Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Центровка после отмены РЦЗ-83

 ↓ ВНИЗ

Tolmin
Опытный боец
10.03.2023 09:54
Министр транспорта приказом от 18 октября 2021 г. N 347 отменил действие некоторых устаревших документов, в том числе и Руководства по центровке и загрузке самолетов гражданской авиации СССР, (утв.. МГА 14.11.1983 N 58/И) (РЦЗ-83).

РЦЗ-83, Часть 1, было прежде всего методическим документом, которое регламентировало (указывало как делать) с учетом обеспечения безопасности полетов:
- расчет коммерческой загрузки и центровки ВС с помощью центровочного графика (на бумажном носителе) и с помощью вычислительной техники (электронный вариант).
- технологию работы служб аэропорта по погрузочно-разгрузочным работам.
Выполнение требований Руководства являются обязательными для должностных лиц служб организации перевозок (СОПП, СОПГП), ПДСП, АДП, дежурных штурманов аэропортов, членов экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Да, документ устарел по некоторым пунктам. В частности он предусматривал расчеты на бланках ЦГ, выпущенных МАП-ом и не предусматривал разработки бланков ЦГ самой авиакомпанией, ничего не говорилось о стандартах передачи центровочных данных по АНМ560/565.
Но с уходом РЦЗ-83 белых пятен стало больше.
Чем должны руководствоваться российские авиакомпании при выборе принципов и методы расчета загрузки и центровки?
Каковы квалификационные требования к тем, кто занят расчетом загрузки и центровки, сроки их переподготовки?

Tolmin
Опытный боец
10.03.2023 09:56
Документы ИАТА (АНМ 516-519, АНМ 1110) обязательны только для членов ИАТА. По аналогии с перевозкой опасных грузов - есть документ ИАТА Dangerous Goods Regulation, но у нас есть и ФАП 141 «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации».

По-видимому должен быть государственный документ, который бы регулировал вопрос расчета загрузки и центровки ВС, по аналогии с американскими «FAA-H-8083-1A, Aircraft Weight and Balance Handbook» и циркуляром AC No: 120-27F.

Возможно я не прав.
Уважаемые специалисты ГА подскажите чем должна руководствоваться авиакомпания при расчетах загрузки и центровки?

AProhor
Старожил форума
10.03.2023 10:03
Российские авиакомпании, как компании страны - члена IATA руководствуются Airport Handling Manual.
Tolmin
Опытный боец
10.03.2023 11:03
В нашем воздушном законодательстве нигде не закреплено то, что документы ИАТА являются для авиакомпаний законом. В РФ законны ФАПы.
Tolmin
Опытный боец
10.03.2023 11:07
А РФ не есть член ИАТА, в ИАТА входят авиакомпании. В РФ не все авиакомпании являются членами ИАТА. А в современной обстановке некоторые не пройдут аудита и перестанут быть членами ИАТА.
AProhor
Старожил форума
10.03.2023 11:50
В РФ в этой области вполне может быть правовой вакуум. Поскольку большинство компаний всё-таки живут по правилам IATA и ICAO пока еще.
Для примера - AHM Сибири из открытого доступа. Поройтесь, может есть какие-то ссылки на российские законы, но я вижу только на ICAO, IATA и IOSA.
https://www.s7.ru/dotAsset/ddd ...

Компании не в IATA, или на российской технике, видимо опираются на документацию производителя ВС.
практикант
Старожил форума
10.03.2023 20:45
WBM
klm911
Старожил форума
11.03.2023 06:14
Как же мы любим смотреть назад , вглядываясь в далекие даты, цепляться за покойников( и предателей, и героев, ) так и нае( зачеркнуто) упасть можно. Вперёд , товарищи !!!!
Tolmin
Опытный боец
14.03.2023 19:24
практикант
WBM
Спасибо участникам AProhor-у и Практикант-у.
Но это не то.
Производитель ВС в W&B Manual (Руководство по загрузке и центровке определенного типа ВС) содержит информацию по выбранной системе координат для отсчета плеча, ограничениям масс и центровок, а также плечи (Arm)? различных элементов ВС (например плечо для 1- го ряда кресел пассажиров).
Используя эти данные W&B Manual можно:
- составить AHM-560/565 для работы в DCS (Сейбр, Сита и т.д.),
- составить (разработать) бумажный вариант центровочного графика (бланк ЦГ).
В общем случае АНМ-565 есть сборник центровочных характеристик определенного типа ВС из W&BM, представленный в рекомендованной ИАТА форме.

