От всей души поздравляю участников ветки с ДНЁМ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ! Желаю Вам здоровья и успехов во всех Ваших делах.
Cлава Ковалев
23.12.2007 20:19
Всем привет!!! Поздравляю с днем Дальней Авиации!!! Поздравляю ребят из ТВВАУЛ (сам заканчивал), Оренбург.ВВАУЛ, БарнульскоеВВАУЛ, ЧВВАКУШ, Ворошиловгр.ВВАУШ, ВСР, КОУ(МЯУ), с кем выполняли задачи в одном самолете, особое поздравление ребятам из ИТС, кто нас выпускал в воздух(почему они не выходят на связь).
kollega
28.12.2007 20:09
Ребята, коллеги, друзья! Я, мы - большой коллектив Ворошиловградского штурманского делаем Историю нашего училища. В свое время наши штурманы проходили обучение в Миргороде.Это был настоящий филиал ! Не нашел ни на ветках, ни на сайтах свидетелей тех лет.Летали тогда на Ту-16-х.Время прошло много.Для нас представляет огромный интерес любая информация того периода.Любые рассказы, воспоминания, фото того периода. Даже если это свидетели и свидетельства не выпускников ВВВАУШ.
Все филиалы в той или иной мере представлены.Кроме Миргорода периода конца 60-х-конца 70-х.
Я руководитель проекта.Связь в любое время.ТЛФ на Украине 8-(0654)26-07-03
Москаленко Леонид Григорьевич...
sartec
29.12.2007 01:18
Помнится, Гена Кравченко пришел в 132 тбап из миргорода по причине расформирования полка. Сейчас он на пенсии в Рязани.
Михаил Диденко
29.12.2007 19:15
При столкновении Ту-16 и Ан-24 осталась живой не стюардесса. а пассажирка. Падала с куском обшивки в кресле. Три дня провела в болоте. Никто ей не поверил, до сих пор не получила никакой компенсации. Руководителем полетов, допустивший столкновение был п/п-к Гундерин.
Маслов В.
29.12.2007 23:30
Всех с наступающим Новым годом, и всем самые наилучшие пожелания!!!!
Михаил Диденко:
Про катастрофу Харитонова можно рассказать подробнее, я тогда там служил.
Маслов В.
29.12.2007 23:31
Всех с наступающим Новым годом, и всем самые наилучшие пожелания!!!!
Михаил Диденко:
Про катастрофу Харитонова можно рассказать подробнее, я тогда там служил.
Cлава Ковалев
30.12.2007 21:31
Всех с наступающим Новым Годом! Выпускников ТВВАУЛ с 76-й годовщиной родного училища, или забывать стали? Вспомним историю ТВВАУЛ им. М.М.Расковой.
Backfire
31.12.2007 01:25
Тамбовчанам и всем влюблённым в САМОЛЁТ Ту-16 пламенный привет от коллеги!
Всех поздравляю с Новым, 2008 Годом!
Пусть наступающий год поломает стереотип високосного-несчастливого и для всех принесёт только удачу, счастье и реализацию всех мечтаний!
А Новый год сложится для вас отлично - планы сбудутся, враги умрут, а начальство вас полюбит сильно и по-нормальному!
Всем, кто хоть раз садился в Бобруйске, предлагаю посмотреть альбом по этому чудеснейшему авиагарнизону. 200-й ТБАП с ноября 1955 года освоил Ту-16 и летал на них до 1987 года. Прошу только свои впечатления, если они будут, оставлять на той ветке, где адрес фотоальбома. Ниже ссылка на бобруйскую ветку, откуда можно выйти на фотоальбом:
http://www.forum-avia.ru/forum ...
Айдар Тимашев
31.12.2007 06:26
Айдар Тимашев
31.12.2007 06:28
Поздравляю всех с новым годом. Желаю всем здоровья и счастья
Слава Ковалев
31.12.2007 17:34
Новый год уже шагает по стране!Поздравляю с уже наступившем Новым 2008 годом всех дальневосточников, тех кто служил на Дальнем Востоке, кто служит и отмечает праздник по ХБР времени(сам 10 Новых годов в Воздвиженке встретил) МАСЛОВУ: Виктор, персонально тебя с наступившим, ведь ты в Комсомольске, уж весь в фейерверках и шампанском.Помниться в Воздвиженке:Встретили по местному НГ, а потом самые устойчивые держаться до 7 утра, чтобы по Москве встретить.Удачи и крепкого здоровья.
kollega
31.12.2007 17:47
С Новым Годом, друзья! Здоровья ветеранам, летного долголетия летающим !
Чтобы все в новом году было не хуже, чем в прошлом!
Счастья в доме и достатка в семье...
ОБУшник Л.Москаленко.
Выпускник радиофакультета РКИИГА
02.01.2008 17:35
С Новым Годом всех!
Простите за бесцеремонность "всяких штатских", но вряд ли кто-то ещё ответит на мой вопрос:Ту-16 ещё где-нибудь летают?(сам удивляюсь собственному оптимизму) Интерес не совсем праздный.По институтской ВУС-родной аппарат. В 1983 был на военных сборах в Болбасово.
Там, помнится на рем. заводе первый раз Ту-22М2 увидел.Восхищение осталось на всю жизнь.На военной кафедре до этого объясняли как он выглядит:" Ту-22 знаете, так Ту-22М2 совсем на него не похож".Очень точное описание.
Здоровья и удачи всем.
станишник
04.01.2008 10:29
Уважаемые моряки! Подскажите где Солоджук.
Северянин
08.01.2008 23:59
Впервые на этом сайте.Летал в морской авиации на Севере на Ту-16, потом на Балтике на Су-24.Отец был командиром корабля, погиб в АВИАКАТАСТРОФЕ 15.07.1968 года при заходе на АС Оленья.Давно было конечно, ничего не нашёл по этому случаю.Может кто вспомнит...Был на месте крушения, прошлым летом...
Алекс
11.01.2008 12:19
Здравствуйте, Северянин.
У генерала Сокерина есть "...В 1968 году, на аэродроме Оленегорск, тоже при заходе на посадку с курсом 10 градусов, столкнувшись с одной из гор под названием Хибинские тундры, погиб экипаж майора Акимова."
http://www.ruro.ru/17_16.htm
Северянин
11.01.2008 19:45
Так ничего и не нашёл о катастрофе экипажа Ту-16 б/н 72 , моего отца гв.майора Акимова, 15.07.68г.Северный флот, ученья"Север".При заходе на посадку на АС Оленья...РП спутал метки бортов(их было 3)и наблюдая на экране локатора другой борт давал команды экипажу отца и в облаках стал снижать его до высоты круга за пределами "коробочки" пока экипаж не столкнулся с г.Юкспор.По радиообмену в деле понятно что отец засомневался в командах РП, несколько раз запрашивал место и подтверждение..и всё же выполнял команды руководителя, который уже после столкновения Ту-16 со склоном горы продолжал вести другой "борт" до самой посадки, позывным погибшего экипажа.Весь экипаж погиб.Их искали двое суток...Читал дело которое до сих пор в секретке части(я служил в эскадрилье отца с 1984 по 1989гг.)Главная причина обозначена как:"Безграматнейшее и безответственнейшее(так и написано)руководство полётами(РП был Рябченко, деж.штурман Котлярский, на планшете молодой матросик который кстати видел где фактически находился экипаж и сказал об этом РП, но тот отмахнулся:"..не может быть..." Так убили 7 человек в мирное время...Экипаж похоронен на кладбище г.Оленегорска, позже к ним ...дохоронили экипаж Морозова(4 человека).Мне тогда было 5 лет брату 10.Потом позднее Суворовское, ОВВАКУЛ в 1984 году.Довелось в этом же полку служить, летал праваком, потом командиром.В 89г.перевёлся в Калининград на Су-24м, мр Ещё надеюсь полетать в одной из авиакомпаний...но это как Бог даст.., поживём увидим.Кстати мне известно что когда искали экипаж наткнулись на МЕ-109 абсолютно целый с останками лётчика в кабине наградами и личным оружием пилота.Даже переводные картинки на приборной доске сохранились...Но о судьбе этого Мессера ничего не знаю...
Северянин
11.01.2008 19:47
Так ничего и не нашёл о катастрофе экипажа Ту-16 б/н 72 , моего отца гв.майора Акимова, 15.07.68г.Северный флот, ученья"Север".При заходе на посадку на АС Оленья...РП спутал метки бортов(их было 3)и наблюдая на экране локатора другой борт давал команды экипажу отца и в облаках стал снижать его до высоты круга за пределами "коробочки" пока экипаж не столкнулся с г.Юкспор.По радиообмену в деле понятно что отец засомневался в командах РП, несколько раз запрашивал место и подтверждение..и всё же выполнял команды руководителя, который уже после столкновения Ту-16 со склоном горы продолжал вести другой "борт" до самой посадки, позывным погибшего экипажа.Весь экипаж погиб.Их искали двое суток...Читал дело которое до сих пор в секретке части(я служил в эскадрилье отца с 1984 по 1989гг.)Главная причина обозначена как:"Безграматнейшее и безответственнейшее(так и написано)руководство полётами(РП был Рябченко, деж.штурман Котлярский, на планшете молодой матросик который кстати видел где фактически находился экипаж и сказал об этом РП, но тот отмахнулся:"..не может быть..." Так убили 7 человек в мирное время...Экипаж похоронен на кладбище г.Оленегорска, позже к ним ...дохоронили экипаж Морозова(4 человека).Мне тогда было 5 лет брату 10.Потом позднее Суворовское, ОВВАКУЛ в 1984 году.Довелось в этом же полку служить, летал праваком, потом командиром.В 89г.перевёлся в Калининград на Су-24м, мр Ещё надеюсь полетать в одной из авиакомпаний...но это как Бог даст.., поживём увидим.Кстати мне известно что когда искали экипаж наткнулись на МЕ-109 абсолютно целый с останками лётчика в кабине наградами и личным оружием пилота.Даже переводные картинки на приборной доске сохранились...Но о судьбе этого Мессера ничего не знаю...
11.01.2008 22:51
Какая ветка! Северянин: мир праху Вашего отца и его экипажа!
14.01.2008 00:43
.
20.01.2008 19:27
Дык. поднятие.
Я.Юрий
21.01.2008 00:30
to:Михаил Диденко
Уточнение:1.Гундерин А.А. приехал в 55-ю дивизию замом командира уже полковником.
2.Полётами руководил не он.
DVIDAN
21.01.2008 19:03
Всем-Здравствуйте!
Уважаемые ветераны, служавшие в конце 50-х, начале 60-х годов, я пытаюсь собрать доступную информацию о катастрофе ТУ-16, в которой погиб мой отец. К сожалению, в источниках и на форуме нет сведений о гибели машин в 57-ом. Конкретная дата - 12.02.57, командир - м-р Деточенко И.Д., Базирование - П.Гвардейское, авиация ЧФ. Что-то я помню из очень осторожных рассказов сослуживцев отца, но это достаточно схематично и отрывочно, а нужно бы знать как можно полнее.
Из того что сохранилось в памяти: - где-то над Черным морем, ближе к Турции, вырубилась
энергия, встали двигатели. Летели, кажется, не одни, но радиосвязь пропала, облачность,
соседний(е) экипаж отметил пропадение габаритных огней. Командир принимает решение тянуть, как получится, в сторону Кавказа. Внутренней связи тоже не было и, когда снизились до какой-то высоты, голосом передали команду открыть люки и приготовится к покиданию машины. Когда вывалились из облаков, увидели шторм на море, прыгать было бесполезно - никакого спасательного оборудования на машине в ту пору не было. Последовала команда (Голосом) командира, которую стрелок-радист не понял, но принял за команду покинуть машину, что он и сделал.
А самолет дотянул до суши (где-то в районе Новороссийска) и даже попытался сесть! Пропахали изрядную борозду и разбились, уткнувшись в железную дорогу. Сгорели все, от машины и людей осталась кучка лома, которая поместилась на двух МАЗах. Стрелок-радист упал в море и был спасен случайно
оказавшимся в этом месте катером. Я видел его мельком через несколко месяцев, он был не совсем в себе, поседел, долго лечился, но тогда я не решился ни о чем его спрашивать. Сослуживцы отца, как-то туманно, говорили о том, что полет этот был не совсем обычный, что благодаря действиям командира и экипажа удалось предотвратить какие-то очень серьезные последствия катастрофы, что-то связанное с ядерным оружием. В ту пору, Ту-16 довольно часто летали с крылатыми ракетами (по виду, как МИГ-17), но я не знаю, насколько достоверно, что они имели ядерную БЧ.
Вот такие обрывки истории остались у меня в памяти. Пожалуйста, если кто нибудь что знает об этой катастрофе - сообщите. Память павшим!
Дим
22.01.2008 12:46
Северянину.Летал я в 924гмрап 1974-1987годах.В эскадре Перегонцева Г.Н.(царство ему небесное).Жил Гвардейская 12-34.В 38 кв.жила вдова штурмана твоего отца Дзевицкая .Ребята у нее были близняшки.Хорошие мальчики.Так ты Валентины Ивановны сын? Она помнится в библиотеке работала.А я штурман Саши Морозова которого высадил Малов Б.Н.чтобы проконтролировать Щеголькова Сашу (тоже мой однокашник).Если что слышал о Мурзине Александре Сергеевиче (помнишь?)маякни.
Дим:
23.01.2008 23:02
Валентины Петровны...Она всё ещё живёт на Высоком...В этом году полк установил крест на месте катастрофы, с табличкой...В этом году 40 лет будет... Мама написала нач.Генштаба письмо(хорошие люди помогли его составить) с просьбой об установке памятного знака там... и вот Балуевский(дай бог ему и всем кто помогал в этом деле здоровья) дал распоряжение...Я побывал на этом месте два года назад...таких нетронутых крупных фрагментов самолёта нет наверное уже нигде.., место труднодоступное. К сожалению вас смутно помню, ведь я в 3 эскадре служил, думаю в лицо узнал бы.Спасибо что ответили...
Дим
24.01.2008 09:42
Привет Северянин!В этом году 924 гмрап исполняется 70 лет.В прошлом собирались в Москве.В этом планируется на Высоком на День Победы.Инициатор Хоменко А.И.Он здесь, в Москве.Сам-то где обитаешь? Как здоровье мамы? Я ее помню стройной, всегда подтянутой.Да...летит время.Сын Саши Морозова капитан(созванивался с Галкой в прошлом году).Отца догнал.Кажется вчера забирал из роддома.Если есть время, набери в Рамблере Анна Димова .Это моя младшая дочь.Она ровесница Сашиной катастрофы."Мой папа как и все летчики боится высоты".Нормально? Это из ее интервью. Мурзин нигде не прорезался? Сам он Калининградский вернее жена из Орловки что под Калининградом.Закончил государеву службу в Острове.Не могу найти его уже сколько лет.Ну да ладно.Обнимаю тебя, вардеец.О.П.
25.01.2008 07:41
Здравствуйте Дим: Только доехало с кем общаюсь...Тогда конечно помню, фамилия ведь раньше не звучала.А после посещения сайта Вашей дочери всё встало на свои места.В прошлом году когда полковые собирались я работал, в общем не получилось , хотя мама и брат там были. Но пару лет назад присутствовал на встрече наших ветеранов в музее бронетанковых войск в Кубинке.Игорь Юрьевич организовал, впрочем как и все остальные встречи.Я в Москве, в "Шарике" работаю , в таможне.., на днях собираюсь увольняться, перехожу в учебный отряд в Аэрофлоте.Буду на Ту-154 переучиваться, восстанавливать лётные навыки так сказать.Правда процесс долгий и нудный, но я уже впрягся, как говорится гвардия погибает но не сдаётся...Мама ещё молодцом, хотя здоровье пошаливает, то одно то другое...годы.А Мурзина знаю, правда давно не видел, но поищу для вас....Анна Димова ваша дочь...во дела...Надо детям рассказать, похвастаться.Кстати на сайте одноклассники многих наблюдаю из нашей Высоковской школы № 13.Я там нахожу совсем пропавших из вида, ведь и сам в нашем гарнизоне учился.Пока, обнимаю, надеюсь увидимся.Евгений.
