Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Введение в авиационное двигателестроение

14 пользователей сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..868788..105106

astoronny
Старожил форума
24.10.2020 03:15
AAlfim
(растерянно оглядываясь) Шо это было???
Байкал это был, как я понимаю...
Matuashnik
Старожил форума
24.10.2020 08:32
Султан Реджеп Первый за деньги тов.Си приобретет, в Шанхае достроит №2, такая тренировка на кошке и следом №1-10 Чайн-225, Эрдоган - Всемирный авиахалиф всех мусульман.
Damaley
Старожил форума
24.10.2020 09:02
(растерянно оглядываясь) Шо это было??? - 2.
astoronny
Старожил форума
24.10.2020 16:29
Damaley
(растерянно оглядываясь) Шо это было??? - 2.
Бывший Байкал57... - 2
AAlfim
Старожил форума
24.10.2020 22:59
Спасибо, ваше объяснение исключительно .... ммм .... доходчиво
НМ
Старожил форума
24.10.2020 23:05
AAlfim
Спасибо, ваше объяснение исключительно .... ммм .... доходчиво
Стараюсь войти в образ ...растерянно оглядывающегося вопрошающего.:))
Matuashnik
Старожил форума
26.10.2020 01:01
генеральный конструктор, директор ОКБ им. А. Люльки Евгений Марчуков. Он отметил, что новый двигатель был создан специально под самолёт. По его словам, удельные характеристики двигателя даже соответствуют, скорее, поколению истребителей 5+. Главное здесь — удельная тяга, удельный расход и удельный вес.
Марчуков заявил, что у новых двигателей нет конкурентов в мире по эффективности удельной тяги. Жизненный путь разработки составляет до 50 лет.
https://www.ferra.ru/news/tech ...

Мне шибко нравится возможность плоского штопора длительно против любой большой стаи бла новым вооружением (направленным СВЧ, лазером).
Раньше бармалеи башкой верх крутили в поисках вертолета непонятно откуда звук, нынче арцахцы тоже самое от байрактаров.
booster
Старожил форума
26.10.2020 09:17
Matuashnik
генеральный конструктор, директор ОКБ им. А. Люльки Евгений Марчуков. Он отметил, что новый двигатель был создан специально под самолёт. По его словам, удельные характеристики двигателя даже соответствуют, скорее, поколению истребителей 5+. Главное здесь — удельная тяга, удельный расход и удельный вес.
Марчуков заявил, что у новых двигателей нет конкурентов в мире по эффективности удельной тяги. Жизненный путь разработки составляет до 50 лет.
https://www.ferra.ru/news/tech ...

Мне шибко нравится возможность плоского штопора длительно против любой большой стаи бла новым вооружением (направленным СВЧ, лазером).
Раньше бармалеи башкой верх крутили в поисках вертолета непонятно откуда звук, нынче арцахцы тоже самое от байрактаров.
"реклама для несведущих потребителей", эта информация и ей подобные, не засоряйте ветку, лично я захожу на эту тему не просмотра мусора, которым Вы эту ветку усердно засоряете, уймитесь наконец...
Barber
Старожил форума
27.10.2020 13:04
booster
"реклама для несведущих потребителей", эта информация и ей подобные, не засоряйте ветку, лично я захожу на эту тему не просмотра мусора, которым Вы эту ветку усердно засоряете, уймитесь наконец...
+100 500
astoronny
Старожил форума
27.10.2020 19:54
AAlfim
Спасибо, ваше объяснение исключительно .... ммм .... доходчиво
Вот Вам другое видео, полагаю, понравится не меньше!
Пока Вы тут байдуки били, карбюраторы починяли...
...мы уже всех перевзошли и зараз опять впереди планеты всей...
https://youtu.be/OAGqOyfBZH0
Немецкий Русский
Старожил форума
27.10.2020 21:43
 Уважаемые двигателисты, а у меня тут видео, не совсем впопад, но кажется примечательным. Оно довольно новое, поскольку мелькают люди в масках, какие мы все сейчас часто надеваем. Конечно видео окрашено слегка в национальные цвета, но на самом деле это про СССР, и его ракетные шахты. Может есть где-то подобное, но я не видывал, спешу поделиться.
https://www.youtube.com/watch? ...
AAlfim
Старожил форума
28.10.2020 00:45
astoronny
Вот Вам другое видео, полагаю, понравится не меньше!
Пока Вы тут байдуки били, карбюраторы починяли...
...мы уже всех перевзошли и зараз опять впереди планеты всей...
https://youtu.be/OAGqOyfBZH0
Давай я пропущу первую реакцию. Люди здесь с большим опытом и, как я подозреваю, ничего нового я не извергу.
Что я увидел.
Первоначальные рассуждения рассуждаются на фоне ротора и совсем немного корпуса симметричного двухпоточного цилиндра низкого давления ПАРОВОЙ турбины. Размеры изделия можно прикинуть рядом с людьми. Последняя ступень в 0:06 и корпус в 0:21. Размеры для газотурбинистов агромадные. Доставила удовольствие проверка геометрии трубочки в тисках :-) И как раньше обходились без таких высокотехнологичных приблуд?
Хотя два готовых ротора низкого и третий, по видимому, среднего давления в одном кадре - это уже пяти или восьмисотка. Сужу не по количеству роторов низкого давления, а по двухпоточному ротору среднего - это очень большой расход рабочего тела. Значит, есть потребность.
Ну и немного генератор показали. Отдельно статор (длиииинная труба) и отдельно ротор (с маленьким вентилятором на конце). Опять же можете заценить размеры.

