Французская авиакомпания Amelia внедрила инновационное решение по предотвращению образования инверсионных следов, разработанное компанией Thales. С июня 2024 года это решение применялось на всех рейсах Amelia между Парижем и Вальядолидом, выполняемых на самолётах Embraer ERJ145.
Инверсионные следы образуются, когда тёплые влажные выхлопные газы самолёта смешиваются с холодным окружающим воздухом, что приводит к образованию облаков из кристаллов льда. Согласно исследованию ЕС 2020 года, инверсионные следы вносят в глобальное потепление вдвое больший вклад, чем выбросы CO2 от самолётов.
Для решения этой проблемы система Flights Footprint от Thales была интегрирована в инструменты Оперативного центра управления Amelia. Когда обнаруживается значительное влияние инверсионных следов, Flights Footprint предлагает альтернативные маршруты, позволяющие снизить общее климатическое воздействие полёта в среднем на 40%. Оптимизация достигается за счёт корректировки высоты полёта без изменения маршрута, что позволяет ограничить дополнительный расход топлива менее чем тремя процентами.
Система Flights Footprint использует последние прогнозы погоды и передовые климатические модели, предоставленные партнёром проекта Breakthrough Energy Contrails. После каждого полёта эти модели применяются к фактической траектории самолёта для оценки эффективности избегания зон образования инверсионных следов. Наземная камера Reuniwatt в регионе Бордо помогла подтвердить эффективность решения путём прямого наблюдения за инверсионными следами.
Жюльен Лопес, руководитель отдела экологических операций Thales, пояснил, что проект анализирует планы полётов Amelia до взлёта самолётов. Если выявляется сильное влияние инверсионных следов на конкретный рейс, то инструменты Thales предлагают альтернативную траекторию для минимизации или полного предотвращения образования следов.
В тестовом полёте 5 июня 2024 года корректировка плана полёта с изменением высоты с 36 000 до 34 000 футов (с примерно 11 км до 10, 4 км) привела к снижению влияния инверсионных следов на 87% и общего климатического воздействия на 30%, при этом расход топлива увеличился лишь на 2, 4%. Лопес отметил, что хотя увеличение расхода топлива означает рост выбросов CO2, общее климатическое воздействие значительно улучшилось.
В целом, проект позволил предотвратить в среднем более четырёх тонн эквивалента CO2 на каждый рейс, изначально подверженный влиянию инверсионных следов.
Amelia планирует распространить эту систему на подходящие рейсы в 2025 году, став первой авиакомпанией, систематически применяющей подход по предотвращению образования инверсионных следов. Адриен Шабо, директор по устойчивому развитию Amelia, сообщил, что с начала года компания уже начала проводить испытания по предотвращению инверсионных следов на рейсах, выполняемых самолётами A320.
(с) https://www.theengineer.co.uk/ ...
перевод: https://www.ixbt.com/news/2025 ...
база: (отчёт EASA) https://eur-lex.europa.eu/reso ...