to504
Теперь мое скептическое отношение к экономической стороне проекта понятно?
***
Теперь понятно. Вы мне напомнили нерадивого папашу, который оплачивает обучение дюжине своих чад в гарвардах/стенфордах, и, случайно узнав, что один из его студентов подрабатывает частным извозом в свободное от учебы время, теперь пытается выяснить какой он имеет приработок:)
Если Вам действительно интересно будущие экономические показатели компании SpaceX, то начинать надо с другого: А собирается ли наш "студент" зарабатывать на "извозе" или планирует "работать по специальности" и зарабатывать на чем-то ином?
Ранее приводил статью в WSJ.
https://vc.ru/n/wsj-spacex-finance
Из ее содержания понятно, что SpaceX планирует зарабатывать таки не извозом, а получением дохода на рынке информационных услуг - глобальном интернете - "в целом этот проект принесёт более $30 млрд выручки и около $15-20 млрд операционной прибыли в год."
Почему рынок информационных услуг, а не пусковых услуг?
Да, потому что в 2016 году на мировом рынке космических услуг в $213, 62 млрд пусковые услуги составляют всего $6, 45 млрд.
http://ecoruspace.me/%D0%9A%D0 ...
Исходя из понимания того, что на самом деле стремится создать Илон Маск, перейдем к Вашему вопросу. Точнее возьмем приведенный пример.
Допустим, заказчику (достаточно крупному) надо вывести 82500 кг на ГПО.
1 вариант, без возврата, потребует 10 пусков = 82500 / 8250.
2 вариант, с возвратом, потребует 15 пусков = 82500 / 5500.
Здесь Вы пытаетесь сравнить два разных сегмента рынка пусковых услуг. В первом случае по доставке редких тяжелых "негабаритных" грузов, для которых используется одноразовая ракета и цена этой услуги - $61, 2 млн., а себестоимость $36, 7 млн. Скидка за 10 запусков будет лежать в этой области, в зависимости от доли авансовых платежей заказчика.
Во втором случае: это самый востребованный сегмент рынка - запуск телекоммуникационных спутников до 5, 5 тонн.
Цена на эту услугу при 15-кратном использовании многоразовой ракеты-носителя предположительно составляет от $37-48, 3 млн. Себестоимость запуска - $11, 0 млн. То есть очевиден резерв для снижения цены. Воспользуется ли этим резервом компания SpaceX? В ближайшее время навряд ли. Потому, что нашему "студенту" чтобы выйти на IPO и получить "настоящую работу", а не заниматься "частным извозом", до того как не рухнули мировые цены на пусковые услуги (другие "чада" дышат в спину), еще нужно создать много чего; как минимум "настоящие" многоразовые РН Falcon-9 Blocck-5, Falcon Heavy, создать плавучую фабрику по производству РН, нормальные морские платформы, перевести на аддитивные технологии производство всех используемых двигателей, роботизированные технологии сборки и пр.
При существующей в США прогрессивной шкале налогообложения корпоративного дохода выгоднее вкладываться не в расширение штата сотрудников, а создавать высокотехнологичные производства, и желательно на плавучих судах ближе к экватору под, скажем, панамским флагом:)
Напомню, что все приведенные цифры не высосаны из пальца, а приводятся аналитиками одной из самых уважаемых консалтинговых фирм на мировом финансовом рынке - Jefferies International.
http://kosmolenta.com/index.ph ...
Попробую с ноутбука написать подробнее.
Берем технические характеристики Falcon FT в открытом доступе: 8300 кг (для простоты расчетов возьмем 8250 кг) полезной нагрузки на геопереходную орбиту в варианте без возврата первой ступени и 5500 кг на ГПО с условием возврата.
Допустим, заказчику (достаточно крупному) надо вывести 82500 кг на ГПО.
1 вариант, без возврата, потребует 10 пусков = 82500 / 8250.
2 вариант, с возвратом, потребует 15 пусков = 82500 / 5500.
Стоимость 10 "невозвратных" пусков = 62 млн.долл.*10 = 620 млн.долл.
