Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Экстримальные и невероятные случаи в летной практике

7 пользователей сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

12..798081

onground
Старожил форума
27.04.2018 14:46
shurik25753
"dgon:"
"Viktor
"Лично я свое отношение к таким грамотным в правописании высказал , никто не поддержал , ну вот и результат -опять лезут."
Уважаемые любители изящной русской словесности и грамотности. Уж не хотите ли Вы сказать, что уж сами-то Вы хорошо знаете русский язык ? И без словаря ? Спешу предупредить, что таких людей, если и есть, то единицы. У любого литературоведа, критика, писателя, учителя русского языка в личной библиотеке обязательно есть учебники русского языка и несколько словарей. ЗАЧЕМ ???
Я признаю, что пишем мы здесь, на НАШЕМ АВИА форуме, очень неграмотно. Только мы пишем не книги для широкой публики. Мы пишем о своём. На понятном нам языке. Согласен, что русскому человеку просто стыдно должно быть за плохое владение родным языком. Потому будем стараться писать, как сможем грамотнее. КАК СМОЖЕМ.
dgon, и Viktor, они"грамотеи" в принципе правы и потому и лезут, что в наших постах не всё грамотно. Но нас уже не переделать. Мы понимаем друг-друга и общаемся на НАШЕМ форуме. Нам этого достаточно.
Господа грамотеи, У Вас есть что рассказать интересное, поучительное, по делу, по теме ???
Есть ? Пишите пожалуйста. Как сможете. Мы почитаем и поймём.
Всеми признано что Русский правописательный язык очень сложен и запутан.
onground
Старожил форума
27.04.2018 15:16
Viktor49A
Corvus:

Viktor49A:

На аэродроме Кульсары

========

Виктор Степанович, а где в Кульсарах был аэродром?


Володя, сейчас вряд ли найдем даже контуры аэродрома.
Он был, недалеко от озера, и после взлета с южным
курсом мы проходили рядом с ним, через минуту-полторы.
В 92м году, когда перегоняли вертушки в Гурьев,
аэродрома как такового уже не было. Были несколько
площадок и заправка керосином для вертолетов и я
думаю, что она была уже в другом месте, т.к.
грунтовую полосу для Ан-2 мы не видели, когда
улетали.
Да, в 79г почти нью-васюки.
onground
Старожил форума
27.04.2018 15:25
Viktor49A
Corvus:
Да, Володя, несколько портов Казахстана либо стерты с лица Земли
его величеством Временем, либо исчезли под постройками растущих
городов. Это и Кзыл-Орда, и Караганда - Городской и Талды-Курган.

Да Виктор , а я даже не знал.Аркалык аэропорт разрушенный видел и то показалось нереально.
Corvus
Старожил форума
28.04.2018 07:32
onground

Приветствую Вас!
В Кзыл-Орде с 1988 года работает новый аэропорт, а старый ушёл под застройку.

Из числа "Нью-Васюков" до сих пор функционирует аэродром Бейнеу (с бетонной ВПП 1750х40 м). В основном малой авиацией используется, но в 2009 году в рамках ралли "Шёлковый путь" на него садились Ан-24, 26, 74.

https://upload.wikimedia.org/w ...
Viktor49A
Старожил форума
28.04.2018 09:15
onground
Да Виктор , а я даже не знал.Аркалык аэропорт разрушенный видел и то показалось нереально.
К сожалению, Время не щадит никого. И аэропорты не исключение....
Viktor49A
Старожил форума
15.05.2018 18:19
Мне рассказал, точней - написал коллега, бывший летчик Ан-2 из Кзыл-Орды о редчайшем случае произошедшим с ним. Считаю, что он имеет право быть озвученным здесь:

(С)
Кстати, вспомнилось, как в Яны-Кургане вырулили на взлёт (я как инструктор, вводил в строй молодого пилота), и вдруг, ураганный порыв ветра, закрылки уже выпущены на 30, самолёт подымает в воздух метров на семь и здесь руки, автоматически, толкают рычаг газа вперёд до упора. С небольшим проседанием самолёт в воздухе и мы набираем высоту. И только после первого разворота осознаю, что впервые в жизни, и наверняка это уже не повторится, я на Ан-2 совершил взлёт по-вертолётному, но руки дрожали до конца полёта.
Viktor49A
Старожил форума
18.05.2018 17:08
Интересная информация, на нашу тему, правда о не нашей технике. Друг прислал, в ответ на мою короткую информацию о беспрецедентном случае возвращения на базу "Летающей крепости"
после столкновения с немецким истребителем....

http://ursa-tm.ru/forum/index. ...

