15:15 'Как это было': 1963 год. Посадка самолета ТУ-104 на Неву
----
// ууу жур.... 124!!!
Юрик
19.11.2004 10:10
Может всё-таки к Мостовому в гости заехать?
Антон Титов
20.11.2004 19:16
кстати, записал передачу на видик - если есть интересующиеся в Питере, которые пропустили передачу, могу дать как-нибудь переписать...
20.11.2004 20:26
еслиб я был в питере я бы нашел мостового и спросил бы сам.
Олег Гладков
20.11.2004 20:52
А я прозевал передачу. Знал бы заранее, о чём там будет речь, обязательно посмотрел бы.
Антон, ты лучше кратко расскажи ключевые моменты, о чём там говорили, кто свидетели, были ли пассажиры и члены экипажа того рейса, какие "ляпы" были допущены (ну не могут в СМИ обойтись без "ляпов"!). И почему в анонсе к передаче говорится о Ту-104... Они и в передаче так называли?
Лёше из Питера: ты говоришь, что траектория посадки - это чушь. А на фотографии он как раз находится носом к железнодорожному мосту и хвостом к Большеохтинскому. Да что там фотография... Мне ещё в 70-х одна свидетельница рассказывала, между какими мостами он сел. То есть, в те годы, когда информация была секретной и не разглашалась, мне уже было известно об этом случае и о том, что он пролетел над Литейным, а потом над Большеохтинским мостом.
Другое дело, что в статье масса действительно мыльнооперного наносного драматизма. Делов-то куча, на планировании повторить плавный поворот реки, хоть и на 90 градусов.
В пособии "Практическая аэродинамика Ту-154" описываются действия экипажа при полной остановке всех трёх двигателей с любой высоты, в том числе крены и развороты для выбора площадки.
И ещё: в статье излишне драматизируется сам факт посадки на воду. Так вот: при проектировании самолётов уже в то время выдвигалось требование, чтобы самолёт мог держаться на воде столько времени, сколько необходимо для неспешной эвакуации пассажиров. Этот Ту-124 так и не затонул, по словам свидетельницы. Его отбуксировали к берегу. Да и не мог он затонуть. Подумайте сами, чем он хуже корабля? Лёгкий, герметичный...
Антон Титов
20.11.2004 21:57
Леша, не надо так категорично про все...
Олег, передачу делал ВИД давно еще, я ее первй раз видел по ОРТ, и основные моменты уже изложили.
Стандартная студия Как это было. 2 пилот. стюардесса 124, человечек-пулковский диспетчер, человечек, расследовавший все и командир буксира. Вот и все.
СМИ, кстати, могут и без ляпов:)). Единственный ляп в передаче, который нашел - показывали запись посадки самолетов без выпущенного шасси, а говорили как раз про этот 124. У него ж наоборот - шасси было выпущено, но не закреплено.
Показывали фотографию единственную самолета того.
Кстати, у Мостового спросить, наверное, сложно. Во-первых, он точно не в Питере (самолет-то Таллин-Москва был), во-вторых, не факт, что он жив.
А вообще жалко очень - экипаж может и виноват в лишнем круге (из 16), но они спасли 44 человек, совершили уникальную в истории посадку... Могли бы и наградить, а не обвинять через 35 лет после случившегося (тогда передача была снята).
А 124 называли 124, а не 104, хотя они, в принципе, очень внешне похожи. Особенно, для нормального человека, который смотрит ТВ, а не для любителя авиации, вроде нас:))
21.11.2004 03:33
ройтесь в инете. я видел фото этого события.
Ivan
05.03.2005 11:03
Где найти фотки ?
Волчонок
10.03.2005 14:21
Кто говорит, что над городом полеты были запрещены. Где то в середине 80-х у нас (кстати рядом с Большеохтинским мостом) ИЛ18 на высоте метров 200 кругов 10 нарезал прям над городом.
Андрей
31.03.2005 12:14
Я эту историю слышал в 88-м году. В таком изложении.
На тушке полетело шасси. Было принято решение сажать его на воду. Самолет отправили по кругу вырабатывать топливо.
Спецы посчитали, что посадить самолет можно, если летчики выдержат параметры снижения.
В диспетчерской службе работала группа психологов, которая отрабатывала режимы работы диспетчеров. Вот их пригласили, чтобы они "убедили" летчиков садится по приборам. От одного их этих психологв я и слышал эту историю.