Дим
25.01.2008 12:12
Привет, Женя!Так ты в Шарике работаешь?Там должен быть Субботин Генадий , Чипиленко Володя (они из Кипелово).Также Трапезников Юрий Леонидович(по-моему он даже в инспекторской группе.Давно не общался с ним.)Я в тех краях хижину строю в Подосинках.За Икшей 5км.Слава Лазуренко постоянно на связи.Где-то под Рузой .Летает на маленьких.Грозится прилететь ко мне на вертопрахе.Авицентр, что-ли, чемпионы там носятся.Аня сейчас актриса театра им.Вахтангова.Остальное на ее сайте.О.П.
25.01.2008 13:28
Станишнику.
Верескул Валерий в Полтаве, где он был командиром 185 гв.ТБАП.
В настоящее время пытается сохранить музей авиации, (Ту-16, Ту-22, Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160...в неплохом состоянии)Дом.телефон: +38(0532)54-26-86;
Sanik
28.01.2008 21:54
Здравствуйте. Где можно найти информацию о катастрофах 251 ТБАП Белая Церковь?
Иван
04.02.2008 09:23
Служил в Острове-2, в полку РЕБ штурманом, замполитом.Летал с 1980 по 1990 на Ту-16.Это в моей эскадрилии 13 июля 1987 года упал в Баренцевом море экипаж м-ра Ефимова.Вечная память всем членам экипажа:командиру ЕфимовуВ, штурману ИсаенкоАн., Уову, Еркнопещяну, Рыбалтовскому, Москаленко.
Кто служил и помнит меня ;мой e-mail:gladishev@h2h.uu.ru
Фугас
04.02.2008 10:13
Северянину:
Женя, здравствуй!
Очень рад тебя встретить здесь.
Немножко узнал о тебе из твоих сообщений. Рад, что собираешься восстанавливаться на лётной. Желаю успеха в освоении Ту-154 и английского.
Мы с тобой летали в одной эскадрилье в Калининграде. Ты был в первом звене у Ахмета, я командиром второго звена, потом замкомэской, потом зам. "по борьбе с личным составом" 15 ОДРАП. Полк 26 января 2008г. отметил своё семидесятилетие. С. Дягилев обещал выслать кассету с торжественных мероприятий.
Заходи на ветку "Морская авиация есть", не теряйся.
С уважением, Иваныч.
Nazar млд
04.02.2008 12:31
2 Северянин
Тут немножко есть о катастрофе Вашего отца .
http://forums.airforce.ru/atta ... У меня-же батя отлетал с 1974 в 967одрап , с 1993 в 146ораэ. Североморск-1. В Оленегорске в прошлом году был , сейчас Князев полком рулит.
Алексанндр
05.02.2008 23:46
подскажите какая температура воздуха на высоте 5000м когда на земле +18 г.
Фугас
06.02.2008 16:13
2Алексанндр:
Вычисляй сам.
С каждой 1000 метров высоты, температура понижается от температуры на земле на 5, 6 градуса. В вашем случае температура на Н=5000м. -10 градусов.
ЛК
06.02.2008 17:05
Фугасу.
Не согласен. На каждую 1000 м. температура падает на 6, 5 гр.
Фугас
06.02.2008 17:50
2ЛК:
Согласен, Леонид Болеславович.
Склероз, яти его...
07.02.2008 11:20
Добрый день.
Я интересуюсь авиацией СССР/России и всем, что с ней связано, хотя к авиации не имею никакого отношения.
Очень давно читаю Ваш сайт. Люблю, что бы всё было систематизировано.
С количеством выпущенной авиатехники и её первоначальным наличием по странам мира всё более-менее понятно.
А вот с движением этой техники (продано, куплено, потеряно в лётных происшествиях, списано) всё обстоит совершенно иначе.
В регистре ООН по обычным вооружениям имеются данные о покупке/продаже военной авиатехники с 1991 г. Но только по странам, которые эти самые данные предоставили.
По технике, находящейся в строю, имеются разные справочники, типа Джейн, Милитари баланс и пр. Однако, когда начинаешь смотреть отдельные страны и отдельные типы летательных аппаратов, то выясняется, что по факту в данной стране уже несколько лет летает (или не летает – продано) энное количество самолётов/вертолётов, а очень информированные справочники об этом не гу-гу.
И самая закрытая тема – аварийность летательных аппаратов. Ни в одном источнике я не встречал сводных данных по аварийности в СССР. Только разрозненные и отрывочные данные: если человек служил в ПВО, то данные только по ПВО, если в ВТА, то только по ВТА.
Ради интереса в одной таблице собрал все доступные данные по аварийности летательных аппаратов производства СССР/России. И тут же вспомнил поговорку: меньше знаешь - лучше спишь. Что не день, то катастрофа либо авария, ужасает количество людских потерь. А материальный ущерб легко представить, зная стоимость того же МиГ-29 или Су-27, поставляемых на экспорт.
Я создал базу данных по аварийности самолётов Советского/Российского производства.
Адрес файла http://www.rapidshare.ru/560124
Прошу судить не очень строго и добавлять по возможности информацию, отсутствующую в перечне.
С уважением, Дмитрий.
buslovichd@mail.ru
ЛК
07.02.2008 11:38
Фугас:
Опа!
Пытаюсь и тебя расшифровать. Уже есть наработки. Или сам расколешься? :-)
Хоть намекни. Можно на нашей Главной.
Фугас
07.02.2008 12:12
2ЛК:
Намёкиваю: на нашей гостевой Я... В.80
Но я то расколол первый!!!
Значит не зря в разведполку хлеб ел.
ЛК
07.02.2008 12:18
Фугас:
Спасибо за "намёк". Я так и подумал.
Как говорится, бывших разведчиков не бывает!
07.02.2008 12:44
2ЛК:
Точно так, Леонид Болеславович!
Кстати, пока я вчера шарился в "известной" нам книжке, нашёл в статейке одного доктора, что атмосферная температура с увеличением Н на каждые 100 метров, понижается на 0, 6 градуса. Толи Айболит напутал, толи придётся теперь учебник по аэродинамике искать.
07.02.2008 13:54
атмосферная температура с увеличением Н на каждые 100 метров, понижается на 0, 6 градуса.
Все правильно , среднее падение температуры , в зависимости от широты , составляет 6, 4 градуса , на каждые 1000м.
artur
07.02.2008 14:26
Всем авиаторам, морякам особенно, привет!
Кому интересно: список авиакатастроф в Авиации ВМФ с63г
КАТАСТРОФА 9.01.1963 года
Самолет Ту-16, СФ, аэродром Североморск-3
Летчик –командир авиационной эскадрильи, военный летчик 1-го класса, подполковник Сабенин С.Е.
Ночь, ПМУ.
Обстоятельства АП
Взлет с боковой составляющей ветра близкой к максимально–допустимой (12 м/с). На разбеге летчик не выдержал направления и при сходе с ВПП “подорвал” самолет. Самолет свалился на крыло и, столкнувшись с ПРЛ-5, частично сгорел. Экипаж невредим. Погиб расчет ПРЛ-5 в составе двух военнослужащих
Заключение о причинах АП
Причиной авиационного происшествия явился выпуск в полет неподготовленного экипажа. Командир экипажа, имея значительный перерыв в полетах с боковым ветром, не выдержал направления на разбеге.
КАТАСТРОФА 13.05.1964 года
Самолет Ту-16, БФ, аэродром Быхов
Летчик – зам. командира полка, военный летчик 1-го класса, подполковник Буренков М.А.
День, СМУ.
Обстоятельства АП
Подполковник Буренков при выполнении попутной дозаправки топливом в воздухе с экипажем заправщика майора Захарова после информации заправщика о том, что впереди облака и его предложения о переходе в набор, дал команду о переходе в набор высоты без прекращения заправки. В процессе набора экипажи непреднамеренно вошли в облака. В результате допущенных ошибок при маневрировании вблизи самолета-заправщика п/п-ком Буренковым , самолеты столкнулись и, разрушившись, упали в Цимлянское водохранилище. Штурман самолета майор Арбатский Н.И. получил легкие ранения и госпитализирован. КОУ- ст. сержант Заборов Ф, С. невредим. Правый летчик ст. лейтенант Ларин О.Ф. погиб от тяжелых травм. Зам. командира п/п-к Буренков М.А., второй штурман ст. лейтенант Росляков В.Д., ВСР - сержант Михеев М.М. не найдены(комиссия по расследованию катастрофы считает – погибли). Вместе с самолетом разрушилась и затонула ракета К-10с.
Заключение о причинах
Непосредственной причиной явились ошибки в технике пилотирования п/п-ка Буренкова при непреднамеренном попадании в облака в строю заправки.
Главной причиной явилось неправильное решение п/п-ка Буренкова продолжить заправку при появлении облачности на высоте полета.
КАТАСТРОФА 13.05.1964 года
Самолет Ту-16, БФ, аэродром Быхов
Летчик – командир отряда, военный летчик 1-го класса, майор Захаров П.И.
День, СМУ.
Обстоятельства АП
Экипаж выполнял задание по заправке топливом в воздухе самолета, пилотируемого заместителем командира полка п/п-ком Буренковым. В процессе перекачки топлива майор Захаров доложил заправляемому о появвлении впрди по курсу облачности и предложил идти с нажором высоты, на что получил согласие. В процессе на бора экипажи попали в облака. В следствии ошибок в техник пилотирования, допущенных п/п-ком Буренковым , самолеты столкнулись, разрушились и упали в Цимлянское водохранилище. Пом. командира корабля капитан Лещук О.Ф., второй штурман ст. лейтенант Красиков С.И., ВСР старший сержант Лебедев В.В. – невредимы. Командир отряда майор Захаров П.И., штурман отряда капитан Тарасов Ю.Л., КОУ – старшина Бояршинов Ю.А. не найдены (комиссия по расследованию катастрофы считает – погибли)
Заключение о причинах АП
Непосредственной причиной явились ошибки в технике пилотирования п/п-ка Буренкова при непреднамеренном попадании в облака в строю заправки.
Главной причиной явилось неправильное решение п/п-ка Буренкова продолжить заправку при появлении облачности на высоте полета.
КАТАСТРОФА 12.06.1964 года
Самолет Ту-22р, БФ, аэродром Чкаловск
Летчик – командир корабля, военный летчик 2-го класса, капитан Горохов Л.А.
День, ПМУ.
Обстоятельства АП
Экипаж капитана Горохова выполнял зачетный полет в зону с выходом на сверхзвуковую скорость. Через 3мин 15сек после взлета экипаж уточнил эшелон выполнения задания в зоне. Через 6 мин после взлета , когда самолет находился в режиме набора высоты на удалении 50км от аэродрома, пропал сигнал от него на экране РЛС П-35, следившей за полетом, пропала связь.
Предпринятыми мерами по поиску самолета, в море , на удалении 15км от береговой черты на траверзе мыса Таран найдены: парашют и лодка МЛАС –1 штурмана корабля ст. лейтенанта Погуляй Н.Н., лодка МЛАС –1 командира корабля капитана Горохова Л.А., а также отдельные обломки от самолета из полистирола.
Командир экипажа капитан Горохов Л.А. и штурман корабля ст. лейтенант Погуляй Н. Н. не найдены. Тело штурмана – оператора старшего лейтенанта Боровик Д.М. через 17 суток после катастрофы обнаружено на берегу Вислянской Косы в районе пункта Криница Морска. Недостатков в методике обучения летчика, в организации и руководстве полетами в подготовке авиационной техники не было.
Заключение о причинах АП
В связи с разрушением самолета в районе Балтийского моря и гибелью всех членов экипажа, невозможностью отыскания и подъема обломков самолета истинная причина катастрофы не установлена .
КАТАСТРОФА 24.03.1965 года
Самолет Ил-28, БФ, аэродром
Летчик – командир звена, военный летчик 2-го класса, капитан Гостев Е.А.
Ночь, СМУ.
Обстоятельства АП
При выполнении тренировочного полета ночью на 11-ой минуте полета по “большой коробочке”, при снижении на посадочном курсе летчик на удалении 7 км от ВПП доложил “280 метров” и при команде РП “ Взять посадочный” на удалении 6км от ВПП ответил “Понял” и больше на вызовы не отвечал. На удалении 5900м от ВПП отметка самолета пропала на экране посадочного локатора. На расстоянии 5010м от начала ВПП и 60м правее ее оси самолет коснулся земли колесами и кормой на опушке рощи с последующим отделением до 3-5 метров и пролетев, разрушаясь о деревья, участок леса шириной 50м, вторично столкнулся с землей через 200м от точки первоначального касания, разрушился и сгорел.
Экипаж в составе командира звена капитана Гостева Е.А., штурмана звена капитана Сафронова А.Н. и радиста – матроса Вишницкого Е.Д. погиб. Из-за малой высоты экипаж парашютами не воспользовался.
Заключение о причинах АП
Непосредственная причина: резкое снижение самолета с Н=240м в течении 9-10 сек и столкновение его с землей.
Согласно расчета снижение происходило с Vпр.ср.=380 км/ч, Vу=24, 5 м/с, с углом наклона траектории 15. Встреча самолета с землей произошла при выводе его из угла планирования.
В связи с полным разрушением самолета и гибелью всех членов экипажа истинная причина не установлена.
Исходя из расчета траектории и полета аварийная обстановка для летчика возникла внезапно, что могло быть вызвано отказом управления самолетом или резким ухудшением видимости в кабине (из-за выбивания эмульсии гидросистемы).
КАТАСТРОФА 2.04.1965 года
Самолет Ту-16, СФ, аэродром Североморск-1
Летчик – зам. командира аэ, военный летчик 1-го класса, гвардии майор ПавловВ.А.
Ночь, ПМУ.
Обстоятельства АП
После взлета в ходе набора высоты произошло разрушение левого двигателя. В результате разлета осколков оторвало левый закрылок. Экипаж с управлением самолета в сложившихся условиях не справился. Самолет упал на казарму. Экипаж и часть личного состава срочной службы погибли
Заключение о причинах АП
Причиной авиационного происшествия явился и разрушение двигателя, в результате которого произошел обрыв закрылка. Истинная причина отказа двигателя не установлена.
КАТАСТРОФА 24.10.1966 года
Самолет Ту-16, БФ, аэродром Быхов
Летчик – командир корабля, военный летчик 3-го класса, капитан Бородулин Е.Н.
Ночь, ПМУ.
Обстоятельства АП
Возвращаясь с полетного задания по команде РП экипаж вышел на ДПРМ ас Быхов на высоте 1500м (по докладу экипажа) после чего получил разрешение занять эшелон круша (400м). Через 48 сек после подтверждения командиром корабля о разрешении снижаться до высоты круга самолет в начале второго разворота “большой коробочки” на удалении от аэродрома 14 км, под углом 3, 5, с креном 12 столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Последний доклад экипажа по радио о начале разворота был за 12 сек до столкновения с землей. Командир корабля, помощник командира корабля , штурман корабля и второй штурман погибли. ВСР получил травмы, КОУ – невредим.
Заключение о причинах АП
Непосредственная причина: непреднамеренное снижение самолета на опасную высоту из-за ошибки экипажа в отсчете высоты полета на 1000м. Экипаж неправильно отсчитал высоту полета по высотомеру ВД-20 и на снижении фактически занял эшелон 500м вместо 1500м и считая, что у него высота 1500м, продолжал снижение на режиме, установленном инструкцией. Через 48 сек с момента подачи команды РП на снижение до высоты круга. Самолет столкнулся с землей в районе второго разворота “БК”. Это время, при установленном режиме снижения, соответствует потере высоты 500м.
