Да, судя по всему, именно в ДУА. Не просто так Яковлев свою бумагу вчера опубликовал. Вы верите в такие совпадения?
А "бумага"-то о чём? В той "бумаге" про неправильную установку ДУА, ведущую к катастрофе, вроде бы, ничего не написано. И давно ведь сказано "ПОСЛЕ "этого" вовсе не означает ВСЛЕДСТВИЕ "этого".
Арктур006
Старожил форума
17.07.2024 07:17
Датчик то импортный или отечественный на Суперджете ?
airdriver05
Старожил форума
17.07.2024 07:17
«….. 17 июля 2024 г., AEX.RU – Компания-производитель самолетов SSJ 100 "Яковлев" напомнила о технологии замены датчиков угла атаки самолета, следует из письма компании. В ПАО "Яковлев" подтвердили отправку этого письма. Об этом сообщает ТАСС, в рапоряжении агентства имеется копия документа.
Угол атаки самолета — градус между положением крыла и поверхностью земли, угол, под которым самолет взлетает…»
Знание предмета просто убивает на повал. Если производят ремонтные работы, так же как и пишут, то остаются только выражения, в основном матерные.
1. Имеем долбодятла, который что то узнал и сказал про 5 градусов.
2. Имеем СМИ которые, наверняка после пары слов с тем же долбодтятлом пришли к выводу о то что накосячил техник.
3. Имеем датчик с 10 отверстиями по окружности. 360 делим на 10, получаем 36.
Додумались. И очень давно. Лет 30 назад, может, больше. И реализовывли в экспериментах. В России - точно, как в мире не знаю. Почему в серию не пошло, хз. Думаю, дело, как обычно, в деньгах.
Дело в отсутствии каналов связи самолёт-спутник-земля способных прокачать подобный объем информации от нескольких ВС.
Лет пять-шесть назад было соответствующее распоряжение правительства оборудовать в том числе и с передачей видео он лайн. Потом года три-четыре назад изменили на только запись и хранение.
Номера не помню.
Слышал есть передача видео онлайн на некоторых грузовых ВС специализирующихся на перевозках дорогих скакунов. Там шейхи очень волнуются, прям спать не могут.
Очень упрощённо:
В резервированных системах есть кворум-элементы, которые сравнивают все каналы (в четырёхканальной все четыре) и в «американском» кворуме выдают дальше среднее арифметическое.
В классическом советском кворуме в четырёхканальной системе отбрасываются макс. и мин. и из двух оставшихся остаётся меньший.
Если два канала выдают одинаковый минимум, то … писец.
Но! это касается вычислителей, а есть ещё электронная часть электрогидроприводов, где в каждом канале сравнивается электронная модель привода с сигналом датчика обратной связи и, при расхождении более допуска, данный канал (из четырёх) отключается.
Т.е. при неправильных установках двух из четырёх ДАУ (датчиков аэродинамических углов) управление ДОЛЖНО сохраниться.
А ещё есть прокладка между сайдстиком и креслом в виде двух человек которые анализирует показания авиагоризонтов и скорости а ещё наблюдают из окна за планетой....скорее всего дело не в ДУА. а гораздо печальнее
А ещё есть прокладка между сайдстиком и креслом в виде двух человек которые анализирует показания авиагоризонтов и скорости а ещё наблюдают из окна за планетой....скорее всего дело не в ДУА. а гораздо печальнее
Потому что проводочки и кнопочки это дешевле и конструктивно проще чем все эти ваши колёса, тросы, качалки, квадранты и прочая кинематика.
Дешевле , так , дешевле...Очень "важная" составляющая в авиастроении.
cmg
Опытный боец
17.07.2024 07:44
Пассажирский самолет Superjet 100, потерпевший крушение в Подмосковье, предварительно, не совершал обязательный облет после заводского технического обслуживания. Об этом ТАСС сообщили в авиационных кругах.
"По предварительным данным, самолет не совершил облет, который должен по регламенту выполняться после глубокого технического обслуживания на заводе", - сказал собеседник агентства. Информации о полетах этого борта также нет в реестре воздушных судов и других открытых источниках. Согласно им, предпоследний полет Superjet 100 выполнил 3 мая 2024 года.
В случае контрольного облета его выполняет экипаж летчиков-испытателей. По мнению собеседников ТАСС, такие пилоты "заточены" отмечать технические проблемы, которые после этого устраняются. Если были технические неисправности, нестандартное поведение самолета или сбои, они вносят свои замечания.