Наш пилот, начав осваивать Двоечку, тянул 20 минут если не больше в аэропорт Караганды
на одном движке, когда второй отказал.
Corvus
Старожил форума
19.05.2018 10:02
Viktor49A
Мне рассказал, точней - написал коллега, бывший летчик Ан-2 из Кзыл-Орды о редчайшем случае произошедшим с ним. Считаю, что он имеет право быть озвученным здесь:

(С)
Кстати, вспомнилось, как в Яны-Кургане вырулили на взлёт (я как инструктор, вводил в строй молодого пилота), и вдруг, ураганный порыв ветра, закрылки уже выпущены на 30, самолёт подымает в воздух метров на семь и здесь руки, автоматически, толкают рычаг газа вперёд до упора. С небольшим проседанием самолёт в воздухе и мы набираем высоту. И только после первого разворота осознаю, что впервые в жизни, и наверняка это уже не повторится, я на Ан-2 совершил взлёт по-вертолётному, но руки дрожали до конца полёта.
Спасибо, Виктор Степанович. Впечатляет!
Читал, что Ан-28 во время испытаний (без пассажирских кресел и отделки салона) взлетал с разбегом буквально 40-50 м. При встречном ветерке, даже небольшом, мог почти с места взлететь :)
Viktor49A
Старожил форума
19.05.2018 10:32
Corvus
Спасибо, Виктор Степанович. Впечатляет!
Читал, что Ан-28 во время испытаний (без пассажирских кресел и отделки салона) взлетал с разбегом буквально 40-50 м. При встречном ветерке, даже небольшом, мог почти с места взлететь :)
На здоровье, Володя!:)

Меня ребята-соседи, погранцы, забирали с Крайнего домой по пути, на Ан-72,
если не ошибаюсь. Так они после короткого разбега против приличного ветра,
поперли вверх как ракета. Пустые были. Экипаж да я, в качестве случайного
пассажира-попутчика:)
EDD
Старожил форума
19.05.2018 11:09
Corvus:Читал, что Ан-28 во время испытаний (без пассажирских кресел и отделки салона) взлетал с разбегом буквально 40-50 м.


С Ан-14 не путаешь? Про него такое часто писали (правда кресла и отделку не поминали).
kovs214
Старожил форума
19.05.2018 13:02
Viktor49A
Мне рассказал, точней - написал коллега, бывший летчик Ан-2 из Кзыл-Орды о редчайшем случае произошедшим с ним. Считаю, что он имеет право быть озвученным здесь:

(С)
Кстати, вспомнилось, как в Яны-Кургане вырулили на взлёт (я как инструктор, вводил в строй молодого пилота), и вдруг, ураганный порыв ветра, закрылки уже выпущены на 30, самолёт подымает в воздух метров на семь и здесь руки, автоматически, толкают рычаг газа вперёд до упора. С небольшим проседанием самолёт в воздухе и мы набираем высоту. И только после первого разворота осознаю, что впервые в жизни, и наверняка это уже не повторится, я на Ан-2 совершил взлёт по-вертолётному, но руки дрожали до конца полёта.
Виктор, глянул аэродинамику Шифрина, там есть табличка, в ней написано, что при взлётном весе 4000кг, скорость отрыва 60 кмч, это 16, 7 метров в секунду. Ограничение по встречному ветру у АН-2 18 мс. Если встречный дунул метров 25, то возможен такой вариант.
Viktor49A
Старожил форума
19.05.2018 13:40
kovs214
Виктор, глянул аэродинамику Шифрина, там есть табличка, в ней написано, что при взлётном весе 4000кг, скорость отрыва 60 кмч, это 16, 7 метров в секунду. Ограничение по встречному ветру у АН-2 18 мс. Если встречный дунул метров 25, то возможен такой вариант.
Привет, Олег!
Написавший это человек, производит очень приятное впечатление.
Его рассказы просты и искренни. Думаю, так всё и было, как ты
говоришь:)
К тому же я помню своё приключение в горах, когда вертушка захотела
улететь без меня пока я пытался справить малую нужду:)
kovs214
Старожил форума
19.05.2018 14:02
Viktor49A
Привет, Олег!
Написавший это человек, производит очень приятное впечатление.
Его рассказы просты и искренни. Думаю, так всё и было, как ты
говоришь:)
К тому же я помню своё приключение в горах, когда вертушка захотела
улететь без меня пока я пытался справить малую нужду:)
Привет, Виктор! При ветре 18 мс и выпущенных закрылках с малым весом и на взлётном режиме он отрывается почти сразу. Это пробовал ;).
Viktor49A
Старожил форума
19.05.2018 14:48
kovs214:
Верю. Видел взлет с МВЛ-овского аэродрома Ан-2
при ветре 17-18, порывы 20. Практически проехал
пару-две, метров и, вверх:)
kovs214
Старожил форума
19.05.2018 15:11
...на АН-2, при таком ветре, большая проблема рулить, особенно на пустом. Для взлёта надо отрулить. Штурвал отдаёшь от себя, РВ опускается вниз, и попутный ветер как бы прижимает хвост, но это полумеры. При развороте, когда хвост подставишь ветру, то порывом ветра может самолёт поставить на нос. Если есть возможность, то лучше взлетать с места.
Viktor49A
Старожил форума
19.05.2018 16:04
kovs214
...на АН-2, при таком ветре, большая проблема рулить, особенно на пустом. Для взлёта надо отрулить. Штурвал отдаёшь от себя, РВ опускается вниз, и попутный ветер как бы прижимает хвост, но это полумеры. При развороте, когда хвост подставишь ветру, то порывом ветра может самолёт поставить на нос. Если есть возможность, то лучше взлетать с места.
Понял. Если в следующей жизни Всевышний меня в червяка не превратит,
а позволит снова полетать на железной птице сделанной человеком,
- то вспомню твои рекомендации;)
kovs214
Старожил форума
19.05.2018 16:16
Viktor49A
Понял. Если в следующей жизни Всевышний меня в червяка не превратит,
а позволит снова полетать на железной птице сделанной человеком,
- то вспомню твои рекомендации;)
Виктор, это не рекомендации, это ретро-воспоминания :))
Viktor49A
Старожил форума
19.05.2018 17:14
kovs214
Виктор, это не рекомендации, это ретро-воспоминания :))
:)))
astrae
Старожил форума
22.05.2018 12:55
onground
Всеми признано что Русский правописательный язык очень сложен и запутан.
Всем привет!