незваная гостья
31.03.2005 12:52
где-то эта фотка у меня на компе валяется....
дема
31.03.2005 13:06
удивительна живучесть этой темы на форуме.Данная история была подробно рассказана в одной из газетных статей того времени. я был еще советским школьником, когда лет этак двадцать с лишним назад мне попала в руки книжка издания шестидесятых годов с названием "Спасибо вам люди" где были собраны статьи из газет и журналов того времени о героических делах советских людей на пожарах, обвалах , наводнениях, авариях итэдэ.Среди статей была статья и про то приводнение. Смысл в том, что экипаж готовился к аварийной посадке из за сломанного шасси и кружил над питером вырабатывая топливо. В статье не было сказано почему двигатели остановились, хотя позже где то было сказано что прибор меряющий количество топлива давал погрешность . После чего удалось посадить ероплан на Неву. сатья та называлась кажется "Единственный дюйм"
Да, хорошая книжка я её лет 10 назад на даче читал на летних каникулах.
Там ещё были интересные случаи описаны из авиации. Помнится статья про аварийную посадку ил-14 на лед заерзшего озера. Кто нибудь знает эту историю?
По поводу АП с Ту-114.
1) Работая в начале 70-х в журнале "Гражданская авиация", слышал следующее от авторитетных людей в Домодедово и Шереметьево. Самолет Ту-114 с 220 пассажирами на борту вылетал ночью 17.02.1966 в Африку. На борту находились крупные чины МГА, в том числе летчик 1-го класса Валериус, имевший некоторый навык пилотирования данного ВС, однако без допуска к полетам после длительного перерыва в летной практике на административной работе. Перед взлетом, пройдя из салона в кабину он потребовал от КВС Филонова допустить его к органам управления самолетом. В силу неизвестных причин Филонов уступил и предоставил Валериусу командирское кресло. Валериус грамотно вырулил по РД на ВПП и начал взлет. Однако утратив необходимые навыки он не сумел удержать машину на оси полосы, растерялся и упустил момент скорости принятия решения. Самолет врезался на большой скорости в снежные сугробы в конце полосы и разрушился, о числе жертв и пострадавших ничего сообщить не могу.
2) Другой случай произошел в аэропорту Гаваны. Самолет находился на технической стоянке и проходил предполетную подготовку. Во время работ один из группы советских техников, не предупредив остальных, расстопорил гидросистему самолета. В это время другой специалист, не заметив, что гидросистема задействована, убрал защитную заглушку и нажал кнопку убора шасси. Ноги шасси самолета подломились, он упал плашмя на бетонное покрытие и полностью разрушился. Никто из обслуживающего персонала, к счастью, не пострадал.
Феликс
05.01.2007 04:41
Должен добавить, что экипаж самолета погиб, погиб и летчик-чиновник Валериус.
Феликс
05.01.2007 05:01
Считаю своим долгом внести поправку. Мне удалось найти в Интернете материал, который описывает ситуацию с Ту-114 17.02.1966 гораздо точнее и полнее, чем я описал по памяти со слов руководства тогдашнего журнала "Гражданская авиация".
Привожу ссылку и соответствующий фрагмент этого материала.
Также и по второму случаю. Судя по этому материалу, факт случайного разрушения самолета Ту-114 имел место не в Гаванском аэропорту, а во Внуково. Хотя мне рассказывали именно так. Однако я склонен больше доверять данному источнику и приношу всем извинения за невольные ошибки в своих сообщениях.
Семён Семёныч
05.01.2007 06:02
2 Maik
В мою бытность во время работы в а/п Таллин я слышал такую же версию затопления Ту-124 на Неве. Неудачно пришвартовавшийся буксир расколол блистер штурмана и самолёт быстро залило.
Sapfir
05.01.2007 12:10
Нда-а... Не мог самолет сделать такой вираж без движков... Либо он прошел над Смольнинским районом либо он не проходил над литейным мостом вообще. Чтобы сесть у финляндского моста, он должен был пройти над Большой Невкой, над Смольнинским районом и выйти на широкую воду... А чтобы пройти над Большеохтинским без виражей, то он и выскочить на Неву должен был в районе Малоохтинского моста, что само по себе исключает прохождение над Литейным. А без движков он в этом бы вираже рухнул бы не долетев до Большеохтинского, Цеж не RedBull...