Главная причина: невыполнение командиром корабля и членами экипажа прямых функциональных обязанностей по контролю за режимом полета самолета, которые определены Инструкцией экипажу самолета Ту-16.
КАТАСТРОФА 10.06.1967 года
Самолет Ту-16, ТОФ, аэродром Пристань
Летчик – командир корабля, военный летчик 2-го класса, капитан Баяндин Л.С.
Инструктор – командир отряда, военный летчик 1-го класса, майор Орлов В.П.
Ночь, СМУ.
Обстоятельства АП
Экипаж выполнял второй контрольный полет в данную смену (Ннго=250м, видимость 2500м). После взлета на высоте 200-300 м в процессе первого разворота самолет прекратил набор высоты и горящим в воздухе, со снижением , через 2мин 07сек от начала взлете, столкнулся с сопкой высотой 127м. Полностью разрушился и частично сгорел. Экипаж в полном составе погиб.
Заключение о причинах АП
В связи с полным разрушением самолета и пожаром на земле, истинную причину пожара на самолете в воздухе установить не удалось. Пожар самолета в воздухе подтверждается магнитофонной записью переговоров экипажа и срабатыванием в воздухе системы автоматического пожаротушения. Вероятной причиной пожара является обрыв лопатки 2-ой ступени турбины правого двигателя с последующим повреждением топливной системы и возникновением пожара в районе топливного бака № 4.
В сложной обстановке экипаж допустил поспешные действия, вместо энергичного набора высоты для покидания самолета , что в условиях горной местности являлось наиболее правильным решением, экипаж начал выполнять разворот в сторону аэродрома с увеличенным креном и снижением.
А В А Р И Я 12.07.1967 года
Вертолет Ка-25, ЧЦП, аэродром Николаев
Летчик – командир корабля, военный летчик 2-го класса, капитан Мороз О.П.
День, ПМУ.
Обстоятельства АП
После посадки, при рулении на большой скорости и попадании одного колеса на препятствие, вертолет вошел в земной резонанс, опрокинулся на бок, разрушился и сгорел. Экипаж невредим.
Заключение о причинах АП
Не дисциплинированность и неграмотные действия летчика.
КАТАСТРОФА 6.10.1967 года
Самолет Ту-16, СФ, аэродром Североморск – 3
Летчик – командир корабля, военный летчик 2-го класса, капитан Чаманский Б.И.
Ночь, СМУ.
Обстоятельства АП
3.10. 1967 г. экипаж выполнил посадку на запасном аэродроме Лахта из-за ухудшения метеоусловий на АС Североморск – 3. 6.10.1967 г. дневные метеоусловия позволяли выполнить перелет на свой аэродром. Однако решением командира полка и дивизии перелет был перенесен на ночь (в свою летную смену).
К моменту посадки самолета погода на аэродроме посадки ухудшилась. Несмотря на явное несоответствие условий на аэродроме посадке уровню подготовки экипажа, РП, заместитель командира полка подполковник Горин, разрешил посадку экипажу.
Экипаж с заходом на посадку не справился и преждевременно потерял высоту на посадочном курсе. Самолет сбил столбы огней подхода и антенну БПРМ.
Командир корабля принял решение об уходе на второй круг, но, в результате разрушения закрылков, с управлением не справился. Самолет столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Экипаж погиб.
Заключение о причинах АП
Непосредственной причиной АП явилась ошибка экипажа в выдерживании высоты при снижении по глиссаде.
Главная причина – плохая организация и руководство полетами.
КАТАСТРОФА 11.03.1968 года
Вертолет Ка-25, ЧФ, аэродром Кача
Летчик – командир отряда, военный летчик 1-го класса, майор Хлынов В.П.
День, ПМУ.
Обстоятельства АП
При выполнении перелета по маршруту Кача - Калининград не долетая 8км до АС Минск вертолет упал и разрушился. Три человека погибли.
Заключение о причинах АП
Выход из строя масляного насоса редуктора РВ-3ф с последующим разрушением подшипников из-за масляного голодания.
Катастрофе способствовали не грамотные действия экипажа, пытавшегося долететь до аэродрома несмотря на отсутствие давление масла в редукторе.
КАТАСТРОФА 15.07.1968 года
Самолет Ту-16 , СФ, аэродром Оленья
Летчик – зам. командира аэ по политической части, военный летчик 1-го класса, гвардии майор Акимов В.Н.
День, СМУ.
Обстоятельства АП
После выполнения маршрутного полета командир экипажа, выполняя снижение до высоты 2100м, запросил выход ко 2-му развороту. Руководитель полетов, в на рушение схемы захода на посадку с курсом 9, разрешил выполнение данного маневра, а при получении доклада о выполнении 2-го разворота от экипажа, дальнейшее снижение до 700м, не наблюдая экипаж ни визуально, ни технически. Экипаж, снижаясь в облаках, допустил боковое уклонение от ЛЗП в 20 км и на удалении 43 км от аэродрома столкнулся с сопкой высотой 955 метров. Самолет сгорел, экипаж погиб.
Заключение о причинах АП
Главной причиной катастрофы явилось грубое нарушение требований руководящих докуме
КАТАСТРОФА 1.04.1969 года
Вертолета Ка-25 , ЧФ, корабль
Летчик – командир вертолета, военный летчик 2-го класса, капитан Никольский
Инструктор – зам. командира вэ, военный летчик 1-го класса, п/п-к Мдивани Г.Н.
День, ПМУ.
Обстоятельства АП
При заходе на посадку на корабль вертолет с высоты 70-80 м начал интенсивно снижаться и столкнулся с водой.Инструктор п/п-к Мдивани погиб, командир вертолета капитан Никольский покинул вертолет после приводнения и был подобран спасательной командой с ПКР.
Заключение о причинах АП
Отказ одного двигателя на высоте 70-80 метров по причине обрыва двух лопаток 1-ой ступени компрессора.
Катастрофе способствовали неграмотные действия инструктора, который перевел исправный двигатель аварийным краном управления на режим “06” номинала, что привело к интенсивному падению оборотов несущего винта и резкому увеличению вертикальной скорости.
КАТАСТРОФА 13.01.1969 года
Самолет Ли-2, ЧФ, аэродром Узин
Летчик – командир аэ, военный летчик 1-го класса, майор Филатов В.Ф.
День, СМУ.
Обстоятельства АП
Выполнялись последовательные вылеты экипажей полка для поиска в заданных квадратах самолета Ту-22 с ас Узин, выполнявшего бомбометание на полигоне “Калиновка”. Предыдущие экипажи предупреждали о наличии низкой облачности в предгорьях Крыма, между нп. Зуя и Старый Крым.
Экипаж майора Филатова вылетел по команде в заданный квадрат поиска. В процессе поиска снизился на предельно-малую высоту. На этой высоте вошел в район предгорья и попал в облачность. При наборе высоты самолет с левым креном столкнулся с горой и сгорел. Погибло 5 человек, в живых остался бортовой механик.
Заключение о причинах АП
Официального документа, определяющего причины данной катастрофы отсутствуют.
КАТАСТРОФА 9.06.1969 года
Самолет Ту-22р, БФ, аэродром Чкаловск
Летчик – заместитель командира полка, военный летчик 1 –го класса, п/п-к Виноградов В. А.
Экипаж – штурман полка майор Филлипов В.А.,
оператор – начальник ВОС полка майор Овчаренко А.С.
День, ПМУ.
Полет на ЛТУ авиации ДКБФ по заданию № 54 задачи IV КБП –67 “тренировочный полет на воздушную разведку аэродромов и береговых радиотехнических средств”
Обстоятельства АП
При взлете с полетным весом 82, 1т, пробежав по ВПП 1705м, летчик прекратил взлет, выключил двигатели, применил основные тормоза и после схода на грунт использовал аварийные тормоза. В конце пробега на удалении 432м от конца ВПП в песчаной “ловушке” произошло разрушение заднего подкоса передней ноги шасси, стойка сложилась и самолет ударился носовой частью фюзеляжа о грунт. В результате деформации и разрушения носовой части фюзеляжа и гидросистемы, электрических и кислородных коммуникаций в кабине возник пожар, который был ликвидирован наземными средствами пожаротушения.