Велик и богат русский язык, но почему-то рифма к слову "Звезда" приходит в голову всегда одна и та же. )))
newsafar
Старожил форума
22.05.2018 13:15
Як 12 для справки работали до 1989 года для Corvus, например в АСК ДОСААФ Ашхабад туркменистан и далее на хранении сколько лет уже
astrae
Старожил форума
22.05.2018 13:27
Поступило задание, сопровождать Ми-6. Взлетали с разных точек, пришлось Ми-6 догонять. Ему что, 300 установил и попёр. Я разогнал до 320 и догоняю потихоньку. По вертолёту вибрация идёт. Вдруг хлопок и поменялся звук от работы двигателей и трансмиссии. Оператор кричит: "Гаси скорость!". Скорость уменьшил, по приборам ВМГ всё норм. Звук снова стал таким же как всегда. Лечу и "мощу репу", чтобы это могло быть. Похлопывание по плечу, поворачиваю голову и мягко говоря, "ох..ю". У бортача всё лицо и демисезонка в кровищи. Молча тычет в направлении приборов ВМГ и "мычит". Не могу понять, что он хочет. По приборам всё норм. Потом дошло. В нише тормоза НВ лежал АКСУ со сложенным прикладом, а в приклад вставлен индивидуальный пакет. Отдал пакет ему, а тут уже и на посадку надо было заходить. Сел, зарулил на перрон, выключился и бегом к грузовой кабине. Бортач вылезает, белый весь. Спрашиваю: "Что это было?" Отвечает: "Створки грузовой кабины в полёте открылись". И когда они начали открываться, он на "автомате" попытался их удержать. В итоге правой бровью бьётся в выступ на проёме створок. Повезло, что голова пошла в грузовую кабину, а не на улицу. Потом закрыл створки.
У диспетчера взял "бобик", отвёз в медсанчасть. Четыре шва на брови.
Лишний раз убедился: "Хорошо всё то, что хорошо кончается."
kovs214
Старожил форума
22.05.2018 13:31
...astrae, а вы на каком типе сопровождали?
astrae
Старожил форума
22.05.2018 14:22
kovs214
...astrae, а вы на каком типе сопровождали?
Ми-24. В профиле есть.
kovs214
Старожил форума
22.05.2018 14:24
astrae
Ми-24. В профиле есть.
Благодарю. Потом глянул в профиль. Бортач в рубашонки родился...
astrae
Старожил форума
22.05.2018 14:38
kovs214
Благодарю. Потом глянул в профиль. Бортач в рубашонки родился...
Чтобы могло быть, даже представить страшно. На скорости 300 и с высоты 15-20м...
Viktor49A
Старожил форума
22.05.2018 16:45
Мдааа, ситуация. Действительно страшно представить.

На Ми-4 и на Ми-1, двери в салоне открывались против полёта.
Был случай на Ми-1, когда пилот забыл вставить "гвоздик" на
резинке контрящий ручку в полёте, а пассажир, вместо специального
ремня вверху кабины, положил руку в полете на эту ручку. Вылетел бы
пулей из кабины, если бы не был пристегнут. Напугался так, что плохо
ему стало. Дверь в утиль. Пилоту строгача.
По моему что-то подобное, было и на Ми-4.
AnatolyNZ
Старожил форума
23.05.2018 08:34
Виктор, а у нас в Чокурдахе в 72-74 гг. выпал бортмеханик из Ми-4 в полёте.Бортмеханик был неопытный(если не стажёр, уже не помню).Видно решили поохотиться.И он вместо десантной открыл основную.Был не привязан, ему бы в этот момент нужно было выпустиь рукоятку.А так его вместе с дверью встречным потоком выбросило из вертолёта. Вот такой печальный случай.