Дальше немного газовых турбин. Трёхмерная моделька чего-то среднего мегаватт так 40...60 и ни с того ни с сего живая стодесятка. Различие пропорций лезет в глаза. Кстати, кадры с перевозкой ГТ Сименс для близкой мощности очень наглядно демонстрируют, откуда берётся двойная масса иностранных машинок. Раздутый корпус не просто так, это сечение выхлопа и, благодаря Бернулли, конечное давление. Добирают буквально каждый паскаль степени расширения газа в турбине. Ну и здоровенная камера сгорания с той же целью.
Так что иностранки на деле относительно легче нашей.

Огорчительно смотреть такое
astoronny
Старожил форума
28.10.2020 02:28
AAlfim
Давай я пропущу первую реакцию. Люди здесь с большим опытом и, как я подозреваю, ничего нового я не извергу.
Что я увидел.
Первоначальные рассуждения рассуждаются на фоне ротора и совсем немного корпуса симметричного двухпоточного цилиндра низкого давления ПАРОВОЙ турбины. Размеры изделия можно прикинуть рядом с людьми. Последняя ступень в 0:06 и корпус в 0:21. Размеры для газотурбинистов агромадные. Доставила удовольствие проверка геометрии трубочки в тисках :-) И как раньше обходились без таких высокотехнологичных приблуд?
Хотя два готовых ротора низкого и третий, по видимому, среднего давления в одном кадре - это уже пяти или восьмисотка. Сужу не по количеству роторов низкого давления, а по двухпоточному ротору среднего - это очень большой расход рабочего тела. Значит, есть потребность.
Ну и немного генератор показали. Отдельно статор (длиииинная труба) и отдельно ротор (с маленьким вентилятором на конце). Опять же можете заценить размеры.

Дальше немного газовых турбин. Трёхмерная моделька чего-то среднего мегаватт так 40...60 и ни с того ни с сего живая стодесятка. Различие пропорций лезет в глаза. Кстати, кадры с перевозкой ГТ Сименс для близкой мощности очень наглядно демонстрируют, откуда берётся двойная масса иностранных машинок. Раздутый корпус не просто так, это сечение выхлопа и, благодаря Бернулли, конечное давление. Добирают буквально каждый паскаль степени расширения газа в турбине. Ну и здоровенная камера сгорания с той же целью.
Так что иностранки на деле относительно легче нашей.

Огорчительно смотреть такое
Да вы что!
Никогда в таких роликах никаких неточностей не было! Мелкие ошибки...
Но относительного мирового первенства в кпд -все должно быть абсолютно верно!
astoronny
Старожил форума
28.10.2020 03:20
...и восторженный ролик Звезды...
https://youtu.be/Y3_Rnll5S0Q
booster
Старожил форума
28.10.2020 08:44
astoronny
...и восторженный ролик Звезды...
https://youtu.be/Y3_Rnll5S0Q
почти 39 минут "журналистских объяснений", я столько не выдержу, три минуты послушал комментарии человека, кредо которого: "я в школе физику не любил, поэтому пошел в журналисты", это мой предел восприятия подобного "фильма -"ликбеза для не желающих ничему учится"...
Matuashnik
Старожил форума
29.10.2020 07:48
На корпоративах американского PW всегда(всегда) самые ведущие спецы исполняют воинственный танец новозеландских аборигенов"ХАКА".
https://www.youtube.com/watch? ...
tik4
Старожил форума
10.11.2020 19:23
А вот новость вам в ленту, то о чем долго говорили большевики свершилось
https://vk.com/wall-72446467_960
booster
Старожил форума
10.11.2020 20:02
tik4
А вот новость вам в ленту, то о чем долго говорили большевики свершилось
https://vk.com/wall-72446467_960
О слиянии серийного завода (Завод им.Сталина (Свердлова) и ОКБ (Авиадвигатель) разговоры ходили не один год.
ПМЗ и ОКБ находятся радом, не удивлюсь, если сольют ещё и с "Редуктор ПМ" - это бывший кусок ЗиС.
AAlfim
Старожил форума
13.11.2020 21:43
Про аварийную посадку Руслана в Новосибирске слышали? Первопричина - двигатель. Народ начал вспоминать А380 и три топора. Почитал, посмотрел и решил поумничать. Опять же опыт (чтоб ему...) Ну и здесь отмечусь.

При аварии двигателя на 777 одна лопатка обломилась по замку и, заваливаясь переломила на половине высоты следующую. Причем обламывание произошло сравнительно медленно и лопатка ушла не радиально, а с завалом назад, где и была благополучно закатана в корпус и вход компрессора. В борьбе лежащих кусков с целыми лопатками поуродовались задние кромки на периферии, а куски превратились в лохмотья. Ситуация, как это не покажется странным, не угрожала пробитием корпуса. Лежащие обломки сломанных лопаток стали дополнительным слоем брони.

