Авиаэксперт и конструктор ОКБ Сухого в прошлом Вадим Лукашевич отмечает, что теоретически Россия может заменить абсолютно все иностранные детали в своих самолетах. Но качественными они не будут.
«Сюда попадает Superjet, в частности новая модификация, самолеты, которые с 2012 года летают, им тоже периодически требуются запчасти, и создаваемый российский МС-21. Но если мы берем Superjet, то там в исходном виде где-то 60-70% иностранных комплектующих. Там, в общем, только каркас наш. Двигатели французские, авионика американская. Соответственно, на первых машинах МС-21 на сегодняшний день стоят американские двигатели. Там, естественно, то же самое, не наша авионика. Относительно того, можно ли заменить эти детали другими аналогами. Например, авионика не просто там хорошая, проблема еще в том, что если ты ставишь нашу авионику, то сразу возникает масса экспортных ограничений. То есть если самолет с нашей авионикой, то еще замучаешься все сертифицировать для полетов за рубеж, а тем более для продажи. Именно поэтому Superjet и пошел на максимальные иностранные комплектующие. У нас нет своей радиоэлектронной промышленности. Её не создашь просто так. Вот есть мобильный телефон, а есть старый советский, на котором диск крутили, и по тому, и по другому можно разговаривать, но какое качество связи? И главное для самолета, — какие веса. То есть, допустим, зарубежная электроника весит 100 кг, то наша будет весить там 1800 кг»
https://www.kommersant.ru/doc/ ...