....Длиннопериодические колебания.
В процессе длиннопериодических колебаний у самолёта изменяются: тангаж, высота и скорость полёта, но практически неизменным остаётся угол атаки (нормальная перегрузка). Во время этих колебаний происходят плавные переходы потенциальной энергии (высота) в кинетическую энергию (скорость) и наоборот. Период длиннопериодических колебаний составляет около 1 – 2 минут. Поскольку тангаж меняется довольно медленно, а изменения угла атаки пренебрежимо малы, то демпфирование длиннопериодических колебаний низкое.
Но сильного демпфирования в данном случае и не требуется. Поскольку период колебаний велик, это позволяет лётчику легко контролировать самолёт. Поэтому при создании самолётов не предпринимают специальных мер по борьбе с длиннопериодическими колебаниями.
Короткопериодические колебания. При короткопериодических колебаниях происходят значительные изменения угла атаки (перегрузки) при приблизительно постоянной скорости и высоте. Данное движение состоит из быстрых колебаний по тангажу, в течение которых самолёт непрерывно стремится вернуться к положению равновесия благодаря статической устойчивости с непрерывным уменьшением амплитуды колебаний благодаря демпфированию. Короткопериодические колебания при большом скоростном напоре и больших изменениях угла атаки могут создать большую нагрузку на самолёт из-за колебаний нормальной перегрузки. Период колебаний обычно составляет 1 – 2 секунды и менее, что очень близко ко времени реакции лётчика. Поэтому существует опасность, что попытки пилота остановить колебание приведут к раскачке самолёта (PIO). Пилоту сложно контролировать короткопериодические колебания.
Если в полёте возникли короткопериодические колебания, следует отпустить управление – самолёты создаются с необходимым уровнем собственного демпфирования. Даже попытка зажать управление, в данном случае, может давать раскачивающие импульсы в проводку управления за счёт непроизвольных движений штурвала от рук пилота.
Современные скоростные реактивные самолёты оснащаются демпферами тангажа, компенсирующими любую возникающую динамическую неустойчивость. Из двух видов возникающих продольных колебаний наиболее важные – короткопериодические. Они могут привести к созданию разрушающих перегрузок и, также, существует возможность раскачки самолёта лётчиком...
https://studfiles.net/preview/ ...
Два взаимосвязанных вида движения самолета в пространстве: вращательное - вокруг центра масс; поступательное движение его центра масс.
Движение центра масс самолета:
Поступательное - Курс самолета (угол рыскания самолета).
Вертикальное - Набор высоты или снижение.
Боковое - Боковое отклонение
Движение центра масс самолета измеряется в "нормальной системе координат, (О Xg Yg Zg) где ОХg касательная к географическому меридиану с юга не север, OZg касательная к географической параллели с запада на восток)
Вращение самолета относительно центра масс :
По оси OXз - КРЕН самолета,
По оси OYз - РЫСК самолета
По оси OZз - ТАНГАЖ самолета.
Углы вращения самолета относительно центра масс измеряются в земной системе координат (О Хз Yз Zз где …. я много раз выше ЗЕМНУЮ СК характеризовал)