"Линейный экипаж в таком случае может вовремя не распознать проблему, в отличие от экипажа облета. Вторые готовы к различному спектру ситуаций, первых просто не готовят к такому", - уточнил собеседник агентства.
Существует перечень причин для проведения облета после техобслуживания, но в некоторых случаях его совмещают с перегонкой самолета на другой аэродром.
Пассажирский самолет Superjet 100, потерпевший крушение в Подмосковье, предварительно, не совершал обязательный облет после заводского технического обслуживания. Об этом ТАСС сообщили в авиационных кругах.
"По предварительным данным, самолет не совершил облет, который должен по регламенту выполняться после глубокого технического обслуживания на заводе", - сказал собеседник агентства. Информации о полетах этого борта также нет в реестре воздушных судов и других открытых источниках. Согласно им, предпоследний полет Superjet 100 выполнил 3 мая 2024 года.
В случае контрольного облета его выполняет экипаж летчиков-испытателей. По мнению собеседников ТАСС, такие пилоты "заточены" отмечать технические проблемы, которые после этого устраняются. Если были технические неисправности, нестандартное поведение самолета или сбои, они вносят свои замечания.
"Линейный экипаж в таком случае может вовремя не распознать проблему, в отличие от экипажа облета. Вторые готовы к различному спектру ситуаций, первых просто не готовят к такому", - уточнил собеседник агентства.
Существует перечень причин для проведения облета после техобслуживания, но в некоторых случаях его совмещают с перегонкой самолета на другой аэродром.
cmg
Пассажирский самолет Superjet 100, потерпевший крушение в Подмосковье, предварительно, не совершал обязательный облет после заводского технического обслуживания. Об этом ТАСС сообщили в авиационных кругах...
...Существует перечень причин для проведения облета после техобслуживания, но в некоторых случаях его совмещают с перегонкой самолета на другой аэродром.
https://tass.ru/proisshestviya ...
Я думал импортный, Талес, но партийный номер другой. ХЗ чей.
Если импортный, то маловероятной кажется технология установки с нанесением рисок до снятия и т.д..
Или всякое бывает ?
Вежливый
Молодой боец
17.07.2024 08:06
* На «Суперджетах» датчик угла атаки крепится к фюзеляжу через специальную накладку. К накладке крепится сам датчик, а уже она, в свою очередь, крепится к фюзеляжу. На самолетах Boeing 737 и Airbus A320 датчик крепится без накладки, и присутствуют специальные штифты, которые не дают установить датчик неправильно. На накладке для крепления к фюзеляжу у «Суперджета» таких штифтов нет, есть только линия, нанесенная краской, которую нужно совместить на накладке и фюзеляже при установке.
Одним из первых пунктов процедуры демонтажа датчика угла атаки на RRJ-95 является проверка наличия линии, по которой накладка сопоставляется с фюзеляжем. Если эта линия отсутствует, то перед снятием датчика ее нужно нанести оранжевой эмалью. В документации также содержится предупреждение о том, что накладка должна быть возвращена строго на то же самое место фюзеляжа, откуда она была снята.*
Дело в отсутствии каналов связи самолёт-спутник-земля способных прокачать подобный объем информации от нескольких ВС.
Лет пять-шесть назад было соответствующее распоряжение правительства оборудовать в том числе и с передачей видео он лайн. Потом года три-четыре назад изменили на только запись и хранение.
Номера не помню.
Слышал есть передача видео онлайн на некоторых грузовых ВС специализирующихся на перевозках дорогих скакунов. Там шейхи очень волнуются, прям спать не могут.
А отсутствие каналов... из-за чего? :-))) Женщин отметаем. Остаются что? Денюшки. :-)
Теперь система управления полетом будет сравнивать входные сигналы с обоих датчиков угла атаки. Если показания датчиков разняться на 5, 5 градусов и более при убранных закрылках, MCAS не будет активирована. Указатель на дисплее кабины пилотов предупредит пилотов.
Если MCAS активирована во внештатных условиях, она будет выдавать по одному входному сигналу для каждого случая повышенного угла атаки. Не предусмотрены условия, при которых MCAS будет выдавать множественные сигналы.
MCAS никогда не сможет выдавать команды на перемещение стабилизатора с усилием, которому не смог бы противодействовать экипаж при отклонении на себя штурвала. У пилотов всегда есть возможность «пересилить» систему MCAS и перейти на ручное управление самолетом.