В сегодняшнем случае возможно другое развитие. Лопатка могла оборваться и сразу радиально уйти в обечайку. И застревает. Возникает препятствие, в которое последовательно упираются остальные лопатки и каждая перед переломом стукает по всей куче. Там уже куча вариантов, в данном случае оборвало всю обечайку вентилятора. Ну и по стыку диска с валом лупит соответственно. С моей точки зрения, скорее диск сорвало со ступицы и он оторвал обечайку. А может быть и наоборот.
Наблюдал подобное на газогенераторе от Р29. Часть аварий с уносом обломков в проточную часть, корпус цел, и один случай, когда куча собралась напротив фланца и корпус таки раскрыло.
AAlfim
Старожил форума
13.11.2020 22:14
Товарищи поправили, что ещё и диск разорван. Посмотрел фотки двигателя вблизи с зеркального форума (стр 2) - цилиндрический наконечник вала вентилятора как новенький. Получается диагноз - разрыв диска. Скорее всего усталость. Дальше, сами понимаете, мысли только на командном. Все движки в дефектоскопию. Бля
booster
Старожил форума
13.11.2020 22:16
AAlfim
Про аварийную посадку Руслана в Новосибирске слышали? Первопричина - двигатель. Народ начал вспоминать А380 и три топора. Почитал, посмотрел и решил поумничать. Опять же опыт (чтоб ему...) Ну и здесь отмечусь.

При аварии двигателя на 777 одна лопатка обломилась по замку и, заваливаясь переломила на половине высоты следующую. Причем обламывание произошло сравнительно медленно и лопатка ушла не радиально, а с завалом назад, где и была благополучно закатана в корпус и вход компрессора. В борьбе лежащих кусков с целыми лопатками поуродовались задние кромки на периферии, а куски превратились в лохмотья. Ситуация, как это не покажется странным, не угрожала пробитием корпуса. Лежащие обломки сломанных лопаток стали дополнительным слоем брони.

В сегодняшнем случае возможно другое развитие. Лопатка могла оборваться и сразу радиально уйти в обечайку. И застревает. Возникает препятствие, в которое последовательно упираются остальные лопатки и каждая перед переломом стукает по всей куче. Там уже куча вариантов, в данном случае оборвало всю обечайку вентилятора. Ну и по стыку диска с валом лупит соответственно. С моей точки зрения, скорее диск сорвало со ступицы и он оторвал обечайку. А может быть и наоборот.
Наблюдал подобное на газогенераторе от Р29. Часть аварий с уносом обломков в проточную часть, корпус цел, и один случай, когда куча собралась напротив фланца и корпус таки раскрыло.
насколько я представляю себе динамику и прочность лопатки, именно на корневую замковую часть приходится основная нагрузка, в этой зоне лопатка и разрушается, несмотря на то, что первоначальное повреждение допустимое по ТУ может располагаться в зонах переферийных, но недопустимыми являются именно повреждения в зоне 1/3 длины пера от комля...
В РЭ, обычно, рисуют три зоны повреждений лопатки компрессора: комлевая, средняя, переферийная.
Поскольку повреждения компрессоров самолетов, в основном, происходят при реверсе на малых скоростях движения, то реверс я считаю основным режимом при котором с ВПП в ГВТ попадают предметы посторонние.
Для вертолетов более характерен абразивный износ входных кромок РЛ первых ступеней, но и камушки, ветки, доски долетают, иногда.
Lx
Старожил форума
13.11.2020 22:29
booster
насколько я представляю себе динамику и прочность лопатки, именно на корневую замковую часть приходится основная нагрузка, в этой зоне лопатка и разрушается, несмотря на то, что первоначальное повреждение допустимое по ТУ может располагаться в зонах переферийных, но недопустимыми являются именно повреждения в зоне 1/3 длины пера от комля...
В РЭ, обычно, рисуют три зоны повреждений лопатки компрессора: комлевая, средняя, переферийная.
Поскольку повреждения компрессоров самолетов, в основном, происходят при реверсе на малых скоростях движения, то реверс я считаю основным режимом при котором с ВПП в ГВТ попадают предметы посторонние.
Для вертолетов более характерен абразивный износ входных кромок РЛ первых ступеней, но и камушки, ветки, доски долетают, иногда.
>> повреждения компрессоров самолетов, в основном, происходят при реверсе на малых скоростях движения
С чего бы это?
AAlfim
Старожил форума
13.11.2020 22:33
booster
насколько я представляю себе динамику и прочность лопатки, именно на корневую замковую часть приходится основная нагрузка, в этой зоне лопатка и разрушается, несмотря на то, что первоначальное повреждение допустимое по ТУ может располагаться в зонах переферийных, но недопустимыми являются именно повреждения в зоне 1/3 длины пера от комля...
В РЭ, обычно, рисуют три зоны повреждений лопатки компрессора: комлевая, средняя, переферийная.
Поскольку повреждения компрессоров самолетов, в основном, происходят при реверсе на малых скоростях движения, то реверс я считаю основным режимом при котором с ВПП в ГВТ попадают предметы посторонние.
Для вертолетов более характерен абразивный износ входных кромок РЛ первых ступеней, но и камушки, ветки, доски долетают, иногда.
У меня диплом - паровая турбина 300 МВт с самой длинной лопаткой Ленинградского металлического завода 1200 мм. Материал - титан, до этого хватало стали.
Центробежная сила 600 тонн по корню и 700 тонн по минимального сечению в замковой части диска. Доля от замочка. Для прочности замок в полтора раза длиннее хорды в корне. Жалко, разрез забрали. Давно это было...
booster
Старожил форума
13.11.2020 22:39
Lx
>> повреждения компрессоров самолетов, в основном, происходят при реверсе на малых скоростях движения
С чего бы это?
с того, что мусор с полосы потоком реверса поднимает, например, на Ту-154 реверс надо было выключать до скорости 80 км/час, если мне память не изменяет, хотя движок от земли находится в 3-х метрах, допускалось торможение реверсом до полной остановки, но тогда обязательно осмотр ГВТ.
Хотя сейчас стали лучше чистить ВПП, т.к А и В движками "скребут полосу", в сравнении с Ту-154, но повреждения лопаток первых ступеней не редкость и сегодня.
booster
Старожил форума
13.11.2020 22:41
AAlfim
У меня диплом - паровая турбина 300 МВт с самой длинной лопаткой Ленинградского металлического завода 1200 мм. Материал - титан, до этого хватало стали.
Центробежная сила 600 тонн по корню и 700 тонн по минимального сечению в замковой части диска. Доля от замочка. Для прочности замок в полтора раза длиннее хорды в корне. Жалко, разрез забрали. Давно это было...
в какой зоне не допускались забоины вообще никакие? - насколько актуальны для паровых турбин забоины или там их нет в принципе?
AAlfim
Старожил форума
13.11.2020 23:07
booster
в какой зоне не допускались забоины вообще никакие? - насколько актуальны для паровых турбин забоины или там их нет в принципе?
Это Вы студента пытаете такими вопросами? До таких высот не доходили.
Теоретически и практически там влажный пар без всяких каменюк и железок. Вскроют турбину раз в десять лет, посмотрят всё, заменят что сносилось и соберут на следующие десять лет. Ресурсы в паровой энергетике совсем другие.
Опасность для последних ступеней представляет влажный пар, в котором уже начинается конденсация капелек. На скоростях в сотню м/с шлифует не хуже пескоструйки. Стирает вдрызг. Но и запасы прочности большие, при обрыве пера лопатки, если весь венец не заломало, найдут при разборке раскатанный блин. Снаружи это практически не проявляется.
Точно так же в паровых котлах на изгибе протирает трубки насквозь.
astoronny
Старожил форума
14.11.2020 01:56
AAlfim
Товарищи поправили, что ещё и диск разорван. Посмотрел фотки двигателя вблизи с зеркального форума (стр 2) - цилиндрический наконечник вала вентилятора как новенький. Получается диагноз - разрыв диска. Скорее всего усталость. Дальше, сами понимаете, мысли только на командном. Все движки в дефектоскопию. Бля
Согласно фото от уважаемой Дианы Михайловой https://diana-mihailova.livejo ... , но разрыв диска там однозначный...
Уж не знаю, лопатки-нелопатки, не обязательно...
Matuashnik
Старожил форума
14.11.2020 02:46
ААЛФИМ.
Бля