Но W&B Manual (Руководство по загрузке и центровке определенного типа ВС) - это не методический материал. В нем не сказано как сделать ручной бумажный вариант центровочного графика (бланк ЦГ) или как по данным о плечах и массе рассчитать центровку.
Даже определение «Центровка» там не дается, и почему она нужна летчику именно в % САХ, а не в индексах или линейных единицах (метрах, дюймах).

Tolmin
Опытный боец
14.03.2023 19:25
практикант
WBM
Глава АНМ-519 говорит, что расчет центровки можно сделать 2-мя способами – ручным (на бумаге) и электронным (EDP, те с применением компьютера и программ).
Ценность АНМ-519 в том, что для бумажного варианта дан перечень того, что должно быть на бланке ЦГ, какие поля и ячейки для информации
Но АНМ-519 не требует, чтобы на бланке ЦГ была приведена формула расчета индекса центровки.
АНМ 565 (форма С лист 4) формулу расчета индекса центровки конечно же требует.

Tolmin
Опытный боец
14.03.2023 19:28
практикант
WBM
Есть еще Руководство по наземному обеспечению перевозок (у разных авиакомпаний разные названия –РОНО, РНОП и т.д.). Там есть глава, посвященная центровке. Но авиакомпании туманно пишут.
Пример одного из РОНО, по моему лучшего в РФ. Названо красиво – Руководство по организации наземного обслуживания, Часть Е, Центровка.
Но как именно в авиакомпании должна рассчитываться центровка ничего не сказано (какими методами, технология работы по расчету) . Есть только фраза «Расчет производить либо ручным способом, либо с помощью автоматизированных систем».
Зато хорошо расписали технологию «обслуживания коммерческой загрузки».
Tolmin
Опытный боец
14.03.2023 19:29
практикант
WBM
В РПП авиакомпаний часто просто дается ссылка – «Смотри W&B Manual».. И не сможет второй пилот, в случае ухода на запасной, рассчитать центровку по вылету с запасного.

Думается по центровке должен быть ФАП. Может быть такие работы и ведутся?

klm911
Старожил форума
14.03.2023 22:57
Tolmin
В РПП авиакомпаний часто просто дается ссылка – «Смотри W&B Manual».. И не сможет второй пилот, в случае ухода на запасной, рассчитать центровку по вылету с запасного.

Думается по центровке должен быть ФАП. Может быть такие работы и ведутся?

В РПП расписано , как посчитать центровку по ТримШиту
Beck
Старожил форума
15.03.2023 20:18
я вот и не знал, что было Руководство от МГА, когда считал СЗВ и ЦГ на бумажке на 134, 154, 737, 767 и 747.., вполне возможно, что если бы знал и применял, то и посчитать бы не смог
WWW
Старожил форума
15.03.2023 22:43
Beck
я вот и не знал, что было Руководство от МГА, когда считал СЗВ и ЦГ на бумажке на 134, 154, 737, 767 и 747.., вполне возможно, что если бы знал и применял, то и посчитать бы не смог
Однако, уважаемый!
Если Вы были (или продолжаете быть) линейным пилотом, то Вы обязательно обучались либо в ШВЛП,
либо в ОЛАГА (ВАУГА).
И обязательно проходили обучение азам расчета масс/центровок именно начиная с РЦЗ-83,
а лишь затем переходя на Инструкции по центровке и загрузке конкретных типов ВС.
Это так же естественно, как обучение чтению, начиная с букваря.
Просто об этом Вы, вероятно, подзабыли.