--
Прискорбно, что после катастроф 737-max суперджетовское ПО не было проанализировано на предмет подобных проблем и в него не были внесены аналогичные правки. Учиться лучше на чужих ошибках.
Ну и установка датчиков, при которой надо совмещать на глаз некие метки (вместо того, чтобы предусмотреть жесткий фиксированный механизм, исключающий неправильную установку) - это ни в какие ворота. Как такое конструкторское решение может проходить проверку и утверждение контролирующими инстанциями - непонятно.
В итоге имеем несколько причин:
- несовершенное ПО, которое не было доработано после катастроф 737-max
- механизм установки ДУА, не защищающий от возможных ошибок
- халатность исполнителей, которые устанавливали ДУА
Последний пункт вполне может быть следствием столь модной "оптимизации" под руководством команды эффективных манагеров, затрагивающей в первую очередь тех квалифицированных исполнителей, которые делают реальное дело.
В результате остается контингент, который будет способен неправильно установить датчик даже тогда, когда это проблематично (как было с аварией Протона)
Сантей
Старожил форума
17.07.2024 08:26
Кстати, причина упомянутой аварии "Протона", когда датчики были установлены вверх тормашками, крылась именно в "оптимизации" техсостава эффективными манагерами:
-
Как говорится в сообщении СКР, «Насибулин, руководствуясь тем, что на протяжении длительного периода времени при установке указанных приборов нарушений не выявлялось, а также в связи с сокращением штата сотрудников исключил операцию контроля установки приборов из соответствующего Перечня».
https://aif.ru/society/science ... -
Что и требовалось доказать.
И причины того горького катаклизма, в котором пребывает сейчас Боинг - наверняка именно в этом же.
"когда я слышу слово оптимизация, моя рука тянется к пистолету"..
1. Имеем долбодятла, который что то узнал и сказал про 5 градусов.
2. Имеем СМИ которые, наверняка после пары слов с тем же долбодтятлом пришли к выводу о то что накосячил техник.
3. Имеем датчик с 10 отверстиями по окружности. 360 делим на 10, получаем 36.
Имеем не заклиненный датчик, ошибку которого компенсирует стаб. Всего 5гр.
Имеем ЭВС ....
Теперь система управления полетом будет сравнивать входные сигналы с обоих датчиков угла атаки. Если показания датчиков разняться на 5, 5 градусов и более при убранных закрылках, MCAS не будет активирована. Указатель на дисплее кабины пилотов предупредит пилотов.
Если MCAS активирована во внештатных условиях, она будет выдавать по одному входному сигналу для каждого случая повышенного угла атаки. Не предусмотрены условия, при которых MCAS будет выдавать множественные сигналы.
MCAS никогда не сможет выдавать команды на перемещение стабилизатора с усилием, которому не смог бы противодействовать экипаж при отклонении на себя штурвала. У пилотов всегда есть возможность «пересилить» систему MCAS и перейти на ручное управление самолетом.
--
Прискорбно, что после катастроф 737-max суперджетовское ПО не было проанализировано на предмет подобных проблем и в него не были внесены аналогичные правки. Учиться лучше на чужих ошибках.
Ну и установка датчиков, при которой надо совмещать на глаз некие метки (вместо того, чтобы предусмотреть жесткий фиксированный механизм, исключающий неправильную установку) - это ни в какие ворота. Как такое конструкторское решение может проходить проверку и утверждение контролирующими инстанциями - непонятно.
В итоге имеем несколько причин:
- несовершенное ПО, которое не было доработано после катастроф 737-max
- механизм установки ДУА, не защищающий от возможных ошибок
- халатность исполнителей, которые устанавливали ДУА
Последний пункт вполне может быть следствием столь модной "оптимизации" под руководством команды эффективных манагеров, затрагивающей в первую очередь тех квалифицированных исполнителей, которые делают реальное дело.
В результате остается контингент, который будет способен неправильно установить датчик даже тогда, когда это проблематично (как было с аварией Протона)
Совершенно две разные истории
MCAS запилили потому что на планер 60-х годов разработанный
под двигатель определённого диаметра, повесили двигатели увеличенного диаметра и вынесли вперёд и вверх. И, задействовали только один ДУА.
MCAS и система защиты от сваливания на том же 737МАХ это две разные системы.