Переборку с заменой диска реально, диска навалом.
В ООО "НПО "Центротех" (предприятие Топливной компании Росатома "ТВЭЛ", город Новоуральск, Свердловская область) запущена в промышленную эксплуатацию установка газового распыления "Капля" для получения металлических порошков. 20тн в год одной установкой.
На предприятии уточнили, что оборудование позволяет получать широкий спектр порошков: алюминиевые и медные сплавы, нержавеющие и высоколегированные стали – материалы для металлических 3D-принтеров и порошковой металлургии в целом.
https://tass.ru/novosti-partne ...
Десяток бы для УЗГА для сотни Д-18Т, по другому никак. Вот ереванцы с турками плясака дадут от радости при таких делах с "Русланом".
tik4
Старожил форума
14.11.2020 08:04
astoronny
Согласно фото от уважаемой Дианы Михайловой https://diana-mihailova.livejo ... , но разрыв диска там однозначный...
Уж не знаю, лопатки-нелопатки, не обязательно...
Вообще раньше при сертификации (надо потом будет освежить память по АП) наружный корпус вентилятора не обязан был удерживать лопатку, оборвавшуюся именно под корень, потом правила поменяли и теперь точно должен. Другой вопрос, что это все отчасти магия, так как однократно удержанная при натурных испытаниях лопатка и 100500 виртуальных испытаний все равно не дают 100% гарантий, что в жизни все пойдет так, как надо. Слишком много факторов, а борьбу за снижение массы корпусов никто не отменял. Если же это был диск, то тут шансов на удержание нет в принципе. И надо смотреть какой у него был остаточный ресурс, когда в последний раз были осмотры и тд и тп. При иных дефектах тоже ведь не сразу деталь снимают, просто учащают осмотры и смотрят динамику. А если дефекта вдруг не видно, а он есть, то событие уже предопределено изначально
AAlfim
Старожил форума
14.11.2020 11:48
astoronny
Согласно фото от уважаемой Дианы Михайловой https://diana-mihailova.livejo ... , но разрыв диска там однозначный...
Уж не знаю, лопатки-нелопатки, не обязательно...
Разорванный диск как последствия аварии я видел. Меня интересует развитие ситуации. Как минимум для поддержания мозгов :-)
Информация с зеркального форума, вторая страница.
Судя по средненького качества фотографиям, но с двух ракурсов, передний конец вала вентилятора целёхонький. Если посмотреть на разрез двигателя, цилиндрическая деталь закреплена на внутреннем фланце собственно вала. Раз такая тонкостенная деталька цела, то усилий на ней особых не было. Поэтому предполагаю чистое разламывание диска сразу напополам. А всё остальное последствия, большое везение и умелые действия экипажа.

