Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Экстримальные и невероятные случаи в летной практике

7 пользователей сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..565758..8081

KWVR
Старожил форума
16.04.2015 10:11
Как то на курсе повышения квалификации английского языка, лет 8-9 назад, преподаватель дал задание написать рассказ. Вот и решил, что можно попробовать на английском языке хоть немного рассказать. Всегда можно отступить, преподаватель разрешила придумать рассказ, необязательно реальная история.

Сидел, вспоминал свои истории и одной строчкой писал условное название каждого случая. Набрал 38 случаев. Уточню -не все связаны с авиацией. При этом многократное повторение, например сбой УВК сменой ортодромии, считал одним случаем. Обобщал.

Или у меня много раз азимут РСБН отрабатывал с ошибкой 10 градусов. Колибровка строба не помогала. Я просто перестал верить азимуту. 40 лет недоверия азимуту РСБН - это тоже всего лишь один случай из вспомненных мной 38. Естественно в большинстве полетов азимут отрабатывал правильные показания. Но достаточно одного случая в год.
KWVR
Старожил форума
16.04.2015 11:26
Как -то по молодости увлекся обходом засветок на маршруте. Локатор И-4 уж больно хороший, все облака видит. Весь полет в облаках, болтанка, треск в наушниках, микроразряды на остеклении не позволяли отвлечься от локатора и заняться самолетовождением.

Перед началом боевого пути быстро по азимуту и дальности РСБН определил место ВС, взял поправку в курс и в скорость для выхода на цель по месту и времени и совсем не попал на площадку. Азимут был с ошибкой в 10 градусов.

Хорошо, что в следующую летную смену в контрольном полете с штурманом эскадрильи Казьминым у меня повторился этот отказ. И много лет он повторялся на разных ВС. Правильно показывает — хорошо, использую. Чуть неправильно, или есть сомнения — просто не обращал внимание на азимут.
KWVR
Старожил форума
16.04.2015 11:31
В конце 90-х по пути из Мелитополя в Клин ко мне в гости заезжает друг — Николай Бервено. Хорошо посидели, изрядно приняли на грудь и перед сном вышли прогуляться — проветриться.

Спиртное сняло предохранители (развязало язык) и я ему впервые рассказал
многие случаи с выводами. Сумбурно рассказал. Он может и не помнит, тоже далеко не трезв был.
Обобщая рассказы, я выдал примерно следующее:
"Я не знаю, можно ли это мне рассказывать. Не против ли ОН. Хотя что ОН может сделать. Ну сломает ОН мне телевизор или еще что-то. Куплю новый."

Зачем я это сказал ?
KWVR
Старожил форума
16.04.2015 11:35
На следующее утро он уехал в Клин, а я с семьей на дачу. Была суббота. В воскресенье возвращаемся домой — а там потоп. На полу кухни и коридора лужи. Под раковиной лужа. Кухня совсем недавно после ремонта, новая мебель. Под раковиной боковые стенки и основание тумбочки от воды раздулись. Но вода нигде не течет, откуда вытекла — непонятно.

Только успели вытереть лужи, приходит слесарь-сантехник. Соседи снизу вызвали и он нас перехватывал. Осмотрел все, место утечки воды не обнаружил. Решил, что протечка произошла где-то в межэтажном перекрытии. Позже вскрыли стену, там все исправно. Вода нигде не протекала, случай замяли.
kovs214
Старожил форума
16.04.2015 11:36
KWVR.
Вы ЕГО и тут часто упоминаете. Не разгневается ОН на Ваш компьютер?
KWVR
Старожил форума
16.04.2015 11:41
kovs214:

KWVR.
Вы ЕГО и тут часто упоминаете. Не разгневается ОН на Ваш компьютер?

Уже есть проблемы. Полчаса не мог выйти на этот сайт, хотя все остальные - без проблем.
Осталось совсем немного.
MiGar
Старожил форума
16.04.2015 11:46
KWVR:Уже есть проблемы. Полчаса не мог выйти на этот сайт, хотя все остальные - без проблем.
Осталось совсем немного.

А вдруг через Вас на сайте и другим от НЕГО достанется?
KWVR
Старожил форума
16.04.2015 11:46
Спрашивал у специалистов ЖЭК, что же произошло. Возможно проводили какую-то опресовку, поднимали давление в системе холодной воды и фильтр для воды (стоял еще долгие годы под мойкой) не выдержал давления и стал пропускать воду. Давление опустили и он перестал пропускать. А когда проводили опресовку ? Не знают. Но не в выходной.

Для меня это был сигнал, что нельзя рассказывать. Или пить нельзя. Или в пьяном виде нельзя рассказывать. В общем я еще на несколько лет замолчал. Да и как заговоришь ? Я продолжаю летать и совсем не хочу, чтобы меня какой нибудь психо-невролог списал с летной работы.
kovs214
Старожил форума
16.04.2015 11:47
KWVR:
Уже есть проблемы. Полчаса не мог выйти на этот сайт, хотя все остальные - без проблем.
Осталось совсем немного.
-----------
А как Вы думаете: ОН над Вами, или среди Вас?
KWVR
Старожил форума
16.04.2015 11:53
От АК»Атран» мы в аренде у Истлайна. Только начали летать в Китай. Это наш третий рейс. Перед самым вылетом из Абакана в Ченьджоу нас предупредили:"Или быстро вылетаете, или надолго застрянете здесь». Вылетели. Истлайн по таможенным причинам прекратил полеты. Мы 29 суток просидели на аэродроме Ченьджоу до разрешения на продолжение полетов. Это была очень интересная командировка со многими приключениями в Китае. Возможно позднее я расскажу о ней. А сейчас только маленький кусочек.

Водка в Китае дешевая !
За эти 29 дней мы не раз устраивали экипажные посиделки. Однажды оператор или инженер ( сейчас уже не помню ни имени, ни фамилии, помню, что был он женат на сестре нашего же бортового инженера) рассказывал, что его жена может лечить сахарный диабет. Без лекарств. Ну я тоже не лыком шит, у меня тоже были разные непонятные...... В общем под воздействием горячительных напитков язык у меня развязался и я рассказал ему несколько истории. У меня длительное время была потребность сказать: «У короля ослиные уши!» и я не сдержался.
kovs214
Старожил форума
16.04.2015 11:55
KWVR:
...Я продолжаю летать и совсем не хочу, чтобы меня какой нибудь психо-невролог списал с летной работы.