От удушья продуктами горения п/п-к Виноградов и майор Овчаренко погибли. Майор Филлипов невредим.
Заключение о причинах АП
Причиной, вынудившей летчика прекратить взлет, явилось возникшая неожиданно для летчика, в процессе разбега самолета необычная тряска упруго висящего на подъемном тросе сидения, вследствие не закрытия или самопроизвольного открытия замка, фиксирующего сиденье в поднятом положении, из-за недостатков в конструкции фиксации и сигнализации закрытия замка.
Непосредственной причиной катастрофы является пожар в кабине самолета, возникший в результате повреждений гидравлических, электрических и кислородных коммуникаций при разрушении носовой части фюзеляжа из-за поломки подкоса передней стойки шасси при входе песчаную “ловушку” после выкатывания самолета за полосу безопасности вследствие прерванного взлета.
нтов и руководителем полетов и экипажем.
КАТАСТРОФА 2.07.1970 года
Самолет Ту-22р, БФ, аэродром Чкаловск
Летчик – заместитель командира аэ, военный летчик 1-го класса, майор Билевский Э.Р.
Ночь, ПМУ.
Обстоятельства АП
После выполнения посадки ночью в ПМУ на повышенной скорости 338-350 км/ч, летчик выпустил тормозной парашют и начал торможение. При роспуске один купол парашюта оборвался, второй погасился при обрыве первого. Торможение от основной системы результатов не дало. Самолет выкатился за пределы ВПП на 800м. Во время пробега по грунту, на самолете сломалась передняя нога шасси и разрушилась носовая часть фюзеляжа. Штурман корабля, заместитель командира аэ по политической части майор Федотов А.К. погиб, летчик и оператор невредимы.
Заключение о причинах АП
Причиной катастрофы является ошибка летчика в технике пилотирования.
Посадка была произведена с двигателями, работающими на повышенных оборотах, что при скорости посадки 338-350 км/ч привело к обрыву тормозного парашюта, возникновению большой вертикальной перегрузки и отказу основной системы торможения, в результате обрыва тормозных тяг.
Катастрофе способствовал конструктивно-производственный недостаток шасси самолета, приводящий к подтормаживанию дисковых тормозов колес при посадках со сносом и галопированию тележек шасси при грубых посадках.
КАТАСТРОФА 1.10.1970 года
Самолет Бе-12, ЧФ, аэродром Донузлав
Летчик – командир корабля, военный летчик 1-го класса, капитан Жильцов В.Ф.
Ночь, ПМУ.
Обстоятельства АП
Через две минуты после взлета в начале левого разворота с набором высоты на Н = 150-200м и V=320 км/ч самолет резко, с большим левым креном, начал терять Н и ударился о воду. Все члены экипажа погибли.
Заключение о причинах АП
Наиболее вероятная причина: столкновение со стаей птиц.
КАТАСТРОФА 1.04.1971 года
Вертолет Ми-8, СФ, аэродром Рогачево
Летчик – командир экипажа, военный летчик 1-го класса, подполковник Нечай В.И.
Ночь, СМУ.
Полет по кругу.
Обстоятельства АП
При выполнении полетов по “БК”, на 2-ом заходе, от 2-го к 3-му развороту на Н=400м, полет выполнялся в облаках в условиях интенсивного обледенения, при температуре наружного воздуха - tc=–!7. Через 25 мин после взлета на вертолете произошла остановка обоих двигателей по причине срыва пламени в камерах сгорания из-за попадания льда в результате сброса его с входных устройств от срабатывания ПОС. посадка производилась на режиме самовращения НВ в результате удара вертолета о землю погибли п/п-к Нечай, капитан Горельков, борт техник лейтенант Дектярев. Летчик-штурман ст. лейтенант Лаврентьев получил травмы.
Заключение о причинах АП
Причиной является самовыключение обоих двигателей при полете в облаках по “БК” на Н=400 м в условиях интенсивного обледенения – несовершенство ПОС., плохое руководство полетами.
КАТАСТРОФА 20.04.1971 года
Самолет Ту-22р, БФ, аэродром Чкаловск
Летчик – командир отряда, военный летчик 1-го класса, майор Жуйков С.В.
День, ПМУ.
Полет по заданию №62, 4-й задачи КБП-67 Ту22р ав. ВМФ “летно-тактическое учение авиаполка” с задачей воздушной разведки аэродромов и кораблей с последующим минометанием на полигоне.
Обстоятельства АП
После взлета, через 1ч. 06мин, в районе Поморской бухты (балтийское море), в горизонтальном полете на Н=1000м при V=700 км/ч в кабине возник резкий запах гари, а затем появился дым, обороты левого двигателя упали, температура входящих газов зашкалила до упора, возросло давление топлива в форсажном контуре, затем загорелось табло “Внимание пожар ДСТ”. Через 10 сек возник хлопок в хвостовой части и начали падать обороты правого двигателя. Скорость стала энергично падать. Командир корабля дал команду экипажу катапультироваться. Экипаж катапультировался, последним покинул самолет майор Жуков на V-300-320 км/ч. после приводнения и применения патронов майор Жуков и оператор капитан Рафеев С.С. были подобраны рыболовецким судном ПНР. В этом же районе рыбаками были подобраны лодка МЛАС-1, САЖ-1, ботинки и защитный шлем принадлежащий штурману корабля капитану Голешину Н.М. Комиссия считает, что капитан Голешин погиб.
Заключение о причинах АП
Причиной катастрофы явился нагар на левом двигателе из-за его конструктивного недостатка, в следствии разрушения подшипников средней и задней опор ротора из-за быстрого прекращения подачи масла предположительной причиной прекращения подачи масла явилось разрушение привода маслонасоса или разрушение внешнего трубопровода обвязка масляной системы.
Отказ правого двигателя произошел из-за КПН самолета, на котором тросовое управления обоими двигателями заведено в гондолу левого двигателя с расположением в непосредственной близости от корпуса камеры сгорания, что при прогаре камеры сгорания и суфлирующих патрубков привело к перекосу тросов управления правого двигателя и его выключению.
КАТАСТРОФА 7.01.1972 года
Самолет Ту-22п, ЧФ, аэродром Саки
Летчик – командир корабля, военный летчик 2-го класса, капитан Потлов Н.Я.
Экипаж – штурман корабля старший лейтенант Булавин О.Г.,
начальник ВОП аэ капитан Моцный Е.А.
День, ПМУ.
Тренировочный полет по маршруту.
Обстоятельства АП
После посадки самолета на удалении 700м от торца ВПП на V=368 км/ч командир экипажа выпустил тормозной парашют, один купол оборвался, купол второго парашюта также порвался. Самолет выкатился за пределы ВПП, столкнулся с улавливателем на удалении 800м от торца ВПП, отломил переднюю стойку шасси и на удалении 1130м от торца ВПП остановился. При пробеге по грунту сбросился люк штурмана и сработало катапультное сидение штурмана. Сидение штурмана при ударе о переднюю стойку разрушилось, а штурман был отброшен вперед на 100м и погиб.
Заключение о причинах АП
Причиной катастрофы является ошибка летчика в технике пилотирования, которая произошла в результате нарушений в методике летного обучения и недостатков в организации летной работы, допущенных руководящим летным составом.
КАТАСТРОФА 12.01.1972 года
Самолет Ил-28, БФ, аэродром Нурмси
Летчик – старший летчик, военный летчик 3-го класса, старший лейтенант Гребцов В.И.
День, ПМУ.
Полет на топмачтовое фотобомбометание, фотострельба из пушечных установок.