Кстати, причина упомянутой аварии "Протона", когда датчики были установлены вверх тормашками, крылась именно в "оптимизации" техсостава эффективными манагерами:
-
Как говорится в сообщении СКР, «Насибулин, руководствуясь тем, что на протяжении длительного периода времени при установке указанных приборов нарушений не выявлялось, а также в связи с сокращением штата сотрудников исключил операцию контроля установки приборов из соответствующего Перечня».
https://aif.ru/society/science ... -
Что и требовалось доказать.
И причины того горького катаклизма, в котором пребывает сейчас Боинг - наверняка именно в этом же.
"когда я слышу слово оптимизация, моя рука тянется к пистолету"..
Как установить датчик на 180, если длина штифтов больше длины болтов?
«….. 17 июля 2024 г., AEX.RU – Компания-производитель самолетов SSJ 100 "Яковлев" напомнила о технологии замены датчиков угла атаки самолета, следует из письма компании. В ПАО "Яковлев" подтвердили отправку этого письма. Об этом сообщает ТАСС, в рапоряжении агентства имеется копия документа.
Угол атаки самолета — градус между положением крыла и поверхностью земли, угол, под которым самолет взлетает…»
Знание предмета просто убивает на повал. Если производят ремонтные работы, так же как и пишут, то остаются только выражения, в основном матерные.
Что не так написано? Написали в целом правильно для массового читателя, а не для "крутых специалистов с авиафорума".
cmg
Пассажирский самолет Superjet 100, потерпевший крушение в Подмосковье, предварительно, не совершал обязательный облет после заводского технического обслуживания. Об этом ТАСС сообщили в авиационных кругах...
...Существует перечень причин для проведения облета после техобслуживания, но в некоторых случаях его совмещают с перегонкой самолета на другой аэродром.
https://tass.ru/proisshestviya ...
Если импортный, то маловероятной кажется технология установки с нанесением рисок до снятия и т.д..
Или всякое бывает ?
Такое может быть если датчик устанавливается на разные типы ВС и та самая накладка используется в роли адаптера-переходника.
Но если всё-таки ошибка в считывании УА в 5 градусов, то версия с ошибкой установки отпадает.
Остаётся дефект самого датчика.
Что не так написано? Написали в целом правильно для массового читателя, а не для "крутых специалистов с авиафорума".
Как раз введение неспециалистов заблуждение.
MSN
Старожил форума
17.07.2024 08:53
Одним из первых пунктов процедуры демонтажа датчика угла атаки на RRJ-95 является проверка наличия линии, по которой накладка сопоставляется с фюзеляжем. Если эта линия отсутствует, то перед снятием датчика ее нужно нанести оранжевой эмалью.
А отсутствие каналов... из-за чего? :-))) Женщин отметаем. Остаются что? Денюшки. :-)
Овчинка-выделка
Сантей
Старожил форума
17.07.2024 08:57
sbb:
Совершенно две разные истории
--
Вы где-то заметили утверждение, что речь идет об одинаковых системах на Боинге и Суперджете?
Речь шла о другом: внесение правок в ПО на случай неадекватных показаний датчиков угла атаки.
В этом плане истории - абсолютно одинаковые истории (если отвечать в духе вашей категоричности).
Такое может быть если датчик устанавливается на разные типы ВС и та самая накладка используется в роли адаптера-переходника.
Но если всё-таки ошибка в считывании УА в 5 градусов, то версия с ошибкой установки отпадает.
Остаётся дефект самого датчика.
5 градусов это пока непроверенные данные. Кто-то разделил 10 отверстий на 2 датчика и получил 5 градусов.
Если действительно можно установить прибор с ошибкой на одно отверстие, то будет скорее всего 36 град.
Все из области предположений.
Откуда вообще взялись "испытатели"???
Что, на базах ТОиР после каждой обычной формы ТО "С" Check для облета ВС прилетают испытатели??? Что за глупость!
А облет часто совмещают с перегоном ВС на базу и нигде это не запрещено. Взлетели, выполнили утвержденную программу обоета, если нет замечаний, то продолжение полета на место. В программе облета должно быть все расписано, в том числе и то, что начало облета ВС и завершение.
Но есть один нюанс. Форма ТО считается завершенной после выполнения всех работ, в том числе и облета. Поэтому ВС сразу в рейс поставить нельзя пока не будут оформлены документы о завершении ТО, в том , в том числе и выполнении облета, если облет является обязательным.
Испытатели могут знать и уметь нечто такое, что не знают и не умеют линейные пилоты.
Если типа испытатели знают, как выйти из рассматриваемой ситуации, они не будут скрывать это знание и доведут его до линейных пилотов. И всем будет благо...Может быть...Но пока общий ступор.