Sapfir
05.01.2007 12:27
Вот интерактивка Питера, смотрите сами:
http://www.kartaspb.ru/ В поиске вводить "Финляндский железнолорожный мост", уменьшать масштаб смотреть где находтся, потом также Большеохтинский и Литейный... Короче нереальный маневр. Думаю траектория была другой, а очевидцы со страху не поняли над какими мостами идут...
alex0853
05.01.2007 23:10
С 1978 по 1988 годы летал на Ту-124Ш (давно зто было). Помню, в инструкции по эксплуатации самолета было записано, что допускается аварийная посадка на воду при этом нижний обрез двери находится выше уровня воды и самолет в течении 4 часов мог остоваться на плаву.
kokos11
11.01.2007 10:23
а еще был случай в Киеве (70-е?), ЯК-40 сел на Днепр или на озеро в черте города.
chetbor
11.01.2007 11:36
на сайте авиабиблиотека описан случай посадки при исследовательском полете на Ту-134 на проверку энергетики на Химкинское водохранилище
таня
26.07.2007 18:35
закрывая тему туфель и чулок. сужу по яхтенным походам. замочить ноги- всё это хрень! туфли на мокрой древесине = сломаная шея - они просто удержаться хотели :))
04.08.2007 15:54
)))
Погром
27.09.2007 20:50
Знаю случай, когда на Ан-12-м, в полёте, одновременно выключились все 4-ре двигателя. Самолёт планировал (если это можно назвать планированием)с 8000 м до 2000. Э-ж успел за это время запустить только 2 (два) двигателя и перевести с-т из режима пикирующего истребителя, в горизонтальный полёт. Борт радист правда, попытался встать со своего кресла, да не тут-то было. Почти на все время этого "экстренного снижения", он был прижат известной! силой к щиту АЗР/АЗС. О каком маневрировании ещё и с кренами могла быть речь. Удержать бы ЛА от беспорядочного!!! падения.
Lastochka
17.11.2007 01:00
КАК ТУ-124 НА НЕВУ СЕЛ
В то далёкое августовское утро 1963 года меня разбудил рёв авиадвигателей: прямо над нашим домом летал на бреющем полете двухмоторный Ил-14. Встревоженный этими загадочными эволюциями, я вышел на улицу и сразу увидел горожан, бежавших к Неве.
Видно, Ил-14 совершил посадку на воду! - подумал я и тоже поспешил к реке.
Каково же было моё удивление, когда прямо у набережной я увидел покачивающийся на невской волне серебристый реактивный лайнер Ту-124!
Когда я пришёл к месту происшествия, пассажиров из салона уже высадили, и они, понуро опустив головы, стояли на берегу большой группой. Вид у них был ужасный. На позеленевших от пережитого лицах заметно проступали багровые пятна. Экипаж, напротив, выглядел нормально, и только возбуждённый вид свидетельствовал о пережитой стрессовой ситуации. Самолёт оцепила милиция. Прибыли видные городские и военные чины. Позже на вертолёте прилетело аэропортовское начальство во главе со знаменитым асом, дважды Героем Советского Союза Покрышевым. Он, кстати, и руководил посадкой Ту-124, подняв в воздух для наблюдения разбудивший меня Ил-14.
- Стою это я, ожидая троллейбус на остановке на углу Таллиннской улицы и Малоохтинской набережной, и вдруг вижу: с неба с нарастающим воем пикирует пассажирский самолёт. Ну, думаю, амба, конец! Ан нет. У самой воды пилоту удалось выровнять авиаѓлайнер, и он под некоторым углом вошёл в воду, исчез, а через 2-3 секунды вынырнул и помчался, как глиссер, по направлению к Финляндскому мосту. Слава Богу, что все живы остались, - рассказывал один из очевидцев.
Вскоре за пассажирами прибыл автобус, чтобы отвезти всех в аэропорт. Однако большинство изъявили желание ехать поездом.
Что же произошло с авиалайнером в то утро? Московский экипаж, руководимый молодым лётчиком Виктором Мостовым, выполнял обычный рейс Таллинн - Москва. Разогнав самолёт по полосе аэродрома эстонской столицы, Виктор легко поднял его в воздух и начал набор высоты. Он приготовился было выполнить курсовой разворот, когда за его спиной протяжно завыла сирена: носовое шасси не полностью вошло в гондолу. Попытки бортмеханика устранить дефект в воздухе ни к чему не привели. По приказу с земли авиалайнер направился в Ленинград, где экипаж должен был совершить посадку на так называемую аварийную полосу - участок глубоко вспаханной земли. Во избежание взрыва экипажу предложили выработать топливо в баках.
Ту-124 летал кругами вокруг огромного города, регулярно сообщая на командно-диспетчерский пункт Ленинградского аэропорта о положении дел на борту. Погода в тот день была превосходной, и многие пассажиры (а их было 44} недоумевали - почему самолёт кружит над Ленинградом. На восьмом или девятом круге неожиданно остановилась левая турбина. Командиру разрешили спрямить курс над городом и идти на посадку. Но когда самолёт стал делать разворот над центром города, остановилась и вторая турбина. Как выяснилось позже, бортовые расходомеры завышали остаток топлива. Поле остановки двигателей огромный авиалайнер весом около 50 тонн клюнул носом и с высоты всего 500 метров стремительно понёсся вниз. Положение было отчаянным. Вероятность гибели возрастала с каждым мгновением. Но Мостовой принял единственно правильное решение - садиться на Неву.
Сделать это было чрезвычайно сложно. На Неве много мостов, скорость снижения огромная - около 200 м/сек, да вдобавок - отсутствие запаса высоты и практически заклиненное управление. Едва не зацепив Большеохтинский мост, самолёт приближался к Неве, К счастью, мост Александра Невского тогда ещё не был построен, и это спасло экипаж. На полуторакилометровом участке реки между Александро-Невской лаврой и железнодорожным Финляндским мостом Нева - как широкая взлётная полоса, но и здесь экипаж подстерегала смертельная опасность - многочисленные речные суда и катера. Как раз в это время буксир тянул за собой плоты. Лишь благодаря чуду Мостовому и его второму пилоту Чечневу совместными усилиями удалось приподнять самолёт на последний дюйм, после чего он вошёл в воду. Господь хранил Ту-124, Несмотря на то, что удар о воду был так силён, что крылья авиалайнера едва держались на фюзеляже, а не убранные из-за остановки двигателей основные шасси были вырваны, как говорится, с мясом, самолёт сохранил герметичность и плавал в воде как утка, пока речной катер не отбуксировал его к берегу. Правда, к вечеру он затонул, и его пришлось несколько дней поднимать мощным портовым краном.
Любопытных было множество, и, хотя фотографировать не разрешали, мне посчастливилось сделать несколько снимков.
Считаю: экипажу - В.Мостовому, В.Чечневу, В.Царёву, И.Пермину, В.Смирнову, А.Александровой - повезло трижды; они не упали на город, не врезались в мосты, не столкнулись с буксиром. Иногда думаю: интересно, как сложилась судьба этих людей и где они сейчас, через сорок лет после виртуозной посадки на воду.
Юрий Туйск
Статья напечатана в журнале "Чудеса и приключения" №11 за 2003 год.
В нескольких статьях в Инете (в т.ч. в Википедии) говорится, что экипаж Ту-124 сразу после остановки одного двигателя получил разрешение на СКВОЗНОЙ пролет над городом. Если так, то он должен был двигаться из района Девяткино-Мурино-Ручьи. Только с такого курса был возможен пролет над мостами Большеохтинским и Ал. Невского и посадка без резких маневров планирующего ВС.
пассажир
16.01.2009 05:46
у нестора в какойто из ссылок или просто в тексте написано что позже выяснилось что какойто элемент системы контроля и учета топлива был неисправен, короче приборы давали неправильную информацию о оставшемся топливе!
По поводу US Airways - чудо и слава богу что никто не пострадал серьезно, но что меня беспокоит это то что они же отрихтуют его и продадут куданить в китай или к нам в россию как уже случалось с самолетами утопленниками! Ладно машину утопленник купить, ну придется выкинуть ее или менять все, проводку там и т.д., но вот летать на утоплиннеке както не очень...
Кстати на одной из фотографий на которые ссылки здесь были написано что КВС занимался планеризмом
Телепрограмма
Суббота, 20 ноября:
15:15 'Как это было': 1963 год. Посадка самолета ТУ-104 на Неву
----
// ууу жур.... 124!!!