А экипажи с Вами летать не боятся?
KWVR
Старожил форума
16.04.2015 11:57
На другой день от жены приходит СМС. «Сломался холодильник, будут менять компрессор.»
Что это такое? Ранее (на следующий день) был потоп. Сейчас сломался холодильник. Два раза - это уже система. А был еще один случай- не следующий день. Помните Рождество в Мурсии. Скажу больше, и будет еще случай — на следующий день.

А пока я опять замолчал на несколько лет. Для меня это опять был сигнал, что нужно молчать. Рано. Возможно так ОН оберегает меня от неприятностей.
KWVR
Старожил форума
16.04.2015 12:08
MiGar:

KWVR:Уже есть проблемы. Полчаса не мог выйти на этот сайт, хотя все остальные - без проблем.
Осталось совсем немного.

А вдруг через Вас на сайте и другим от НЕГО достанется?
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Не знаю, но опасения есть.
KWVR
Старожил форума
16.04.2015 12:19
то kovs214

И на Ваш вопрос у меня ответа нет.

KWVR:
...Я продолжаю летать и совсем не хочу, чтобы меня какой нибудь психо-невролог списал с летной работы.

А экипажи с Вами летать не боятся?


Экипажи не боялись, я же ничего не рассказывал. А с работой я справлялся. Когда появлялась непонятная вводная, я радовался. Значит ОН рядом и все будет хорошо !
В настоящее время я третий год на пенсии, больше летать не буду. Но иногда хочется.
KWVR
Старожил форума
16.04.2015 12:37
Очередной рассказ написан. Но я опасаюсь его выставлять на всеобщее обозрение. Для меня это тяжелый случай.
Заканчивается он так:

Потребность выговориться оставалась. Создал на форуме тему: « Король-ослиные уши» и написал первый рассказ. Без выводов. Выждал некоторое время — ничего не произошло. Осторожно с некоторыми намеками написал следующий. Ничего не произошло. Понял, что ОН в интернете разрешает рассказы. Но про хххххххххххх у меня тогда не хватило духу написать.

Теперь написал и считаю, что я три раза сказал в свою ямку: «У короля ослиные уши».
Больше ВЫВОДОВ не будет.
Ну а рассказы еще будут, если Вы не против.


Возможно это выход из данной ситуации.
Подождем еще несколько лет.
Один из вас
Старожил форума
16.04.2015 13:02
KWVR:

Н-да-с !
Твои выводы (пардон за фамильярность) не выдерживают никакой критики. 2 лётчика из 3-х скажут: мне кто-то не дал убиться, скорее всего - ангел-хранитель.
На самом деле: грамотный инструктор качественно научил, и, как следствие является этим ангелом-хранителем.
Может у штурманов сильно суровее? Тогда готов извиниться.
KWVR
Старожил форума
16.04.2015 13:28
то Один из вас

Выводы можете отбросить. Они чисто мои. Или сделайте свои выводы.
А вот истории происходили СО МНОЙ. Могу поклясться чем угодно, что они происходили.

Если бы их не было, и какой нибудь человек под непонятным НИК о подобных случаях рассказывал - я бы сам не поверил.
Viktor49A
Старожил форума
16.04.2015 13:55
:))
У кого то в авиации "кто-то" подбрасывал задачки-вводные, а у меня в электронике, приборах, втч бытовых и офисных. Если покупаю что-то новое, то обязательно будет
какая-нибудь недостача, нечеткость, проблемка и т.д. Я к этому уже привык, и с
некоторых пор поручаю это дело супруге:) А вот с пользованием офисной техникой -
номер не прокатывает, и если отвлекаюсь от дела (каюсь - зарядил бумагу, включил "печать", Проконтролировал Нормальность Процесса!!!, и нырь в нет), она мне
обязательно номер выкинет. Что, говорить не буду, иначе будет как у тарща:) Лучше промолчу. Но остаётся только хлопать глазами и не верить им или себе, что такое -
вообще возможно в принципе!!!:)
Ну и, ессно переделывать, уже не отвлекаясь;))
Студедушка 38
Старожил форума
16.04.2015 14:17
Какой-то бред начался на ветке. Посты KWVR уже просто пропускаю. "Горшочек, не вари" (с)
zjn
Старожил форума
16.04.2015 17:21
Какой-то бред начался на ветке.
***********
Хорошее не может длиться вечно, к сожалению.
Viktor49A
Старожил форума
16.04.2015 18:01
35-4 как-то рассказывал на форуме:

П.С.
Есть несколько резких слов в упрек одной специальности - прошу не обижаться,
видно, тогда было за что.