Обстоятельства АП
После выполнения топмачтового фотобомбометания экипаж произвел маневр для фотострельбы по цели , выложенной в районе аэродрома. С Н=600м перевел самолет в пикирование, увлекся прицеливанием, потерял высоту ниже установленной и выводил самолет с перегрузкой ниже потребной для этой высоты. В результате этого высоты для этого не хватило, самолет с небольшим правым креном коснулся плоскостью земли и в процессе скольжения по ГВПП начал разрушаться и гореть. Ст. лейтенант Гребцов и штурман звена – минер аэ капитан Воганов погибли, ВСР сержант Фетисов госпитализирован в тяжелом состоянии, умер 28 февраля.
Заключение о причинах АП
Ошибка летчика в технике пилотирования.
КАТАСТРОФА 16.05.1972 года
Самолет Ан-24, БФ, аэродром Храброво
Летчик – командир корабля, военный летчик 1-го класса, капитан Гуртник В.А.
День, СМУ.
Облет радиотехнических средств АС.
Обстоятельства АП
Полет выполнялся с целью инспекторского облета радиотехнических средств АС Коса. В качестве инспекторов на борту находились два офицера Управления авиацией флота. Полет должен был выполняться визуально на Н=500м. Экипаж после взлета вышел в море и выполнял полет по докладу командира корабля на Н=150м. Выполнив маневр для выхода на КО Зеленоградск, самолет после пролета Зеленоградск был потерян РТСРТС Храброво. На 15-ой минуте полета самолет в районе Светлогорска вошел в полосу тумана на недопустимо малой высоте и столкнулся с деревьями на побережье (истинная высота препятствий 42м). В результате столкновения с деревьями, а затем со зданием детского сада, разрушился и сгорел. Экипаж в составе 6-ти человек, 2-х инспекторов и 25 гражданских лиц (23 ребенка и 2 взрослых), находящихся на месте падения погибли.
Заключение о причинах АП
Неудовлетворительная подготовка организация подготовки и управления данным полетом.
КАТАСТРОФА 20.07.1972 года
Самолет Бе-12, ЧФ, аэродром Донузлав
Летчик – командир полка, военный летчик 1-го класса, подполковник Пономаренко Ф.И.
Экипаж – помощник командира корабля ст. лейтенант Преображенский В.Б., штурман полка майор Бибик А.И., начальник связи полка майор Чуприн Ю.И., старший научный сотрудник п/я р-6805 Шейнин М.П.
День, ПМУ.
Полет по маршруту на слежение за подводной лодкой.
Обстоятельства АП
Через 2ч 11мин после взлета, после выполнения упражнения по слежению за подводной лодкой, командир полка принял решение с целью тренировки произвести посадку в открытом море в районе боевой подготовки флота № 38. После плавного приводнения на пробеге на скорости 160 км/ч самолет носовой частью столкнулся с посторонним плавающим предметом, получил пробоину передней кабины которая напором поступающей воды разрушилась. Самолет затем перевернулся. После переворачивания самолета майор Чуприн, отстегнул привязные ремни освободился от парашюта и через боковой аварийный люк покинул самолет, отплыл от самолета, удерживаясь за оторванный поплавок и находился на поверхности воды до прибытия корабля. Остальные члены экипажа погибли.
Заключение о причинах АП
Причиной катастрофы явилось столкновение самолета с притопленным предметом на пробеге при выполнении посадки в открытом море с учебными целями.
КАТАСТРОФА 9.03.1973 года
Вертолет Ка-25, ТОФ, аэродром Новонежино
Летчик – командир вэ, военный летчик 1-го класса, капитан Смольков В.Г.
Ночь, ПМУ.
Тренировочный полет с палубы корабля на ходу.
Обстоятельства АП
Выполнив взлет с палубы корабля и нормальный полет по кругу, летчик доложил о начале 4-го разворота и запросил разрешение на посадку. РП на корабле посадку разрешил. После 4-го на Н-200м и скорости 100 км/ч произошла потеря управляемости вертолета. Вертолет перешел на снижение со средней Vу=5, 45 м/с. На команды РП “не снижайтесь” (три раза) летчик не отвечал. Через 5 мин 12 сек после взлета или через 37 сек после выхода из 4-го разворота, не прекращая снижения, на удалении 1850м от корабля, вертолет столкнулся с водой и затонул на глубине 60м. Штурман аварийно сбросил входную дверь и перед приводнением вертолета покинул его без парашюта. Вертолет был поднят. Труп штурмана найден 15.03., труп летчика не обнаружен.
Заключение о причинах АП
Потеря управляемости вертолета в следствии разрушения прилива крепления нижнего шлиц шарнира к корпусу токосъемника ТС-9 из-за недостаточной прочности корпуса и незащищенности его подшипника от попадания влаги.
АВАРИЯ 22.05.1973 года
Самолет Ту-22р, ЧФ, аэродром Саки
Летчик – командир отряда, военный летчик 1-го класса, майор Городянко В.Е.
Экипаж – штурман отряда капитан Конопелькин А.В., начальник ВОС аэ капитан Бененко А.И.
Ночь, ПМУ.
Полет в зону в облаках упр. 26, заход по системе ОСП под шторкой упр.31 КБП РА-67г
Обстоятельства АП
При выполнении 1-го захода по системе ОСП в районе 3-го разворота на Н=500м и V=500 км/ч на самолете появилась значительная тряска, через3-5 сек возник пожар левого двигателя, о чем экипаж доложил РП. Командир экипажа выключил двигатель, убрал шасси, перевел правый двигатель на форсажный режим, установил режим набора на V=500-520 км/ч, на Н=2000м приказал экипажу катапультироваться. Экипаж покинул самолет, системы сработали, приводнение произошло в 19 км западнее г. Саки. Командир корабля, начальник ВОС – правильно использовали АСС, штурман не использовал, на воде держался до прибытия кораблей.
Заключение о причинах АП
Истинную причину аварии самолета установить не представилось возможным.
Наиболее вероятной причиной пожара самолета – внутреннее разрушение двигателя.
КАТАСТРОФА 30.05 1973 года
Самолет Ту-16, ЧФ, аэродром Гвардейское
Летчик – командир отряда, военный летчик 1-го класса, майор Шаров Н.В.
Экипаж – помощник командира корабля младший лейтенант Перегняк Н.М., штурман отряда капитан Пугач А.В., второй штурман корабля лейтенант Шершавицкий Н.В., ВСР прапорщик Бабак А.Б., КОУ прапорщик Димченко П.С.
День, ПМУ.
Обстоятельства АП
Через 2ч 11мин после выполнения маршрутного полета, экипаж, по указанию руководителя полетов, выполнял проход над ВПП на высоте 200м с последующим заходом на посадку. Самолет, находясь на курсе и на глиссаде на удалении 2 км от полосы перешел в набор высоты, вошел в облачность и через 1мин 28сек упал в 7 км левее полосы.
Заключение о причинах АП
Анализом переговоров внутри экипажа установлено, что после входа в облака отказали основные авиагоризонты на самолете. Находясь на малой высоте (250 м) командир экипажа не смог своевременно перейти на пилотирование по резервному авиагоризонту, уклонился влево, потерял скорость и столкнулся с землей.
КАТАСТРОФА 24.06.1974 года
Вертолет Ми-4, ТОФ, аэродром -
Летчик – командир вертолета, военный летчик 1-го класса, капитан Мазанцев И.Н.
Ночь, СМУ.
Тренировочный полет по системе ночью при УМП.
Обстоятельства АП
Экипаж выполнял самостоятельный полет по “большой коробочке” ночью при УМП (Ннко=120м, видимость – 6 км). Находясь на высоте 300м на втором развороте, командир вертолета доложил об отказе пилотажно-навигационных приборов и через 1, 5 мин перестал отвечать на запросы РП. Расследованием установлено, что вертолет столкнулся с водной поверхностью и затонул вместе с экипажем из трех человек.
Заключение о причинах АП
Наиболее вероятной причиной катастрофы является отказ пилотажно-навигационных приборов, вызванный нарушением системы приборов, вызванный нарушением системы их электропитания.