Арктур006
Старожил форума
17.07.2024 09:09
Почему система не анализирует правильность работы датчиков на пробеге перед взлетом ?
Датчик же должен работать на определенной скорости. Если ориентированы на хорду крыла, то может быть небольшой положительный угол.
Если ошибка при работе датчика она должна быть уже видна системой.
Или есть какие-то факторы, которые не позволяют считывать угол на пробеге ? Вибрация, тряска и т.д..
Пункт 3) выглядит наиболее правдоподобно, исходя из реалий нашей жизни.
Признаюсь, сам во время советской власти начал трудовой путь на заводе именно таким образом. В итоге по вине вот такого ибицильного начальства нанёс ущерб социалистической экономике на несколько тысяч рублей. Хотя это всё списалось, никто не погиб и не был ранен.
Такое может быть если датчик устанавливается на разные типы ВС и та самая накладка используется в роли адаптера-переходника.
Но если всё-таки ошибка в считывании УА в 5 градусов, то версия с ошибкой установки отпадает.
Остаётся дефект самого датчика.
Одним из первых пунктов процедуры демонтажа датчика угла атаки на RRJ-95 является проверка наличия линии, по которой накладка сопоставляется с фюзеляжем. Если эта линия отсутствует, то перед снятием датчика ее нужно нанести оранжевой эмалью.
Почему система не анализирует правильность работы датчиков на пробеге перед взлетом ?
Датчик же должен работать на определенной скорости. Если ориентированы на хорду крыла, то может быть небольшой положительный угол.
Если ошибка при работе датчика она должна быть уже видна системой.
Или есть какие-то факторы, которые не позволяют считывать угол на пробеге ? Вибрация, тряска и т.д..
Почему система не анализирует правильность работы датчиков на пробеге перед взлетом ?
Датчик же должен работать на определенной скорости. Если ориентированы на хорду крыла, то может быть небольшой положительный угол.
Если ошибка при работе датчика она должна быть уже видна системой.
Или есть какие-то факторы, которые не позволяют считывать угол на пробеге ? Вибрация, тряска и т.д..
Потому что у земли воздух неспокойный, возможны всякие завихрения и прочее.
Показания датчиков не будут достоверными.
А "система", если она умная, по идее должна кроме датчиков УА смотреть и другие - авиагоризонты, высотомеры.
Какое и в чем заблуждение?
Вот понятие угла атаки из Вики: "Угол между направлением вектора скорости набегающего на тело потока (жидкости или газа) и характерным продольным направлением, выбранным на теле.
Например, у крыла самолёта это будет хорда крыла, у самолёта — продольная строительная ось, у снаряда или ракеты — их ось симметрии."
Я, как обыватель на вижу разницы между тем, что написано тут и тем, что написали в известиях. Смысл тот же абсолютно, тонкости для спецов нас не интересуют
Какое и в чем заблуждение?
Вот понятие угла атаки из Вики: "Угол между направлением вектора скорости набегающего на тело потока (жидкости или газа) и характерным продольным направлением, выбранным на теле.
Например, у крыла самолёта это будет хорда крыла, у самолёта — продольная строительная ось, у снаряда или ракеты — их ось симметрии."
Я, как обыватель на вижу разницы между тем, что написано тут и тем, что написали в известиях. Смысл тот же абсолютно, тонкости для спецов нас не интересуют
Известия пишут про направление горизонтали, вместо направления набегающего воздуха.
Известия пишут про направление горизонтали, вместо направления набегающего воздуха.
Для обывателя (меня) смысл тот же. Образно говоря насколько резко вверх взлетает самолёт. Куда и что там набегает это оставьте для этого форума и правильно людям не морочат голову в известиях тем, что большинство всё равно не поняли бы
Для обывателя (меня) смысл тот же. Образно говоря насколько резко вверх взлетает самолёт. Куда и что там набегает это оставьте для этого форума и правильно людям не морочат голову в известиях тем, что большинство всё равно не поняли бы
Можно с положительным углом атаки и в землю вьехать, а с отрицательным и в набор идти. А так, да Вам без разницы
Для обывателя (меня) смысл тот же. Образно говоря насколько резко вверх взлетает самолёт. Куда и что там набегает это оставьте для этого форума и правильно людям не морочат голову в известиях тем, что большинство всё равно не поняли бы
Можно с положительным углом атаки и в землю вьехать, а с отрицательным и в набор идти. А так да, Вам без разницы