Значит, если клиент хочет хотя бы не переплатить (это я назвал "в ноль"), то за 15 "возвратных" пусков он заплатит те же 620 млн. долл., или по 41, 3 млн. долл. за пуск.
Другими словами, если SpaceX возьмет с него "со скидкой" больше этих 41, 3 млн., клиент от этой, мягко говоря, неодноначной идеи возвращать ступень носителя только проиграет... Уже как-то не очень похоже на радужные обещания SpaceX, так? Ничё, ниче, продолжим)) Посмотрим, а может не все так плохо и SpaceX реально может даже меньше этих 41.3 млн. с клиента получать? (Не будем вспоминать слова Маска о том де, что стоимость первой ступени "тянет" на 54 миллиона долларов, он, наверное, не со зла так спонсорские подаяния выпрашивает))
Попробуем прикинуть расходы SpaceX. Тут уже заранее прошу прощения, так как от технических спецификаций и элементарной арифметики придется уклониться в гадание.
Итак, "статьи" расходов (налоги и откаты не берем;))
1) НИР и ОКР
2) Подготовка производственно-технической базы, персонала и т.п. (что называется, "запуск в серию")
3) Материалы, комплектующие,
4) зарплата,
5) прочие расходы на производстве (аренда, "коммунальные платежи" - вода, газ, электричество, очистка, вывоз отходов и т.п.)
6) Топливо
7) Транспортные расходы, предстартовая подготовка, обслуживание пуска
8) Страховка
9) Амортизация основных средств
10) Обслуживание заёмных средств (кредитов)
Если что забыл, тут есть кому напомнить и поглумиться))
Что экономится при повторном использовании? Материалы (не забываем при этом, что двигатели SpaceX производит, а не закупает) - да. Зарплата - может быть. А может и наоборот (разборка для контроля и восстановления может дороже сборки оказаться). Прочие расходы - тоже "фифти-фифти"... В общем, по ходу только материалы и экономятся))) Причем толко материалы, использованные в первой ступени (и по последним событиям в обтекателе).
Пункты 1 и 2 считаем свершившимся фактом, начальными капиталовложениями фиксированной суммы. Причем даже не будем мелочится, и посчитаем что разработка "возвратного" варианта неизбежна даже при отказе от его использования (т.е. не будем вычитать эту сумму для варианта сокращенных расходов, который был бы с обычым одноразовым носителем). Диапазон расходов - не более полученных от НАСА 1.6 млрд.долл. По факту, конечно, меньше, но насколько - сказать трудно... Допустим, довольно благоприятный для Маска вариант, что на "оплаченные" 12 пусков здесь отведена половина = 800 млн.долл., т.е. в начальные капиталовложения запишем еще 800.
Дальше "погадаем". Держа в уме известную верхнюю границу расходов = 62 млн.долл.
Допустим, ставка по кредиту 5% (хотя кто его Маска знает, мож забесплатно договорился? Ладно, все ж таки вычтем еще "для порядку"), итого 62/1.05 = 59 млн.
Допустим, Маск хочет окупить начальные капиталовложения за 5 лет, запуская в год по 16 ракет = итого 800 млн./(5*16) = по 10 млн. с каждого пуска долой. 59 - 10 = 49 млн.долл. в остатке (не напоминайте мне про NPV;)).
Страховка в космонавтике неслабая, суммарно не менее 20% от страховой суммы. Возьмем 62*0.2 = 12 млн.долл. (в остатке уже 37)
Допустим, топливо, транспортировка, установка РН, подготовка и т.п. в сумме "всего лишь" 1 млн. (остаток 36).
В общем, даже если половина оставшейся суммы - стоимость материалов (что конечно же в действительности меньше, учитывая технологичность отрасли), на долю возвращаемых частей прихоится не более 15 млн.долл. А это значит, что даже еси их использовать до бесконечности, а не 10 или даже 50 раз, остальные расходы составят 62 - 15 = 47 млн.долларов.
Требуемую цифру в 41.3 млн. еще помним? Где она там, ау-у! И это еще без прибыли и дивидендов)))
Теперь мое скептическое отношение к экономической стороне проекта понятно?