КАТАСТРОФА 9.08.1974 года
Самолет Бе-12, ЧФ, аэродром Донузлав
Летчик – командир аэ, военный летчик 1-го класса, подполковник Денисов В.К.
Ночь, ПМУ.
Тренировочный полет на поиск и слежение за подводной лодкой.
Обстоятельства АП
Экипаж выполнял полет на поиск и слежение за подводной лодкой. Обнаружив подводную лодку экипаж передал ее координаты, затем еще раз подтвердил их, после чего связь с ним прекратилась. Как было установлено, через 50 сек после доклада и начала левого разворота самолет столкнулся с водной поверхностью и затонул в 4-х км от подводной лодки вместе с экипажем из 4-х человек и пассажиром.
Заключение о причинах АП
Наиболее вероятной причиной катастрофы явился отказ левого двигателя из-за конструктивно-производственных недостатков при выполнении левого разворота на высоте 300 м.
АВАРИЯ 5.09.1974 года
Самолет Ту-22р, БФ, аэродром Чкаловск
Летчик – командир корабля, военный летчик 1-го класса, капитан Савинов В.А.
День, ПМУ.
Перегон авиатехники с АС Остров на Чкаловск.
Обстоятельства АП
По истечении 90 сек после взлета, в наборе высоты на Н=3000м и в V= 700 км/ч началось снижение напряжения в электросети самолета. После обнаружения отказа всей системы электропитания и утраты возможности контролировать работу всех систем и оборудования самолета и двигателей экипаж покинул самолет. Самолет, пролетев от места приземления экипажа 7 км, разрушился в воздухе и взорвался.
Заключение о причинах АП
Причиной аварии явилось снижение напряжения в электросети, а затем и полное ее обесточивание, что привело к потере работоспособности основных жизненно необходимых систем самолета доя обеспечения выхода на аэродром и безопасной посадки.
Наиболее вероятной причиной обесточивания электросети самолета явилось попадание плюсового напряжения на уравнительный провод “-ЭГ” генераторов ГС-18т, что привело к снижению напряжения генераторов и интенсивной разрядки аккумуляторов в процессе набора высоты.
КАТАСТРОФА 30.10.1974 года
Самолет Ту-22р, ЧФ, аэродром Саки
Летчик – заместитель начальника отдела БП ВВС, военный летчик 1-го класса, Фесенко В.Ф.
Ночь, СМУ.
Тренировочный полет в зону.
Обстоятельства АП
Экипаж выполнял тренировочный полет в зону. Через 7 мин радиолокационный контакт с самолетом был потерян, на запросы руководителя полетов экипаж не отвечал.
Заключение о причинах АП
Наиболее вероятной причиной катастрофы является потеря управляемости самолета в следствии отказа системы управления или разрушения самолета, что не позволило экипажу доложить о случившемся, использовать средства спасения
КАТАСТРОФА 29.12.1974 года
Самолет Ту-16, СФ, аэродром Североморск – 3.
Летчик – командир отряда , военный летчик 1-го класса, капитан Корепанов А.Д.
Ночь, СМУ.
Перелет с АС Остров на АС Североморск-3
Обстоятельства АП
На удалении 210 км от АС Североморск –3 получив данные от РП об условиях посадки, экипаж приступил к снижению. На удалении 18 км от аэродрома самолет столкнулся с сопкой, разрушился и сгорел. Экипаж в составе 7 человек погиб.
Заключение о причинах АП
Причиной катастрофы явилось снижение экипажа ниже заданной высоты полета на 420 м из-за ошибки командира корабля в установке барометрического давления на высотомере. Вместо 726, 7 мм.ртст. было установлено 756, 7 мм.рт.ст
КАТАСТРОФА 30.01.1975 года
Вертолет Ка-25, ТОФ, аэродром Новонежино
Летчик – командир отряда, военный летчик без класса, старший лейтенант Чистяков А.Ф.
День, СМУ.
Тренировочный полет по маршруту с переменным профилем на предельно-малой высоте над морем в качестве ведущего пары.
Обстоятельства АП
На 59-ой минуте полета, после зависания над водной поверхностью, на высоте 100 м и 62 км от берега, на V-110 км/ч на вертолете из-за разрушения свободной турбины левого двигателя возник пожар. Через поврежденный кожух двигателя и обшивку вертолета пламя из камеры сгорания с температурой около 1200С прорывалось в кабину вертолета, что привело к перегоранию и разрушению элементов системы управления вертолетом и полному его отказу. Потерявший управление вертолет, через 71 сек после возникновения аварийной ситуации, с левым креном 10 и отрицательным углом 50-60 столкнулся с водной поверхностью, перевернулся и затонул на глубине 37 м. Экипаж в составе трех человек погиб.
Заключение о причинах АП
Причиной катастрофы явился пожар на вертолете из-за раазрушения свободной турбины левого двигателя ГТД-3д.
КАТАСТРОФА 6.06.1975 года
Самолет Ту-22у, ЧФ, аэродром Саки
Летчик – командир корабля, военный летчик 2-го класса, капитан БелобородовН.И.
День, ПМУ.
Тренировочный полет в зону.
Обстоятельства АП
Через 14 мин после взлета с АС Саки на высоте около 4800 произошло разрушение и пожар левого двигателя, что привело к мгновенному нарушению управления самолетом и его беспорядочному падению.
Спасательными силами был поднят с воды член экипажа, оператор капитан Смирнов В.Г. катапультировавшийся во время падения самолета. Командир корабля и штурман корабля старший лейтенант Ерохин В.М. погибли.
Самолет упал в море на удалении 96 км от аэродрома вылета и затонул на глубине 180 м.
Заключение о причинах АП
Наиболее вероятными причинами разрушения и пожара двигателя ВД-7м являются обрыв лопатки первой ступени компрессора или разрушение диска турбины
КАТАСТРОФА 14.07.1975 года
Вертолет Ми-6, БФ, аэродром
Летчик – командир вертолета, военный летчик 2-го класса, ст. лейтенант Бармин М.Ф.
День, ПМУ.
Полет на перевозку личного состава.
Обстоятельства АП
При полету по маршруту вертолет неожиданно столкнулся со стаей птиц. Из-за попадания птиц во входной канал правого двигателя произошло разрушение лопаток входного направляющего аппарата и компрессора, что привело к его отказу. Вертолет имея полный вес 40, 5т не смог продолжить дальнейший полет без снижения. При выполнении посадки на выбранную площадку в лесном массиве после приземления, на пробеге из-за неровностей грунта, вертолет опрокинулся на правый борт и загорелся. Входные двери оказались заклиненными. Эвакуация экипажа осуществлялась через аварийный
07.02.2008 15:02
Хорошо иметь на руках Журнал авиационных проишествий :о)
Случайный
08.02.2008 23:19
Здесь не упомянута ПОСЛЕДНЯЯ авария - именно АВАРИЯ, а не катастрофа - Ту-16 МА Краснознаменного Северного флота. Произошла она в то ли в мае, то ли в июне 1996-го года. Я бы и сам не поверил. Думал, их списали гораздо раньше. Но в Кипелово на стенде фотографий аварий и катастроф увидел этот снимок! Именно дата - 1996-й год (!) бросилась в глаза. Ту-16, по моему, модификации Р. Он переломился пополам за кабиной пилотов перед воздухозаборниками двигателей. Стоит на основных стойках шасси упершись носовой чатью в грунт. Вот такая информация.
09.02.2008 02:42
2 Случайный
Проясняю ситуацию , начиная с 93 года , ни аварий , ни тем более катастроф Ту-16 на СФ не было , тем более Р-овских модификаций , последний полк разведчиков ( 967 одрап ) был переучен на Су-24М/МР В 1994 году , последние полеты Ту-16 проводились в 924 мрап в 1993 году , так что то что Вы видели в Острове (там в то время не было аварий Ту-16 ) , это ЛИИшный борт , который действительно залетал к нам в Североморск , году в 96м. А вот что с ним сделали на стоянке , хрен знает , могли и подкос свернуть. Но ни в одном нормативном акте , \та авария не упоминается.