Слушал про эту катастрофу только по радио. Сейчас, когда добрался до цивилизации, полазил по интернетам, начал разбираться… Обуяли воспоминания. Какой-то сюр. Жуткое дежавю. Думал, вся эта дрянь осталась в прошлом. Оказалось, нет. Живет и здравствует бардак и вся мерзость 90-х.
Воспоминания…. 90-е. ВАЛ. ТУ-204. Самолет стал возить пассажиров. Я переучился и подлетываю на нем. Параллельно, тогда еще можно было совмещать, летаю на 154-м. Своеобразный девиз на 204-м: «Ни одного полета без отказа»! Самолет недоиспытан, РЛЭ с большими пробелами, запчастей нет. Ребята из АТБ, инженеры, техники совершают реальные подвиги, непонятно как ремонтируя бесконечные неисправности. С самых верхов власти приходят негласные указивки, чтобы самолет остановить под любым предлогом, совсем. Один из высочайших чиновников тогда, в частном разговоре, сказал нам: «Ребята, вы не представляете, какие деньги дают, чтобы ваш самолет не летал»! РЛЭ дописывается, что называется, «на коленке». Лично педалировал самолет при ядреном отказе, после которого в РЛЭ были внесены кучи изменений и дополнений.
Миниподвиги почти в каждом полете. Но, мы все были КВС 86-х и 154-х. Летали втроем, Б/И были лучшие из отрядов. В загранку летали вчетвером, со штурманами. Волчары еще те были.
Прошли годы. Уже на пенсии, успел на иномарках полетать. Воспоминания о 204-м, как о самолете, прекрасные. Смотрю, стал нормально летать у РЭДов, в СЛО… Думал, вместе с 90-ми ушло и бандитское отношение к авиапрому.
Как же я ошибался!(((
Почитал доступные документы по 148-му. Сказать, что бардак, не сказать ничего. Самое лучшее определение — преступление.
Не знаю, может сама железка, ее аэродинамика и хороши. Но начинка, РЛЭ, технология работы — это какой-то теракт. Как с таким отношением этот самолет не упал раньше, просто везение. Его срочно надо останавливать, переделывать начинку, доиспытывать и переписывать РЛЭ. Кому сейчас нужны эти подвиги? Да еще и пилоты без большого опыта.(пусть не обижаются, но это факт.)
Скажете, сгущаю краски, утрирую? Давайте разбираться.
Логика работы ППД. Какой д… сделал эти 2 минуты? Еще в середине 90-х, в связи с массовым выходом самолетов с 2-х членным составом экипажа, международное сообщество разработало требования к оборудованию таких самолетов. Одно из главных требований стало то, что выруливание после запуска должно быть с включенными критическими системами. Еще на стоянке, все должно быть включено! Т.е., в процессе руления, на предварительном и, тем более, на исполнительном, ничего из критических систем включать не надо. Это СРД, обогревы ППД, ДУА и т. д. Оставили только механизацию, в связи с тем, что в процессе руления может измениться решение экипажа о взлете не от начала ВПП.
Обогрев 2 минуты. 2 члена экипажа. Что, второй должен висеть на секундомере и быть выключенным из процессов руления, осмотрительности и т. д.?
Что двигало конструкторов в таком решении? Кто и как сертифицировал самолет для полетов с двучленным составом экипажа? Что, они не читали этих документов? Если не читали, то о каком профессионализме сертификаторов может идти речь? Если читали и допустили, то приходят мысли о коррупции.
Полный идиотизм, по другому не скажешь, эти 5 минут и особый перл в РЛЭ - «дождаться полного охлаждения». Это как? Термометр с собой носить? Рукой или языком щупать? Какая температура «полного охлаждения»? В Якутии -40, а в Саратове +30? Может, 36, 6? Где критерии? В бытовой технике термодатчики ставят.
Далее. Сигнализация и информация на КИСС. Посмотрел РЛЭ. Не задействована вертикальная навигация. (С такой начинкой, без полноценных ИНС, она и не будет никогда сделана, ИМХО). Информация о том, что ВНАВ не работает, висит в КИСС постоянно. Что еще там не задействовано и какие отказы оборудования еще висели в КИСС? Поэтому, информация о ППД могла просто затеряться в строчках информации. Это, если действительно, экипаж не включил обогрев. А, может, кнопки нажали, а обогрев не включился и сигнал не прошел? Каков алгоритм работы? Судя по отсутствию в РЛЭ полноценных рекомендаций по действиям, испытания не проводились, только теория. (Как мне это знакомо!)
«Пилотировать с повышенным вниманием...» Хорошая рекомендация в РЛЭ по действиям в особых случаях. А что, в нормальном полете внимание не нужно, можно в носу ковыряться?
Еще «пестня». Карта контрольных проверок. Помнится мне, еще в училищном учебнике по авиапсихологии, говорилось о том, что в ККП перед взлетом, не должно быть более 2-х пунктов на члена экипажа. В противном случае, психологические аспекты заставляют человека карту не выполнять. А, просто, быстренько пробубнить.
А тут. На 148-м. 7 пунктов на исполнительном и отвечать надо обоим пилотам. Особенно важен пункт «Б/ПРОВОДНИКИ ОПОВЕЩЕНЫ».(((
Ссылка на технологию и карту.
http://pandia.ru/text/79/095/8 ...
Оцените, кто в теме.
Немного почитал, из доступного, по ЭДСУ 148-го. Ощущения недоделанности, какой-то урезанности. Недаром стоит в кабине общий выключатель ЭДСУ.
И, совсем уж меня пробирают сомнения в достоверности вбросов в СМИ по 2-м причинам.
Кто-нибудь помнит хоть одно выступление генконструктора самолета с обвинениями в адрес экипажа еще до окончания расследования?
Да и ИБП №3 дает пищу для размышлений, особенно в части упоминания 64017. Нет ли тут какого-то повтора из-за кастрации ЭДСУ 148-го?
У меня есть еще вопросы. Не к Антоновцам. Они создавали самолет для трехчленного экипажа. А вот уже наши эффективные убрали 3-го и оставили двух пилотов, притянув за уши РЛЭ и написав идиотскую технологию. Не проводив должных испытаний.
Возвращаясь к воспоминаниям. В процессе эксплуатационных испытаний ТУ-204 летчиками и ИТС было написано более 600 замечаний. Устранено было только 2. Не находите параллелей?
Как бы мне хотелось, чтобы вытащили на свет Божий этих сертификаторов и отдали под открытый суд. Организовали бы что-то вроде Нюрнбергского процесса. Где-нибудь в Орске. И каждого чинушу спросили бы, чем и как он принимал решения, когда подписывал бумаги о допуске этого самолета.
Мечты…
ЗЫ.
Уже в зубах завязло. МАК сертифицирует, Мак расследует. Унтерофицерская вдова?
скажем так, для нашего случая:
- был установившийся набор, тангаж, Vy и режим работы двигателей "условно" стабилизированы, высота равномерно увеличивается;
- в принципе, для подготовленного ЭВСа, этого было достаточно, чтобы без всяких эволюций штурвалом продолжить набор с этими же параметрами, а не гоняться за "ускользающей" скоростью;
- доложить диспетчеру о нештатной ситуации;
- и.т.п.;
- а уже потом и задуматься о КШ=0.4, то есть менять установившийся режим полёта.
...но это только в случае, если ЭВС готов к данной ситуации.
К нашим баранам ....
Все, что и как Вы анализируете, исходит из свершившегося факта, сидючи на диване и знаючи детали (некоторые) и сценарий по которому пошел ход развития ситуации...
Я сейчас набросаю в двух мазках другой сценарий, которого, к счастью не случилось и вероятность ничтожна.
Уже писал, что опасность отказов СВС для ЭДСУ в многовариантности (но для Вас - это , по прежнему - ни о чем, потому что живете представлениями самолета предыдущего поколения и опасность увидеть не хотите).
Писалось уже миллион раз , самое первое, немедленно:
- вырубить автоматику (АТ и АП, а для данного типа и ЭДСУ)
- так же немедленно , по АГД - поставить в горизонт- В ГРИЗОНТ (может так будет легче рассмотреть).
Все остальное, все разборки - только после этого.
Потому, что , по вашему сценарию (типа, у нас же установившийся набор... не шевели рулями и ничего страшного не будет...)
Вполне может случиться и еще как, неожиданно:
- например вариант, когда система отбракует один (причем, который - достоверный) канал СВС, а два , в которых закидон, оставит. (при выбивании одного канала (первый отказ - он не критический) полетные защиты ЭДСУ - сохраняются)
Вот она и начнет защищать , или гасить скорость (интерцепторы, к примеру выкинет и режим уберет) в наборе... или набирать ее уходя от сваливания...:-(
Похоже это на ваш предыдущий опыт? Есть в головушке соответствующее мышление и готовность - нет! :-(
А с невключением обогрева , условиями за бортом и этапом , где начнется глюк - многовариантость , только увеличивается. (мы одни только ППД рассмотрели, чтобы моСк котику не поплавить, если еще добавим плиты статики и флюгарки ДАУ).
Уж не знаю, удалось, или нет, но... будем надеяться.