Что же касается Ваших расчетов загрузки/центровки в практике полетов, то следует заметить,
что при РУЧНЫХ расчетах Вы "считали" СЗВ (LoadSheet) и "рисовали" ЦГ (TrimSheet)
не на чистых листах, а на ШАБЛОНАХ (бланках), предварительно подготовленных для Вас
на основе РЛЭ ВС Разработчиками от КБ Туполева (для Ту134/154), либо (для иностранных ВС)
Разработчиками АНМ560/565 на основе соответствующих WBM.
ИМХО.
Beck
Старожил форума
16.03.2023 12:18
WWW
Однако, уважаемый!
Если Вы были (или продолжаете быть) линейным пилотом, то Вы обязательно обучались либо в ШВЛП,
либо в ОЛАГА (ВАУГА).
И обязательно проходили обучение азам расчета масс/центровок именно начиная с РЦЗ-83,
а лишь затем переходя на Инструкции по центровке и загрузке конкретных типов ВС.
Это так же естественно, как обучение чтению, начиная с букваря.
Просто об этом Вы, вероятно, подзабыли.

Что же касается Ваших расчетов загрузки/центровки в практике полетов, то следует заметить,
что при РУЧНЫХ расчетах Вы "считали" СЗВ (LoadSheet) и "рисовали" ЦГ (TrimSheet)
не на чистых листах, а на ШАБЛОНАХ (бланках), предварительно подготовленных для Вас
на основе РЛЭ ВС Разработчиками от КБ Туполева (для Ту134/154), либо (для иностранных ВС)
Разработчиками АНМ560/565 на основе соответствующих WBM.
ИМХО.
вероятно забыл, и даже сейчас не вспомнил, что изучал.., видимо основной способ подготовки это самоподготовка

вы правы, считал и рисовал на бланках, интуитивно понятных, хотя и разных в разных компаниях и аэропортах

не знаю, продолжаю ли я быть пилотом, министр сказал "Этих выбросить, потом новых выучим"
WWW
Старожил форума
16.03.2023 16:11
Beck
вероятно забыл, и даже сейчас не вспомнил, что изучал.., видимо основной способ подготовки это самоподготовка

вы правы, считал и рисовал на бланках, интуитивно понятных, хотя и разных в разных компаниях и аэропортах

не знаю, продолжаю ли я быть пилотом, министр сказал "Этих выбросить, потом новых выучим"
Только к последней фразе...

Министров (Директоров) приходят и уходят! Правда последний (АВН) ну никак непотопляем ?!!

Что же касается специалистов, то без профессионалов любая отрасль, как без фундамента!

Ну а пилоты (летчики) - они на всю жизнь в авиации и продолжат летать, хоть наяву, хоть во сне.

Я так думаю (с)!
Tolmin
Опытный боец
16.03.2023 19:19
Beck
вероятно забыл, и даже сейчас не вспомнил, что изучал.., видимо основной способ подготовки это самоподготовка

вы правы, считал и рисовал на бланках, интуитивно понятных, хотя и разных в разных компаниях и аэропортах

не знаю, продолжаю ли я быть пилотом, министр сказал "Этих выбросить, потом новых выучим"
Уважаемый Beck.
И в центровке бывают свои нюансы.
Пример из жизни. После начала СВО, некоторые наши пилоты подались в зарубежные авиакомпании. В конце 22 г. один знакомый описал такой случай в одной из таких авиакомпаний. Взяли в лизинг грузовой 737-300 (3B2). Надо перегонять. По центровке было только 3 документа :
1) Протокол взвешивания (указана масса ВС BEW=31602, 634 kg, центр тяжести ВС 631, 95 дюймов и центровка в % САХ 4, 72%
2) PEMCO. Supplement to W&BM B 737-300 Quick change and Freighter.
3) Бланк ЦГ предыдущего владельца, формула расчета индекса не приведена.

Так вот у второго пилота возникла проблема с расчетом индекса для BEW (DOI).
А знал бы теорию, нашел бы DOI.
WWW
Старожил форума
17.03.2023 15:04
Уважаемый Tolmin!

По случаю примера из жизни.
------
Позволю себе заметить все же.

Имея на руках с одной стороны сведения Протокола взвешивания пустого самолета,
а с другой - качественно выполненный (на основе WBM, и АНМ560/565) ЦГ (точнее, TrimSheet)
с наличием таблиц индексного влияния топлива, вариантов загружаемых компонентов (служебных и коммерческих)
и с графическим описанием полигона допустимых индексов/центровок, вполне доступно найти и DOW/DOI,
и прикинуть (рассчитать) в индексном, либо в %САХ центровки (без топлива, взлетную и посадочную).