Viktor49A
Старожил форума
23.05.2018 11:36
AnatolyNZ
Виктор, а у нас в Чокурдахе в 72-74 гг. выпал бортмеханик из Ми-4 в полёте.Бортмеханик был неопытный(если не стажёр, уже не помню).Видно решили поохотиться.И он вместо десантной открыл основную.Был не привязан, ему бы в этот момент нужно было выпустиь рукоятку.А так его вместе с дверью встречным потоком выбросило из вертолёта. Вот такой печальный случай.

Константиныч, так он погиб да?
А то была, не помню откуда информация, что бортач упал
на заснеженный склон сопки и это его якобы спасло.
AnatolyNZ
Старожил форума
23.05.2018 12:23
Да, погиб...
Viktor49A
Старожил форума
23.05.2018 12:58
AnatolyNZ
(С)
.....И он вместо десантной открыл основную.Был не привязан, ему бы в этот момент нужно было выпустить рукоятку.
+++++++++
Думаю не успел бы он отпустить руку, Константиныч. На скорости 150-170 рывок
будет такой и силы и скорости, которую опередить мышцы тела не успеют...

А вот если бы расслабленной рукой, без умысла открыть поворотом ручки дверь,
положил ладонь и просто нажал на ручку без обхвата её, думаю ручка с дверью
ушла бы из руки ....
kovs214
Старожил форума
23.05.2018 14:14
AnatolyNZ
...Видно решили поохотиться....Был не привязан, ему бы в этот момент нужно было выпустиь рукоятку....

"Не привязан" это основная причина. "Баловались" у нас пилоты-охотники на АН-2 ружьишками (очень давно это было). Стреляли с форточек. В азарте дырявили нижние крылья, благо там баков нет. Потом начали стрелять с входной двери, но привязывались обязательно!!! При крене можно было вывалится из самолёта...
СергейС
Старожил форума
23.05.2018 16:47
astrae
Схожее. На перелете бортовой решил кабину проветрить на Ми-24. Открыл левые створки и повис на них, тело в грузовой руки на створках. Командир почувствовал не то, в зеркало увидел. Правый крен бортовой в кабину. Трясло его сильно). Я оператором был.
Starfarer
Старожил форума
24.05.2018 00:27
kovs214
AnatolyNZ
...Видно решили поохотиться....Был не привязан, ему бы в этот момент нужно было выпустиь рукоятку....

"Не привязан" это основная причина. "Баловались" у нас пилоты-охотники на АН-2 ружьишками (очень давно это было). Стреляли с форточек. В азарте дырявили нижние крылья, благо там баков нет. Потом начали стрелять с входной двери, но привязывались обязательно!!! При крене можно было вывалится из самолёта...
Лесник-наблюдатель пошёл блевать на четвёртом (левом) развороте и открыл входную дверь . Ан-2 однако. Заметили по лампочке и второй, выбежав из кабины, его =зафиксировал=... И люлей ему по пути насыпал полную мамунехочу :-)
Corvus
Старожил форума
24.05.2018 05:09
newsafar
Як 12 для справки работали до 1989 года для Corvus, например в АСК ДОСААФ Ашхабад туркменистан и далее на хранении сколько лет уже
Спасибо!
kovs214
Старожил форума
24.05.2018 06:00
Starfarer
Лесник-наблюдатель пошёл блевать на четвёртом (левом) развороте и открыл входную дверь . Ан-2 однако. Заметили по лампочке и второй, выбежав из кабины, его =зафиксировал=... И люлей ему по пути насыпал полную мамунехочу :-)
..."битие определяет сознание" :))
astrae
Старожил форума
24.05.2018 08:59
СергейС
astrae
Схожее. На перелете бортовой решил кабину проветрить на Ми-24. Открыл левые створки и повис на них, тело в грузовой руки на створках. Командир почувствовал не то, в зеркало увидел. Правый крен бортовой в кабину. Трясло его сильно). Я оператором был.
Всем привет!
А окошки открыть не судьба? ))) Это же думать надо... )))

После выпуска попал в ВЭ, которая только из Афгана вернулась. Мужики рассказывали. По какой причине бортач оказался за бортом, подробностей не помню. Но висел за бортом держась одной рукой за трос створки грузовой кабины, а другой рукой держал автомат за ремень. Народ удивлялся, как он смог обратно забраться в грузовую и створки закрыть. Правда говорят: "Жить захочешь, ...".
ёпрст
Старожил форума
24.05.2018 09:10
Автомат терять нельзя. Дезертирство...:)
Viktor49A
Старожил форума
24.05.2018 09:13
astrae
Всем привет!
А окошки открыть не судьба? ))) Это же думать надо... )))