"Бетонируем реактор!"
Тот период моей жизни не назовешь одним из самых трудных, потом были моменты и посложнее. И, наверное, они еще не все пережиты, но при полетах на ЧАЭС смерть несколько раз трогала наш экипаж, что называется, за воротник. И только ангелы – хранители, да мастерство нашего командира - Володи Бабина, видимо, спасало в те трудные мгновения полета. Про одно из них я и хочу сегодня рассказать.
Это было в сентябре 1986 года, от нашего дружного экипажа осталось два человека – я и Володя, а вместо нашего летчика – штурмана Вити Осипова, с нами полетел Валерий Иванович Савченко. Видимо подошло время проверить технику пилотирования моего командира – ну что ж, вперед и с песней!
Валерий Иванович – человек-легенда, начинал летать на истребителях, падал в самолете с отказавшим двигателем, был списан и переведен в вертолетную авиацию, был командиром полка в Кандагаре в начале афганской компании и получил бы наверняка Звезду Героя, если бы не "штурманское отродье", которое завело весь полк в ходе операции на территорию, не участвующую в войне - в Иран!
Подлетаем. С площадки « Кубок-1» цепляем мощнейший робот весом больше четырех тонн и медленно идем на реактор, необходимо эту «маленькую» радиоуправляемую игрушку уложить на маленькую площадку размером метров десять на пятнадцать, для очистки крыши разрушенного энергоблока.
Игрушка болтается на двухсотметровом тросе и когда мы попадаем в облака я представляю картину, которую видят люди, находящиеся на земле – самое обычное НЛО да и только. Вот сквозь разрывы облаков впереди наблюдаем станцию и начинаем снижение. Метрах в тридцати от нашего груза идет сопровождающий борт, который подсказывает высоту и поведение нашего груза. Ложусь на пол грузовой кабины и начинаю давать экипажу короткие команды по быстрому снижению и укладке груза.
Через несколько секунд мы уже в «каньоне», впереди нас огромный кран со стрелой метров этак под двести, а сзади и справа корпус третьего, оставшегося целым, энергоблока, до площадки рукой подать и вдруг начинает вертолет так мотать, что волосы встают дыбом, кто летал, тот знает что такое неуправляемый груз на внешней подвеске, весом больше четырех тонн. Он таскает за собой вертолет, вниз - вверх, вверх – вниз, лопасти бедной вертушки готовы сложиться тюльпанчиком, но спасибо дедушке Михаилу Леонтьевичу Милю, ну уж больно крепкий вертолет Ми–8МТ, а в кабине сплошной мат, мои Кожедубы делят ручку.
В какое-то мгновение понимаю, что отказал автопилот и кричу в ларинги Володе, чтобы срочно тушил автопилот иначе нам крышка. Одно движение командира и вертолет успокаивается, но теперь он становится похож на обкуренного Винни – Пуха, на все усилия летчиков реагирует медленно и неадекватно. По управляемости гораздо хуже ступы бабы Яги, но всё же лететь можно.
Viktor49A
Старожил форума
16.04.2015 18:06
Валерий Иванович, видя полную гармонию командира и бортового, больше не лезет к рычагам управления и мы продолжаем свой полет, медленно и осторожно кладем, как ребенка стоимостью не меньше миллиона, теми, «зелеными» деньгами, робот. Я произвожу отцеп груза по команде вертолета – корректировщика и самое время свалить бы с пляжа, но тут выбегает «партизан», которого запрограммировали для работы с нами и схватив наш провисший трос, тянет его в сторону трактора «Владимировец». Откуда ему знать, что у нас отказ автопилота, нам становится жаль этого парня – на крыше светит не меньше пятидесяти – ста рентген, а он нас ждал минут пять. Считайте сами, сколько ему досталось.
Замок зацеплен, и мы начинаем подъем трактора и перестановку его в другое, указанное на крыше реактора, место. Площадка здесь совсем крохотная, метра три шириной и длиной метров двадцать пять, минуты через три попадаю и туда, теперь «партизаны» по очереди будут бегать к нему и убирать последствия страшного выброса, они уже внизу ожидают своей очереди, произвожу отцеп груза и даю команду Володе на набор высоты.
Когда захожу в кабину, Вовка сидит весь мокрый, комбинезон с пятнами пота, лицо все тоже в каплях, показывает левую, а затем правую руку – ручка « Шаг-Газ» и управления отпечатались на них полностью. Представляю, сколько усилий стоил этот полет моему командиру. Достаю сигарету, поджигаю и молча засовываю в Вовкин рот – кури, брат, заслужил. Достаю свой носовой платок и вытираю его лицо, затем - свое. Валерий Иванович молча смотрит на нас и пилотирует вертолет - командир отдал ему управление, и мы быстренько уходим от станции через реку Припять в сторону Гончаровска, где находится наш аэродром. По бортовым часам, в зоне реактора, мы находились двенадцать-пятнадцать минут, а это очень много, для нашего экипажа. Обычно все полеты были не более двух- трех минут, а тут из-за этого отказа столько лишнего времени проболтались в чреве реактора.
-Прилетим, посмотрим по дозиметру, сколько взяли, - говорит Володя.
Впереди показывается аэродром, и производим посадку, на свою стояночку, на завтра у нас вылета нет - будем ремонтироваться!
Идем к нашему начальнику химической службы – и проверяем свои дозиметры. Так и есть, чуть меньше шести рентген - показывает датчик, а это годовая норма подводников. Организм начинает возмущаться от взятой нормы радиации, до гостиницы идти где-то чуть меньше двух километров, ноги идти не хотят и странная боль в области "причинного места" у меня и у Володи, а Валерию Ивановичу хоть бы хны!!!
В гостинице еле плетемся по ступенькам, и сквозь боль и зубы приглашаем его в гости, отметить свой рискованный полет. В номере подхожу к зеркалу – зрачок расширен как у революционера Камо в период пыток, пробую ладонью закрывать и открывать глаз, у зрачков никакой реакции на свет нет и в помине, снизу боль усиливается, такое впечатление, что меня начинают сверлить дрелью.
Спасибо нашему маленькому штурману, Вите Осипову - стол накрыт, консервы, тушенка, галеты в пачке, а в графине разбавленный спирт, входит Валерий Иванович, садится за стол: ну, со свиданием…
Выпив грамм сто водки, устало бреду к зеркалу, ничего себе – зрачки заработали, будем жить, ура!!!
-Спасибо мужики, - говорит наш проверяющий, - вы мне показали сегодня, старику, как надо летать и действовать в сложной обстановке.
Спасибо и Вам Валерий Иванович за науку, и спасибо и тебе, Русская Водка, что прикрыла в трудную Чернобыльскую годину! Виват Менделееву !!!
ispit
Старожил форума
16.04.2015 20:57
KWVR - зарегистрированный пользователь
Старожил
форума

KWVR:


то ispit

Простите, но мне кажется странным, что штурман не знает матчасти своего самолёта даже на таком уровне.

