Тэкс...насчет Сх. Вся беда в том (как обычно), что заучив одну формулу К=Су/Сх пихают её куда ни попадя, услышав слово "крыло". Вычисляют "качество", не понимая физической сути явления. Между тем, у жука сложна только биомеханика полёта (дозированная и согласованная работа групп мышц), а сам полёт абсолютно никаких трудностей понимания с тз физики, не представляет.
Рассмотрим механизм возникновения подъёмной силы у жука, сначала в режиме висения или вертикального набора/снижения. Для этого полезно рассмотреть греблю спортсменов. Там, во время гребка, лопасть весла перпендикулярна потоку, а при выходе весла из воды в конце гребка, вынос лопасти вперёд происходит с разворотом её (лопасти) на 90 градусов. В нашем случае (висение - вертикальное перемещение) работа крыльев жука абсолютно идентична работе гребца веслами. При движении крыла сверху вниз, "лопасть" становится перпендикулярно набегающему потоку, точнее (тут важно)- сама набегает на воздух.. Полная АЭ сила в каждый момент времени перпендикулярна крылу и направлена вверх. Чтоб не путаться с движением крыла по радиусу, можно взять положение, когда крыло горизонтально (на мгновение). Как видим, и на весле, и на крыле - есть только ОДНА внешняя сила - сила сопротивления потоку, она же и подъёмная (у весла толкающая). Нечего тут раскладывать (на силу тяги и силу сопротивления), как в случае наклонного вектора полной АЭ силы на классическом крыле.
Для тех, кто совсем не понял, движение (висение и набор) жука происходит по принципу: упал - отжался. Тупо отжимается крыльями, только вместо земли воздух. Поэтому, не имея под собой массы земного шара, приходится отталкивать вниз массу воздуха с определённой скоростью, чтоб получить импульс силы, компенсирующий силу веса. Вот и всё. Остальное - нюансы. Движение крыла вверх происходит уже с разворотом передней кромкой вверх (как и у весла спортсмена). Для движения вперёд переднюю кромку при взмахе вниз приходится опускать, чтоб получить ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ, ВПЕРЁД, составляющую полной АЭ силы на крыле. Таким образом набегающий в ГП уже спереди поток, обтекал БЫ крыло с ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ углом атаки, снижая его подъёмную силу. Такова цена перехода с висения на горизонтальный полёт. Но, суммарный вектор набегающего потока на крыло (от сложения махового движения крыла вниз и поступательного перемещения вперёд) естественно приходится на нижнюю поверхность крыла (в сумме - положительный угол атаки). Практически и всё. Остальное - самое тонкое и сложное - это дифференциальная подработка углами установки крыла, бессознательная конечно. Виражи в любую сторону, прочие эволюции. Вот этот вот привод на крылья практически невоспроизводим чистой механикой. Да и смысла практического никакого нет. Жесткие надкрылья или как там их, используются постольку поскольку, основная функция: как раз защита, панцирь, чехол, для мягкой спинки, практически незащищённой.
Вывод: крыло жука преимущественно работает на углах атаки близких к 90 градусам, отсюда: источником подъёмной силы лобовое сопротивление и является. При движении вверх подъёмной силе неоткуда взяться. По аналогии с отжиманием: это как отжиматься с хлопком в ладоши в верхней точке. Инерции хватает, чтоб не упасть даже человеку, жуку уж тем более.
Котик, боюсь Вас разочаровать, но...
не бойтесь, вряд ли уже Вы меня чем-то разочаруете.
вот почитал http://www.drivernotes.net/ras ... , хотелось бы услыхать мнение спецов.