После выпуска попал в ВЭ, которая только из Афгана вернулась. Мужики рассказывали. По какой причине бортач оказался за бортом, подробностей не помню. Но висел за бортом держась одной рукой за трос створки грузовой кабины, а другой рукой держал автомат за ремень. Народ удивлялся, как он смог обратно забраться в грузовую и створки закрыть. Правда говорят: "Жить захочешь, ...".
Да-аа, это надо иметь силищу в руках, чтобы подтянуться на одной,
учитывая, что его ещё и воздушной струёй стягивало. Может включились
скрытые резервы, которые, говорят, бывает открываются в такие минуты?
astrae
Старожил форума
24.05.2018 09:19
Viktor49A
Да-аа, это надо иметь силищу в руках, чтобы подтянуться на одной,
учитывая, что его ещё и воздушной струёй стягивало. Может включились
скрытые резервы, которые, говорят, бывает открываются в такие минуты?
Ну, скажем так... Бортач атлетическим телосложением не отличался. )))
Viktor49A
Старожил форума
24.05.2018 09:42
:))
Viktor49A
Старожил форума
24.05.2018 12:43
24 мая 2018 г., AEX.RU – Глава Росавиации Александр Нерадько вручил генеральному директору холдинга "Вертолеты России" (входит в Госкорпорацию Ростех) Андрею Богинскому одобрение главного изменения на расширение температурного диапазона эксплуатации вертолета Ансат. Документ позволяет использовать машину при температуре воздуха до +50 градусов по Цельсию. Об этом сообщает пресс-служба холдинга.

Проверка работоспособности всех систем вертолета Ансат в условиях экстремально высоких температур проходила в Пакистане осенью 2017 года. Были проведены наземные и летные испытания, которые подтвердили, что все системы и агрегаты вертолета работают штатно при температуре окружающего воздуха до +50 градусов по Цельсию.
astrae
Старожил форума
24.05.2018 13:22
Viktor49A
24 мая 2018 г., AEX.RU – Глава Росавиации Александр Нерадько вручил генеральному директору холдинга "Вертолеты России" (входит в Госкорпорацию Ростех) Андрею Богинскому одобрение главного изменения на расширение температурного диапазона эксплуатации вертолета Ансат. Документ позволяет использовать машину при температуре воздуха до +50 градусов по Цельсию. Об этом сообщает пресс-служба холдинга.

Проверка работоспособности всех систем вертолета Ансат в условиях экстремально высоких температур проходила в Пакистане осенью 2017 года. Были проведены наземные и летные испытания, которые подтвердили, что все системы и агрегаты вертолета работают штатно при температуре окружающего воздуха до +50 градусов по Цельсию.
Это наверное на открытии выставки Хелираша?
Viktor49A
Старожил форума
24.05.2018 14:05
astrae
Это наверное на открытии выставки Хелираша?
Не знаю. Может быть. Взял здесь:

https://www.aex.ru/news/2018/5 ...
Злобный малыш
Старожил форума
24.05.2018 14:13
Viktor49A
24 мая 2018 г., AEX.RU – Глава Росавиации Александр Нерадько вручил генеральному директору холдинга "Вертолеты России" (входит в Госкорпорацию Ростех) Андрею Богинскому одобрение главного изменения на расширение температурного диапазона эксплуатации вертолета Ансат. Документ позволяет использовать машину при температуре воздуха до +50 градусов по Цельсию. Об этом сообщает пресс-служба холдинга.

Проверка работоспособности всех систем вертолета Ансат в условиях экстремально высоких температур проходила в Пакистане осенью 2017 года. Были проведены наземные и летные испытания, которые подтвердили, что все системы и агрегаты вертолета работают штатно при температуре окружающего воздуха до +50 градусов по Цельсию.
Вот уж действительно экстремальный и невероятный случай в летной практике!
Viktor49A
Старожил форума
24.05.2018 14:22
Злобный малыш
Вот уж действительно экстремальный и невероятный случай в летной практике!
В сообщении же сказано (С) ...Проверка работоспособности всех систем вертолета Ансат в условиях ЭКСТРЕМАЛЬНО высоких температур проходила в Пакистане осенью 2017 года. Были проведены наземные и летные испытания, которые подтвердили, что все системы и агрегаты вертолета работают штатно при температуре окружающего воздуха до +50 градусов
по Цельсию;)
Viktor49A
Старожил форума
24.05.2018 16:54
По-моему рассказывал уже. Не помню. Ничего особенного, кроме температуры наружного
воздуха ограниченного РЛЭ для нашей машины в +40, и, веса "подарков".

Вот мы, на нашей Двоечке втроём, при температуре 42 в Кзыл-Орде, благодаря незнанию диспетчерами ограничений Ми-2 по ТНВ, и вынужденные уматывать домой, и бежим, по асфальтовой полосе "Старого порта", груженые рисом в мешках от благодарного Заказчика,
при полной-то заправке...
Взлетный вес? Да кто его когда-нибудь считал, взлетая с аэродрома на этом типе?:)

Увидев подарок заказчика и прикинув - начал было отказываться, понимая, что переть его
в эту жару Ласточке будет тяжело, учитывая расстояния перелёта. Да и мне он нахрен был
не нужен. Разве что соседям-узбекам подарю. У них свадьба скоро. Детей женят. Но, мои пассажиры так посмотрели, что возражения застряли ещё на пути к голосовым связкам.
Денег не было, если не считать копеек которых хватит на пару-тройку бутылок лимонада. Разве что рис попробовать, заботливо уложенный сзади, в мешках.

Мы отработали здесь месяц, и командировочные кончились ещё на днях. Благо - заказчик
узнав об этом, кормил вечерами, привезенным, уже готовым отварным мясом, да пловом. А
чай пили без сладкого, просто заполняя после жирного плова, желудки.

Да, ЯК-40-му запросившему «запуск» перед нами, запретили "по температуре", кстати.

Мы - молчим, остановившись после неудавшейся попытки оторвать шасси от ВПП, взлетая «по самолетному», добежав до её южного торца.
Нагло продолжая молчать, разворачиваемся на 180. Диспетчер на "вышке"тоже молчит,
глядя наверно с интересом "на наши выёживания" и, "что, из этого получится".

Тем не менее, побежали молча и с надеждой в противоположную запрошенному изначально
курсу взлёта, сторону.
Со второй попытки взлёта «по самолетному» с северным курсом, нам, таки удалось оторвать колеса от заканчивающейся впереди, небольшой полосы.
Вот только вертикальная скорость набора «0.1-0.5», да поступательная на взлетном режиме "70-80" - не радовали. А ещё по курсу взлёта, была высоченная насыпь авторазвязки, и нам надо было либо отворачивать, либо "перетягивать" через неё.

Доложил: "борт такой-то взлет произвел" и на высоте метров пять, «выбрали первое». То
есть - отвернули на восток, направившись вдоль автодороги. Видно ветерок на этой высоте был небольшой. Он стал поддувать нам потихоньку в хвост, так как скорость начала расти,
и удалось уменьшить режим движкам, разогнавшись «аж до 110кмч».

Мда-а. Движки уже полчаса работают на номинале, поддерживая скорость 120-130 и это, напрягает. Ведь впереди 400 с копейками, кэмэ, пути до Чимкента, в раскаленном воздухе и задыхающихся от него на небольшой высоте, движках, глотающих сейчас керосин вёдрами. Но, постепенно набрав что-то около ста с небольшим метров по «РВ», машинка стала заметно оживать, и активно вырабатывая на номинале керосин, бежать быстрее и быстрее. Через час,
с севера от раскаленных песков и несущего зной ветра, стали прикрывать горы Кара-Тау. Вздыхаю облегченно, так как Ласточка уже держит 150-160 кмч уверенно, даже на крейсерском режиме, обнадеживая "что до Чимкента топлива вроде хватает".

В Чимкенте, порту совместного с военными базирования, можно было бежать по бетонке
сколько хочешь. Что мы и сделали, взлетев после быстрой дозаправки, где-то ближе к середине длиннющей ВПП. При температуре +41. Представляю, что думал и чувствовал
диспетчер на "вышке", видя удаляющийся, но упрямо бегущий по полосе, вертолёт;)

Нам вдруг, после доклада о взлёте, разрешили идти "напрямую на Джамбул" - через ущелье,
и пожалел что набухали полные баки, рассчитывая идти по разводке: через перевал,
геоточку, Акколь, геоточку и на Джамбул. Жалко ведь, Ласточку. Но, прохлада высоченных
гор охладила воздух в ущелье, и я даже блистер закрыл, чтобы не продуло, пока не вышли
в долину увидев впереди дымы химзаводов.

Зато в Джамбуле, на нытье диспетчера "что керосина нет и в ближайшие пару дней не предвидится", только ухмыльнулся. 250-300 литров найдёте? - спрашиваю. Он пожал плечами, куда-то позвонил и сказал:"не больше двухсот, двухсот пятидесяти".

А нам этого вполне хватило, учитывая "чимкентскую заправку", и срезая везде где только можно, чтобы не растягивать и так приличное для нас расстояние в пять сотен кэмэ, прячась от "востроглазых" киргизских локаторов во Фрунзенской зоне на пяти, а кое-где и на метре, благополучно дотопали до площадки заказчика на западной окраине родного города, где и разгрузили облегченно привставший на амортстойках вертолет. А потом, «на лампочке», перелетели на базу. Представитель заказчика вечером, развез по домам наш груз.

Где-то с год, если не больше, меня периодически угощали пловом благодарные соседи. Рис был, конечно, уже другой. Тот, ушел в дело полностью. Ведь на свадьбе у этого народа, гостей может быть и триста и пятьсот человек….
Sultan
Старожил форума
24.05.2018 23:33
Привет всем!

По поводу "бортмеханика за бортом" - тоже было...
Дело было в Судане, Дарфур, 2010, декабрь... Нас, экипаж Ми-8го эвакуировали из не очень благополучного района этой "дружественной" нам территории. Не буду вдаваться в подробности и причины этой "славной" операции, но тем не менее... Ми-8"П", не успев коснуться всеми своими тремя стойками шасси нашей планеты, "откинул" нам спасительный трап - поверьте, мы все трое за доли секунды уже были "на борту", ибо очень хотелось жить после месячного заточения... Я на борт заскакивал последним, оставив бортмеханика позади себя в проёме двери и откинутого трапа(Ми-8П) успел показать в проеме кабины экипажа второму пилоту подобие автомата, мол тут не безопасно и по нам могут "шмальнуть"... Я даже успел увидеть, как он "это" по СПУ передал КВС и... Взлет был энергичным, со "змейкой"... Вообщем бортач не успел притянуть и зафиксировать трап, в этот момент он вывалился за борт. В салоне прогремел "АХ", но бортач, который "висел" под трапом на вытяннутых руках, сумел подтянуться, заползти на трап, пробежать по нему, заскочить на борт, закрыть и зафиксировать трап в момент продолжения энергичного взлёта и маневрирования вертолета... Спортсмен наверное, мля... Нас всех кинуло "в холодный пот"... Спасая нас могли потерять своего члена экипажа. Ну, благо история для нас закончилась хорошо, но КВС этого экипажа с заменёными вторым и бортачем по (ротации) попал в схожую ситуацию как и мы, результат - 6 месяцев в заложниках...
kovs214
Старожил форума
27.05.2018 17:05
Давно это было. В первой половине 90-х годов. Мой, сокращённый экипаж находился в дневном резерве, в гостинице. Сокращённый, это потому, что мы летали на ТУ-154 без штурмана. Был такой период, когда у нас не хватало штурманов. Зимой налёт маленький и штурманов вполне хватало. В три летних месяца, экипажи летали по продлённые сан-нормы, а вот тут штурманов хронически не хватало. Что бы прикрыть план, было подготовлено несколько экипажей для полёта без штурмана. Диспетчер АДП вызывает нас на вылет. Кто-то из членов запланированного экипажа не пришёл на рейс. Лететь надо было во Владивосток, через Читу. Во Владики двенадцать часов отдыха с самолётом и назад через Читу. Прошли пульс. Получили пистолеты. Пришли в АДП, я доложил, что мы приступили к предполётной подготовки. Пошли в БАИ. Второй пилот получать портфель, я взял Розу и ключи. Пришли на самолёт. Взлетели. Посадка в Чите. Взлетели. Посадка во Владивостоке. Отдых двенадцать часов.
Взлетели с Кневичей. Подходим к Чите. Прослушали фактическую погода аэропорта Кадала. Погода отличная. Погода звенела. Эта звенящая погода с хорошей видимостью и сыграет с нами злую шутку. Посадочный курс давали 109 градусов. После завершения схемы захода, мы должны были правым доворотом выйти на посадочный курс 109 градусов и совершить посадку. Провели предпосадочную подготовку. Приступили к снижению с эшелона. Пилотировал я. Связь, контроль и СВЖ у второго пилота.
Видимость далёкая. Полёт спокойный. Болтанки нет. РСБН показывает азимут и оставшееся удаление. Две стрелки приводов, своими острыми концами показывают на ДПРМ и БПРМ. На связи только один борт, это мы. В кабине идиллия и спокойствие. Настораживающее спокойствие. Самолёт снижаясь к четвёртому развороту, приближался к высоте, которую задал нам диспетчер. По удалению пора выпускать шасси. Даю команду на выпуск. Второй выпускает. Бортинженер контролирует.
Боковым зрением замечаю какое-то беспокойство в поведении второго пилота. «Куда мы летим? Вон аэродром» - говорит второй пилот в кабину и показывает пальцем во внекабинное пространство. Я смотрю на РСБН и привода. Нет. Снижаемся правильно. Пора выпускать закрылки. «Закрылки 28» - даю команду. Второй выпускает. Бортинженер контролирует. «Вон полоса» - беспокойно повторяет второй пилот. Я посмотрел в ту сторону куда он показывал. Да, полоса. Продолжаю держать подобранный курс. Но, внутри, стало закрадываться какое-то нехорошее сомнение. Мы как раз подходили к траверзу этой полосы. «Проскочим полосу» - вещает второй пилот, и тут наступило у меня какое-то затмение. Я поддался диктату второго пилота. Начинаю выполнять правый доворот на эту полосу. Посадочный курс, на этом аэродроме, был близок к посадочному курсу нашего аэродрома. Даю команду на выпуск закрылков полностью в посадочное положение. Второй выпускает. Бортинженер контролирует.
И тут я, боковым зрением, слева замечаю полосу. Свою полосу. Тут хорошая видимость как раз оказалась очень кстати. Без промедления выполняю левый разворот в сторону нашей полосы. Отворот выполняю на угол более 90-то градусов чтобы вписаться в схему. Немного пройдя в ГП, я выполняю правый доворот на посадочный курс нашего аэродрома. Получился S-образный маневр, только несколько растянутый. Благо шасси и механизация уже были выпущены и самолёт был в посадочной конфигурации. Второй доложил, что мы на прямой и к посадке готовы. Посадку нам разрешили. Касание. Пробег. Заруливаем на стоянку. Перрон пустой.
Перед выключением двигателей, диспетчер руления, говорит нам: «Командиру, с АДП, позвонить РП». «Начинается. Значит мой манёвр зафиксировали. Надо готовить вазелин» - пронеслось в голове. Вышел из самолёта, и незаметно для себя сделал вокруг него два круга. Стресс. Постоял в раздумьях. И молча, со вторым пошли в АДП. В АДП, из «амбразуры» мне протягивают чёрный телефон и говорят номер телефона РП. Набираю номер. После нескольких гудков, на том конце провода, поднимают трубку. «Здравствуйте. Это командир с рейса ХХХХ» - говорю в трубку. «Здравствуй, здравствуй командир. Что, командир? Собирался садится на военный аэродром?» - слышу я в ответ, но в голосе ожидаемого металла нет. В голосе есть какая-то доброжелательность, и эта фраза была произнесено, с невидимой мне улыбкой, но она была. Я это почувствовал. В такие моменты чувства обостряются. Надо этим воспользоваться. «В вашем окружении гор, РСБН стал неустойчиво показывать азимут, я на это повёлся и стал доворачивать, потом поняв, что он не то показывает, я отвернул назад. Возможно это что-то у нас с РСБН, на самолёте, прилечу на базу, скажу техникам» - это всё я выдал экспромтом, на одном дыхании. Как у Бендера: «Спасение утопающих, дело рук самих утопающих». «А, я думал, что ты мостишься к военным. Ладно. Продолжай рейс. Удачи» - добродушно закончил он наш разговор. Я поблагодарил его и положил трубку.
Была своя прелесть в 90-х годах, это повсеместная расслабуха. Долго она конечно быть не могла, но мне немного повезло. Молча, со вторым, вышли с АДП. Молча дошли до самолёта. Молча долетели до базы. Расставание было довольно натянутое. Мы, с этим вторым, без штурмана, пролетали ещё два год. Всё быльём поросло. Иногда, втроём: бортинженер, он и я посиживали вместе за рюмкой чая. В общем, слетались. Потом мы с бортинженером ушли в «заграничную» эскадрилью, а он ввёлся в командиры на ТУ-154. Потом он стал инструктором на ТУ-154. «За одного битого, двух не битых дают». Парень он был толковый, и как человек хороший, без двойного дна. Вот такой ЧФ приключился давным-давно. Вот она хорошая видимость. Вот она «визуальщина». Была бы плохая видимость, пялился бы второй пилот на приборы, а не в внекабинное пространство с указательным пальцем. Верить надо приборам, верить. А свои сомнения всегда проверять, а потом выдавать их наружу. Но, было, как было.
Viktor49A
Старожил форума
27.05.2018 18:04
kovs214:
Да Олег, ваш экипаж был не единственным, и не первым и не последним,
когда доверялись глазам, а не приборам.Чего стоит случай, когда ИЛ-18
умудрились посадить на АХР-овский или МВЛ-овский, уже не помню, аэро-
дромчик:) Ан-24 пытались посадить на автодорогу, освещенную фонарями
и т.д.
Мы в Иркутске, в 70-х, чуть вместо заводского не умостились на
центральный аэродром:) И S-образный манувер тоже спас нас, от "пикелей
с мотовилочками".
kovs214
Старожил форума
27.05.2018 18:13
Viktor49A
...Чего стоит случай, когда ИЛ-18
умудрились посадить на АХР-овский или МВЛ-овский, уже не помню, аэро-
дромчик:)...

Виктор, я тогда эту посадку тоже вспомнил. Они сели на площадку АХР, асфальтированную. Когда первый раз читали эту информацию по БП, я тоже подумал, как так можно такое сотворить. А после своей Читинской попытки понял, что всё возможно :)))
12..798081




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru