Раз в месяц на не летающих бортах делали пробу (газовали) по инструкции. Снег, оттепель, потом опять приморозило, тепловой машины с рукавами нет, есть но не греет, с лопастей несущего винта отбили лед, но остались все равно небольшие наросты максимум по миллиметру. Не ожидал, что после запуска двигателей на Ми-8 лопасти начали махать до земли, борттехник стоял перед бортом, оказался юрким, упал на землю и отполз, хорошо по снегу, а не по грязи.
Были полеты, пересадочные ворота на рулежке, идущей от полосы к магистральной. Я стою жду пересадки, сел Ми-2 в ближайшие ко мне ворота, пилот махнул головой, типа иди на пересадку. Только я сделал пару шагов, РП дал команду пилоту перерулить со вторых ворот в первые, т.е. более дальние. Летчик долго не думая дает левую педаль, вертолет резко разворачивается и реакция в очередной раз спасла спортсмена, я лежу на бетоне, а надо мной вращается хвостовой винт.
На Ми-2 в Германии повез несколько полковников проверять ПВОшную точку, она находилась в море на косе. Взлетел со своего аэродрома, забрал их на площадке в Фюрстенберге около штаба армии, пролетели полмаршрута, просят - давай залетим на аэродром Пархим пообедаем (там тоже вертолетчики подчинялись этой пехотной армии). Я - метеоролог предупредил, надо до обеда все дела сделать и вернуться, т.к. подходит ухудшение погоды. Полковники - пообедаем. Запросился у РП, разрешил к ним на заправку. Дозаправились, пообедали, захожу к метеорологам, узнать их прогноз. Говорят, если через полчаса не улечу, то на несколько дней заночуем точно. Я бегом искать пассажиров, те языками чешут, встретили сослуживцев. Они - летим на ПВОшную точку, я - она уже закрыта, через 15мин. и тут закроет, только домой выпускают, пока. Ладно полетели, уговорил. Только взлетели, через 5мин. на 100м. в облаках (там установлены были высоты полетов - на север летишь и запад на 100м., на восток и юг на 200м., Ми-6 на 300м., возможно наоборот, но суть такая), возвращаться не стал, идем по маршруту, а там МВЛ ну очень короткие по 3-5-7мин. Лететь чуть больше часа и эти довороты, то влево, то вправо, смотрю приуныли пассажиры, как-никак погоны авиационные, соображают. Время выходит, должна быть площадка, где их высаживать, в облаках, снижаться не хочется, т.к. там превышение и площадка в лесу. Думаю, ладно еще 1мин. и ухожу на аэродром, прошло минута, ну еще 30сек., прошло 30, думаю еще 5 сек и ухожу, вдруг разрыв в облаках и наплывает новое облако и подо мной, как сейчас помню белый круг, нарисованный краской, а в нем 055, это номер площадки, которая сделана из металлических плит. Левую педаль до упора, тангаж наверно все 180° и с креном, каким только можно, лопасти застучали по упорам, что бы не потерять из виду ее, полетел вниз. Сели, пассажиры бледные, трясут мне руку, типа спасибо, что не убил. Я - да не за что, главное покушали, голодный, не воин. Улыбаются. Высадил, взлетел, набрал 600м. и на привод на свой аэродром, минут 15-20 лету. Первый раз тогда попал, когда облака идут под 45°, голубое небо с одной стороны, с другой ровный верхний край под углом. Смотрю на авиагоризонт и курсовую все нормально, а рука тянет ручку управления в крен, что бы выровнять горизонт по облакам. Начинает мысль грызть, отказали приборы и рука сильней давит крен. Переборол себя, нагнулся, лицо приблизил к приборной доске на 15см., только чтобы видеть авиагоризонт, курс и скорость и так минут 10, пока не вошел в облака. Представляю, что подумал обо мне борттехник.
Да стояли в Джамбуле Ми 10. Первый раз их тогда увидел, огроменные лапы фермы. Огромные, тело акулы с мордой стреозы, цвета хаки. Ми 6 были по сравнению с ними неинтересны, Потом видел Ми 10 К в Воркуте, и думал что у меня глюк, что то ноги у него коротковаты вроде.... А какой звук в полете он создавал!!!!! 30 лет прошло, до сих пор помню. Теперь мои дети смотрят на старые фотографии и удивляются какая была техника.
Спасибо за рассказы. Всех с наступающим новым годом и чистого неба!