2 Stepan:
Спасибо за поздравления и примите ответные - с наступившим и с наступающим 'старым' Новым годом (традиция все-таки, а ее надо уважать).
Что касается 136 апиб. Река времени течет, и с этим потоком уносятся не только песчинки-секунды, но и крупицы памяти. Однако не все еще потеряно. Пока глаза видят, руки держат, ну и как там дальше у классиков : Да и есть еще люди, которые прошли через это и помнят. А 136 апиб есть что вспомнить. Не хочу умалять заслуги и достоинство других полков (а их не мало - и полков, и заслуг, и достоинств), но 136 полк считал, считаю и буду считать самым боевым полком НАШЕГО времени.
В соответствии с 'Историческим формуляром части' 136 апиб (в/ч 23340) был сформирован и введен в состав ВВС ТуркВО в1971 году . Местом базирования был определен аэродром 'Чирчик' (г. Чирчик УзССР, позывной 'Дворовый'). День части - 20 декабря. Изначально на вооружении полка находились самолеты МиГ-17, но затем году в 72-73 (надо уточнить, но не позже 74) полк был перевооружен на самолеты МиГ-21 ПФМ. На этих самолетах 136 апиб пролетал до 1980 года, когда в связи с вводом войск в ДРА было принято решение перевооружить полк на самолеты МиГ-21 СМ, имеющих 4 точки подвески боеприпасов вместо 2 на ПФМ. Переучивание началось в январе-феврале 80 г. поэскадрильно, т.к. почти две эскадрильи на ПФМ (исключая молодых летчиков) находились уже на территории ДРА.
Вообще для 136 апиб все началось 11 декабря 1979 года, когда полк был поднят по тревоге и перелетел на аэр. Кокайты. 27 декабря 1979 года полк совершил свои первые боевые вылеты на прикрытие вводимых через Термез войск. 2 января 1980 года (должны были 31 декабря 1979 г., но не было погоды) 1 аэ на МиГ-21 ПФМ перебазировалась на аэр. Кандагар. Позже, в январе-феврале 80 г., на аэр. Баграм и Кабул были перебазированы часть 2 и 3 аэ тоже на ПФМ. Боевой состав этих групп менялся, т.к. они периодически кочевали по этим аэродромам.
Переучивание полка с самолетов МиГ-21 СМ на самолеты Су-17 м3 (!!!, номера желтые без канта) началось в феврале 1981 года (опять же поэскадрильно) и с марта 1982 года по май 1983 полк составом одной аэ уже сидел в Кандагаре.
В состав 34 адиб полк вошел в 1983 году (месяц и номер вч не помню).
В ноябре 1986 года полк в третий раз был перебазирован на территорию РА (аэр. Шинданд) и полностью был выведен только в январе 1988 года. Кроме того, между этими залетами непосредственно на территорию РА, 136 апиб выполнял боевые задачи с приграничных аэродромов Кокайты и Кала-и-Мор.
Это в кратце. Но не окончательно!
За период боевых действий с декабря 1979 г. по октябрь 1989 г. 136 апиб выполнил 17 500 боевых вылетов, потерял:
- 5 человек личного состава, из них: - летного - 3 человека (м-р Гавриков В.С и ст.л-т Хлебников И.Н. - 4 декабря 1982 г. Су-17 ум3, аэр. Кандагар; к-н Ластухин - 9 сентября 1984 г. Су-17 м3, аэр. Кокайты - сбит над территорией РА в районе Пули-Хумри); - инженерно-технического - 2 человека (к-н Федин и ст. пр-к Бочарников - январь 1987 г., аэр Кандагар - при проведении аварийно-спасательных работ);
- 6 самолетов (1 Су-17 ум3 и 5 Су-17 м3).
Были сбиты и благополучно катапультировались (т.е. остались живы): к-н Смирнов С.А.(83 г., аэр Кандагар), к-н Рассказов В.Н. (85 г. аэр Кокайты), м-р Шломин В.А. (12 апреля 1987 г. аэр. Шинданд), ст. л-т Стрибный Ю.И. (16 июня 1987 г. аэр. Шинданд).
Такие вот дела.
Уважаемые ветераны 136 апиб (и не только), если вы вдруг прочтете это и где-то обнаружите неточность, то прошу поправить. Я думаю это надо - НАМ.
С наилучшими пожеланиями - Игорь&Ко.
2 str: мое мыло kiv@pnmc.ru
2 Dio69: Это НАШИ самолеты. Из них нужно было делать памятники, но они гниют. Впрочем не только они ...
Это Денис Хрипков