У меня отдельная кабина, топливные приборы и многое другое я просто не вижу.
К примеру, за 40 лет я не научился подключать аккумуляторы. Если мне это было нужно, то это делал кто-то из верхней кабины по моей просьбе.
Штурман - узконаправленный специалист, ему бы матчасть в своей кабине хорошо знать. А знания, как работает двигатель и как к нему поступает керосин ему совершенно не нужны.
Его интересует только сам факт, что двигатель есть, что он исправен, работает, и для него есть необходимое кол-во топлива.
-------
Я ни в коем случае не хотел Вас обидеть. По Вашим рассказам чувствую, что Вы настоящий мастер своего дела. Просто мне показалось удивительным, что за многие годы работы даже по разговорам и докладам членов экипажа Вы не смогли ознакомиться с основными принципами работы системы топливопитания самолёта. Ну, Вам-то это, действительно, простительно. Но, как я понял, свою версию катастрофы Вам озвучил лётчик, ранее летавший на Русланах...
kovs214
Старожил форума
17.04.2015 04:38
Первая самостоятельная «химия» в должности командира биплана АН-2. Грозы этим летом пришли поздновато, да и уходить, что-то не очень спешили. Наверное, понравилась, этой влажной, воздушной массе подстилающая поверхность, над которой она расположилась по-хозяйски. Эта поверхность «питала» её теплом, а собственную влагу она принесла с собой, через континенты, и всё это, вместе, провоцировала её на бурную, и активную конвективную деятельность по созданию кучево-дождевой облачности – этой грозы авиации. А возможно, это была проверка на метеорологическую «прочность» салаги-командира? Кто знает… Благо, что грозы были внутримассового характера – отдельными очагами, а не фронтальные – сплошной грядой. Кучево-дождевая и мощно-кучевая облачность, хороводила вокруг моего хим-аэродрома, словно присматривалась издали к нему: заглянуть и попугать, или пока повременить. Эти, перемещающие в пространстве, грандиозных природных «изваяний» (хорошо, что не из гранита), со стороны, выглядело довольно внушительно. Из «днища», сих грозных, природных созданий, лились потоки воды в виде дождя, а вершины, отдельных, особо активных изваяний, иногда пробивали тропопаузу. Внутри этой, на внешний вид мягкой и пушисто облачности, бесновались вертикальные потоки воздуха, шла круговерть потоков, по-научному - циркуляция. Тёплые потоки, с большой вертикальной скоростью, устремлялись вверх, увлекая за собой капельки воды. В верхних слоях происходило охлаждение и замерзание капелек и, уже в переохлаждённом состоянии, в виде градинок, с большой скоростью, перемещались вниз, где опять подхватывались теплыми потоками воздуха, и всё это опять устремлялось вверх – в область отрицательных температур. Эта круговерть, способствовала увеличению размеров капли дождя или градины.
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
kovs214
Старожил форума
17.04.2015 04:46
И так, пока капля дождя или градинка не набирала определённый вес, тогда они выпадали из облака на землю в виде осадков. Эти вертикальные потоки, своей энергией, были способны превратить самолёт в обломки. Это внутри-облачное движение, создавало «сердцевину» в облаке, от которой происходило отражение сигнала бортового локатора. Отраженный сигнал появлялся, в виде «засветки», на экране локатора. Экипажи больших самолётов, летя на эшелонах, созерцали эти «засветки» в виде больших, желтых пятен на экранах своих локаторов, а на более современных самолётах, уже и в трёх цветах: зелёно-желто-красном – привычные светофорные цвета. По локатору, экипажи, определяли маршруты обхода грозовых зон. Я же, в настоящей жизни, «ползал» на трудяге-биплане по дну тропосферы, а вернее на 50-и метрах от Земного шара, а о «засветках» слышал только в штурманской комнате, где прилетевшие экипажи делились между собой метео-обстановкой на трассах. И пока, моя «воздушная трасса», проходила между моим хим-аэродрома и ближайшим полем с колосьями пшеницы. Наблюдать все таинства, и непредсказуемость передвижения грозовых облаков, мне приходилось с земли, и только визуально. «Мои локаторы», у меня, были ещё впереди… О сдвиге ветра, в то время, учёные ещё только собирали информацию, и морщили лбы, после очередной, не совсем понятной, для них, катастрофы, выдвигая свои гипотезы и творя диссертации... Что-то, попутно, вспомнился преподаватель метеорологии в лётном училище, где нам приторачивали перкалевые крылья. Ассоциация, так сказать. Внешне, он был похож на учёного-интеллигента времён Жуковского, Юрьева, той, далёкой от нас авиации. Возрастом он был где-то, под 40 лет. Чуть ниже среднего роста. Высокий чистый лоб. Довольно лысоват. Очки, с овальными стёклами, напоминающие пенсне, но не пенсне (предвосхищаю предсказания: не Берия). Сквозь линзы очков смотрели умные и внимательные глаза. В тоже время, во взгляде, одновременно были: некоторая снисходительность, недоверие и осторожность, возможно, это проявлялось только при общении с курсантами. Был вежлив, даже несколько стеснителен. Тем не менее, курсанты – это исчадие ада, готовые в любое время, к любым подвохам, были у него на короткой узде – заставить учить свой предмет, он мог. Он был не женат. Видимо, весь отдавался своей науки – метеорологии. Я бы сказал, что у него присутствовали: некоторые странности, и отвлечённость от мира сего, видимо сия наука накладывала определённый отпечаток. Все мы, тем или иным образом «отпечатаны» своей профессией. Мысли его, видимо, были глобальны и трёхмерны: от Земли до Тропосферы, и на глубины Теплых и Холодных Фронтов. Не хочется сказать, что он «витал в облаках», но что-то от этого было. Конспект он дал великолепный. Разрез Фронтов, на своей обширной доске он ваял (не рисовал, а именно ваял как художник) разноцветными мелками и, с каким-то художественным вдохновением, творчеством и самозабвением. У нас между парами был перерыв по пять минут, за это время, при отсутствии ваятеля, кто-нибудь из курсантов, подрисовывал к слоисто-кучевому облаку: сзади хвост, а спереди голову крокодила, и получалось этакое облако-крокодил. При появлении ваятеля в аудитории, после перерыва, у него возникал, законный к нам вопрос: «Кто это сделал?» - он обвёл, своим умным и проницательным взглядом, сквозь линзы очков, безмолвно сидящих курсантов, с опущенными головами, и смотрящими невидящими глазами в свои конспекты. Интуиция и опыт преподавателя ему подсказывали, что ответа не будет. Не теряя драгоценного учебного времени, он продолжал объяснять тему, попутно превращая облако-крокодила, посредством влажной тряпки, опять в слоисто-кучевое облако.
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
kovs214
Старожил форума
17.04.2015 04:50
Была закончена очередная тема о Холодном фронте и, начиная новую тему о Тёплом фронте, ваятель произнёс неосторожную фразу: «Товарищи курсанты, мы приступаем к изучению Тёплого фронта. Он, по строению, напоминает Холодный фронт, только, несколько наоборот». При этом, он продолжал, рисовать (ваять) этот фронт цветными мелками на доске-холсте. Ваятель, подразумевал, горизонтальную плоскость. Но он не учёл изощрённый курсантский ум. Курсантская, буйная фантазия преобладала над ещё, не совсем систематизированными, и некрепкими знаниями. С галёрки раздался вопрос-уточнение: «Это что? Перистые облака расположены внизу, а кучевые сверху?» Курсанты перестали дышать. Назревала нешуточная интрига. Это вопрос переворачивал все принципы метеорологии с ног на голову. Движение мела на доске замедлилось, потом остановилось. Ваятель опустил руки и, не поворачиваясь, стоял спиной к курсантам. Он пытался осмыслить этот метеорологический неологизм, и пытался вспомнить, где же его чёткая система в обучении курсантов его предмету, дала сбой. Он был убит, и подавлен. Всё его предыдущее обучение этой толпы, все его посевы «разумного и вечного» в головы курсантов - шли насмарку. Как наука, метеорология трещала по швам. Все уровни конденсации и конвекции, не говоря о температурных градиентах и вертикальных потоках воздуха, прекращали существовать. Солнце, как Светило, и регулятор температуры, и основной инициатор всех метеопроцессов, свои функции утрачивало. Основы мироздание рушилось у него на глазах. Науку метеорологию, его любимое детище, какой-то полуграмотный курсант, пытался развалить у него на глазах. Он медленно повернулся, и задал вопрос: «Кто это сказал?». Вопрос, в силу его интеллигентности, был задан тихим, спокойным голосом, но нотки, предстоящей внутримассовой грозы - прослушивались. Народ притих, опустив головы. Наступило затишье перед громом. Пауза затягивалась. «Я сказал» - на галёрке, неуверенно, поднялся курсант – он уже догадался, что «будут бить». «Вам двойка» - ваятель подошёл к журналу, и против фамилии курсанта появился двояк. Гром грянул. «Кто ещё так думает?» - кинул вопрос в аудиторию ваятель, скорей для проформы, не ожидая ответа, а скорей, убеждая себя в том, что не совсем уж так всё безнадёжно и плохо в познании его науки курсантами. В ответ молчание. Да даже, если кто так и думал, по своей недоученности, но после такой экзекуции, вряд ли бы сознался. Молчание – оно же всегда золотом было. А вот язык, да ещё и мой, всегда врагом слыл. Отойдя от причинённых ему потрясений курсантской дремучестью, ваятель вернулся к своему «холсту», к дорисовке своей картины, под названием «Теплый фронт», с ещё большей тщательностью и вдохновением. Кто думает, что эта экзекуция закончилась двойкой, то тот глубоко ошибается, это только начало садо-процесса. Каждый четверг, был днём пересдачи двоек в УЛО, по всем предметам. Давалось пять минут на пять вопросов: «Будущий пилот должен соображать быстро и правильно» - это первый постулат. Этот тест, среди курсантов, назывался: «Пять минут из жизни лётчика», в смысле, долой пять минут жизни.
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
kovs214
Старожил форума
17.04.2015 04:53
Оценка зависела от количества ответов. Трояк – оценка не зачётная: «На земле знаешь на пять, в воздухе на четыре» - это второй постулат. Тех, кто пересдал на трояк, или повторно на двойку, ждёт голгофа на следующий четверг, но вопросов уже не пять, а десять. Вот такая вот, прогрессия. Что характерно, списать у него было невозможно, да и время, для выполнения теста, было очень лимитировано. Да и тесты у него были – это верх глумление над курсантскими мозгами. Надо отдать должное нашему преподавателю, он как-то неназойливо, но «Авиационную метеорологию» заставил выучить, вложил её в нас, плюс дал хороший конспект на будущее, за это, я ему очень благодарен. Что-то впал я в «курсантское детство», пора уже возвращаться из курсантских, аудиторных кошмаров и ужасов, в мою новую обитель: на мой полевой, просторный, хотя и вонючий от яда, хим-аэропорт. В мой, пропахший ядом, биплан. Мне оставалось сделать крайний полёт, а потом, заправится. Топливо, как раз, оставалось на один полёт. Бак заправлен ядохимикатом. Выруливаю на старт. Красные флажки, которые обозначают лётную полосу, вяло висят на своих коротких древках. Черно-белый, полосатый, ветроуказатель, а попросту, «колдун», словно дублируя флажки, также не подавал признаков жизни, свисая полосатой, безжизненной тряпкой с вершины своей мачты. Какое-то общее затишье и умиротворение, словно природа к чему-то готовилась, или готовила, убаюкивая бдительность. Как бы, не грянула буря… От прогретой земли поднимались токи теплого воздуха, искажая пейзаж и создавая подобие миражей. На аэродроме стояло марево. В раскалённой, алюминиевой кабине биплана, марево было в квадрате. Солнце не жалело своей энергии на разогрев алюминиевой обшивки самолёта, да и двигатель «на коленях», цилиндры которого, выдавали под 170 градусов, тоже подбрасывали тепла в кабину. Возле мартена я не был, но что это такое, представить, наверное, смогу. Там, хоть, можно отойти, а тут сидишь прикованный к штурвалу и сектору газа… Обозреваю небесный сектор – сторону, в которую мне лететь. Немного в стороне, где пролегает моя «воздушная дорога» к полю с пшеницей, «стоит» грандиозное облако вертикального развития, да ещё и с «наковальней». «Наковальня» - это показатель буйной мощи данного облака. Взлетел. Развернулся на курс. До поля лететь минуты три-четыре. Занял истинную высоту 50 метров. Облако осталось немного справа. А впереди по курсу идёт дождь, естественно, это был выброс дождя из этого облака. Но я не придал этой взаимосвязи значения. Ну, дождь, как дождь, войду, слегка помою биплан от яда и пыли. Первый раз что ли.
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
kovs214
Старожил форума
17.04.2015 04:57
Дождь, размытой плёнкой растекся по лобовому стеклу, искажая внешнее видение ориентиров, затем он начал усиливаться, вода уже стала заливать фонарь. В кабине стало темнеть. Самолёт, типа биплан, стал энергично просаживаться, а известно, что всё, что уходит из-под задницы, рефлекторно стараешься, при помощи штурвала, вернуть в исходное положение. Что я и сделал. Скорость мгновенно упала до автоматического отжатия предкрылков, дача взлетного режима, и открытие крана слива ядохимикатов ничего не дали. Самолёт, продолжал уверенно просаживаться. Явно, 1000 лошадиных сил, в борьбе со стихией, биплану не хватало. Лошади не были рассчитаны на условия, в которые я их затащил. Располагаемой мощности не хватало, что бы перебороть потребную мощность. Благо, были автоматические предкрылки, да собственно, они и спасли… Спасибо О.К.Антонову. Слева, сквозь залитый фонарь и пелену дождя, я увидел под собой, лесополосу и отчётливые макушки деревьев с листвой, бегло глянул на радиовысотомер, он показывал высоту…20 метров. Самолёт продолжал просаживаться… Про себя было произнесено хорошо всем знакомое, емкое, матерное слово, на букву П. Но! Снизошло!! В кабине стало светлеть, задница почувствовала опору, в образе сиденья кресла. Через задницу, появилась маленькая надежда, что мы с бипланом выгребаемся из этой, поганой для нас обоих, ситуации. Самолёт, словно радуясь, выскакивает из этой, темной, мокрой неуютной преисподней, в которой он испытывал полный дискомфорт, да и я, вместе с ним. Самолёт мокрый от дождя, я мокрый от пота… Да, помыл, блин, биплан… Всё это длилось, возможно, минуту, полторы, не больше. Прибрал режим, закрыл кран. Поле-то, с пшеницей, ждало нас с бипланом. Прилетел на поле, вылил остатки ядохимиката, развернулся на аэродром. Замигала красная лампочка остатка топлива. «Этого ещё не хватало, для полного счастья» - подумалось. Взлётный режим и, борьба с нисходящим потоком даром не прошли. Подлетаю к аэродрому, выпускаю закрылки, выполняю четвертый разворот, боковой ветер страшной силы «сдувает» меня с посадочного курса, гляжу на красные флажки, которыми размечена посадочная полоса – они полощутся параллельно земле. Такое впечатление, что они сделаны из фанеры, а не из красного материала. Полосатый «колдун», стоял перпендикулярно мачте, на нём не было ни одной морщинки. Ветер дул строго под 90-то градусов к посадочному курсу – боковик. Взлётный режим. Ухожу на второй круг. Выполняю левый вираж, не убирая закрылков. Буду садиться поперёк старта, это конечно, нарушение, но садиться надо, да и поле позволяло, лампочка «сверлит» глаза и мозг. Развернулся строго против ветра, начал снижаться, смотрю на землю, такое ощущение, что самолёт завис над землёй – скорость встречного ветра была чуть меньше скорости полёта. С земли техник стреляет из ракетницы красной ракетой, да я уже и сам вижу, что мне здесь делать нечего.
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
kovs214
Старожил форума
17.04.2015 05:00
Мой аэродром меня не принимает. Мой аэродром «ощерился» на меня ветром. Красная лампочка критического остатка топлива уже горит устойчиво, продолжая «сверлить» глаза и мозг – второе больше. Не убирая закрылки и, не изменяя курс следования, ищу площадку для посадки по курсу. Благо «степь, да степь кругом», единственная проблема – это сурчиная нора, куда может провалиться колесо, а это - «капот», при большой скорости пробега, но будем глядеть. Отошли от аэродрома, где-то с километр. Вроде, подходящая площадка. Смотрю по траве, ветра, вроде, нет. Убираю режим. Снижаюсь. Посадка. Сразу торможение. Выключаю двигатель. Выходим из самолёта – полный штиль. Лепота. Слышно, как потрескивает, остывая, выхлопная труба мотора. Стрекочут кузнечики, и как будто ничего и не было. Смотрю в сторону своего хим-аэродрома, там светопреставление: пыль столбом, бумажные мешки летают в воздухе, мдяяя. А рядом с аэродрома, стоит то самое грозное, кучево-дождевое облако с «наковальней», на периферии которого, я «мыл» самолёт. Скорости его передвижения, можно позавидовать. Догнало оно меня, да уже и достало… Эти видения, как-то, потихоньку уходят в сторону. Вся эта метеорологическая круговерть ненадолго, всё это, заканчивается. А вот, сколько у нас бензина в баках? На этот вопрос ответить точно, довольно сложно. Остаток можно определить, только методом слива, но нам, сейчас, нужен не слив, а долив. Стрелка топливомера «лежит» на упоре… Лампочка аварийного остатка горела уже давно… Просидели мы на импровизированном аэродроме, около часа. Лететь, на свой аэродром, надо было наверняка… Это, конечно не русская рулетка, но какой-то её элемент, присутствовал в этой авантюре… Был один запасной вариант: подвезти сюда топливо в бочке, и заправить ведром, но на это уйдёт много времени, а это были вечерние работы, и солнце на месте не стояло… Запускаю двигатель, разворачиваю нос самолёта, приблизительно, в район 4-го разворота своего аэродрома, чтобы не было, ни каких лишних доворотов в воздухе. Благо местность позволяла.
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
kovs214
Старожил форума
17.04.2015 05:04
Закрылки во взлётное положение. Взлётный режим. Самолёт архи-лёгкий. Короткий разбег и мы, в воздухе. Набираю высоту, чтобы лучше видеть, куда планировать, если движок вдруг «обрежет», и прибираю режим. Закрылки не убираю. Вот и четвертый разворот. У меня слева, лётная полоса как на ладони. «Закладываю» левый разворот. Флажки и «колдун» измождённые ураганным ветром висят на «пол-шестого», будто отдыхая от предыдущей трёпки. Касание. Пробег. Гора с плеч. Бензина хватило!!! Встречают техник с механиком. Мужики, тоже переволновались. Рассказали нам, что было на аэродроме…Может и повезло, что самолёт, в это время отсутствовал на родном аэродроме, таким ветром его могло и перевернуть, если бы он не был пришвартован, а пришвартовать его мы бы не успели, так как, шквал налетает неожиданно и быстро… Зарулил на заправку. Залили пустующие баки бензином Б-91/115. Залили в бак ядохимикаты. И вперёд. Время не ждало. Приближался заход солнца. Эмоционально-нагруженной, однако, вышла вторая половина дня и у меня, и у биплана, при обработке сельхозугодий. Стихия преподала мне хороший и наглядный урок, и заставила, в очередной раз, уважать себя и науку метеорологию. Стихия показала: кто в доме хозяин. И, не за партой, в училище, по пятибалльной системе, а на «лабораторных работах» в небе. Выкарабкались мы с бипланом, с последней плиты, как говорят в авиации. Позже, когда я уже летал на большей техники, наука внесла в авиационную метеорология понятие: «СВ» - сдвиг ветра, шквалового ворота, мезоструи. Всё это связано с кучево-дождевыми облаками… Я же, это попробовал по молодости, по глупости, на биплане, на собственной «шкуре», не зная теории, по причине её отсутствия. Этого урока «от стихии», хватило мне на всю авиа-жизнь (значит - трепануло не слабо). Когда обходил грозы на тяжёлых самолетах, по локатору, и заходил на посадку в зоне грозовой деятельности, непроизвольно, в памяти всплывал этот полёт. А если бы эта «просадка», нас с бипланом, произошла после заправки самолета? При полной взлетной массе биплана? Выгребся бы, или нет? Скорей всего лежали бы мы с бипланом на той лесополосе, мне, скорей всего, ничего бы не было, скорость небольшая, и самолёт парашютировал, а вот биплану, наверное, пришлось бы плохо… Тут, плюсы и минусы всех событий сложились, и согласно алгебры – взаимоуничтожились… Может это и помогло… Кто знает…
НАКОНЕЦ - КОНЕЦ! ;). Ну, навоял! Кого притомил - прошу прощения :)
Viktor49A
Старожил форума
17.04.2015 07:08
Да-аа, брат Олег! Попал ты.
Наверно были многие и из нас, такие же, когда понадеявшись на лошадей под
капотом потом молили б-га, когда стихия показывала всю свою мощь. Что поделаешь,
так мы проходили школу летной жизни и кому-то везло и он делал зарубку на всю
жизнь, а кому - не очень, и он расплачивался либо здоровьем либо в лучшем случае
другой работой.
Спасибо! История очень жизненная.
kovs214
Старожил форума
17.04.2015 07:22
Viktor49A.
Виктор, по молодости, это "пережевывается" проще и быстрее. Вроде как: упал-отряхнулся-пошёл. Голова "болеть" позже начинает, и понимания ситуации приходит по истечению какого-то времени :))
Viktor49A
Старожил форума
17.04.2015 08:25
kovs214:
Это точно.
Попадал в переплёт, когда серая пелена до небес скрыла кучево-дождевые
облака впереди, когда вылетал с точки домой, а борту прошедшему передо мной
(Ми-8) видно было не до предупреждений, следующего за ним борта, о мощной
внутримассовой грозе по трассе, на полпути домой. Синоптики не учли мощность
очагов гроз, а кроме нас двоих в этот период дня, в том районе никого не
оказалось.
Corvus
Старожил форума
17.04.2015 08:39
Не экстремально, но про авиацию.

Фоторепортаж из Алма-Атинской лётной школы, аэродром Боралдай (бывший Бурундай).
Красивые снимки с земли и с высоты.

http://fotografersha.livejourn ...

Viktor49A, надеюсь, Вам особенно интересно будет :)
Беляев 81
Старожил форума
17.04.2015 08:42
С природой шутить нельзя...
Как то возили вахту в Пионерный.
Гроза подходит и мы подходим.
Вокруг чернота.
Командир Добрынин Виктор Константиныч кричит мне возьми управление, а сам ремень привязной подтягивает.
Реально без ремней выбросило бы из сидения(((
Сели в стену дождя. Куда рулить не видно.
Спрашиваю у командира, Константиныч, зачем???? Он плечами пожимает (((
Через двадцать минут солнышко вышло, ветер стих ...
Стихия, страшная штука.

Олег, за рассказ огромное спасибо.

У меня сын в Бугуруслане учился.
У них преподаватель по метео была "тетя Туча"
Вот дрючила их:)))
И никто на нее не обижался:))
kovs214
Старожил форума
17.04.2015 09:10
Corvus.
Отличная ссылка. А кот - это вообще прелесть :))
kovs214
Старожил форума
17.04.2015 09:16
Беляев 81.
Алексей, за период, "летания", осадков и гроз не миновать ;). Некоторые события, вроде как не запоминаются, а про некоторые, даже сейчас, на пенсухе, вспоминаешь, и остатки волос шевелятся :)))
В МАИ не учился
Старожил форума
17.04.2015 09:23
kovs214, спасибо!!
Что называется, "проглотил" на одном дыхании. У Вас налицо талант писателя - не просто буквы в предложения складывать, а в полном смысле вовлекать читателя в происходящее.
Не "зарывайте в землю") Еще раз спасибо!
kovs214
Старожил форума
17.04.2015 09:29
В МАИ не учился.
Благодарю за оценку.
KWVR
Старожил форума
17.04.2015 10:27
то kovs214

Полностью согласен с не учившимся в МАИ. Спасибо.
KWVR
Старожил форума
17.04.2015 10:31
А экипажи с Вами летать не боятся?

Чтобы успокоить некоторых, сразу скажу, что про « потусторонние силы» больше не пишу.))))

По поводу — не боялся ли экипаж летать со мной.

Возможно создалось впечатление, что я был летающей предпосылкой к летному происшествию. За 21 год в ВВС я всего лишь дважды не попал на цель, а выбросок было более 1000. Эти случаи я как раз и описал. Два раза получал неуд за выход на цель по времени — в процессе обучения..

Несколько раз слышал, как КВС просили вышестоящее руководство поставить меня к ним в экипаж ( Домберг М.И., Рунов С.Е....это только в крайней АК ), Думаю, не за красивые глаза.
Конечно были и «косяки» по моей вине. Об одном из них попозже расскажу.

А вот почему я одинок в своих выводах? Чем я таким отличаюсь от остальных ? Почему смог догадаться о том, о чем и сам не знаю ? ))

Возможно благодаря тому, что часто оказывался в экстремальных условиях и ниже описываемому обстоятельству.
KWVR
Старожил форума
17.04.2015 10:35
При поступлении в ВВВАУШ в 1972г. последним экзаменом был психотбор. Определялся IQ.

После этого экзамена ко мне подошел капитан из медчасти ( почему то представители медицины проводили его ) и предложил поработать ассистентом на этих экзаменах. Экзамены все были сданы, оставалось ждать мандатной комиссии. Согласился. Да и просьба капитана — для меня уже не просьба, а приказ.

С меня взяли подписку о неразглашении. В мою задачу входило оценивать результат сдачи абитуриентом этого экзамена — на проверяемую работу накладывался эталонный трафарет и подсчитывалось количество правильных ответов. Были и другие работы, где трафарет не требовался.
К примеру, давались любые две цифры. Например 3 и 5. Пишем их в колонну, 3 под 5, складываем, 8 пишем рядом с 3, 3 сносим вниз под 8, складываем 3 и 8, десяток отбрасываем, 1 пишем рядом с 8, 8 сносим вниз под 1, складываем и т. д.
Через определенное время по команде проводим черту/ и продолжаем это же упражнение вычитанием. Если верхняя цифра была менее нижней, добавляем к ней 10. Затем снова черта- сложение, черта -вычитание и т. д.
KWVR
Старожил форума
17.04.2015 10:40
По прибытию к «новому месту работы» удивился странному ко мне вниманию.

Женщины показывали на меня пальцем и о чем-то шушукались. Меня же интересовало, как я сдал этот экзамен. Ответ — нормально. Так вот по цифрам. Я их тоже проверял.
Обычно абитуриент успевал написать от 1 до 2 с половиной строчек за время теста. Я же помнил, что исписал более половины листа. Скорость записи ограничивалась физической возможностью, просто я не мог быстрее писать.

Позже я смог увидеть результат своей работы, не саму работу, а набранные баллы. По количеству баллов давался вывод: очень настоятельно рекомендуется к поступлению, настоятельно рекомендуется, рекомендуется, не рекомендуется, очень не рекомендуется.

В училище набирали 4 роты примерно по 200 человек. С учетом конкурса, не прошедших по здоровью, не сдавших экзамена — нас было несколько тысяч абитуриентов.
Так вот по баллам я сдал лучше всех.
KWVR
Старожил форума
17.04.2015 10:47
В полевом лагере « Буденовка» жили в палатках по 10 человек. Соседи по моей палатке, да и по соседним, просили сообщить им , как они сдали. Я, по возможности, сообщал. Результаты некоторых запомнил. Со многими учился в одной группе.

Так вот, как они сдали психотбор, так они и учились, так они и летали.

Можно было просто проверить здоровье и провести психотбор. Остальные экзамены не нужны. Я, к примеру, с трудом на трояк сдал физику (физик в школе был никакой ).

А на 4 курсе решили 16 лучших курсантов еще в училище довести до 3-го класса. Его я успешно получил перед выпуском.

Уже в 55 лет в госпитале ЦВЛЭК у психолога поставил рекорд в аналогичных тестах.( со слов молодой врачихи ).
MiGar
Старожил форума
17.04.2015 10:50
kovs214:
Спасибо. А пострадавший курсант нам не знаком (случайно!)?
Viktor49A
Старожил форума
17.04.2015 11:55
Corvus:
Володя спасибо огромное за ссылочку!
Как увидел фото родных ВПП и РД и снимок "на прямой",
так аж сердце ёкнуло:)
kovs214
Старожил форума
17.04.2015 11:58
MiGar.
Нее, это не я :)). Он, у нас учился после технического училища. Постарше нас был. Разрешение ему на учёбу в ЛУ дал Министр ГА, в те времена запрещалось после технического училища поступать в летное, только по великому повелению. Фамилию его помню. По распределению он, вроде, в Саратов попал.
kovs214
Старожил форума
17.04.2015 12:09
Viktor49A:
...Как увидел фото родных ВПП и РД и снимок "на прямой",
так аж сердце ёкнуло:)
-----------
Виктор, точно подметил! Когда видишь такое фото ВПП и, под таким
ракурсом, сразу мысленно "садишься" в пилотское кресло :)))
Corvus
Старожил форума
17.04.2015 12:30
Беляев 81:


У меня сын в Бугуруслане учился.
У них преподаватель по метео была "тетя Туча"
Вот дрючила их:)))
И никто на нее не обижался:))



Веселова Лариса Константиновна. Она вроде бы и до сих пор преподаёт в БЛУГА.

Легенда гласит, что её первая лекция у курсантов очередного набора начиналась со слов:
"Товарищи пилоты! Вы все погибнете!!! Если не будете знать

Дальше уже шла лекция.
Viktor49A
Старожил форума
17.04.2015 12:36
kovs214:
:))
Точно.
1..565758..8081




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru