку под названием "Саюдис" во главе с В.Ландсбергисом.
Схема захода на посадку самолётов базировавшихся на этой крупнейшей военно-воздушной базе СССР, была построена так, что глиссада снижения действительно проходила над жилыми домами.
В силу своего стратегического местоположения аэродром Шяуляй был бельмо в глазу не только у литовцев, но и у НАТО. И, по информации от наших спецслужб, немалые деньги вкачивались в подобные движения западными разведками, для того, чтобы как можно скорее освободить прекрасно подготовленные аэродромы для продвижения на восток "дружественных" нам "союзников". Трёхкилометровая взлётно-посадочная полоса из монолитного бетона являлась мечтой западных стратегов. В то время на аэродроме базировались: полк военно-транспортной авиации оснащённый самолётами Ан-12 ПП (постановщики помех), авиационное ремонтное предприятие ремонтирующее самолёты фронтовой авиации Су-24 и наш полк специальной авиации войск ПВО оснащенный самолётами А-50, аналог "американской системы "АВАКС". Естественно, что вся эта масса летающей техники стремилась в небо и действительно Шяуляй со стороны и днём и ночью напоминал растревоженный улей, над которым постоянно крутились эти разнотипные аппараты.
До поры до времени местный муниципалитет оказывал нам должные знаки внимания и уважения считая, что подобное соседство стимулирует развитие Шяуляя. Но митинговые страсти развивались, возбуждённому народу стало тесно на кухнях и он пошёл на улицы. Наиболее удобное место проведения митингов, а возможно и специально отведённое бывшими друзьями, оказалось как раз на линии захода на посадку. И теперь каждое массовое мероприятие проходило под аккомпанемент двигателей взлетающих или садящихся самолётов. До поры до времени наша реакция на крики митингующих под нами была как на Моську. Но чашу терпения собравшихся переполнил случай, когда во время приезда важных персон из Саюдиса на заранее запланированный митинг, наши соседи - военно-транспортный полк начал обычные плановые полёты. Т.е. примерно десять Ан-12 закрутились в карусели взлёт-посадка. Особенностью этой старой, любимой всеми транспортниками машины является не только исключительная надёжность двигателей Аи-20М, но и то, что в период их проектирования на вопросы экологии внимания не обращали. Поэтому при взлёте Ан-12 за ним стелется шлейф дыма, как после революционного паровоза. Естественно, что частично оглушённые и частично задымленные лидеры, активной жестикуляцией постарались выразить своё отношение к "оккупантам". И казалось бы, что этот инцидент сойдёт как обычно на нет, но тут, как назло, на посадку зашёл наш "АВАКС" (базовым самолётом является Ил-76 МД). Конструктивные особенности трёхщелевых закрылков вызывают при взлёте и посадке интенсивные завихрения (скручивания) воздушного потока на законцовках, что с земли наблюдается, как белые шлейфы, тянущиеся на десятки метров от крыла. Естественно, когда до предела возбуждённая Ан-12-ми толпа увидела эти жгуты, то вывод был сделан однозначным, "оккупанты" не только облучают нас летающими локаторами но и сливают топливо на наши головы. Скандал.
На следующий день нас с командиром полка Еремеевым А.С., (я был его заместителем по инженерной службе) пригласили в муниципалитет и в очень вежливой форме спросили, когда мы возвратимся в Россию. Ответ у нас был готов всегда, как инструктировали старшие военноначальники: "Нам проще Щяуляй вместе с муниципалитетом перенести в другое место, чем перебазироваться.".
Как мы ошибались, но об этом когда - нибудь потом.
На эту аудиенцию были приглашены и руководители других частей, которые на подобный вопрос также ничего нового не сказали.
И казалось, что инцидент уже исчерпан ввиду взаимного непонимания сторон, но тут в дело вступил представитель Саюдиса, который, судя по тому как он свободно оперировал известными фамилиями, занимал не последнее место в этом движении. Он известил нас о том, что существует движение "зелёных", которое готово присоединится к решению проблемы, а в качестве подтверждения представил распорядительный документ, согласно которому правительство Литвы потребовало от нас допустить на аэродром экспертную группу для осуществления соответствующих замеров. Поняв по нашим выразительным взглядам, что осуществить необходимые замеры на аэродроме им не удастся гость уведомил нас о том, что тогда они самостоятельно произведут эти замеры на нейтральной территории по курсу взлёта и посадки, т.е. там, где проходили митинги. Ну, а в качестве жеста доброй воли, нам предложили согласовать дату проведения замеров и для чистоты эксперимента включить в состав рабочей группы нашего специалиста. Все присутствующие прекрасно понимали, что этот демарш направлен в первую очередь против наших самолётов А-50, потому что только две страны в мире могли позволить себе создать и содержать систему "АВАКС" - это США и СССР. Присутствие этих машин на западной границе делало "прозрачной" громадную территорию западной Европы и Англии.
Естественно, превысив все западные нормы по шуму мы дадим прекрасный повод для развёртывания адресного бичевания и использования этих документальных данных в дальнейших отношениях.
Согласовав время экспериментального полёта стороны разошлись готовиться к этому событию. Мы понимали, что весящий 190 тонн А-50, оснащенный двигателями Д30КП-2 которые также проектировались без оглядки на экологию, просто должен выступить в роли лидера этого конкурса. Решение пришло как всегда неожиданно. Уведомив муниципалитет о том, что нам необходимо внести некоторые коррективы в наш конкурс в связи с тем, что подьём в воздух каждого "АВАКСА" сопряжён с получением ряда достаточно серьёзных согласований, просим провести его замену на обычный транспортный Ил-76 МД, который оснащён точно такими же двигателями и на взлёт которого нам не нужно ничего согласовывать. Специалисты противной нам стороны милостливо разрешили эту подмену. Ну, а дальнейшее было для нас делом техники. Выбор пал на майора Николаева Виктора Борисовича. Бывший московский таксист отличался характерными для этой категории водителей особенностями самолётовождения. Азарт - это слово характеризовало всю нашу подготовительную работу. Мы понимали, что чем больше вес самолёта, тем ниже над замеряющими он пройдёт на взлёте, тем хуже будут замеры. Консультанты с НАТО не учли, что "АВАКС" в отличие от Ил-76 несёт в себе комплекс оборудования весом до 40 тонн. Для справки, максимальная заправка Ил-76 составляет 90 тонн. Уменьшая количество топлива можно регулировать количество груза на борту. После ряда инженерно-штурманских расчётов мы решили залить в самолёт Николаева только девять тонн керосина. Этого количества хватало не только на взлёт без загорания сигнальных ламп "Аварийный остаток" но и в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, было достаточно для ухода на запасной аэродром Паневежис, конечно уже на красных лампочках. Так, из 190 тонного конкурсанта был "сделан" 76 тонный. Нельзя было оставить без внимания и то, что при взлёте фактически пустого самолёта, это не рабочие режимы для трудяги Ила, могли возникнуть проблемы и с его центровкой и выходом на критические углы атаки. Для коллег из других частей задача была прямо противоположной.
День замеров - "добро" получено. Первым на взлёт пошёл Су-24. Фронтовой бомбардировщик, на который наши добросовестные соседи навесили не только все вооружение, но и подвесные топливные баки, показал всю мощь Советского оружия пройдя на форсаже над головами проверяющих. Его характерный скрежещащий звук был отчётливо слышан и после ухода в зону пилотирования, кстати при опробывания этих двигателей на земле на максимальных режимах у человека, по неосторожности стоящего в сторонке на срезе сопла, могут произойти физиологические расстройства, т.е. попросту говоря от звукового и шумового воздействия из него вытекает и вываливается всё то, что неприлично демонстрировать публично.
Военно-транспортная авиация также не подвела, да в принципе это и при желании сделать было довольно сложно. Преклонного возраста 60-ти тонный Ан-12, заправленный "под пробку", как майский жук натужно взлетел, и не убирая шасси для болшего шумового эффекта, покрыл комиссию плотной дымовой завесой.
Ждём взлёта Николаева. Если кому-нибудь приходилось наблюдать взлёт истребителя, то это было нечто похожее. Короткий разбег и, как потом рассказывал Николаев "ноги в потолок". Четыре мощных двигателя буквально вытолкнули пустую машину в воздух. На середине полосы самолёт достиг высоты круга и резко отвернув вправо ушёл в сторону от жилых домов.
Из отчёта комиссии: " : шум взлетающего самолёта был заглушён шумом проезжавшей мимо автомашины БМВ".
И так!Обычная маршрутка следовала по улицам города У.Пассажиры угрюио ехали по своим делам надеясь что драйвер их по пути не угробит.На очередной остановке вна свободные места втиснулись мама довольно интересного вида юная леди и ее чадо, пацан лет 5-6.Пацан нудным голосом завел с мамашей диалог.
"Ма-а, ма-а!А ты мне "чупа-чупс купишь?"
"Куплю, сына, куплю..."
"А два?..."
"И два куплю!..."
"А десять купишь?"
Мамаша начинает объяснять:
"Ну зачем тебе сразу десять?Вот ты два скушаешь и я тебе еще куплю два, но свежих!"
Пацан обиделся и громко заявил:"Если ты мне 10 чупа-чупсов не купишь, то я все бабушке раскажу, как ты у папы писю целовала!"
.......
Немая сцена!Мамаша стала красная как рак, схватила чадо в охапку и потребовала остановиться.После ее покидания остальные пассажиры прятали улыбку, типа "ну, все что в постели-все правильно"!...
Через минуту на освободившиеся места шофер подсадил папашу и такого же как и прежде юного пацана.диалог, который начал пацан таким же нудным голосом:"Па-а, па-а!А ты мне Чупа-чупс купишь?" взорвал маршрутку из нутри!Водила остановил машину и вывалился из кабины согнувшись от смеха, в салоне ржали пассажиры, пацан, который ничего не понял орал, и только папаша глупо озирался....
Занавес!