При этом не пользуясь ни WBM, ни АНМ560/565, не влезая излишне глубоко в теорию
и даже не зная ни формул, ни констант перехода индекс/САХ.
Имея только Протокол и бланк ТrimSheet.

А для конкретного расчета центровок без топлива/взлетных/посадочных надо (понятно)
надо еще знать массы и размещение компонентов служебной и коммерческой загрузки,
включая заправку/расход топлива.

ИМХО.
Tolmin
Опытный боец
17.03.2023 19:45
WWW
Уважаемый Tolmin!

По случаю примера из жизни.
------
Позволю себе заметить все же.

Имея на руках с одной стороны сведения Протокола взвешивания пустого самолета,
а с другой - качественно выполненный (на основе WBM, и АНМ560/565) ЦГ (точнее, TrimSheet)
с наличием таблиц индексного влияния топлива, вариантов загружаемых компонентов (служебных и коммерческих)
и с графическим описанием полигона допустимых индексов/центровок, вполне доступно найти и DOW/DOI,
и прикинуть (рассчитать) в индексном, либо в %САХ центровки (без топлива, взлетную и посадочную).

При этом не пользуясь ни WBM, ни АНМ560/565, не влезая излишне глубоко в теорию
и даже не зная ни формул, ни констант перехода индекс/САХ.
Имея только Протокол и бланк ТrimSheet.

А для конкретного расчета центровок без топлива/взлетных/посадочных надо (понятно)
надо еще знать массы и размещение компонентов служебной и коммерческой загрузки,
включая заправку/расход топлива.

ИМХО.

Так я про то же. Можно найти было и DOW и DOI.
Просто человек привык заполнять бланки ЦГ, а чуть в сторону - растерялся.

Перегоняли ВС пустым, только экипаж + стопка палет PAG.
Tolmin
Опытный боец
17.03.2023 19:49
Tolmin

Так я про то же. Можно найти было и DOW и DOI.
Просто человек привык заполнять бланки ЦГ, а чуть в сторону - растерялся.

Перегоняли ВС пустым, только экипаж + стопка палет PAG.
Вот поэтому то и нужны руководящие документы по центровке.

Заполнить готовый бланк ЦГ можно научить и «кухарку». Но «кухарка» не сможет управлять государством и не сможет объяснить почему на горизонтальной шкале графиков появились индексы и т. д.. Хотя из опыта могу сказать, что не каждый второй пилот сможет толково объяснить почему в расчет центровки вплелись безразмерные индексы, почему на одном и том же типе ВС (например В 737-800) у разных авиакомпаний графики разняться, как по протоколу взвешивания определить индекс пустого ВС для дальнейших расчетов по графику и т. д.

В летном деле всегда придерживались правила – есть руководящие документы, они написаны кровью, выполняй их.

Ранее руководящим документом для летного состава было Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85). НПП ГА отменили, но ввели ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации».

То же самое, по моему мнению, должно происходить с центровкой. Отменили РЦЗ-83, должен появиться ФАП или другой документ, который бы очертил методику и процедуры расчета центровки. Ведь по причине ошибок при расчете центровки разбилось не мало ВС.
Например - Кореян эйр, 747, диспетчер в Осло при расчете для пустого самолета (начальная точка расчета) ввел вместо величины индекса (для данного бортового номера) величину центровки пустого ВС в % САХ (данные брал из таблицы Борт номер – Вес – САХ % - Индекс). Разница между величинами около 25 единиц, так и центровка расчетная у него уехала вперед примерно на 10% САХ. Летчик после отрыва сразу почувствовал. и отработал стабилизатором. Сели с трудом, после посадки буксировали ВС, стойка передняя не была обжата и переднее колесо не поворачивалось от штурвальчика. Более подробно можно найти в интернете.

Так и получается, что действующий летный состав, если хочет быть спокоен за свою жизнь, должен требовать от руководства, чтобы в РПП и РНОП авиакомпании вопросы центровки были описаны полно и четко, а лучше чтобы появился ФАП по центровке.




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru