13 лет назад в этот день на авиабазе Тарту произошла катастрофа Ту-16. Насколько я в курсе - последняя для этого типа, по крайней мере в строевых частях. Конечно, можно сказать, что это явление не ново, хотя и не рядовое. Просто, даже по прошествии этих лет, оно будоражит странностью обстоятельств сопутствующих ему.
В то время, как помнится, страна была в 'перестроечном' состоянии. За лучезарную улыбку главы какого-нибудь развитого государства, мы дарили куски нашего былого могущества Но тема не о 'кусках', а о том как это делалось.
В основном все полки ДА, как известно, состояли из двух 'боевых' эскадрилий носителей, и одной эскадрильи постановщиков помех.
После постепенного перехода на новый тип носителей Ту-22м, старые ракетоносцы Ту-16 утилизировать не спешили. На многих базах их законсервировали и оставили на месте. Но в реестрах они так и числились как боевые единицы. В 1990 году Горбачев согласился сократить в Европе количество носителей ЯО. Но есть у нас в стране хитрые и 'бережливые' люди. Выполнить договор решили в том числе и за счет законсервированных Ту-16. Уничтожать на месте- не бережливо. Значит надо схоронить за пределами Европы.
Что из себя представляет самолет за несколько лет стоянки - объяснять не надо. Экспонаты как в Монино.
Но как раньше говорили: есть решение ЦК.
За несколько дней ИАС постаралась их вернуть к жизни. Выскребли гнезда из движков, заклепали жестью разбитые блистера, доукомплектовали необходимыми приборами. Погоняли на земле и начали облеты. Летчики жаловались на постоянные отказы, браковали самолеты чуть ли не на исполнительном. Запомнился 'веселый' дефект - отказ редукционного клапана, ответственного за давление в кабине. После наддува - резкое срабатывание на сброс - как эффект - сильный удар по ушам каждые 20-40 секунд.
Наконец провели постановку на два вылета. Маршрут в Семипалатинск.
Первый вылет прошел в общем нормально. Обратно около 6 часов пыхтели в грузовом отсеке Ан-12. Делили на одеяла чехлы. Вернулись за полночь. 4 часа на отдых.
Утром комэск делает облет еще одного борта, и к обеду - старт.
За ночь выпал снег, температура около 0, СМУ.
Первый на исполнительном комэск. Взлет. После отрыва, самолет проседает, ударяется кормой о РД, отскакивает и с высотой 5 - 10 метров уходит в лес, ровно срубая макушки деревьев, падает в болото подломив под себя переднюю кабину. Корма отваливается и это спасает жизнь ее обитателям.
РП командует остальным экипажам выключить двигатели, и больше их не запускали никогда .
Были еще попытки перегнать оставшиеся самолеты силами соседнего полка. (У своих - шок, да и женсовет не был безучастен). Но они прибыли как раз на вынос гробов, впечатлились, и по моему тоже отказались.
Далее эти самолеты в течении полугода аккуратно порезали пирошнурами на стоянках и остатки по тихому вывезли.
Тогда же и вопрос возник.
После катастрофы, то что осталось от 'ящиков' отослали в Люберцы. Причин катастрофы так и не довели. Или не популярно это было, или за не надобностью, так как Ту-16 был без перспективы и в разборе ошибок пилотирования не было необходимости. До сих пор остаются догадки про пернатых или про сугробы не счищенные второпях с плоскостей. Есть сведущие? Или до сих пор тайна государева?