Уважаемые форумчане!
Прошу вашей помощи в решении одной загадки из национальной истории техники.
В 1954 году на Горьковском автозаводе был построен рекордный автомобиль ГАЗ-ТР с двигателем ВК-1. Считается, что это первый в мире автомобиль с турбореактивной силовой установкой, не имевшей кинематической связи с ведущими колесами. Проектная скорость ГАЗ-ТР декларировалась как 800 км/час!
Имеются хроникальные съемки этой машины в окружении пионеров, которым конструктор Алексей Смолин рассказывает об особенностях своего детища. Также в старых советских киножурналах попадаются кадры проездов ГАЗ-ТР по дорогам общего пользования в окрестностях г. Горький. И, наконец, существует объективный контроль киногруппы автозавода, где рекордный автомобиль движется по ВПП некого аэродрома со скоростью порядка 80 км/час. В роли тест-пилота ГАЗ-ТР выступал чемпион СССР по автоспорту Михаил Метелев.
В многочисленных источниках (включая публикации великого автомобильного историка Льва Шугурова) указано, что ГАЗ-ТР, якобы, достигал скорости 300 км/час! При этом местом проведения испытательных заездов называется аэродром горьковского авиазавода №21 (ныне ОАО "Сокол").
Поведенный анализ показал, что в 1954 году ВПП горьковского авиазавода не соответствовала требованиям скоростных пробежек ГАЗ-ТР. Эту версию полностью поддерживал Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР, бывший шеф-пилот авиазавода №21 Владимир Гаврилович Гордиенко. Более того, по его словам среди заводских летчиков никогда не обсуждалась тема "реактивного автомобиля". Это звучит странно: обычно подобные истории передаются из уст в уста и обрастают многочисленными "подробностями".
А тут – полная тишина...
Есть мнение, что ГАЗ-ТР мог испытываться на следующих аэродромах.
1. Авиабаза Саваслейка. Эта версия выглядит правдоподобной в силу географической и административной близости данного объекта к г. Горький. Попросту говоря, горкому КПСС и дирекции ГАЗа было бы несложно договориться с командованием военного округа об "аренде" ВПП для рекордных заездов.
2. Авиабаза Чугуев под г. Харьков. Начиная с середины 50-х годов и до конца существования СССР этот аэродром был "Меккой" советских авто-спортсменов. Здесь проводились многочисленные рекордные заезды. Но, в основном, машин украинской постройки (водители-конструкторы Никитин, Помогайбо, Лорент…). Про испытания в Чугуево ГАЗ-ТР информации нет.
Просьба откликнуться всех, кто что-то знает о месте и обстоятельствах испытаний рекордного автомобиля ГАЗ-ТР на аэродромах ВВС и ПВО СССР в период 1954 – 1956 гг.
С уважением, Андрей Крюковский.
Автор и режиссер телесериалов "Автомобили в погонах", "Погоня за Скоростью", "Колеса Страны Советов" (телеканал "Звезда»).
В 1996-2002 гг. – автор и ведущий телепрограммы "Мир Авиации" (телеканал "Культура").