А дальше, как сказал tik4, диск или его кусок никакая защита не удержит. Папа рассказывал, что как-то на испытаниях оторвавшийся диск турбины метр бетона профрезеровал.
tik4
Старожил форума
14.11.2020 12:28
AAlfim
Разорванный диск как последствия аварии я видел. Меня интересует развитие ситуации. Как минимум для поддержания мозгов :-)
Информация с зеркального форума, вторая страница.
Судя по средненького качества фотографиям, но с двух ракурсов, передний конец вала вентилятора целёхонький. Если посмотреть на разрез двигателя, цилиндрическая деталь закреплена на внутреннем фланце собственно вала. Раз такая тонкостенная деталька цела, то усилий на ней особых не было. Поэтому предполагаю чистое разламывание диска сразу напополам. А всё остальное последствия, большое везение и умелые действия экипажа.

А дальше, как сказал tik4, диск или его кусок никакая защита не удержит. Папа рассказывал, что как-то на испытаниях оторвавшийся диск турбины метр бетона профрезеровал.
С рассказов старожилов - в не такие далекие годы во время испытаний кусок диска покинул двигатель, стенд, цех, завод и переехал в депо через ул. Куйбышева г. Перми. Вроде переехал недалеко, но удержать его никто и ничто не смогло :) сейчас как и тогда - все остались живы и это главное
astoronny
Старожил форума
14.11.2020 13:13
tik4
С рассказов старожилов - в не такие далекие годы во время испытаний кусок диска покинул двигатель, стенд, цех, завод и переехал в депо через ул. Куйбышева г. Перми. Вроде переехал недалеко, но удержать его никто и ничто не смогло :) сейчас как и тогда - все остались живы и это главное
Старожилы на завалинках любят прирассказать :-)
Независимо от локализации завалинки...
Как им день и ночь потом приходилось стенда восстанавливать...
Если не с нуля, то близко к тому :-()
AAlfim
Старожил форума
14.11.2020 19:49
astoronny
Старожилы на завалинках любят прирассказать :-)
Независимо от локализации завалинки...
Как им день и ночь потом приходилось стенда восстанавливать...
Если не с нуля, то близко к тому :-()
Чаво уж так сразу с нуля :-)
Я как двигателист потомственный и рассказы слушал, и сам кое где полазил. Стенды строились мощные, в расчёте не на разлёт дисков, а на взрыв при разливе топлива. Стандартно лёгкая крыша и окна стеклоблочные, шоб вылетало легче. В общем то обычное взрывобезопасное помещение. И если какой нить обломок ухитрится пройти мимо силовых элементов крыши, то действительно почему бы и не полетать.
Вот если дрыгатель в термобарокамеру засунуть, тогда вырваться куда сложнее. А вот современные стенды вообще курам на смех. Висит прямо в воздухе.
В наземке жестче, персонал должен иметь возможность находиться рядом с машиной во время работы. В неоднократно упомянутой ГТУ 20 МВт в Нафтане самый толстый бронепояс в плоскости турбин газогенератора то ли 70, то ли 110 мм. Остальное меньше, но не менее 20. Из-за этого блок-контейнер весит... много.
Рыбинская ГТЭ 6МВт, можете посмотреть на фотках, прямо на раме закреплён пояс над турбиной на глаз миллиметров 15.
Matuashnik
Старожил форума
23.11.2020 16:05
На основе двигателя НК-32-02 будет создаваться новое изделие для ПАК ДА.
Эта боевая машина должна взлететь в 2025г., её серийное производство намечено на 2028−2029 годы. При создании ПАК ДА упор делается на стелс-технологии. Надо полагать, что доработка для него силовой установки на базе НК-32−02 будет в первую очередь сконцентрирована на снижении заметности летательного аппарата в звуковом, видимом и инфракрасном диапазонах.
Следует заметить, что американский журнал The National Interest в своей публикации «Российский Ту-160: самый большой, самый быстрый и самый тяжёлый когда-либо летавший бомбардировщик» от 20 марта 2020 года отметил, что у этой боевой машины нет серьёзных конструктивных недостатков за исключением одного — данный самолёт не использует стелс-технологии.
Очевидно, что решения по снижению заметности ПАК ДА в части силовой установки далее вполне могут быть использованы и на Ту-160М и Ту-160М2 при их последующих модернизациях. Получается такой интересный круговорот: глубокая модернизация Ту-160 обеспечит эволюционность технологий для производства ПАК ДА, а технологии, реализованные на ПАК ДА, затем будут применены на Ту-160М и Ту-160М2.
https://iarex.ru/articles/7853 ...
На какой стадии Ту-160М2 будут идти в НОАК в обмен на наш газ и уголь. Не менее 24 машины как обычно и далее 200.
nihilist
Старожил форума
27.11.2020 20:39
У меня возник такой вопрос по аварии Ан-124 в Новосибирске:
После того как разрушился диск вентилятора, его турбина без нагрузки должна раскручиваться. Как сработала защита от раскрутки турбины вентилятора: ЭСУ отключила подачу топлива или после разрушения диска вентилятора турбина сместилась и заклинила в статоре двигателя? Или еще как-нибудь: например останов по превышению вибрации?
nihilist
Старожил форума
27.11.2020 20:57
Еще по аварии Ан-124 в Новосибирске.
Пишут, что после аварии не могли отключить один из двигателей.
Я читал, что на Д-18 двигатель можно отключить штатно механическим стоп-краном и электрической командой, подав напряжение на электроклапан на блоке насосов. И еще есть аварийное отключение – пожарным краном.
Если одновременно всё вышло из строя, то, получается, был тройной отказ.
Или экипаж перед выключением пытался, по возможности снизить режим, работающего двигателя до «малого газа»?
Вопрос. Можно штатно выключать Д-18 с режима «0, 7номинала» или это уже будет аварийное выключение с опасностью того, что ротор заклинит?
AAlfim
Старожил форума
28.11.2020 01:52
nihilist
У меня возник такой вопрос по аварии Ан-124 в Новосибирске:
После того как разрушился диск вентилятора, его турбина без нагрузки должна раскручиваться. Как сработала защита от раскрутки турбины вентилятора: ЭСУ отключила подачу топлива или после разрушения диска вентилятора турбина сместилась и заклинила в статоре двигателя? Или еще как-нибудь: например останов по превышению вибрации?
Вал ротора вентилятора остался в собственных опорах, поэтому осевое смещение и заклинивание крайне маловероятно. Если только упорные подшипники установлены только на одно направление усилия и способны саморазобраться. Ну и представьте мощность турбины в десятки мегаватт. Весь двигатель в труху сотрёт.
Вибрация - ну был один сильный удар и усё, диск разломался и улетел, а защита обычно на длительную тряску. Вряд ли аэродинамическая тряска разлохмаченного двигателя была такой уж сильной.
Скорее всего защита по частоте вращения.

Действительно интересный вопрос, на который скорее всего может ответить Astoronny. Аууууу!
AAlfim
Старожил форума
28.11.2020 02:11
nihilist
Еще по аварии Ан-124 в Новосибирске.
Пишут, что после аварии не могли отключить один из двигателей.
Я читал, что на Д-18 двигатель можно отключить штатно механическим стоп-краном и электрической командой, подав напряжение на электроклапан на блоке насосов. И еще есть аварийное отключение – пожарным краном.
Если одновременно всё вышло из строя, то, получается, был тройной отказ.
Или экипаж перед выключением пытался, по возможности снизить режим, работающего двигателя до «малого газа»?
Вопрос. Можно штатно выключать Д-18 с режима «0, 7номинала» или это уже будет аварийное выключение с опасностью того, что ротор заклинит?
На механический стоп-кран, он же пожарный, идёт механическая же проводка - тросик или тяга. Вышла из строя.
Электрическая команда проходит по проводам. Аналогично, скорее всего шли рядом.
Расходный бак над двигателем, топливо льётся самотеком.
Можно пробежаться по крылу, слезть на пилон и как-нибудь отключить, но такие подвиги закончились лет уже сто назад.

Это вечная проблема, что должно быть надёжнее, включение или отключение. В газоперекачке стандартно висит сигнал включения, электромагнит держит открытой магистраль топливного газа на два пневмокрана, один нормально закрытый на подачу в камеру сгорания, второй нормально открытый на сброс топлива в свечу (атмосферу). Пропадание электросигнала и давления самого топлива - ГТУ валится в аварийный останов. Отказ любого элемента должен остановить. Все разборки портом, главное остановить.
На электростанции, когда я сказал, что по нормам нужно заменить основной клапан на НЗ и клапан сброса на НО и равного диаметра, на меня смотрели как на ... очень умного. И долго работали с открытым клапаном сброса, благо он маленький. Фигня, мы тут бабло куём, отвали со своими нормами.
Вопрос, как я уже сказал, вечный.
astoronny
Старожил форума
28.11.2020 06:20
tik4
Вообще раньше при сертификации (надо потом будет освежить память по АП) наружный корпус вентилятора не обязан был удерживать лопатку, оборвавшуюся именно под корень, потом правила поменяли и теперь точно должен. Другой вопрос, что это все отчасти магия, так как однократно удержанная при натурных испытаниях лопатка и 100500 виртуальных испытаний все равно не дают 100% гарантий, что в жизни все пойдет так, как надо. Слишком много факторов, а борьбу за снижение массы корпусов никто не отменял. Если же это был диск, то тут шансов на удержание нет в принципе. И надо смотреть какой у него был остаточный ресурс, когда в последний раз были осмотры и тд и тп. При иных дефектах тоже ведь не сразу деталь снимают, просто учащают осмотры и смотрят динамику. А если дефекта вдруг не видно, а он есть, то событие уже предопределено изначально
Согласно предварительному заключению - это был диск...
astoronny
Старожил форума
28.11.2020 06:28
AAlfim
Вал ротора вентилятора остался в собственных опорах, поэтому осевое смещение и заклинивание крайне маловероятно. Если только упорные подшипники установлены только на одно направление усилия и способны саморазобраться. Ну и представьте мощность турбины в десятки мегаватт. Весь двигатель в труху сотрёт.
Вибрация - ну был один сильный удар и усё, диск разломался и улетел, а защита обычно на длительную тряску. Вряд ли аэродинамическая тряска разлохмаченного двигателя была такой уж сильной.
Скорее всего защита по частоте вращения.

Действительно интересный вопрос, на который скорее всего может ответить Astoronny. Аууууу!
НЯП, на Д-18Т при неповрежденном вале турбина на лопатки соплового аппарате не садится, это происходит только при обрыве вала...
...а так вал удерживается осевым подшипником...
Отсечка топлива происходит при превышении предельных оборотов турбины вентилятора на сколько-то процентов - tik4 должен помнить цифры :-)
tik4
Старожил форума
28.11.2020 09:17
astoronny
НЯП, на Д-18Т при неповрежденном вале турбина на лопатки соплового аппарате не садится, это происходит только при обрыве вала...
...а так вал удерживается осевым подшипником...
Отсечка топлива происходит при превышении предельных оборотов турбины вентилятора на сколько-то процентов - tik4 должен помнить цифры :-)
Слушайте, на память не помню, выходной, но уточню. вот вам пока статья))

http://irbis-nbuv.gov.ua/cgi-b ...
tik4
Старожил форума
28.11.2020 09:32
Вообще если мне не изменяет память, то диски должны выдерживать до 120% частоты вращения по ап33. Плюс проводят специальные испытания на рассоединение валов, фиксируют докуда успели раскрутиться диски пока их автоматика не вырубила и потом накидывают запас 5%
booster
Старожил форума
28.11.2020 09:39
AAlfim
На механический стоп-кран, он же пожарный, идёт механическая же проводка - тросик или тяга. Вышла из строя.
Электрическая команда проходит по проводам. Аналогично, скорее всего шли рядом.
Расходный бак над двигателем, топливо льётся самотеком.
Можно пробежаться по крылу, слезть на пилон и как-нибудь отключить, но такие подвиги закончились лет уже сто назад.

Это вечная проблема, что должно быть надёжнее, включение или отключение. В газоперекачке стандартно висит сигнал включения, электромагнит держит открытой магистраль топливного газа на два пневмокрана, один нормально закрытый на подачу в камеру сгорания, второй нормально открытый на сброс топлива в свечу (атмосферу). Пропадание электросигнала и давления самого топлива - ГТУ валится в аварийный останов. Отказ любого элемента должен остановить. Все разборки портом, главное остановить.
На электростанции, когда я сказал, что по нормам нужно заменить основной клапан на НЗ и клапан сброса на НО и равного диаметра, на меня смотрели как на ... очень умного. И долго работали с открытым клапаном сброса, благо он маленький. Фигня, мы тут бабло куём, отвали со своими нормами.
Вопрос, как я уже сказал, вечный.
Самолетная топливная система включает в себя "пожарный кран" - наиболее распространена заслонка 1919, это электроприводной редуктор двухпозиционный, электрический двухпозиционный переключатель под колпачком красного цвета.
Двигатель оборудован "стоп-кран" - механический, расположен на насосе-регуляторе, приводится проводкой управления от рычага "Стоп-кран". (в РЭ Д-18Т сказано, что проводка управления стоп-краном жесткая).
Электромагнитный кран останова от кнопки в кабине экипажа (так написано в РЭ Д-18Т, книга 1).
Топливная система разделена конструктивно на самолетную (называю еще "планера" (низкого давления)) и двигательную (высокого давления).
Топливо самотеком не льется, самолеты летают на больших высотах, возникает кавитация, которую преодолевают подкачивающие насосы топливной системы планера, кроме того, топливная система планера включает в себя различные насосы перекачки, краны, фильтры, клапаны и т.д.
Коротко, подробно не на один час разговоров.
АТ-191
Старожил форума
28.11.2020 12:46
На НК-86 ( если кто забыл, этот мотор на ИЛ-86 стоял) вокруг вентилятора устанавливалась бронезащита. Но не по кругу, а в определённых местах. Причём в зависимости от расположения двигателя ( первый или четвёртый допустим) , либо на шесть часов, либо на десять. То есть было рассчитано, куда полетят лопатки в случае разрушения вентилятора, и, в зависимости от расположения двигателя, бронезащита закрывала либо крыло, либо фюзеляж. Тяжёлая была эта бронезащита, помню один держишь её и напарника материшь, что он болты крепления медленно наживляет :)
astoronny
Старожил форума
28.11.2020 17:35
tik4
Вообще если мне не изменяет память, то диски должны выдерживать до 120% частоты вращения по ап33. Плюс проводят специальные испытания на рассоединение валов, фиксируют докуда успели раскрутиться диски пока их автоматика не вырубила и потом накидывают запас 5%
Правильно...
"отцепленная" турбина разгоняется очень быстро!
...и чтоб не допустить превышения 120% оборотов расчетной прочности, следует отсекать сразу,
... ну, скажем на 103% максимальных физических оборотах турбины вентилятора...
Скорей всего в "нормах" это жестко не прописано - там должно быть, как Вы и заметили, "по результату" - типа "...система не должна допустить превышения частоты вращения выше 120% максимальной физической..."

Исходя из скорости срабатывания системы "обороты отсечки" определяются экспериментально-расчетно...
По моему опыту, это должны быть максимально-расчетные (подтвержденные в процессе испытаний) плюс запас на "индивидуальные особенности" двигателей плюс запас на "уход" в эксплуатации...

Для турбовальных двигателей проводятся в рамках Госов испытания на "расцепление" вала свободной турбины и скорости срабатывания при этом системы отсечки...
Но это другое, это уже "с посадкой" на сопловые аппараты...

Однако сомневаюсь, что для ТРДД предписаны испытания на раскрутку при разрушении диска вентилятора.
Судя по инциденту, как раз эта система отработала штатно и отключила двигатель до достижения оборотов разрушения турбины.
nihilist
Старожил форума
28.11.2020 19:16
booster
Самолетная топливная система включает в себя "пожарный кран" - наиболее распространена заслонка 1919, это электроприводной редуктор двухпозиционный, электрический двухпозиционный переключатель под колпачком красного цвета.
Двигатель оборудован "стоп-кран" - механический, расположен на насосе-регуляторе, приводится проводкой управления от рычага "Стоп-кран". (в РЭ Д-18Т сказано, что проводка управления стоп-краном жесткая).
Электромагнитный кран останова от кнопки в кабине экипажа (так написано в РЭ Д-18Т, книга 1).
Топливная система разделена конструктивно на самолетную (называю еще "планера" (низкого давления)) и двигательную (высокого давления).
Топливо самотеком не льется, самолеты летают на больших высотах, возникает кавитация, которую преодолевают подкачивающие насосы топливной системы планера, кроме того, топливная система планера включает в себя различные насосы перекачки, краны, фильтры, клапаны и т.д.
Коротко, подробно не на один час разговоров.
Уточнение. На Д-18 нет "насоса-регулятора". Есть агрегаты: блок насосов и топливный дозатор. Механический стоп-кран на топливном дозаторе, а электрический на блоке насосов.
Д-18 должен обеспечивать работу при поступлении топлива "самотеком", при отказе баковых насосов, тем более в земных условиях.
Топливо от самолетной системы поступает в двигательный подкачивающий насос ДЦН-80, который входит в блок насосов. Из подкачивающего насоса топливо через теплообменник и фильтр поступает в шестеренный насос высокого давления. Т.е. система низкого давления двигательная, а не самолетная.
booster
Старожил форума
28.11.2020 20:19
nihilist
Уточнение. На Д-18 нет "насоса-регулятора". Есть агрегаты: блок насосов и топливный дозатор. Механический стоп-кран на топливном дозаторе, а электрический на блоке насосов.
Д-18 должен обеспечивать работу при поступлении топлива "самотеком", при отказе баковых насосов, тем более в земных условиях.
Топливо от самолетной системы поступает в двигательный подкачивающий насос ДЦН-80, который входит в блок насосов. Из подкачивающего насоса топливо через теплообменник и фильтр поступает в шестеренный насос высокого давления. Т.е. система низкого давления двигательная, а не самолетная.
Вы не могли бы выложить книгу 3 РЭ Д-18Т?
Всяко лучше читать самому, подкачивающий насос (центробежный) в составе двигателя вовсе не редкость, а, скорее, правило.
tik4
Старожил форума
28.11.2020 21:22
astoronny
Правильно...
"отцепленная" турбина разгоняется очень быстро!
...и чтоб не допустить превышения 120% оборотов расчетной прочности, следует отсекать сразу,
... ну, скажем на 103% максимальных физических оборотах турбины вентилятора...
Скорей всего в "нормах" это жестко не прописано - там должно быть, как Вы и заметили, "по результату" - типа "...система не должна допустить превышения частоты вращения выше 120% максимальной физической..."

Исходя из скорости срабатывания системы "обороты отсечки" определяются экспериментально-расчетно...
По моему опыту, это должны быть максимально-расчетные (подтвержденные в процессе испытаний) плюс запас на "индивидуальные особенности" двигателей плюс запас на "уход" в эксплуатации...

Для турбовальных двигателей проводятся в рамках Госов испытания на "расцепление" вала свободной турбины и скорости срабатывания при этом системы отсечки...
Но это другое, это уже "с посадкой" на сопловые аппараты...

Однако сомневаюсь, что для ТРДД предписаны испытания на раскрутку при разрушении диска вентилятора.
Судя по инциденту, как раз эта система отработала штатно и отключила двигатель до достижения оборотов разрушения турбины.
Там еще есть нормы прочности ЦИАМ, главный стопор на пути прогресса, что-то на эту тему там тоже было :)
astoronny
Старожил форума
29.11.2020 16:38
tik4
Там еще есть нормы прочности ЦИАМ, главный стопор на пути прогресса, что-то на эту тему там тоже было :)
Хи-хи...!
Вот только сейчас сподобился просмотреть "Вашу" статью :-(
Приято, когда начальник отдела прочность с тобой полностью согласен :-)
Правда его это мнение было 13-летней давности...

Про "нормы, как тормоз..." я чего-то не усмотрел... наверное, не там смотрел...
Но, в принципе, это ведь мировая тенденция - чем лучше умеешь считать - тем меньше берешь запас на неопределенность, случайность и незнание...
В тех же, еще допотопных нормах циама была "градация" потребных запасов прочности дисков в зависимости от применяемых методов расчета.

Или Вы подразумеваете "мятежом" предложение перейти от "запаса прочности" к "критерию вытяжки"? :О
tik4
Старожил форума
29.11.2020 18:24
astoronny
Хи-хи...!
Вот только сейчас сподобился просмотреть "Вашу" статью :-(
Приято, когда начальник отдела прочность с тобой полностью согласен :-)
Правда его это мнение было 13-летней давности...

Про "нормы, как тормоз..." я чего-то не усмотрел... наверное, не там смотрел...
Но, в принципе, это ведь мировая тенденция - чем лучше умеешь считать - тем меньше берешь запас на неопределенность, случайность и незнание...
В тех же, еще допотопных нормах циама была "градация" потребных запасов прочности дисков в зависимости от применяемых методов расчета.

Или Вы подразумеваете "мятежом" предложение перейти от "запаса прочности" к "критерию вытяжки"? :О
Да я только недавно писал отзыв на автореферат диссертации по прочности из ОДК, там тоже камней в огород норм прочности накидано было нормально, ресурс по нормативке в 1.5 раза ниже экспериментально подтвержденного.
Не буду делать подробный разбор, скажу только, что если сравнить по "пухлости" отечественные и буржуинские ротора, то видно у кого запасов в избытке :) Уж не настолько там у них за бугром "эльфийские" материалы дисков.
Ну и до сих пор любят у нас считать всякие "запасы прочности в плоских сечениях лопаток", по которым еще ни одна лопатка не сломалась :)
1..868788..105106




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru